Из тьмы веков…

Трудно поверить, насколько молода наука археология. Примерно до середины XIX столетия археологические раскопки были чем-то вроде поисков сокровищ и кладов. Некоторые археологи считали имеющими ценность лишь изделия из драгоценных металлов и неповрежденной керамики. Черепки, скелеты, остатки зданий, сохранившиеся в «пластах» древних цивилизаций и обнаруживаемые во время раскопок, — не представляли для них никакой ценности. Потому и записей во время раскопок тогда практически не вели. Находимые сокровища беспрепятственно вывозились из стран, где были найдены; вот почему в британских, например, музеях теперь едва ли не больше античных экспонатов из Греции, чем в греческих.

Впоследствии ситуация, конечно, значительно изменилась. Теперь для того, чтобы проводить раскопки на какой-либо территории, надо заручиться разрешением правительства страны, которой она принадлежит, причем, только национальные музеи имеют право на владение найденным. Лишь то, от чего отказываются местные ученые и музеи может быть вывезено в другие страны. Когда экспонаты выставляются в местном музее, указывается кем и когда была организована экспедиция, во время которой их обнаружили.

С течением времени постепенно усовершенствовалась техника археологических изысканий. Но хотя кирка, лопата, топор, перочинный нож или кисточка давно считаются устаревшими — они сохранились в качестве индивидуальных орудий труда археологов и по сей день.

Ныне контуры древнего поселения обнаруживает аэросъемка, следы разрушенных крепостей фиксируются с борта самолета магнитными приборами. Окаменевшие волокна растений отправляютя в научные лаборатории, сообщающие археологам сведения о климате, в котором эти растения росли. Вскрываемые мумии рассказывают нам про болезни, которыми болели тогда люди. «Палимпсест», древняя рукопись на пергаменте, написанная по смытому или соскобленному тексту, под воздействием ультрафиолетовых лучей позволяет прочитать эти более ранние записи. Современную археологию следует оценивать как сложную и кооперативную попытку создать новую библиотеку о историческом прошлом человечества.

47. Маркировка археологических площадок.

Археологическая экспедиция наших дней обычно состоит из научного руководителя и разных членов коллектива: инспектора, фотографов, зарисовщиков, и одного эксперта по керамике. Руководитель экспедиции не только осуществляет общее руководство, но и конкретно распределяет работу, вместе с геодезистом производит членение и маркировку археологических площадок (фото 47). Изо дня в день, переходя от площадки к площадке, сравнивает он работу археологических секторов, сопоставляет найденное, анализирует, — чтобы все это охватить в единое целое. Он должен следить, чтобы не возникало простоя. Например, если раскапывающие или носильщики будут медленно работать, а сортировщики и регистраторы тянуть волынку — тогда не окажется корзин на холме, и некоторые останутся без работы. Как на конвейере, все должны работать слаженно.

Каждый вечер руководитель должен вырабатывать планы работ на завтра, проверять чертежи и зарисовки, решать — какими объектами следует заниматься в первую очередь.

Первый полевой сезон имеет, как правило, ограниченную цель, установить земляные наслоения, т.е вычислить хронологию от первого в данном месте поселения — до последнего покинутого здесь города. Для осуществления этой задачи выбирается определенная сторона холма и намечаются три точки: одна наверху, две по флангам. Группа, начинающая раскопки, прокладывает в каждом секторе штольни. По мере продолжения работ открываются древние поселения, пока, наконец, археологи не натыкаются на такой слой, где не находят никаких признаков цивилизации (само собой, что находимое в промежуточных слоях тщательно сохраняется и фиксируется). Это исследование позволяет определить количество находящихся в данных слоях поселений. В следующий сезон деятельность переносится на верхнюю точку холма, и начинается осторожное высвобождение одного слоя за другим (фото 48). Обнаруживаемые следы поселений позволяют постепенно реконструировать каждое из них На рис. 49 — план одного из таких слоев, размаркированный на археологические участки.

48. Снятие слоя почвы.

В самих раскопочных работах могут принимать участие и непрофессионалы, например, завербованные на один сезон местные жители. На каждом участке работают в среднем 10-12 человек. Конечно, как минимум, двое в такой бригаде должны быть компетентными в археологии лицами. Когда попадается какая-либо ценная находка, она извлекается с большими предосторожностями — чтобы кирка или лопата не повредили ее.

49. Разграниченные археологические участки.

Земля насыпается в корзину (фото 50) и относится к месту выброса (фото 51). Перед этим она тщательно просеивается (иногда даже и через сито) на предмет обнаружения в ней мелких монет, бусинок и т.п.

Таким образом вырастает целый курган такой неинтересной с археологической точки зрения земли, в которой, как надеется глава экспедиции, не содержится более ничего ценного (фото 52). И тем не менее он непрестанно опасается, как бы не засыпать что-нибудь по-настоящему важное, например, ворота древнего города… Так случилось, к примеру, в древнем Ассуре (Ирак), где впоследствии выяснилось, что земляными отходами был завален великолепный древний дворец.

Важный фактор успешных археологических изысканий — товарищеские отношения между коллективом экспедиции и ее руководством. Много значат дружеские отношения. Например, один из членов нашей экспедиции начинал свой рабочий день песней. Однажды утром я подпел ему, и с тех пор на восходе солнца мы пели вместе. Фото 50 дает представление об обстановке во время одной из археологических экспедиций.

Раскопки начинаются со снятия верхнего земляного слоя (фото 48). Как правило, прежде всего обнаруживаются глиняные черепки. Если находятся более крупные глиняные черепки, их обычно поливают водой, чтобы установить, нет ли на них рисунка (фото 53). Каждый орнамент или рисунок, как правило, соответствует определенной эпохе. Иногда во время раскопок на свет появляется нечто неожиданное: например, каменные дверные упоры (фото 54). Дверной косяк сверху и снизу крепился именно в такие углубления — (рис. 55). Каменные ворота и двери во времена Лота были обычным явлением (фото 109).

50. Засыпка земли в корзины.

51. Землю относят к месту выброса.

52. Курган «опустошенной» земли.

53. Разрисованные глиняные черепки.

54. Каменные дверные упоры.

55. Дверное крепление.

56. Кирпич с отпечатком козьих копытец.

57. Фундамент дома.

58. Необычный кувшин для масла.

Однажды во время раскопок один археолог обратил внимание на большие пласты глины Рядом были обнаружены печь для обжига и крупные кирпичи размером 53 х 38 х 14см. Один разбитый кирпич сохранил память о козе, переходившей двор, где сохли кирпичи; на фото 56 четко виден след ее копытец. При раскопках в другом районе были обнаружены фундаменты древних зданий, как это видно на фото 57 При строительстве домов в этой части города использовались кирпичи того же самого размера.

Необычайно вылепленный из глины сосуд (фото 58) — вещь, необходимая когда-то в хозяйстве. Оливковое масло хранилось тоже в сосудах и подмешивалось к муке для изготовления мучных изделий. Вспомним пророка Илию и «муку в кадке и немного масла в кувшине» (3 Цар. 17:12). О «масле в сосудах» говорится и в Евангелии от Матфея (25:4; фото 267) Сосуды для масла отличались размером и формой, вместительность их была до литра.

Особая радость для археолога — если найденный при раскопках предмет имеет какую-нибудь надпись. Это может быть стелла (вертикальная мемориальная плита с надписью или рельефным изображением), глиняная табличка или фрагмент (фото 59) Таблички из глины употреблялись как материал для письма, коротких сообщений или как «бланк» для квитанции. На фото 60 — две ручки от винных родосских кружек, надписи на которых гласят- «Хвала моему свежему вину!». Надпись сделана где-то за 300 лет до Р.Х. — во времена эллинизма

При раскопках неподалеку от ханаанского царского города Лахиса были обнаружены 18 «лахисских глиняных черепков» (фото 59) содержащих информацию о военном и политическом положении Иерусалима в канун его разрушения Навуходоносором. Один из текстов — послание о помощи в Египет, другой — оповещение пророку (возможно Иеремии) На печати (ср.фото 215) имя, быть может последнего наместника Иудеи. «Гедалии, правителю над домом».

На фото 61 — чаша с несколькими ручками. Аналогичные чаши употребляются еще и теперь для крюшона. Каждая четвертая из ручек, расположенных в 7,5 см одна от другой, имеет форму животного. На фото 62 — та же чаша после реставрации.

59. Черепок с текстом из города Лахиса.

60 Ручки от родосских кружек с надписями.

61. Чаша с несколькими ручками.

62 Отреставрированная чаша.

63. Иудейские и римские монеты.

64. Слой поселения.

65. Гипсовые основания.

В том, что археологи находят много монет (фото 63), нет ничего необычного (употребление денежных монетных знаков началось за 500 лет до Р.Х.). Слева внизу — серебряная римская монета с орлом, некоторые другие — бронзовые. Две маленькие монетки — две лепты бедной вдовы из Евангелия от Марка (12:41-44). В верхнем ряду — еврейская монета, сделанная в период эллинизма (300 г. до Р.Х.).

Когда раскопки доходят до основания первого слоя поселения — появляется возможность реконструировать эту часть города (фото 64). На фото ясно видна расчищенная почва, фундаменты стен и т.д. На фото 65 и 66 — гипсовое основание в противоположность нашим гипсовым потолкам и гипсовые баки. В таких емкостях хранилось зерно.

Во время раскопок фотограф тщательно фиксирует все обнаруживаемые объекты. Место поселения он фотографирует под разными углами, это должно помочь позднее руководителю связать данный археологический сектор с соседними. Фотографы — незаменимые помощники ученых, ведущих археологические раскопки. Однако фиксация происходит не только с помощью фотосъемки, но и путем карандашных зарисовок, запечатлевающих до мельчайших подробностей все археологические открытия. Археология — наука «необратимая», т.е. она навсегда сносит один культурный слой, чтобы начать под ним исследование другого (фото 67). Именно потому столь важно тщательно зафиксировать в зарисовках и фотографиях каждый культурный слой.

Пожалуй, главной находкой при раскопках являются остатки городской стены (фото 68). В нашем случае на поверхности земли было обнаружено несколько камней. Каменный комплекс увеличивался по мере освобождения его от земли, так сделалось очевидным, что мы открываем городские оборонные укрепления. На фото 69 — боковая сторона и верхний рельеф древнего Дофана (Быт. 37:17 и 4 Цар. 6:13). Археологи прокопали шахту (1,80 х 1,80м) с внутренней стороны для измерения ее высоты (фото 70). Одновременно раскапывалась внешняя сторона — для измерения ширины. После того, как мы раскопали весь объект, вплоть до «дикого» слоя, где уже не было никаких следов присутствия человека, были произведены окончательные измерения: высота укрепления оказалась 6,7 м, толщина — 3,35 м.

66. Гипсовые «баки» для хранения зерна.

67. Разбивание камней.

68 Остатки городской стены.

69. Верхний рельеф стены.

70. Основание городской стены.

Что надо раскапывать?

Холм, образовавшийся в результате наслоений одного исторического поселения на другое, опознаваем по своей форме и находимым на его поверхности обломкам керамики. В форме холма есть нечто от «перевернутой» чаши. Объясняется это тем, что в древности город воздвигался на естественном холме и обносился крепостной стеной (фото 71). Когда поселение приходило вследствие тех или иных причин в упадок, например, оставлялось жителями, — стены построек обрушивались и со временем становились своеобразным фундаментом для постройки нового города. Таким образом холм становился все выше и выше, но площадь его все более уменьшалась, пока достигала такого размера, при котором заселение его было уже невозможно. Некоторые холмы имеют до 22-х культурных слоев поселений, каждый из которых связан с определенным историческим периодом времени. За городской стеной обломочные породы постепенно оползают, но внутри — осколки и черепки ложатся слой на слой согласно тому, как один город возникал на месте другого, — и ждут археолога, который, наконец, займется раскопками.

Большинство упоминаемых в Библии городов находятся на том же самом месте, где появились впервые. Библейский Дофан, например, находится в ста километрах севернее Иерусалима. Он дважды упомянут в Ветхом Завете: там Иосиф был продан братьями в рабство (Быт. 37:17) и Елисей узрел на горе вокруг себя рать Божью (4 Цар. 6:13-17). На протяжении столетий библейский Дофаим и сегодняшний Дофан не раз справедливо отождествлялись. И географическое положение его по отношению к таким древним библейским центрам, как Меггидо и Самария подтверждают это. Первый же взгляд на холм, где расположен Дофан убеждает, что он не естественного происхождения (фото 72). Плоская вершина и террасовидные склоны свидетельствуют о множестве культурных слоев. Некоторые холмы, однако, так разрушены с течением времени, что, только колоссальные скопления керамических черепков являются единственным свидетельством существовавшего на этом месте города.

Имея в распоряжении Библию в качестве исторического документа, археологи сравнительно легко могут опознавать города на Святой Земле. В 3 Цар. 7:45-46, например, упоминаются » и тазы, и лопатки, и чаши из полированной меди», изготовленные по распоряжению царя Соломона «для храма Господа». Рудники, где медь добывалась почти три тысячи лет назад, естественно затерялись и позабылись. Но вот после двадцати лет поисков американский археолог Нельсон Глюк разыскал некие руины, называемые по преданию местными жителями «Медные руины». Археолог начал раскопки. Черный слой гари и шлака на стенах и остатках печей убедили его, что здесь когда-то плавили медь. Южнее были обнаружены еще семь подобных «точек». А найденные тут же керамические осколки явно относились к временам Соломона. Так, наконец, были обнаружены знаменитые древние рудники царя Соломона!

71. Город на холме.

72. Холм, где расположен Дотан.

73. Копи царя Соломона.

Следуя Библии (3 Цар. 9:26; 7:46), Глюк обнаружил «индустриальный центр Палестины»! Плавлением руда очищалась от шлака. Для раздувания огня в плавильных печах древние металлурги использовали ветер. Соломоновы «медные копи» ныне вновь эксплуатируются потомками Соломона (фото 73).

Согласно Библии Содом и Гоморра были уничтожены огнем и серой (Быт. 19:24-28). Раскопки в южной оконечности Мертвого моря (рис. 74) установили, что за 2000 лет до Р.Х. вся эта область была буквально превращена в пустыню в результате вулканического извержения. Прежде здесь были подземные залежи нефти и газа. В 1953 году после пробного бурения как раз в этих местах было обнаружено первое в Израиле месторождение нефти.

В пустынях в районе Беер-Шива (Вирсавия) Авраам держал стада коров и овец (Быт. 21:22-34). Но откуда бралась вода, чтобы поить скот и орошать пастбища? Ученые тщательно исследовали местность, обращая внимание на каждую канавку. При этом были найдены остатки дамб — свидетели былого существования оросительной системы, дававшей возможность использовать каждую каплю дождевой воды. Исходя из сообщения, что Исаак находил в Герарской долине водные источники (Быт. 26:17-19 фото 75), удалось найти некоторые из них. Эти засоренные и заглохшие источники были вычищены, и сегодня израильтяне вновь сделали долину цветущей; в этом им помогла Библия.

74. Мертвое море.

75. Древний источник в Герарской долине

Как пропадают города и предметы

Наверное, читатель будет удивлен, узнав, что движущиеся пески, например, играют лишь незначительную роль при исчезновении «с лица земли» древних городов и селений. Конечно, в пустынях пески играют определенную роль, но главным фактором является все же разрушение города и возникновение нового — на прежнем месте. Города, как правило, возникали возле источников и водоемов, и потому с течением времени они отстраивались вновь именно на прежнем месте, а не на новом. При этом стройматериал — кирпичи, камни и проч. могли использоваться повторно. Но главной причиной сохранения местоположения города было не наличие водоемов и стройматериалов, а религиозные традиции. При строительстве подражали, по возможности контурам прежних строений, особенно при возведении нового храма, в надежде таким образом сохранить покровительство богов и духов, уже «свыкшихся» с этим местом.

Города в древности пустели и разрушались в силу множества разных факторов. Эпидемия, уносившая сотни жизней, заставляла покинуть насиженное место. А покинутое людьми селение — разрушается быстро: глинобитные дома обрушивались, городские стены обваливались, бродившие там звери рыли землю, источники загрязнялись и засорялись, и ветер собирал мусор и остатки в кучи. Когда по истечении определенного времени другие люди селились на прежнем месте, новый город отстраивался на «культурном слое», уцелевшем от прежнего. Иногда города уничтожались пожаром. На фото 57 отчетливо виден слой сажи после такого пожара. Кочевники предпочитали перейти на новое место, чем ликвидировать следы пожара и отстраиваться заново на прежнем. Иногда поселение оставалось покинутым долгие годы, пока, наконец, новые жители не заселяли его. Иногда причиной разрушения было землятресение (фото 76).

Возможно, основной причиной разрушения городов была война. Ведь победа достигалась обычно только тогда, когда тараны разбивали крепостные стены, а пламя охватывало жилые кварталы. Наглядный пример — разрушение Иерихона (И.Нав. 6:24). В ходе раскопок возле крепостных стен часто находят поврежденные скелеты (фото 77) — немые свидетели насилия и жесткости бушевавшей войны. По обнаружении археологами останки, как правило, немедленно «консервируются», для чего разработана целая научная технология, в противном случае — под действием воздуха и света кости быстро саморазрушаются. На данном фото — череп разбит, ключицы сломаны, колени вжаты в грудную клетку, рука сжата в кулак. Когда один врач посетил наш археологический «прииск» мы попросили его установить причины смерти, т.е. провести экспертизу: возраст, пол, вследствие чего наступила смерть. Мы наблюдали, как он «обследовал» потирал себе лоб, что-то бурчал под нос, и пришел к заключению, что этот «человек» когда-то «в течение своей жизни» умер!

С точки зрения Библии факторы, приводившие к разрушению городов, — прежде всего, война, допускались Богом время от времени для наказания язычников за их нежелание покаяться; или врагов Божьих за то, что они гнали Его пророков, или, наконец, народа Божьего за упорство в грехах.

Причины уничтожения Содома и Гоморры, так же как и падение Вавилона, лежат в сфере морали и духа, это — суд Божий. (Быт. 19; Ис. 13:19-22). Благодаря покаянию жителей Ниневии, к которому призвал их Иона, город спасся, жители уверовали (Иона 1:2; 3:1-10). Древний Тир канул в безвестность, а ведь когда-то он был могущественнейшим городом мира, который не смогли победить ни ассирийцы, ни вавилоняне (Иез. 29:17-20). Но Господь предсказал, что стенам Тира суждено пасть и лежать в море (Иез. 26:1-14). Так что через Александра Великого, разрушившего эту твердыню древности, исполнилось Божье Слово. И согласно пророчеству все, что сегодня археологи находят от Тира — это камни вдоль средиземноморского побережья, где натянуты рыбацкие сети и слышится шум прибоя. Археология может здесь лишь подтвердить исполнение пророчества Иезекииля.

Израиль не раз получал суровые предостережения от Бога: из-за непослушания Ему и вследствие своих прегрешений одно из предсказаний было, что его города опустеют или разрушатся (Лев. 26:31-33). Еще египетский царь Сусаким «взял многие укрепленные города в Иудее», так как израильтяне «отступили от Господа» (2 Пар. 12:2-5). Они «издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его», и Бог навел на них царя Навуходоносора из Вавилона, который разрушил стену Иерусалима, а город сжег огнем (2 Пар. 36:15-21).

76. Следы землетрясения.

77. Деформированный скелет.

Иерусалим — наглядный пример города, который был многократно разрушаем и, тем не менее, буквально из руин возрождался вновь на том же самом месте. Впервые он был полностью разрушен Навуходоносором в 587 г. до Р. X., в 70-ом году нашей эры он был вторично разрушен Титом. После вавилонского разрушения Неемия руководит отстройкой иерусалимских стен и ворот в 445 г. до Р.Х. (Неем. 2). Ездра отстраивает храм в Иерусалиме на прежнем месте (Ездр. 1:6). «Культурный слой», на котором строили Неемия и Ездра был, однако, намного старше, и находимые там предметы отличны от тех, что были принесены израильтянами из вавилонского плена.

Датировка по глиняным черепкам

Успех той или иной археологической экспедиции в значительной степени зависит от точности датировки находимых глиняных черепков и изделий. Но каким образом определяют археологи возраст своих находок? Как устанавливают временной период определенного культурного слоя?

Англичанин Флиндерс Петри, всемирно известный египтолог, составил в 1900 году своеобразную «периодическую схему» археологической керамики, которая с небольшими поправками используется наукой и по сей день. Ведя раскопки неподалеку от Иерусалима, он обнаружил склон, размытый дождем и ветрами, вследствие чего многие культурные слои оказались обнажены. Черепки каждого слоя сильно разнились, т.е. каждому культурному слою соответствовали свои керамические останки. Так стало возможно «датирование по ступеням». Чем слой глубже, тем, естественно, и находки старше.

Каждому слою соответствовал свой стиль керамики, что дало возможность идентифицировать археологические находки с тем культурным пластом, где они обнаруживались. Так же и нахождение монет, а иногда и фрагментов с надписями помогли установить периодизацию глиняных черепков и зафиксировать ее в определенной таблице.

На основании своих открытий Ф.Петри вычислил закономерность в соотношении предметов в каждом культурном слое и даже распланировал для археологов возможность датировки на основании формы, структуры, стиля и техники изготовления. «Допуск точности» при таком методе сравнительно невелик: 50-100 лет, если учесть, что возраст обнаруживаемых находок исчисляем тысячелетиями. Если к этому методу добавить еще современное исследование при помощи радиоактивного угля, то датировать глиняные останки можно еще точнее.

Стиль и форма приходили и изменялись, будучи характерными именно для своего времени. Например, чаши и сосуды времен Авраама (3000 — 2100 гг. до Р.Х.) имеют ручки со специальными углублениями для пальцев, что облегчало пользование ими (а мы думали, что только сообразительный современный человек мог изобрести аналогичные углубления для удобства на рулях автомобилей).

Загнутый внутрь ободок кувшина способствовал тому, чтобы налитая в него вода не проливалась. Тогда же употреблялись и кувшины, имевшие две крепкие ручки с маленькими отверстиями, сквозь которые пропускалась веревка, чтобы носить сосуд на плече. На некоторых чашах ободок в одном месте был сплющен и выведен за окружность, что облегчало разлив. Другие сосуды получали форму и «орнамент» плетеного короба, в который заливалась глина, потому и рисунок с внешней стороны глиняного изделия представлял собой отпечаток такого короба. Лампы в этот период немного различались в размере (их диаметр был от 12,5 до 15см). Форма их была иногда кругообразной, иногда приплюснутой с краю (фото 24).

В дни Авраама для нанесения на глиняную поверхность орнамента гончары применяли острые «инструменты»: рыбью кость, гребень — так получался рисунок «ребрышек». Для наибольшей красоты керамику окунали в «глазурь» (глину, разведенную водой до кремообразного состояния), придавая таким образом ей определенный цвет, или перед обжигом поверхность разрисовывали определенным орнаментом. В моде были кувшины с двойными ручками и плоским дном.

Чаши с «лестничным» орнаментом по бокам применялись с 1300 г. до Р.Х., а кувшины и сосуды с красными и черными концентрическими кругами применялись жителями Ханаана во времена Иисуса Навина. В период правления царей Израилевых на керамику наносился глянец путем полирования ее незадолго до обжига. Рисунок наносился острием ракушки или куском кремня.

Если у сосуда — выпуклый ободок, утяжеленный низ и трубообразный носик, значит, он уже более поздних времен.

78. Керамические черепки.

Так случайно обнаруженная в культурном слое холма «чужеродная» керамика может свидетельствовать о переселении какой-либо этнической группы на новое место.

Если б сегодня вдруг разрушились наши современные города, а потом начались археологические раскопки, в разных слоях обнаруживались бы предметы, соответствующие времени: металлические сковородки с покрытием, которые используются в наши дни, были бы обнаружены в верхнем культурном слое. В слое под ним — нашлись бы сковородки из алюминия, а еще ниже — чугунки для тушения. Аналогично обстоит дело и с останками утвари минувших эпох.

На фото 78 — остатки керамических изделий разных эпох. Наверху слева — керамика третьего тысячелетия до Р.Х. В центре — расписные фрагменты времен Авраама — второе тысячелетие до Р.Х. Чуть выше черепок полированного сосуда с крестообразным рисунком — 1000-800 гг. до н.э. Внизу — черепки с рисунком «рыбий скелет» (третье тысячелетие до Р.Х.), а в правом нижнем углу — гончарный фрагмент с буквой Н. Быть может, это инициал гончара?

Регистрация глиняных черепков

Во время археологических работ каждый найденный глиняный черепок кладется в определенный соломенный короб, снабженный соответствующей этикеткой, на которой обозначен культурный слой, время и место находки (фото 79). Когда короб наполнен, носильщик относит его от раскопочного шурфа в определенное место. Содержимое каждого короба промывается работающим в археологической группе мойщиком керамики (фото 80). Он тщательно чистит каждый осколок щеточкой, следя, однако, за тем, чтобы смывая грязь, не попортить орнамента. При этом он должен внимательно следить, чтобы промытые черепки возвращались именно в те же короба и ячейки, откуда были взяты, чтобы всегда можно было лишний раз проверить — какому культурному слою они принадлежат и где обнаружены.

79. Обнаружение керамических черепков.

80. Промывка черепков.

После аккуратной промывки черепки раскладываются на просушку на разграфленной поверхности (фото 81). После этого руководитель данного экспедиционного звена приступает к рассортировке. Из нескольких дюжин черепков лишь два или три могут в конце концов представлять подлинный научный интерес. Остальное бракуется. Ручки кувшинов, ободки, обломки, фрагменты с орнаментом — все это специалист внимательно осматривает. Наконец, немногие черепки одного короба упаковываются в коробки, на которые наклеиваются этикеточки с определенным кодовым номером.

Регистратор керамики (фото 82) снабжает потом каждый керамический фрагмент соответствующей нумерацией и производит его описание, т.е. «протоколирует» найденное: материал, способ обжига, вид орнамента и т.д. Глава экспедиции вечером просматривает результаты дня. Если он обнаруживает преобладание красно-кирпичной керамики с кремовой поверхностью и с внутренней стороны, он будет датировать данный культурный пласт 900-700 гг. до н.э. Такая керамика характерна для Самарии после разделения Израиля на южный и северный. Если руководитель замечает, что преобладают выгнутый обод и ручка с углублениями для пальцев, то культурный пласт датируется 3000-2100 гг. до Р.Х.

Иногда при раскопках обнаруживаются сразу несколько глиняных фрагментов одного сосуда, так что специалист может реконструировать его целиком. Эксперт тщательно зарисовывает отреставрированный предмет, сохраняя точность масштаба (фото 83). Фотограф делает снимки. Эти фото и рисунки пересылаются в соответствующие научные учреждения и там тщательно изучаются. На фото 84 три таких реконструированных сосуда, слева — кувшинчик времен Авраама, справа — судя по концентрическому орнаменту на поверхности, сосуд времен Иисуса Навина, ниже — самаритянская чаша, «современница» израильского царя Ахава (девятое тысячелетие до Р.Х.)

В то время, как специалисты по керамике прилежно занимаются сортировкой и регистрацией, другие члены археологической экспедиции нумеруют обнаруженные фрагменты разрушенных зданий: колонны, карнизы и т.п. (фото 85). Это поможет впоследствии, когда здания будут хотя бы частично, хотя бы на бумаге, реконструированы, определить, как оно выглядело, его размеры и т.д. Найденная подле керамика свидетельствует и о возрасте этих зданий.

В древности керамика была самым необходимым материалом, удобным в обиходе и долговечным. Камень крошится, металл ржавеет, дерево истлевает, стекло превращается в пыль Только керамика остается жить в веках.

81. Просушка и сортировка

82. Регистрация находок.

83. Зарисовка предметов.

84. Отреставрированная посуда.

85. Части рухнувшего древнего здания.

Поэтому именно глиняные останки чаще всего и находят археологи, раскапывая культурные пласты древности, потому столь важна для них керамика минувших цивилизаций.

Диаграмма одного исчезнувшего города

Культурные слои, соответствующие периодам древних цивилизаций, схематично изображены на рис. 86. Холм Дофан содержит в себе одиннадцать культурных слоев. На фото 87 — один из них. Большие плоские камни слева от руки мужчины были частью узкой улицы времен эллинизма (300 г. до Р.Х.). Мы оставили камни в неприкосновенности и рассчитали, сколько надо раскапывать, чтобы достичь следующего слоя. Углубившись на тридцать сантиметров, мы наткнулись на каменные упоры для дверей времен второго «железного века» (900-600 гг. до н.э.).

86. Диаграмма культурных слоев.

87. Культурные слои.

88. Ступенчатый шурф.

Ступенчатый «шурф» в Тель-Едайдахе (Сирия, фото 88) демонстрирует целый ряд наслоенных одна на другую «культур» — в целом 14 слоев поселения от 5500 г. до Р.Х. по 600 г. н.э. Рисунок, параллельный фото изображает следующее (сверху вниз):

1. Слой существовавшей здесь христианской общины, византийские руины 4-7 вв после Р.Х. Обозначен рисунком бронзового креста.

2. Деревня времен от 1 в. до н.э. по 4 в. н.э. Монетка римских императоров и римская лампа.

3. Слой греческого и персидского государств (6-1 вв. до Р.Х.). Греческие монетки.

4. Слои сирийско-хетских времен (11-6 вв. до н.э.). Иероглифы хеттов.

5. Слой с керамическими останками времен филистимлян и Ахайи (13-11 вв. до Р.Х.).

6. Слой с керамикой эгейского стиля, импортировавшейся тогда с Кипра (1 — 13 вв. до н.э.).

7. Характерная для того периода фигурка женского божества (19-16 вв. до Р.Х.).

8. Переходный период, в слое которого найдены различные виды глиняных изделий (21-20 вв. до Р.Х.).

9. Металлические и глиняные предметы (24-21 вв. до н.э.).

10. Начинают встречаться маленькие глиняные сосуды и кувшинчики для питья. Время торгового обмена между Востоком и Югом (27-24 вв. до н.э.).

11. Цилиндр — «печатка» месопотамских времен. Черная и красная керамическая посуда (31-27 вв. до Р.Х.).

12. Металлические человеческие фигурки (36-31 вв. до н.э.).

13. Желто-коричневая керамика и грубо обработанные металлические инструменты (40-36 вв. до н.э.).

Пустой слой

14. Простые изделия из кости и кремня, полированные изделия из глины (5500-5000 гг. до Р.Х.).

Нетронутая цивилизациями земля

Перед тем как рассмотреть археологические открытия, надо ответить на три нижеследующие вопроса.

Какое время следует считать для раскопок наиболее благоприятным?

В основном — после периода дождей перед наступлением летнего зноя. Сезон длится три месяца. Если вблизи археологических работ есть селение, археологи снимают там комнаты, если нет — то живут в палатках. Рабочий день, как правило, начинается с восходом солнца. Невыносимая полуденная жара заставляет рабочих уходить где-то в 15-16 часов домой. Но штаб экспедиции продолжает исследование находок до восьми вечера.

89. Розеттский камень.

90. Копирование древних «лозунгов».

Второй вопрос состоит в следующем:

Как расшифровываются надписи?

Два важных открытия способствовали нахождению «ключа» к расшифровке древнеегипетских иероглифов и месопотамской клинописи. Благодаря находке, сделанной в 1798 г. одним из офицеров наполеоновской армии в Египте, возле Розеты, — камню с надписями на трех языках — тайны древних иероглифов больше не существует (фото 89). Ученые прочитали нижнюю часть текста, написанную по-гречески и, сравнивая буквы с иероглифами собственных имен, смогли идентифицировать соответствие определенных букв с иероглифами. Постепенно они установили, что на всех трех языках на египетском камне написано одно и тоже. Это был торжественный «декрет» мемфисского жреца в честь Птолемея Пятого (203-181 гг. до Р.Х.). Значение находки было не столько в тексте «декрета», сколько в том, что благодаря ей перестала существовать загадка иероглифического письма.

91. Скала Бехистун.

92. Рельеф, изображающий Дария, на скале в Бехистуне.

На фото 90 — современный ученый копирует иероглифы на стенах египетского строения.

Когда были впервые обнаружены месопотамские загадочные таблички, ученые задавались вопросом: что на них — шрифт или орнамент? Только тогда, когда была открыта надпись персидского государя Дария (6 в. до Р.Х.) и ее удалось расшифровать, стало ясно, что речь идет о символической клинописи древней Месопотамии.

В 1835 году британский офицер Генри Равлинсон, находившийся на службе в персидской армии, обнаружил скалу Бехистун (фото 91). На высоте 120м он разглядел гладкую поверхность с надписями и фигурными изображениями. Рискуя жизнью, он забрался туда (фото 92). Следующие двенадцать лет он посвятил тому, чтобы скопировать 1200 строк, вырезанных в камне на трех языках. Владея древне-персидским, он расшифровал имена: Дарий, Ксеркс, Хистаспис. Равлинсон стал разбирать «по слогам» дальше и в конце концов перевел около 400 строк. Это была прижизненная славословящая «эпитафия» персидскому царю Дарию, его весьма подробное жизнеописание, повествование о его правлении в Сузах и подавлении восстания в Вавилоне войсками под его руководством. Дарий хотел таким образом оставить о себе память навечно.

Специалисты убедились, что и тексты на двух других языках повторяют расшифрованный Равлинсоном текст. Так путем сличения уже разгаданного с неизвестным стало, наконец, возможным прочесть большую часть древней клинописи. Чтобы проверить точность метода, использованного при расшифровке текстов Бехистуна, Британский музей разослал целому ряду крупных ученых ассирийский текст одиннадцатого века до Р.Х. Каждый ученый расшифровал его самостоятельно, пользуясь в качестве «ключа» раскрытыми текстами жизнеописания Дария. Результат был ошеломляющим: переводы ученых совпали слово в слово!

Итак мы должны быть признательны как находкам в Розете и Бехистуне, так и скрупулезному труду ученых, расшифровавших древние письмена. Без умения читать древнейшие тексты, мы не смогли бы аргументировано возражать критикам, подвергавшим сомнению то, о чем говорится в Священном Писании.

Археологическая хронологическая таблица

Третий вопрос, на который осталось ответить, касается периодизации. В целом для Палестины действительна следующая хронологическая таблица:

КАМЕННЫЙ ВЕК

Мезолит — приблизительно 9-7 тысячелетие до Р.Х.

Примитивная керамика Неолита — приблизительно 7-6 тысячелетие до Р.Х.

Керамика Неолита — приблизительно 6-5 тысячелетие до Р.Х.

Медный век (альколит) — приблизительно 5-4 тысячелетие до Р.Х.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Ранний бронзовый век — приблизительно 3200-2100 гг. до Р.Х.

Средний бронзовый век — приблизительно 2100-1550 гг. до Р.Х.

Поздний бронзовый век — приблизительно 1550-1200 гг. до Р.Х.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Ранний железный век — приблизительно 1200-900 гг. до Р.Х.

Средний железный век — приблизительно 900-600 гг. до Р.Х.

Поздний железный век — приблизительно 600-300 гг. до . Р.Х.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — приблизительно 300-63 гг. до Р.Х.

РИМСКИЙ ПЕРИОД — приблизительно с 63 г. до Р.Х. по 323 г. нашей эры

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД — приблизительно 323-636 гг. нашей эры

ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД — приблизительно с 636 г. до наших дней.