Люди, это здесь!

Ни одно харизматическое собрание не является вполне законченным без молитвы об исцелении и без свидетельств об удивительном избавлении от болезни. Разрешите вернуться назад, к сессии Евангельского Международного общества бизнесменов (пятидесятников) в Финиксе, чтобы проследить достоверность отчетов об исцелении. Я избрал предстоящий отчет не из-за его сенсационности, каким он на самом деле и является, но потому, что он типичен среди сотен отчетов, слышанных мною. В записи на магнитофонной ленте говорящий представляется как врач (он действительно врач, но зубной).

«У меня был опыт с одной леди как раз несколько дней назад. Это произошло на собрании исцелений в доме Гарден-са, вблизи города Риверсайда. Эта дама, присутствующая на пробудительном собрании, имела много нужд, но боялась говорить о них евангелисту. Когда ее попросили молиться, она только упомянула, что не слышит на левое ухо. Евангелист помолился о ней, но Бог и так знал все ее нужды и полностью исцелил эту женщину. До этого женщина перенесла 28 операций! У нее был металлический стержень в позвоночнике — лишь благодаря ему она могла стоять — и металлическая пластинка для скрепления ее внутренних органов Это было невероятно, особенно при всех других ее болезнях, и казалось, что ей скоро придет конец. Но вдруг Господь вполне исцелил ее. Это произошло в понедельник вечером. В среду она пошла к своему лечащему врачу. Он осмотрел

ее и нашел, что ее сердце и давление крови в хорошем состоянии. Ритм ударов сердца нормальный, у нее нет больше симптомов астмы, ее диабет прошел. Не было отмечено и наличия стержня. Ее просветили рентгеном и оказалось, что стержень исчез! Пропала также и металлическая пластинка. Так что она была совершенно здорова».

«О, слава Богу! — ответил руководитель собрания на повторенное хором «Аминь!» — Я знал, что мы, фермеры, обычно рассказываем такие невероятные истории. Но я никогда не думал, что врачи могут говорить нечто подобное».

Из всех этих невероятных историй после 20-летнего исследования для меня остается любимой история о Бэтти Бакстер Хейдт, которая рассказывает ее на собраниях исцелений. Согласно рассказу Бэтти, она родилась с искривленным позвоночником. Все позвонки были смещены, кости искривлены и как бы переплетены. Ее нервная система была сильно расстроена. Ко всему еще добавилась другая болезнь — «пляска святого Витта», что приковало ее к постели. Ее сердце работало плохо, а средства, предписанные врачами, еще более усугубляли ее состояние. Каждую неделю у нее был сердечный приступ. Часами она лежала без сознания. Когда врач сказал, что ей нужна новая почка, у нее внутри что-то захрустело, она стала слепой и глухой, ее язык парализовало. Затем она настолько искривилась, что ее голова прижалась к коленям, а потом она умерла и направилась на небо. Там Иисус изменил ее внутренне и внешне Бэтти говорит:

«Он возложил Свои руки как раз посередине спины моей, на самый больной узел. Вдруг все мое тело пронзило ощущение чего-то горячего, как огонь. Две горячие руки взяли мое сердце и давили на него, и когда эти горячие руки отпустили мое сердце, я смогла нормально дышать и почувствовала, что мое сердце впервые в жизни работает нормально Две горячие руки растерли мои внутренние органы, и я ощутила, что исцелилась от внутренних болезней… Горячая струя пробежала через все мое тело. Тогда я посмотрела на Иисуса — остановится ли Он только на моем внутреннем исцелении?

Иисус улыбнулся, и я почувствовала давление Его рук на узлы. И когда Его руки давили середину моей спины, я испытывала чувство покалывания, как от прохождения электрического тока, и встала на ноги…» (1).

Я был также поражен историей Дэвида Пеллетье, который девятилетним мальчиком потерял левый глаз. Пеллетье сообщает, что чудо произошло 16 июля 1971 года. Тогда Дэвид вбежал в гостинную и воскликнул: «Мама, папа, я вижу также моим больным глазом!».

Согласно сообщению «Войса» в октябре 1972 года, у Дэвида появилось восприятие света и он смог различать предметы, формы, цвета, движение. Он мог даже читать. «Не имеет значения,- говорит «Войс»,- вставлен ли у него пластмассовый глаз или нет». Несколько хирургов-окулистов подтвердили это чудо (2).

На фотографии Дэвид показан с повязкой на его здоровом глазу, пишущим перед аудиторией о том, как «Бог позволил ему видеть через пластмассовый глаз».

Кроме этого фантастического утверждения, что Давид может видеть через пластмассовый глаз, мой интерес пробудила другая подобная история, долгое время привлекавшая мое внимание. Это история Рональда Койна из Сапульпы, штат Оклахома. Согласно отчету в одном издании об исцелениях через веру, в феврале 1954 года Рональд лишился глаза по причине несчастного случая. Когда одна евангелистка — «сестра Дэйзи Джиллок помолилась о нем молитвой веры, не зная, что он имел пластмассовый глаз,- Рональд вдруг обнаружил, что может видеть сквозь пластмассовый глаз; мог видеть независимо от того, был ли вставлен пластмассовый глаз или нет» (3).

Я не выбирал самые невероятные случаи из легенд об исцелениях. Эту главу я мог бы составить только из историй о воскресении мертвых, которые произошли, как говорят, в течение нескольких прошедших десятилетий. По крайней мере один исцеляющий через веру — Джеггерс — утверждал, что он был воскрешен (4). И как нам стало известно из предыдущей главы, один евангелист в Индонезии утверждает о воскресении мертвого, чье тело уже разлагалось (5).

Упоминаются, конечно, и более скромные, прозаичные исцеления. Среди них популярны удлинение конечностей и пломбирование зубов. В октябре 1972 года журнал «Войс» сообщал, что в Копенгагене (Дания) на собрании «короткие конечности удлинились даже до того, как мы помолились об этом, удлинились прямо на наших глазах и перед множеством восхищенных людей» (6). В евангельской церкви в Вей-де «некто, имевший одну конечность короче другой, увидел, что как удлинилась эта его конечность, когда все столпились вокруг него и наблюдали за ним» (7). В Стокгольме (Швеция) один из членов евангельского общества бизнесменов «молился о девочке, у которой одна нога была примерно на 3-4 дюйма короче другой, и нога удлинилась, когда мы наблюдали» (8). В Бергене (Норвегия) у одного человека левая рука, которая была короче правой на 5 дюймов, «выросла до нормальной длины» (9). Относительно зубов «Войс» сообщает «о джентльмене, о котором молились»: у него несколько лет назад выпала пломба. Сразу же после молитвы он пытался языком нащупать дупло между двумя зубами… но не смог… потому, что Иисус заполнил оба зуба отличными пломбами» (10). Девушка Иоланда Холли из Глоуба, штат Аризона, свидетельствует: «На моих зубах появились пломбы во время лагерного собрания». «Почему же не иметь Бога вашим зубным врачом?» — спрашивается в истории, напечатанной в журнале «Миракл» («Чудо»), издаваемом Алленом Ревайвелсом (11).

Но более всего сенсационные исцеления подходят к атмосфере богослужений пятидесятников с исцелениями через веру. Следующий отчет Орэла Робертса о собрании в Джексонвилле, штат Флорида, достигает предельной эмоциональности: «Когда я сидел там, молясь, сила Божия через каждые несколько секунд ударяла мою руку. Ее жгло, как огнем Внезапно я почувствовал громадную силу и закричал во весь голос: «Люди, что-то явилось! Люди, что-то явилось!»

…Вдруг сила Божия ударила мою руку вторично с такой силой, что я снова закричал во весь голос: «Люди, это здесь! Люди, это здесь!» Казалось, что палатку потрясло землетрясение. Я увидел перед собой неясные очертания людей. Моя правая рука дрожала от присутствия Божьего. Люди вскочили на ноги и начали стекаться ко мне через проходы. Они стали держать меня за одежду. Крики толпы были подобны сильному шуму воды.

Я соскочил с главной платформы на более низкую и стоял, ожидая. Народ начал толпиться, и я стал возлагать свою правую руку на каждого, на кого только возможно, и так быстро, как мог. Казалось, будто огненные пули проходили через мою руку, и каждый, к кому я прикасался, чувствовал исцеляющую силу Божию. Исцеляющая сила Иисуса ударяла их в тот момент, когда я прикасался к ним и они выходили, прыгая и восклицая. Я повернулся направо, чтобы молиться о некоторых людях, и увидел сидящих на передвигающихся креслах мужчину и женщину. Кто-то помог им прикоснуться ко мне. Я протянул свою руку и они оба ухватились за нее. Не проронив ни слова, они оба поднялись со своих кресел. Потом я видел, как они пробежали по проходу. Прямо за своей спиной я слышал, как кто-то умолял о даровании зрения. Повернувшись, я увидел человека, который просил, чтобы ему дано было видеть свет и человеческие лица. Уши глухих отверзались, искалеченные и искривленные ноги выпрямлялись, и все люди в палатке чувствовали, как чудодейственная сила делает их свободными» (12).

Некоторые называют это исцелением через веру. Другие говорят об этом, как о чудодейственном исцелении. Я воспользуюсь термином «исцеление через веру», как наиболее часто звучащим на собраниях пятидесятников. Желаю подчеркнуть, что в этой главе, в основном, фигурирует традиционное харизматическое движение пятидесятников, у которых нет больше монополии на исцеления через веру, но которые все же преобладают на этом поле деятельности. Насколько я знаю, римско-католические харизматики, представляющие собой более умеренную группу, нежели классические пятидесятники, не выставляют палатки для таких мероприятий, как исцеления через веру. Однако они также подчеркивают исцеления на харизматических собраниях в католических университетах и университетских городах, а также в домах или же на межконфессиональных собраниях, как, например, на собраниях Евангельского Международного общества бизнесменов. А также на традиционных католических исцелениях через веру в Лурде и других местах.

Исцеления занимали центральное место в служении Иисуса. «Он пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). «Он взял наши немощи и понес наши болезни, чтобы служить человечеству во всех его нуждах… Его миссия — даровать людям полное восстановление. Он пришел, чтобы дать им здоровье, мир и совершенство характера» (13). Забота Христа о том, чтобы весь человек был здоровым, проявилась во многих случаях во время Его земного служения. Он дал зрение человеку, родившемуся слепым (Ин. 9, 1-7). Он освободил женщину, обладаемую дьяволом (Лк. 13:10-13). Парализованный стал ходить (Ин. 5:5-9).

Лука, сам будучи врачом, сообщает, что великое множество людей приходило ко Христу из Иудеи и Иерусалима и что Он исцелял их всех (Лк. 6:19). В каждом городе, в каждом селении, через которые Он проходил, Он возлагал руки на больных и исцелял их. Из Него исходила исцеляющая сила, так как дух, душа и тело больных становились здоровыми. Куда бы Он ни шел, известия о Его милости предшествовали Ему, и всюду люди, снискавшие Его сочувствия, радовались, став здоровыми. Появлялись целые селения, где не оставалось ни одного страдающего, когда Он приходил, потому что Он исцелял всех больных.

«Его голос был первым звуком, который многие когда-либо слышали. Его имя было первым словом, которое они когда-либо произносили. Его лицо было первым, которое они когда-либо видели. Почему же они не должны были любить Иисуса и громко восхвалять Его? Когда Он проходил через города и селения, Он был подобен живительному потоку, изливающему жизнь и радость» (14).

«Евангелие, которое Он проповедовал, представляло из себя весть о духовной жизни и физическом восстановлении. Освобождение от греха и исцеление от болезни тесно связаны друг с другом» (15).

А. Д. Гордон пишет: «Люди верили в Него и получали прощение. Люди прикасались к Нему и были исцелены. Его изобильная благодать сразу же откликалась на веру грешника. Его изобильная жизнь сразу же отвечала на прикосновение больного. Так сочетались и переплетались эти два элемента в служении нашего Господа, что они постоянно соприкасались: исцеление связано с прощением, а прощение -с исцелением» (16).

Спаситель посвящал больше времени и труда исцелению больных, чем проповеди. Таким образом Он устранял злые нападки сатаны, которые породил враг всего доброго. Он показал, что сатана — разрушитель, а Бог — созидатель и восстановитель. И в противоположность практике, проводимой в большинстве больниц и клиниках наших дней, Его служение было безвозмездным. Его работа проявлялась в практической и воспитательной сфере.

В наши дни Иисус, как великий Исцелитель, желает продолжать Свою работу через Своих последователей. Наша обязанность — предоставить Ему с верой больных и страдающих, научить их верить в заслуги Его искупления и в точность исполнения Его обетовании Характер Бога и сатаны необходимо представить в резком контрасте, выделяя их методы. В этом мире тьмы должно снова воссиять «Солнце Правды», чтобы люди могли найти «исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2).

Отразился ли пример служения Христа в харизматическом движении, особенно в сфере движения пятидесятников, которое стало синонимом исцеления? Полагаю, что здесь очевидны некоторые противоречия. Ниже представлены три положения, по которым большинство исцеленных по вере впали в заблуждение:

Во-первых, они распространяют небиблейское учение о воле Божией. Веруя, что исцеление заключается в искуплении, исцеляющие через веру пятидесятники считают, что воля Божия заключается в том, чтобы все больные исцелились

Гленн Кларк говорит: «Когда двое согласятся в этом смысле вполне предать в руки Божий любую скорбь или болезнь, Он всегда устранит их» (17). Ф. Ф. Босфоре поддерживает этот взгляд: «Величайшее препятствие на пути веры многих, ищущих исцеления в наши дни, суть неопределенность в их сознании, что воля Божия, заключается в том, чтобы исцелить всех» (18).

Адвентисты верят, что все благословения, которыми наслаждается человечество, приходят через искупление: пища на наших столах, одежда, которую мы носим, дома, которые укрывают нас, наша жизнь и здоровье, даже исцеления -все это наше лишь потому, что Христос взял на Себя грехи всего человечества, сделав доступным для всех верующих иметь соприкосновение с Божеством.

В адвентистской книге о жизни Христа «Желание веков» красноречиво представлена ежедневная зависимость человечества от Христа:

«За смерть Христа мы являемся должниками даже в этой земной жизни. Хлеб, который мы едим, куплен Его ломимым Телом. Вода, которую мы пьем, куплена Его пролитой Кровью. Никто, ни святой, ни грешник, не вкушает своей пищи, чтобы не вкушать Тело и Кровь Христа. Голгофский крест отпечатан на каждом хлебе. Он отображен в каждом источнике воды. Обо всем этом сказал Иисус, когда учредил символ Своей великой жертвы… Семейная трапеза становится Вечерей Господней и каждая возможность присутствовать за столом является причастием» (19).

Поэтому адвентисты не колеблются в желании приблизиться к Богу в вере, прося благословений через заместительное искупление. А как же обстоит дело с утверждением пятидесятников, что воля Божия заключается в том, чтобы исцелить всех, что Он всегда освобождает от болезни?

Стоит ли подчеркивать, что ни один человек не выйдет из этого мира живым? «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). И теперь человек пожинает должное. Болезни, страдания и смерть присущи всем — как святым, так и грешникам; как скептикам, так и исцеляющим через веру; и будут продолжаться до того времени, когда смерть будет побеждена при втором пришествии Христа (1 Кор. 15:23-27).

Джордж Элдон Лэдд — профессор Фуллерской теологической семинарии — утверждает, что хотя христиане уже теперь живут через веру в будущем времени, они еще связаны с бренностью и смертностью прежних времен. Доктор Лэдд пишет: «Ваше тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10). Смерть, болезнь, расстройство, слабость — все это относится к старому наследию. Хотя наш Господь «разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10), мы все еще живем в смертных телах, и если Господь замедлит со Своим пришествием, мы также умрем. Жизнь, испытываемая нами,- это, в основном, духовная сфера: наши тела все еще являются объектом болезней и смерти…

Когда Иисус избавлял людей от болезни и смерти, это было знамением присутствия Царства Божия и залогом полного освобождения в Царстве славы. Все эти же знамения, которые не применялись повсеместно, были для внешнего мира ожидаемыми и совершались лишь в особых случаях, как предвкушение искупления тела. Это окончательное искупление включает в себя и творение (Рим. 8:21).

Первые плоды, которыми обладают все верующие,- это пребывание жизнедательного Святого Духа. Но, будучи смертными, мы страдаем под гнетом слабости, болезни и смерти в ожидании совершенного искупления (Рим. 8:23). Этим не сказано, что Бог в отдельных случаях не может творить чудесных исцелений; но все-таки это благословение вместе с освобождением от смерти относится к будущему, а не настоящему времени» (20).

Еще одно обстоятельство, вследствие которого Бог не исцеляет всех, заключается в том, что болезнь может быть орудием Божиим для очищения ветвей, чтобы они приносили больше плодов (Ин. 15:2). Павел говорит: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». «Ибо кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (1 Кор. 3:15; 2 Кор. 4:17).

Сам апостол Павел является примером тому, что хотя Бог всегда отвечает на молитву об исцелении, но не всегда Его ответ положителен. Павел, который просил удалить «жало» из плоти (по-видимому, плохое зрение), получил такой ответ от Иисуса: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9).

Мы должны вспомнить остров Мелит (Мальту) и город Милит (в Асии). В первом месте Павел через молитву исцелил отца Публия (Деян. 28:8), во втором — оставил Трофима больным (2 Тим. 4:20).

Недоразумение относительно воли Божией приводит ко второму отклонению от примера Христа — самонадеянности в молитве.

Молиться: «Да будет воля Твоя»,- как утверждает один исцеляющий через веру,- значит показывать недостаток веры и противление Богу! (21). «Наша вера заставляет Бога действовать»,- заявляет другой (22).

Для подтверждения своих тезисов исцеляющие через веру цитируют Мк. 11:24: «Потому, что говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве с верою, верьте, что получите и будет вам». Я испытывал это обетование одиннадцатилетним мальчиком, прося Бога, в знак Его силы, чтобы Он передвинул наш дом в Орегоне. Это казалось, конечно, чем-то грандиозным, но евангелист сказал, что достаточно веры с горчичное зерно, чтобы осуществить это. Но этого не случилось. Тогда я молился об игрушечном автомобиле с мотором. Но ни мой Отец на небесах, ни мой отец на земле не находили нужным дать его мне

Я избавился бы от мучительного протеста против Бога, если бы кто-нибудь раскрыл мне смысл предыдущего стиха с помощью 1 Ин. 5:14-15: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… знаем и то, что получим просимое от Него». Многое из того, чего мы сильно желаем, включая исцеления, может не соответствовать Его воле.

Как молился Христос — наш пример во всем? В Гефсимании, сознавая, что Он должен скоро умереть, Иисус молился: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия». Иисус не стыдился говорить о Своих человеческих желаниях. Он просил Его спасти от страданий и смерти. Это важная часть молитвы. Но, выразив Свое желание, Он добавляет: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Однажды раскрыв Свое желание устранить страдания и смерть, Он безоговорочно подчинил Себя воле Отца.

Относительно больных Елена Уайт писала: «Молясь о больных, следует помнить, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Мы не знаем, послужит ли благословение, которого мы просим, во благо или нет. Поэтому в наши молитвы должна быть включена мысль: «Господи, Ты знаешь все тайны души. Ты знаешь этих людей. Иисус, их Ходатай, отдал Свою жизнь за них. Его любовь к ним больше, чем может быть наша. Поэтому, если то, о чем мы просим, послужит для славы Твоей и во благо страдающим, мы просим во имя Иисуса о восстановлении их здоровья. Если же нет Твоей воли на то, чтобы они выздоровели, то мы просим, чтобы благодать Твоя утешила и Твое присутствие поддерживало их в страданиях» (23).

В таком смиренном духе и исполненным веры мы можем представить Богу обетование, записанное в Иак. 5:14-15: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи — простятся ему».

Если мы советуем исключить из наших молитв и помышлений условие: «Да будет воля Твоя»,- это означает, что мы не продвигаемся в благочестии, но обращаемся назад к язычеству. Исцеляющие через веру не должны забывать, что детей Израилевых укоряли за их дерзкий грех в том, что они искушали Господа (Исх. 17:7), то есть искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас или нет?»

Исследуя пример служения, мы находим третье положение среди исцеляющих через веру — расхождение учения с практикой: Христос связывает исцеление с воспитанием и преобразованием, что обычно отсутствует в современном харизматическом служении.

В конце прошлого века адвентисты стояли перед сложной проблемой: вместо того, чтобы строить санатории, не лучше ли исцелять больных, как это делал Христос? Церковь нашла два правильных ответа на этот вопрос:

1. Бог видел, что в будущем будут преобладать ложные исцеления через силу сатаны. Поэтому Он «предопределил» медицинское лечение с применением натуральных средств и библейских поучений.

2. Посредством санаториев многие пациенты могут быть научены правильным принципам жизни.

Первая причина для создания санаториев, как ни парадоксально, появилась из изучения чудес, сотворенных Христом. Почему Христос совершал их? Ответ таился не только в Его сочувствии к больным, ибо Он мог исцелить их при помощи естественных средств или процедур. Хотя медленнее, но эти методы в конечном итоге могли принести исцеление. При этом Христос мог бы придать большее значение законам здоровья. Но Он не воспользовался этим способом. Почему?

Частично причина может заключаться в краткости Его служения на земле: то, что Он делал, Он должен был делать быстрее. Но более побудительная причина заключалась в определенном свидетельстве чудес, потому что ничто другое не могло так сильно подтвердить Его божественное происхождение. Изучая тексты Нового Завета, мы находим мало доказательств того, что сатана использовал чудеса в подражании работе Христа. Урок, который он получил при освобождении народа Израильского из Египта, когда каждое его кажущееся чудо, сотворенное перед фараоном, было превзойдено, сделало его более осторожным при вступлении в очередное сражение с чудесами. Ему было позволено рисковать, соревнуясь со Спасителем в совершении чудес. Но результат был такой: божественность Христа была подтверждена чудесами, совершенными Им, хотя, как мы видели в предыдущей главе, Он творил чудеса не для доказательства Своего божественного происхождения перед скептиками, а только для того, чтобы развеять сомнение честных людей.

Но когда Христос оставил землю, сатана немедленно начал подделывать Его работу. Отчеты всех прошлых столетий заполнены ложными чудесами, большинство из которых основаны не на языческом, а на церковном учении. И кампания ложных чудес сатаны все более активизируется. В последнее время он выйдет вперед «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными и со всяким неправильным обольщением за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:8-9). На суде Христос не признает, что Он действовал через людей, которые Его именем творили «многие чудеса» (Мф. 7:22), и мы можем быть вполне уверены, что среди них будут те, кто Его именем исцелял. Чудесные исцеления в этом смысле в наши дни не являются доказательством божественности Христа, но во многих случаях, наоборот, свидетельствуют о лжехристе!

Понимая это, Елена Уайт писала: «Метод действия Христа заключался в проповеди Слова и облегчении страданий через чудесное исцеление. Но мне дано наставление, что мы не можем теперь работать таким образом, ибо сатана проявляет свою силу в совершении чудес. Сегодня слуги Божий не могли бы работать с помощью чудесных средств, потому что совершаются ложные исцеления с претензией, что они «божественные» (25).

Противодействуя обольщениям сатаны, Христос «определил путь, согласно которому Его народ может совершать работу физического исцеления, сочетая ее с изучением Слова.

Нужно создавать санатории, и в этих учреждениях должны работать такие люди, которые по-настоящему будут продвигать медицинско-миссионерскую работу. Таким образом, всех приходящих лечиться в наши санатории окружит заботливое внимание» (26).

Так посредством физического исцеления, при котором пациенты должны изучать законы Божий и согласовывать свою жизнь с ними, через изучение Слова Божьего с предостережением о ложном исцелении с установлением критериев для различения истины от заблуждения, мы будем идти по пути, определенному Христом. Поэтому такое служение нужно проводить и дальше под влиянием Божьего вдохновения, чтобы встретить особый вызов нашего времени. В этом заключается предохраняющее влияние христиан от уловок и обманов сатаны.

Вторая причина в служении исцеления посредством санаториев была чисто практической: облегчить болезни посредством лечения, научить правильным привычкам жизни и тому, как предотвращать болезни (27).

Елена Уайт писала: «Учить людей смотреть на Бога, как на Целителя их слабостей, но не учить их в то же время, что следует отказаться от нездоровых привычек — напрасный труд. Чтобы в ответ на молитву получить Его благословение, они должны перестать делать зло и научиться поступать правильно. Все их окружение должно быть чистым и уклад жизни правильным. Они также должны жить в согласии с законом Божиим, как с законами природы, так и с духовным законом» (28). «В евангельской работе никогда не должно быть разрыва между учением и исцелением» (29). «Освобождение от греха и исцеление болезней тесно связаны друг с другом. Такая же работа поручена врачам-христианам» (30).

Такой взгляд на исцеления, основанный на примере тесной связи исцеления и учения в служении Христа, говорит кое-что важное не только исцеляющим через веру, но и врачам-христианам, медсестрам и руководителям христианских санаториев и больниц. Он говорит, что христианские медицинские учреждения не выполняют работу, вверенную им Богом, если они, в основном, специализируются больше на лечении, чем на обучении пациентов тому, как жить в согласии с Божьими законами здоровья. Он говорит о том, что профилактическое лечение должно занимать ведущее место в программе исцеления, проводимой в этом учреждении. Он говорит о том, что врачи-христиане не должны ограничиваться только оперированием больного, оставляя у него вредные привычки, которые приводят к заболеванию. Он говорит о том, что ответственность врачей за выздоровление заключается не только в лечении физических недугов человека, не только в назначении пилюль и пенициллина: в служении Христа «были связаны друг с другом освобождение от греха и исцеление от болезни». Он говорит о том, что занимающиеся исцелениями в адвентистском служении должны обратить особое внимание на тот факт, что не все ложные исцеления совершаются в палатках, где исцеляют.

Когда Христос исцелял больных, Он многих предупреждал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). «Таким образом Он учил, что человек, нарушая законы Божий, навлекает на себя болезни и что здоровье можно сохранить через послушание. Если бы Бог сотворил чудо и вернул здоровье людям, которые заболели из-за нечистоты, удовлетворения своих порочных желаний и нарушения законов здоровья — этим Он одобрил бы грех. Такие исцеленные продолжали бы прежний образ жизни и не задумывались бы, нарушая Божий законы здоровья и духовные законы. Они думали бы, что если Бог по молитве исцеляет их, то им разрешается продолжать следовать своим нездоровым привычкам и без всякого ограничения удовлетворять свой извращенный аппетит» (31). «Бог требует от всех, кто верит истине, приложить особые, настойчивые усилия, чтобы иметь самое наилучшее телесное здоровье» (32).

Помимо правильного физического образа жизни человек должен жить правильно и в духовном отношении, если он желает познать исцеляющее прикосновение Иисуса. Наш Господь говорит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак 5:16). Таким образом, даже призыв «пресвитеров церкви», которые совершают молитвы веры, которые «исцеляют болящего» нужно подчинить условиям послушания и веры. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18) «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»,- сказал Иисус (Ин 15:14). Путь, определенный Богом, это путь реформации, обновленного отношения к заповедям Божиим, данным нам для того, чтобы, соблюдая их, мы могли жить вечно, быть здоровыми и счастливыми.

Когда был поднят вопрос: «Почему не исцелять больных, как это делал Христос?» — Елена Уайт ответила: «Вы не готовы. Некоторые верят, некоторые исцеляются, но много таких, которые сами делают себя больными из-за невоздержания в пище или удовлетворения других вредных привычек Когда они заболевают, станем ли мы молиться о них, чтобы исцелились и при этом могли бы продолжать жить по-прежнему? В наших рядах должна произойти реформация. Люди должны достичь высшего духовного состояния до того, как мы можем ожидать проявления силы Божией в исцелении больных подобным образом».

«Мы говорим о Святом Духе. Мы проповедуем о Святом Духе. Но нам нужно лучше понять работу Духа Святого. Нам следует понять, что мы должны сотрудничать с Богом во всех отношениях, иначе Бог не сотрудничает с нами. Мы соработники у Бога» (33).

Возникает сложный вопрос. Если исцеляющие через веру обычно не понимают волю Божию и самонадеянно утверждают об исцелениях, не связывая исцеление с преобразованием, то почему же они так преуспевают? Они ведь не имеют таких успехов, как об этом провозглашают их журналы и радио, телевизионные передачи. Многие «исцеления» относятся к следующим рубрикам:

1. Избирательные «исцеления».

Не каждый попадает в число исцеляемых. Это открытие снимает иллюзии, из-за чего я стал после моих исследований более скептически относиться к исцелениям. Даже мое посещение церкви пятидесятников в моем родном городе не подготовило меня ко всему тому, что я теперь узнал.

Применяются разные способы для подбора кандидатов исцеления. У всех должна быть карточка, которая позволяет находиться в этом качестве. Чтобы получить ее, они должны посещать специальные служения для получения веры. Эти служения проводятся раньше вечерних служений исцеления через веру. Там им предоставлена возможность принять участие в пожертвованиях. ,

На служениях исцелений среди имеющих эту особую карточку, происходит очередной подбор. Например: всех, у кого карточка с номерами от 600 до 650, просят встать. Тогда производится третий выбор. Один из исцелителей проходит вдоль выстроившихся в ряд и выбирает тех, кого он будет исцелять. Другой называет известные болезни и говорит, что сегодня вечером будут исцелены только страдающие этими болезнями. Любимые им группы состоят из тех, кто страдает от внутренних болезней. Их обычно просят подойти «сразу же».

2. Применение ложных обманчивых доводов. Исцеляющие через веру любят исцелять глухих на одно ухо и слепых на один глаз. У большинства глухих просто плохо со слухом. Один исцеляющий прикладывает большие карманные часы к височной косточке. Тиканье часов обычно проникает к слуховому нерву через вибрацию височной косточки. Многие слепые могут отличать свет от тьмы. Исцеляющий ставит их лицом к сильному свету, исходящему от возвышения в церкви, и медленно проводит рукой туда и обратно перед их лицом, уча следовать за его движениями. Большинство могут делать это к восхищению толпы. «Он видит,- восклицает исцеляющий! — Аллилуйя! Славьте Бога!» На электрооргане начинают играть «Силу и Кровь», и рекламная группа отмечает еще одно исцеление.

Во многих случаях исцеляют никогда не существовавшие болезни. Исцелитель ставит сидящему на возвышении посетителю диагноз — рак. «Господь показал мне, что у вас в желудке растет раковая опухоль…» Итак, снова одно исцеление. Имитируют увеличение коротких конечностей (при этом у многих людей конечности совершенно одинаковой длины), и легко производят впечатление, что конечности выросли (но, конечно, не на пять дюймов, как в случае, отмеченном в Бергене).

3. Не подтвержденные документами сомнительные или явно фальшивые заявления.

Часто отмеченные исцеления относятся к одной из этих трех категорий. Я исследовал исцеление маленького ребенка в Нашвилле, штат Тенесси, которому, согласно словам матери, два адвентистских врача не могли помочь. Она отнесла ребенка к одному известному исцелителю через веру, который исцелил ребенка, о чем и сообщила местная газета. Однако, через несколько месяцев ребенок умер, и мать не разрешила врачам произвести биопсию и вскрытие для установки точной причины смерти.

Во время недельной миссионерской кампании в Детройте Орэл Роберте молился о миссис Ванде Бич, 37-летней женщине из Стантона, штат Мичиган, страдавшей диабетом. После собрания она вызвала своих родителей и сообщила им, что она полностью исцелена. Согласно ее заявлению она «чувствовала себя так хорошо, что перестала употреблять инсулин». Спустя 36 часов она была доставлена в госпиталь «Маунт Кармел Мерси», где врачи определили диагноз: «Диабетическая кома». Несмотря на усиленное лечение, она умерла (34).

Когда исцелитель через веру Уильям Фуллер из Флориды появился в июле 1971 года в Ливингстоне, штат Айдахо с обещанием «лечить зубы посредством чудес», ассоциация стоматологов Ливингстона-Кларкстона попросила доктора Рассела Рейдке проверить его утверждения. В Ливингстон-ской газете «Трибун» приводились высказывания баптистского евангелиста Фуллера, что пломбы появляются «ниоткуда» (35). «В какой-то момент в зубе еще дыра, а в следующий момент уже пломба»,- говорит он. Он также заявлял, что серебряные пломбы при его служении превращались в золотые.

Доктор Рейдке сделал снимки полости рта 30 человек, которые были среди исцеленных, и составил карточки относительно состояния их зубов. Дело касалось десяти исцелений. Некто получил серебряную пломбу на нижний правый первый зуб, который имел дырку. Другой получил золотые пломбы, которых раньше не было там, и в восьми случаях — серебряные пломбы якобы превратились в золотые. «В восьми случаях,- сказал доктор Рейдке,- я обнаружил только старые оксидированные серебряные пломбы без золотого покрытия, о котором утверждал Фуллер».

Исследуя свои фотокопии, доктор Рейдке обнаружил, что серебряная пломба в нижнем правом зубе была до служения. «Когда я сообщил об этом женщине,- говорит доктор Рейдке,-она тут же согласилась, что могла забыть об этой пломбе».

Золотые пломбы, якобы появившиеся чудесным образом, представляли из себя налет, образовавшийся от табачного дыма (см. приложение «Д» к письму доктора Рейди).

Очень немногие исцеления через веру подтверждены компетентными врачами. Этим мы не хотим сказать, что все они ложные, а только то, что они не имеют документальных подтверждений. Также можно сомневаться и в некоторых документах. Исцелители через веру часто употребляют термин «доктор» — свободно, в общем смысле. Например, Орэл Роберте поместил фотографии трех мужчин на обложке журнала «Healing Waters» («Исцеляющие воды») за март 1952 года с надписью: «Три выдающихся доктора медицины поздравляют Орэла Робертса по случаю его служения веры для страждущего человечества во время кампании Робертса в Финиксе». Фамилии докторов были следующие: В. К. Круис из Финикса, Д. X. Миллер из Финикса и Е. Б. Фрум из клиники Норт-Таун (Финикс). Под другим фотоснимком доктора Миллера, помещенном внутри журнала, стояла такая сопроводительная надпись: «Доктор Миллер, выдающийся доктор медицины, президент медицинского общества, насчитывающего 20 тысяч врачей».

На вопрос относительно этих трех докторов американская ассоциация врачей ответила:

«При внимательной проверке наших биографических справочников (имеются в виду самые полные справочники) не удалось установить, чтобы кто-нибудь из этих троих был доктором медицины или имел лицензию для медицинской практики в Аризоне. Мы не могли найти фамилии Круиса ни в одном церковном списке и также не нашли его имени в абонентном телефонном справочнике Финикса. В списках справочника был Е. Б. Фромм, гомеопат, проживающий по улице Ист-Камелбек, 1040. Однако он не принадлежал к секции профессиональных гомеопатов. Никого из них мы не нашли и причисленными к клинике Норт-Тауна. Там в списке было три Д. X. Миллера, но не было указано, чтобы кто-либо из них был связан с медицинской работой или с каким-либо культом исцелений» (36).

4. Естественные исцеления от болезней.

Самопроизвольные, естественные выздоровления от болезней, даже рака, не являются редкостью в медицине. Да, это необъяснимые факты, но они получаются с верой или без веры, с помощью «исцелителей через веру» или без них.

Мозг имеет почти невероятное влияние на тело. Люди сами делают себя больными своими плохими мыслями, а иногда делают себя здоровыми, развивая хорошие мысли. Один врач из клиники Майо сообщил, что 8 из 10 его пациентов выздоровели бы без медицинского лечения, если бы они думали, что могут быть здоровыми (37). Большинство врачей согласны, что 80% болезней возникает от внушения и что большинство психосоматических расстройств также исчезают при надлежащем правильном мышлении. «В большинстве случаев,- говорит мой знакомый врач,- мы, врачи, просто помогаем пациенту сотрудничать с природой». Действительно, я более склонен думать, что многие больные выздоравливают не от лекарств, но независимо от них.

Как отмечает К. С. Льюис: «Магия (исцелений) заключается не в медицине, а в теле пациента, в восстанавливающей силе природы или в самоизлечивающей энергии. При этом лечение пробуждает природные функции или устраняет то, что препятствует им. По привычке мы говорим о враче, о перевязке или лечении раны. Но, в известной мере, каждая рана заживает сама. В мертвом теле рана не заживает (38). Но этим мы все-таки не желаем сказать, что тело лечит себя без помощи Бога. Льюис говорит: «Та же самая чудодейственная сила, которую мы называем гравитационной, когда она управляет пациентами, и биохимическими процессами, когда она исцеляет живое тело, является эффективной причиной всех выздоровлений» (39).

5. Исцеленные независимо от исцелителя.

Я уверен, что многие честные просители исцеляются так же, как некоторые обращаются к истине — независимо от исцелителя или проповедника. Это происходит точно так, как Иисус однажды сказал женщине: «Вера твоя спасет тебя» (Мф. 9:22). Истинное исцеление, в конечном итоге, зависит не от людей, но от Бога.

В своих письмах к тем членам церкви, которые были в замешательстве, получив благословения через молитву и видимую веру людей, кажущихся святыми, но в действительности порочных, Елена Уайт писала: «Они — члены церкви — доверяют чувствам и влиянию или силе, которая подействовала на их чувства. Я видела, что многие, очень многие воистину обратились через влияние людей, которые жили, открыто нарушая заповеди Божий, чья жизнь была отвратительной и развратной» (40).

Не приходим ли мы к выводу, что Бог при исцелении учитывает искренность и веру просителя, несмотря даже на греховность исцелителя? И что именно так происходит как в церкви Адвентистов Седьмого Дня, так и на собраниях исцелений верою через порочных людей?

6. Исцеления через сатану.

Как уже много раз подчеркивалось в этой книге, не все исцеленные исцелены Богом. Сатана «чудесами, которыми дано ему творить пред зверем, обольщает живущих на земле» (Откр. 13:14). То, что он в действительности не может сделать, он подделывает. Он устраняет болезни, которые сам навлек на людей. Это тот вид чудес, которые подвергнут испытанию адвентистов седьмого дня:

«Скоро произойдут удивительные события, с которыми тесно связан сатана,- писала Елена Уайт.- Слово Божие возвещает, что сатана будет творить чудеса Он сделает людей больными, а затем вдруг удалит от них сатанинскую силу И тогда их будут считать исцеленными. Эти действия кажущегося исцеления подвергнут испытанию адвентистов седьмого дня. Многие, кто имел великий свет, не будут более ходить в нем, ибо они не стали одно со Христом» (41).

Один учитель как-то сказал, что лучший способ обеспечить успешную сдачу экзамена — заранее раздать ответы. Таким же способом находится ответ, который должен помочь самым несведущим адвентистам правильно оценивать исцеление:

«Многие претендуют на святость и хвалятся чудесами, которые они творят при исцелении больных, но в то же время не считаются с великим мерилом праведности — законом Божиим. Но чьей силой совершаются эти исцеления’ Понимают ли обе стороны, принимающие участие в исцелении, что они нарушают закон? И становятся ли они смиренными, послушными детьми, готовыми подчиниться каждому повелению Божьему? Иоанн так свидетельствует об именующих себя детьми Божиими: «Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). …Если те, через кого совершаются исцеления, склонны из-за этих проявлений извинять свое пренебрежение к закону Божьему и продолжают жить в непослушании, то даже если они имеют силу, это еще не означает, что они обладают великой силой Божией. Напротив,- это чудодейственная сила великого обманщика… Мы должны остерегаться притворной святости, которая разрешает нарушать закон Божий. Не могут освятиться те, кто попирает ногами этот закон и судит о себе мерилом своего собственного изобретения» (42).

«Посредством спиритизма сатана выставляет себя в качестве благодетеля человеческого рода, исцеляя болезни людей и заявляя, что он представляет новую и более возвышенную систему религиозной веры, но в то же время он действует как разрушитель. Его обольщения губят тысячи людей. Невоздержание лишает людей разума, повсюду господствуют раздоры, ненасытимое желание к удовлетворению низких страстей, кровопролитию и другие ужасы» (43).

Мы не должны забывать, что именно ложные проповедники, а не те, которые открыто выступают против религии, выполняют работу великого обманщика. Апостол Павел разъясняет эту истину: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:13-14).

Я не подразумеваю под этим, что все, исцеляющие через веру,- обманщики. Или что подлинные чудеса не совершаются через их служение. Снова повторю слова Честертона: «Прежде, чем перейти к следующей теме, следует обратить внимание на еще один аспект исцелений через веру. Поразительно, сколько творят чудесных исцелений или же обещают сотворить их в связи со сбором пожертвований. «Писание говорит, что ты должен давать обет и платить, давать обет и платить»,- такой призыв звучал к специальному пожертвованию в 100 долларов на одном из служений исцелений через веру (44). В каждом номере издания «Abundant Life» («Изобильная жизнь») рекламируются три «ключа» для сотворения чудес:

1. Сделай Бога своим Источником

2. Сперва отдай Богу первое…

3. Жди чуда! Воздаяния Богу можно, конечно, свершить, когда просят об исцелении кого-либо другого, но там же можно найти намек, призывающий отдать и евангелисту.

Типичное свидетельство о «зерне веры» (термин говорит сам за себя), помещенное в «Abundant Life», гласит об этом следующим образом: «Я находился в состоянии банкротства, но ответил на ваш призыв и обещал тысячу долларов. Бог ответил на мою «веру с горчичное зерно», расширив мое дело. Я теперь нанял 15 работников на полное жалование. Воистину «зерно веры» было моим ключом успеха». Часто за сообщением о чудесном исцелении следует свидетельство Одна глава в «Книге чудес» Орэла Робертса озаглавлена: «Как ваша вера может совершить чудо в вашей финансовой деятельности».

Будучи адвентистом седьмого дня, которого пятидесятники обвиняют в подчеркивании благой вести в делах, я стою, пораженный теологией многих организаторов пожертвований. Разница между торговлей индульгенциями римского монаха Тетцеля и предприимчивой торговлей современных исцелителей заключается только в размахе и технике, но не в теологической сущности. Я нахожу особенно отвратительными торговлю носовыми платками для молитвы и другими подобными предметами и излюбленные напутствия евангелистов по радио, которые адресованы вам «бесплатно», но с напоминанием «не забудьте приложить пожертвования». Платки для молитвы, благословенные исцелителем, гарантируют принести здоровье, богатство, счастье и даже обещают вернуть вам вашего мужа, если он ухаживает за другой женщиной («положите платок ему под подушку так, чтобы он не знал об этом…») (47).

Читатели, которые знакомы с «Мерджоу» — документальным фильмом, отснятым проповедником-пятидесятником во время кампании исцелений, помнят сцену, где Мерджоу и местный пастор за кулисами подсчитывают поступления в то время, когда еще продолжается служение. «Ты подсчитай крупные банкноты,- говорит Мерджоу,- а я подсчитаю мелкие». Когда они раскладывают деньги по кучкам, местный служитель спрашивает, как он оценивает это служение» «Парень, мне действительно понравилось собрание Ты заставил их раскошелиться». Или другую сцену: за обеденным столом пастор и его жена. Пастор говорит о своих 800 акрах земли в Бразилии и большой сделке с компанией, скупающей его продукцию. Сцена заканчивается тем, что он, между прочим, когда-то в будущем планирует построить там библейскую школу. Или же сцену, где евангелистка сестра Тейлор в белом платье говорит слушателям: «Мы не тратим деньги Божий напрасно»,- хотя камера крупным планом показывает ее украшенную дорогими камнями брошь и кольца с крупными бриллиантами.

Мерджоу Гортнер, который сказал, что заработал миллионы для своих родителей, когда он еще юношей-евангелистом, по его собственному признанию, был маленьким жуликом. Но каждый, кто исследует все стороны совершаемых исцелений, узнает тот же стиль. Печальная истина заключается в том, что вера в основном строится на чувствах, а не на разуме, и что она ищет больше подтверждения в чудесах, нежели в том, что сказал Господь, и что все это приводит к злоупотреблениям. Это также призывает адвентистов к тщательному испытанию.

«Люди, это здесь!»

Примечания и ссылки:

1. The Betty Baxter Story, издание Орэла Робсртса.

2. «Voice», октябрь 1972 г., стр. 38-42.

3. «The Voice of Healing», февраль 1954 г., стр. 6.

4. О. L. Jaggers. «Bro Jaggers’ Life Story».

5. Cliff Dudley. «Like a Mighty Wind», стр. 76-78.

6. Raymond W. Becker, cd. «Отчет Скандинавско-Европейского пробуждения за 1972 г «, «Voice», стр. 5.

7. Там же, стр. 6.

8. Там же, стр. 10.

9. Там же, стр. 11.

10. «Voice», ноябрь 1972 г., стр. 15.

11. Цит. в «Time», 7 марта 1969 г., стр. 64.

12. Oral Roberts. «Life Story», стр. 113-115.

13. E. Уайт. «Служение исцеления», стр. 17.

14. Там же, стр. 19-20.

15. Там же, стр. 111.

16. A. J. Gordon. «The Ministry of Healing». Напсчат. в «The Pentecostal Evangel», 24 июня 1956 г., стр. 7.

17. Glenn Clark. «How to Find Health Through Prayer», 1940 г., стр. 72.

18. F. F. Bosworth. «Christ the Healer», 1924 г., стр 33.

19. E. Уайт. «Желание веков», стр. 660.

20. George Eldon Ladd. «Faith Healing in the Church». «Eternity», авг 1961 г., стр. 21.

21. См. «Modern Tongues and the Healing Movement», стр. 30, и Wade G. Boggs, Jr., «Faith Healing and’the Christian Faith», 1956 г., стр. 122.

22. Там же.

23. Е. Уайт. «Служение исцеления», стр. 229-230.

24. Е. Уайт. «Медицинское служение», стр 14.

25. Там же.

26. Там же.

27. Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 1, стр. 561.

28. Е. Уайт. «Служение исцеления», стр. 227-228.

29. Там же, стр. 141.

30. Там же, стр. 111.

31. Там же, стр. 227.

32. Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 1, стр. 619.

33. Бюллетень Генеральной Конференции, 1901 г., стр. 25. 34 Вашингтонская «Evening Star», 6 июля 1959 г., стр. А-13.

35. Левистонская (Айдахо) «Tribune», 9 июня 1971 г.

36. Оливер Филд (Oliver Field) из Американского медицинского общества в письме к Дейвису А. Томасу (Davis A. Thomas), 10 янв. 1957 г.

37. Murl Vance. «The Greatest Medical Prescription».»Signs of the Times», 21 февр. 1950 г., стр. 6.

38. К. С. Льюис. «Чудо», стр. 168.

39. Там же.

40. Е. Уайт, письмо 2, 1851 г.

41. Е. Уайт. «Избранные вести», том 2, стр 53.

42. Комм. АСД на Мф. 24:23, 24, стр. 1099.

43. Е. Уайт. «Великая борьба», стр. 589.

44. «Time», 7 марта 1969 г., стр. 64.

45. «Abundant Life», декабрь 1972 г , стр 19. 46 Oral Roberts. «The Miracle Book», стр. 197. 47. Призыв по радио.