Странная песнь

Во время 47-го лагерного собрания Огайской конференции, проводимого в Менсфилде, сбылись ожидания адвентистов седьмого дня. Выступающие рассказывали вдохновляющие истории о развитии миссионерской работы и обратились к слушающим с призывом к дальнейшему самопожертвованию. На собраниях утром и вечером пели побудительные старые гимны: «Есть сила в крови Христа», «Се, стою Я у дверей» и др. Молитвенные группы собирались каждый день, чтобы вспомнить о больных, миссионерах, книгоношах и других тружениках на ниве Божией. На собрании в 1908 году многие молились и о том, чтобы Дух Святой даровал церкви еще большую силу для свидетельства.

Вдруг неожиданно, словно порыв бури прошелся над лагерем, оставив только упавшую палатку, как бы в доказательство того, что могло произойти. Происшедшее нарушило установленный порядок. Раздававшаяся в исполнении какой-то женщины песня звучала словно пророческое свидетельство: «Он грядет, Он грядет. Будьте готовы, будьте готовы… Примите Святого Духа».

Пока люди выходили из палаток, женщина снова и снова повторяла свою возвещающую песнь. Со слезами, стекающими по щекам, она заверяла, что слова «продиктованы Духом» (1).

Слушатели не были столь уверены в этом. Даже в 1908 году адвентисты верили в необходимость проверки пророческого лепетания, небесных языков и харизматических явлений. В последующем обсуждении, в котором приняли участие ее муж, их близкие и родные, не обнаружилось полного единства в доверии этому явлению. Вскоре возник беспорядок, вызвали полицию, и гости попали в тюрьму. На следующий день в газете «Daily Shield» (2) под длинным заголовком была опубликована статья Вот отрывок из нее:

«Дар языков вызывает беспокойство. Мацкин заявляет, что он владеет китайским наречием, которое снизошло к нему от Бога. Так же и его мать стала экспертом еврейского языка после видения Разногласия на лагерном собрании привели к аресту Мацкина, его жены и дочери, а также двух женщин из их компании. Они проводят богослужение за решеткой и, кажется, очень гордятся своим положением»006 .

Адвентистские историки могли бы сомневаться в правильности решения официальных лиц, которые столь негостеприимно обошлись с семейством Мацкиных и их друзьями, но эта семья и в дальнейшем снискала плохую славу. Мы встречаемся с ними снова в один из ноябрьских четвергов в доме Е. Уайт в Элмсхавине в Калифорнии. Отчет об их беседе представляет интерес и в наше время, потому что он освещает проблемы современного проявления языков

Когда Е. Уайт спустилась из своей рабочей комнаты 12 ноября 1908 года, то увидела их впервые. Она никогда прежде не встречалась с Мацкиными и не слышала об их «опыте» на лагерном собрании. Перед нею стояла хорошо одетая чета, желающая обменяться необычным опытом, который произошел с ними в период молитвенной недели 1905 года в Финдлайской церкви штата Огайо. Ниже приведен отчет по стенографической записи, сделанной Кларенс Крайслер, секретарем Е. Уайт. Там же присутствовал и сын Е. Уайт,

В. К. Уайт, который устроил встречу по договоренности с ним за день до этого (3):

Мацкин: В молитвенных чтениях 1905 года обращалось внимание на то, чтобы искать Святого Духа. Мы в своей маленькой церкви три дня молились и постились (не всегда вместе). Мы чувствовали необходимость в более глубокой работе и осознавали большую нужду в Духе Божием. С того времени мы начали изучать работу Духа Святого…

Господь дал мне особую весть — последовать жизни апостолов. В Мф. 18:1-3, когда ученики пришли ко Христу, мы читаем: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царствии Небесном»? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно, истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное».

Теперь я учу тому, что мы должны делать,- искать обращения силой Иисуса. То есть, мы можем принять истину о субботе, о состоянии мертвых и все другие, защищать и проповедовать их, но все-таки потерять небо. Ибо я остаюсь необращенным человеком, если не получу от Иисуса Его преобразующую силу.

Я обращаю внимание на другое место, на 17 главу Евангелия от Иоанна и читаю молитву Христа перед распятием. В ней Он молился об освящении Своих учеников: «Освяти их истиною Твоею: Слово Твое есть истина».

Затем я обращаюсь к 24 главе Евангелия от Луки, чтобы показать, как апостолы получили это благословение, освящение и опыт в их жизни С 45 стиха до конца главы: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословил их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью, И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».

Я учу, что это благословение — благословение освящения, полученное ими от Бога. Мы ищем Бога, осознавая себя грешниками, пока не обратились. Когда мы обратились, молимся о силе освящения, чтобы жить чистой, полезной жизнью. Нет, это не мгновенная работа, не дело одного момента. «Однажды освященный — всегда освященный» — это неверное понятие. Но мы должны настолько непоколебимо и настойчиво просить, чтобы получить это благословение. Все это психологически влияет на нас. Мы хотим прославлять Иисуса и это делает нас такими любящими, нежными и добрыми. Но мы замечаем, что ученики не были готовы выйти с этими благословениями и выполнять работу своего Учителя. Он велел им ждать, пока они не будут наделены силой свыше. Тогда мы молимся и продвигаемся дальше в вере. В этом нас ободряет глава «Просеивание» из книги «Ранние произведения»: «И как мы продолжали с верой, пока большие капли пота не выступили на нашем челе. Вера — эта та же сила, посетившая учеников, и она существует и в наше время и ободряет нас».

Когда это обещанное благословение почило на нас, согласно нашей молитве к Богу, мы испытали такой же опыт, о котором говорится во 2 главе Деяний. Когда на нас сошла обещанная сила, мы говорили на других языках, как Дух давал провещевать.

В Толедо, когда мы возвещали свою весть на улице, нам встретился поляк-католик. Когда говорила моя жена, на нее сошел Дух Божий и говорил через нее на другом языке. И хотя она не понимала его, поляк воскликнул: «Я знаю, что говорит эта женщина. Она говорит на моем языке о несчастье, которое вскоре постигнет этот город».

В других случаях, когда кто-либо получал благословение говорить на языках, Господь мог дать мне тот же язык и мы могли беседовать на языке, который Дух Божий дал нам для разговора. Даже трое или четверо могут участвовать в беседе, а так как для них это иностранный язык, то один ждет, пока закончит другой, и все говорят по порядку. Это опыт, который мы получили согласно обещанному благословению.

Все это соответствует опыту Петра с Корнилием в 10-й главе Деяний и также в 19-й главе этой же книги. Сначала следует изучение Слова Божьего, затем наш личный опыт. Все связанное с этим опытом, даже гонения,- насколько мы способны различать,- говорит, что наш опыт соответствует опыту ранних апостолов, как это записано в Слове Божием. К примеру: нас заключили в тюрьму в штате Огайо.

Е. Уайт: Когда это произошло?

Мацкин: Шесть или восемь недель назад. В Клайде живет воистину посвященная семья, с которой мы познакомились там, и это делает честь нашему народу. Четверо маленьких детей научены молиться каждый день и очень интересно наблюдать за этой семьей во время семейного богослужения.

Когда мы пришли туда, они жаждали иметь благословение, которое получили мы, и возносили молитвы о получении этого дара и получили его. Когда Дух сошел на них, некоторые начали плакать, и среди них маленькая девочка 10-11 лет. В комнату вошла бабушка и, увидев плачущую девочку, подумала, что я произвел на нее месмерическое влияние, то есть подействовал гипнозом. Но через несколько недель тот же Дух опять сошел на эту девочку, когда мы были в городе Толедо и там возвещали весть. В данном случае это было ясным доказательством, что происшедшее не было моим влиянием на ребенка. Когда я через месяц вернулся в город, один из родственников просил арестовать меня за проявление этой месмерической силы, как они ее называют.

Было назначено судебное расследование, и я просто полагался на доказательства Слова Божьего о том, что мы живем в последние дни и, согласно 2-й главе Деяний, в эти дни Господь обещал излить Свой Дух на всякую плоть. И результатом этого должны явиться пророчествующие юноши и девушки.

Между прочим, именно через эту девочку, когда на нее сошел Святой Дух, мы были направлены в Толедо, как мы и поступили. Эта девочка под влиянием Святого Духа указала на меня пальцем и затем в направлении Толедо, потом сказала: «Ты пойдешь в Толедо». Это соответствовало 2-й главе Деяний: «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». Я знаю эту семью и, проверив их жизнь, мы не осмелились сомневаться и пошли.

В то же время нам возвестили, что в Толедо нас заключат в тюрьму. Так оно и случилось. Все происшедшее было доказательством того, что мы находились под влиянием Святого Духа, ибо предсказанное исполнилось. Мы принесли нашу весть в город, а нас арестовали.

Если мы находимся в заблуждении, мы честно пребываем в нем, но если это от Духа Святого,- мы хотим следовать этому. Дух велит нам исследовать Слово, велит быть серьезными, велит быть воздержанными в пище, велит поступать точно так, как мы говорили.

Что касается моей жены, Дух действует через нее и мы верим, что это дар пророчества, который будет излит на всякую плоть Этот Дух ведет нас к доброте и чистоте жизни, и мы не можем все это понять иначе, как точное исполнение Слова Божьего, что такие опыты являются результатом получения благословений Духа Божьего.

Они распространяют о нас всякие нехорошие слухи, не соответствующие истине. Мы удивляемся, когда слышим их. В них нет даже малой доли правды. Но все это соответствует тому, что говорит Слово Божие. Первыми, кто арестовал нас, были адвентисты из лагерного собрания в штате Огайо.

Е. Уайт: Какие адвентисты, ведь адвентистов много?

Мацкин: Адвентисты седьмого дня. За год до этого мы еще не получили полного благословения, но имели Духа Божия в такой мере, что нам нравилось приглашать людей в свою палатку и молиться вместе с ними. Именно так говорится в 8-м томе «Свидетельств»: «Наступило время для полного преобразования. Когда начнется это преобразование, дух молитвы повлияет на каждого верующего и изгонит из церкви дух несогласия и споров. Бывшие в несогласии, сблизятся. Один член действует в правильном направлении и повлияет на других, чтобы соединиться с ними в молитве об излитии Духа Святого Среди них не будет беспорядка, ибо все будут согласны с волей Духа» («Свидетельства для Церкви», том 8, стр 251).

Имея в виду это благословение и наш интерес к людям, мы побудили 26 человек пойти на лагерное собрание, где они могли бы получить силу. Эта работа велась до прошлого года.

До того, как мы отправились в лагерь, а мы пришли только в пятницу, моя жена и две другие женщины (моя мать и сестра Эдварде, свояченица председателя конференции) искали Господа. Я по поручению отправился в город, а Дух Святой повелел сестре Мацкин пойти в лагерь и петь там. Что петь, Он должен был сказать уже там. Она плакала как малое дитя и, казалось, не сможет устоять, потому что Господь показал ей состояние нашего народа: «Скоро падут язвы, а они не готовы». В то время не проходило еще никаких собраний, и Дух сошел на нее, когда она вошла в расположение лагеря. О том, что пела моя жена, она может сама рассказать.

Миссис Мацкин: Господь возложил на меня эту обязанность и я не могла бороться против этого. Я так хотела сказать и петь об этом. Я не могла освободиться от этой обязанности. Я призвала сестру Эдварде к молитве и так стояла посреди лагеря и пела именно то, что Господь открыл мне: «Он грядет, Он грядет. Будьте готовы, будьте готовы».

В книге «Ранние произведения» (стр. 71) написано следующее: «Как многих я видела приближающимися ко времени скорби без всякой защиты». «Примите Духа Святого» — это слова песни, которую я пела и я пела ее все снова и снова. Ее могли слышать все и они собрались вместе. Но до этого Господь показал мне, как они будут ломать свои руки, когда на них падут язвы. Господь в одно мгновение может нам показать, и это лучше, нежели просто говорить об этом. Итак, Он показал мне, как они будут ломать себе руки и это еще больше увеличило мое бремя. И тогда нас арестовали.

Я спросила одного проповедника, из стоящих там, он был из Пенсильвании: «Считаете ли вы, что пение нарушает порядок лагерного собрания?» На что он ответил: «Я никогда раньше не слышал такого пения. Оно потрясло меня, так говорят все. Оно звучит очень сильно в самых прекрасных тонах голоса и, кажется, поднимает нас от земли». Это бывает в том случае, если поют без подготовки, как диктует Святой Дух.

В таком случае пение звучит воистину прекрасно. Есть ли у вас какой-нибудь совет для нас, сестра Уайт? Е. Уайт: Я не имею особенной вести, чтобы передать вам. Мне было показано, что перед концом мира подобное будет происходить. Но я не могу сказать что-либо по этому поводу теперь.

Мацкин: Есть ли какие-нибудь вопросы у брата Уайта? В. К. Уайт: Я не знаю ничего лучшего, как молиться, чтобы Господь дал маме весть, и затем некоторое время наблюдать за развитием событий. Всегда лучше изложить ей вопрос кратко и ясно, и тогда в следующий раз можно встретиться и побеседовать с ней. Мацкин: Мы постились и молились. Если мы заблуждаемся, мы хотим знать об этом, так же, как если бы мы были правы. Миссис Мацкин: Наши братья определенно думают, что мы заблуждаемся.

Е. Уайт: В какой местности вы пели?

Мацкин: В городе Менсфилд, штат Огайо, на лагерном собрании.

Е. Уайт: Эта песня, которую вчера вечером пела миссис Мацкин, была импровизацией или это известный псалом? (На молитвенном собрании в санатории брат Мацкин передал свое свидетельство, после чего последовало пение миссис Мацкин.) Миссис Мацкип: Да, это был псалом из нового сборника «Христос и пение».

Мацкин: Слушая эту песнь, вы едва ли могли получить представление о ее пении, когда слова дает ей Дух Святой. Самое восхитительное впечатление бывает, когда она поет «Слава!» Она говорит, что во время пения ей кажется, будто она находится в присутствии Иисуса и ангелов. Она снова и снова повторяет слова «Слава! » Ее контролировали с помощью фортепьяно и музыканты сказали, что по высоте тонов — это необыкновенное пение. Она не может петь такую песнь иначе, как только молясь в Духе, когда на нее сходит особая сила.

Миссис Мацкин: Мы можем иметь силу только тогда, когда ищем Иисуса.

Мацкин: Сестра Уайт, Господь даровал нам силу изгонять злых духов. Демоны обладают многими людьми. Я вспоминаю одно ваше утверждение, написанное несколько лет назад, где сказано, что сегодня, как и во дни Христа, во многих людях пребывают злые духи. Когда мы находимся на собрании, эти духи также находятся там и они вынуждают людей делать странные вещи. Я обратил внимание на то место в Библии, где Иисус был в храме. Он изгнал злого духа такими словами: «Замолчи и выйди из него». Господь наставляет нас, чтобы мы сразу ложились на землю, ибо демоны повергают нас, когда выходят. В начале мы обнаружили, что когда запрещаем злым духам, они закрывают людям глаза, иногда заставляют их лаять по-собачьи, или высовывать язык, но когда мы продолжаем запрещать им, люди открывают глаза и становятся спокойными, а демоны…

Когда злые духи уходят, Господь через Духа Святого говорит, что они вышли все. У одной женщины было шесть злых духов и она говорит, что чувствовала, как они вышли. Ей казалось, что они были вырваны из каждой части ее тела.

Наши братья говорят, что этого не может быть в последние дни, но мы находим, что это соответствует словам Спасителя, когда Он давал ученикам поручение в последней главе Евангелия от Марка: «Уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками.

Миссис Мацкин: Все это мы получим не сразу.

Мацкин: Прочитаем остальные слова из Евангелия от Марка: «…будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им, возложат руки на больных

и они будут здоровы. Итак, Господь после беседы с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении Слова последующими знамениями. Аминь». Наш опыт, согласно нашему пониманию, подтверждается Библией. Здесь у меня есть нечто, что я хотел бы прочитать: «В первый субботний вечер, находясь в общении с верующими в Ньюкастле, мне показалось, что я нахожусь на собрании, осознавая необходимость и важность получения Духа. Это было бремя моего труда — открыть наши сердца для Духа Святого. В связи с получением силы свыше возникает вопрос, который мне кажется столь же уместным в наше время, как и во дни апостолов: «Что является доказательством?» Если мы получаем Дух Святой, разве у нас не должен быть такой же физиологический эффект, как и тогда?» Можно ожидать, что и мы будем говорить, как Дух даст нам провещевать.

Е. Уайт: В будущем мы получим особые признаки влияния Духа Божьего, особенно в то время, когда наши враги наиболее сильно выступят против нас. Наступит время, когда мы увидим удивительные явления, но каким именно образом? Будет ли это подобным опыту учеников после получения ими Духа Святого в день Пятидесятницы, я не могу сказать.

Мацкин: Мы будем постоянно молиться Господу, прося дать совет относительно этого вопроса. Итак, я оставляю вам наш адрес, и если у вас будет что-то сказать нам, мы будем рады получить весть.

Е. Уайт: Вы, вероятно, пробудете здесь еще несколько дней?

Мацкин: Если Дух Святой скажет нам, что наша работа выполнена, мы уедем, но если Он повелит нам ждать, то мы останемся. Он руководит нами. Когда я представлял эту весть в различных общинах, Дух Божий свидетельствовал об этом так, что многие плакали и говорили: «Да, мы нуждаемся в силе, мы нуждаемся в помощи и эта сила — община. Давайте искать Бога!» Миссис Мацкин: Истинным испытанием является любовь, как об этом написано в 13-й главе 1 Кор. Мацкин: Сатана желает препятствовать этой работе. Мы запечатлены обетованным Святым Духом. Я представляю такой факт из книги «Ранние произведения», где говорится о том времени, когда ангелы хотели отпустить четыре ветра: «Иисус с жалостью посмотрел на незапечатленный остаток и, подняв руки, воскликнул: «Кровь Моя, Отче! Кровь Моя! Кровь Моя! Кровь Моя!» Он повторил это четыре раза, ибо Его народ не был еще запечатлен. Он повелел одному ангелу быстро лететь к тем четырем с вестью: «Держите! Держите! Держите! Держите их, пока не будет положена печать на челах рабов Бога нашего». Когда я представляю это перед собранием, это сильнее всего действует на самых серьезных и посвященных. С этого момента сестра Уайт начала рассказывать случаи из ее опыта относительно фанатизма в ранний период адвентистского движения, продолжая разговор в течение, примерно, 30 минут. Она вспомнила верующих, предававшихся странным движениям тела, которые действовали, в основном, подчиняясь своим впечатлениям. Они пытались показать свое смирение, падая на пол. Они танцевали и пели, повторяя восклицание «Слава!», прыгая с воздетыми руками и восхваляя Бога в течение почти получаса. Она говорила и о других, которые думали, что работать грех. И еще о тех, которые думали, что верующие праведники уже воскресли.

Согласно дальнейшему высказыванию Е. Уайт, она была призвана порицать такой фанатизм, как навлекший позор на дело Божие и как отвлекающий умы верующих и, особенно, неверующих от живого Слова Божия к действиям людей, что в конечном итоге препятствует провозглашению вести. Она сказала: «Могущество Церкви заключается в силе, сопровождаемой ясным представлением Слова. Нужно возвысить закон Божий и ясно излагать трехангельскую весть — так, чтобы люди могли слышать истину и решать, кого слушать -Бога или человека».

Она подчеркнула, что Святой Дух работает таким образом, что это вызывает приятное впечатление у людей. Когда сестра Уайт рассказала о своих ранних опытах с фанатизмом, Мацкин перебил ее.

Мацкин: Если мы теперь будем молиться, и эта сила сойдет на мою жену, сможете ли вы распознать, от Бога ли это или нет?

Е. Уайт: Я ничего не могу сказать вам относительно этого, но я потому рассказала вам об этих опытах, чтобы вы знали, что происходило среди нас. Всеми возможными средствами мы пытались освободить церковь от этого зла. Именем Господа Бога Израилева мы заявили, что Бог не действует таким образом через Своих детей. Это приносит поношение на истину и создает ярко выраженное предубеждение и противодействие В своей работе мы должны знать прямой курс и стремиться достичь людей в их положении.

Мацкин: Помню, я читал об этом в первом томе «Свидетельств для церкви» — о вашем опыте по борьбе с фанатизмом и о деле на Востоке, когда они назначили, как мне кажется, определенный срок — 1855 год. Е. Уайт: Некоторые танцевали и пели «Слава, слава, слава. .» Иногда я тихо сидела до тех пор, пока они не прекращали петь, и тогда я поднималась и говорила: «Господь не действует таким образом. Таким путем Он не привлекает людей. Мы должны направить разум людей к Слову, как основанию нашей веры» В то время я была почти ребенком, но должна была нести свидетельство против таких странных проявлений И всегда с того времени я стараюсь быть очень осторожной, чтобы ничего подобного не проявилось снова среди нашего народа. Каждое проявление фанатизма уводит мысли от основания истины — от Слова Божьего.

Вы можете занять твердую позицию, но находящиеся рядом под вашим влиянием могут не быть столь же последовательными, и в результате ваши руки могут быть заняты чем-то таким, из-за чего станет почти невозможным произвести нашей вестью и работой правильное впечатление на неверующих. Мы должны идти к народу с надежным словом Божиим, и когда они примут это Слово — может прийти и Дух Святой. Однако, как я отметила, Он всегда приходит так, что это производит хорошее впечатление на людей Нашими разговорами, пением и всей духовной деятельностью мы должны заявить, что спокойствие, достоинство и страх Божий — это факторы, которые могут повлиять на каждое истинное дитя Божие.

Постоянная опасность заключается в том, что мы допускаем в нашу среду явления, которые можем рассматривать, как работу Духа Святого, но в действительности такая работа является плодом духовного фанатизма. Пока мы позволяем врагу истины вести нас ложным путем, мы не можем надеяться, что нашей трехангельской вестью сможем оказать влияние на честные сердца. Мы должны быть освящены послушанием истине.

Я боюсь всего, что склонно отвратить разум от твердых оснований истины, как они открыты в Слове Божием. Я боюсь этого, я боюсь этого! Мы не должны выходить за пределы разума, то есть решать что-либо без участия разума, чтобы враг не вошел в нашу среду и не направил все беспорядочным путем. Люди с повышенной возбудимостью легко впадают в фанатизм, и если мы позволим войти в церковь тому, что ввело бы таких людей в заблуждение, то вскоре увидим, что эти заблуждения достигнут крайностей, и тогда поношение ляжет на всю церковь АСД.

Я теперь занята вопросом, как снова издать некоторые из ранних опытов, чтобы наш народ был осведомлен обо всем, ибо мне давно известно, что фанатизм снова проявит себя различным образом. Мы должны укрепить наши позиции, опираясь на Слово Божие, остерегаясь всяких странностей и необычных опытов, которые очень быстро распространяются и внедряются в практику Если мы позволим, чтобы такие беспорядочные явления вошли в нашу среду, мы не сможем явить нашу работу так, как следует. Мы должны теперь противостоять фанатизму всеми возможными путями. Я нашла необходимым рассказать вам об этом

Мацкин: Да, но все, что вы говорили, не соответствует нашему опыту. Мы были очень осторожны в этом вопросе и находим, что тот опыт, через который мы прошли и который сегодня утром пытались изложить вам в общих чертах, точно соответствует опытам рабов Божи-их в древности, как это представлено в Слове Божием.

Е. Уайт: Во время служения Христа на земле, в работе, которую выполнял Спаситель и Его ученики, принимали участие благочестивые женщины. Если бы противники этой работы смогли найти что-либо недостойное в их поведении, это сразу бы прервало работу Но несмотря на то, что женщины работали со Христом и апостолами, вся работа велась на таком высоком уровне, что не вызвала со стороны противников и тени подозрения. Они не находили никакого повода для обвинений. Мысли всех были направлены больше к Священному Писанию, нежели к людям. Истина возвещалась разумно и так ясно, что все могли понять ее.

Я боюсь, что нечто свойственное фанатизму может быть внесено в среду нашего народа. Очень много таковых, которые должны пройти освящение через послушание истине. Сейчас я пишу на эту тему. В этой вести замечательная логичность, которая призывает к рассуждению Мы не можем позволить, чтобы возбуждающие элементы в нашей среде проявили себя таким образом, чтобы уничтожить наше влияние на тех, кого мы хотим привлечь истиной. Потребовалось много лет, чтобы изжить неблагоприятное впечатление об адвентистах, воспринятое неверующими, ибо им было известно о странных и опасных действиях фанатичных элементов среди нас в первые годы нашего существования как отдельного народа.

Мацкин: То, что вы передаете нам, считать ли свидетельством под влиянием Святого Духа, или это просто совет, рассказ о вашем опыте?

Е. Уайт: Я рассказываю вам о том, что было

Мацкин: Но вы не можете сказать, касается ли это нашего случая, пока вы не получите дополнительного прояснения относительно него?

Е. Уайт: Я ничего не могу сказать, но, кажется, ваш опыт такого же направления, которого я опасаюсь. Он, кажется, того же рода, как и те, с которыми я сталкивалась

В. К. Уайт: Сейчас 12 часов. Ты не хотела бы отдохнуть перед обедом?

Е. Уайт: Да, но я не могла вам позволить уйти без того, чтобы не сказать всего, что сказала Желаю снова подчеркнуть: бодрствуйте! Не разрешайте проявляться чему-либо, имеющему привкус фанатизма, что действует и на других. Некоторые исполнены желания стать заметными и будут стараться подражать вам, даже если у вас и нет такого намерения. Я всегда была очень осторожной, чтобы в среду нашего народа не было привнесено ничего странного.

Мацкин: Но ведь это верно, что когда придет Дух Святой, — как сказано в ваших трудах,- многие отвратятся от Него, называя это фанатизмом?

Е. Уайт: Конечно, они сделают это и именно по этой причине мы должны быть осторожными. На людей мы должны повлиять Словом (не возбуждением, не чувствами), чтобы они стали послушными истине. На основании Слова Божьего мы можем быть в безопасности Живое Слово исполнено доказательств и его возвещение в нашем мире сопровождает удивительная сила». Мацкин: Мы не смеем более утомлять вас. Миссис Мацкин: Слава Господу!

Е. Уайт (вставая и пожимая Мацкиным руки): Я желаю, чтобы Дух Господень был с вами и со мной. Мы должны быть в глазах Божиих подобны малым детям. Мы не должны неправильно понимать силу Его благодати. Мы должны быть кроткими и смиренными, без притязательных мыслей, чтобы Бог Сам мог влиять на сознание людей. Я надеюсь, что Бог благословит вас и даст твердое основание, которое находится в Его Слове (3). Беседа закончилась, и Мацкины ушли, но вскоре дали о себе знать. Несмотря на предупреждение Е. Уайт относительно фанатизма, они написали в общину города Клайд, штат Огайо, что по возвращении домой у них есть хорошие вести. В. К. Уайт имел другую точку зрения и сообщил президенту Генеральной Конференции А. Г. Даниэлсу, что Мацкины произвели впечатление «очень приятных людей, но их опыт является несколько необычным». В последующем сообщении президенту Калифорнийской конференции С Н. Хаскелю он говорит о Мацкиных, что они «не могут оправдываться, ссылаясь на их посещение… что их специальная миссия и работа одобрены» (4).

Сестра Уайт сама написала Хаскелю о том, что опыт Мацкиных «кажется подобен тем, с которыми нам приходилось сталкиваться и исправлять в нашем раннем опыте» (5).

Она добавила. «Перед окончанием нашей беседы брат Мацкин сделал предложение объединиться в молитве с той мыслью, что если во время молитвы его жена проявит себя так, как они описывали мне, то я должна распознать, от Господа ли эти проявления? Я не могла согласиться с этим, ибо была научена, что если кто-то желает показать такие особые проявления, это является бесспорным доказательством, что это не работа Божия» (6).

11 декабря 1908 года Мацкины, наконец, стали объектом внимания, чего они и домогались, но отнюдь не в подтверждение их опыта. В этот день Е. Уайт написала им письмо, в котором рассматривался этот вопрос:

«Дорогие брат и сестра! Недавно мне в ночных видениях были открыты некоторые вопросы, о чем я должна сообщить вам. Мне было показано, что вы совершаете несколько печальных ошибок. В своем изучении Писания и Свидетельств вы сделали неправильные выводы. Работа Божия будет совсем неверно принята, если вы будете работать так, как уже начали. Вы даете неверное истолкование Слова Божия и избранных свидетельств, а затем вы пытаетесь проводить странную работу в соответствии с вашим пониманием ее значения. Вы полагаете, что все, совершаемое вами — совершается во славу Божию, но вы обманываете себя и других.

Ваша жена своей речью и пением, а также другими странными проявлениями, которые не соответствуют истинной работе Святого Духа, помогает вносить разновидности фанатизма, что причинит большой вред работе Божией, если будет допущено в ваших общинах.

Вы думаете, что вам дана сила изгонять бесов. Под вашим влиянием люди склонны поверить, что они одержимы бесами и что Господь определил вас, как Своих помощников в том, чтобы изгонять этих злых духов»007 .

«Мне было показано, что именно такие заблуждения, с которыми мне пришлось сталкиваться среди адвентистских верующих после 1844 года, повторятся в последние дни. В период нашего раннего опыта я должна была идти с места на место и нести вести группам разочарованных верующих. Доказательства, сопровождавшие мои свидетельства, были очень сильными, люди с чистым сердцем принимали высказанные слова как истину. Сила Божия проявлялась заметным образом и люди освобождались от гибельного влияния фанатизма и беспорядка и были приведены в единство веры.

Дорогие брат и сестра, у меня к вам есть весть: вы начинаете с ложного предположения. Ваше собственное «Я» сильно переплетается с такими проявлениями. Именно через такие проявления приходит сатана со своей очаровывающей силой. Вам пора остановиться. Если бы Бог дал вам специальную весть для Своего народа, вы ходили бы и трудились в полном смирении, вовсе не так, как на подмостках театра, а как кроткие последователи Иисуса из Назарета. Тогда вы оказали бы совсем другое влияние, нежели то, которое вы проявили. Ваш якорь ухватился бы за скалу — Иисуса Христа.

Мои дорогие молодые друзья! Ваши души дороги во свете неба. Христос купил вас Своей драгоценной кровью, и я не хочу, чтобы вы утешали себя ложной надеждой и работали в неправильном направлении. Сейчас вы определенно находитесь на неправильном пути, и я прошу вас ради ваших же собственных душ не подвергать опасности дело истины в эти последние дни. Ради вас самих примите во внимание, что тот образ действия, который вы используете, не служит продвижению дела Божия. Искреннее желание делать добро другим удалит у христианского работника всякую мысль внести в весть настоящей истины какое-нибудь странное учение, ведущее людей к фанатизму. В этот период истории мира мы должны быть особенно осторожными относительно этого.

Некоторые фазы опыта, через который вы проходите, подвергают опасности не только ваши души, но и души многих других, ибо вы обращаетесь к драгоценным словам Христа, записанным в Священном Писании, а также к Свидетельствам для подтверждения подлинности вашей вести. Вы обманываетесь, считая, что вашим основанием является драгоценное Слово Божие, которое есть правда и истина, а также Свидетельства, данные Господом Его народу. Вы движимы ложными побуждениями и ободряете себя заявлениями, которые ведут к заблуждению. Вы пытаетесь свои ложные чувства и неверные действия, которые противоречивы и фанатичны, подтвердить истиной Божией. Это в десять, даже в двадцать раз усложняет работу церкви в деле ознакомления народа с истинной трехангельской вестью» (7).

Так, наконец, Мацкины исчезают из истории Адвентистской церкви. Мы ничего больше не знаем о них. Их влияние исчезло после вышеупомянутого письма, но фанатизм, вызвавший эти советы, бросает вызов церкви. И эти советы все еще несут свои вдохновенные свидетельства:

«Вы подвергаетесь действию обманчивой сатанинской силы. Поднимутся страшные волны фанатизма, но Бог освободит Свой народ, который будет искренно искать Господа и посвятит себя на служение Ему» (8).

«Подобные опыты придут к нам еще не раз. Не дадим места этим странным проявлениям, которые в действительности уводят разум от глубокого влияния Святого Духа. Бо-жия работа всегда характеризуется спокойствием и достоинством. Мы не можем одобрять то, что вносит беспорядок и ослабляет наше усердие в этой великой работе, которую Бог поручил нам выполнять, приготовляя мир ко второму пришествию Иисуса Христа» (9).

Примечания и ссылки:

1. «Review and Herald», 10 августа 1972 г., стр. 8

2. Менсфилд, штат Огайо, ежедневник «Daily Shield», 22 августа 1908 г.

3. Полное интервью с Мацкиными напечатано в «Review and Herald», 10, 17, 24 августа 1972 г. (записано в рукописи 115, 1908 г.).

4 «Review and Herald», 24 августа 1972 г , стр. 7, 8.

5. Там же, стр 7

6 Там же, стр. 7, 8

7. Там же, стр. 8, 9

9. Письмо 338, 1908 г («Избранные вести», книга 2, стр 42)

006 Согласно содержанию статьи, Мацкин утверждал, что получил дар языков за неделю до прибытия в лагерь Репортер писал «После небольшого размышления Мацкин представил дар, который, по его словам, получил Это звучало подобно китайскому языку» Хотя Мацкин сказал, что он был адвентистом в течение 16 лет, однако К Рассел в журнале «Advent Review and Sabbath Herald» от 10 сентября 1908 года сообщает, что Мацкины и их спутники просто посещали собрания церкви

007 В письме, написанном в тот же день — «Нашим братьям в Калифорнии»,- Е Уайт писала «Когда заявляют, что люди одержимы бесами и затем молятся с ними, претендуя на то, что могут изгнать этих духов,- это фанатизм, который приносит плохую славу любой церкви, допускающей такую практику» («Избранные вести», том 2, стр 4G-47)