Языки в церкви АСД

Он отказался сообщить моей секретарше, почему желает видеть меня. Но поскольку незнакомец мог внести некоторое разнообразие в мою жизнь, я попросил его войти

Он не выглядел опасным, как и сказала секретарша. У него были голубые глаза, жиденькие, выцветшие от солнца волосы и большой нос, выступающий над неровно улыбающимся ртом. На этом коммивояжере одной торговой компании был коричневый костюм, белая рубашка и неопределенного цвета галстук.

Мы обменялись несколькими общими фразами о бизнесе, погоде, после чего он повернул ход разговора на религиозные проблемы, начав с экуменизма и закончив языками. Он хотел знать, что я думаю о языках, и я уклончиво ответил, что они предназначены для разговора.

Но он имел ввиду нечто другое. Он уже шесть лет разговаривал на языках, получив этот «дар» на собрании пятидесятников в Индианаполисе, Он был все еще адвентистом и верил, что наступило время внести этот дар в Церковь адвентистов седьмого дня, тем более, что мы сами верим в непрерывность духовных даров.

Несколько минут мы провели за изучением некоторых стихов из Библии Когда Христос вознесся к Небесному Отцу, то Он «дал дары человекам» (Еф. 4:8). Дары были даны «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (ст 12). В своем Послании к коринфянам Павел благодарит Бога за то, что Его народ не имеет «недостатка ни в каком даровании, ожидая явление Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1.7).

После незнакомец спросил, верим ли мы в то, что Дух пророчества еще может проявиться в Церкви»? Он, как и я, хорошо знал ответ, находящийся в Деян. 2:17-18, где Лука повторяет слова Иоиля (2 гл., 28-32 ст.)- «И будет после того, излию Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего».

Адвентисты долгое время связывали Откр. 12:17 и Откр 19:10, показывая тем, что у остатка народа Божия, живущего перед Его возвращением на землю, будут два основных признака: это верность Божиим заповедям и Дух пророчества, который, как верят адвентисты, проявился через сестру Е. Уайт.

Опираясь на мой стол и пристально глядя на меня, мой посетитель повторил о своей обязанности внести дар языков в церковь Адвентистов Седьмого дня

Я ответил ему, что такие чувства испытывает не только он, но и многие другие, например, Международное Евангельское общество бизнесменов, сторонников полного Евангелия. И, к сожалению, он опоздал с этим. Дар языков — или нечто подобное — уже проявлялся в среде адвентистских верующих более чем сто лет назад, еще до того, как в начале XX века возникло движение пятидесятников. В течение некоторого времени свидетельство на языках имело некоторое влияние в среде ранних адвентистов, особенно в вопросе о том, когда начинать и когда заканчивать субботу. Рукоположение одного из пионеров адвентизма было подтверждено свидетельством на языках. Но, как и следовало ожидать, не всякий дар языков является подлинным. Адвентистам было необходимо обратиться к Слову Божьему, чтобы получить ответы. И эти найденные ответы очень хорошо поясняют, почему в церкви нет больше говорящих на языках

Услышав все это, мой гость ушел, все еще веря в то, что нашей Церкви чего-то недостает и что я согласен с этим выводом. Но есть такие явления и такие дары, без которых лучше было бы обойтись. Пусть опыт наших пионеров расскажет сам за себя.

Один из первых случаев разговора на языках произошел в 1848 году, когда верующие еще расходились в мнениях относительно времени начала и конца субботнего дня. В своем письме из Берлина, штат Коннектикут, написанном 2 июля 1848 года, муж Елены Уайт — Джеймс Уайт описывает, что произошло:

«Были некоторые расхождения во мнениях относительно времени начала субботы. Некоторые этим началом считали заход солнца, большинство же — шесть часов вечера. Неделю назад вопрос о субботе стал предметом нашей молитвы. Сошел Святой Дух и брат Чемберлен исполнился силы. В таком состоянии он восклицал на незнакомом языке. Последовавшее за этим истолкование было таким: «Дайте мне мел, дайте мел!» Я подумал, что если в доме не окажется мела, то я усомнюсь в правильности этого истолкования; но вскоре один брат принес большой кусок мела. Чемберлен взял этот кусок и сильным, размашистым движением нарисовал на полу фигуру, напоминающую циферблат. Она явилась как бы символом слов Христа: «Не двенадцать ли часов во дне?» Нарисованная фигура представляла собою день или, по-другому, вторую половину суток. В 12 часов, когда солнце находилось в зените, дневной свет совершил половину пути. Теперь остается еще шесть часов, и вы получите двенадцатичасовой день. В любое время года день оканчивается в шесть часов вечера. Поэтому суббота начинается в шесть вечера. Сатана пытается отвести нас от правильного времени, но будем стоять твердо за верное соблюдение субботы, открытое Богом нам и брату Бейтсу» (1).

Это воистину удивительный ранний опыт, в котором ложный язык или ложное истолкование подтвердили ложное время начала субботнего дня. Только спустя шесть лет, после дальнейшего изучения и молитв, праотцы адвентизма отошли от этого убеждения, которое подтверждалось кажущимся сверхъестественным вмешательством, и пришли к доказательству из Св. Писания, что суббота начинается с захода солнца (Лев. 23:32, Мк. 1:32). Не удивительно, что адвентисты всегда подчеркивали: испытание духов и разных опытов должно подчиняться истине!

Чемберлен связан также и с другим опытом с языками, происшедшем в 1847 или 1848 гг. На собрании в Северном Париже, штат Мэн, брат Ричард Ральф говорил на незнакомом языке. Чемберлен, истолковывая свидетельство, сказал, что оно относится к брату Д. Эндрюсу, призывает его приготовиться к Евангельскому служению. Свидетелями этого случая были сестры: С. Ховланд, Ф. Ховланд Лант, Р. Ховланд Винслоу и Н. Н. Лант. Все они присутствовали там и позднее поставили свои подписи под отчетом (2).

Ричард Ральф снова говорил на языках в 1849 году, когда в доме Харриса в Центрпорте, штат Нью-Йорк, адвентисты, соблюдающие субботу в конце недели проводили конференцию (3).

Некто С. X. Родее, проповедовавший адвентистскую весть до 1844 года, придя в уныние, оставил человеческое общество и три года жил отшельником. Все попытки ободрить его потерпели неудачу.

В начале ноября 1849 года Хирам Эдсон, который в двух предыдущих случаях не имел успеха в том, чтобы изменить настроение Родеса, решил предпринять еще одну попытку. Но пройдя 20 километров, он все-таки вернулся домой, будучи уверенным, что его путешествие преждевременно. Через 10 дней он рассказал о своем беспокойстве по поводу Родеса и попросил брата Ральфа отправиться вместе с ним для того, чтобы еще раз попытаться изменить жизнь Родеса. Сестра Уайт высказала Ральфу свое мнение о брате Эдсоне: его сочувствие и желание помочь брату чрезмерно обнадежили его в успехе. Она посоветовала ему удостовериться, что это призыв от Господа, или же он совершит еще одно бесплодное путешествие.

Вечером 18 ноября, в воскресенье, группа верующих собралась для специальной молитвы. X. Эдсон отметил следующее:

«Брат Ральф тайно просил Господа излить на нас Дух Святой, если Его воле угодно, чтобы мы пошли к брату Родесу. Дух был излит и Он пребывал среди нас. Когда я вопросил Бога, посылает ли Он Своего слугу отправиться так далеко вместе со мной к брату Родесу, у брата Ральфа в этот момент появился новый язык, неизвестный всем нам. Затем последовало толкование (очевидно, от самого Ральфа): «Да, идти с тобой». Тогда я понял, почему 10 дней назад Господь удержал меня от пути к брату Родесу. Он хотел, чтобы вместе со мной отправился и брат Ральф» (4)

В понедельник утром Е. Уайт получила видение. «Ангел указал на землю, где в кромешной тьме я увидела брата Родеса, но он все еще носил образ Иисуса. Я видела, что это была воля Божия, чтобы братья Эдсон и Ральф пошли к нему… Ангел показал мне ловушку сатаны, которая держала его. Я видела, что он думал, будто у него нет надежды и благодати, и, следовательно, нет смысла в попытке вернуться к активной деятельности. Я видела, что братья Эдсон и Ральф должны убедить его: есть еще надежда и благодать. Они должны вырвать его из этого состояния, и он должен присоединиться к пастве. Я видела, что ангелы будут сопровождать их в этом путешествии» (5).

Видение было замечательно не только по содержанию, но и по тому, что оно было противоположно раннему скептическому мнению сестры Уайт относительно посещения Родеса

Мужчины немедленно приступили к исполнению своей миссии и, как писал Эдсон, они были исполнены веры, что Бог взял в Свои руки дело брата Родеса и что Он будет идти вместе с ними.

«Найдя Родеса, они сказали ему, что пришли во имя Господа, чтобы он шел вместе с ними увидеть братьев и идти вместе к Царству Божьему Бог показал свою убедительную силу, а брат Ральф говорил на новом языке, истолковывая его в силе и проявлении Духа Святого» (6).

Посещение и сопутствующая этому «харизма» подействовали на Родеса. Он снова посвятил себя истине о субботе и преданно трудился вплоть до своей смерти в 1897 году, В отчете об этом опыте, пионер адвентизма Д. Н. Лофборо говорит: «Я никогда не слышал его (Ральфа) говорящим на языках. Я думаю, что были только два таких случая, когда через него проявлялся этот дар, и притом тогда, когда обсуждался какой-то критический вопрос» (7).

Господь еще раньше открыл Е. Уайт опасность, присущую опыту с языками. В 1850 году она писала: «Я видела, что такие проявления очень опасны из-за фальсификации… прежнее мнение и знание, влияет в некоторой мере на их проявление, поэтому к ним не может быть полного доверия…»

«Я видела, что мы должны постоянно стараться быть свободными от нездорового, ненужного возбуждения. Я видела огромную опасность в оставлении Слова Божьего… и доверии опыту… я предвидела опасность» (8).

Мы немного знаем о случае, происшедшем в 1851 году. Сестра Шимпер из Ист-Бетэла, штат Вермонт, сообщила, что «дар языков и торжественное проявление силы Божией» имели место при рукоположении Г. У. Морзе (9).

Д. Н Лофборо дает сведения и о других проявлениях языков в Вергиннисе, штат Мичиган, в 1853 году. «Высокая женщина во время проповеди о святости начала говорить, как она выразилась, на языках». Лофборо приводит ее речь: «Кенне кенно, кенне кенне, кенне кенние ..» и подобные сочетания в другом порядке (10).

В следующее воскресенье на собрании в Вергиннисе в соседнем школьном здании одна женщина, как сообщил Лофборо, держала «речь на тему святости». Она заявила, что говорит на индейском языке и что Господь приготовил ее к миссионерской работе среди племени хайленд-гарлик, имеющего резервацию около реки Фиет, вблизи Вергинниса.

«В то время, когда она говорила в школьном здании, вошел индеец, направлявшийся на охоту. Мальчики, сидевшие около двери, пригласили его войти, потому что женщина,

якобы, говорила на его языке. Он сел неподалеку от двери, опираясь ружьем о стену. Когда женщина увидела вошедшего индейца, она начала говорить: «Кение, кенне…» Индеец вытаращил глаза, вскочил, схватил свое ружье и выбежал с восклицаниями: «Очень плохой индейский! Очень плохой!» Мальчики спросили, что она сказала? Но он ответил, что она не говорит по-индейски.

Приемный сын женщины пригласил ее пойти к одному человеку, который переводил у индейцев, чтобы проверить ее язык. Она согласилась. Когда у переводчика она разразилась лепетом, тот сказал, что она ни одного слова не произнесла на языке индейцев. Тогда она преклонила колени и начала молиться на так называемом «индейском». Переводчик снова сказал, что она не произнесла ни одного слова по-индейски. Женщина возразила: «Я же говорю на индейском языке!» Но переводчик сказал: «Мадам, я перевожу у 17 племен, но вы не произнесли ни одного слова по-индейски». На этом, конечно, влияние этой женщины прекратилось» (11).

В этом же отчете Лофборо цитирует слова Е. Уайт, которая находилась в том городе:

«Эта высокая женщина, только что вошедшая и севшая около дверей, претендует на истинную святость. Она утверждает, что обладает даром языков. Слова, произнесенные ею — это бессмысленное бормотание. Она не говорит ни на одном языке. Если ее услышат все народности земли, ни одна из них не поймет, что она говорит…»

В 1863 году в Адвентистской церкви произошло последнее крупное столкновение с поддельными языками и другими подобными «дарами Духа». Это произошло в Портланде, штат Мэн. О случившемся можно составить впечатление из совета, данного сестрой Уайт Порт ланд ской общине. То, что описано в ее отчете, весьма сходно со многими харизматическими собраниями наших дней.

«Единственное средство исцеления для верующих на востоке — основательная дисциплина и организация. Некоторые из них сталкиваются с таким опытами, которые они называют дарами, данными Господом для Его Церкви. Они говорят на непонятном языке, который они называют незнакомым, но который остается незнакомым не только для человека, но и для всего неба. Такие дары сфабрикованы мужчинами и женщинами с помощью великого обманщика Фанатизм, ложное возбуждение, ложный разговор на языках и другие шумные проявления принимаются за дары, посланные Богом для Церкви. Многие поймались в эти сети. Плоды этой работы говорят сами за себя. «Узнавайте их по плодам их» (Мф. 7-16).

«Такие люди обычно много говорят о дарах и часто впадают в особенное возбуждение. Они поддаются порыву диких чувств, выкрикивают непонятные звуки, которые называют даром языков; и есть такие люди, которые обольщаются этими странными проявлениями. Этими людьми руководит особенный дух, который готов разорвать на части каждого, кто обличил бы их. Дух Божий не принимает участия в этой работе и не поддерживает ее Эти люди обладают другим духом» (12).

Е. Уайт выразила свое беспокойство по поводу разделяющего характера таких проявлений и влияний, произведенных на «неверующих».

«Некоторые радуются и гордятся тем, что имеют такие дары, каких другие не имеют. Пусть Господь избавит Свой народ от таких даров. Какую пользу приносят эти дары? Способствуют ли они единству веры? Могут ли они убедить неверующего человека в том, что Бог действительно с ними? Когда такие противоречивые люди с различными взглядами собираются вместе, доводят себя до определенной степени возбуждения, говорят на незнакомых языках, тогда неверующие люди вынуждены сказать только одно: «Эти люди не в своем уме, и мы убеждены, что здесь истины нет» (13).

Призыв Е. Уайт к «основательной дисциплине и организации» в обращении с такими людьми некоторые истолковали, как исключение из членства. О группе соблюдающих

субботу вблизи Таирова, штат Мичиган, «которые исповедуют обладание Святым Духом», но фактически находятся под влиянием нечистого духа, Джеймс Уайт писал: «Работа здесь находится в большой опасности из-за фанатизма, внесенного вышеуказанными людьми. Но если братья займут прямой курс и исключат всех держащихся ложного влияния и странных опытов, тогда нечистая закваска навсегда будет исторгнута» (14).

Другие, более поздние проявления языков, Бог, казалось бы, употребил для возвещения Своего Слова. Хотя они далеко не во всех отношениях соответствовали дару языков (см. приложение в конце). Принимая во внимание достоверность если не всех, то хотя бы некоторых сообщений, возникает убеждение, что люди не могут предписывать правила, по которым действует Дух Святой. Но нельзя также игнорировать критерии, которыми испытываются сверхъестественные харизматические явления

В июньском и июльском номерах журнала «Ревью энд Геральд» за 1972 год появилось описание данного Богом руководства, с помощью которого можно установить, является ли то или иное харизматическое явление от Бога (15). В трех передовых статьях редактор Кеннет Вуд представил информацию и некоторые руководящие правила относительно вопроса: «Как должны адвентисты седьмого дня относиться к движению новых пятидесятников?»

Вуд перечисляет десять руководящих правил, из которых первые пять свидетельствуют об обетованиях Иисуса Христа о Духе Святом, посланном Его последователям, о проявлении как подлинного, так и ложного духа, изливаемого перед Вторым пришествием, а также о чудесах и знамениях последних дней, которые имеют небожественное происхождение.

Вуд обеспокоен тем, что некоторые христиане называют фанатизмом истинное крещение Духом Святым. Он цитирует Е. Уайт: «Крещение Духом принесет с собой, как и во дни Пятидесятницы истинное религиозное пробуждение и совершит много удивительных дел. Небесное понимание поселится в нашей среде. Люди будут говорить под влиянием Святого Духа. Но когда Господь таким образом будет работать среди людей, то многие, заявляющие теперь, что они верят истине, будут так мало знать о действии Святого Духа, что будут кричать- «Остерегайтесь фанатизма'» (16).

Как же определить, от Бога Дух или нет? Вуд дает три признака:

1. Признает ли дух Иисуса Христа, пришедшего во плоти? (1 Ин. 4:2).

2 Правильно ли он относится к закону и откровению? (Ис. 8:20).

3. Приносит ли он добрые плоды?

Он подчеркивает, что Дух Божий дается послушным закону Божьему, а не тем, кто пренебрегает им, отвергая Божие мерило праведности. В подтверждение он приводит стих-«Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян 5:32.- курсив Вуда)

Обращая особое внимание на языки, Вуд утверждает, что существует подлинный и ложный дар Относительно подлинного дара он цитирует Деян. 2 1-13 Он пишет, что этот дар помог сломать языковой барьер в проповеди Евангелия Не высказывая мнения относительно 14-й главы 1 Кор , Вуд просто связал ложный дар с «бессмысленным лепетанием», которое проявилось среди адвентистов в Портланде, штат Мэн. Подобно всем другим дарам Духа, дар языков «дается по изволению Духа, а не по воле человека» Это один из многих даров, нисколько не более значительный, чем другие и дается он выборочно, не всем, как и другие дары» (см 1 Кор 12-28-31)

Вуд сопровождает свою оценку тремя краткими наблюдениями относительно языков:

1. Любовь — более великий дар, чем дар языков или пророчества (1 Кор 13.1-2)

2 Пророчество — весть для духовного увещевания, гораздо желательнее, чем разговор на языках (1 Кор 14:1-5, 9)

3. Во всем должен преобладать порядок (ст. 33, 40)

Хотя Вуд оставляет открытым вопрос, всегда ли подлинны иностранные языки, как в день Пятидесятницы, все же он использует комментарии Е. Уайт относительно «бессмысленного лепетания», видимо, указывая на то, что он не благоволит к экстатической речи, когда ее используют и не переводят (если бормотание вообще можно перевести) Также он не рекомендует применение экстатической речи при личной молитве Является ли такой взгляд типичным для большинства адвентистов?

Изучая адвентистскую литературу о харизматических сверхъестественных явлениях, можно заявить, что в церкви никогда не одобрялась экстатическая речь. Разговор на языках никогда не связывался с крещением Духа Святого, с водным крещением или обращением. Когда бы Е. Уайт ни писала одобрительно об глоссолалии, будь то в своем толковании Библии, истории адвентизма или в его эсхатологических проявлениях в последнее время,- она всегда подразумевала осмысленный иностранный язык, который предварительно не изучался говорящим. Только в таком виде этот дар помогал в деле возвещения Евангелия Иисуса Христа. Если она писала о глоссолалии неодобрительно, то подразумевала речь, не понятную не только слушающему, но и говорящему. Подобные языки, пишет она, «сфабрикованы мужчинами и женщинами с помощью великого обманщика» (17).

Изучавшие глоссолалию психиатры Мансел Паттисон и Роберт Кейси подтверждают мысль, что это человеческое произведение. В маленьких группах, добровольно согласившихся на это, они провели исследования, изучая их речь, как в нормальном, так и в глоссолалическом состоянии. Их вывод таков:

«Глоссолалия — это явление, которому люди обучены. Ее можно воспроизвести с помощью экспериментальных простых приемов Глоссолалии недостает семантической структуры, что отличает ее от подлинных языков» (18). Такой же вывод и у Уильяма Самарина и других лингвистов (19)

Паттисон сообщает, что некоторые глоссолалисты, которых он изучал, говорили ему, что «одним из приятнейших для них развлечений является занятие — создавать новые слова для их словаря» (20)

Джон Шерилл, автор книги «Они говорят на других языках», признает, что он «часто произносил бессмысленные слоги, пытаясь добиться плавности в молитвах на языках Но иногда легкая невынужденная плавность речи не приходит. Меня оставили послушать звучание моей собственной глупости. Мне стало ясно, что Дух Святой не имел отношения к этим звукам. Их нелепость наполнила меня страхом, и, вследствие этого, у меня создалось мнение, что Дух Святой не причастен к «языкам»» (21).

Даже такой защитник «языков», как Давид Уилкерсон, автор книги «Крест и кинжал», предостерегает от ложных языков, которых можно найти все больше, как он сообщает, среди движения Иисусова (22).

Почему люди создают языки? Психиатр Павел Моренц из Беркли, штат Калифорния, среди глоссолалистов крупных церквей нашел шесть преобладающих качеств.

1. Враждебность к авторитетам.

2. Желание возместить чувство неполноценности. 3 Желание освободиться от чувства одиночества

4. Желание превзойти других

5. Сильную предрасположенность подпадать под зависимость и внушение.

6. Желание обрести чувство уверенности (23)

Эти выводы оспаривались другими психиатрами и, кажется, нельзя прийти ни к какому точному заключению, кроме вывода, что нельзя сделать такого заключения. Теологи, как и ученые, разрешили своим предрассудкам извратить исследования (24).

С какими бы побуждениями ни отстаивался разговор на языках, он остается лишь «бессмысленным лепетанием» В какой бы упаковке его не представляли, он никогда не станет приемлемым даром для церкви адвентистов. С особенным недоверием нужно относиться к разговору на языках, если этот факт связывают с крещением Духом Святым. Как мы увидим в другой главе, языки и крещение обычно не сопутствуют друг другу.

Примечания и ссылки:

1. Д. Уайт, письмо от 2 июля 1848 г., Берлин, штат Коннектикут.

2. Документ 311, среди подшитых бумаг Е. Уайт.

3. Д. Лофборо, письмо к М. Керн, 26 сентября 1916 г., документ 311 среди подшитых бумаг Е. Уайт; A. L. White. «Tongues in Early S.D.A. History», журнал «Review and Herald», 5 марта 1973 г.

4. H. Edson. Журнал «Present Truth», декабрь 1849 г., стр. 35. 5 Там же.

6. Там же.

7. Письмо к М. Керн, 26 сентября 1916 г., документ 311, среди подшитых бумаг Е. Уайт.

8. Письмо в «Review and Herald», 19 августа 1851 г., стр. 15.

9. Рукопись И, 1850 г., цит. А. Уайтом. «Review…», 23 марта 1973 г

10. J. Loughborough, «Review and Herald», 10 июня 1884 г., стр. 378, 379

11. Там же.

12. Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», том 1, стр. 411-414

13. Там же, стр. 418, 419

14. J. White «Western Tour», «Review and Herald», 9 июня 1853 г., с. 12.

15. К. Wood «The Charismatic Movement», «Review and Herald», 22 июня 1972 г., стр. 2; «Testing the Spirits», 29 июня 1972 г., стр 2, «None Need Be Deceived», б июля 1972 г., стр. 2.

16. Е. Уайт. «Избранные вести», книга 2, стр. 57; «Служители Евангелия», стр 170, 171

17. Е. Уайт. «Свидетельства для Церкви», том 1, стр. 412.

18. Е. Manscil Pattison and Robert L. Casey. «Glossolalia- A Contemporary Mystical Experience». Журн. «International Psychiatry Clinics», том 5, No4, стр. 142.

19. См. главу 6

20. E. Mansell Pattison. «Behavioral Science Research on the Nature of Glossolalia», «Journ. of the American Scientific Affiliation», сент. 1968 r

21. J. Sherrill «They Speak With Other Tongues», 1964 г., стр. 127-128.

22. D. Wilkerson. «Jesus Person Maturity Manual», 1971 r.

23 E. Manscil Pattison and Robert L. Casey (см. пункт 18), стр. 139 24. См. к примеру: L. Gerlach and V. Hinc. «The Charismatic Revival», 1966 г., ненапечатанная газета Миннесотского университета.