Чрезвычайная роль движения пятидесятников

Кинофильм «Еще один пилигрим», который был создан для просмотра на Ассамблее Всемирного Совета церквей в Швеции, показывает, как протестантский служитель снимает свои одежды во время богослужения. Всемирный Совет церквей заявил, что эта сцена изображает «в поэтической форме радостное настроение современного человека, и в то же самое время смущение в мире, в котором единственным постоянным фактором является изменение».

Всего лишь несколько десятилетий назад церкви находили ответ на проблему изменения в Том, Кто неизменяем. Церкви пели в своем доверии:

«Повсюду я вижу измену, паденья, Лишь только в Тебе никаких изменений. О, Боже! Пребудь же вечно со мной» (1).

Но в наше время изменился сам подход человека к Богу. В своей попытке вернуть преданность современного человека духовные лица создают представления, которые соревнуются с театрами Бродвея. Например:

* …Несколько месяцев назад, однажды вечером во «Всемирной церкви» Лос-Анджелеса с потолка в специальных корзинах спустились девушки в сапогах, которые исполнили разные популярные танцы. Проповедник спустился в другой позолоченной корзине, чтобы выступить с «самой пылкой проповедью, когда-либо сказанной в Лос-Анджелесе». Она называлась: «Молодежь, иди вперед!» (2).

* …В национальном кафедральном соборе епископальной церкви в Вашингтоне на представлении «Дух в звучащих песнях и танцах» присутствовало 3 тысячи молодых людей. В сопровождении рок-группы молодежь танцевала перед алтарем в Вифлеемской часовне.

Как показывает учет посещаемости церквей, число посетителей становится все меньше на воскресных богослужениях. При всей же такой театральности, привлекающей посетителей, нечто отсутствует — сила преображения жизни. Отсутствует сила свидетельства, что человек не одинок на этой планете Земля. Отсутствует сила, чтобы соединить человека с Пятидесятницей и Бога Пятидесятницы с обетованиями Пятидесятницы.

Говорит один человек из церковного прихода: «Сотни раз я садился там и ожидал слов, которые бы имели для меня значение и направили к более Великому, чем я сам. Вместо этого я слушал о философии, литературе и теологии, но никогда не слышал Слова Божьего».

В Джэксонвилле, штат Флорида, учащийся колледжа говорит: «Нам трудно верить и доверять традиционной религии, когда мы видим ее представителей в ее учреждениях. Должна произойти перепроверка».

Разочарование возрастает вместе с решением достичь реальности, которую ищут в религиозных символах. «Движение Иисуса» завоевало сотни тысяч молодых людей. Почитатели Кришны стояли на углу улиц в поисках экстатического опыта в повторном скандировании имени их бога: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе…»

Ортодоксальность в наше время является в некотором смысле ересью. Она означает удаление от живой церкви и живого Слова. Она смешивает точность теологии и живую веру. Она усложняет простые истины Евангелия, когда ее используют вместо алтаря, перед которым сердца, согретые обетованием о спасении, могут стать новыми образцами примерного поведения. Она предлагает такой холодный формализм, что члены церкви вынуждены оставлять ее ряды. Ее жизненная сила изъедена модернизмом, подражанием миру, экзистенциализмом (учением о бесцельности нравственности), универсализмом и релятивизмом. Она предлагает пустую скорлупу пустым людям, которые отвратили слух от истины и обратились к басням (2 Тим. 4:3-4).

В пустой скорлупе исторически сложившейся церкви вынашивается два движения: экуменизм с его стремлением к братству и единству и также движение пятидесятников с его обетованием о силе. Проповедники, которые не облеклись во «всеоружие Божие», снимут свои одежды, чтобы изобразить свою радость и смущение. Смущение ищет братства, радость — питается экстазом. Таким образом, экуменизм и движение пятидесятников становятся религиозными феноменами, с которыми придется считаться при изучении библейских пророчеств.

В 13 главе мы определили основные черты пророческого разоблачения религиозных движений наших дней и проследили их историю в исторически-пророческом визите Кентерберийского архиепископа к папе Иоанну XXIII 2 декабря 1960 года. В этой главе мы продолжим рассказ об этих событиях, при которых в развертывающейся пророческой драме заметную роль играет отчуждение людей от Бога.

Начиная с 1960 года все более распространились переговоры относительно объединения. Как Всемирный Совет церквей, так и Национальный Совет церквей поднялись с новым всплеском авторитета и силы, насчитывая среди своего членства также и исторические церкви, появившиеся после протестантской реформации. Через свое лобби в парламенте они навязали правительству такие свои взгляды, которые, казалось, были далеки от моральных проблем, о которых, как это следовало ожидать, должна говорить церковная организация. Церковные программы все более отражали зависимость от законодательных реформ. Возникла новая теория: цель Евангелизации не заключается в обращении сердец к Евангелию. Скорее она означает изменение социальной структуры общества.

Также и католицизм все более подчеркивает свою существенную социальную деятельность. Две религиозно-политические энциклики «Рерум Новарум» («О новых вещах», 1891 г.) и «Куадрагезимо Анно» («Сороковой год», 1931 г.) положили основание внедрению учения католиков в общественную жизнь через рабочие союзы, сделав его законом земли. «Матер эт магистра» («Мать и учитель», 15 мая 1961 г.) содержало требование, чтобы рабочие, общественные руководители и предприниматели соблюдали воскресенье:

«Церковь всегда требовала точно соблюдать третью заповедь Декалога: «Помни день субботний». Религия, моральность и гигиена — все слилось в этом законе периодического отдыха, который церковь в течение столетий перенесла на соблюдение воскресенья… С глубокой печалью мы должны признать и сожалеть о халатности в почитании этого священного закона и последовавших из-за этого вредных проявлений как в физическом, так и в духовном здоровьи наших дорогих работников».

«Во имя Бога и ради материальных и духовных интересов человека мы призываем всякую государственную власть, всех предпринимателей и рабочих последовать предписаниям Божиим и Его церкви и напоминаем каждому о его серьезной ответственности перед Богом и обществом». Папа добавляет: «Здесь имеется в виду изменение взглядов общества и вмешательство государственной власти».

В энциклике «Пацем ин Террис» («Мир на земле», 11 апреля 1963 г.) в духе «Града Божьего» Августина говорится о возникновении Царства Божьего на земле и сверхъестественном авторитете по сохранению мира. Губерт Хамфри, бывший вице-президент США, указывал на энциклику, как на «общественную философию нашей ядерной эры». Он добавил:

«Она не представляет собой утопического плана о сохранении мира на земле, который предполагает немедленное изменение человеческой природы. Она скорее представляет призыв к руководителям государств, имея в виду только последовательное изменение человеческих установлений».

Еще одна энциклика — «Тумане вите» («Человеческая жизнь») от 25 июля 1968 г. — требует, чтобы «правительства согласились отстаивать позицию католической морали» (3). В совместной общественной деятельности католики и протестанты находят общие цели, ради которых они могут трудиться сообща, несмотря на различия в учении.

Но еще до середины 60-х годов экуменическое движение в основном касалось протестантов, потому что римско-католическая церковь отказывалась выйти на сцену до тех пор, пока ей не была предоставлена главная роль — как единственного и авторитетного голоса христианства. Тогда, во время перемены тактики, папа Иоанн XXIII писал в своем письме: «На Втором Ватиканском соборе протестантские еретики становятся «отделенными братьями»». Крещение, совершаемое в протестантских церквах, было объявлено действительным. Взаимные обвинения, которые раньше вызывали диалоги, сменились благожелательными отзывами. Папа говорил об усилиях «постоянно и любезно приглашать наших дорогих отделенных братьев, которые также носят на своем челе имя Христа» (4).

Кардинал Ричард Кашинг, выдвинул главную задачу папства: «В течение нескольких столетий на земле была или великая тишина или горький спор между нами и ими, которые, подобно нам, носят имя Христа. Но и во время молчания, и в спорах между нами была огромная пропасть. Через эту пропасть мы сами начинаем возводить мост» (5).

Когда в декабре 1965 года закончился Второй Ватиканский собор, было сделано гораздо больше успешных шагов по объединению римско-католической церкви и протестантов, чем за все предшествующие четыре столетия. Возможно, отблеск этого нового «климата» засиял 4 октября 1965 года, когда папа Павел VI, обращаясь к Организации Объединенных Наций, заявил, что он говорит не только от католической семьи, но «также от имени тех христианских братьев, которые столь любезно уполномочили нас быть своими представителями здесь» (6).

В 1965 году бывший католический священник, ставший преподавателем новозаветного греческого и латинского языков в Аугсбургском колледже в Миннеаполисе, штат Миннесота, выразил удивление по поводу успешного развития экуменического движения:

«15 лет назад казалось непостижимым, что еще при моем поколении наступит время, когда некоторые высочайшие авторитеты римско-католической церкви дружески обратятся к некатоликам, называя их братьями во Христе. Я никогда не мог предполагать, что работа протестантского евангелиста (Билли Грэма) получит благословение римско-католического кардинала (Кашинга), что римско-католические и протестантские теологи будут вести дружеские беседы и обмениваться мнениями в одних и тех же книгах и журналах. Что римско-католический священник будет держать речь на празднике Реформации. Что протестантские теологи будут приглашать учиться в римско-католических учебных заведениях. Что римско-католическая епархия официально присоединится к местному совету церквей. Что римско-католические христиане и другие христиане будут пользоваться одинаковым изданием Библий. Что в Испании и Южной Америке римские католики объединятся с протестантами в молитве об объединении церквей. Что римско-католические наблюдатели будут присутствовать на собраниях некатолических духовных объединений» (7).

Кто мог предсказать в начале 60-х годов, что римско-католическая церковь создаст рабочую группу, чтобы официально сотрудничать со Всемирным Советом церквей? Это произошло в 1965 году.

Кто мог предполагать, что папа и недавно почивший патриарх Афинагор I, предводитель экуменического движения, духовный руководитель 160 миллионов православных христиан, выпустят общую декларацию с выражением сожаления по поводу прошлых ошибок, включая взаимное отлучение от Церкви в 1054 году? Это произошло 7 декабря 1965 года. Это позволило православным священникам принять участие в богослужении, проводимом возле усыпальницы умершего кардинала Джеймса Спелмана в соборе святого

Патрика в Нью-Йорке. Возобновление дружеских отношений продолжается: около 300 документов, которыми обменялся Рим и Константинополь в течение нескольких последних лет, изданы в 1972 году (8).

В 1971 году в Бельгии католики и протестанты издали совместную декларацию о крещении011 .

В 1971 году в Англии англичане и католики заключили исторический Виндзорский договор относительно причастия. Такой же договор и в то же самое время во Франции достиг тех же результатов при принятии Домбезисского соглашения. В 1971 году было опубликовано сообщение, которое суммировало работу объединенной комиссии лютеранской и католической церкви по вопросу: «Евангелие и церковь». Примирение совершилось в протестантской общине в Тэзе во Франции и в экуменической деревне Оттмаринг вблизи Ауг-сбурга в Германии. Последний является экспериментом в христианской жизни, в котором участвуют члены лютеранской и католической церкви движения Фоколарини (9).

В январе 1973 года издание «Информационной службы» сообщило о диалоге между Секретариатом содействия христианскому единству — римско-католическая церковь — со Всемирным Объединением реформаторских церквей и Всемирным методическим советом. Об отношениях с пятидесятниками, английской церковью и со Всемирной лютеранской федерацией. О встречах рабочих групп со Всемирным Советом церквей и международным комитетом связей между католиками и иудеями. О деятельности штата служащих, что составляет еще полдюжины других религиозных групп.

Кто мог бы предсказать, что католическая, протестантская и православная церкви будут совместно работать в мероприятии: «Ключ-73», призывая сотрудничать в христианских миссионерских усилиях, «призывая наш континент (Америку) ко Христу?»

Это могли предсказать адвентисты седьмого дня! И не только за 15 лет, а 50, 100 и более лет назад в пророческих рамках! На основании библейского пророчества в 1889 году они предсказали, что «протестанты… протянут руку через бездну и ухватятся за руку римской власти» (10). Они не удивляются, наблюдая, как влияет на протестантскую проповедь горячка эпидемии объединения:

«Норман Винсент Пейл утверждает, что единственное, чего теперь пытаются достичь протестанты — органического единства, которое положит конец прежним церквам и соединит их воедино в новую церковь. Осуществление этого потребует времени, но нет сомнения, что это уже происходит. Говоря духовно,- это ростки будущего» (11).

Джон Сазерлэнд Боннелл, пресвитерианский служитель, предложил, чтобы протестантам была предоставлена возможность исповедоваться перед своим служителем, что будет знаком «духовного продвижения в протестантизме» (12).

Доктор Ганс Кристиан Асмуссен, крупный религиозный деятель лютеранской церкви в Германии, в конце 50-х годов начал прилагать усилия к тому, чтобы направить свою церковь обратно к почитанию авторитета папы. Его движение «Собирание» требует также, чтобы протестанты отвели в своем учении больше места святым и святыням, особенно в почитании девы Марии. Направление, с которым выступает доктор Асмуссен, настолько сильное, что теперь почти в каждом немецком городе есть церкви, в которых могут исповедоваться лютеране (13).

Епископ епископальной церкви (члены епископальной церкви фактически не являются протестантами, но кто же вообще сейчас является протестантом?) К. Килмер Майерс 4 июня 1967 года в соборе «Благодати» в Сан-Франциско призвал христиан признать папу «главным пастырем христианской семьи… и радостно приветствовать его, как святого отца в Боге Всемирной церкви» (14).

Неудивительно, что журнал «Тайм» отметил: «В горной местности, в разряженном воздухе, где теологи «пасут стада», с каждым днем все труднее отличить протестанта от римского католика (15).

И так продолжается взаимное сближение, которое вызвал папа Иоанн с целым сонмом протестантских руководителей, забывших, почему слово «протест» входит в состав их имени. Естественно, католические руководители не опечалены из-за такой реакции, ибо как только протестантизм изменится, такой союз может стать реальностью. Рим может изменить тактику, но не может изменить своей сущности и при этом оставаться Римом.

Основание католической версии об объединении положил выдающийся католический экуменист Густав Вигель в своих комментариях относительно Всемирного Совета церквей. «Римский католик,- говорит он,- желает, чтобы Всемирный Совет привел все свои церкви в католическую церковь». Он считает, что Совет исполнен благодати и, что он приведет «других овец» в стадо единого Пастыря, видимо, представленного Его наместником…

«Католики должны сказать протестантам, что церковь была, в основном, права, и поэтому каждая попытка к объединению означает возвращение к ее неизменному единству» (16).

Да, старые раны исцелились. Подъем братских чувств во всем мире скрывает рубцы тысячи битв. Уже и некоторые религиозные обозреватели приветствуют прекращение великого раскола на Западе, который назывался Реформацией. Но разделения между исповеданиями трудно уладить за одни сутки. Для этого, может быть, потребуется один или два пророческих дня! И вмешательство падших ангелов, которые будут творить «великие знамения» (Откр. 13:13). Но, как отметил доктор Пейл, это уже происходит.

Как подходит к этой картине движение пятидесятников! Последние годы свидетельствуют не только об успехе экуменического движения, но и регрессе этого движения. В 1972 году папа Павел охладил надежду, что римско-католическая церковь вскоре объединится со Всемирным Советом церквей. План относительно объединения крупных протестантских церквей, который столь оптимистично родился в 1960 году, оставил после себя лишь название — и никаких действий. Существует угроза, что споры по поводу вдохновения и откровения расчленят исторические церкви. Сотни групп верующих выходят из их родных общин, обвиняя их в отступничестве. Является ли совпадением, что в этот критический период на сцене появляется третья чудодейственная сила экуменизма?

Как мы отметили, руководители пятидесятников верят, что на их движение возложена задача: устранить барьеры, разобщающие религиозный мир и, наконец, объединить человечество под харизматической мантией Святого Духа. Для этого, как говорит Орэл Роберте, в 1968 году ему дали «мантию вождя», для этого, говорит вождь Всемирного движения пятидесятников Дэвид Дю Плесси, Дух повелел ему идти. Он характеризует роль движения пятидесятников как духовную экумению, в противоположность официальному экуменическому движению Всемирного Совета церквей. Другой подвижник пятидесятников отмечает, что движение с «харизматическим опытом» является недостающей стороной духовного треугольника, объединяя своим «совершенным опытом» систему и законы католицизма с учением протестантизма.

Выдающийся католический кардинал Лео Иозеф Суененс из Малинэс (Брюссель, Бельгия), отмеченный католическими харизматиками как получивший крещение Святым Духом, говорит об экуменическом значении движения пятидесятников, на которое он указывает, как на «харизматическое обновление». В интервью газеты «Национальный Католический вестник» от 19 января 1973 года кардинал сказал:

«Экуменизм должен занимать постоянное внимание всех христиан, являются ли они теологами или нет. Чем более с детской душой христианин принимает Евангелие, тем более он отзывается на повеление Господа, «чтобы были все едины». Это особое восприятие духа, которого достоин истинный христианин,- нужно особенно ценить. Вот почему все эти проявления духа, которые происходят на наших глазах среди народа Божьего, имеют для меня особое экуменическое значение».

«Я особенно размышляю об экуменическом вкладе харизматического обновления, которое началось в его католическом виде в Америке в 1966-1967 гг. и распространяется все с большей силой в Европе и повсюду. Все, что открывает христианам новые опытные чувства в духовной жизни, является движением к единству».

К сожалению, как мы видели из Слова Божия, не все, что открывает христианам новые опытные ощущения духовной жизни, является движением к единству во Христе. Не идите за чудодейственной силой демонов, которые подделывали религиозный опыт! И эти злые духи, если верить отчету Автора Откровения, в настоящее время находятся внутри падшего христианства. Иоанн видел их в последнее критическое время, выходящими из уст дракона, зверя и лжепророка.

Итак, мы не осмеливаемся указать на харизматические проявления, как на доказательство верности учеников Христа. В самом деле, как истинное, так и ложное пробуждение может сопровождаться не только сверхъестественными проявлениями, но также искренностью, восторгом и даже любовью. Ложное пробуждение, ложное движение можно распознать только по такому признаку: они отказываются быть послушными Богу. Таким образом, Бог может отличить Свой остаток по тому, что он соблюдает Его заповеди (Откр. 12:17). Не является теологически буквоедством, если мы подчеркиваем важность учения:

«Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога. Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 9-10).

Также и языки не являются признаком верных учеников Христа. Каждый должен испытывать «учение Христа в Христовом Духе». Как отмечал издатель «Христианство сегодня» Гарольд Линдселл: «Не имеет значения, на скольких языках говорит человек и как часто он это делает, ибо если его учение не совершенно, то языки не осветят его недостатков. Крещение Духом не может служить покрывалом для разногласий с верой, не может освятить отрицание библейских истин…» «Даже любовь,- говорит Линдселл,- может вскоре оказаться притворной так же, как и ложные языки» (17).

Елена Уайт спрашивала: «Возможно ли людям быть святыми и соответствовать воле и характеру Божьему, если они не находятся в согласии с принципами, которые являются выражением Его характера и воли и которые показывают, что благоугодно Ему?» (18).

У многих христиан религия заключается в опыте. «Для таких счастливое чувство — равно благочестию. Они говорят: «Приди к Иисусу и верь в Него. Не важно, во что ты веришь, важно, чтобы ты был честен в своей вере». Они не стремятся объяснить грешнику истинный характер греха. ..»

«Сатана желает, чтобы каждый нарушитель закона Божьего считал себя святым. Так поступает он сам. Он доволен, когда вера зиждется на ложном учении и религиозном энтузиазме. Тогда он может использовать таких людей для обмана душ. Есть много людей, признающих себя священными, которые помогают сатане в его работе. Они много говорят о чувствах, любви к Богу. Но Бог не признает их любви. Это обман врага» (19).

«Неправильное представление о характере, неизменчивости требований божественного закона привели к ошибочному пониманию значения обращения и освящения, и это, конечно, имело свое отрицательное влияние на степень благочестия в церкви. В этом и заключается вся тайна того, почему в пробуждениях нашего времени нет Духа и силы Божией» (20).

К извращенному пониманию закона Божьего католицизм добавляет еще и искаженное понимание освящения, которое заменяет праведность Христа системой праведных дел. Католицизм учит, что все люди оправданы потому, что они праведны. А Библия учит, и это отразили реформаторы, что люди оправданы потому, что Христос праведен. Человек неправеден, но когда он через веру принимает праведность Христа, как свою праведность,- тогда и он считается праведным. Таким образом, совершенный закон соответствует совершенной праведности Христа. Предлагать несовершенную праведность человека и его дела для удовлетворения нарушенного закона означает предлагать другое Евангелие. Ибо «человек оправдывается не делами закона, а только верою» в Иисуса Христа» (Гал. 2:16). Павел говорит: «Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Итак, мы видим, что Слово Божие является оценкой праведности даже среди ангелов. Интересно знать, многие ли католики и пятидесятники станут отрицать подлинность их чувств (они склонны некритично принимать сверхъестественные проявления), если бы ангел принес им ложное Евангелие? Это уже совершилось.

Вряд ли протестантизм в целом занимает лучшее положение, нежели католицизм, в вопросе оправдания. Особенно историческое движение пятидесятников подчеркивает опыт и в такой мере, что большинство членов церкви не могут различить видимую работу Божию по оправданию грешника и внутреннюю работу Духа в рождении свыше. К тому же пятидесятники подчиняют оправдание «высшему опыту» освящения, который, согласно их мнению, можно получить только через мгновенную работу благодати.

Особенно много спорных проблем приходится разрешать католическим пятидесятникам, из которых центральной является проблема оправдания. Для того, чтобы скрыть пропасть между взглядами их церквей и учением Библии в вопросе спасения, недостаточно даже экстатического лепетания. Это различие, на которое мы обратили внимание, вызвало натянутые отношения между классическими пятидесятниками и их коллегами — пятидесятниками нового движения с более экуменическим уклоном. В конце концов католические пятидесятники должны решить, что отвергнуть: или свою церковь, или свой опыт. Ибо в пророческом слове нет никаких указаний на то, что католицизм исправит свои ложные взгляды относительно сущности и постоянства закона Божьего и обязанности христиан соблюдать его; или взгляды относительно оправдания через дела, что составляет другое Евангелие. Мы также не можем ожидать, что классическое и новое движение пятидесятников подчинит опыт Слову Божьему, возвысит закон, откажется от ложных воззрений в вопросах обращения, крещения Духом, понятия о языках и освещении, а также исполнит пророческие определения Божьей церкви остатка, которые состоят в соблюдении заповедей Божиих и вере в Иисуса.

Должны ли мы удивляться, что божественное вдохновение изобразило картину падшего христианства?

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она наполнила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба и Бог воспомянул неправды ее».

Заканчивая рассмотрение экуменизма и движения пятидесятников в пророческой перспективе, мне кажется важным из приведенных выше текстов и из других положений, высказанных в этой главе, выделить восемь пунктов:

1. Последнее истинное возрождение осветит весь мир, просветив членов падшего христианства относительно их истинного духовного состояния.

2. Последователей Христа и Вавилона призывают не исправить эту систему, но выйти из нее.

3. Они указывают на остаток народа Божьего и веру в Иисуса. Это два признака для их определения, которыми пользуется Иоанн в качестве руководства. Очевидно, что если бы многие церкви были бы отождествлены, то эти признаки не проливали бы свет на этот вопрос, а только затмили бы его. Поэтому мы можем надеяться, что граница между соблюдающими и нарушающими заповеди будет резкой и отличительной. Она может быть сейчас не такой, но она будет такой! Относительно веры в Иисуса: в самом деле, знаком различия является такая вера в Слово Божие, что если придется стоять перед обманчивыми чудесами, подтверждающими ложные учения, и даже перед указом смерти, то последователи Христа ответят так же, как и Христос в пустыне искушения, говоря просто: «Написано».

4. Учение явится критическим пунктом спора между истиной и заблуждением при их столкновении, потому что падшая религиозная система изображена держащей золотую чашу, в которой ложные чудеса смешаны с ложными учениями, но Божий остаток характеризуется не чудесами, а верой и верности заповедям Божиим.

5. Движения, которые больше обращаются к опыту, нежели к воле Божией, вызывают сомнение, ибо это поддельный опыт, вводящий в заблуждение. Те, которые однажды скажут: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7:22-23), опираются на опыт, а не на послушание. Иисус говорит им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие». «Беззаконие» является точным переводом греческого слова «аномия».

6. К тем движениям, которые обращаются к государству за поддержкой их религиозных взглядов, требуя внести поправку в Конституцию, чтобы сделать волю Божию государственным законом, настаивают на соблюдении религиозных обрядов в школах и выдвигают закон о воскресном дне (или даже называют это субботним законом), нужно относиться с подозрением.

7. Многие искренние христиане сегодня рассеяны среди падшего христианства, ибо последняя пробудительная весть Божия призывает их выйти оттуда; посему не следует судить о преданности человека Христу по его принадлежности к религиозному течению. В харизматическом движении можно найти не только духовных энтузиастов, плененных эффективными зрелищами, но также и людей с честным сердцем, возмущающихся духовной апатией в их церквах, но которым кажется, что это движение предлагает больше жизненной силы, тепла, любви и, часто,- хитрый и привлекательный подлог для христианина вместо борьбы с собственным «Я» -мгновенное освящение, подтвержденное разговором на языках.

8. Истина, открытая нам в Слове Божьем, является нашим щитом против обмана. Бог сделает совершенной Свою любовь в тех, кто ищет истину и подчиняет свою жизнь истине. Благословение обещано тем, которые «читают и разумеют» пророчества Откровения Иисуса Христа, содержащие предостережения от заблуждения и его маскировок так, чтобы они могли создать интеллектуальную и духовную защиту против него.

Другая церковь в другие времена однажды ответила на стук в ее ворота. И один апостол, движимый даром Божиим (Еф. 4:11), данным им, чтобы они пришли «в единство веры и познания Сына Божьего» (Еф. 4:13), написал им такие слова в качестве совета: «Было время,- отмечает он,- когда они подчинялись плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф. 2:3). Затем они стали младенцами «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

В итоге, в хорошо известном совете, он пожелал им, как вооружиться против харизматических влияний, «действующих по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2):

«Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было Слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно» (Еф. 6:10-20).

Он говорил смело даже в смерти. Эти слова заверяют нас, как и церковь в Ефесе, что «нам нечего страшиться будущего, лишь бы мы не забыли пути, которыми вел нас Господь» (21).

Примечания и ссылки:

1. Henry F. Lytc. «Abide With Me», Church Hymnal, стр. 50.

2. Цит. в журнале «Christian Century», 10 авг. 19G6 г. , стр. 992.

3. Цит. в журнале «Time», 1 февраля 1971 года.

4. «Christmas Message». Декабрь 1958 г. «Our Sunday Visitor», 17 дек. 1961 г., стр. 3.

5. Пасторское письмо в «The Christian and The Community», 6 марта 1960 г., стр. 26.

6. «Liberty», т. 61, No1, январь-февраль 1966 г., стр. 20.

7. Перепечатано по разрешению из журнала «American Lutheran» (совр. «Lutheran Forum»), май 1965 г., стр. 10.

8. «Seeds of Unity Arc Found in Charismatic Renewal» National Catholic Reporter, 19 янв. 1973 г., стр. 8-9.

9. Случаи, описанные в этих параграфах, цитируются кардиналом Лео Джозефом Суенснсом (Leo Joseph Sucnens) как доказательство экуменического движения (см. п. 8).

10. Е. Уайт. -«Великая борьба», стр. 588.

11. Norman Vincent Peale. «Confident Living», 22 янв. 1961 г.

12. «Religious News Service», 25 anp. 1960 г., стр. 17.

13. «Time», 22 сснт. 1961 г., стр. 87.

14. «Christian Century», 21 июня 1967 г., стр. 803.

15 «The New Protestantism». «Time», 30 мая 1960 г., стр. 43.

16 Gustavc Wicgcl. «A Catholic Primer on the Ecumenical Movement». Цитировано no- «SDA Bible Students’ Source Book», статья 663, стр. 371

17. Harold Lindsell. «Tests for the Tongues Movement». Журнал «Christianity Today», 8 дек. 1972 г., стр. 12. 18 Е. Уайт. «Великая борьба», стр. 471. 19. Е. Уайт. «Евангелизм», стр. 597. 20 Е. Уайт. «Великая борьба», стр. 465. 21. Е. Уайт. «Свидетельства для проповедников», стр. 31

011 Хотя кардинал Лео Иозеф Суснснс описывает се как «совместную декларацию», один информационный источник со ссылкой на библиотеку католического университета описывает это соглашение как «взаимное признание, которое на одну или две дипломатических ступени ниже в экуменической лестнице».