Приложение к главе 6

Другие тексты, используемые против доктрины о Троице

Первое послание к Тимофею 2:5, 6

Первые шесть стихов 2-й главы Первого послания к Тимофею представляют нам одно из величайших свидетельств глобальности Божьих искупительных намерений. Обратите внимание на следующие хорошо знакомые фразы: «Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись (стихи 3, 4) и «человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (стихи 5,6). Однако некоторые используют стихи 5, 6 для того, чтобы отвергнуть идею о полноте Божественности Иисуса Христа: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5, 6).

Антитринитарии истолковывают этот отрывок так: раз в нем написано, что «един Бог», и Иисус назван «человеком Христом Иисусом», значит, Иисус не является Богом полностью, а представляет Собой только лишь человека-посредника. Но это вовсе не значит, что Павел отрицает Христа как Божественного «посредника». Просто в данном случае ему крайне важно подчеркнуть человеческий аспект, необходимый для эффективного «посредника между Богом и человеками». Пожалуйста, обратите особенное внимание, что в стихах 1, 2 и 8 апостол выдвигает на первый план необходимость «молитвы, прошения, моления… за всех человеков» (стих 1), чтобы «все люди спаслись» (стих 4). Поэтому нас не должно удивлять, что в рассуждениях о человеческой ходатайственной молитве за «всех человеков» была особенно подчеркнута посредническая функция Христа как человека.

Вспомните, пожалуйста, что в Послании к Евреям эта идея о Христе как о посреднике и ходатае (в качестве нашего небесного первосвященника) подчеркивает необходимость того, чтобы Он был и полностью человеком, и полностью Богом. В Евр. 2:14-18 автор подчеркивает человеческую природу Христа, а в Евр. 7:3, где о Христе (по аналогии с Мелхиседеком, который уподобляется «Сыну Божию») говорится, что Он «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни… пребывает священником навсегда», он выводит на передний план Божественность Иисуса.

В 1 Тим. 2 Павел, не исключая Божественности Христа, превозносит Его абсолютное тождество с теми, за кого Он ходатайствует перед Богом. Кто-то мудро заметил, что, «будучи Богом, Иисус может в полной мере представить Бога людям, а будучи человеком, Он может в полной мере представить человека пред Богом». Хэттон комментирует это следующим образом, говоря, что, «только будучи Богом, Иисус может полностью постичь требования, выдвигаемые Богом, и, только будучи человеком, может полностью постичь нужды людей». (77)

Первое послание к Коринфянам 15:24-28

В ожидании «Царства Бога и Отца» Павел описывает окончательную триумфальную деятельность Христа: «А затем конец, когда Он [Христос] предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его [Цитата из Пс. 8:7]. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».

Те, кто противостоит тринитарному учению о единстве Божественной природы Отца и Сына, цитируют этот отрывок в качестве доказательства того, что природа Сына подчинена природе Отца. Что мы можем возразить на это?

Прежде всего, очевидно то, что мы имеем дело с неким видом «функциональной» подчиненности Христа Отцу в «конце». Христос явно «покорится Покорившему… да будет Бог все во всем» (стих 28). Однако главный вопрос заключается в том, говорит ли этот отрывок о Божественности Христа как о зависимой или производной величине в сравнении ее с природой Отца? Но в этом отрывке речь идет совсем не об этом.

Ранее в этой главе мы отметили, что важно проводить различие между природой Христа и Его положением, или функцией, которую Он выполнял во время Своего воплощения. Вполне может быть, что Павел здесь говорит о вечном подчинении ролей в отношениях Отца и Сына. Подобная подчиненность Сына Отцу, вероятнее всего, обусловлена тем фактом, что человеческая природа Христа навсегда сохранится.

Почему Христос это делает, мы можем только догадываться. Вероятнее всего, причина кроется в том, что наш воплотившийся Господь Бог будет, таким образом, хранить единство с людьми, которых Он приобрел навеки ценой Своей пролитой крови. Христос всегда будет покоряться Отцу в том же отношении, в каком Он подчинялся Ему во время Своего пребывания на земле. Но это никоим образом не подразумевает, что Божественная природа Христа является низшей по сравнению с природой Отца.

Более того, эта не единственное изображение вечного правления Христа во взаимосвязи с правлением Отца. Откр. 22:1, 3 называет престол Бога «престолом Бога и Агнца». Хотя Павел, говоря о воскресении в 1 Кор. 15, изображает Христа («первенца из мертвых» [Кол. 1:18]) функционально подчиненным Отцу, в Откр. 22:1, 3 Отец и Сын представлены разделяющими один престол как равные соправители вечного царства.

Два отрывка, по сути, не противоречат друг другу. Просто в 1 Кор. 15 Павел пытается передать единство Христа с воскрешенными людьми, искупленными для царства, в то время как Иоанн хочет показать, что Отец и Сын празднуют полную победу в Новом Иерусалиме как соправители вечного царства. Таким образом, в то время как в 1 Кор. 15 мы видим функциональную подчиненность, Откр. 22 изображает совместное правление в вечном царстве.

Книга Откровение 3:14

В главном спорном выражении этого вступительного приветствия Лаодикийской церкви Христос назван «началом создания Божия». Ариане понимают термин «начало создания Божия» как означающий, что Христос был первым, или начальным, существом, сотворенным Богом Отцом. Хотя некоторые авторитетные переводы используют эти слова, греческое слово arche в действительности скорее означает «первопричина или источник», а не первое или «начальное» существо, сотворенное Богом. Неслучайно, что множество современных версий Библии переводят его как «правитель» (англ. «ruler», NFV) или «первопричина» (англ. «origin», NRSV).

Подобные современные переводы отражают достижения в области изучения языка Нового Завета в прошлом веке. Определенный прогресс в понимании вопроса среди богословов просматривается также в комментариях всеми уважаемого А. Т. Робертсона: «Начало создания Божьего (he arche tes ktiseos tou theou). He первое из существ, как заявили ариане… а изначальный источник творения, через который трудится Бог» (78). Говоря совсем ясно, это выражение превозносит Иисуса как первопричину творения или Того, от Кого берут начало все сотворенные существа. Он не является первым творением Бога.

Притчи 8:22

Вот что говорится в этом отрывке: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони». Ариане истолковывают этот стих в том смысле, что Иисус, представленный здесь в образе мудрости, был сотворен. Многие христианские комментаторы считают, что этот отрывок относится к Иисусу. Адвентисты седьмого дня разделяют это традиционное толкование. Однако действительно ли данный стих говорит о том, что Иисус был «сотворен»?

Хотя еврейское слово qana (переводимое как «имел») действительно может быть переведено глаголом «создал», более базовое и общепринятое значение его не «создать», а «предназначить» или «иметь» для специальной миссии благословения мира. Иными словами, Иисус Христос в лице «Премудрости Божией» (1 Кор. 1:24) был послан в наш мятежный и безрассудный мир с целью явить Божью мудрость и знание.

Более того, вполне очевидно, что мы не можем перевести слово qana в контексте Притч. 8 как «создал», иначе это исказит образ бесконечного Бога: «Если мудрость была в буквальном смысле сотворена, тогда выходит, что было время, когда Бог не имел мудрости. Очевидно, что автор не мог этого подразумевать… Абсурдно предполагать, что было время, когда у Бога не было мудрости…» (79). Довольно об этом!