Библейский дар языков был…

Что представляет из себя библейский дар языков? Если задать этот вопрос нескольким людям, можно услышать противоречивые ответы, как от теологов, так и от простых христиан. Местные общины и целые вероисповедания разделились между собой из-за споров по этому вопросу. Некоторые христиане придерживаются мнения, что языки являются данной Богом возможностью говорить на иностранных языках. Другие верят, что это был дар экстатической речи. Есть и такие мнения, что такая речь была небесным языком или просто экстатической бессмыслицей. Вопрос еще более запутывается тем, что в день Пятидесятницы апостолы говорили на настоящих иностранных языках, но позже, в Коринфской церкви, уже на экстатических.

«Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает» (Иак. 3:5). Он имел в виду что-то другое, нежели глоссолалию (разговор «на языках»), как буквально можно перевести это выражение, но языки в Коринфе и в день Пятидесятницы производят сильный эффект, который через все века достигает и нашего времени.

Один уважаемый теолог и переводчик Библии в нашем веке нашел вопрос относительно языков в Коринфе столь запутанным, что изменил два стиха из 14-й главы 1 Кор., сказав при этом, что они не могут означать того, что, кажется, означают. По его мнению, они представляют собой описку Павла, или, что более вероятно, являются ошибкой переписчика (1).

Даже правительство США вовлечено в дело о языках. В июле 1964 года министерство здравоохранения, образования и благосостояния США сообщило, что оно выделило материальные средства на федеральное исследование этого феномена со специальным изучением его физиологических и лингвистических особенностей. Этими вопросами занялся Лютеранский медицинский центр в Бруклине, который назначил для исследования группу специалистов психологов, психиатра и лингвиста (2). Их заключение не является окончательным.

Мы могли бы оказать хорошее содействие как церкви, так и государству, установив, что представлял из себя библейский дар языков. Мне понятно, почему такие издания, как комментарии, не дают ответа на этот вопрос, но то, что вы читаете, не есть библейский комментарий. У меня нет никакой психологической необходимости показать свои способности в составлении представления о библейских языках. Адвентистские теологи и издатели убедительно пишут об истинах, касающихся субботнего дня, состояния мертвых и тайнах небесного святилища, но готова ли церковь дать убедительное определение и простое разъяснение по такому вопросу, как «библейский дар языков был…»

О языках можно сказать много. Начиная с обетования Иисуса Христа Своим ученикам о том, что после Его вознесения на небо они получат особое излитие Святого Духа, дабы они были Его свидетелями по всей земле (Лк. 24:46-49, Ин. 14:16, Деян. 1:4-8).

В день Пятидесятницы обещанному излитию сопутствовало удивительное явление — они получили силу говорить на иностранных языках, которых никогда не изучали. Павел включил дар языков в список даров Святого Духа. Он выражает любовь Бога, говоря: «Не хочу оставить вас в неведении о дарах духовных» (1 Кор. 12:1).

Этому событию в день Пятидесятницы можно дать определенное разъяснение. То были настоящие иностранные языки. Е. Уайт описывает это в книге «Деяния Апостолов».

«»В Иерусалиме же находились люди набожные из всякого народа под небесами». Во время рассеяния иудеев они были разбросаны по всем уголкам тогдашнего мира и в своем изгнании они научились многим языкам. И теперь, по случаю праздника, многие из них находились в Иерусалиме и, таким образом, там были собраны люди, владеющие всеми языками того времени.. Такое языковое разнообразие явилось бы величайшим препятствием в деле распространения Евангелия, поэтому Господь таким чудесным образом помог Своим ученикам в этом деле. Святой Дух сделал для них то, чего бы они не смогли достигнуть в течение многих лет. Теперь они могли распространять Благую весть повсюду, правильно изъясняясь на языке любого народа. Этот чудесный дар являлся для окружающего мира сильнейшим доказательством того, что их миссия носила на себе печать неба. Начиная с того времени, на каком бы языке не говорили апостолы, на родном или иностранном, их речь была правильной во всех отношениях. Люди, знающие языки, могли подтвердить, что ученики говорили в совершенстве на всех этих языках» (3).

Признавая, что Бог в Пятидесятницу наделил учеников способностью говорить на иностранных языках, мы можем полагать, что об этом же даре идет речь и в 10 главе Деяний. Там Петр говорит о том, что Бог принял и язычников, когда Корнилий и его дом получили такой же дар, как и апостолы в Иерусалиме.

В 19-й главе Деяний сообщается об опыте двенадцати мужей из Ефеса, которые крестились в Иоанново крещение (Деян. 19:3). Когда Павел принес им дополнительный свет относительно миссии Иисуса Христа и работы Святого Духа, они были крещены во имя Иисуса (ст. 5). Когда Павел возложил руки, «нисшел на них Дух Святой и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (ст. 6). Ничто ни в самих языках, ни в содержании речи не указывало на то, что эти языки отличаются от языков в день Пятидесятницы. «Этот дар дал им возможность говорить на языках других народов и пророчествовать. Таким образом, они были в состоянии работать миссионерами в Ефесе и его окрестностях, а также идти дальше, возвещая Евангелие в Малой Азии» (4)

Книга «Деяний Апостолов» дает точное доказательство о даре языков, который позволил принявшему его говорить на языках без предварительного их изучения с целью возвещения Евангелия. Такой дар требовался ранней церкви. Тогда не было ни христианских школ, ни семинарий для обучения миссионеров-лингвистов, но нужно было нести Слово Божие в Малую Азию и в другие страны.

Именно в Коринфе начинаются непонятные проблемы, и простые утверждения теряют свой смысл. Конечно, трудно придать определенный звук трубе, если, судя по партитуре, кажется, что представлены две разные песни вместо одной в двух тональностях В «Библейском комментарии АСД» в общих чертах даны две точки зрения, существующие в религиозном мире относительно языков в Коринфской церкви:

1. «Проявления языков следует описывать в терминах Пятидесятницы (Деян., 2 гл.). Под влиянием дара Святого Духа язык представлял собой иностранный язык, который легко мог понять чужестранец, говоривший на этом языке. Разговор на языках в Коринфе, когда его никто не понимал, не отвечал функции дара, и являлся злоупотреблением, за которое упрекал Павел».

2. «Это проявление отличалось от того, каким оно было в Пятидесятницу. Этот язык не был употребляем и никто не мог понять его, если на месте не было истолкователя, обладающего духовным даром понимания языков (1 Кор. 12:10). Функция языков состояла в том, чтобы укрепить веру у новообращенных (1 Кор. 14:22; Деян. 10:44-46, 11:15) и преподать личное духовное назидание (1 Кор. 14:4). Павел запрещал употребление этого дара на публичных собраниях, потому что он был предназначен для личного назидания (1 Кор., 14 гл.)». Другие взгляды соединяют элементы этих двух мнений (5).

Если бы вам пришлось разговаривать с защитниками первого мнения, вы нашли бы множество убедительных аргументов, которые исключили бы сомнения относительно их правоты. Но если бы вы стали разговаривать с защитниками второй позиции, то нашли бы множество аргументов, подтверждающих это мнение. Такое положение должно явиться поводом для более основательного изучения данной проблемы. Углубитесь в размышление, обеспечьте себе спокойную атмосферу в доме и приготовьтесь к разгадыванию кроссворда противоположных взглядов теологов. Рассмотрим десять аргументов, выдвигаемых теми, кто верит, что языки в 14-й главе 1 Кор. были иностранными языками.

1. Главным в понимании библейского дара языков являются принципы герменевтики (методы истолкования Писания). Прежде всего, мы не должны основывать практику или понимание только на одном отрывке из Библии, особенно тогда, когда этот отрывок не совсем ясен сам по себе. Во-вторых, неясное место нужно толковать в связи с другим понятным отрывком. Во второй главе Деяний дар языков ясно представлен, как божественный дар иностранных языков. Поэтому 14-ю гл. 1 Кор. следует истолковывать согласно книге Деяний, а не наоборот: книгу Деяний истолковывать Посланием к коринфянам. Далее в 14 главе этого Послания Павел, очевидно, рассматривает злоупотребления языками. Он обращается к проблеме местной общины, но не пишет руководство по применению языков или богословский трактат о них.

2. Книга Деяний написана примерно через шесть лет после Послания к коринфянам. Если бы дар Пятидесятницы отличался от дара в Коринфе, то мы могли бы ожидать, что автор сделает различие между этими двумя дарами. После полуторагодового пребывания в Коринфе Павел отправился в Ефес. Мы заключаем, что ефесяне получили дар иностранных языков. Так как он не различает эти два дара, можно предположить, что они одинаковы, Если бы эти языки были экстатическими восклицаниями, мы могли бы ожидать сообщения о спорах между говорящими на понятных и непонятных языках, о нападках иудеев на христиан за то, что принятием экстатической речи они принимают хорошо известный язык язычников.

3. В каждом стихе Нового Завета, где рассматривается вопрос о разговоре на языках (Мк. 16:17; Деян. 2:4; 10:46; 19:6; 1 Кор. 14:12-14), относительно языков используется греческое слово «глосса». Изучение применения этого слова в Новом Завете показывает, что кроме приведенных ссылок оно употребляется только: а) применительно к языку как органу речи (Мк. 7:33, 35; Лк. 1:64; 16:24; Деян. 2:46; Рим. 3:13; 14:11; Фил. 2:11; Иак. 1:26; 3:5-8; 1 Пет. 3:10; 1 Ин. 3:18; Откр. 16:10). Поэтому, очевидно, это слово означает то же самое, что «говорить языками»; б) оно употребляется применительно к понятному человеческому языку (Деян. 1:19; 2:3, 8, 11; 21:40; 22:2; 26:14, Откр. 5:9, 7:9). Более примечательно то, что в других древних греческих текстах, помимо Нового Завета, даже в тех, где упоминается языческие экстатические обычаи, нет ни одного известного случая употребления слова «глосса» в значении экстатических восклицаний или непонятного бормотания. Нужно признать, что на греческом языке слово «глосса» редко означает устарелое или иностранное слово, но оно, однако, не означает и экстатического разговора.

Как могло слово «глосса» означать экстатические восклицания или непонятную речь, если этот термин в таком значении не употреблялся в известных древних текстах? Павел в 1 Кор. 12-14 говорит о языках, употребляя термин «глосса». Это же делает его соратник Лука в Деяниях, когда описывает говорение «языками», как разговор на иностранных языках. Значит Павел, как и Лука, имеет в виду понятные иностранные языки. Это становится особенно очевидным, если учесть, как мы только что говорили, что в древних текстах для описания экстатической речи и восклицаний употребляются другие греческие слова. Их употребил бы и Павел, если бы он имел в виду непонятные языки, на которых говорили люди в состоянии транса. Итак, в Коринфской церкви, хотя не совсем правильно, но все же употреблялся такой же дар иностранных языков, какой получили ученики Христа в день Пятидесятницы

4. Скудные свидетельства отцов ранней церкви и, позднее, реформаторов говорят о языках в 14-й главе 1 Кор. как об обычных языках. Только с появлением теологов, которые не верили, что Бог может сотворить чудо — дать знание иностранных языков и в связи с возникновением современного харизматического движения некоторые исследователи стали выискивать в Библии подтверждения экстатической речи.

5. Бог действует через разум человека и награждает его возможностью разумного общения, поэтому внушать некую неразумную, непонятную речь было бы несовместимо с Его природой (Ис. 1:18; Рим. 12:1; 1 Пет. 1:13). Языки в день Пятидесятницы были понятными языками, данными для разумного употребления — для проповеди Евангелия.

6. В 14-й главе 1 Кор. показано, что этот дар был разумным, но неверно употреблялся. Во-первых, сказано, что человек, говорящий языками, назидает (наставляет) себя. Человек не может наставлять себя, не понимая того, что он сам хочет сказать своей речью. Поэтому говорящий должен понимать то, о чем он говорит, хотя его слушатели могут и не быть сведущими в этом. Во-вторых, Павел ссылается (ст. 21) на языки древней Ассирии и Вавилона (Ис. 28:11-12), поэтому ссылка на исторический факт подтверждает, что предмет, о котором идет речь — реальный язык. В третьих, стих 22 («Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих») показывает, что эти языки — настоящие языки, которые употреблялись для того, чтобы привести к истине неверующих. Павел предостерегает коринфян, чтобы они не пользовались этим даром в тех случаях, когда неверующие не владеют этим языком, чтобы у них не возникло мнение, что они «беснуются».

7. Если допустить, что в 14-й главе 1 Кор. говорится об экстатических языках, то возникает противоречие. Заверение Павла о том, что языки — знамение для неверующих, противоречило бы тому, что он говорил ранее. Переводчик Филипс использует здесь положительное и отрицательное и в примечании указывает на то, что он отступил от греческого оригинала Перевод, требующий изменения греческого текста, не должен поощряться христианами, которые чтут Библию

8. Историческая обстановка, окружавшая Коринф, показывает нам, что причина, по которой они говорили на иностранных языках, заключалась в гордости. Коринф был морским портом и важнейшим городом Греции во всем, кроме образования. Этот город наводняли гости из многих стран мира. На его улицах повсюду звучала иностранная речь и многие из его жителей, особенно из высших сословий, владели многими языками. Способность говорить на иностранном языке свидетельствовала об образованности и высоком общественном положении. Вероятно, коринфяне менее других чувствовали свою зависимость от многочисленных римских колонизаторов. Коринфские христиане в основном вышли из язычников и при этом из низших слоев населения. Их постоянное желание достичь более высокого положения, возможно, привело их к злоупотреблению духовным даром языков. Они стали употреблять его на собраниях вместо того, чтобы использовать среди тех, кому они должны были свидетельствовать.

9. Утверждение Павла, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7), исключает употребление этого дара лично для себя. Поскольку экстатический язык не может принести пользу другим, когда употребляется вне церкви, которой он принадлежит, то такой «дар» не может быть даром Святого Духа.

10. Даже случайный читатель поймет, что Павел дает наставление и делает замечание Коринфской церкви за неправильное употребление языков, но не описывает «новый дар» языков, отличающийся от дара в день Пятидесятницы. В соответствии с таким пониманием духовное состояние Коринфской церкви было следующим- верующие ссорились друг с другом, предавались распутству и ереси, были исполнены зависти и гордости, недостойно участвовали в Вечери. Пренебрегая приличием, они уподоблялись неразумным детям. Здесь Павел обращает внимание не на дар, данный Духом, а на факт употребления его. Дар языков, полученный в Пятидесятницу, употреблялся верно в проповеди Евангелия разным народам, но в Коринфе этот дар использовался неправильно — на богослужениях. В таком случае он содействовал скорее славе и выгоде самого говорящего, потому что этот язык мало кто понимал, или совсем никто не понимал и, следовательно, он никому на пользу не служил.

Убеждают ли вас приведенные выше аргументы в том, что «языки» из 14-й главы 1 Кор. были настоящими иностранными языками? В противном случае нет смысла читать дальше. Однажды я сидел в зале суда. Выслушав обвинителя, я удивился тому, как здравомыслящий человек мог сомневаться в вине подсудимого, но выслушав и защитника, я удивился еще больше тому, как вообще можно было привести на суд такого невинного человека. Если вы согласны с тем, что справедливость требует выслушивания обоих сторон, то прошу вас сделать это с открытым разумом (однако не настолько открытым, чтобы впечатление от доказательств затмило бы самого анализа этих доказательств).

Некоторым исследователям Библии кажется, что языки в Коринфской церкви не могли быть таким же даром, как и в день Пятидесятницы. И они тоже употребляют правила герменевтики.

Первый правильный шаг к пониманию 14-й главы 1 Кор. заключается во внимании к тому, что на самом деле говорил Павел. Нужно понимать каждое слово так, чтобы понять смысл, который был вложен в него самим автором. Нужно определять значение каждого заявления, связывая его с контекстом целой главы. В данном случае с главами 12 и 13, так как они предшествуют исследуемой нами главе. Нужно проследить за логическим развитием мысли Павла. Мы должны предоставить самому автору возможность толковать собственные тексты, прежде чем, решив, что это место непонятно в прямом смысле, обратиться к другим местам Священного Писания, которые могут яснее объяснить этот отрывок. Если мы предоставим говорить Павлу именно то, что он подразумевал, то сами должны удержаться от предварительных предположений о состоянии дел в Коринфской церкви. Все такие предположения ведут к тому, чтобы вычитывать невдохновенные мнения из вдохновенного Слова Божьего и этим осквернять и извращать его.

На самом деле ни одно заявление 14-й главы не относится более благосклонно к иностранным языкам, чем к экстатическим. Многие из них поддерживают обе точки зрения, но некоторые поддерживают именно вторую. Таких утверждений шесть:

1. Павел часто подчеркивает превосходство пророчества над даром языков (ст. 1-5, 23-25, 39). Проповедь Петра во время Пятидесятницы по содержанию была пророческой, а по форме — иноязычной. Иностранные языки во второй главе Деяний были необходимы первоначальной церкви для возвещения Евангелия. Если бы языки в 14-й главе 1 Кор. были бы такими же, то Павел бы не оценивал их ниже пророческого дара, помещая их даже за даром «всепоможения». Только в том случае, если эти языки различны, имеет смысл такая оценка даров Павлом.

2. В пользу экстатических языков говорит также и то, что постоянно повторяются настойчивые заявления: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» (ст. 2), или «назидает себя» (ст. 4), в то время, как «другой не назидается» (ст. 17), «пусть он лучше молчит в церкви, а говорит себе и Богу» (ст. 23). Если эти выражения отнести к дару иностранных языков, то возникает несколько вопросов. Каким образом человек, говорящий на незнакомом языке, может назидать себя? Кроме того, во 2-й главе Деяний дар иностранных языков употреблялся с целью распространения учения. Какую же евангельскую цель имел коринфский христианин, говорящий сам себе и Богу? Только в том случае, если эти языки были экстатическими, выражения, приведенные выше, можно понять в прямом смысле.

Если предположить, что Павел имел в виду разговаривание на иностранном языке с Богом для того, чтобы этот разговор никто не понял, то это значит выискивать в Писании то, чего в нем нет.

3. Повторяющиеся выражения, иллюстрации и ситуации подчеркивают тот факт, что никто не понимал говорящего на языках (ст. 2-12, 16-19, 23, 27-28). Ни одно из этих выражений не содержит слов Павла о том, что ситуация относительно понимания и непонимания языков в церкви могла измениться, если бы в нее попали иностранцы. Такие выражения Павла имеют смысл только в том случае, если коринфские языки были какими-то другими, а не иностранными.

4. Повторяющееся и подчеркиваемое различие между понятиями «пневма» (дух), «ноус» (разум), и между непонятной речью, происходящей от слова «исус» (ст. 3, 14-16). Павел ясно заявляет, что упоминаемый им разговор на языках происходит от понятия «пневма», а не «исус». Он отмечает, что во время разговора человек остается «без плода». В контексте нет никаких указаний на то, что Павел подразумевает нечто другое, кроме того, что он говорит.

5. Пример с музыкальными инструментами (ст. 7, 8) прямо указывает на язык духа, а не иностранный язык. В этих примерах невразумительность заключалась не в инструментах, а в самих слушателях. Если представленные языки были иностранными, то непонимание их зависело от воспринимающего, а не от издающего звуки. Но если языки представляют из себя языки духа, трудность заключалась в источнике звука, и тогда примеры полностью соответствуют ситуации, для иллюстрации которой они и были приведены.

6. Утверждение: «сколько различных слов в мире» (ст. 10, 11) — это ясная иллюстрация тех уроков, которые Павел выставляет в 12 стихе. Если языки в этой главе — действительно иностранные языки, почему тогда Павел иллюстрирует иностранные языки иностранными языками? Это было бы тавтологией (повторением одного и того же разными словами). С другой стороны иностранные языки можно было бы употреблять для иллюстрации экстатических языков.

Итак, подытожив все факты за и против, позвольте спросить, не содержат ли другие места Св. Писания дополнительный свет относительно этого вопроса? Единственное место, которое специально говорит о даре языков, находится во второй главе Деяний, где сообщается о проявлении этого дара в Пятидесятницу и отождествляется в этом случае с понятными иностранными языками. Можем ли мы заключить из этого, что проявлениями дара, о котором говорится в 14-й главе Послания к коринфянам, были также иностранные языки? Сравнение этих мест выявляет некоторые сходные черты:

а. В обоих случаях рассматривается подлинный, а не поддельный язык.

б. В обоих случаях используются одинаковые слова греческого языка для выражений «говорить» и «языки».

в. В обоих случаях указывается на языки, как на знамения для неверующих, которые убеждают их в действии Святого Духа. Это знамение, описанное в Деяниях, было действительным, а в Послании к коринфянам — недействительным.

г. В обоих случаях неверующие реагируют неодобрительно. В Деяниях несмотря на то, что понимают говорящих, а в Послании к коринфянам — потому что не понимают.

д. В обоих случаях упоминается обращение неверующих. Подлинное в Деяниях и предполагаемое -в Послании к коринфянам.

е. В обоих случаях упоминается как пророческий дар, так и дар языков.

Значительные сходства без существенных различий (см. Приложение Д) должны быть впечатляющими доказательствами того, что языки в Коринфе, как и языки в день Пятидесятницы, были реальными иностранными языками. Очевидно, здесь не приемлемо правило, что ясное место (Деян. 2) можно применять для истолковывания непонятного (1 Кор. 14). Есть два таких аргумента, которые говорят о нетождественности языков в 14-й главе 1 Кор. с иностранными языками: 1. Дар языков, каким его представляет Павел в 14-й главе 1 Кор., не является формой общения человека с человеком, но между Богом и человеком. Дар пророчества превосходит дар языков, ибо пророческая весть — основное средство для передачи Божественной воли, и существует реальная необходимость искренно желать его. В Деяниях оба дара представлены как один. В 14-й главе 1 Кор. их проявления независимы друг от друга. В Деяниях дар языков был пророческим, в 1 Кор. 14 — нет. Только в том случае если речь непонятна, она должна быть переведена на понятный язык. Разговор на понятном языке является первым шагом для передачи духовной истины от одного человека к другому, что назидает как слушающего, так и говорящего. Языки в 14-й главе 1 Кор. нельзя классифицировать как пророчество во 2-й главе Деяний.

2. Разговор на языках в 14-й главе 1 Кор. следовало предварительно истолковывать, чтобы это могло назидать слушающих, но языки во 2-й главе Деяний не нуждались ни в каком переводе. Слышавшие речь апостолов понимали ее и, поверив, крестились (Деян. 2:6-8). Явлением языков в Коринфской церкви можно было убедить присутствующих там неверующих людей только в том, что говорящие беснуются (1 Кор. 14:23) Они нуждались в объяснении для того чтобы получить пользу (ст. 2, 6-11, 17)002 .

Дар языков проявлялся в апостольской церкви при различных обстоятельствах, из которых не найти и двух совершенно одинаковых случаев, и служил разным целям. Не было никаких определенных стандартов к говорящим относительно их положения, связанного с крещением, относительно содержания речи, относительно прямой цели дара или относительно результатов. По этой причине необыкновенные явления в одном случае нельзя считать критерием и в других случаях. Языки в Деян. 2 не обязательно аналогичны языкам в 1 Кор. 14, сущность дара может меняться в зависимости от всех других изменений.

То, что понятие «говорение духом», как проявление языка, фактически завоевало существенное место наряду с иностранными языками, явствует из анализа 14-й главы 1 Кор. Как мы уже видели, множество утверждений Павла в этой главе нельзя объяснить или истолковать в прямом смысле, если учесть, что языки были реальными иностранными языками. Но это не так, если предположить, что коринфские языки представляли собой экстатическую речь. Ибо каждое утверждение можно принять именно таким, какое оно и есть. Кроме того, поскольку апостол не делает никакого различия между языками в Коринфе и даром в день Пятидесятницы, который он одобряет, разумно будет заключить, что эти два дара идентичны, то есть одинаковы. Форма дара на протяжении всей главы одинакова, независимо от того, идет ли речь о подлинном даре, который Павел одобрял, или о даре, проявлявшемся в Коринфе или других неизвестных ситуациях.

Следовательно, заблуждение в Коринфе заключалось в неправильном применении дара, который сам по себе был подлинным даром. Вопрос в 14-й главе 1 Кор. никогда не стоял: истинный дар или ложный; но был о правильном и неправильном употреблении этого дара. Павел не критикует коринфян за языки как таковые, а только за способ их применения, который практиковался у них. Павел поощряет индивидуальное употребление даров, но он порицает их публичное применение, за исключением того, когда языки переводятся, чтобы от этого назидались, как слушающие, так и говорящие.

Теологи, знающие харизматическую сторону дела, подводят итог, что языки в 14-й главе 1 Кор. состояли в восклицаниях, в которых отдельные верующие выражали свои глубокие чувства благодарности в молитвах и пении. Такие восклицания порождались в подсознании духом («пневма») или внутренним существом без участия разума («ноус») в членораздельных выражениях. В действительности они состояли в подсознательном громком размышлении о милосердии Божием, и Павел допускал, что это внутренний отклик говорящего под влиянием Духа Святого на его сердце. Эта проблема возникла в Коринфе тогда, когда личное благочестивое проявление проникло в общественные религиозные собрания и стало там господствующим фактором. Это было необходимо для говорящего и назидало его, но это не было понятным для слушателей и не назидало их, и не было даже знамением. Несмотря н.а все, языки являлись свидетельством опыта говорящего и если бы их истолковывали для пользы слушателей, придавая им второстепенную роль, у Павла не было бы возражений против их публичного употребления. Это разрешалось, но не порицалось.

Таковы два положения относительно языков, которые в основном взяты из 2-й главы Деяний и 14-й главы 1 Кор. Можно добавить соответствующие аргументы, подчеркнуть их и привести дополнительные точки зрения, но позиции упрямых сторон от этого не изменятся.

Разве нельзя ничего больше раскрыть относительно библейского дара языков? Останется ли незаконченным наше предложение: «Библейский дар языков был…» Если да, то не оставлены ли мы без критерия, чтобы установить, являются ли современные проявления языков библейским даром или нет? Так как новое движение пятидесятников стучится в ворота адвентистов и проникло, примерно, в 100 вероучений,- утверждая, что единственным доказательством крещения Духом Святым является дар языков и чудесные проявления, якобы подтверждающие действия и проявления сверхъестественной силы, то ответы, которые мы хотим дать, приобретают особое значение.

Первый вопрос: Каким был библейский дар языков? Я хотел бы дать на него простой ответ. Это был Божественный дар иностранных языков. Теология о языках становится более понятной, если предположить, что это были не два дара, а один. Если этим даром был иностранный язык, то за злоупотребление им было бы легче упрекать, что мы увидим в следующей главе.

Несмотря на факторы, которые предрасполагают меня к долгожданному ответу, стоит заметить, что в 14-й главе 1 Кор. есть много стихов, которые требуют слишком долгих объяснений, чтобы я остался довольным этим ответом. С другой стороны я озабочен и относительно экстатических языков, проявляющихся в наше время по причине, которую я дальше объясню.

Я не нашел, что лингвистический анализ 14 гл. особенно помог бы мне (некоторые, казалось бы, простые ответы, он делает еще более простыми). Мой друг, филолог, который, по его словам, в течение многих лет отстаивал позицию, что эту главу легче всего объяснить неправильным употреблением иностранных языков, затем, с присущей ученым внимательностью, провел лингвистический анализ и изменил свои взгляды. Теперь он отстаивает позицию, что эта глава лучше объяснима на основании экстатических языков. Эта позиция произвела бы на меня сильное впечатление, если бы у меня не было другого друга, также филолога греческого языка, который говорил мне, что в результате анализа, наоборот, поменял позицию: от «экстатической речи» к «неправильному употреблению иностранных языков».

Развивая свое воображение и, может, вопреки правилам разумного истолкования, я пытался поставить себя на место Павла и спросить, что я сказал бы, если бы в Коринфе была проблема с неправильным применением дара иностранных языков? Могу сказать, как я закончил бы 14 главу: «Коринфяне, этот дар дан не для того, чтобы удивлять других христиан дарованной вам эрудицией, но для возвещения Евангелия. Если вам дана способность говорить по-египетски, идите в Египет. Если вы можете говорить по-китайски, направляйтесь в Китай. Не допустите, чтобы умер хоть один человек в Китае, прежде чем вы отправитесь в путь». Но Павел говорит просто: «Не запрещайте говорить языками». Он делает это после того, как назвал этот дар самым маленьким из даров Святого Духа. «Если вы употребляете языки в церкви,- добавляет он,- поступайте так, чтобы вашу речь истолковывали».

Хотя Павел написал нечто «неудобовразумительное», как сетует Петр, в этом он не высказывает никакого нелогичного доказательства, поэтому ответ может быть только в том, чтобы коринфяне правильно употребляли дар — вне церкви, или же проблема у них состояла вовсе в другом. В любом случае у Павла есть совет, который говорит нам через все века. Если перед церковью стоит трудноразрешимая проблема, угрожающая единству, то нужно встретить ее превосходящей любовью!

Соглашаясь с тем, что мы не знаем точно, какими были языки в Коринфе, не говорим ли мы этим, что нас оставили без критерия, с помощью которого можно было бы установить истину? Совет Павла, данный коринфянам, считается теперь недействительным. Другие принципы Св Писания заставляют нас относиться с сомнением не только к современным проявлениям языков, но и ко всему харизматическому движению. Я верю, что сегодняшние языки выходят из загрязненных теологических источников. В заключении к этой книге вы найдете, что нет никакого библейского основания для утверждения, что языки — доказательство крещения Духом Святым, как тому учат классические пятидесятники. Также не библейским является теологическое мнение, которое приписывает благодати второстепенную работу. Само по себе движение пятидесятников — это история противодействия закону Божьему. Это движение ликовало, освободившись от Божественных запретов. Оно возвысило чувства над разумом и опыт над Библией. Кроме того, оно в большинстве случаев использует небиблейские методы для вызывания разговора на языках, которые в современном проявлении, как мы увидим позже, не являются ни языками людей, ни ангелов. Все вышеприведенное, даже без точного знания проблем в Коринфе, дает убедительный повод сомневаться как в необыкновенном проявлении современных «языков», так и в движении, которое их отстаивает.

Какова бы не была их проблема, Коринфская церковь была дорога Павлу, который основал ее во время второго миссионерского путешествия. 18 месяцев он трудился там, а затем покинул церковь, которую вскоре захлестнули моральные и духовные проблемы, ставшие известными ему (1 Кор. 1:11, 7:1, 16:17). Во время своего третьего путешествия он написал письмо из Ефеса, чтобы исправить положение.

Факт, что коринфяне запутались не только в вопросе о языках, но и вообще относительно духовных даров, явствует из совета Павла: «Не хочу оставить вас, братья в неведении о дарах духовных» (1 Кор. 12:1). С нежным участием к своим духовным детям Павел заявляет, что дары даны для созидания тела Христова. Он говорит о единстве тела и важности членов для всего тела и друг для друга. Затем следует глубокая глава о любви, которая приобретает еще большее значение, если ее читать в контексте с злоупотреблениями языков. Апостол превозносит любовь, деликатно указывает на необходимость духовной зрелости и выдвигает правила благопристойности и порядка при общественном богослужении.

Чтобы исправить ложные представления коринфян, Павел восхваляет ее дары, тесно связанные с естественными талантами, а языки, как одно из чудесных проявлений, помещает почти в конце списка даров: мудрость, знание, вера, исцеления, чудотворение, пророчество, различение духов, языки, истолкование языков (1 Кор. 12:8-10).

В стихах 28-30 он снова перечисляет дары и опять ставит языки в конец списка: апостолы, пророки, учителя, силы чудодейственные, исцеления, вспоможения, управление, языки, истолкование. Другие перечисления пополняют список даров до 16 или более.

Все ли в церкви надеются получить один дар? Этот вопрос особо важен в свете настойчивого утверждения пятидесятников, отмечающих, что все, крещенные Духом, будут говорить языками. Апостол Павел говорит: «Каждому дается проявление Духа на пользу (прочитав, не оставьте без внимания выражение «на пользу».- Авт.). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом, иному вера, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчества, иному дары исцеления, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7-11).

Апостол выводит заключение с такой точностью, словно предвидит заблуждения пятидесятников: «Все ли апостолы? все ли пророки? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи’?» (ст. 29-30). Вывод Павла очевиден: нет! «Ревнуйте о дарах больших (к которым не относятся языки), и я покажу вам путь еще превосходнейший» (ст. 31).

Поскольку не все получают одинаковые дары, но все дары необходимы в церкви, все члены должны делиться своими дарами, чтобы никто не презирал другого и не завидовал. Объясняющий Слово Божие не имеет причины гордиться перед говорящими на языках, если вообще можно говорить о гордости дарами от Господа. «Единство Церкви важнее проявления какого либо дара»,- подчеркивает апостол. Действительно, дары даны для созидания и укрепления Церкви (Еф. 4:11-14). Это обязаны знать члены, которые раскололи общины своими утверждениями, что крещенные Духом должны говорить на языках.

Апостол говорит нам, что каждый дар, каким бы он ни был хорошим, можно употреблять неправильно. Каждому учению можно придать значение, не соответствующее учению Евангелия. Второстепенные истины могут быть возведены до уровня принципиальных, и христиане, не согласные придавать особое значение таковым, могут быть отнесены к низшему классу верующих. Это произошло во многих вероисповеданиях в связи с вопросом о языках, по отношению к христианам, не нашедшим в этом даре не только подтверждения, что они являются орудием Божием, но и самого смысла его существования. Павел показывает, что взявшие имя «Сторонники полного Евангелия» исказили само Евангелие неуемным подчеркиванием некоторых даров. Павел упрекает коринфян за их гордость в вопросе о языках. Он видел, что духовное тщеславие уничтожало саму цель любого дара. Он спрашивает, являются ли языки действительным знаком глубокого религиозного опыта, каким его часто считают в наше время? Или же таким признаком является зрелая духовная жизнь, морально ответственная церковь. «Не будьте детьми умом» (1 Кор. 14:20),- говорит он. «Братья мои, не уподобляйтесь легковозбудимым детям, но употребляйте ваш разум» (пер. Филлипса). Какой упрек церкви, считавшей себя лучшей из-за наличия в ней духовных даров! Не харизматические дары, но истинное благочестие, жизнь, приносящая плод Духа,- вот тот факт, который является самым убедительным доказательством принадлежности к числу учеников Христа.

Павел подчеркивает, что есть нечто такое, что означает нечто большее, чем дар,- любовь. Возвращаясь к предыдущей теме своего послания (8:1), он говорит о «превосходнейшем пути». Ни Божьи дары, ни дела ради Христа, даже мученическая смерть ради Него не имеют цены без любви. Член церкви, говорящий на языках (малый дар — 1 Кор. 13:1-3), или пророчествующий (большой дар — Гал. 5:22), считается ничем без наличия любви. Апостол говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими. . Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (13:1-2). Ничто, совершенно ничто! Ничего не стою в теле Христа! Языки, пророчества, знания,- все эти дары прекратятся, а любовь никогда не прекратится. «Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать (1 Кор. 14:1). Так в одном предложении он суммирует свои размышления и дает совет относительно употребления языков.

Главная забота Павла в 14-й главе 1 Кор.- употребление языков в церкви. Он задает испытующий вопрос: является ли такое употребление полезным для церкви? Далее он поясняет, что ничто не должно нарушить принципов любви и единства в церкви. При понимании этих проблем становятся понятными многие проблемы, касающиеся языков во дни апостола и в наши дни. Следуя этим советам, можно разрешить проблему языков, будь то древних или современных Когда любовь управляет жизнью, когда единство тела Христова является важнейшей заботой, когда почитается авторитет Божий в церкви, тогда языки, как физический орган или дар, будь то иностранный язык или язык духа, будут укрощены

Какой же вывод можно сделать из 14-й главы 1 Кор.? Особый комитет по изучению харизматического движения (группа, сформированная в 1972 году из должностных лиц Генеральной Конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня) опубликовал в феврале 1973 года «обзор», в котором 24 адвентиста, исследователи Нового Завета и другие специалисты по харизматическому движению, выразили свое мнение. Большинство адвентистов согласны с этими выводами:

«1 Кор. 14:1-5. Те в церкви, кто сделал любовь своей целью, стали по другому оценивать духовные дары, особенно употребление дара языков в церкви. Эта переоценка основывалась на пользе для церкви, побудив их возвышать пророчество и поместить языки в их надлежащем месте. Хотя не отрицалось личное назидание, все-таки назидание церкви ставилось выше, как преобладающий принцип».

«1Кор. 14:6-12. Павел советовал, чтобы употребление языков или пророчеств на собрании служило назиданию церкви. На общих богослужениях любая такая речь не приносит пользу церкви, тем более, если она лишена всякого смысла Постарайтесь сделать все возможное для созидания церкви».

«1 Кор. 14:13-19. Общие богослужения имеют два измерения: по горизонтали и по вертикали, и поэтому мы встречаемся с другими для поклонения Богу Мы нуждаемся, чтобы ободрять и укреплять друг друга. А это специальная сторона богослужения пренебрегается говорящими на языках, которые сосредоточены на себе. На общих богослужениях назидание зависит от понимания. Вразумительная сторона публичного богослужения заключается в том, чтобы исключить все непонятное».

«1 Кор. 14:20-25. Теперь Павел призывает коринфян к зрелому размышлению какое значение имело пророчество для неверующих. Павел спрашивает: «Какое было бы впечатление, если бы все собравшиеся одновременно говорили на языках, и на такое собрание пришел бы неверующий?» Принцип гласит- если в церкви нет разумного общения, то не может быть ни одного обращенного, и это не послужит к созиданию церкви».

«1 Кор. 14:26-33. Руководство по применению даров Духа Святого суммировано в принципе назидания церкви. Если есть говорящие на языках, то разрешается говорить по очереди и не более троих, за этим должно следовать истолкование (перевод). Здесь в отчете есть примечание’ если не будет истолкователя, то молчи (ст. 28). Двум или трем пророчествующим разрешено говорить по очереди, а другие при этом должны хранить молчание и взвешивать сказанное. Ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира и порядка».

«1 Кор. 14:34-36. Женщины каким-то образом были замешаны в злоупотреблении языками. Этот текст по содержанию не должен подразумевать, что женщины не должны говорить в церкви. Это право за ними признает Павел в 5-м стихе 11-й главы».

«1 Кор. 14:37-38. Руководящие указания апостола Павла относительно употребления языков следовало признать такими же авторитетными, как и слова Христа»

«1 Кор. 14:39-40. «Итак, братья, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками, только все должно быть благопристойно и чинно». Здесь Павел к принципам о назидании церкви добавляет еще принцип, что все должно происходить благопристойно и чинно». Таким образом, апостол Павел представил советы относительно проблем языков в Коринфской церкви.

ИТОГ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ:

1. В Деяниях Апостолов языки (разговор на иностранных языках без предварительного их изучения) были средством возвещения Евангелия и знамением для неверующих, что Бог действительно действовал через Своих учеников. Это было средством созидания церкви.

2. В Деяниях Апостолов в большинстве повествований об излитии Духа Святого не содержится упоминаний о соответствующем проявлении — разговоре на языках.

3. В употреблении даров должна быть проявлена духовная зрелость, самоконтроль и самообладание.

4. Порядок и благопристойность должны господствовать при проявлении духовных даров.

5. Духовные дары должны укреплять единство церкви.

6. Духовные дары должны назидать церковь, но не только обладающего этими дарами.

7. У одного человека может быть и больше одного дара.

8. Многие люди могут иметь один и тот же дар.

9. Любовь превосходит все духовные дары.

10. Все должны желать духовных даров, особенно больших даров.

11. В церкви разговор на языках должен быть не только понятным, но и разумным по содержанию, посему подчеркивается не только ясность звучания слов, но и их смысл.

12. Разговор на языках находится под контролем говорящего.

13. Разговор на языках — это только один из многих даров.

14. Личный опыт, духовные дары и результаты этих даров должны быть испытаны посредством Слова Божьего.

15. Если кто-либо имеет истинный духовный дар, он будет в жизни проявлять также и плоды Духа, особенно же любовь.

Конечно, у нас еще остались вопросы, но когда вера является зрелой, требует ли она тогда ответы на все непонятное?

Примечания и ссылки:

1 J. В. Phillips «The New Testament in Modern English», стр. 373

2. «Religious News Service», 17 июля 1964 г , стр 13.

3. E. Г. Уайт, «Деяния Апостолов», стр. 39-40

4. Там же, стр. 283

5. Комментарии АСД, дополнительное примечание на 1 Кор. 14, стр 795.

6. Отчет, принятый членами Генеральной Конференции АСД, 14 февраля 1973 г

002 Некоторые говорят, что между толкованием и переводом существует разница, как на греческом, так и еврейском языках. Согласно их мнению, переводчик занят переводом с одного языка на другой, толкователь же просто объясняет смысл сказанного. При толковании он сообщает только смысл сказанного, а не переводит с одного языка на другой. К несчастью этой теории, лингвистическая разница между толкованием и переводом не абсолютная. Слова могут иметь оба значения. Если вы интересуетесь специальной терминологией, смотрите приложение «А».