Католические пятидесятники

В течение нескольких лет каждую неделю группа католических харизматов собирается в Калведском зале католического университета в Вашингтоне, округ Колумбия. После посещения недавно проходившей там сессии я поделился своими впечатлениями с одним священником.

«Если бы такие собрания проходили десять лет назад,- сказал я,- и мы с Папой римским посетили бы их, то один из нас, побледнев, перекрестился бы и вышел вон… но я не крещусь».

Среди других католических учебных заведений США этот университет занимает особое положение. Это папское учреждение, оно получает полномочия непосредственно от Святого престола и поэтому оно больше, чем другие, должно отражать политику и позицию Ватикана. Похоже, что Вашингтон — самое подходящее место для этого. Согласно заверениям одного автора, место, где находится столица США, когда-то называли Римом, реку, протекающую через него,- Тибром, а владельца этой территории называли папой (1).

До второго Ватиканского собора собрания в Калведском зале не считались подходящими для католического университета, но в настоящее время сотни таких собраний проводятся по всей Америке и несколько меньше, но их число постоянно увеличивается,- по всему миру.

Обратим внимание на одну из встреч в университете. При входе в Калведский зал бросается в глаза надпись: «Иисус во мне любит тебя!» Собранию предшествует месса, и когда начнут заходить ее участники, присоединимся и мы к этим

250 входящим. Здесь люди всех возрастов, белые и черные, священники и рядовые члены. Группа монахинь, которые в соответствии с устоями носят длинную черную или белую одежду, а также модную короткую. Некоторые девушки из колледжа ходят в широких брюках, а некоторые даже в шортах. Несколько участников держат в руках банки с пепси.

То, что будет происходить в течение последующих двух часов, ошеломило бы многих католиков и протестантов. Представьте себе тихое собрание пятидесятников, на котором много читают Библию в новых, современных переводах, спонтанно молятся, как лично, так и в группах. Некоторые говорят на языках, напоминающих песни на латинском языке, исполняемые в быстром темпе, видно море воздетых к небу рук, слышатся свидетельства и короткие проповеди, спонтанные речи о вере, смирении и крещении Духом, исповедание грехов, пение песен, сопровождаемое ритмичным хлопаньем в ладоши. Если вы знакомы с традиционным католическим служением, вы поймете, почему я мысленно ущипнул себя несколько раз и прошептал: «Я, наверно, пришел не по тому адресу!»

Собрание начались с того, что молодой служитель из мирян и девушка вышли и заняли места в середине круга. Она принесла гитару. Нас попросили поздороваться с сидящими рядом, и я ответил на сердечное приветствие Евангелины, приехавшей из Флориды на миссионерскую работу в этот город, и поприветствовал Диану «из высших кругов».

Гитаристка взяла аккорд, и мы запели: «Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня будет жить новой жизнью…»

Руководитель собрания, служитель из рядовых членов, встал. Нас познакомили с необходимой частью успешных харизматических сессий — речью, которая считается условием духовного опыта. Затем он сделал знак ожидать и тем приготовил необходимую для собрания атмосферу. Медленно поворачиваясь ко всем, сидящим в кругу, говорящий сообщил, что мы должны ожидать чудес. Важно вознести свои сердца ко Христу и ожидать с верой.

Потом он продолжил: «Сегодня вечером вы сможете увидеть и услышать странные вещи. Вы сможете услышать людей, молящихся и поющих Богу на незнакомых языках. Здесь проявится пророческий дар. Не бойтесь услышать Бога, того, что Он скажет нам. Будем вместе громко молиться, не смущайтесь. Господь будет говорить с нами. Не бойтесь тишины, Бог желает обратить наши сердца к Себе, дать нам понять, что Он любит и слышит нас… Мы поднимаем свои руки к небу в ожидании Его благословений».

«Отче, смири наши сердца… Приведи нас к смирению не раз в неделю, а ежедневно». Затем следует пение — современные лирические песни, как бы на народном празднике, а музыка напоминает средневековую монастырскую.

Мы вместе молимся вслух и теперь я слышу проявление языков, звучащих мелодично, подобно латинскому хоралу. Я удивлен таким заметным отличием этих языков от того, что я слышал на собраниях пятидесятников. В этот момент стихийно поднимаются люди, чтобы читать библейские стихи или свидетельствовать. Женщина средних лет выражает свою озабоченность по поводу загрязнения окружающей среды, следует молитва Творцу атмосферы и космоса. Двое встают и говорят о нуждах общества (протестантских пятидесятников часто обвиняют в отрешении от нужд общества). Женщина примерно 35 лет возражает: «Только изменение сердца может привести к преображению мира». Руководитель предлагает молиться краткими молитвами в виде одного предложения, и они начинают звучать повсюду. Молитвы о том, чтобы Бог исцелил болезни и дал дар веры, молитвы о том, чтобы Он сделал верующих лучшими свидетелями, и другие. Пожилой мужчина читает из пророка Исайи: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут не утомятся» (Ис. 40:31).

Мы снова поем: «Наполни долины и города новой песней…» Затем следует групповая молитва. Каждый тихо молится Богу о своих нуждах. Я смотрю на Диану «из высших кругов», ее голова склонена, руки воздеты как бы в детской молитве: сейчас она напоминает нищих на азиатских улицах. Я пытаюсь мысленно охарактеризовать молящихся: восприимчивость, ожидание, хвала.

Встает девушка с гитарой и читает: «Тогда приходит с ними на место, называемое Гефсимания…» Она вкратце описывает страдания Христа за грехи людей, Его желание подчинить Свою волю Отцу. «Да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу…» (Мф. 26:36).

Я смотрю на молодое лицо священника. Мне хочется узнать, на скольких таких собраниях священники слушают женщин, которые истолковывают Слово Божие?

Вскоре одна домохозяйка начинает свидетельствовать. Она говорит о ранах Христа, страдавшего за нас. Негритянка средних лет свидетельствует об исцелении от лишая: «Доктор нарисовал безнадежную картину. У меня были невыносимые головные боли, подвергалась опасности роговица глаза. Я отправилась домой и молилась с верой, чтобы Господь исцелил меня. Во вторник лишай сошел. Вся беда в том, что мы не верим тому, чему научились. Сегодня вечером здесь должны произойти исцеления»,- закончила она.

Около десяти часов произнесена первая пророческая весть: «Народ Мой, есть ли что-либо трудное для Меня? Просящие с верой, получат». Руководитель тоже произносит пророчество: «Дети Мои, Я желаю, чтобы вы полностью отдали свои сердца Мне».

Я удивлялся многим свидетельствам, приведенным в книге «Католические пятидесятники» (2), где подчеркивалась истина об оправдании через веру, и здесь я услышал то же самое. Я спросил себя мысленно: «Может ли быть эта церковь церковью моего деда и прадеда?» Неудивительно, что католические епископы «мистичны, осторожны и несколько печальны» (3). Мне вспоминается статья епископа Стефана Левсна из Сан-Ангеле, штат Техас. Она называется «Что я желаю движению католических пятидесятников?» Хотя епископ желает распространения этому движению, он объясняет, в каком направлении оно должно происходить — движение должно оставаться католическим.

«Иисус Христос приходит к нам как сын Марии. Никто не примет Его, если Он, когда придет к нам, пренебрежет Марией, никто не прославит Его, унижая ее. Сам Христос сказал: «На сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Никто не может полностью принять Иисуса, кто говорит Ему: «Нет, Иисус, та церковь, которую Ты воздвиг, стала негодной и пала…». В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус обещал нам дать есть Свою плоть и пить Свою кровь. Никто не может принять Христа и быть довольным хлебом и вином или сухарями и виноградным соком. Многие из движения католических пятидесятников полностью примут Иисуса в церкви, которую Он создал. Некоторые же не сделают этого. Кажется, даже некоторые священники преднамеренно склонны превратить католиков в протестантов во имя экуменического движения. Можно ли остановить их в этом движении?» (4).

Сразу после десяти часов собрание заканчивается. Нас приглашают на следующую встречу. В отдельной комнате проходят занятия по семинедельной молитвенной программе для получения Святого Духа. В этот момент я подумал о Папе и мне захотелось представить его реакцию на все это. Десять лет назад он перекрестился бы и вышел, но, действительно, очень многое изменилось за это время.

Католическое харизматическое движение началось в университетах Даквесена, Нотр-Дама, Южного Бенда, Мичигана, Айовы и др. Оно началось среди образованных людей — профессоров теологии, истории, аспирантов, которые претендовали на степени кандидатов наук, а также среди студентов

Каким же образом харизматический опыт входит в движение католических пятидесятников»? Приведем свидетельства трех человек, нашедших «новую» жизнь во время пробуждения в 1967 году.

Роджер Александер, студент Мичиганского университета, однажды направился в Нотр-Дам, надеясь принять участие в необыкновенных явлениях Как он сам рассказывает, случилось необыкновенное, когда его друзья стали молиться о нем: «В моих руках и ногах возникло странное физическое ощущение, которое постепенно распространилось по всему телу. Это было подобно электрическому току, мои внутренности вибрировали под кожей. Впервые в жизни я по-настоящему понял силу Божию. После этого я немного посидел, молясь и благодаря Бога за чудеса, показанные мне. Вдруг мои губы задрожали, и когда я преклонил колени, поток удивительных звуков стал изливаться через мои уста. Я не мог контролировать эти звуки, но меня наполнило огромное чувство счастья и мира, чего я никогда раньше не испытывал» (5).

Давид Менган, преподаватель математики и религии в колледже Св. Фомы в Бреддоке (штат Пенсильвания), будучи в феврале 1967 года студентом Нотр-Дамского университета, направился на встречу с друзьями из Даквесенского университета. В субботу 18 февраля, во второй половине дня, после участия в группах, где совместно изучали Библию и молились, он вошел в центр и встал перед алтарем: «Следущее, что я помню, это то, что я оказался бессильно распростертым на полу, плачущий, находящийся в таком экстазе, который больше никогда не испытывал. Я рыдал сильнее, чем когда-либо в жизни, но не пролил ни одной слезы. Вдруг Иисус представился таким реальным и близким, что я буквально почувствовал Его рядом с собой. Меня охватило такое чувство любви, которое я не могу описать».

Позже Давид вернулся в церковь молиться. Вскоре он снова оказался лежащим на полу, лицом вверх, с распростертыми руками. Он говорит, что в ту ночь не мог спокойно спать, но на утро чувствовал себя настолько отдохнувшим и бодрым, будто хорошо выспался. Он испытывал радость от непреодолимого чувства, что Бог любит его. В тот же день он принял участие в другом молитвенном собрании. «Тогда я был таким радостным, потому что Господь воистину заботится обо мне. Он знал, в чем я нуждался. Дал ли Он мне это? Он буквально повалил меня на пол» (6).

Джеймс Кавнер, занимающийся сейчас апостольской работой в Ньюмен-центре в Энн-Арборе, был крещен Духом, когда занимался на последнем курсе Нотр-Дамского университета. Как сверхъестественный опыт зависит от теологических понятий человека, мы увидим из его сообщения. Когда один из профессоров Даквесенского университета возложил на него свои руки, он не ожидал никаких внешних проявлений. Он верил, что крещение Духом получают только через веру, прося об этом Бога.

«Мгновение он стоял передо мной, а затем во имя Христа изгнал сатану. Как только он произнес эти слова, я понял, что диавол удалился. Я испытывал физическое потрясение и явственно ощутил запах горящей серы» (7). Джеймс считал, что Божия сила сломила угнетение сатаны. На него возложили руки и он почувствовал влечение к Священному Писанию, молитва для него стала радостью. Он помнит, как полчаса сидел в церкви, радостно смеясь от изобильной любви Божией.

Как католическая церковь относится к такому движению? «Авторитетные церковные лица боятся иметь дело с этим движением, которое не имеет реальных границ, которое нельзя заранее спланировать, запрограммировать или предвидеть его структуру». Так говорит католический теолог Килиан Мак-Доннел (8).

Реакция кажется несколько осмотрительной и печальной, как видно из заключительных слов отчета «Комитета по доктринам» Национальной конференции католических епископов, который представили на одном из собраний в Вашингтоне 14 ноября 1969 года:

«В этой области не следует мешать движению, а разрешить развиваться ему. Все же стоит соблюдать определенные меры предосторожности. Надлежащий надзор можно осуществить в том случае, если священники будут помнить о своих обязанностях — наблюдать за этим движением в церкви и руководить им. Мы должны быть начеку, чтобы избежать ошибок классического движения пятидесятников. Следует признать, что в нашем обществе существует традиция заменять религиозным опытом доктрину».

Отчет епископов отмечает несколько различий католических и протестантских пятидесятников. Эти различия подкреплены моими личными наблюдениями. Но несмотря на то, что епископы пытаются подчеркнуть исключительность католического пятидесятничества, все же между ним и первоначальным движением пятидесятников существует связь, подтверждаемая свидетельствами. Хотя вторжение харизматизма в католицизм можно датировать 1966-1967 годами, отдельные католики стали принимать участие в собраниях Международного общества бизнесменов, сторонников полного Евангелия, еще в 1962 году. Первые руководители католического движения пятидесятников получили крещение Духом на межрелигиозных собраниях, которые проходили по инициативе протестантских пятидесятников. Многие католики стали искать крещение Духом, прочитав книгу проповедника пятидесятников Дэвида Вилкерсона «Крест и кинжал». «Некоторые католики организуют пробудительные центры для молодежи под покровительством Ассамблеи Бога»,- сообщает Эдвард Э. Плаумэн (9).

Членом одной католической харизматической группы, поставившей себе цель ввести это движение в Коста-Рику и Перу, был президент евангельской организации пятидесятников в Западной Вирджинии (10). Опытный руководитель протестантских пятидесятников Дэвид ДюПлесси часто выступал как оратор на харизматических конференциях. «Национальный католический вестник» говорит о «признанных связях католического движения пятидесятников с неопятидесятниками» (11).

Несмотря на дружественные взаимоотношения католических и протестантских пятидесятников, между ними, как утверждают епископы, существуют различия: католические собрания проходят спокойно, молитвы менее напыщенны, песни и даже языки очень похожи на латинский. Католические собрания начинаются с мессы. Кажется парадоксальным, что католические пятидесятники больше подчеркивают Библию в ее широком смысле. Основываются ли эти различия на культурном уровне и в такой же мере на Священном Писании, трудно установить (12).

Нелегко разумно оценить харизматическое движение. Эмоции проникают не только в само движение, но даже и в обсуждение вопросов, связанных с ним. При оценке я не уклонюсь от общего мнения, намекая больше на эмоциональную, чем на интеллектуальную сторону во всех проявлениях — как католического, так и первоначального движения пятидесятников. Хотя мы подчеркнули эмоциональную сторону, я хотел бы, чтобы читатель сделал более беспристрастный вывод, не противоречащий сущности положения: харизматическое движение своим происхождением обязано Церквям, которым не удалось удержать своих людей!

Слишком долго живого Христа в Его живой церкви заменяли бесплодным вероучением и холодным формализмом! Слишком долго с помощью универсальных социально-политических средств не удавалось создать рай на земле! Люди вспомнили, что Христос не говорил: «Оставайтесь в Иерусалиме, пока не получите разрешение от церкви», но Он сказал: «Оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Он не говорил: «Вы получите силу Духа Святого, если вам ее даст церковь», но Он говорил: «Вы примете силу, когда на вас сойдет Дух Святой» (Деян. 1:8). Если церковь должна быть ускорителем реформации, она должна обратиться к своей первой любви и снова написать на своем знамени: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

Настоящий экуменический кризис происходит сегодня не между римскими католиками и протестантами, а между традиционными и экспериментальными формами церковной жизни. Если церковные руководители не признают этого в течение нескольких десятилетий, то в церкви произойдет раскол, подобный тому, который произошел в XVI веке» (13).

В каждой церкви есть «другие овцы» Христа, которых больше не удовлетворяет внешняя форма религии и которые скажут вместе с блудным сыном: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15:17). Каждый человек, исповедующий Христа, должен задать себе вопрос: «Сознаю ли я реальность Духа Святого в моей жизни?»

Я никогда не забуду беспокойные недели в начале своего служения, когда я пришел к выводу, что я лишен Духа Святого, что я становился за кафедру, больше полагаясь на свои силы, чем на слово Божие. И каким ужасным страданием наполнилась моя душа, когда я осознал ответственность за духовный рост своей церкви. Я никогда не забуду многих дней и ночей, проведенных в молитве и поисках, которые, наконец, освободили меня от замкнутого самоправедного исповедания и ввели в присутствие Божие. Пока однажды с моих уст полились — нет, не бессмысленные звуки,- но ясное свидетельство доверия и торжества: «Иисус -Господь моей жизни! Он принял меня!»

О, если бы я нашел Его раньше! Удивительно, но именно раннее знакомство с харизматическими явлениями, с одной стороны, и догматизмом, а также рационализмом, с другой, отвратили меня от церкви и Христа, но это уже тема следующей главы.

Примечания и ссылки:

1. Laurens J. Kenny. «America, Land of Destiny». Catholic Historical Review, октябрь 1926 г., стр. 42-43.

2. Kevin and Dorothy Ranaghan. «Catholic Pcntccostals».

3. Журнал «Commonweal», 8 ноября 1968 г., стр. 203.

4. Журнал «New Covenant», Энн-Арбор, Мичиган, ноябрь 1971 г., стр. 25.

5. Roger Alexander. «The Holy Spirit at Michigan State», Acts, Today’s News of the Holy Spirit’s Renewal, сентябрь-октябрь 1967 г., стр. 23.

6. «Католические пятидесятники» (см. п. 2), стр. 24-26.

7. Там же, стр. 63-65

8. «National Catholic Reporter», 12 июня 1968 г.

9. Edvard E. Plowman. «Christianity Today», 16 июля 1971 г., стр. 31.

10. Журнал «New Covenant», ноябрь 1971 г., стр. 1.

11. «National Catholic Reporter», 23 июня 1972 г., стр. 16.

12. Точку зрения католиков на отличия в служении классических и католических пятидесятников см. в: John. S. Phillipson. «Two pentccostals Experiences», журнал «America», 29 марта 1969 г., стр. 360.

13. Harvey Cox. «The Secular City», 1966 г., стр. 139.