Глава 2. Человеческое орудие

Общение между Богом и человеком, как следует из самого этого выражения, требует сочетания Божественных и человеческих качеств, которые делают пророческую весть уникальной. Чтобы быть понятым людьми, Сам Господь Иисус должен был сочетать в себе Божественные и человеческие свойства. «Библия в целом являет собой союз Божьего и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим» (1).

Связь Божественной вести (совершенной, непогрешимой, вечной) с человеческим вестником (несовершенным, заблуждающимся, смертным) не всегда правильно воспринимается. Признать и принять это различие — важный шаг на пути к правильному пониманию системы общения между Богом и человеком.

Когда Бог передавал Свою весть, Он выбирал не только людей, но и язык общения. Как люди, так и их язык часто далеки от совершенства. Как эти несовершенные орудия влияют на совершенную Божью весть? Главная цель данной главы — дать ответ на этот вопрос, важнейший для правильного понимания нами Божественной вести.

Прежде всего, мы хотим дать необходимые пояснения. Рассмотрение человеческих слабостей в жизни, деятельности и языке пророков может быть истолковано как неуважение и отсутствие благоговения. Однако если мы хотим понять Божественную сущность вдохновения, то должны взглянуть на орудия, которые Бог использовал для передачи Своей вести.

Несовершенный вестник

Тот факт, что пророки названы святыми Божьими человеками (см. 2 Петр. 1:21), не означает, что они не могли согрешить, однако признание их человеческих слабостей вовсе не говорит о неуважении к ним. Любая попытка превратить библейских пророков в совершенных или «святых» противоречит самой Библии. Писания, с характерной для них честностью и откровенностью, описывают слабости и грехи пророков, наряду с их достоинствами.

Один из самых удивительных примеров несовершенства Божьих вестников являет собой царь Давид. Хотя он назван «помазанником Бога Иаковлева», хотя он сам утверждал, что Дух Господень говорит в нем (см. 2 Цар. 23:1,2), библейская летопись также свидетельствует о его тяжких грехах. Когда его взаимоотношения с Богом были нарушены грехом, Господь послал другого пророка для исправления Своего слуги (см. 2 Цар. 12:1-13). После того как Давид покаялся и признал свой грех, путь Богочеловеческого общения был снова открыт, и псалмопевец был вдохновлен на то, чтобы написать замечательный псалом-исповедь (50-й псалом). Становится ли 50-й псалом менее вдохновенным из-за того, что Давид был виновен в грехе, а затем покаялся? Конечно, нет.

Мы не можем ставить наше доверие пророческому слову Писаний в зависимость от поведения пророка. То же самое касается и современного пророка. Авторитет пророческой вести не основывается на совершенной жизни или поведении вестника. Елена Уайт никогда не претендовала на совершенство или непогрешимость. «Нам еще предстоит усвоить множество уроков, многому научиться заново. Непогрешимы только Бог и Небо… Что касается непогрешимости, то я никогда не претендовала на нее» (2). Верно то, что Елена Уайт была заботливой матерью, посвященным миссионером, красноречивым оратором, доброй соседкой, любящей христианкой, преданной Богу. Вместе с тем из ее писем и дневников мы узнаем, что она иногда впадала в уныние и депрессию, была подчас не согласна с мужем, допускала ошибки и не раз вынуждена была просить прощения.

Ошибающиеся пророки?

Для тех христиан, которые приписывают качества Божественной вести (совершенной, непогрешимой) человеческому вестнику (считая, что он или она должны быть совершенными и непогрешимыми), ошибающийся пророк — это нечто совершенно немыслимое. Как уже ра-нее упоминалось, поиск ошибок или заблуждений у рабов Божьих, писавших Библию или Свидетельства, кажется делом неуважительным и неблагодарным. Однако, пытаясь вникнуть в суть вдохновения, мы должны проанализировать глубокие различия, существующие между вестью и вестником, и понять, как Бог обращался с пророками, которые неправильно воспринимали истину. Мы рассмотрим три различные ситуации, в которых пророк нуждался в исправлении: 1) когда у пророка были предвзятые идеи; 2) когда пророк опережал Божьи планы; 3) когда пророк верил, что Божьи планы могут осуществиться быстрее.

Предвзятые идеи пророка

В Библии мы находим примеры пророков, которых приходилось исправлять из-за их предвзятых идей. Одна из самых ярких иллюстраций — это то, как Святой Дух решил проблему, мешавшую апостольской Церкви выполнять великое поручение Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16). Среди апостолов было распространено мнение, будто только иудеи могут принадлежать к избранному народу. Святому Духу пришлось исправлять это заблуждение, чтобы Евангелие было проповедано по всему миру. Как мы уже упоминали в предыдущей главе, в случае с апостолом Петром Бог использовал видение (см. Деян. 10, 11), а в случае с Павлом — особые откровения (см. Еф. 3:3-6), чтобы исправить эти ошибочные взгляды апостолов и всей Церкви.

В адвентистском движении мы также находим несколько случаев, когда вестницу Божью надо было поправлять из-за того, что у нее возникали предвзятые идеи. И снова самый яркий пример связан с выполнением миссии Церкви. Адвентистскому движению, как и апостольской Церкви, было поручено донести весть вечного Евангелия до всего мира (см. Откр. 10:11; 14:6). Однако наши пионеры понимали эту задачу ограниченно из-за одного богословского заблуждения, которое они унаследовали от миллеритов. Сегодня мы называем его учением о «закрытой двери». Елена Уайт некоторое время придерживалась этого понятия: «Какое-то время после великого разочарования 1844 года я, как и подавляющее большинство других адвентистов, считала, что дверь милости тогда навсегда закрылась для мира» (3). Некоторые верующие испытывают смущение из-за того, что вестница Господня придерживалась такого ошибочного мнения. Однако на самом деле это выдающаяся иллюстрация того, как Бог обращается с ошибающимся пророком. В последующих видениях Дух исправил это заблуждение — сначала в разуме вестницы, а затем, через нее, и у всех верующих.

Первый вопрос, который приходит на ум, когда имеешь дело с заблуждающимся пророком: как можно быть уверенным в том, что вдохновенные сочинения не содержат заблуждений, вызванных предвзятыми идеями пророка? Тот факт, что Святой Дух исправлял апостолов Петра и Павла, а также Елену Уайт в вопросе о миссии Церкви, вселяет в нас уверенность в том, что Дух контролирует весть. Святой Дух исправляет любые представления, которые могут увести Церковь в неверном направлении.

Пророки, опережавшие Божьи планы

Пророк или вестник нуждается в исправлении также и в том случае, когда он дает советы или наставления, не основанные на Божьем авторитете. В качестве иллюстрации можно привести описанный в Библии случай, когда пророк Нафан энергично одобрил план Давида построить храм Богу (см. 1 Пар. 17:1-4). В ту же ночь Бог открыл пророку, что Его планы были несколько иными. Давид не будет строить храм. Нафан снова пошел к царю и возвестил ему посланную Богом весть.

В истории адвентистского движения мы также находим случаи, когда Бог аналогичным образом поправлял Свою вестницу. В 1902 году Южная издательская ассоциация столкнулась с финансовыми затруднениями. Руководители Церкви обратились за вдохновенным советом. Обдумав сложившуюся ситуацию, Елена Уайт согласилась с руководством, что издательство следует закрыть. Ночью Господь поправил ее, и она вынуждена была записать другую весть: «Моим собратьям, занимающим ответственные посты: в ночь после нашей беседы у меня дома и на лужайке поддеревьями, 19 октября 1902 года, относительно работы на Южном поле Господь открыл мне, что я заняла неправильную позицию» (4).

Пророки, с нетерпением ожидающие возвращения Господа

Апостолы вполне могли понимать и принимать богословское учение о том, что пришествие Мессии положило начало «эсхатологической эпохе», или «последнему времени». Вместе с тем мы должны отдавать себе отчет в том, что никто из них не думал, будто это последнее время растянется на долгие века. Почти все они были убеждены, что Христос вскоре придет опять. Хотя нам доподлинно неизвестно, как именно Святой Дух разъяснил им этот вопрос, тем не менее мы знаем, что апостолы получили дополнительную информацию. Например, в Первом послании к Фессалоникийцам Павел, видимо, выражает твердое убеждение в том, что он живым встретит Господа (см. 1 Фес. 4:16, 17). Однако дополнительная информация, полученная им в промежутке между написанием двух посланий, позволила ему во втором письме дать совет собратьям не ожидать немедленного возвращения Христа (см. 2 Фес. 2:14).

Апостол Иоанн, по-видимому, был убежден в том, что живет в «последнее время» (1 Ин. 2:18). Однако нам известно, что последующие видения, данные провидцу на острове Патмос, помогли ему осознать, что перед пришествием Господа произойдет еще много событий, в том числе и суровые гонения на Церковь. Вне всякого сомнения, Книга Откровение — это ответ Духа на надежды, жившие в душе возлюбленного ученика Иисуса.

Нечто подобное случилось и на заре адвентистского движения. Практически все верующие, включая и вестницу Божью, были убеждены в близости Второго пришествия Христа. Нас не должен смущать тот факт, что Елена Уайт выражала свои чаяния, поскольку в библейские времена точно так же поступали Павел, Петр и Иоанн. Святому Духу снова пришлось исправлять некоторые ощибочные представления и давать дополнительную информацию, чтобы Церковь шла в верном направлении. В 1856 году Елена Уайт заявила, что некоторые верующие, присутствовавшие на одном из собраний, доживут до пришествия Господа, и тем самым вызвала определенные надежды у этой конкретной группы (5). Два года спустя, в 1858 году, вестница Господня получила видение о великой борьбе между Христом и сатаной, а также дополнительную информацию о том пути, который еще надлежит пройти. Впоследствии ей было открыто: «Возможно, нам придется еще много лет жить в этом мире из-за непослушания, как это случилось с сынами Израилевыми» (6).

Эти высказывания, связанные с надеждами пророков на скорое пришествие Господа, попадают в категорию «условных пророчеств». В одном кратком высказывании Елена Уайт открывает нам как минимум три причины, по которым она постоянно думала о скором пришествии: 1) ей было открыто, что времени осталось очень мало; 2) она сама жаждала скорого возвращения Христа; 3) пророчества, в которых участвуют люди, условны.

«Ангелы Божьи в своих вестях к сынам человеческим говорят о том, что времени осталось очень мало. Именно это мне и было открыто. Верно то, что время длится намного дольше, чем мы рассчитывали в начале возвещения этой вести. Наш Спаситель не явился так скоро, как мы надеялись. Так неужели Слово Божье не исполнилось? Ни в коем случае! Следует помнить, что как обетования, так . и угрозы Бога носят условный характер» (7).

Удивительно, как Бог обращается с несовершенными вестниками — людьми. Если у пророка возникает предвзятое мнение, из-за которого он может понять истину в искаженном свете, Дух Святой берет на Себя ответственность за разъяснение ему данного вопроса, чтобы Божий вестник правильно передавал Божественную весть. Если проблема заключается в том, что пророку не терпится увидеть исполнение тех пророчеств, которые он сам возвестил народу Божьему, Дух дает пророку дополнительную информацию, чтобы оградить Церковь от ложных и неправомерных ожиданий. Тот факт, что Божественное орудие направляет человеческое орудие и наставляет его на всякую истину, дает нам уверенность в том, что Божественная весть свободна от заблуждений или ошибок, которые могут запутать верующих.

Несовершенный язык

Хотя адвентисты не верят в вербальную инспирацию (дословное вдохновение, предполагающее, что Бог диктует пророку Свою весть дословно), некоторые неохотно соглашаются с тем, что пророку разрешается использовать присущий ему язык. За исключением нескольких библейских мест (например, Десяти Заповедей), все богодухновенные сочинения являются результатом сотрудничества Бога и людей. Святой Дух вдохновляет пророка, посылая ему видение, впечатление или мысль. После этого вестник начинает подыскивать слова, обороты речи и литературные образы, с помощью которых он сможет точно передать весть. Хотя Дух порой руководит также и выбором слов и речевых оборотов, тем не менее пророк использует присущий ему язык. Это основная причина наличия различных литературных стилей у библейских писателей. По той же причине язык, используемый богодухновенными писателями, часто несовершенный и не лишен недостатков.«Библия написана не на величественном сверхчеловеческом языке. Иисус принял человеческую природу, чтобы во всем уподобиться людям. Библию необходимо было писать человеческим языком, а все человеческое несовершенно…

Библия написана вдохновенными людьми, но она являет собой не Божественный, а человеческий образ мышления и выражения мыслей. Бог как писатель не представлен в Библии…

Вдохновенными в Библии являются не слова, а люди. Вдохновение выражается не в подборе слов и оборотов речи. Оно воздействует на самого человека, у которого под влиянием Святого Духа возникают определенные мысли» (8).

Как лично вы относитесь к этой мысли: «Вдохновенными в Библии являются не слова, а люди»? Да, такие выражения, как «вдохновенное перо», обычно употребляются при описании вдохновенных вестей. Однако, похоже, Бог хочет показать нам, что вдохновенным является отнюдь не «перо», а разум пророка. Практически это означает как минимум две вещи:

1) пророк использует свой, присущий ему язык. Это бытовой язык, усвоенный с детских лет и усовершенствованный благодаря учебе, чтению и путешествиям. Он пользуется не сверхчеловеческим, а обычным человеческим языком.

2) Пророк может допускать орфографические и грамматические ошибки, а также другие языковые погрешности, такие, как несовершенство стиля или неточность воспроизведения. Эти несовершенства должны быть исправлены редактором, который готовит текст к изданию. Редактор исправляет не вдохновенную весть, а несовершенный язык. Обратите внимание на свидетельство самой вестницы:

«Пока был жив мой муж, он был моим помощником и советчиком в передаче тех вестей, которые мне посылались… Полученное в видении наставление я тщательно записывала, когда у меня было время и силы для работы. Затем мы вместе изучали этот материал, и мой муж исправлял грамматические ошибки и убирал ненужные повторы. После этого весть тщательно переписывалась для тех, кому она была предназначена, или для издателей» (9).

«Сегодня утром я даю откровенную оценку своим трудам. Мой муж слишком слаб и не может помогать мне в подготовке рукописей для издателя, а значит, в настоящий момент я ничего больше с ними не сделаю. Я не ученый человек и не могу сама подготовить свои сочинения для типографии…

Думаю, мне надо отложить сочинение, над которым я с таким удовольствием трудилась, и подумать, не смогу ли я стать ученым человеком. Я не специалист в области грамматики. Если Господь поможет мне, я попытаюсь в свои сорок пять лет стать сведущим в науках человеком. Я верю, что Бог поможет мне в этом» (10). Мысль о том, что редактор или секретарь «исправлял» вдохновенные труды, может смутить тех верующих, которые ничего об этом не знали. Тот факт, что пророк пользуется человеческим языком, и притом «несовершенным», может породить разные вопросы. Идея поиска «несовершенства» в Библии или в трудах Елены Уайт может показаться абсолютно неуместной. Однако эту работу придется проделать, поскольку в наших же интересах понять, что Елена Уайт, как и другие пророки, пользовалась несовершенным языком. Готовы ли вы, дорогой читатель, взяться за решение этой задачи?

В Евангелии от Матфея встречается одна явная оговорка, когда апостол, ссылаясь на Иеремию, на самом деле, цитирует пророчество Захарии о тридцати серебренниках (см. Мф. 27:9,10;Зах. 11:12; Иер. 32:6-9). У человека, верящего в вербальную инспирацию, это может вызвать серьезные сомнения. Но для тех, кто понимает, что «Господь говорит с людьми на их несовершенном языке» (1) ([) , это всего лишь подходящая иллюстрация, помогающая нам понять, что Божественная весть доходит до нас с помощью несо вершенного человеческого языка.

Следующее высказывание Елены Уайт, по-видимому, тоже является оговоркой. Она цитирует Павла, но приписывает эти слова Петру: «»Любовь Христова объемлет нас», — писал апостол Петр. В своих пламенных трудах по распространению Евангелия ревностный ученик руководствовался этим мотивом» (12). Вне всякого сомнения, она думала о Павле, а написала имя Петр. Смущает ли вас это вдохновенное высказывание, в котором перепутано имя? Почему Святой Дух не «исправил» эту ошибку до того, как статья была опубликована? К счастью, мы имеем в Библии и в истории адвентизма достаточно доказательств того, что Святой Дух всегда исправлял Своих вестников в тех вопросах, которые имели важное значение для познания истины. Почему же тогда Дух не исправлял несовершенство языка Своих слуг? Он позволял пророкам пользоваться присущим им несовершенным языком, который тем не менее передавал совершенную Божью весть.

Помощь в выборе слов и оборотов речи

Все, сказанное до сих пор, не означает, будто Святой Дух оставляет пророка после того, как передал ему весть, или полностью предоставляет его самому себе, чтобы пророк сам подбирал слова и изречения для передачи Божественной вести. Хотя пророк пользуется привычным языком, Дух продолжает руководить им в выборе слов и оборотов речи. Вот некоторые высказывания, подтверждающие эту мысль:

«Велика благость Господня ко мне. Я прославляю имя Его за то, что мой разум ясно воспринимает библейские вопросы. Дух Божий воздействует на мой ум и дает мне нужные слова для выражения истины… Я пытаюсь восстановить в памяти слова и обороты речи, которые употреблялись при описании той или иной темы. Когда мое перо на мгновение останавливается в нерешительности, мне на ум приходят нужные слова.

Когда я колебалась в процессе написания этих драгоценных книг, мне давалось то самое слово, в котором я нуждалась, чтобы выразить ту или иную мысль… Мне очень хочется использовать только такие слова, которые никому не дадут возможности оправдывать ими свои ошибочные мнения. Я должна употреблять недвусмысленные слова, которые нельзя истолковать превратно и которым нельзя придать смысл, прямо противоположный тому, что в них вкладывался» (13).

Давая весть пророку и направляя его в выборе правильных слов и подходящих оборотов речи, Святой Дух создает идеальные условия для того, чтобы Божественная весть была правильно понята.

Выводы

Нередко Господь удивляет нас Своим непостижимым, а подчас и довольно странным образом действий. Для общения со Своим народом Бог избирал людей, преданных Ему, но далеких от совершенства, и использовал несовершенный человеческий язык. Нам следует благодарить нашего Небесного Отца за то, что Он выбрал не «величественный сверхчеловеческий язык», который понимали бы немногие, а наш обычный язык, который понятен всем. Но, соглашаясь с Его путями, мы должны проявлять осторожность и не путать «сосуд» с его «содержимым». Не следует выбрасывать «сокровище» из-за того, что «сосуд» кажется несовершенным. Как говорит Елена Уайт, «Богу было угодно передать Свою истину миру через людей, и Он Сам Духом Святым давал людям способность совершать Его дело. Он направлял разум в выборе слов, которые надо говорить или писать. Сокровище было доверено глиняным сосудам, и тем не менее сокровище это — небесного происхождения. Свидетельство передается несовершенными средствами человеческого языка; однако это Божье свидетельство» (14).

1. Великая борьба, с. vi.

2. Избранные вести, т. 1, с. 37.

3. Избранные вести, т. 1, с. 63.

4. Письмо 208, 1902 г.

5. См. «Свидетельства для Церкви», т. 1, с. 131, 132.

6. Евангелизм, с. 696.

7. Евангелизм, с. 695.

8. Избранные вести, т. 1, с. 20, 21.

9. Избранные вести, т. 3, с. 89.

10. Из личного дневника Елены Уайт, 10-11 января 1873 г. Издан в «Избранных вестях», т. 3, с. 89, 90.

11. Избранные вести, т. 1, с. 22.

12. Ревью энд Геральд, 30 окт. 1913 г.#См. изречение Павла (а не Петра) во 2 Кор. 5:14.

13. Избранные вести, т. 3, с. 51, 52.

14. Избранные вести, т. 1, с. 26.