«Восклицайте, восклицайте, мы продвигаемся вперед…»

Я верю без сомнения, что христианин имеет право

«восклицать»,- говорилось в хоровой песне методистов в 1800 году. Они восклицали сто и более лет назад. Избыток их безудержных чувств запечатлен в песне, называвшейся «Методист», напечатанной в 1807 году (2):

Мир, сатана и Том Пейн

Напрасно применили все старания,

Они не смогут одолеть.

Господь — защитник методистов

Молитва, пенис, проповеди их

Ужасно досаждают сатане.

Когда бы сатана их вел путем порочным,

Он нынче бы еще их убивал и всячески порочил

Они же презирают диавола уловки,

Ведь восклицания и проповеди их ясны

И, продвигаясь к бесконечному блаженству,

Умру я восклицающим методистом

И они действительно умирали с восклицаниями. «Старый человек,- пишет Уинтроп С. Хадсон,- будет радоваться, если он еще может восклицать и о таком умершем будет замечено: «Он отошел к Богу, восклицая»» (4).

Александр Кэмпбелл убедился, что методистская церковь не могла бы выжить без восклицаний: «Слава! Слава! Слава!» «Их периодически повторяемые «Аминь!»,- говорит он,- выдворяют демона, возносят к небесам, закрывают двери ада и изгоняют дьявола из его стана» (5).

Методисты умирали, восклицая, оставляя более покорным потомкам более утонченные лирические песни. Их духовные потомки в Фондрийской методистской церкви в Вашингтоне, которых я иногда посещал, видимо, не подозревают, что под краеугольным камнем их святилища надежно спрятан экземпляр «методиста». Я не только их имею в виду. Если мельком просмотреть ранние адвентистские гимны, обнаружится много песен, которые уважающие себя регенты адвентистских хоров уже давно не включают в свои программы. Также и восклицания, в основном, остаются в прошлом; хотя мы еще поем, но, возможно, не столь темпераментно, как раньше.

«В бессмертном теле встану я, И вечную награду получу И воскликну, оглашая воздух: «Прощай, прощай, сладкий час молитвы!» (6)

Чтобы понять религию наших отцов, мы должны понять ту религиозную среду, из которой они вышли. Многие из них принадлежали к религиозным течениям, возникшим в XVII и XVIII веках, во время пробуждения пиетистов. Следовало бы напомнить и о том, что даже в тех религиозных течениях, корни которых простирались от Реформации, было нечто другое, нежели благовонная жидкость, текущая в их венах в начале и середине XVIII столетия. Отчет о пробуждении в Кентукки в 1801 году повествует о собрании в Кейн Риджи, во время которого пресвитерианский служитель, «походивший более на методистов», проповедовал очень живо и экстатически. Питер Картрайт позднее заметил, что «пресвитерианские, методистские и баптистские служители — все были едины в этой благословенной работе» в Кейн Риджи (7).

«Благословенная работа» заключалась во множестве восклицаний «Восклицайте, восклицайте, мы продвигаемся вперед! — пели святые.- Своими восклицаниями мы низвергаем царство сатаны» (8) Как отмечает Хадсон, восклицания были не просто криком, но скорее хвалой, которую часто называли отрадою. Такая радость, наряду с восклицаниями, выражалась также в виде танца, тряски головой, хлопанья в ладоши, экстатического пения и экстатической проповеди, в результате чего пол церкви был часто покрыт «телами грешников». Люди во время пения потрясали руками, прыгали, вскакивали и падали, вызывались на огороженную площадку перед кафедрой или к алтарю и, позднее,- «на скамью озабоченных».

Такие телесные проявления не ограничивались только нашей страной. Город Кейн Риджи был всего лишь примером «веселого» пробуждения, которое охватило многие части Соединенных Штатов и вышло за их пределы, достигнув наивысшего расцвета в 1844 году, когда проповедовал Уильям Миллер и его последователи, ожидавшие в этом году пришествия Господа Пророческое вычисление, вызвавшее великое разочарование, и последующий свет от Бога относительно субботы и святилища являются лишь частью той истории, которая носит название «Великое Адвентистское пробуждение».

В этой главе мы сможем увидеть, как сражались наши пионеры-адвентисты, искусно балансируя между экстатическими проявлениями и действительным благочестием. Выводы, которые они извлекли из истинной работы Духа Святого в человеческой личности и защитной функции Слова Божьего против заблуждений,- говорят очень многое всем смущенным тем, как ответить на стук новоявленных пятидесятников в церковные ворота.

Как и можно было предполагать, пионеры-адвентисты, вышедшие из движения пробуждения, включая многих прежних методистов, не были тихой компанией. Среди них были личности, громко восклицающие, восхваляющие и падающие без сил под влиянием силы Святого Духа, что было тяжелым испытанием для других, менее эмоциональных собратьев.

Молодая Елена Гармон, позднее Елена Уайт, писала о ранней холодной войне, которую вели формалисты против глубоких духовных проявлений. Она возвращается к дням своей юности — до того, как она получила свое первое видение. «В течение шести месяцев ни одна темная туча не прошла между мною и моим Спасителем. Где только представлялась надлежащая возможность, я свидетельствовала об истине и была весьма счастливой. Иногда Дух Божий нисходил на меня с такой силой, что физические силы оставляли меня. Это представляло испытание для некоторых, вышедших из официальных церквей, замечания которых часто огорчали меня. Многие не верили, что чрезвычайное излитие Духа Святого может ослабить наши физические силы и даже лишить их. Мое положение было весьма прискорбным. Я начала рассуждать, справедливо ли удерживать мое свидетельство в церкви и таким образом сдерживать свои чувства при наличии такого противодействия в сердцах некоторых людей, старших по возрасту и опыту?» (9).

Но Дух Святой пришел работать в сердцах тех, которые должны были стать пионерами остатка, и Он действовал. «Холодный формализм начал таять под всемогущим влиянием Всевышнего» (10). Противящиеся работе Святого Духа признали свое заблуждение и объединились со своими собратьями. Елена Уайт писала’ «Единство и мир теперь пребывали среди народа, ожидающего пришествия Господа» (11).

В последующие годы можно было наблюдать множество проявлений Святого Духа. Вести подкреплялись сверхъестественными знамениями (12), члены церкви падали бессильными от силы Духа (13), происходили исцеления (14), восклицания (15), «крещение не водой, а Духом Святым» (16). Исцеленный тринадцатилетний ребенок в течение трех часов восхвалял Бога (17), и как явствует из предыдущей главы, отмечались случаи разговора на языках. Не вызывает сомнения: наши пионеры были радостными людьми, которые на опыте познали, что означает быть исполненным Духом.

После неудач своей первой стратегии, которая вызвала сомнения относительно духовных даров, сатана пытался отвратить народ Божий от выдающегося практического ежедневного свидетельства о Христе и вернуть к субъективному, эгоцентричному опыту, в котором преобладают чувства. По мере того, как влияние на чувства все более усиливалось, Бог вдохновил Свою вестницу выйти с предостережением. Как и раньше, в 1849 году, она предостерегала тех, кто пали «обессиленными и беспомощными, но не под влиянием силы Святого Духа… но от силы сатаны, вдохнутой в этих служителей, отвергнувших истину Божию» (и через них — в остальной народ) (18).

Бог открыл ей влияние предшествующего религиозного направления на ранние религиозные «проявления» в среде адвентистов. Я снова цитирую свидетельство, данное в 1850 году

«Я видела большую опасность в проявлении ложных влияний… Прежние мнения и знания в некоторой степени управляли их опытом, посему нельзя было вполне доверяться такому опыту…»

«Я видела, что мы во всякое время должны остерегаться нездорового и ненужного возбуждения. Я видела, что для оставляющих Слово Божие и… доверяющихся опыту — имеется великая опасность. Я предвидела эту опасность» (19).

Некоторые интересуются, в какой степени прежнее религиозное направление коринфян повлияло на применение в их среде экстатической речи и привело к заблуждению и злоупотреблению языками в их служении?

В 1861 году Елена Уайт (она вышла замуж за Джеймса Уайта 30 августа 1846 года) говорила о «восклицаниях» и об истинном благочестии:

«Я видела, что религия не заключается в шумных эффектах… Быть христианином означает «быть подобным Христу», а привычка брата Г. восклицать не является доказательством того, что он христианин. Ибо Бог не принимает его восклицания как достойные внимания. Г. не понимает даже половины того, что он восклицает» (20).

Когда адвентисты в Портланде, штат Мэн, начали говорить невнятной речью, она не только порицала такие проявления, которые были «сфабрикованы самими людьми с помощью великого обманщика» (21), но дала церкви разносторонние советы относительно здравого религиозного опыта:

«Фанатизм и шум были приняты как доказательство веры. Некоторые не чувствуют себя удовлетворенными после собрания, если они не испытывают какого-то особого подъема духа. Они настолько стимулируют в себе это, что создают в своем настроении определенный подъем, возбуждение чувств. Но влияние таких собраний не благотворно. Когда проходит радостное и возбужденное состояние, наступает обратная реакция, потому что все это истекало из нечистого источника…

«Впечатления и чувства — это еще не доказательство того, что этого человека ведет Господь. Маскируясь любым путем, сатана внушает свои впечатления и чувства. Такие проявления не могут быть надежными путеводителями…» (22).

В другой вести она ярко освещает опасность относительно поддельных даров:

«Независимо от времени и места, где действует Господь, даруя истинные благословения,- там проявляются и ложные действия, чтобы ослабить влияние истинной работы Божией. Поэтому нам необходимо быть крайне осторожными и смиренно ходить перед Богом, чтобы иметь духовную глазную мазь и отличать работу Святого Духа Божьего от работы духа, который может внести мирское влияние и фанатизм. «По плодам их, узнаете их» (Матф. 7:20). Те, кто воистину взирают на Христа, преобразятся по Его образу, как от Господня Духа и будут возрастать до полного возраста Христа. Святой Дух Божий наделит людей любовью и чистотой и их характер будет усовершенствован» (23)

Как должна была вести себя церковь по отношению к таким ложным проявлениям? Когда в Мичигане возник фанатизм, Джеймс Уайт убеждал руководителей других общин *

«Если предпринять прямой курс и исключить из членов всех, придерживающихся ложных впечатлений и странных проявлений,- лишь в таком случае вполне будет устранена греховная закваска» (24)

Все-таки следует быть осторожными в оценке даров, ибо Дух Святой работает по Своему изволению, а не так, как Ему диктуют люди. Посему:

«Хотя мы должны остерегаться человеческого возбуждения, мы не должны оказаться среди тех, кто сомневается в работе Духа Божьего; ибо, когда Дух Божий наполнит силой мужчин и женщин, найдутся такие, которые будут сомневаться и критиковать Его работу, поскольку их сердца -холодные и невосприимчивые — не будут затронуты» (25).

В начале 1850 года была дана серия вестей, в которых подчеркивалась здравость истинного религиозного опыта:

«Благоразумное мышление, правильные чувства и безупречная жизнь исходят из того же источника и действуют спокойно, сильно и мудро. Чтобы обладать и наслаждаться Духом Божиим, наша жизнь и действия должны согласовываться с волей Божьей; сердце должно быть приготовлено Храм души должен быть очищен от собственного «Я» и греха. Тогда придет сила благодати и Бог будет действовать в Своих служителях» (26).

Когда Елена Уайт встретилась с людьми, думавшими, что «религия состоит в шуме», она сказала:

«Они восклицают, шумят и ведут себя подобно людям, лишенным разума. Такие явления они называли силой, но я сказала им, что это не религия. Это — ложные проявления. Это — современное освящение, которое противоположно истинному освящению, как свет противоположен тьме…»

«Да сохранит Господь дорогой Свой народ от фанатизма и ереси, которые распространяются повсюду» (27).

Об одном истинном пробуждении в Южном Ланкастере (штат Массачусетс), где «слава Божия» подобно «проливной волне» объяла собрание, Елена Уайт писала:

«Здесь не было диких проявлений, ибо восхваление Бога не приводит к этому. Мы никогда не слышали… о Христе, чтобы он… прыгал вверх, вниз и кругом с воплями и криками Нет, работа Божия обращается к чувствам и разуму людей» (28).

«Сила Духа Божьего действует нежно и спокойно, пробуждая притупленные чувства, оживляя душу и делая ее чувствительной, пока каждый член церкви не будет воистину светом миру» (29).

Совет, содержащийся в письме, написанном в 1900 году, как раз перед возникновением движения пятидесятников, кажется особенно уместным для наших дней:

«Слуги сатаны приведут в действие каждое влияние, чтобы отвлечь разум людей от подлинной работы, которая делает их соработниками Божиими… Мы должны… быть очень бдительными и молиться, чтобы отличить голос обманщика от Его голоса, который всегда говорит истину. Те, в которых работает Дух Святой, не руководствуются чувством энтузиазма, который слишком быстро вводит во тьму. Влияние Христа постоянно. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Этот торжественный, постоянный мир в Боге».

«Существует опасность, что у нас слишком много ревности и усердия, но слишком мало здравой мудрости Христовой и неоспоримой предусмотрительности. Каждый должен активно работать для своего Господа, смотря на свою работу так, как она представлена в Его Слове. Они должны проявлять личное мышление. Открывая Библию, они должны изучать ее под влиянием и присутствием Иисуса Христа, вопрошая и познавая лично для себя значение пути Господня» (30).

В отклике наших пионеров-адвентистов на харизматические проявления я нашел три повторяющиеся акцента:

1. Цель работы Святого Духа в нас — скорее практическое благочестие, чем экстатические чувства.

2. Харизматические проявления нужно проверять Словом Божиим.

3. Работа Духа Святого приводит людей к послушанию закону Божьему, а не к нарушению его.

(Четвертое положение о единстве среди верующих обсуждается в 13 главе.)

Рассмотрим подробнее каждый из этих акцентов: 1. Дух Святой — не «призрачный гость» из эфира в Аттической Вселенной, но Его живое присутствие в мире касается жизни здесь и сейчас. Через Него мы получаем силу и мудрость разрешать повседневные проблемы жизни. Когда в нашей жизни что-то неладное — Он указывает на причину и налаживает дело. Когда возвышается наше «Я» — Он указывает нам выход из такого положения. Когда мы призваны свидетельствовать о Христе, Он находится с нами, чтобы вдохнуть Слово в каждое действие.

Хотя исполнение Духом Святым может сопровождаться сильными чувствами,- и такое исполнение должно стать ежедневным опытом,- все же главной целью Духа является ежедневное уподобление характеру Христа. Как классические, так и пятидесятники нового движения не сделали ничего доброго для блага дела Божьего, больше основываясь на чувствах, чем на верном, ежедневном хождении со Христом и спокойном продвижении к цели благочестия. Покойный Дональд Ги из «Британской Ассамблеи Бога» признавал, что «в том опыте, который дает нам дары, но не дает святости, есть нечто вполне ошибочное» (31). Но у нас возникает вопрос: «Что такое святость?» Подчеркивая ее практическую природу, Елена Уайт сказала: «Святость — это не восторг. Святость — это полное подчинение воле Божией. Это значит жить согласно каждому Слову, исходящему из уст Божиих. Исполнять волю Отца нашего Небесного. Верить Ему во дни испытаний, как мы верим во дни благополучия. Это значит жить верой, а не видением. Это значит полагаться на Бога с непоколебимой надеждой и покоиться в Его любви» (32).

Все дары Святого Духа, включая и языки, предназначены для практического применения, чтобы успешно свидетельствовать о Христе. Согласно комментарию одного адвентистского издателя, они даны не для того, «чтобы потворствовать самолюбию, создавать элиту в духовном обществе или состязаться в чувственных побуждениях» (33).

2. Хотя Слово Божие является мерилом харизматических проявлений, многие пятидесятники считают почти богохульством, если кто-нибудь сомневается в их опытах. Обращаться к Библии в таких вопросах для них означает заниматься «теологическим выклевыванием». Такую фразу употребил один из пятидесятников, объясняя свой отказ считаться с библейскими доказательствами, которые сводили на нет его опыт

(34). Но одно положение следует хранить в памяти тем, кто желает отличить истину от лжи: Слово и Дух согласны между собой. Павел говорит, что Слово Божие есть «меч Духа» (Еф. 6:17). Они работают в полном согласии. Об их совместной деятельности сказано в 1 Фес. 1:5. «Потому, что наше благовествование у вас было не в Слове только, но в силе и во Святом Духе и со многими удостоверениями, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами»,- писал Павел. Но те, которые сказали истине «нет», которые отказались «верить и любить ее»,- будут обмануты «странными явлениями» и «великими чудесами» (2 Фес. 2:9-10 — перевод Тейдора). Классические пятидесятники часто подчиняют Слово авторитету опытов; католические пятидесятники часто подчиняют Его авторитету церкви. Пример относительно последних можно найти в свидетельствах Винсона Сайнена, автора доклада «Пятидесятническое святое движение», представленного в июне 1972 года на собрании католических харизматов в Нотр-Дамском университете. Он радовался по поводу «возрастания движения католических пятидесятников». Газета «Стар» из Миннеаполиса приводит высказывание Сайнена: «Дух Божий сказал мне — значит это истина» (35). Возникает вопрос: «А что говорит Слово Божие?» Говорит ли Слово, что эти проявления — истина? А если оно говорит «нет»? Что же тогда нам делать со свидетельством Духа? Ответ должен быть таким, что это свидетельство порождено чем-то другим, нежели Духом истины, Который всегда находится в согласии со Словом Божиим.

С другой стороны, католики верят, что дары исходят от Духа не через Слово Божие, а через церковную систему таинств.

Католики верят, что их церковь всегда была исполнена Святого Духа, поэтому они ищут даров через служение священника, который раздает их через систему семи таинств. Итак, ищя крещения Духом Святым, католические пятидесятники пытаются осуществить только то, что они уже получили через таинства (36). Протестанты, которые в действительности предоставляют Библии центральное место в своей вере, не могут принять такое объяснение. Крещение Духом Святым приходит не через систему таинств римско-католической церкви, а через Слово Божие. И его нужно испытывать посредством Слова. Но поскольку классическое движение пятидесятников возвышает опыт над Святым Писанием — такое понимание сближает их с католической позицией.

Все же следует откровенно сказать, что многим пятидесятникам старого направления трудно признать «подлинность» системы получения Святого Духа в среде католических пятидесятников, как не признают и адвентисты седьмого дня. Они также верят, что только общение со Христом изменяет образ жизни. А среди католических пятидесятников есть священники, курящие трубку, священники, пьющие вино, священники, отправляющие мессу, но претендующие, что они получили крещение Духом! «Как они могут иметь крещение Духом, когда они продолжают осквернять свою плоть?» -удивляются пятидесятники старого направления.

Это беспокойство обусловило, кажется, формулировку харизматического движения, выдвинутую в августе 1972 года церковью «Ассамблея Бога» (пятидесятники), в которой говорится: «Важно, что мы нашли наш путь на твердом основании Писаний, избегая крайности экуменизма, которые отказались от принципов Священного Писания и отступили от многого, что должно характеризовать истинных христиан» (37).

Проблема, конечно, заключается в том, что пятидесятники подчеркивают, вопреки Святому Писанию, что дар языков является признаком крещения Духом Святым. Связав себя с этим положением и возвышая опыт над Словом Божиим, они попадают в сеть ими же созданной дилеммы. (Дилемма — положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен.)

Слово есть истина. Оно — наша защита против обмана. Елена Уайт писала:

«Свет Слова Божия сияет среди моральной тьмы. Библию никогда не затмят чудесные проявления. Истину нужно исследовать, ее нужно искать, как скрытое сокровище. Чудесный свет не будет дан через другой источник, помимо Слова Божьего или чтобы заместить Его. Крепко ухватитесь за Слово Божие, примите Его в свое сердце, ибо только Оно в состоянии умудрить людей ко спасению… Мы встретимся с ложными утверждениями. Поднимутся лжепророки. Появятся ложные сны и видения. Но вы проповедуйте Слово, не уклоняйтесь от Слова Божия и Его голоса. Пусть ничто не отвлечет ваш ум от этого» (38).

«Наша единственная защита против коварных замыслов сатаны заключается в прилежном изучении Писаний, чтобы здраво понимать основы нашей веры и верно исполнять каждую известную обязанность» (39).

В писаниях Духа пророчества подчеркивается, что Библия — не только средство для испытания духов, но также мерило для проверки истинности возрождения:

«Во многих пробуждениях, происшедших в течение последних пятидесяти лет ложные влияния проявились в большей или меньшей степени, а в будущем проявятся в еще большем масштабе. Такие чувственные возбуждения, смешение истины с ложью хорошо приспособлены к тому, чтобы вводить в заблуждение. Но никто не должен быть обманут. Во свете Слова Божьего не так трудно установить природу этих пробуждений. Там, где люди пренебрегают свидетельством Библии, отвергая ее определенные испытывающие сердца истины, требующие от человека самопожертвования и отречения от мира, можно быть уверенным в том, что с ними нет Божьего благословения. И согласно данному Христом правилу: «По плодам их узнаете их»,- становится очевидным тот факт, что эти пробудительные движения не являются работой Духа Божьего» (40).

3. Никакие движения среди христианства не унизили так значение закона Божия, как католицизм и движение пятидесятников. Первые — в силу своего церковного авторитета, преданий и ложного учения об оправдании; вторые — через субъективный опыт. Католицизм изменил закон, заменив воскресным днем седьмой день Божий — субботу, таким образом «уча учениям и заповедям человеческим» (Мк. 7:7). Пятидесятники часто заверяют людей в том, что больше не нужно соблюдать закон; что мы, мол, живем теперь скорее верой, а не делами. Они отвергают заявление апостола Павла, подчеркивающего, что закон утверждается верой: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Отвергать авторитет закона Божьего означает превратить веру в самонадежность, а любовь — во вседозволенность.

Работа Духа заключается не в том, чтобы освободить человека от соблюдения закона, а в освобождении от наказания за нарушение закона. Апостол Павел писал:

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти… чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу» (Рим. 8:1-4).

Разум, находящийся во вражде с Богом, не исполнен Святым Духом. Это плотской разум — разум, с которым мы родились.

Такие мысли «закону Божьему не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Павел умоляет: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Такой ум, как у Христа, с радостью исполняет волю Отца (Пс. 39:3).

Христос был послушен даже до крестной смерти, где Он нес наказание за нарушенный закон Божий. Он умер не за свои грехи, но за наши грехи, за наше непослушание вечному закону Божию. «Я соблюл заповеди Отца Моего»,- свидетельствовал Он (Ин. 15:10).

Как бы ни называлось движение, но если оно извиняет непослушание закону Божьему, остерегайтесь его. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Спаситель, Который пришел, чтобы возвеличить и прославить закон (Ис. 42:21),

Который заверил Своих учеников, что ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф. 5:17-18), Который сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15), Который описал остаток народа Своего, как соблюдающих «заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12), не имеет дело с движением, которое извиняет непослушание.

Елена Уайт писала: «Природа и важность закона Божьего в значительной степени потеряны из виду. Неправильное представление о характере, неизменности и требованиях божественного закона привели к ошибочному пониманию значения обращения и освящения, и это, конечно, имело свое отрицательное влияние на степень благочестия в церкви. В этом и заключается вся тайна того, почему в пробуждениях нашего времени нет Духа и силы Божией» (41).

«Только тогда, когда закон Божий будет возвеличен и поднят на свою должную высоту, среди избранного народа Божия вновь проявится сила первоначальной веры и благочестия» (42). «Работа обращения и освящения состоит в том, чтобы примирить людей с Богом и привести их в абсолютную гармонию с принципами Его закона» (43).

«Через молитву и покаяние в грехах (грех есть нарушение закона) (Ин. 3:4) мы должны приготовить путь Царю. Если мы так поступаем, то сила Духа (Пятидесятницы) сойдет на нас. Мы нуждаемся в силе Пятидесятницы. И она придет, ибо Господь дал обетование послать Своего Духа, как всепобеждающую силу» (44).

Таким образом Дух, Слово и закон Божий представляют совместное свидетельство, что действительно есть причина сомневаться в источнике стука в церковные ворота. Но Дух, Слово и закон Божий дают также совместное свидетельство, что адвентисты седьмого дня, имеющие самое богатое наследие свидетельства, исполненного Духом, не имеют права подняться на трон, называемый «более святой, чем ты» и указывать пальцем, осуждая других. В самом деле, из всех церквей именно эта церковь, которой дано божественное руководство через Дух пророчества, менее всего извинительна за свое духовное отступление:

«И ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:14-22).

Примечания и ссылки:

1 Гимны, собранные А С Джснксом и Д Джилки Филадельфия, 1860 г NoNo 55, 241

2 Johnson «Frontier Camp Meetings», стр 204, 296, прим 30

3 Wmthrop S Hudson «Shouting Methodists» «Encounter», 29 73, 74 1968

4 W W Sweet «Religion on the American Frontier», т 4 «Методисты» Чикаго, 1946 г , стр 176, 200

5 Johnson (см прим 2), стр 233

6 William В Biadbury «Sweet Hour of Prayer» Гимны церкви АСД, стр 316

7 Peter Cartwnght Автобиография Цинциннати, 1856 г , стр 31

8 George P Jackson «White and Negro Spirituals» Нью-Йорк, 1943 г стр 319

9 Е Уайт «Свидетельства для Церкви», том 1, стр 44

10 Там же, стр 48

11 Там же

12 Краткие очерки жизни Уайт, стр 70-71

13. Е. Уайт. Духовные дары, т. 2, стр 84.

14. Краткие очерки жизни Е. Уайт, стр. 74.

15. Письмо 28, 1850 г.

16. Письмо к Е Уайт из Винчестера 7 ноября 1851 г.

17. Joseph Bates в «Review and Herald», 2 сентября 1852 г., стр. 69.

18. Е. Уайт. Ранние произведения, стр. 43-44

19. Рукопись 11, 1850 г.

20. Письмо 14, 1861 г.

21. Е. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 1, стр. 412

22. Там же, стр. 412-413.

23. Е Уайт. Избранные вести, т. 1, стр. 142.

24. «Review and Herald», 9 июня 1853 г.

25. Е Уайт. Избранные вести, т. 2, стр. 57. 26 Е. Уайт Письмо 24, 1880 г.

27. Е. Уайт. Письмо 42, 1880 г.

28 Е. Уайт. Рукопись 49, 1894 г.

29 Е. Уайт. Письмо 85, 1889 г.

30 Е. Уайт. Письмо 77, 1900 г

31 Donald Gee «Now That You’ve Been Baptized in the Spirit». Цитировано в журнале «Christianity Today», 8 декабря 1972 г., стр. 10.

32. Е. Уайт. «Деяния апостолов», стр. 51.

33 Kenneth Wood. «None Need Be Deceived». «Review and Herald», 6 июля 1972 г., стр. 2.

34. Oral Roberts «The Fourth Man», стр. 17.

35. Цитировано Гарольдом Линдселлом (Harold Lindsell) в статье «Tests for the Tongues Movement» См «Христианство сегодня», 8 декабря 1972 г., стр 10.

36. См. статью теолога-иезуита Дональда Л Джелли (Donald L. Gclpi) «Understanding ‘Spirit Baptism'», журнал «Америка», 16 мая 1970 г.

37. Линдсслл (см. прим. 35), стр. 12.

38. Е. Уайт «Избранные вести», т 2, стр. 48, 49.

39. Там же, стр. 58.

40. Е. Уайт. «Великая борьба», стр 464, 465.

41 Там же, стр. 465.

42 Там же, стр 478.

43 Там же, стр 467

44. Е. Уайт «Служители Евангелия», стр 308.

Глава 10 ЧУДЕСА, ЧУДЕСА, ЧУДЕСА…

Вода превратилась в вино… больные исцелены… мертвые воскрешены и возвращены к жизни… пища умножилась… хождение по воде… облако над головой, защищающее от солнца днем, и небесный свет, путеводящий ночью.

Чудеса библейских времен?

Вовсе нет! Все это — ежедневные проявления, происходившие, согласно данным Мэла Тери, 24-летнего члена молодежного евангельского общества на острове Тимор, в течение 1964-1967 гг. во время пробуждения в Индонезии. Как прекрасный оратор общества «Полного Евангелия» (движения пятидесятников), Мал описывает, что произошло, когда Дух Святой сошел с харизматической силой.

Его рассказы, собранные в книге Клиффа Дадли «Подобно могущественному ветру», удивительно просты:

* «…Начиная с октября 1967 года во время Вечери Господней в нашей церкви на Тиморе, когда мы берем воду и молимся, то Господь превращает ее в вино. Более 60 раз Он совершил это чудо» (1).

* «…Идолы, собранные почитателями Ваала, были сожжены. При сильном грохоте грома, с огнем, подобным молнии, который уничтожил только кучу образов и превратил их в пепел»,- это когда члены евангельского общества просили Бога выступить против служителей Ваала» (2).

* «…Облака следовали над членами общества, подобно зонту, давая им тень от жаркого солнца. Свет, подобно огонькам приземляющегося самолета, вел их ночью через

джунгли» (3). «Члены группы были защищены от дождя: мы видели дождь, падающий в десяти шагах справа, в десяти шагах за нами, и в десяти шагах слева. Но на нас не упала ни одна капля дождя» (4).

* «…Двадцать членов общества были накормлены четырьмя корнями маниока в доме Никиники, когда Бог чудесным образом умножил пищу так, что все насытились. Каждый из двадцати человек выпил по два-три стакана чая из маленького чайника, из которого они продолжали наливать, пока все не напились» (5).

* «…Запачканная одежда изо дня в день очищалась через молитву, когда группа находилась в сельской местности, где не было условий для стирки» (6).

* «…Каждый член группы в ответ на свою молитву веры проходил через реки по воде (глубина рек достигала 20-30 футов), так что вода не достигала колен. Местные жители чуть не утонули, пытаясь следовать за нами» (7).

* «…Многим людям был дан дар видений. Мы просто идем к ним и просим их смотреть Божье «телевидение». Он показывает нам будущие события, будто бы на экране» (8).

* «…Господь обещал некоторым детям, когда они молились, что если они будут хорошо петь, Он преподнесет им сюрприз, представив им возможность прослушать их голоса, чтобы они могли услышать, как они звучат. «Конечно,- говорит Терри,- у детей не было магнитофона». Когда кончилось пение, Господь сказал: «Теперь, если вы будете молчать, Я предоставлю возможность услышать ваши голоса». Они все затихли и вдруг музыка их пения наполнила воздух. Дети были удивлены и очень счастливы. «Это мой голос»,-сказал один. Затем воскликнул другой, пока все они не узнали свои голоса. Это было для них настоящей сенсацией: музыка направлялась к ним прямо с неба» (9).

Но самым драматичным из рассказа Тери было повествование о воскресении человека, умершего два дня назад, чье тело начало уже разлагаться. «В присутствии тысячной толпы,- говорит Тери,- группа, послушная повелению Божию,

стояла вокруг тела и пела, хотя зловоние было невыносимым. Во время шестой песни у мертвого задвигались пальцы ног. Когда евангельская группа молодежи пела седьмую, восьмую песню, этот брат пробудился, посмотрел вокруг и улыбнулся».

Открыв свои уста, он сказал: «Иисус вернул меня к жизни! Братья и сестры, я хочу кое-что сказать вам. Во-первых, жизнь никогда не прекращается, когда вы умираете. Я два дня был мертвым и испытал это. Ад и небо реальны. Я испытал это. И я хочу сказать вам, если вы не найдете Иисуса в этой жизни, то вы никогда не будете на небе. Вас определенно отправят в ад» (10).

Чтобы охладить легко разгорающуюся веру, что все чудеса происходят вне цивилизованных стран, куда можно попасть самолетом, уплатив за билет 800 долларов, разрешите мне добавить два случая, происшедшие в наших краях. Первый -рассказ о воскресении, который потребует вашего воображения. Но предупреждаю заранее, что в следующей главе рассказ о воскресении перейдет границы всякого воображения.

Это произошло в Лонгвью (штат Вашингтон) — живописном городе с тридцатитысячным населением на берегу реки Колумбия в 60 милях на северо-запад от Портленда, штат Оригон. Воскресший — мастер кабельного завода «Рейнольде Алуминиум». Согласно отчету, помещенному в «Войсе» в октябре 1972 года (который, как вы помните, являлся вестником Международного евангельского общества бизнесменов), этот мастер был бездыханным не менее 10 минут или, вероятно, почти четверть часа после того, как он оказался стиснутым между огромной катушкой кабеля и заводской машиной. В ответ на пламенную молитву президента Лонгвьюского отдела этого общества: «Господи, верни жизнь этому телу»,- этот человек был не только полностью возвращен к жизни без всякого увечья, но встал и ходил спустя три дня!

«Нам говорили,- пишет Джон Форемен,- что у этого человека была сломана рука, была трещина черепа и три сломанных ребра» (11).

«Я молился об умершем человеке,- говорит Форемен. — И буквально видел, как жизнь вернулась к нему» (12).

Если это чудо, происшедшее в наше время, и кажется «чересчур большим», то оно меркнет перед другим сверхъестественным случаем, который, с точки зрения одних, поддается объяснению, а с точки зрения других — опровержению. Во время десятидневной кампании исцелений Бреда Ро-бертса в Денвилле, штат Вирджиния, в мае 1956 года журнал евангелистов «Изобильная жизнь» («Abundant Life») сообщал, что в этот период «преступления и насильственная смерть взяли отпуск».

Согласно высказываниям Джорджа Фишера: «Город вступил в десятидневную кампанию, когда не совершилось ни одного преступления… Десятидневный промежуток благодати без несчастных случаев, без преступлений, в то время, когда тысячи посетителей наводняли каждую гостиницу, дома туристов и частные дома в Денвилле и намного миль вокруг него… Город без преступлений! Город без несчастных случаев! Десять славных дней, когда преступления и дорожные трагедии происходили где-то во вне!.. Начальник полиции Денвилля эти десять дней без преступлений и аварий приписывает в основном кампании Орэла Робертса. Мы благодарим начальника за такую репутацию и благодарим Бога за такой отчет… Это пример того, что может произойти с людьми, если весь народ обратится к Богу» (13).

Такого рода чудеса, если они действительны, имеют огромное значение. Распространите эту силу среди средоточия преступлений в Америке и во всем мире. Распространите ее на Ближнем Востоке и во Вьетнаме, и во всех угнетенных странах, где потерпели неудачу усилия лучших дипломатов и духовных руководителей по воцарению мира. Организуйте такие кампании в Иерусалиме, в Каире, Дамаске, Сайгоне, Ханое. (Можно и не быть христианином, чтобы оказаться под влиянием чуда!) Поставим имя Орэла Робертса рядом с именем Билли Грэма в списке наиболее удивительных людей Америки. Представьте себе: ни один адвентист седьмого дня не оказал такого драматического влияния ни на одно общество, какое имела кампания Робертса в Денвилле на основании их данных.

Я думаю, что сейчас наступило время для выяснения. Чего я пытаюсь добиться в этой главе?

Во-первых, я не пытаюсь доказать, что происходят чудеса. Цитировать тексты для доказательства — напрасное занятие. Те, кто уверен, что чудеса не происходят, начнут задавать вопросы, пускаясь в бесплодные дебри логики. Также и опыт не может подтвердить чудеса, ибо видеть их — еще не значит поверить. Если вы сомневаетесь в том, что чудеса возможны, вы просто сомневаетесь в своих чувствах. И иной раз, как мы увидим позже, это вполне обосновано. Также и история не подтверждает чудес, ибо история не сохраняет математическую точность событий. Для нас они остаются лишь как то, что возможно, но чрезвычайно невероятно. Я посоветовал бы, чтобы человек, занимающийся доказательством достоверности чудес, рассматривал их со всеми возможными для него философскими предположениями008 .

Если я не доказываю возможности чудес, то чего же я желаю добиться? Во-первых, кратко определить чудеса, исследовать их связь с законами природы, изучить, как они могут возникать и происходить. И поступая таким образом, приготовить путь для веры через созерцания исцелений — зрелища чудес — уже в следующей главе. Но у меня есть и другая цель: засвидетельствовать о своей вере и сомнениях относительно чудес.

«Tq, что необыкновенно в чудесах,- сказал Гилберт Честертон,- это то, что они случаются». Но именно слово «чудо» указывает на то, что это необычное явление. К. С. Льюис писал: «Бог не вытряхивает чудеса в природе наугад, как перец из перечницы. Они приходят при великих событиях: в гуще исторических, но не политических или социальных, а духовных событий, которые не могут быть вполне известны людям» (14).

Адвентисты тоже верят в принцип «структуры чудес», отмеченный в «Энциклопедии АСД». Это означает, что «по крайней мере при обычных обстоятельствах Бог не употребляет сверхъестественных средств тогда, когда человек может добиться этого сам при помощи имеющихся в его распоряжении обычных средств» (15).

Но «структура чудес» не означает того, что Святое Писание скупо представляет нам отчеты о чудесах. Если бы мы устранили все чудеса из содержания Библии, нам остался бы том со сравнительно меньшим интересом, чем американский журнал «Справочник читателя». В Евангелии от Марка, возможно, первом из Евангелий, первые 10 глав содержат истории о чудесах. Чудеса настолько связаны со служением Христа, что их невозможно отделить от Него. В Новом Завете наиболее употребляемое слово относительно чудес — это «динамис», «сила», которое применимо ко Христу и Евангелию. Рассматривая чудеса, Марк и Лука говорят о силе, исходящей от Иисуса (Мк. 5:30). Павел, характеризуя Евангелие, представляет его, как «силу Божию ко спасению» (Рим. 1:16)

Как христианин, я нисколько не чувствую себя интеллектуально обедненным, когда сознаюсь в своей вере в чудеса. Фактически я свидетельствовал о чудесах, хотя и не таких потрясающих, как воскресение мертвых, и не столь обычных, как очищение запачканной одежды небесными моющимися средствами. И если к моей вере примешивался скептицизм, то причиной этому больше служили особенности сообщений о чудесах, чем рационализм в моем мировоззрении. Если я требую документального подтверждения, это не потому, что я вместе с Фомой желаю «коснуться рукой ран моего Господа», чтобы поверить, но скорее из-за того, что обеспокоен репутацией необычных происшествий. Безбожники, взращенные наукой, заслуживают лучших чудес, чем сомнительные и неподтвержденные отчеты о чудесах, якобы происшедших где-то в другом конце света.

В средневековье торговцы чудесами устраивали ежедневные цирковые представления из сверхъестественных проявлений. Подобно отважному юноше, Джозеф Капертино с большой легкостью летал по воздуху на трапеции, и его трость летала вместе с ним. Святая Тереза Авильская — увы, не такая легкая, как перышко,- летала с такой непревзойденной легкостью, что ее приходилось удерживать силой. Из могил выкатывали трупы, неразложившиеся и свежие, а иногда они кровоточили, как это было со Святым Хуаном де ла Крус, когда кто-то отрезал ему палец. Святая Екатерина Сиенская была настолько угодной Богу, что святой хлеб благодати сам прыгал ей в рот во время мессы. Относительно таких известных повсюду чудес нельзя было сомневаться, как и относительно того, что, когда кто-то жертвовал слишком большую сумму, с иконы девы Марии стекали слезы!

В те времена вы могли верить или нет. Даже сейчас римские католики должны верить в чудеса, хотя, не считая себя еретиками, они могут сомневаться во всем, за исключением непорочного зачатия, рождения от непорочной девы и воскресения Христа. Протестанты с различными свободными взглядами и евреи верят в то, что подходит им. Большинству такая избирательность кажется приемлемой. Бремя чудес оказывается тяжелым для интеллекта XX века. Я полагаю -слишком тяжелым, если добавить вес отчетов, чрезмерно напрягающих воображение, что пробуждает воспоминание не об Иисусе из Галилеи, а об Алисе из Страны чудес.

У нас возникает вопрос: «Что такое чудо'»

Обычно отвечают: нечто такое, что мы не можем понять. Сверхъестественное явление, нечто противоречащее законам природы. Какой-то эффект, происшедший под непосредственным руководством Божиим.

Если первый ответ правильный, тогда телевидение — это чудо для большинства из нас, а карманный электрический фонарик — это чудо для дикарей. Явление может казаться сверхъестественным только в нашем сознании — лишь потому, что мы не понимаем действия соответствующих законов природы. Если чудо — нечто противоречащее законам природы, тогда Бог, Который учредил законы природы, уничтожает их, чтобы проявить действия вопреки Своим собственным установлениям.

Что же сказать относительно последнего определения -действия, происходящего в природе под непосредственным руководством Божиим? Определение кажется приемлемым, но только в случае, если бы Бог непосредственно не руководил каждый день явлениями природы. Так что и это определение вызывает проблему, ибо Он всегда непосредственно действует в природе.

«Не следует предполагать, что закон, существующий относительно семени, действует сам по себе, что листочки появляются сами по себе… Нет, все это совершается при непосредственной деятельности Бога, когда крошечное семя пробивается сквозь землю и в нем появляется жизнь» (16).

«Земля производит свои дары и из года в год продолжает совершать свое вращение вокруг солнца не в силу присущих ей свойств. Невидимая рука управляет движением планет по их орбитам» (17).

Итак, если люди не желают рассматривать вращение Земли в космическом пространстве или прорастание семени как нечто, происходящее само по себе, то последнее определение тоже несовершенно, ибо Бог ежедневно непосредственно действует в природе. Природа не заведена кем-то и не оставлена действовать самостоятельно. Законы природы — это просто Божий путь для исполнения Его воли в физическом мире. Законы природы функционируют регулярно, и не потому, что они такие по своей сущности, но потому, что они отражают план Божьего порядка и системы.

Елена Уайт пишет- «Подробно останавливаясь на законах материи и природы, многие упускают из виду, если не отрицают вообще, постоянную и непосредственную деятельность Божию. Они высказывают мысль, что действия природы независимы от Бога, что природа имеет свои пределы и собственные силы для действия… Предполагают, что материя заключена в определенные отношения и ей предоставлено действовать согласно установленным законам, в которые не может вмешаться даже Сам Бог. Что природа наделена определенными свойствами и поставлена в подчиненное положение — повиноваться этим законам и совершать первоначально порученную работу».

«Это — ложная наука. Слово Божие не поддерживает такой точки зрения. Бог не отменяет Свои законы, но Он постоянно действует через них, используя их, как Свои орудия. Они не действуют самостоятельно. Бог постоянно действует в природе. Природа — Его слуга, управляемая по Его изволению» (18).

Вывод: природа не поддерживает сама себя, но нуждается в постоянном притоке силы Божией Естественный закон или действие представляет собой постоянное состояние. «Чудо» описывает случайное состояние, когда Разум, Который руководит природой, как Своим орудием, вмешивается потому, что такое вмешательство желательно или необходимо.

Адвентистский ученый X. В. Кларк добавляет некоторые детали к нашему пониманию чудес: «В некоторых случаях они кажутся обычными, но ускоренными процессами. В других случаях проявляется вмешательство одного закона природы против другого, что в итоге приводит к необычному течению событий» («Как, например,- говорит Кларк,- закон сопротивления действует вопреки закону ускорения, когда мы нажимаем на тормоза, чтобы замедлить движение при спуске с горы»).

«Однако в других случаях,- говорит Кларк,- они (чудеса) проявляются в творческой силе, выражающейся в создании новых, здоровых биологических тканей, или уничтожении больных тканей, или же, давая жизнь безжизненному телу» (19).

Доктор Кларк не верит, что чудеса опровергают естественный порядок и систему, к которым привыкло человечество

«Предположим,- говорит он,- что мы едем в автомобиле по ровной дороге. Затем, подъезжая к горе, мы обнаруживаем, что скорость недостаточна для дальнейшего продвижения в гору. Что мы делаем? Мы просто меняем скорость и поднимаемся в гору. Нарушили ли мы какой-нибудь принцип или закон? По законам механики, если поршню определенных размеров придать силу от определенного количества горючего, получится определенная мощность мотора. Если подъем на гору становится крутым, то для дальнейшего движения автомобиля данной массы недостает необходимой энергии. Но, меняя скорость, мы выигрываем в силе. Законы механики позволяют выполнить то, что было невозможно до изменения скорости. Ни один закон не нарушен, но просто использовалась новая комбинация сил».

«Чудеса,- заключает доктор Кларк,- не отрицают естественного порядка или системы мироздания, но они подобны переключаемым скоростям механизма, через которые Бог может иногда производить действия, отличающиеся от тех, к которым мы привыкли» (20).

Согласно заключению доктора Кларка, чудеса могут происходить:

1. Путем ускорения естественных процессов.

2. Вступление в действие одного закона против другого, чтобы получить необходимые результаты.

3. При создании здоровых биологических клеток или разрушении больных клеток без отрицания закона природы.

Относятся ли большинство или все чудеса Святого Писания к какой-либо из этих категорий? Ответ кажется положительным.

1. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ КРАСНОЕ МОРЕ (Исх. 14) Отчет говорит, что Бог «гнал море сильным ветром» (Исх. 14:21). Чудо совершилось не вопреки законам природы, но использовало силы природы. Да, оно было необычным, но не представляло никакой проблемы для Бога, Который ведает давлением воздуха. Усмирение шторма на Галилейском озере, по-видимому, произошло подобным же образом. Возможно, применялся закон гравитации для уплотнения поверхности воды, чтобы дать возможность Иисусу ходить по ней.

2. ИСЦЕЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ (4 Цар. 20)

По повелению Исайи, Езекия положил пластырь из смокв на нарыв и исцелился. Здесь для чудесного исцеления были применены естественные средства. В этом опыте содержится поучение: Бог желает, чтобы мы использовали имеющиеся в нашем распоряжении средства. И если они недостаточны для достижения желаемой цели, Он помогает естественному процессу.

3. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ВИНО (Иоан. 2) Здесь Бог, Который ежедневно совершает чудеса, производя из земли плоды (см. «Желание веков» Е. Уайт, стр. 367), ускорил этот процесс, создав вино в один момент.

В обычном процессе Бог смешивает двуокись углерода с водой, сочетает сахар с крахмалом с добавлением нитрогенов и протеина. Этот процесс протекает от сева до жатвы. В Кане же Бог ускорил этот процесс.

«Однажды и только в этот год Бог, явившийся теперь во плоти, сократил обычный цикл процесса — Он в один момент создал вино, используя для этого вместо растительных волокон глиняные сосуды для хранения воды. Но употребил их для того, что Он всегда делает. Чудо состоит в коротком отрезке времени, но результат, к которому оно сводится, самый обычный» (21).

Мы немного знаем о физических и химических процессах, происходящих в виноградной лозе, и мы не можем точно объяснить, что происходит в ней как при обычном росте и созревании, так и при совершении чуда в Кане. В обоих случаях «непосредственно действовал Бог».

Умножение хлеба и рыбы относится к такой же категории чудес. Бог ежедневно превращает маленьких рыб в больших, увеличивает их число. Каждый год Он растит колосья из зерна. Семя посеяно и должным образом увеличивается. То, что Бог сделал, умножив хлеб и рыбу, напитав 5 тысяч человек, Он совершает каждый день, чтобы насытить Своих детей. Чем больше мы изучим происшедшее, тем больше получим знаний относительно неотъемлемого действия божественной силы.

4. ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ (Ин. 11).

Одно дело — массировать остановившееся сердце и наблюдать, как оживающее тело из бледного становится розовым, как кровь снова поступает к изголодавшимся клеткам Но другое дело — снова вселить жизнь в уже разлагающиеся ткани. Для этого требуется та же творческая сила, которая вдохнула жизнь в комок праха в самом начале.

Определения слова «чудо» согласно заключению доктора Кларка кажутся обоснованными применительно к чудесам из Святого Писания, которые мы рассмотрели, и дают нам возможность проникнуть в их взаимоотношения с законами природы.

Но понимать то, каким образом могут происходить чудеса, еще не означает понимать, почему они происходят. Цель многих чудес Ветхого Завета — доказать существование Бога и Его любвеобильную заботу о народе, который не знал Его. А что же сказать о чудесах Христа? Можно отметить пять основных целей, из которых иногда больше, чем одна, были причиной чуда:

1. Показать Свою божественность, как это было при воскресении Лазаря: Иисус же возвел очи к небу и сказал-«Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И запись гласит: «Вышел умерший…» (Ин. 11:41-44).

2. Для возбуждения интереса к Его личности и к Его намерениям.

Когда Иисус на свадьбе в Кане превратил воду в вино, Он предоставил ученикам возможность ответить на вопросы, возникшие у гостей относительно Его личности и Его намерений. Как последствие чуда является то, что священники и старейшины Иерусалима, услышав об этом, начали исследовать Писание, чтобы узнать, мог ли Он быть Мессией. Но Он, однако, не удовлетворил любопытства фарисеев и других, которые искали знамений. Он никогда не сотворил ни одного чуда для личного блага. Его чудеса всегда совершались для блага других.

3. Направить мысль людей от природы к Богу природы. Насытив пять тысяч человек, Он пытался направить мысли присутствующих от веры в силы природы к вере в Бога, Который управляет этими силами во благо Своих детей.

4. Явить сочувствие и любовь. О причине воскресения сына вдовы из города Наина (Лк. 7) Библия говорит, что Он «сжалился над нею». Сочувствие к голодным также было поводом к тому, чтобы насытить толпу.

5. Научить истине. Чтобы разъяснить значение заповеди о субботнем дне, Христос многие из Своих исцелений совершал в субботу. Исцелив человека около купальни Силоам, Он желал научить всех, что в субботу можно делать добро, и отверг ложные понятия, которые превратили Его день в тяжелое бремя.

Хотя можно с уверенностью допустить, что и в наши дни чудеса совершаются с такой же целью, но мы не можем, однако, быть уверенными, что они всегда совершаются Богом. Библия выдвигает три пункта относительно сатаны и чудес:

1. Сатана способен творить чудеса. «Чудесами, которые дано было ему творить перед зверем» (Откр 18:14), «Пришествие антихриста по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9).

Елена Уайт говорит: «Перед окончанием времени он (сатана) будет совершать еще большие чудеса. Насколько в его силах, он будет совершать настоящие чудеса» (22) Ссылаясь на Откр. 13:14, она говорит: «Нечто большее, чем обман, имеется в виду в этом месте Писания» (23).

2. Он подделывает чудеса, которые не может совершить.

Сатана не без оснований назван обманщиком. Он, когда Бог совершал через Моисея такие чудеса, которые не могли им в точности воспроизводиться, через волхвов подделывал их до такого сходства, что, по мнению наблюдавших, добивался таких же результатов, как и Моисей. «Но есть предел, который сатана не может перейти. И тогда он призывает на помощь обман и подделывает то, что не может в точности воспроизвести» (24).

Как откроется из содержания следующей главы, он способен своей силой сделать людей больными, а затем, освободив их от болезни, представить дело таким образом, будто произошло чудо исцеления.

Особенно в последнее время он будет действовать через спиритизм: «Ко многим явятся нечистые духи под видом умерших родственников или друзей, и будут говорить им о самых опасных и хитрых заблуждениях. Они будут взывать к нашим самым нежнейшим чувствам и будут совершать чудеса, чтобы придать большую силу и власть своим словам. Мы должны быть приготовлены к тому, чтобы встретить их доказательствами библейской истины о том, что мертвые ничего не знают, и что явившиеся под их видом -ничто иное, как нечистые духи» (25).

«Посредством спиритизма будут совершаться чудеса: больные будут исцелены и произойдут другие неоспоримые удивительные явления. А так как духи заявляют о своей вере в Библию, проявляют уважение к церковным установлениям, то их деятельность будет принята, как проявление божественной силы» (26).

Эти заблуждения будут настолько сильными, что Христос предупредил: «Они способны прельстить даже «избранных» (Мф. 24:24). «Сатана может увести обманутые души слишком далеко. Он может извратить их суждение, зрение и слух» (27).

«Сатана — личный враг Христа. Он — автор и вождь всякого восстания, как на небе, так и на земле. Его ярость увеличивается, но мы не всегда понимаем его силу. Если бы наши глаза были открыты и мы могли видеть павших ангелов за работой над теми, кто чувствуют себя беспечно и безопасно, тогда бы мы по-другому посмотрели на себя. Злые ангелы каждый момент находятся на нашем пути. Конечно, мы считаем естественным со стороны злых людей действовать согласно искушениям сатаны, но в то время, как наше сознание остается незащищенным против его невидимых агентов, эти же люди по-новому подойдут к нам и совершат чудеса на наших глазах. Готовы ли мы бороться с ними с помощью Слова Божьего — этим единственным в своем роде оружием, которое мы можем успешно применить? (28). 3. Сатана не может дать жизнь.

Иисус часто представлял Себя как Жизнедателя, единственного, Кто обладает ключами ада и смерти. Только посредством Христа «тленное сие может облечься в нетление» (1 Кор. 15:53). Елена Уайт говорит: «У князя зла нет силы творить или даровать жизнь, хотя он обладает всей мудростью и могуществом падшего ангела. Это исключительное право принадлежит только Богу» (29). Но, как мы отметили, через спиритизм агенты сатаны являются в виде умерших! В этом повторяется ложь Люцифера, обращенная к нашим прародителям: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4).

Мы вспоминаем по этому поводу рассказ Мэла Тери, в котором говорится, что человек сел и сказал: «Братья и сестры, я хочу сказать вам кое-что. Во-первых, жизнь никогда не прекращается после смерти».

Направим свое внимание снова к острову Тимор, еще раз рассмотрим события, происшедшие на этом острове и во всей Индонезии в 1964-196G гг. Было ли там пробуждение вообще? А если да, то характеризовалось ли оно чудесами?

«Большинство сообщений сильно преувеличено»,- говорит секретарь Униона адвентистов седьмого дня в Индонезии Алвин Бартлет, который находился в этой стране, начиная с 1948 года. «Действительно, во время кровавой реакции 1965 года многие мусульмане, а также анимисты и другие верующие обратились в христианство и, разумеется, это повлияло на церковь. В течение двух или трех лет мы крестили около 2 тысяч человек, исповедовавших ислам. Я понимаю, что это число не столь велико по сравнению с теми, какие называют другие христианские церкви, но я думаю, что эта разница вызвана нашей настойчивостью в работе над личным обращением и новым образом жизни, а не просто над формальным исповеданием веры»

«Печальная сторона этой истории заключается в том, что многие крестившиеся даже в адвентистской церкви, не остались верными. И руководители других церквей в Индонезии также очень разочарованы, что среди крещенных этого периода мало истинно обращенных. Когда ужасы этих беспокойных лет ушли в прошлое, уменьшилось и желание жить христианской жизнью».

Барт лет продолжает: «Я сожалею, что вынужден таким образом сообщить обо всех этих делах, ибо знаю, что было бы более прекрасным, если бы я мог написать блестящий отчет о событиях, происходивших в Индонезии. Но иногда лучше говорить так, как есть на самом деле. Наша работа успешно продвигается среди мусульман в Центральной и Восточной части острова Ява, продвигается хорошо, с учетом обстановки в этих местах. Все-таки я должен быть откровенным, констатируя боюсь, что все это не было излитием Духа Святого, который, как мы ожидали, принесет Громкий клич и окончание работы Мы должны использовать каждую возможность, предоставленную нам, и работать старательно и упорно, но великое пробуждение, если можно его так назвать, начавшееся несколько лет назад, произошло скорее из-за страха, чем под влиянием Святого Духа (30).

Итак, нечто подобное пробуждению на Тиморе произошло на всей территории Индонезии, но в гораздо меньшей степени, и было обусловлено иными мотивами, нежели обычно об этом сообщалось. Должно ли вызывать удивление у нас то, что там, где в пробуждении действует Бог, также действует и сатана, пытаясь извратить его до такой степени, чтобы добиться своей цели и оставить тех, кто ответил на призыв Духа Божьего, в еще более худшем состоянии, чем они были в начале»? Елена Уайт предупреждала, написав о прошедшем и будущем пробуждении: «Именно чувствительное возбуждение, смешение истины с ложью приготовляет почву для принятия заблуждения» (31).

Жители острова Тимор были особенно восприимчивы к принятию заблуждения В основном они были анимисты (поклонники духов), официально принадлежащие к исламу Их религиозные центры были духовно слабыми На их богослужениях практиковались элементы идолопоклонства Молодые евангелисты, о которых свидетельствовал Мэл Тери, сами были духовными младенцами Большинство из них были неграмотными Наивные, простодушные, привыкшие к поклонению духам, они видели в обыкновенном — сверхъестественное То, что сообщала одна группа о чудесах, другие чувствовали необходимым преувеличить И, наконец, к ним вкралась безнравственность Те голоса, которые направляли молодых мужчин и женщин идти в разные места, одновременно направляли их вместе спать Возрастала гордость, и некоторые пытались собирать деньги на «чудеса», которые они могли совершать

Заслуживающая доверия христианка Пэрл Энгланд, антрополог, посетила остров Тимор в 1972 году, чтобы исследовать факты, приведенные в рассказах Тери Несмотря на заверения, что тысячи людей испытали опыт исцеления и что все жители некоторых деревень стали христианами, Энгланд сообщила, что в большинстве случаев истории Тери не только недостоверны, но, более того, сами его действия являются источником недоумений для его пастора и молодых евангелистов» (32) Ее отчет соответствует заключениям Стенли Мунихема, методистского проповедника, который также описал пробуждение на Тиморе Мунихем представил свое мнение через прессу Объединенной церкви после многочисленных писем и телефонных звонков, касающихся его предисловия к книге Тери «Это заявление,- сказал Мунихем,- было рассеяно контекстом из рассказа, написанного мною в 1967 году Я не поддерживаю эту книгу» (33)

Энгланд рассказывала мне историю о превращении воды в вино «Я нашла,- отметила она,- что эта история получила начало от опыта одной старой анимистки, даже не христианки, налившей незаметно в сосуд какую-то жидкость, которая, по ее словам, была водой. Она накрыла сосуд и велела молодым евангелистам молиться так, как она продиктовала им. Когда они так и сделали, она открыла сосуд, и вот там — вино!» «Сами сделайте вывод!» — сказала Энгланд.

А что же сказать о хождении по воде? Члены группы рассказали доктору Энгланд, что свет открыл им камни под поверхностью воды, по которым они могли перейти реку. Местные жители, которые не знали об этом скрытом в тени мелком месте, конечно, могли упасть в воду и утонуть. История об умножении корней маниока была вызвана тем, что молодые люди, которые распределяли пищу, засвидетельствовали, что ее им было «достаточно». Доктор Эндгланд и Мунихем сообщают, что драматическое воскресение вообще не имело места.

Из всех историй Тери о чудесах самым обоснованным кажется рассказ о сожжении идолов. «С идолами,- говорит Мунихем,- в прежние времена знахари сами творили свои чудеса. Насколько это уместно, что Бог показывает Свою силу в сожжении идолов?» (34).

Все-таки примечательно, что из десятков тысяч людей на Тиморе, которые заявляют о новых взаимоотношениях со Христом, только небольшое число свидетельствует об опыте -какого-то другого чуда, кроме возрождения. Доступные нам источники свидетельствуют: если на Тиморе в наши дни и происходят чудеса — они не происходят там чаще, чем в Соединенных Штатах.

А что же сказать о самих Соединенных Штатах, особенно о двух «обыденных» чудесах, приведенных выше? Являются ли они более достоверными, чем приведенные в отчете Мэла Тери? Остановимся на странице, где говорится о событиях в городе Лонгвью (штат Вашингтон). Действительно ли механик завода «Рейнвальдо Алуминум» был без дыхания не менее десяти минут, как сообщает Джон Форемен? Действительно ли Форемен молился, и тот был возвращен из мертвых к жизни? Были ли у него перелом руки, трещина

черепа и три сломанных ребра, о которых, по словам Форе-мена, «нам сказали»?

С помощью проповедника Лонгвьюсской общины адвентистов седьмого дня Квентина Квелли я спросил механика Аллана Фрейда, что же произошло в самом деле? Был ли он действительно мертв?

«По моему мнению, нет»,- ответил Френд. (Если бы он был мертвым, то, по учению Джона Форемена, он должен был пойти на небо или в ад. Принимает ли Форемен сообщение Фрейда, что он был «без сознания», как свидетельство, что он не мог быть мертвым?)

Френд утверждает также, опровергая статью, что ему было сделано искусственное дыхание и что он не был без дыхания длительное время. Был ли у него перелом руки и трещина черепа, о которых, как заявляет Форемен, «нам сказали»? Ответ был отрицательный.

Френд все же получил тяжелый ушиб, из-за чего он указал на другую неточность в отчете, помещенном в «Войсе». Вопреки сказанному в статье, он не «через три дня после несчастного случая гулял по коридору и врачи не могли обнаружить у него никаких повреждений». «Совершенная ложь,- говорит он.- В течение недели я получал усиленное лечение, а на следующей неделе меня перевели в другую палату. Только к настоящему времени (28 января 1973 года) нормализовалась работа моего сердца. Мышцы моей руки никогда не будут иметь своей прежней силы. Меня еще беспокоит плеврит» (35).

Несомненно, Форемену и не требовалось заниматься тщательными исследованиями, чтобы подтвердить правильность своего рассказа. И непростительна безответственность редактора «Войса», который без проверки опубликовал эту статью. Из-за этих неточностей — даже в отношении увечья Фрейда,- я не чувствую никаких угрызений совести, признаваясь, что не могу поверить этому отчету о воскресении. Если Господь решил бы воскресить кого-либо из мертвых до Своего второго пришествия, то я полагаю, что сопутствующие этому подробности соответствовали бы главному событию и выдержали бы проверку!

По определению, данному чудесам, они — исключения. Их не создают на собраниях в Детройте по тысяче в день согласно нормам. Не являются они и нормой возрождения. При многих величайших в истории возрождениях не видно было никаких чудес, кроме преображенной жизни. Иоанн Креститель — «глас вопиющего в пустыне» — в свое время не сотворил никакого чуда (Ин. 10:41), несмотря на то, что был величайшим из пророков. Народ Божий в последние дни, его остаток, будет столь известен не по сотворенным чудесам, а по истине, проповедуемой им и по его образу жизни. Сравнение стихов Откр. 12:17 и Откр. 14:12 показывает, что народ Божий отличается тремя характерными чертами: он соблюдает заповеди Божий, хранит веру в Иисуса и имеет свидетельство Иисуса Но чудеса не упомянуты здесь.

Во дни Христа многие люди желали получить знамения с неба для подтверждения их веры, но Иисус сказал: «И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39). Тогда Он стал цитировать Слова Божий. Это -верная проверка каждого источника движения. Согласуется ли оно со Словом Божиим? Каковы его плоды? По Слову, нужно давать оценку, как классическому, так и новому движению пятидесятников, но не их чудесам, хотя представленные ими «чудеса» могут, конечно, кое-что сказать о них. И не забывайте, что Слово есть Истина. В духовной пустыне наших дней кричат голоса: «Чудо! Чудо!» (Об этом говорит даже «Войс».) И эти выкрики нужно оценивать не по их количеству, а по качеству истины.

Ошибки в передаче фактов могут проникнуть в любую публикацию, включая и эту книгу, но не обманывайтесь: привычное преувеличение и некритическая харизма не несут на себе печати неба. Принцип издателя — проверять, проверять и еще раз проверять!- оставил бы без занятия многих торговцев чудесами. При оглашении чудес пятидесятники могли бы перенять урок от католической церкви. Из полутора миллионов паломников, ежегодно посещающих Лурд, только горстка (например, в 1968 году — пятеро) экспериментально были признаны церковью исцеленными. Словарь дает четкое различие между вероятностью и доверчивостью. Так должны поступать христиане.

В заключение остановимся на чуде, происшедшем в США в Денвилле, штат Виргиния, где в мае 1956 года, во время посещения Орэла Робертса, как будто бы в течение 10 дней отсутствовали преступность и несчастные случаи — чудо, относительно которого начальник полиции Денвилла сказал, что оно, якобы, является результатом влияния кампании Робертса.

У меня есть письмо Л. К. Гаррета, бывшего начальника полиции города Денвилла. Оно было адресовано капеллану Девису Томасу и напечатано на гербовой бумаге отделения полиции города Денвилла, штат Вирджиния. В нем можно прочитать следующее: «Уважаемый сэр!

В ответ на ваше письмо от 5 октября 1956 года я, во-первых, хотел бы сказать, что никогда ни мистеру Робер-тсу, ни кому-либо другому не представлял отчет о состоянии преступности в городе Денвилле ни до, ни во время, ни после пробудителъных собраний, которые проводил Орэл Роберте с 4 по 13 мая 1956 года.

Полагаю, что следующие цифры ответят на ваши вопросы относительно десятидневного периода, когда Орэл Роберте был в Денвилле:

…ПРЕСТУПЛЕНИЯ:

Тяжелые нападения — 3. Другие нападения — 4. Кражи -4. Хищения и мошенничество — 1. Незаконное ношение оружия — 1. Преступления против семьи и детей — 13. Нарушение закона относительно алкогольных напитков — 2. Пьянство — 43. Непристойное поведение — 9. Вождение транспорта в нетрезвом состоянии — 3. Езда с нарушены ем правил движения — 23 (в т. ч.: непропускание другого транспорта на дороге — 5; езда на красный свет — 3; превышение скорости — 3; неправильный обгон — 1; неправильный выбор полосы — 1; отсутствие водительских прав — 4; неисправный глушитель — 1; бегство с места аварии — 2; слишком близкая дистанция — 2; нарушение других правил движения — 1) Все другие преступления и нарушения — 9.

ЧИСЛО АРЕСТОВАННЫХ: 122…»

Письмо заканчивается так: «Отчеты нашего отделения полиции показывают, что никогда не было десятидневного периода, когда бы не произошло никакого преступления. .. С уважением, Ваш (подпись) Гарнет, начальник полиции».

И даже после написания этой главы я все же не верю в чудеса. Но вместе со Стенли Мунихемом я верю, что величайшее доказательство работы, совершенной под руководством Духа Божьего, обнаруживается в искупленной жизни, а не в преображенных Молекулах. Библия учит, что сатана обладает силой перемещать физические элементы и таким образом совершать «чудеса». Но только Бог может изменять людей через искупление. Это является сильнейшим доказательством Божьего присутствия в движении.

«А для людей со зрелой верой, которые не ищут знамений, этого должно быть достаточно» (36).

Примечания и ссылки:

1. Cliff Dudley. «Like a Mighty Wind», 1971 г., стр. 79. 2 Там же, стр. 97.

3. Там же, стр. 101.

4. Там же, стр. 44.

5. Там же, стр. 47-49.

6. Там же, стр. 104.

7. Там же, стр. 46-47.

8. Там же, стр. 13.

9. Там же, стр. 54.

10. Там же, стр 76-78.

11. John Foreman. «A Life Loved Back». «Voice» (Full Gospel Business Men’s), т. XX, OKT. 1972 г., стр. 26.

12. Там же, стр. 27.

13. George E. Fisher. «No Crime for 10 Days», журнал «Abundant Life», CCHT. 1956 г., стр. 15

14. К. С. Льюис. «Чудо»

15. Энциклопедия АСД, стр. 506.

16. Е. Г. Уайт. «Review and Herald», 8/11 1898 г. 17 Е. Г. Уайт. «Воспитание», стр. 99.

18. Е Г. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 8, стр. 259-260

19. «Review and Herald», 9 мая 1957 г., стр. 8.

20. «Review and Herald», 16 мая 1957 г., стр. 5.

21. К. С. Льюис. «Чудо», стр. 163.

22. Е. Г. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 5, стр. 698

23. Там же.

24. Там же

25. Е. Г. Уайт. «Великая борьба», стр. 560.

26. Там же, стр. 588.

27. Е. Г. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 3, стр. 351.

28. Е. Г. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 1, стр. 302.

29. Е. Г. Уайт. «Патриархи и пророки», стр. 264.

30. Письмо Д. С. Джонсона помощнику секретаря Генеральной Конференции, 6 декабря 1972 г

31. Е. Г. Уайт. «Великая борьба», стр. 464.

32. Из телефонного разговора с доктором Энгланд (Englund) в январе 1973 года.

33. W. Stanley Mooneyham. «Revival and Miracles: What About Indonesia?», Associated Church Press release, 1972 r.

34. Там же.

35. Письмо от Аллана Фрейда (Allan Frucnd) пастору Квслли (Quallcy), 28 января 1973 года.

36. W. Stanley Mooneyham (см. п. 33).

008 Если вы сомневаетесь в этом, прочитайте «Чудо» К Льюиса