Глава 20. Божество Иисуса Христа

Все христиане согласны, что Бог Отец является Божественной Личностью и Богом в полном смысле этого слова. А Кто же Иисус Христос? Был Он просто Человеком? Ангелом? Архангелом? Или Он — более чем все перечисленные личности? Возьмем Библию и только Библию, как наш единственный путеводитель и будем внимательны при нашем изучении.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДСТОЯЩЕГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Молитва. Очень серьезно, искренно молитесь о присутствии Святого Духа, чтобы Он осветил ваших друзей — Свидетелей Иеговы, ибо эта тема является наиболее важной при беседе с ними. До тех пор, пока они не воспримут действия Святого Духа, они не смогут понять эту насущную истину! «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12,3). В данном случае слово «Господь» происходит от того же греческого слова, которое Общество Сторожевой башни переводит словом «Иегова». Приведенный выше текст в действительности суммирует цель и вызов этого изучения.

2. Обозрение прошлой 19 главы: «Только Один истинный Бог». Напишите итог, приведенный в конце 19 главы на доске или бумаге.

3. Выслушайте ваших друзей — Свидетелей Иеговы — их представление об Иисусе Христе. И затем, давайте предоставим место Свидетельству Слова Божьего о Христе. Кто Он?

1. «БОГ КРЕПКИЙ»

«Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» Ис. 9:6. В следующей главе сказано: «Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному». «Бог сильный» — отождествляется с Иеговой — в контексте этой главы. Наши друзья — Свидетели Иеговы быстро ответят, что здесь представлен «Бог крепкий», но не «Всемогущий», но в Ис. 9:6 приведен неотразимый факт, что Христос — «Отец вечности» — вечный Отец. Это доказательство, как ничто другое превосходит все выдвигаемые против Иисуса Христа понятия, что Он не Бог.

2. ИИСУС — ТВОРЕЦ

«Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». (Иоан. 1,3). «Ибо Им, Создано все, что на небесах и что на земле… И Он есть прежде всего и все Им стоит». (Кол. 1:16—17).

3. ИИСУС — НАШ СПАСИТЕЛЬ

1. Лук. 2:11. «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

2. Иоан. 4:42. «Он истинный Спаситель мира — Христос».

3. Деян. 4; 12. «Ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись».

4. 2Петр. 1:1. «По правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».

5. 2 Тим. 1:10. «Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь».

6. Тит. 2:13. «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»

7. Фил. 3:20. «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа».

4. ИИСУС РАЗДЕЛЯЛ СЛАВУ ОТЦА

Иоан. 17:5. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».

5. ИИСУС — «ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ»

1. Откр. 1:8. «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержатель».

2. Откр. 1:17. 18. «Я есмь Первый и Последний и Живый».

3. Откр. 22; 12. 13. «Се гряду скоро и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

6. ИИСУС — КАМЕНЬ

1. Ис. 28; 16. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующий в Него не постыдится».

2. 1 Кор. 10:1-4. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестилися в Моисея… и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

3. Матф. 16:18. «На сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Христос спросил Своих учеников, за кого они почитают Его? Петр от имени учеников признал: «Ты Христос (Мессия)». Затем Христос сделал дальнейший шаг в отождествлении Себя, говоря о Себе: «На сем Камне Я создам церковь и врата ада не одолеют ее». Что в этом тексте речь идет не о Петре, а о Спасителе,- свидетельствует сам Петр: 1 Петр. 2:3-6.

ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ

После приведенных фактов об Иисусе Христе, наши друзья — Свидетели Иеговы будут тронуты происходящим изучением, видя, что при полном библейском свете эта тема не так проста, как представляет ее Общество Сторожевой башни. Свидетели Иеговы в каждом шаге изучения будут мысленно отстаивать свою позицию, некоторые даже могут находиться в паническом состоянии. Вы можете бросить вызов, задавая следующие вопросы:

1. Верите ли вы, что Христос — Иегова?

2. Верите ли вы, Что Христос — Бог?

3. Верите ли вы, что Христос и Отец — составляют одну Личность?

4. Исходя из этих вопросов,- верите ли вы, что есть три Личности Божества?

Конечно, не пытайтесь ответить на все эти вопросы сразу. Пусть Свидетели Иеговы увидят, что Сторожевая башня никогда не предпринимала столь широкого библейского охвата этой темы. Позвольте им увидеть эти проблемы, как они есть. Пусть они убедятся, что они не в состоянии найти истину в учениях Общества Сторожевой башни. Подчеркнув с новой силой затронутые проблемы, постарайтесь вникнуть снова в их важный смысл.

ПРОБЛЕМЫ

1. ОДИН ИСТИННЫЙ БОГ ИЛИ ДВА?

Это — первая проблема. Общество Сторожевой башни говорит, что есть всемогущий Бог — Отец и «Крепкий Бог» — Сын Иисус Христос. Но таким образом мы имеем два Бога, а Библия подчеркнутым образом говорит, что есть только Один истинный Бог: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10. 11). Однако, Библия в Новом Завете учит, что Христос есть Бог: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:23). Рождение Иисуса наглядно показало, что с нами Бог. [38] Иисуса Христа признавали как Бога: «Господь мой и Бог мой» (Иоан. 20:28). Иисус похвалил Фому за его понимание и веру, проявленную в его исповедании. (Слово «Господь» в греческом языке — то же слово, которое Общество Сторожевой башни обычно переводит словом «Иегова»). Теперь спросите своих друзей Свидетелей Иеговы относительно этой проблемы. Верят ли они, что есть один или два Бога? (Стоит заметить, что в Библии есть много мест свидетельствующих, что Христос есть Бог: Иоан. 1:1-3; 1Тим. 3,16; Евр. 1:9; Рим. 9:5; 1 Иоан. 5; 20).

2. ОДИН ТВОРЕЦ ИЛИ ДВА?

Мы уже исследовали категорическое библейское подчеркивание в книге пророка Исаии 44:24, что Иегова «сотворил все, Один распростер небеса и Своей силою разостлал землю». А затем мы читаем ясное высказывание в Новом Завете, что все было создано Иисусом Христом (Иоан. 1:1-3; Кол. 1:16,17). Как примирить между собой эти библейские факты? Возможно Общество Сторожевой башни имеет какое-либо учение по данному вопросу и в состоянии дать ответ? Заявлять, что Иегова Бог Отец был единственным Творцом и употребил лишь Иисуса Христа для своей творческой цели,- создает проблему с библейскими заявлениями, что «Иегова сотворил все Один» и никто другой. Посему мы возвращаемся к проблеме: Один Творец или два?

3. ОДИН СПАСИТЕЛЬ ИЛИ ДВА?

Мы уже изучали библейские высказывания, что Иегова является единственным Спасителем «и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11). И все же в Новом Завете Спасителем является Иисус Христос. (Деян. 4,12; Лук. 2:11; Фил. 3,20).

4. РАЗДЕЛЯЕТ ЛИ ИЕГОВА СВОЮ СЛАВУ?

Из заявления в книге прор. Исаии 48:11 «Славы Моей не дам никому»,- следует, что Иегова не дает Своей славы никому. Однако Иисус в Своей молитве к Отцу заявляет, что Он уже разделял эту славу прежде создания мира. (Иоан. 17:5). Как примирить эту проблему?

5. МОГУТ ЛИ ДВА БЫТЬ «ПЕРВЫМИ И ПОСЛЕДНИМИ?»

Иисус в Откр. 1:17. 18 и в Откр. 22:12. 13. заявляет, что Он является «Первым и Последним». Иегова претендует, что Он является «Первым и Последним». (Ис. 44:6). При тщательном исследовании этого текста: есть ли два Иеговы — «Иегова Царь Израиля и его Искупитель Господь Саваоф»? Эти два Иеговы представлены как один Бог или два?

6. ОДИН КАМЕНЬ ИЛИ ДВА?

В Ис. 44:8. Бог заявляет, что «Нет другой твердыни (нет другого Камня — оригинал), кроме Него». Но Апостол Павел называет Камнем Израиля Иисуса Христа. В 16 главе Матфея Иисус назвал Себя Камнем, на Котором построена церковь. Библия имеет в виду один Камень или два? Если Христос был Камнем, Который шествовал вместе с Израилем, был ли Он в таком случае Иеговой? И снова настойчивый вопрос — есть ли два Иеговы?

7. ЕСТЬ ЛИ ДВА ИЕГОВЫ?

Из приведенного выше изречения ваши друзья, Свидетели Иеговы могут спросить, а атеисты будут удивляться: «Есть ли в Библии две Личности, названные одинаково? Они должны быть готовы к следующему шагу в этом изучении, что есть две отдельных личности, Которые называются Иеговой. «И пролил Господь (Иегова) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Иеговы) с неба» Быт. 19:24. Первый Иегова находился на земле, беседовал с Авраамом, а второй Иегова пролил дождем серу и огонь с неба. Обратите внимание еще на одно место Писания, где представлены два Иеговы: «тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня. Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь… и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе» (Зах. 2:9-11). В этих текстах первый Иегова — «Господь Саваоф», Который послал «Меня». В следующем стихе «Меня» отождествляется с пришедшим — «говорит Господь» — вторым Иеговой.

8. ЯВЛЯЛСЯ ЛИ ИИСУС ЛЮДЯМ КАК ИЕГОВА?

Прежде исследования библейских мест о явлении Иеговы людям, нам необходимо уразуметь следующий факт: никогда человеческие существа не видели Бога Отца: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца» Иоан. 6:46. «Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан. 5:37). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). Исходя из смысла этих текстов, мы знаем, что если когда-либо и были явления Личности, по имени Иегова, мы можем знать, что этой Личностью не был Бог Отец. Теперь обратим внимание на явление Бога Иеговы Аврааму: Быт. 18:1. «И явился ему Господь (Иегова) у дубравы Мамре». Быт. 18:3. «И сказал: Владыка! (Иегова) Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Быт. 18:13-14. «И сказал Господь (Иегова) Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа (Иеговы)? Быт. 18,22. «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом. Авраам же еще стоял перед лицом Господа (Иеговы)». Быт. 18:32. «Авраам сказал: да не прогневается Владыка (Иегова), что я скажу еще однажды; может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти». Быт. 18:33. «И пошел Господь (Иегова), перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место». Поскольку в Содоме не оказалось и десяти праведников, Иегова отошел от Авраама и направился к Содому, вызывая огонь и серу от Иеговы с неба: «И пролил Господь (Иегова) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Иеговы) с неба». Быт. 19:24. Был ли Иегова, разговаривавший с Авраамом, Иисусом? [39]

9. БЫЛ ЛИ ИЕГОВА ИИСУСОМ ХРИСТОМ?

Да! Иисус, будучи на земле, заявил, что Он был Тем, Кто являлся Аврааму и принес ему радость: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще 50 лет,- и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:56-58). В вышеприведенном тексте Иисус не только заявляет, что Он был Тем, Кто являлся Аврааму, но также претендует на божественное положение, называя Себя «Я есмь» — имя Бога, данное Моисею, когда Моисей спросил Бога о Его имени. (Исх. 3:13. 14). Иудеи не сомневались на что претендовал Иисус — Он называл Себя Богом, что рассматривалось как богохульство и наказывалось ужасным наказанием — побиением камнями, посему следующий стих говорит: «Тогда взяли каменья чтобы бросить на Него, но Иисус скрылся и вышел из храма» (Иоан. 8:59). [39] Посему за претензию быть Богом, что выражалось простым «Я Есмь» Иисуса за малым не побили камнями; иудеи знали, что «Я Есмь» — означало быть Богом,- быть Тем, Кто являлся Аврааму и Моисею как Иегова.

10 ЧТО ОЖИДАЕТ НАС, ЕСЛИ МЫ НЕ ПРИЗНАЕМИИСУСА БОГОМ ИЛИ «Я ЕСМЬ»?

Иисус предостерег Иудеев, что если они не уверуют, что Он — «Я Есмь» (Сущий) — они умрут в грехах своих. (Иоан. 8:24). «Тогда сказали Ему: Кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Иоан. 8,25). Вышеприведенный текст говорит, как серьезен вопрос, если личность не верит в Иисуса, что Он есть «От начала Сущий» — «Я Есмь». Иудеи спрашивали Иисуса: «Кто же Ты» (Иоан. 8:25). «Чем Ты Себя делаешь?» Иоан. 8:53. И когда Он ясно представился им, показывая что Он был Тем, Кто говорил с Авраамом и возрадовал его, будучи «Сущим»,- они разгневались и хотели побить камнями. Эти иудеи были искренними, верными своей организации и ее взглядам. Им Иегова сказал: «Вы Мои свидетели» (Ис. 43:10). Не может ли произойти сегодня, чтобы претендующие на роль Свидетелей Иеговы совершили ту же трагическую ошибку? Если они отказываются верить, что Он есть «Сущий, Я Есмь», подобно древним иудеям, которые отвергали Его Божество,- тогда современные Свидетели Иеговы погибнут в своих грехах!

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА,ЧТО ИИСУС ЯВЛЯЕТСЯ БОГОМ

Просмотрите вышеприведенные тексты в оригинале и различных переводах. Они ясно говорят, что Иисус является Богом:

1. Иисус назван Богом. Ис. 9:6. Иоан. 1:1. Иоан. 20:28. Рим. 9:5. Тит. 2:13. Евр. 1:8.

2. В Иисусе — полнота Божества телесно: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» Кол. 2:9.

3. Иисус — вечен: «Нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

4. Иисус — Царь-царей и Господь господствующих: «Они будут вести брань с Агнцем и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17:14.) В первом послании к Тимофею (1 Тим 6:15) апостол Павел применяет эти титулы к Богу.

5. Иисус выдвигал в Своей речи божественные претензии. Пророки говорили: «Так говорит Господь», а Иисус авторитетно заявлял: «А Я говорю вам» (Матф. 5; 28. 32. 34. 39. 44).

6. Иисус — Вездесущий: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20).

7. Иисус — Всезнающий: Петр сказал Ему: «Господи Ты все знаешь!» (Иоан. 21:17).

8. Иисус — Всемогущий. Он не только создал все, но заботится и поддерживает все творение. (Кол. 1:16. 17. Евр. 1:3).

9. Иисус, будучи Богом, достоин поклонения. Когда Иисус родился в нашем мире, Отец повелел: «И да поклонятся Ему все ангелы Божьи» (Евр. 1:16). Ангелы отказываются принимать поклонение. (Откр. 19:10. Откр. 22:8. 9) ибо только Бог достоин поклонения. Матф. 4:10.

10. Иисус приглашает молиться во имя Его: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14:14). И даже есть примеры молитв — личного обращения к Иисусу: «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи, Иисусе! прими дух мой»! (Деян. 7:59). И последняя молитва в Библии обращена к Иисусу: «Свидетельствующие сие говорит: «Ей гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

СРАВНЕНИЕ ССЫЛОК, ОТНОСЯЩИХСЯ:

к Богу Иегове

к Иисусу Христу

Ис. 40:10. «Вот, Господь Бог грядет с силою… награда Его с Ним».

Откр. 22:12. «Се гряду скоро и возмездие Мое со Мною».

Ис. 44:6. «Так говорит Господь… Я Первый и Я последний».

Откр. 22:13. «Я есмь Алфа и Омега… первый и последний».

Пс. 101:26. «В начале Ты основал землю, и небеса — дело рук Твоих».

Евр. 1:10. «В начале Ты, Господи, основал землю и, небеса — дело рук Твоих».

Ис. 43:11. «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня».

Деян. 4:12. «Нет другого имени, Которым надлежало бы нам спастись».

Втор. 32:3. 4. «Имя Господа прославляю… Он твердыня» (камень).

1Кор. 10:4. «Камень же был Христос».

Ис. 45:21-23. «Не я ли Иегова?.. Предо Мною преклонится всякое колено».

Фил. 2; 10. 11. «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено».

Ис. 40:3. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу». (Иегове.)

Матф. 3:3. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Иегове)»

Пс. 67:19. «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков… чтобы обитать у Господа Бога» (Иеговы).

Ефес. 4:7.8. «Посему и сказано: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам».