Свитки мёртвого моря

Объяснение Даниилом сновидения Навуходоносора обращает наше внимание на четыре мировых царства в период от пленения Израиля до явления Мессии:

1. Вавилонское царство, которое во времена правления Навуходоносора завоевало Израиль (фото 219);

2. Мидийско-персидское царство, которое при Кире и Дарий (фото 227) покорило Вавилон и тем самым освободило израильтян;

3. Греческое царство Александра Македонского (фото 236), при котором Израиль вновь обосновался на обетованной земле;

4. Римская империя, когда Израиль опять попал под чужеземное иго.

Как известно, Александр Македонский покорил все известные тогда государства и даже сокрушался, что нет новых миров, которые можно завоевать. Когда он в возрасте тридцати трех лет в 323 году скончался, его владения были поделены между несколькими его полководцами.

В период между 168-164 гг. до Р.Х. сирийский царь Антиох Епифанский (фото 237) пытался насадить в Иудее греческую религию и культуру. Тем самым он хотел предать поруганию и осквернению истинную религию израильтян. Он запретил обрезание и ввел жертвоприношения свиней и других нечистых животных. Это привело к восстанию под предводительством Маккавеев, которое возглавили три брата: Иоанн, Симон, Иуда. После ряда блистательных побед Иерусалим был освобожден.

В 165 г. до Р.Х. Иерусалимский храм был очищен, приведен в порядок, и там вновь начались богослужения.

Политический «вакуум», образовавшийся в этот период на Ближнем Востоке, привел к тому, что Израиль в течение целого столетия наслаждался политической независимостью.

Дом Маккавеев получил доступ к высшему священнослужительству, несмотря на то, что происхождение и образование его членов этому формально не соответствовали. В ходе времени этот священнический клан все более, однако, запутывался в междоусобицах и отходил от религиозных дел. Определенный моральный упадок священнослужительства в конце концов привел к тому, что выделилась группа традиционалистов, вставших в жесткую оппозицию. В результате мятежа в Иерусалиме было распято свыше восьмисот человек.

В силу вышесказанного — около 140 г. до н.э. многие священнослужители бежали из «города крови» Иерусалима — в Кумран на берегу Мертвого моря. Примерно в 100 г. до Р.Х. там образовалась священническая община, предводитель которой сумел вдохнуть в нее благочестие, надежду и веру. Целью кумранских священнослужителей было:

236. Александр Македонский.

237. Сирийский царь Антиохий Епифанский.

238. Веспасиан.

239. Карта с обозначением Кумрана.

240. Пустыня Иудейская вблизи Мертвого моря.

1) Хранить духовную и телесную чистоту;

2) Придерживаться авторитета Моисея, пророков и сказанного в Псалмах;

3) Практиковаться в навыках ежедневной веры;

4) Хранить Слово Божье для потомков.

После их размещения в районе Мертвого моря и распространения греческого владычества — приблизилось время четвертой из предвещенных Даниилом империй.

В 63 г. до Р.Х. войска римского полководца Помпея пришли в Иерусалим и легионеры окончательно лишили Израиль политической свободы.

241. Пещеры вблизи Кумрана.

242. Сосуды.

Однако ненависть к оккупантам в Израиле была столь сильна, что к концу 60-х гг. нашей эры по всей стране то и дело происходили волнения. Все без исключения иудеи стали врагами Рима. И Риму не оставалось ничего другого, как жестоко подавлять вспышки иудейского недовольства. Это, конечно, касалось и кумранскои общины, члены которой, несмотря на их тихий образ жизни, находились в состоянии «холодной войны» как с коррупционным священством Иерусалима, так и с легионерами Рима. Войско Веспасиана (фото 238) расположилось в Иерихоне, невдалеке от Кумрана (ср. карту на рис. 239). Когда в Кумране это стало известно, священнослужители собрались, как они предполагали, на свою последнюю совместную молитву, а священные свитки спрятали в пещерах на западном побережье Мертвого моря, сами надеясь скрыться от римлян в пустыне (фото 240). Без сомнения, они думали в будущем вернуться за своими свитками. Однако легионеры Веспасиана в 68 году нашей эры заняли кумранские поселения и, как доказано, уничтожили их. На фото 240 — снимок с воздуха на пустынный берег Иудеи вблизи Мертвого моря, где некогда жили члены кумранской общины и где они спрятали свои священные свитки.

В 1947 году молодой пастух-бедуин проходил там в поисках затерявшейся овцы и, заметив небольшую расщелину, метнул в нее камешек. Необычный звук заставил его остановиться. Он обнаружил пещеру (фото 241, стрелка), а в ней — большое количество вместительных сосудов (фото 242). Юноша разбил несколько из них в надежде найти там сокровища, золото, серебро, драгоценности. Но нашел он — древние свитки, те самые, которые члены кумранской общины спрятали перед лицом римской угрозы за 1879 лет до этого.

На фото 243 — вход в одну из таких пещер. Это открытие явилось настоящей сенсацией и пролило свет на те части Священного Писания, которые были написаны задолго до пришествия Иисуса Христа. Так, начиная с 1947 года, были найдены все тексты Библии, за исключением книги Есфирь.

243. Вход в одну из кумранских пещер.

244. Кожаный свиток, ткань и фрагмент текста о сотворении мира.

245. Свиток Исайи.

246. Рукопись — учебное пособие.

247. Медные свитки.

Эта книга, очевидно, не вошла тогда в канонический свод текстов потому, что праздник Пурим (в честь победы израильтян над врагами) не стал еще традиционным обычаем.

Многие свитки были написаны на тонкой коже (фото 244), скручены в рулоны и завернуты в льняную ткань (фото 244). Один из свитков (фото 245) сохранился совершенно неповрежденным. Это книга пророка Исайи. Позднее был обнаружен «комментарий» к одной из частей книги пророка Аввакума. Среди многочисленных сохранившихся свитков было и учебное пособие, рассказывающее о жизни и религиозных обычаях кумранской общины (фото 246). Оно открывается описанием ритуала приема в общину. Были найдены и свитки с текстами не библейского содержания — среди них народный «Гимн благодарения», напоминающий псалмы Давида.

Критики Библии пришли в изумление: ведь кумранская находка — от свитка к свитку — подтвердила наш вариант Библии! Расхождения оказались совершенно незначительными, да и их можно объяснить индивидуальностью переписчиков. Писцы работали над копированием свитков изо дня в день. Лучше всего сохранившийся свиток Исайи — 7,5 м в длину. Он состоит из 17 пергаментных листов размером примерно 38×25, сшитых вместе.

Другого рода свитки — на меди (фото 247) — были обнаружены позднее. Для того, чтобы их прочитать, потребовалось сконструировать особое устройство (фото 248, 249). Рулоны состояли из 3-х листов меди, спаянных между собой, длина их была 2,4 м. В двенадцати колонках текста содержится перечисление бесценных сокровищ: слитков золота, серебра, священных сосудов и монет. Но, увы, нет указания на то, где спрятаны эти богатства, так что тайник с ними так и не обнаружен.

Датирование свитков

Интересно, каким образом были датированы кумранские свитки.

1. Посредством радиоактивного облучения удалось установить возраст полотна, в которое свитки были завернуты (175 г. до Р.Х. — 225 г. н.э.).

2. Путем изучения палеографии (палеография — наука, изучающая историю письма). После палеографического обследования и анализа крупнейший современный археолог В.Ф.Альбрехт заявил: «Все компетентные ученые, ознакомившиеся с предложенным материалом, датируют свитки 180 г. до Р.Х. — 70 г. н.э.»

3. Керамика, глиняные осколки и сами сосуды (фото 242) принадлежат виду, распространенному не позднее первого века нашей эры.

4. Медные пластины свитков изготовлены способом, характерным для металлической обработки в первый век нашей эры.

5. В одном из кумранских тайников обнаружено свыше пятисот серебряных монет (фото 250), бывших в ходу в первом веке до и в первом после Р.Х. ‘ ‘

248. Медный ролик.

Другое важное открытие в районе Кумрана помогло археологам точнее определить время существования там религиозной общины.

Следы землетрясения, датируемого 31 годом до Р.Х., видны на ступенях церемониальной кумранской лестницы (фото 251). При раскопках было обнаружено также множество утвари, древних «чернильниц», остатки письменных столов из гипса, 14 бассейнов и купален и сложную систему путепроводов. Один бассейн был размером 15 х 4,5 м. Дело в том, что кумранские мудрецы проводили ежедневные омовения. Вероятно, Иоанн Креститель, сын священнослужителя, был знаком с кумранской общиной. Недаром евангелист Лука сообщает об Иоанне Крестителе: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лук. 1:80).

249. Распечатывание медного ролика.

250. Клад серебряных монет.

251. Следы землетрясения.

Древняя еврейская крепость Массада (южнее Кумрана) также была обнаружена археологами, и раскопки там подтвердили данные о сопротивлении иудеев легионерам.

Имеется, например, древнее сообщение, что члены одной религиозной общины перед лицом агрессии решились на массовое самоубийство, но перед тем — сожгли свое поселение, оставив лишь склад с продуктами, чтобы римляне наглядно увидели, что не недостаток питания побудил их к жертвенной смерти.

Раскопки действительно подтвердили, что за исключением склада с провиантом все было уничтожено.

Городские руины несут на себе остатки искусных фресок, полы облицованы разноцветным камнем.

В одном ущелье (190 м глубиной) под Массадой найдены остатки иудейского лагеря Очевидно, это было место, где согласно историческому рассказу, две женщины с пятью детьми сумели укрыться и потом поведали миру о мужестве осажденных.

В Массаде же был обнаружен и фрагмент свитка, исписанный по-еврейски. Способ письма аналогичен кумранскому. Ориентировочно он датируется 73 г. после Р.Х.

Роль кумранских свитков в христианстве

До того, как были обнаружены свитки Мертвого моря, наиболее древними манускриптами с текстом Ветхого Завета считались датируемые девятым веком нашей эры.

Благодаря кумранским находкам мы располагаем теперь ветхозаветными текстами второго-третьего века до Р.Х Естественно, что это открытие имеет колоссальное значение для исследования Библии

Некоторые «авторитеты» полагают, правда, что кумранские тексты ставят под вопрос существование Христа и Его учения, так как многое, что казалось специфичным именно для христианства, обнаружено в жизни кумранской общины Они считают Иоанна Крестителя, Иисуса и апостолов всего лишь последователями священнослужителей из Кумрана.

Но на самом деле определенное соответствие между Кумраном и христианством вовсе не означает, конечно, что второе целиком вышло из первого. Есть совпадения в отношении к добру, к бедности, к участию в общих трапезах, наконец, в крещении через погружение. Члены кумранской общины считали крещение водой ритуалом, означающим очищение. До крещения полагалось два года «послушничества», т.е. испытательного срока. Обряд крещения известен и иудеям — при обращении язычников.

Но через Иоанна Крестителя и раннюю христианскую Церковь крещение стало действенным для всех кающихся — без различия национальности и совершалось непосредственно после открытого исповедания веры во Христа (Деян. 19:4, 8:35-39).

Большинство вопросов, связанных с открытием свитков Мертвого моря, касаются личности Иисуса Христа. В двух кумранских текстах упоминается несколько раз некий учитель справедливости. О его происхождении и причинах смерти ничего конкретного не известно. Он не был основателем кумранской общины, но был признан учителем. Некоторые почитали его за пророка, ибо как обещал Господь: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их» (Втор. 18:18). Однако нигде нет и намека на мессианство кумранского учителя. Нет упоминаний об обстоятельствах его рождения, о непорочном зачатии или манере его учительства (притчи? проповеди?). Если он автор одного из кумранских текстов, то мы можем смело сказать, что его учение весьма отлично от евангельского. Ему не приписывается никаких чудес, не говорится, что у него были ученики. Если руководителей кумранской общины считать апостолами учителя, то и тогда служение их отличается от новозаветного. Смерть кумранского учителя вкратце упоминается, но нет никаких сведений о его воскресении или вознесении. Так что в кумранских свитках нет ничего такого, что ставило бы под сомнение единственность и неповторимость личности Иисуса Христа.

Вместе с тем в свитках этих нет и ничего, что бы отличалось от истины христианского вероучения, которое мы находим в наших переводах Библии Евангелист Лука свидетельствует, что Христос читал в синагоге пророка Исайю (Лук. 4:16-18). И он читал тот же текст, что читаем и мы в наших Библиях Когда мы ссылаемся на библейский текст, мы цитируем то же Слово Божье, что и Христос. Отклонения от текстов кумранских свитков минимальны и никак не относятся к существу дела Например, мы читаем в книге Исайи (159) «воды Димона». В кумранском варианте текста написано «воды Дибона». У Исайи в нашей «транскрипции» сказано «горы уровняю», а в свитке — «холмы уровняю». Как видим, различия текстов несущественны.

Соответствие между кумранским текстом Исайи, ветхозаветным текстом 826 г. н.э и тем текстом, которым пользуемся мы, — доказывает, сколь бережно копировали переписчики Библию. Книга Исайи та же, что и 2700 лет назад, когда она возникла у него под пером.

Почти два тысячелетия молчание кумранских священнослужителей свидетельствует об истине, что «всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал».

Но из Кумранских пещер дошло до нас свидетельство и о том, что, хотя и трава засыхает и человек умирает, — Слово Божие пребывает вовек! (1 Петр. 1:24-25).