Я встретился с духом

Что означает «встретиться с Духом Святым»? Равносильно ли это «принять Святой Дух»? Получают ли Его при обращении? При крещении? После крещения? Как мы можем узнать, когда мы получаем Его? Всегда ли крещение Духом Святым сопровождается даром языков, что согласно понятию пятидесятников должно быть?

Когда я впервые встретился с Духом Святым, еще будучи мальчиком, это произошло при обстоятельствах, не способствующих доверию. Дух был представлен мне, как «Святой Дух». Но если в человеческой природе есть такое состояние, которое расстраивает мальчиков, так это именно святость. Девочки в какой-то степени могут достичь его, ибо некоторые вырастают и становятся прекрасными матерями, ну а мальчики? Никогда! По всеобщему понятию мальчиков, только маменькины сыночки пытаются достичь этого, ибо каждый мальчик помнит о шалостях в своей жизни, о ссорах и драках с другими мальчиками.

Одного этого было достаточно, чтобы считать, что эта «Третья Личность Божества», еще одно описание, о котором должны более думать теологи, чем мальчики, не было святым. Он был просто «Духом». Из всех плохих услуг, которые предоставляет некоторые переводы Библии детям,- самая наихудшая говорит о Третьей Личности Божества как о духе или привидении. Говорить о духах в безопасном присутствии отца и даже случайно пугать девочек рассказами о духах — одно дело, а встретиться с ним — совсем другое. Так, в классах моей воскресной школы было три восхваления Иисусу как Агнцу, но выразительное молчание сохранялось относительно Духа Святого, Который, как я сам наблюдал в других случаях, заставлял разумных людей терять разум и говорить невразумительные слова или же повергал их на пол в проходах между скамейками в церкви. Интересно, в какой степени эти разные неправильные представления влияли на мои взгляды о Духе Святом, Который преследует плохих людей и, когда настигает их, изымает из их жизни все веселое и прекрасное?

Даже будучи кандидатом для крещения,- в конце моего первого года пребывания в колледже,- я сохранил в моем сознании относительно Святого Духа полную автономию. В конце концов Он мог пожелать мне стать служителем или идти из дома в дом продавать евангельские книги,- иногда эти два поручения страшили меня. Или, ужасно даже подумать, Он мог пожелать мне жениться на нелюбимой девушке — «гораздо старше меня», как поется в песне,- но я не осознавал в этом страха. Возможно, меня и смущало мое представление о святости, но вместе с тем вкрадывалось подозрение, что Святой Дух вообще не одобряет девушек, даже хороших девушек, чтобы избрать их спутниками жизни, потому что их красота вызывала несвятые мысли.

Но к счастью, я вовремя соприкоснулся с полнотой учения о Святом Духе. Святой Дух — Третья Личность Божества — присутствовал при творении (Быт. 1:2) и является активным сотрудником в возрождении грешников (Ин. 3:5).

Святой Дух — представитель Христа на земле (Ин. 16:7). Он как божественный Учитель и Утешитель (Ин. 14:16-17), так и божественный Нарушитель покоя (Ин. 16:8). Он тревожит нас, напоминая о грехе, тем Своим особым действием, что мы привыкли называть «голосом совести». Он утешает нас, приводя наш мятежный дух в согласие с законом Божиим, который Он пишет в наших сердцах (Евр. 10:15-16). И в результате: «Велик мир у любящих закон и нет им преткновения» (Пс. 118:165).

Святой Дух — наш Учитель (Ин. 14:26). Он дает нам силу (Деян. 1:8). Он очищает нас (2 Фес. 2:13). Он облагораживает наш характер (Гал. 5:22-23). Он дает нам дары (1 Кор. 12:4). Он наставляет на всякую истину (Ин. 16:13). Он молится о нас (Рим. 8:26). Он — залог нашего наследия (Ефес. 1:14).

Все эти факты относительно Святого Духа и Его действий я знал еще при крещении. Но какой контраст между знанием и принятием! Прежде, до того как воды крещения сомкнулись надо мной, я ненавидел товарища, который жил в общежитии этажом ниже меня, а когда я вышел из воды уже в роли «нового творения», я невзлюбил его еще больше, что и выразилось в моих словах и действиях. До крещения меня посещали и одолевали нечистые мысли. После крещения, хотя я и принял новую стратегию,- грех властвовал надо мной по-прежнему, влияя на мои чувства и почти побеждая меня. Так прошло два с половиной года — период борьбы и переживаний, прежде чем Дух Святой после ночи молитвы даровал победу и я — слабое, бессильное существо,- пережил неописуемую радость. Дух Святой явил Свою невидимую силу, чтобы победить своего «непобедимого» противника. Согласно обетованию Слова Божия, когда Дух Святой сошел на меня,- я получил силу.

Но первоначального принятия Святого Духа недостаточно для всей жизни. Печально, когда человек рассказывает о своем старом опыте: «Двадцать лет назад Дух Святой снизошел на меня». Лучше, если бы наше свидетельство было: «Сегодня Дух Святой крестил меня снова!» Я понял, что нам необходимо ежедневное крещение, ежедневная победа над грехом,- через ежедневное крещение Святым Духом.

«Христос постоянно получал от Отца то, что Он мог сообщить нам… После часов, проведенных с Богом, Он выходил каждое утро, чтобы принести небесный свет людям. Ежедневно Он получал свежее крещение Святым Духом. В ранние часы нового дня Господь пробуждал Его от сна и Его душа и уста были помазаны благодатью, которую Он мог уделить другим. Его слова были даны Ему свежими из небесных покоев, слова, которые Он мог говорить вовремя утомленным и угнетенным. «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог Словом подкреплять изнемогающего». Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы я слушал, подобно учащимся» (Ис. 50:4).

Здесь представлен дар языков, который все могут искать и получить,- ежедневно свежие слова из небесных дворов, чтобы облегчить бремя «усталых и угнетенных». Елена Уайт, обращаясь к служителям церкви АСД в Бетл-Крике, штат Мичиган, говорила о «необходимости быть ежедневно готовыми к крещению Духом Святым,- прежде, чем направиться на свои труды». «Христос обещал крестить Духом Святым,- говорила она,- почему они не должны иметь Его’ Постарайтесь получить Его верой» (2).

Немногие обетования Библии так обоснованы и подтверждены, как крещение Святым Духом: (Мф 3:11). «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8 и Лк. 3:16), повторяют это обетование (Ин. 1:33) — Христос «есть Крестящий Святым Духом» и (Деян. 11:16) — «Вы будете крещены Духом Святым».

Апостол Павел ставит верующим прямой вопрос: «Приняли ли вы Святого Духа уверовавши?» А верующим из Ефе-са он пишет: «Исполняйтесь Духом Святым» (Еф. 5:18; Деян. 19:2).

Конечно, надо быть странным христианином, чтобы лицом к лицу с такими ясными заверениями отвергать учение о крещении Святым Духом Это воистину трагично, что столь многие христиане столь много лет довольствуются другой, столь ничтожной силой. Через особый дар Духа в церкви — Дух пророчества — Елена Уайт неоднократно подчеркивала важность и многие благословения через крещение Духом Служителям Церкви АСД она писала: «Просто интеллектуального познания истины недостаточно. Нам необходимо искать ее силу в нашем сердце и жизни. Служители должны прийти к Иисусу Христу как малые дети. Ищите Иисуса, братья, исповедуйте ваши грехи, умоляйте Бога день и ночь, пока вы не узнаете, что ради Христа вы прощены и приняты. Я советую вам оставаться в Иерусалиме, подобно первым ученикам, пока, подобно им, вы не получите крещение Духом Святым. Никогда не чувствуйте себя свободными направиться на выполнение своих трудов, пока вы не ухватитесь за десницу вашей силы» (3).

Здесь же Е. Уайт под влиянием духа пророчества говорит:

«Никакие формальные внешние действия не могут очистить нас. Служение самых святых людей не может заместить крещения Духом Святым. Дух Святой должен совершать свою работу в нашем сердце… Борьба и споры никогда не возникают среди тех, кто руководствуется Его Духом» (4).

«Когда вы получите крещение Духом Святым, вы более поймете радость спасения, чем вы узнали в течение всей своей прошлой жизни» (5).

Именно это произошло со мной, когда я позволил Духу Святому управлять моей жизнью. В течение нескольких месяцев я, казалось, был объят радостью. Когда я отправлялся на ночной отдых, мои последние мысли были о Христе. Я пробуждался с улыбкой, что Бог дарует мне победу в течение всего дня. Но какими бы ни были мои благословения, пятидесятники заверяли меня, что все это не было крещением Духа Святого, ибо я не говорил на языках. По их понятию, всякий должен говорить на языках, что это как первоначальное знамение крещения, даже если он не получил дара языков для ежедневного свидетельства.

«Конституция церкви пятидесятников «Ассамблея Бога» говорит: «Крещение верующих Духом Святым доказывается первоначальным физическим знамением — разговором на других языках, как Дух Божий дает им провещевать».

Карл Брамбек цитирует следующую резолюцию «Ассамблеи Бога»:

«Решили: этот совет выражает серьезное несогласие с фундаменталистами относительно любого служителя в нашей среде, который будет учить противоположно нашему отличительному свидетельству, что крещение Духом Святым обычно сопровождается первоначальным физическим знамением — разговором на других языках» (6).

Некоторые теологи-пятидесятники в какой-то степени видоизменяют это определение, но на миссионеров-пятидесятников это ничуть не влияет. Ниже мы приводим учение пятидесятников, как оно проявляется на деле группой под названием «Радуга возрождения»:

«Когда Иисус крестил христиан Святым Духом, Он говорил через христиан Своим собственным языком, что и названо разговором на языках» (7).

После приведения текстов, доказывающих эту точку зрения (Деян. 1-я, 2-я, 10-я и 19-я главы; 1 Кор. 12-я и 14-я главы) — следует предостережение.

«Пусть не пытается объяснить эти места Святого Писания тот, кто не получил крещения Духом Святым и никогда не говорил на языках, ибо как может он правильно объяснить то, чего не испытал и в чем нуждается сам?»

Те же пятидесятники смело утверждают, что христиане, не говорящие на языках, принадлежат к второсортным христианам: «Христиане, которые не крещены и не ищут крещения Духом Святым, принадлежат к христианам, которые жили 50, 75, 100 и более лет назад…»

«Мы также говорим к Нему на духовных языках, которые еще более сильнее для употребления от Бога… Христианин, которого Иисус не крестил Святым Духом с завершающим доказательством и который не говорит языками,- подобен духовному младенцу, который еще не научился говорить. Он духовно слабый христианин в сравнении с тем, каким он мог бы быть, если бы был крещен Святым Духом, согласно Деян. 2:4» (8).

Свидетельство католического епископа: «Слушая высказывание другого руководителя, заявляющего: «Языки являются качественной, надежной проверкой»,- следует признать, что человеческие критерии о действии Духа не всегда надежны» (9). Проникновенное замечание!

Католические пятидесятники отличаются от протестантских пятидесятников учением о крещении Духом, придерживаясь той точки зрения, что языки являются скорее неопределенным, чем определенным знамением. Католический теолог Килиан МакДоннел пишет:

«Крещение Духом Святым рассматривается как решительный, поворотный момент в жизни верующего, но мы не учим, что не получившие крещение Духом Святым находятся без Духа. Разговор на языках приводится как доказательство, что человек получил крещение (Деян. 2:1-42; 10:46; 19:6), но католические пятидесятники почти повсюду отвергают обязательную связь между этими двумя фактами. Согласно понятию католических пятидесятников, всякий, кто просит о крещении, получает его,- будет он говорить на языках или нет» (10).

В интервью с католиками это понятие находит подтверждение. А что говорит по этому поводу Библия? Изучение 18-ти главных мест Писания о крещении Духом Святым открывает, что католические пятидесятники более верно отражают точку зрения Святого Писания, чем их коллеги — протестантские пятидесятники.

В том месте Святого Писания, где апостол Петр цитирует пророчество в день пятидесятницы (Иоиль 2:28-32), языки не упомянуты среди сверхъестественных явлений.

Первое упоминание о языках как знамении встречается в Мк. 16:17. Христос уже был распят и воскрес. Теперь Он дал Своим ученикам приказ, повеление им идти по всему миру (ст. 15). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы» (Мк. 16:17; 18).

Некоторые богословы не имеют полного доверия к этим стихам, ибо их нет в наиболее древних, достоверных греческих рукописях. Но кроме вопроса о достоверности текста, эти богословы поднимают другой интересный вопрос: в Мк. 16:17-18 перечислено пять знамений, которые все вместе не проявляются в жизни всех крещенных Духом Святым. Можно ли, избрав лишь одно знамение из всех, сказать, что оно — главное? Едва ли это образец здравого мышления.

В четырех параллельных местах — Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16-17; Ин. 1:33 — четыре человека под влиянием Святого Духа описали одно и то же событие — проповедь Иоанна Крестителя. Никто из них не упоминает о языках как знамении.

Результаты крещения Духом подчеркиваются в других местах. Иисус говорит ученикам, что они «примут силу», чтобы свидетельствовать (Деян. 1:8). Елизавета исполнилась Духом и высказала откровение о Боге (Лк. 1:41). Захария «исполнился Святого Духа и пророчествовал (Лк. 1:67-68). Симеон получил откровение от Святого Духа (Лк. 2:25-26). Иисус исполнился Духом Святым и сразу же был направлен Духом в пустыню для искушения (Мф. 3:16; 4:1). Нет в Святом Писании факта, что Иисус, исполненный Духом Божиим без меры (Ин. 3:34), говорил на языках,- когда был крещен Духом Святым или впоследствии. Нет никакого упоминания о языках, когда Иисус ниспослал Святой Дух на учеников в связи с вручением им великого поручения: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21-23).

В день Пятидесятницы («Великая радость» 2-й главы Деян.) встречается впечатляющее событие: слышен шум ветра, как во время бури, появляются огненные языки и почивают на каждом из учеников. Они начинают говорить на других языках,- на иностранных языках,- как мы уже рассуждали в предыдущих главах. Из 18 мест Святого Писания, говорящих о крещении Духом,- это одно из трех, в котором упоминается о языках.

В Деян. 4:31 Дух Святой снизошел с такой силой, что здание потряслось. И каким был результат? «Ученики говорили Слово Божие с дерзновением»,- не на других языках, но смело и безбоязненно.

В Деян. 8:14-17 мы читаем о евангельской кампании, проводимой Филиппом в Самарии. Затем Петр и Иоанн были

посланы «Генеральной Конференцией из Иерусалима», чтобы наставить новообращенных. Ученики возложили свои руки на обращенных и они получили Святого Духа. Один из новых членов, Симон-волхв, предложил за дар Божий деньги. Пятидесятники подразумевают, что Симон имел в виду дар языков. В Святом Писании отмечены лишь чудесные исцеления, из-за которых в городе была «великая радость» (ст. 8). Подразумевать языки в этом месте Писания — значит не соответствовать богодухновенному отчету.

В Деян. 9:17-20 записано повествование о Савле, который был ослеплен на пути в Дамаск славою откровения Иисуса. Господь повелел Анании возложить руки на Савла, и тот исполнился Святым Духом. Его зрение частично восстановилось. Он принял крещение и проповедовал о Христе в синагогах, что Он — Сын Божий (ст. 20). И снова не упоминается о языках. Лишь из 1 Кор. 14:18 мы узнаем, что Павел говорил на языках более всех их. Эта ссылка говорит только о его способности говорить на иностранных языках, часть из которых он изучал естественным путем; хотя не исключена возможность излития специального дара Святого Духа: говорить на иностранных языках. Но в Святом Писании нет в связи с апостолом Павлом ни одного упоминания относительно его непонятных языков (не понятных ни Богу, ни человекам) или экстатического лепетания, когда он исполнился Святым Духом.

Теперь обратим внимание на второй случай, в котором связано крещение Святым Духом и языки. Петр и несколько свидетелей-иудеев находятся в Кесарии в доме Корнилия. Они пришли в ответ на видение Петра, научившего их, что они не должны «почитать ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). Другими словами, как язычники, так и иудеи были дороги для Бога. Петр говорит: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде — приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Петр проповедовал к собравшимся язычникам и, к великому удивлению иудеев, пришедших с ним,

Святой Дух снизошел на всех слышавших слово (Деян. 10:44) и они «начали говорить языками, прославляя Бога» (Деян. 10:46 — английский перевод стиха).

В этом случае они получили крещение Духом прежде водного крещения (Деян. 10:47) и, как отмечает контекст, эти два факта представлялись ими как свидетельство по всей Малой Азии и как знамение для апостола Петра и его спутников. Петр, имевший раньше предубеждение, что он не должен проповедовать язычникам и крестить их, не имел теперь никакого сомнения. «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Деян. 11:17). Главный урок здесь не в языках, как знамении крещения Духом, но в устранении предубеждения, сильно препятствовавшего работе Божией в нашу пользу. Наш интерес должен проявляться скорее к роду служения пред Богом, чрез пребывание в нас Духа Святого, чем к эгоистичному побуждению, что Дух может сделать нам, чтобы прибавить к нашему радостно-возвышенному настроению. Вполне поглощенные вопросом языков, пятидесятники тонким, едва заметным образом перенесли подчеркивание от принципа «что человек может сделать для Бога?» к принципу «что Бог может сделать для человека?». Конечная цель такого перемещения акцентов не содействует духовному созреванию, которое достигается лишь тогда, «когда побуждение помогать и благословлять других исходит из глубоких внутренних чувств» (И). Языки, данные Богом, были средством для евангелизации мира, а не для личного употребления и прославления.

Запись о Петре и обращенных в доме Корнилия является единственной во всем Писании, где языки показаны как доказательство пребывания Духа. Это несовместимо со здравым толкованием Святого Писания — настаивать на основании этого единственного места, что языки являются главным и определенным знамением крещения Духом; и пророчество также является знамением крещения Духом, как это было в случае с Захарией. Весь вопрос о знамениях — это вопрос перспективный, особенно потому, что ученики и новообращенные не имели еще Нового Завета, чтобы обратиться за отождествлением; посему Бог дал дар, чтобы удостоверить их подлинность. Он дал способность распространять Евангелие через знание иностранных языков, дар исцеления и другие дары,- все это Святой Дух «уделял каждому, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

В Деян. 19:1-6 сказано, как апостол Павел принес новый свет о миссии Христа верующим города Ефеса, в прошлом обращенных через Аполлоса. Они были крещены во имя Господа Иисуса, и когда апостол Павел возложил на них руки, Дух Святой сошел на них и они говорили языками и пророчествовали. Если языки являются признаком крещения Духом, таким же признаком является и пророчество. Ни один из этих признаков не является единственным и исключительным признаком крещения Духом Святым. Этот стих Писания последний из трех, в котором языки и крещение Святым Духом соединены вместе. И как мы заметили из предыдущей главы, упоминаемые языки — иностранные языки. Это место нельзя употреблять, как поддержку эстетической непонятной речи как вида языков.

Есть еще для исследования и другие места Святого Писания. В посланник Ефесянам 5:18-21 дано увещевание: «Исполняйтесь Духом». Далее Павел наставляет этих крещенных Духом, каким образом они могут выразить свою радость.

«Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:19-21).

Из 18 случаев, которые говорят о крещении Святым Духом, в 15 случаях вообще не упоминается о языках в контексте крещения. А там, где о них упоминается, имеются в виду иностранные языки, данные верующим, чтобы приготовить их для свидетельства другим национальностям. Современная невнятная речь, называемая языками, не соответствует этим местам Святого Писания. И, кажется, не будет большим риском предоставить читателю решать: есть ли в Святом Писании доказательство, что языки являются единственным и главным признаком крещения Духом Святым?

Главное, что вытекает из всех этих мест Писания,- это то, что крещение Духом Святым совершает коренное преобразование в жизни человека. Когда человек крещен Духом Святым — люди знают, что нечто случилось. И неудивительно, ибо через действие Святого Духа человек становится причастным к Божескому естеству.

Вникнем более глубоко в значение термина «крещение», имея в виду «крещение» Духом Святым. В оригинале оно обозначено словом «баптисма». Так оно применяется в неизменной транслитерации во многих языках мира. «Баптисма» означает «погружать», что не имеет ничего общего с окроплением или поливанием водой, как практикуется при крещении в некоторых церквах. Но причина, почему Иоанн Креститель крестил «в Еноне близ Салима», ясно изложена в Писании: «потому, что там было много воды» (Ин. 3:23). Чтобы совершить крещение правильным образом, он шел туда, где было достаточно воды, чтобы «погрузить» своих обращенных. Если бы крещение означало окропление, лишь немного надо было бы воды для каждого обращенного силой Святого Духа в день Пятидесятницы.

Итак, крещение — по-еврейски «атбала», по-гречески «баптисма» — означает «погружение». Крещение Святым Духом в таком случае подчеркивает, что мы погружаемся Святым Духом в Иисуса Христа. Оба эти крещения соединены в послании к Титу 3:5-7: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соде-лались наследниками вечной жизни».

Пятидесятники, как замечает Эммануил Салливен, «находятся в опасности, настаивая на отличии водного крещения от крещения Духом», считая одно символическим, а другое — опытом. Первое — делом верующего, другое — делом Божиим. Первое — человеческим событием, второе — божественным. Исходя из этой точки зрения, легко установить два класса христиан и даже два вида религиозных движений» (12).

Вместе с теологом Фридериком Брунером Салливен заключает, что «христианское крещение» — единое духовное событие. Есть только одно крещение (Еф. 4:6). Брунер подчеркивает, что текст 8-й главы Деяний не учит об отделении, но соединяет крещение и дар Духа и отвергает истолкование, которое развивает библейское учение о втором принятии Духа в «полноте» — будь это экспериментально или через посвящение (13).

Люди могут преувеличивать смысл крещения. Библия говорит об этом самом опыте, как об исполнении Духом: «И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). Петр в Пятидесятницу скорее нашел исполнение пророчества Иоиля об излитии Духа, чем крещение, представленное Иоанном. Крещение — это обряд посвящения, совершаемый только однажды. А «исполнение», однако, может совершаться ежедневно, как это и должно быть.

Священное Писание, чтобы изобразить исполнение Духом, кроме крещения употребляет другие символы. Среди них можно отметить следующие выражения: «обетование Святого Духа» (Деян. 2:33), «дар Святого Духа» (Деян. 2:38), «принятие Святого Духа» (Деян. 8:17), «…и исполнились все Святого Духа» (Деян. 2:4), «обличение силою свыше» (Лк. 24:49), «нисшел на них Дух Святой» (Деян. 19:6), «Дух Святой сошел на всех» (Деян. 10:44), «излился» (Деян. 2:33), «подается Дух Святой» (Деян. 8:18).

Тот же самый опыт иногда описывается, как «принятие обетования о Святом Духе» (Гал. 3:14), «запечатление Святым Духом» (Еф. 1:13), «рождение от воды и Духа» (Ин. 3:5), «служение Святого Духа нам» (Гал. 3:5).

Крещение Святым Духом, кроме того, изображает, что происходит с личностью, когда она впервые переживает такие опыты или испытывает новые опыты с большей интенсивностью присутствия и действия Святого Духа. Крещение можно символически сравнить с пришествием Христа. Или оно может быть отличительным от этого опыта, но первое является более идеальным.

Чтобы показать разрыв во времени между уверованием и крещением или запечатлением Святым Духом, пятидесятники часто цитируют стих Еф. 1:13, хотя в нем говорится противоположное: «И уверовавшие в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Греческий подлинник не допускает никакого интервала между уверованием и запечатлением. Лучший перевод этого стиха звучит следующим образом: «В Которого веруя, вы запечатлены», «В Которого, когда уверовали — вы были запечатлены Святым Духом».

В Писании Святой Дух представлен сходящим на верующих прежде крещения (Деян. 10:44-48), после крещения (Деян. 19:5-6) и некоторое время спустя после крещения (Деян. 8:12-17). Какова же цель последующего исполнения Духом Святым после крещения? Обновить веру, привести в единство, даровать силу при особых обстоятельствах, излить особые дары для распространения Евангелия и наделить необычной, все превосходящей любовью, без которой, даже говоря человеческими и ангельскими языками, мы будем «медью звенящей и кимвалом звучащим» (1 Кор. 13:1). Бог не ограничивает себя каким-то одним даром. Дух Святой открывает Себя, как Ему угодно. Я допускаю, что мое исполнение Духом Святым пришло лишь два года спустя после крещения, ибо я не был готов прежде. Я не желал вполне подчинить свою жизнь Святому Духу.

Ученики взяли на себя ответственность, когда писали к новосозданным христианским общинам, что их члены имеют Святой Дух. Среди них не было неблагонадежных членов, имевших Его. Павел писал к Римлянам: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Какие торжественные слова! Все христиане должны быть исполнены Духом! Если человек не имеет Духа Святого -он не христианин вообще! Христос не признает нас за Своих, пока мы воистину не станем храмом Духа Святого, живущего в нас. «Быть крещенным Духом — означает быть с Христом»,- говорит богослов Фридерик Дейл Брунер (14). Именно Святой Дух вселяет в нас Иисуса Христа. Иметь Святого Духа — иметь Христа. По мере того, как Дух Святой ведет нас от духовного младенчества к зрелости, Иисус Христос все более возрастает в значении, как духовный центр нашей жизни. Ибо Дух Святой ведет нас к Нему, вводит в Него, погружает нас в Него и, наконец, мы полностью скрываемся в Нем: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Между Духом Святым и Агнцем нет никакой натянутости. Цель Святого Духа — принести Агнцу «великую честь», представляя нам славу Христа (Ин. 16:14). В. X. Алдис однажды сказал, что «полнота Духа не дается для того, чтобы совершать чудеса, но чтобы сделать христианина живым чудом» (15).

Каким образом человек может получить Святой Дух и Его дары? Просто откликнувшись на приглашение: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20).

Это приглашение, конечно, исходит от Христа. Если Его приглашение не влечет нас, мы можем не прийти. Принять Его — принять Святой Дух. Принять Святой Дух — принять Христа. Нельзя сказать: «Сделай то и другое» — и Дух будет дан. Как некто правильно сказал: «Дух Святой не дается нам из-за наших заслуг, но из-за Его искупления. Это Его дело, Его приглашение. Прежде всякого нашего действия Он уже действовал и побуждал нас. Воистину, мы даже не сможем откликнуться на приглашение, если Дух Святой не пробудит нас. Первым доказательством присутствия Духа Святого может быть просто наше сознание, что мы находимся вдали от Христа, и Он приглашает нас к Себе».

Но здесь мы встречаемся с божественным парадоксом, ибо, хотя нельзя сказать, что мы должны сделать то или другое, прежде чем Дух войдет в храм нашей души, но, вместе с тем, и нельзя сказать, что мы ничего не должны сделать для исполнения Святым Духом! Сама по себе форма приглашения — стук в двери нашего сердца — представляет нам возможность не впустить Духа Святого. Ведь Он дает побуждение, даже приглашает Его войти в наше сердце. Но Он не насилует нашей воли. И с нашей стороны мы также должны сделать нечто в сотрудничестве с Ним, если желаем, чтобы Он пребывал в нас. Ибо Он не поселится в нечестивом доме! Если Дух Святой согласится пребывать в воре, убийце, прелюбодее, лжеце — Он должен узаконить грех, но этого не сделает Бог, умерший за грехи. Грех и Бог несовместимы! Об этом ясно свидетельствует Голгофа.

В Священном Писании даны некоторые советы относительно получения Святого Духа, которые часто группируются в следующих терминах: покаяние, послушание, молитва и вера.

1. Покаяние. «Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38-39).

2. Послушание. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:15-16). «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).

3. Молитва. «И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31). «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).

4. Вера. «Дабы благословение Авраамово через Иисуса Христа распространилось на язычников, дабы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Елена Уайт писала: «Нет предела полезности в жизни того человека, кто отверг свое «Я», предоставил в своем сердце место для действия Святого Духа и живет жизнью, вполне посвященной Богу. Все, кто посвятили свое тело, душу и дух на служение Ему — будут постоянно получать новый приток физических, умственных и духовных сил. В их распоряжении неистощимые источники неба. Христос дает им дыхание Своего Духа, жизнь — от Своей собственной жизни. Святой Дух вкладывает Свою наивысшую энергию, чтобы влиять на мысли и сердце. Через данную нам благодать мы можем достичь таких побед, которые из-за наших ошибочных и предвзятых мнений, наших недостатков характера, нашей слабой веры кажутся нам невозможными» (16).

«Время не вызвало никакой перемены в обетовании Христа послать на землю Святого Духа, как Своего Представителя… Все желающие исполнились бы Святым Духом… Каждый работник должен молить Бога о ежедневном крещении Духом» (17).

Согласно выражению Елены Уайт, «в даре Христа и Святого Духа Небо опустошило себя. После этого не оставалось ничего, что бы Небо не дало жителям нашей земли». «В великом неизмеримом даре Святого Духа содержатся все небесные сокровища. Не вследствие какого-либо ограничения со стороны Бога богатства Его благодати не истекают на землю и людей. Все, кто желает принять Его Дух, исполнятся Его Духом» (18).

«Все Небо ожидает, чтобы даровать нам силу Пятидесятницы. Но эта сила не придет, если об этом обетовании лишь иногда случайно рассуждать. Она не придет, если не будет горения духа и ревности в молитве. Но этот дар и сегодня ожидает нашего принятия» (19).

Ключ к принятию Святого Духа заключается в отвержении себя: «Молитвой и исповеданием грехов мы должны приготовить путь Царю. И когда мы совершим это — сила

Духа (Пятидесятницы) придет к нам. Мы нуждаемся в энергии Пятидесятницы. Она придет, ибо Господь обещал послать Духа Своего, как всепобеждающую силу» (20).

Какие вызывающие слова! «Все Небо ожидает!», «этот дар и сегодня ожидает нашего принятия!» «все желающие исполнились бы Святым Духом!»

«О, какой стыд должен покрыть наши лица! Склонившись на колени, мы должны с верой вопиять к Тому, Кто сможет наполнить наши чаши и утолить жажду наших душ!

Взирая на свою печальную неудачу: ухватиться за обетования Божий,- ибо наше «Я» без укоров управляет нашим служением и нашим желанием излагать столь ничтожно, столь долго,- я свидетельствую о доктринальных искажениях харизматического движения с искренним сочувствием к его чистосердечным искателям. Ибо движение — это люди; люди, которые слишком долго насыщались духовно опустошенными пастырями — пустыми словами.

А что же сказать о Церкви адвентистов седьмого дня? Подчеркну следующее: из всех церквей адвентисты седьмого дня менее всего извинительны за служение без Духа Святого. Как же глубоко каждый член должен быть заинтересован, «чтобы не иметь недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7).

Однажды вечером мой сын Дуглас, которому было 3 года, решил пройтись в моих туфлях. Я все еще вижу курчавого мальчика с застенчивыми глазами, бредущего тяжелой походкой к двери комнаты. «Смотри, папа,- сказал он,- я иду в твоих туфлях».

Но это было нелегко. Или его ноги были слишком маленькие, или туфли были слишком большие. Когда он пытался идти направо, туфли двигались налево. Я поправлял их, и он пытался идти все снова и снова.

«Помоги мне, папа»,- попросил он наконец, поднимая свои руки. Когда туфли поворачивались в неправильном направлении, я легким движением придавал им правильное направление. Когда ему грозило падение, я поддерживал его.

И таким образом мы шли — я и маленький человек в туфлях, но уже не слишком больших, ибо с ним была сила его отца.

В этом заключается великое обетование для нас сегодня.

Примечания и ссылки:

1. Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», стр. 135.

2. Е. Уайт. Рукопись 22, 1889 г.

3. Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», т. 5, стр. 159.

4. Там же, стр. 227.

5. Письмо 33, 1890 г.

6. Carl Brumback. «Suddenly From Heaven». 1961 г., стр. 223.

7. Rainbow Revival. Лос-Анджелес, Калифорния.

8. Plunkett. «Rainbow Revival Evangelists».

9. Епископ Stephen A Leven. «What I Want for the Catholic Pentecostal Movement». «New Covenant», т. 1, No5, ноябрь 1971 г., стр. 24.

10. Kilian McDonnel. «Catholic Pentecostalism: Problems in Evaluation».

«Theology Digest», т. XIX, No1, 1971 г., стр. 47. И. Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», стр. 384.

12. Emmanuel Sullivan. «Can the Pentecostal Movement Renew the Churches?». «Study Encounter», VIII, No4, 1972 г., стр. 6.

13. Там же. Относительно взгляда Брунера (Bruncr) см. «Теология о Святом Духе», стр. 181.

14. Там же.

15. Цит. Steven Barabas в «So Great Salvation», стр. 134.

16. Е. Уайт. «Служения исцеления», стр. 159.

17. Е. Уайт. «Деяния Апостолов», стр. 50.

18. Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», стр. 419.

19. Е. Уайт. «Свидетельства для проповедников», стр. 174.

20. Е. Уайт. «Служители Евангелия», стр. 308.