Рассказ о двух церквах

Я еще могу представить ее: полная женщина лет 55, с седыми волосами и темными глазами, которые часто наполнялись слезами, когда она искала крещение Святым Духом. Это было недалеко от моего дома, в маленьком поселке лесозаготовителей, находящимся в западной части штата Орегон, где пятидесятники начали проводить пробудительные собрания. Она каждый вечер посещала эти собрания в надежде быть причисленной к святым «высшей лиги». Разница между тем, кто получил крещение Духом, от тех, кто еще не получил, влияла даже на общественное положение в нашем городе. Мерилом было: вы либо имели «его», то есть крещение Духом, либо нет. Языки, в своей наиболее непонятной форме, были доказательством этого крещения.

Ее звали миссис Касселс (все имена в этом повествовании изменены). Религия составляла смысл ее жизни, компенсируя неверующего мужа и женатых сыновей. Так как крещение Духом давало право войти вместе с отличившимися во внутренний круг учеников, то она с рыцарским упорством стремилась к чаше Святого Грааля (средневековая легенда о чаше, употребленной Иисусом во время тайной вечери. В эту чашу Иосиф из Аримафеи якобы собрал капли крови Христа. Обладание чашей, согласно этой легенде, наделяло особой силой). Наконец, по свидетельству Касселс, она получила крещение: это произошло однажды ночью, когда она молилась Богу о Его милости. На следующий вечер в церковь вместе с ней пришел ее муж и удивленным тоном рассказал, как в три часа ночи он нашел свою жену «в духе», играющую на пианино и «прославляющую Бога на языке ангелов». Начиная с того дня стало замечаться, что во время молитвенного служения, она вдруг падала на пол и в таком полубессознательном состоянии экстатически восклицала, в то время как духовой оркестр играл хвалебную музыку. Если служение было особенно вдохновляющим и эмоциональным (молящиеся не делали различия в этом), то к ней присоединялись и другие, хотя и не всегда падали на пол.

Однажды вечером две мои одноклассницы, девушки из семей пятидесятников, получили Дух и в продолжении двух часов танцевали между стульями с закрытыми глазами, с поднятыми трясущимися руками, однако ничего не задевая, и восклицали: «Слава! Аллилуйя!» и другие, но уже не поддающиеся расшифровке фразы.

Рассказывали о различных чудесах и исцелениях, например: однажды вечером над крышей церкви, как в Пятидесятницу, поднялись огненные языки и притом такие ослепительные, что пожарные из ближайшего города поспешили на помощь, будучи уверены, что церковь горит. Эту историю рассказывали во время одного призыва, когда двери были заперты и все «грешники» были вынуждены слушать, как евангелист описывал их падшее состояние. Этот проповедник не был таким красноречивым, как Ионафан Эдварде, но в тот вечер у меня возникло отталкивающее чувство и отвращение к песне «Прославьте Агнца, закланного за грешников».

Исцеления вызывали разочарования, я не видел, чтобы какой-то недоразвитый орган развился до нормы, или чтобы исчезли зримые опухоли (в то время говорили об исчезновении многих невидимых опухолей и рака), ни один слепой не прозрел, ни один глухой не стал слышать. Хотя высказанное мной кажется циничным, разрешите добавить, что я верю в Божию силу и желание исцелять, и даже верю, что некоторые, просящие перед алтарем этой маленькой церкви пятидесятников, исцелились. Моя осмотрительность по отношению к этим исцелениям возросла с течением времени, пока я изучал утверждения в журналах, касающиеся различных исцелений.

После того, как миссис Касселс получила крещение Духом, миссис Ньютон стала искать его с обновленной надеждой и, возможно, даже с отчаянием. Вспоминаю ее на очередном собрании, коленопреклоненную в молитве и в кругу молящихся друзей, которые возложили на ее голову руки, восклицая: «Воззри на нее, Господи! Аллилуйя!» Слезы свидетельствовали о ее сильном желании. Она молилась, но ее тихие слова не были слышны из-за сумасшедшего шума вокруг. Наконец, ее губы стали дрожать и слова превратились в непонятные фразы, сливаясь в неблагозвучные предложения. Смех и слезы смешались, когда она получила долгожданный «дар». Я, который не имел никакого крещения, ни водой, ни Духом, смотрел и удивлялся.

Одно время я стал посещать местную церковь, единственную в нашем городе. Руководитель скаутов (молодежная организация в церкви) убедительно и методично преподавал в воскресной школе. В его теологии не было «белых пятен». Заповеди, мерцавшие с каменных скрижалей, грозили проклятием. Душам предсказывались либо вечные блаженства, либо вечные муки. Относительно плотских слабостей находились убийственные стихи, которые напоминали о «костях мертвых» или обзывали «окрашенными гробами». Это было олицетворение догматизма. Богослужения в церкви казались бесцветными по сравнению с разнообразием пятидесятников. Служитель в твидовом костюме и с трубкой, примерно пенсионного возраста, редко проявлял эмоции или эрудицию. Я находил его умение проповедовать менее убедительным, чем его, например, умение продавать билеты на танцы. Казалось, что темы проповедей он брал чаще из газет, чем из «Деяний апостолов». Создавалось впечатление, что он и его окружение было уверено, что исцеления находятся только в ведении докторов, что языки служат для вразумительного разговора, а чудеса? Ах, уж эти чудеса!

Мои посещения приходской школы закончились тогда, когда я увидел этого служителя, играющего в спектакле «Убийство в полночь». Он и четыре местных жителя, одетых в костюмы, пригодные для канкана (вид танца), отбивали ногами чечетку под звуки пианино. Для меня это означало возвращение в церковь пятидесятников. Хотя и без этого мои посещения стали редкими.

Почему-то даже мне, наивному подростку, трудно было так «приблизиться» ко Христу, как этого требовали сторонники «полного Евангелия». Это Евангелие казалось мне извращенным, оно больше опиралось на чувства, чем на разум. С другой стороны, приходская церковь казалась бесплодной, будто некий духовный аптекарь приготовил для нее успокоительную микстуру, не дав общине выразить хоть немного благодарности. Я думал: неужели нет какой-нибудь середины? Нет ли чего-нибудь промежуточного, где могли бы уживаться вера и разум? Но я не нашел ничего подобного в нашем городе.

Однажды зимой в наш город приехал странствующий проповедник пробуждения, который сразу же завоевал мое доверие. О его семье в церкви пятидесятников было объявлено, как о музыкальной, и они действительно были самыми музыкальными людьми в городе после квартета парикмахеров, певшего год назад. По сравнению с шестью девочками этой семьи все другие девочки, которых я знал, казались мне «бледными Джейн». У всех были вьющиеся светлые или каштановые волосы, а их глаза сияли при исполнении их живых песен. Человек должен был быть сделанным из железа, чтобы не подойти к алтарю, где они играли и пели. В отличие от некоторых других, направляющихся туда, я был побуждаем чувствами и разумом. Я подошел поближе к алтарю, оставаясь стоять немного в стороне, как раз там, где вытягивались тромбоны двух старших девочек, и пытался сделать выбор между ними двумя, но они обе понравились мне в равной мере.

Наверно, это был Чарли Бэсс, чьи свидетельства окончательно оттолкнули меня от церкви пятидесятников и привели мои религиозные чувства к зимней спячке и духовному безразличию на несколько лет. Чарли был отцом двух мальчиков, которые учились в одной со мной школе. Пятидесятилетний мужчина с расхлябанной походкой, засунувший руки глубоко в карманы рабочего костюма и жующий табак. Таким он был. Я не могу вспомнить, когда он впервые поднялся во время служения свидетельств, извлек из кармана пакет жевательного табака и отдал его проповеднику, сказав: «Сегодня я одержал победу! Аллилуйя!» Я вспоминаю это повторяющимся много раз в одной и той же форме: «Сегодня я одержал победу! Слава Господу!» Собравшиеся выражали одобрение, а я размышлял над тем, действительно ли в этом случае была «сила крови Христа»? В конце концов я решил, что этой силы там не было, как не было ее у движения «Полное Евангелие».

Став взрослым, я не презирал Чарли. Я жалел его. Год за годом я отказывался, отказывался и опять отказывался от моих «пакетов» аппетита, самоуверенности и любви к миру. Вместе с Апостолом Павлом я поднимал в покаянии мои глаза к небу, говоря со слезами: «Что ненавижу, то делаю. Мое поведение смущает меня, ибо я нахожу, что делаю не то, что хочу, а что ненавижу… Часто я обнаруживаю, что имею желание делать добро, но не имею силы… Мое сознание искренне признает закон, но я все же поддаюсь совсем другим принципам, действующим во мне. Я в постоянном конфликте со своим сознанием. Это делает меня безвольным пленником закона греха и смерти… Это отчаянное положение, и кто на земле может освободить меня от «лохмотьев» моей греховной природы?» (Рим. 7:15-24, пер. Филипса).

Но я нашел ответ: «Благодарю Бога за то, что есть путь через Иисуса Христа, Господа нашего». Перед самым вознесением на небо Христос заверил Своих учеников: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете мне свидетелями…» (Деян. 1:8). В поисках золотой середины между верой и разумом, догматизмом и эмоциональностью мои опыты мальчика-подростка, полученные в церквах нашего города, послужили все-таки на пользу. Они помогли мне найти собственное мнение относительно харизматического служения. Они также удерживали меня от рационализма, который проявляется, как реакция при духовном неравновесии и от догматизма, как последствия сухого, безжизненного изложения проповедей. Ниже приведены два вывода, которые я сделал в течение последующих нескольких лет.

Учение и опыт нужно сохранять в равновесии. Полностью ориентируясь на учении, мы становимся холодными, требовательными догматиками, живущими больше по букве закона, чем по духу Евангелия. С другой стороны, полностью полагаясь на опыт, мы становимся энтузиастами, которые подчиняются дуновению каждого ветра эмоций, лояльными ко всякому духу, внушаемому громкими восклицаниями, забывая, что Святой Дух часто говорит в «веяньи тихого ветра»; всегда ищущими высшую высоту, все больше подчиняясь чувствам.

Одни напоминают бесов, которые «веруют и трепещут, будучи уверены в истине, но лишенными преобразующего опыта, другие своими крайностями напоминают жителей Ли-стры, которые имели опыт, но заблуждались относительно учения, и настолько воодушевились проповедью Павла и Варнавы, что хотели принести им жертвы, как богам. Как отмечает теолог Бернард Рамм: «Злые духи нуждаются в преобразующем опыте, а жители Листры — в систематических курсах по богословию. Ни у одной стороны не сочетаются должным образом учение и опыт» (1).

Исключительный признак нашего времени — склонность переходить от одной крайности к другой. Искажаются вечные истины, моральные кодексы постоянно меняются, случайность становится ключевой нотой человеческого опыта. Мы ищем абсолютного — «ты не должен». Подобно детям, какими мы еще остаемся, мы основываемся на надежности учения, закрываемся на засовы теории, горячо отстаивая закон и порядок. Или наоборот, столкнувшись с безличностью нашего компьютерного века, рационализмом нашей научной методологии и безжизненностью религиозных учреждений — мы ищем чувства.

Мы шагаем по асфальту формализма вероучений и находим, что такая дорога утомительна для наших ног. Мы желаем травы, аромата цветов и мягких тропинок детской веры. О, как хорошо быть снова свободным, снова петь, смеяться, снова чувствовать! Каким же путем идти? Мы ищем пути Божьего и часто бываем сбиты с толку противоречивыми дорожными указателями.

Теологические различия, смущение при виде множества вероучений, церкви, потерявшие дорогу, теологи, которые не могут найти ее. Какой же дорогой идти? И вдруг, среди этой путаницы, звучит приглашение войти прямо в сердце духовной действительности и, более того, быть принятыми Богом, что подтверждает разговор на языках! Долой учение и теорию! Долой множество вероучений! Входи брат, и говори на языках ангелов! Привлекательно, не правда ли? Не удивительно поэтому, что харизматическое движение оплетает духовной паутиной углы церковных систем.

Однако учение и опыт можно сохранить в равновесии. Хотя эмоциональные опыты могут быть сильными и непреодолимыми, они могут быть и опасно обманчивыми. И это приводит ко второму библейскому принципу, который я раскрыл для себя: физические феномены — неизвестные языки, чудеса, исцеления — не являются твердым признаком работы Божией!

Нам нужно обратиться к Нагорной проповеди, чтобы получить подтверждение. Христос изобразил трагическую картину разочарования и страха. Начиная с Мф. 7:13, Иисус говорит о двух путях, лежащих перед христианами. Первый — это тесные врата, ведущие в жизнь вечную, и второй — широкие врата и пространный путь, ведущий к погибели. Эти врата легко найти и многие идут именно ими. Христос предупреждает, чтобы мы береглись лжепророков в овечьей одежде, которые внутри суть волки лютые. Как же можно отличить истинного учителя от ложного? По чудесам, неизвестным языкам, на которых они говорят? Потому, как они изгоняют бесов и по добрым делам, которые они творят? Ни по одному из этих признаков! Но Иисус советует нам «по плодам их» узнавать их. Ясное свидетельство Иисуса Христа предостерегает нас, чтобы мы не оценивали людей или движения на основании харизматических проявлений. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:13-23).

Некоторые из этих вопросов требуют глубокого размышления. Лжеучителя действуют не вне церкви, а внутри нее, они — ложные религиозные учителя У них есть сила творить чудеса. Они искренне заблуждаются. Они приходят на суд ко Христу и отстаивают свое дело на основании того, что они делали во имя Его. Они исповедуют имя Христа, но не поступают по воле Божьей. Они аккуратно посещали собрание за собранием и вопияли: «Господи! Господи!», поднимая руки в молитве и исцеляя. Они повелевали бесам выйти во имя Иисуса. Они говорили на неизвестных языках. Происходили исцеления. Видимые обращения неверующих были результатом их проповедей, но Иисус отвергает их, потому что они не исполняли Его волю.

Особенно могут поражаться обманом два класса христиан К первому классу относятся те, кто больше не верит в злые действия павших ангелов и поэтому все сверхъестественное приписывает Богу. Ко второму классу относятся те, кто живет чудесами, кто за каждым кустом, горит он или нет, видит чудо. Такого рода христиане подвластны чувствам Они чувствуют, что они спасены, они чувствуют мир, они чувствуют на себе «руку Божию».

Таким людям почти невозможно говорить об учении, их опыт превосходит учение. Они говорят: «Личный опыт -лучше любых доказательств». Подвергнуть их опыт сомнению, представить его строгой критике Священного Писания,- это кажется им почти богохульством. Другие люди могут сомневаться, могут чувствовать нужду обратиться к Слову Божьему, чтобы получить руководство для исправления взглядов, но они знают одно: то, что они чувствуют, подобно потребляющим наркотики, они как будто перешли пределы реальности и совершенно перестали контролировать свой мыслительный процесс. Как правило, такие люди и не слушают, когда им аргументировано и основательно приводят свидетельство за свидетельством из Библии. Находясь словно в состоянии гипноза или наркотического опьянения, они на все твердят: «Я чувствую, я вижу, значит это — истина!»

На самом деле у них притуплены чувства. Они «околдованы волшебством», которым все народы введены в заблуждение (Откр. 18:23). Греческое слово для определения понятия «волшебство» — «фармакея». Оно само себя истолковывает. Оно говорит об увлечении наркотиками, об употреблении волшебного напитка! Доза духовного опиума извращает действительность! Наркотик посылает вас в путешествие, неведомое чувствам. В 17-й главе Откровения Иоанн рисует картину, где блудница, облеченная в пурпур (падшая церковь или христианство, отступившее от истины), держит в руке золотую чашу и предлагает людям пить из нее (Откр 17:4). «Пал, пал Вавилон! …сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу».

«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее!» (Откр. 18:4)

Какие торжественные и страшные слова! Как опасен дурман, которым злые духи затуманивают разум людей, пока, поддавшись чувствам, они отложили Слово Божие, чтобы следовать эмоциям и заблуждениям! Бернард Рамм пишет: «Спросите духовных энтузиастов из церкви пятидесятников или международного общества бизнесменов, сторонников полного Евангелия, или представителей католического харизматического движения об их мировоззрении, и они почти неизменно ответят: «У меня огромный опыт. Я нашел опыты, подобные описанным в Новом Завете. Поэтому мой опыт верен».

«Энтузиаст ошибается в двух пунктах. Первое: он не понимает главных противоречий. Если бы этот процесс происходил от опыта к истине, тогда я должен принять за истину все опыты, о которых заявляют люди, что они пережили их. Но эти опыты противоречивы. Я не могу пережить все опыты, в них существует огромная путаница, и если мы будем продвигаться от опыта к истине, то нам придется испытать всю полноту этой путаницы. Итак, аргумент, что нужно идти от опыта к истине, не освобождает меня, но парализует, потому что я не знаю, следовать ли мне за Макферсоном или за Джоунсом.

Второе: хотя эмоциональные опыты сильны и неотразимы, они опасны и обманчивы В глубинах опыта нет уверенности в истине. Многие люди, имевшие замечательные опыты, позднее обнаруживали, что их ужасно обманывали. Как только возникает вопрос об обмане, сразу отпадает аргумент «от опыта к истине» (2).

В Новом Завете для этой проблемы есть решение. «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Не от опыта к истине, но от истины к опыту. Истина делает человека свободным от нарушения воли Небесного Отца, свободными от греха. Апостол Павел хвалил римлян за то, что у них верное учение: «Благодарение Богу, что вы, бывшие прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:17)

Дух, Который крестит нас силой, назван Духом истины (Ин. 16:13), и Он послан наставлять нас на всякую истину Из этого следует, что признаком исполненности Духом является то, что ученик ежедневно разбирает Писание, точно ли это так (Деян. 17:11) Правильный и основательный христианский опыт определяется правильным истолкованием Писания и «это лучший опыт в христианской теологии. Христианин Нового Завета определяет форму, структуру христианского опыта, исходя из учения Нового Завета и затем пытается жить согласно этому. Таким образом, он продвигается от истины к опыту. Это не вызывает противоречий, потому что истина не может противоречить сама себе. В этом нет никакого обмана, потому что истина может вести только к реальности. Поэтому я лишь тогда нахожусь на безопасном пути, когда продвигаюсь от истины к опыту. И наоборот, я стою на неопределенном основании, когда продвигаюсь от опыта к истине» (3).

Мы не можем основываться на харизматическом опыте только из-за того, что оно феноменально или даже из-за его «добрых дел». Главный вопрос в том, соответствует ли это воле Бога. Не станем слишком быстро отвечать положительно, по причине того, что это движение, как бы в ответ на молитву Христа: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), переходит все барьеры между вероучениями, духовно объединяя их. Обратим внимание на то, что говорит Библия о ложном движении экуменизма, о ложном преодолении барьеров, построенных на основании истины. В приготовлении к Армагеддону «бесовские духи, творящие знамения», выйдут к царям всей вселенной (Откр. 16:14). Какова же их миссия? Содействовать процветанию этого ложного движения объединения церквей, которые «имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем» (Откр. 17:14). Имена замешанных в обмане этой ложной религиозно-политической системы не будут записаны в Книгу жизни (Откр. 17:8).

Апостол Павел предупреждал об антихристе, который воссядет в храме Божьем. Это «тот, которого пришествие по действию сатаны со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Почему же некоторые принимают этот обман? «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так, что будут верить лжи, да будут осуждены все неверовавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:10-12).

Чувства, физические феномены, харизматические проявления — все это не есть еще доказательства работы Бога!

Например, обратим внимание на опыт Роджера Александра, студента Мичиганского университета, который приехал в Нотр-Дамский университет принять участие в харизматическом собрании и оказался в таком духовном состоянии, которое описано в справочнике спиритов «Истинные медиумы».

«Как только они начали молиться обо мне, в моих членах возникло странное ощущение, которое постепенно распространилось по всему телу. Это было подобно электрическому току. Мои внутренности вибрировали под кожей». Теперь отрывок из справочника: «Впадая в состояние транса, ваше тело может судорожно подергиваться, будто по нему проходит гальванический ток. Нисхождение силы духа проявляется в особом вздрагивании, дрожании и вибрировании рук, что иногда распространяется по всему телу. .»

«Когда выходит дух, в руках ощущается покалывание, как от колючек или игл, иногда с головы до ног пронзает что-то, подобное электрическому току» (4).

Орэл Роберте так описывает свои ощущения, когда дух сходит на него: «Я почувствовал в правой руке физический контакт с Богом. Это было ощущение покалывания, подобное электрическому току… Я испытывал странное и замечательное чувство, будто электроток бежал через мою руку» (5)

Почти сто лет назад Е. Уайт писала предостережения адвентистам седьмого дня: «Агенты сатаны все еще утверждают, что они исцеляют болезни Они приписывают свою силу электричеству, магнетизму (гипнозу) или так называемым «симпатическим средствам». Воистину все эти средства лишь являются каналами для электрических токов сатаны. С помощью этого он околдовывает тела и души людей» (6).

Этим я не хочу сказать, что Роджер Александер и Орэл Роберте находятся под действием демонов, но лишь то, что на основании проявления физических феноменов и харизматических проявлений еще нельзя решить, кто действует через человека Существует испытующий вопрос: «Исполняет ли он волю Божию?»

Я часто с любовью размышляю о моих соседях, которые посещали церкви в моем родном городе. Во многом на них положительно отразились моральные принципы, которым учил наш руководитель группы. Я издалека наблюдал тихое исповедание супругов Белл, которые в течение нескольких лет не говорили на языках, но оба несли более убедительное свидетельство о Божьем присутствии, о плодах Духа. Физические проявления: выкрики, прыжки, экстатические восклицания могут быть поддельными, но радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, любовь- это может быть только искренним.

Я не знаю, получил ли когда-нибудь Чарли Бэсс «победу» над привычкой жевать табак, но он, и Бэлл, и мой руководитель скаутов, и миссис Касселс, и все остальные воодушевили меня к принятию определенных выводов, из которых важен следующий: существует относительно маленький выбор между догматизмом, который иссушает духовные растения, не имеющие пока корней, и эмоциональностью, которая за короткую весеннюю ночь побуждает ростки подняться только для того, чтобы они увяли из-за своего незрелого равновесия. Когда я сопоставляю догматизм и эмоциональность, я вспоминаю уроки церквей моего родного города и благодарю их за эти уроки.

Примечания и ссылки:

1. Бернард Рамм «Пусть Бог будет вашим компасом», журнал «His», июнь 1969 г , стр 6

2 Там же, стр 8

3 Там же

4 Vishita, Bhakta, Swami «Genuine Mediumship», Чикаго, 1941 г , стр 37

5 Oral Robertb «Life Story», стр 110

6 Е Уайт «Свидетельства для церкви», т 5 , стр 193