Глава 16. Почему важна доктрина о Троице-2

Святой Дух и триединство Божества

Вступление

Несомненно, Святому Духу уделено меньше внимания в богословии и практическом христианстве, чем Отцу или Сыну. В то же время для Святого Духа характерно оставаться в тени. Его работа никогда не заключалась в том, чтобы привлекать внимание к Своей собственной Личности. Скорее, Он получает величайшее удовольствие, когда посредством Его служения превозносится Отец в Сыне. Именно поэтому мы называем Святого Духа небесным «Утешителем», или «Помощником».

Однако мог бы Святой Дух действенно совершать Свое служение, если бы был всего лишь неким сотворенным небесным каналом, а не могущественной третьей Личностью вечного Божества?

И, наконец, какое значение имеет для нашего понимания спасения и уверенности в Божьем правлении Вселенной идея о триединстве Божества? Сначала мы обратим свое внимание к Личности и деятельности Святого Духа.

Святой Дух как Божественный и Личностный Посредник в деле спасения

Тесно связаны с проблемой Божественной Личности и природы Христа вопросы о Божественности, Личности и деятельности Святого Духа. Согласно классическим тринитарным убеждениям, только существо, обладающее полнотой Божества, могло верно представить Отца и Сына роду человеческому. Более того, только Дух, обладающий полнотой Божества, мог обернуть работу Христа спасительной реальностью в сердце человека.

Полнота Божественности Духа

Библейский текст, настаивающий признать, что Дух Святой обладает полнотой Божественности, находится в 1 Кор. 2:7-12: «Но проповедуем премудрость Божию, тайную… которой никто из властей века сего не познал… Но, как написано: „не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».

Этот отрывок открыто заявляет о том, что мы можем познать Бога только через Духа Божьего, Который в настоящее время является Его официальным представителем на земле, откровением Его любви и спасающей силы. Таким образом, раз Святой Дух должен верно представлять и Бога Отца, и Бога Сына, Ему Самому надо обладать полнотой Божества. Другими словами, только существо, имеющее полноту Божества и вечной сущности Божественной любви, может должным образом передать эту любовь миру, лишенному, к несчастью, Божественного знания и обреченному на смерть.

Давайте попытаемся извлечь уроки из идеи о полноте Божественности Святого Духа:

1. Только Святой Дух мог донести до падшего человечества преобразующую и убеждающую силу великой любви Божьей. Только Тот, Кто извечно разделял жертвенную любовь Отца и Сына, может полностью передать эту любовь падшим человеческим существам.

2. Только Святой Дух, имеющий такую же широкую душу Бога, воспылавшего любовью к Своим заблудшим детям, может даровать Своим детям на земле «Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:15, 16).

3. Только Святой Дух, трудившийся вместе с Сыном при Творении, готов воссоздать души, уничтоженные разрушительными силами сатаны и греха (Рим. 8:10, 11). Обновляющая деятельность Духа тесно связана с духовными плодами. Таким образом, только Дух, Который трудится совместно со Христом — Лозой (Ин. 15:1-11), способен произвести в народе Божьем «начаток Духа» (Рим. 8:23).

Более того, вопрос о «плоде Духа» обретает большую ясность, когда становится очевидным то, что все остальные плоды (радость, мир, долготерпение, доброта и т. д.) являются проявлениями одного «плода» любви, объединяющего все остальные (см. Гал. 5:22-24).

4. Только Святой Дух, Который подкреплял Христа в тяжелые периоды Его жизни — в Гефсимании и на Голгофе, может помогать во всем и нам, когда мы проходим собственные долины смертной тени.

5. Только Дух, Который до конца знает сердце нашего великого Первосвященника и Ходатая, может должным образом оказывать нам поддержку и наделять благословениями, возможными благодаря постоянному заступничеству Христа за нас пред Отцом любви.

6. Только Святой Дух, вдохновляющий Иисуса в молитве, может помогать нам в наших слабостях. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26, 27).7. Только Тот, Кто ни на шаг не отступает от служения Христа на этой земле и в то же самое время способен быть повсюду одновременно (вездесущность Бога), мог передать всему миру искупительное присутствие Христа. Единственное существо, которому под силу совершить подобное, — это вечносущий и вездесущий Святой Дух.

Личностная природа Святого Духа

В 4-й главе мы подвели итог библейским свидетельствам в защиту полноты Божественной природы Святого Духа. Почему этот вопрос является таким важным? Действительно ли мы осознаем силу утверждения о том, что Дух Христов делает реальным для нас личное присутствие Христа?

Разве личное присутствие любимого не является определяющей силой любви? Может ли действительно существовать по-настоящему искупительная любовь, которая в конечном счете не выражается в личном присутствии? Разве мысль о том, что Святой Дух является своего рода небесным Интернетом, отзывается в вашей душе надеждой? Благодарность Богу за то, что Святой Дух есть Божественная Личность, вступающая в общение, а не некий информационный канал!

Я очень хорошо помню радость общения по электронной почте со своей невестой, когда мы временно были разлучены друг с другом. Но каким бы благословением ни были электронные средства связи, они, конечно, не могли заменить ее личного присутствия! Если бы вся надежда на любовь, которой я жил в те дни, сводилась к переписке по электронной почте или к телефонному разговору, я был • бы «несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Слава Богу, что Святой Дух являет Собой личное присутствие Небесного Жениха.

Многие из нас испытали на себе безупречное с профессиональной точки зрения, но лишенное человеческих эмоций медицинское обслуживание. Врачам подчас не хватает чуткости. Однако, когда Христос приходит утешить нас во всех наших болезнях и стрессах вследствие греха, Его чуткость изливается на нас в служении Святого Духа, представляющего Христа на земле.

Более того, когда Бог призывает нас к служению, благовестию и подвигам ради Него, именно сила и водительство Духа, являющегося Личностью, укрепляет нас и дарует нам мужество, видение и мудрость. Таким образом, Святой Дух, небесный Утешитель, может по-настоящему исцелить больную человеческую душу и сделать возможным наше служение в мире.

Нераздельность Божества и ее значимость с богословской точки зрения

Нераздельность Божества и единство Вселенной

Мир полон ужасающих примеров разногласий и глубоких расколов в отношениях между людьми. Мучительная отчужденность отдельных личностей, групп людей, религий и народов подрывает общественное устройство.

Более того, чувство интуитивного недоверия охватывает большую часть вселенной, когда встает вопрос о том, как Бог справится с проблемой греха. Что проясняет концепция о нераздельности Божества?

Триединый союз гарантирует объединение Вселенной

Если существует хоть какой-то шанс, что разногласия, нарушающие порядок нашего мира и вместе с тем гармонию Вселенной, будут устранены, это станет возможным только благодаря примиряющим усилиям Божества. Мы говорим об этом, потому что, согласно доктрине о Троице, абсолютное единство природы, характера и намерений Божества является единственным основанием для надежды, что разобщенность в сотворенном иным порядке может когда-либо быть устранена.Уэйн Грудем так говорит об этом: «Если бы не абсолютное множество и абсолютное единство Самого Бога, у нас не было бы основания полагать, что среди различных элементов Вселенной может существовать какое-либо первоначальное единство» (267).

Отчужденность, вызвавшая раскол в Божьей Вселенной, имеет своим источником страшный феномен греха. Имеет ли Божество заложенные в самой природе средства для устранения разрушений, вызванных грехом?

Смерть Христа несет в себе примирение

Мы полагаем, что ответ христианства на поставленный выше вопрос сосредоточен на искупительной смерти Христа. Может ли смерть Христа действительно обеспечить полное примирение? Мы убеждены, что может. Спорная сторона этого вопроса связана с Божьим судом над грехом, который Он осуществил через заместительную жертву, принесенную нашим Господом.

Многие христиане высказали глубокие опасения относительно всей концепции о заместительной жертве Христа для удовлетворения Божьей справедливости. Они доказывают, что подобная идея не только является сомнительной с моральной точки зрения, но что она делает Бога похожим на самовольного тирана, намеревающегося обрушить Свой гнев на едва согласную третью сторону. Где же истина в этом вопросе?

Чтобы представить объективно концепцию смерти Христа, понимаемой как принесение заместительной жертвы во исполнение Божьей справедливости, необходимо будет познакомить читателя с различными моделями, разработанными в христианстве для разъяснения значения креста. Итак, мы приглашаем читателя обратить пристальное внимание на следующие модели.

Теории искупления

Мыслители, глубоко размышлявшие над значением смерти Христа, предложили несколько классических теорий, или моделей, чтобы проиллюстрировать значение смерти Христа. Иными словами, подобные модели представляют собой попытку ответить на вопрос, зачем Христу нужно было умирать.

Хотя все эти теории оказались полезными для нашего понимания искупления, ни одна из них (и даже ни все они вместе) не может до конца проникнуть в таинственные глубины спасительного деяния жертвенной любви. В то же время эти модели действительно помогают нам лучше упорядочить свои мысли о значении смерти Христа.

Наиболее важные теории подразделяются на две основные категории — субъективную и объективную.

Субъективистские теории.

Термин «субъективный» указывает на человеческий отклик и связывает смерть Христа с демонстрацией различных аспектов Божьей спасающей любви, цель которой — произвести изменение в умах и сердцах восставших грешников.

Самой известной из субъективистских моделей является теория нравственного влияния. Она утверждает, что Христос умер, чтобы показать, на что готов пойти Бог ради Своей любви к грешнику. Бог любит нас настолько сильно, что отдал Сына Своего на смерть, чтобы выразить Свою любовь и разделить ужасную судьбу грешников. Мало кто не согласится с такой точкой зрения.

Однако недостаток этой теории не в том, что она утверждает, а в том, что она отрицает. Согласно этой теории, не было необходимости в смерти Христа для удовлетворения Божьей справедливости как предварительного условия Его дара прощения. Теория нравственного влияния поддерживает заявление о том, что Божья любовь свободно, или безвозмездно, прощает грех и что не было никакой необходимости удовлетворять прежде Божественную справедливость путем наказания за грех. Сторонники этой теории утверждают, что смерть Христа обусловлена желанием Бога показать Свою любовь, а не попыткой восстановить справедливость путем наказания за грех. Таким образом, они считают смерть Христа только лишь демонстрацией любви, а не подтверждением Божественной справедливости.

Другая известная субъективистская модель — это теория правления. Она также утверждает, что смерть Христа являет Божью любовь и что Христу не было необходимости умирать в качестве заместительной жертвы ради удовлетворения Божьего гнева или справедливости. Давайте четко определимся с этой теорией. Она не отрицает необходимости смерти Христа, а просто заявляет, что гнев Божий, оборотная сторона Его любви, не требовал смерти на кресте.

Далее, согласно этой теории, Бог открывает Свою любовь в Своем правосудии. Смерть же Христа утверждает, что Бог готов пострадать столько, сколько нужно, чтобы сохранить порядок управления Вселенной.

Более того, сторонники этой теории утверждают, что смерть Христа ясно показывает, что, если грешники упорствуют в грехе, они должны будут заплатить за последствия смертью. Таким образом, далекий от проявления любви, Бог предупреждает грешников о последствиях жизни во грехе и напоминает нам, что будет поддерживать справедливость в Своей Вселенной, которой Он руководит как правитель, наделенный моральными полномочиями.

Обе эти субъективистские модели сходятся в том, что смерть Христа была, во-первых, спасительной необходимостью, во-вторых, явной демонстрацией Божьей любви. Но затем обе теории переходят к важному моменту. Согласно этим моделям, Отцу не нужна была смерть Христа для удовлетворения Божьего личного чувства справедливости или отвращения ко греху. Таким образом, смерть Христа демонстрирует величие Божьей любви и предупреждает о смертоносности греха. Сторонники субъектавизма нашли свои доводы, объясняющие главный мотив смерти заместителя, жертва которого будет соответствовать сущности Божьей любящей справедливости.

Объективистские модели.

Эти концепции искупления объясняют смерть Христа таким образом, что Богу, по Своей любви, необходимо было совершить определенные действия и показать, что все, предусмотренное для спасения человечества, полностью согласуется со справедливостью и милосердием, характерными для любви Божьей. Так, эти теории требуют большего, чем просто демонстрации любви. Поборники этих концепций твердо заявляют, что любовь должна сначала полностью удовлетворить требования справедливости и лишь потом проявиться в даре милосердия грешникам.

Поэтому термин «объективный» указывает на то, что Божья любовь совершила для нас и независимо от нас, а не на те перемены, что происходят в нас, когда мы откликаемся на Его любовь. Фактически Богу пришлось явить Свою любовь в смерти Христа, сперва осудив грех. Только теперь, на основании Своего суда над грехом, Бог может даровать нам плоды Своей любви. Таким образом, Он обеспечил милосердное прощение наших грехов в согласии со Своим чувством справедливости. Иными словами, смерть Христа в действительности изменила человеческий статус перед Богом, а не только состояние наших мыслей или наше отношение к Нему.

Самая известная из объективистских теорий — так называемая теория удовлетворения (юридическая теория). Согласно ей, Божья любовь принесла Христа в жертву вместо грешников и Он понес их наказание за грех (вечную смерть). Став заместительной жертвой, Христос Своей смертью удовлетворил требования Божественной справедливости.

Теория удовлетворения не отрицает ни одного из положительных утверждений субъективизма. Она всего лишь не согласна с тем, что отрицают они. Эта теория ясноучит, что любовь Божья не могла явить себя в милосердии до тех пор, пока не были удовлетворены требования справедливости, присущие Его любви, посредством заместительной жертвы, принесенной в качестве платы за грех.

Теория удовлетворения имеет множество сторонников, хорошо известных нам. Среди них — Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Уэсли и Елена Уайт.

Оценка теорий

Читатель вправе спросить, как все эти теории искупления соотносятся с единством Божества. И как связано наше понимание смерти Христа с идей о полноте Его Божественности и Его равенстве с Отцом и Святым Духом?

Как уже было отмечено, все сторонники различных теорий подтверждают несомненную истинность моделей субъективизма. Все соглашаются, что Божественная любовь должна была быть явлена особым образом не кем иным, как Самим Богом. И как мы утверждали в предыдущей главе, только Христос, имеющий полноту Божества телесно, мог действенно явить совершенную природу Божьей любви отвернувшемуся миру.

Однако ключевым остается вопрос: необходимо ли было Христу умирать, чтобы удовлетворить требования Божьей справедливости? Было ли удовлетворение Божественной справедливости необходимым требованием Божьей любви, без выполнения которого Он не мог даровать грешникам Свое милостивое прощение?

Мы настаиваем на том, что неотделимая от Божьей любви справедливость должна была быть удовлетворена смертью Христа в качестве расплаты за грех.

Причиной споров является различное понимание Божьей любви. Мы утверждаем, что библейское понимание и понимание Елены Уайт относительно любви Божьей представляет собой идеальный баланс двух взаимодополняющих компонентов — справедливости и милосердия! Божья любовь являет себя в справедливости Божьего Закона и в Божьем гневе, направленном против греха, а не только в даре прощающего милосердия. Все соглашаются, что Бог явил Свою любовь в Своей готовности простить грешников. Но в прояснении нуждается и другой вопрос. Что мы имеем в виду, говоря о Божьем гневе? Есть ли в Божьей сущности любви место такому явлению, как «праведный гнев»?

Многих приводит в смущение слово «гнев». Оно рисует в воображении Бога в плохом настроении или исполненным решимости отомстить грешникам. Но подобные взгляды далеки от сути Божьей справедливости. Мы полагаем, что Божий гнев относится к тому аспекту Его любви, который касается ответной реакции на грех. То есть, когда Божья любовь сталкивается с тем, что противоречит справедливой сущности Бога, Его природа, естественно, не может вынести того, что противостоит глубинной сущности Его праведного характера!

В то же время Бог испытывает отвращение не к грешникам, а ко греху. Таким образом, именно когда Божья справедливая любовь сталкивается с грехом, в дело вступает Его милосердие. Божье милосердие заставляет Бога пойти на крайние меры, чтобы спасти тех, кто пребывает в оковах греха. И Он дарует это спасение благодаря жертве Христа, милосердно принесенной за наши грехи.

Таким образом, Его смерть даровала нам милосердие в полном согласии с Божественной справедливостью. Христос, наш Заместитель, угасил Божий праведный гнев, что дало Ему возможность быть одновременно «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). Поэтому в смерти Христа мы имеем не только демонстрацию Божьей справедливости, но и полное удовлетворение ее, что дает Богу возможность даровать полностью заслуженную Божественную милость.

Кто есть Заместитель?

Следующий вопрос, связанный с теорией удовлетворения, заключается в том, кто будет приемлемым кандидатом на должность искупающего заместителя? И здесь на сцену выходит идея о нераздельности Божественной природы Троицы.

Мы уже утверждали, что кто бы ни был этим заместителем, им не мог стать человек или какое-либо другое сотворенное существо. Только Тот, Кто имеет полноту Божества, мог одновременно являть Божью любовь и осуждать грех, ужасающий своими последствиями. Если мы утверждаем, что это могло быть какое-то сотворенное существо (арианский взгляд на Сына Божьего) или некое существо, обладавшее своего рода производной Божественностью (полуарианский взгляд на Сына Божьего), мы в таком случае приходим к нелепому заключению, что Бог зависит от другого существа в проявлении Своей любви и удовлетворении Своей справедливости. Подобная картина вызывает в воображении образ сотворенного существа, молящего Бога о милосердии, или Бога, сделавшего сотворенное существо жертвой его в угоду обостренному чувству справедливости. И, наконец, не противоречит ли справедливости сам поступок Бога, обрушившего Свой гнев на невинное третье лицо.

Однако если существо, приносимое в жертву, является полностью Богом и полностью человеком, как в случае с Иисусом Христом, тогда картина предстает в ином свете.

Смерть Богочеловека, Иисуса, представляет собой не просто смерть человеческого или внеземного существа, но также и смерть Бога! Как мы отметили ранее, смерть Христа имела смысл, если только Он был Богом. Это не значит, что Его Божественная сущность умерла в буквальном смысле слова, она просто присутствовала там в совершенном единении с Его человеческой природой. Его Божественная сущность согласилась отдать жизнь в жертву за грех. Божественная сущность Христа пережила «тысячу смертей» в смерти Его человеческой сущности! Жертвоприношение Авраамом Исаака представляет собой впечатляющий пример истины, которую мы пытаемся прояснить (см. Быт. 22). Бог допустил в жизни Авраама величайшее испытание, какое только можно представить. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт. 22:2).

Никто, кроме Бога, никогда не сможет до конца понять боль, терзавшую сердце великого патриарха! И когда Авраам полностью подчинился Богу в этом поразительном испытании, благодать Божья избавила его от реального принесения в жертву своего «единственного» сына. Но цель была достигнута — Авраам действительно принес в жертву своего сына и сам пережил не одну смерть во время этого испытания.

Это справедливо и в отношении Божественности Христа: Его Божественная сущность настолько сроднилась с Его человеческой природой, что всецело разделила душевные муки Христа в момент смерти. Поэтому мы можем безошибочно утверждать, что Бог умер за нас.

Божество претерпевает казнь

В то же время, когда мы говорим, что Бог умер, относится ли это только к Божественной сущности Сына? Конечно же, нет! Мы можем подтвердить, что благодаря Своему триединству Отец и Святой Дух также присутствовали со Христом и были едины с Ним в Его искупительной смерти. Именно об этой глубокой и проникновенной истине сказал апостол Павел: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою… потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:18, 19).

Итак, кто есть Заместитель? Был ли им просто человек Иисус Христос? Безусловно, нет! Включала ли в себя личность Заместителя человека Иисуса Христа? Несомненно! Было ли это все, что заключала в себе искупительная смерть? Конечно, нет! Человеческая природа Христа была настолько тесно связана с полнотой Его Божественной сущности, что мы можем искренне сказать: когда Он умер, все Божество было «во Христе» и пережило Его искупительную смерть.

Божественность Христа есть полнота Божественности всего триединого Божества. И это поразительно единое самопожертвование осудило грех таким образом, что спасение стало возможным абсолютно для всей человеческой расы.

Поэтому мы можем безошибочно сказать, что Бог, стремясь удовлетворить чувство справедливости, присущее Его природе, не обрушил Свой гнев на невинное третье лицо или какое-то существо, не желающее быть принесенным в жертву. Он удовлетворил требования справедливости во Христе, добровольно принеся в жертву Самого Себя. Есть ли хоть малейший оттенок несправедливости в подобной заместительной жертве? И не является ли подобная жертва вечным воплощением триединой любви? Это и есть сама любовь, созидающая и избавляющая жителей Вселенной.

Более того, замена касалась не нравственной природы, но исполнения законных требований, отражающих Божью собственную сущность любви. И снова мы утверждаем, что Божья любовь включает в себя проистекающую из нее потребность и в справедливости, и в милосердии. И если отвергнуть какую-то одну составляющую, вторая потеряет значение, превращая Божью любовь в некое расплывчатое милосердие или несдержанный гнев.

И Елена Уайт, и Джон Стотт ярко выразили эту истину: «Через Иисуса милосердие Божье было явлено людям, но милосердие не подменяет собой справедливости. В Законе открывается сущность Бога, и ни одна йота и ни одна черта его не может быть изменена, чтобы оправдать падшего человека. Бог не изменил Своего Закона, но Он пожертвовал Собой во Христе ради искупления человека» (268).

«Чтобы спасти нас, не нарушив Своих принципов, Бог во Христе заменил нас Собой. Божественная любовь восторжествовала над Божественным гневом благодаря Божественному самопожертвованию» (269).

Великая истина о Святой Троице и искупительная смерть Христа красноречиво говорят о том, что Бог в Сыне Своем понес наказание за грех как наш заместитель и обеспечил тем самым достаточное основание для полного примирения со всей человеческой семьей. И если Бог способен преодолеть отчуждение человечества вследствие грехопадения, Он определенно способен устранить и большие разногласия во Вселенной.

Суд и оправдание Бога

Одной из самых трудных философских проблем, с которой бьются все религии, является проблема зла. Многие люди сами для себя пытаются решить эту сложную задачу. Основная дилемма заключается в том, как добрый Бог, называющий Себя любящим Творцом, может допускать столько зла, страданий и несправедливости, которые отравляют счастье и радость жителей земли.

И снова мы утверждаем, что доктрина о Троице вносит существенный вклад в решение этого вопроса.

Христианский ответ на проблему существования зла и страданий состоит в том, что причиной зла и страданий, поражающих мир, является грех. В то же время, согласно христианскому пониманию греха и зла, нынешние страдания — далеко не вся история. Христиане действительно верят в то, что придет день, когда зло будет искоренено и недостатки исправлены. Но кто совершит это?

Именно в этом вопросе доктрина о Троице открывает нам глубокую истину. Решение проблемы зла осуществлялось и будет продолжать осуществляться не кем иным, как Самим Богом через Личность и деятельность Его Сына. Он Сам вступил в борьбу со страданиями и злом. Но каким образом? Чтобы смыть позор, которым зло запятнало творение, Бог послал Своего Сына. Ни одно из сотворенных существ не могло предложить столь совершенного решения проблемы — только Бог во Христе.

Другими словами, Бог не отправил ни ангела Гавриила, ни простого человека, ни другого небожителя. Но Он послал Сына Своего, Который стал ключевой фигурой в борьбе со злом. Таким образом, Бог не переложил решение проблемы на плечи ограниченного существа (обыкновенного или сверхъестественного), но в Божественной Личности Своего Сына принял всю ответственность на Себя.

Доктрина о Троице и тема Великой борьбы

Мы твердо заявляем о том, что деятельность Бога Сына в контексте Великой борьбы предоставляет единственное удовлетворительное объяснение существования зла и гарантию его абсолютного искоренения во Вселенной.

Грех ворвался в небо с загадочным и непостижимым восстанием Люцифера. Бог долго терпел Люцифера, но в конце концов вынужден был изгнать его из небесных чертогов.

Многие задавались вопросом, почему Бог не уничтожил сразу Люцифера и ангелов, которые присоединились к его восстанию. Идея Великой борьбы заключается в том, что Бог избрал долгий путь спасения, а не быстрое устранение проблемы. Он знал, что непавшие небожители и другие жители Вселенной не до конца понимают все последствия восстания сатаны. Если бы Он сразу уничтожил сатану, эти существа служили бы Ему скорее из страха, чем из разумной, просвещенной любви.

Но чрезвычайное положение, возникшее из-за греха, не застало Святую Троицу врасплох. Совместно был разработан план, согласно которому Бог должен был послать Своего собственного Сына в наш мир, чтобы встретиться с сатаной в смертельной схватке. Через Свою жизнь, учение и особенно через Свою смерть Христос искупил грех, поразил сатану и разоблачил его сущность лжеца и убийцы, коим сатана и является в действительности. Хотя сатана потерпел полное поражение, пытаясь искусить Христа и снискать поддержку непавших существ, остальные вопросы все еще требовали разъяснения. К ним относятся освобождение от греха и спасение раскаявшихся грешников. Эти вопросы могли быть решены только в процессе суда.

А кто является основной фигурой этого оправдательного суда? Не кто иной, как Сам Господь Иисус. Сам Сын Божий, будучи одновременно Спасителем и Судьей, продемонстрирует на каждом этапе суда, что Его поступки полностью согласовались с Его сущностью любви. Дела искупленных и безвозвратно погибших будут свидетельством того, что Бог действовал во Христе, исключительно руководствуясь стремлением искоренить зло и спасти человечество.

Основной причиной того, что после искупительной смерти Христа все еще оставались нерешенные вопросы, является тот факт, что сатана изначально обвинил Бога в несправедливом требовании послушания Своему Закону любви. Сатана утверждал, что Божья милость должна превосходить Его справедливость. Позже, когда сатана смог склонить человеческие существа ко греху, он заявил, что Бог не помилует их. Так как сатана не был помилован и Бог изгнал его с небес, он заявил, что Богу не следует проявлять милосердия к Адаму и Еве. Таким образом, он полностью изменил свои первоначальные доводы и стал утверждать, что справедливость должна возвышаться над милосердием.

Дьявол продолжал использовать обе линии аргументов, в зависимости от того, как они соответствовали его целям. Но когда мы приближаемся к великому переломному моменту креста, мы видим, что там Бог противостал сатане, используя могущественный довод: смерть Христа совершенным образом продемонстрировала и справедливость, и милосердие. В смерти Христа как нашего Заместителя Бог в полной мере явил милость наряду с непоколебимой справедливостью. Эта справедливость, обусловленная милосердием, дала возможность Богу прощать грехи воимя Христа. Таким образом, Бог ответил на оба упрека сатаны в адрес Его любви, и Христос одержал победу. Но если так, почему же борьба продолжилась?

Здесь мы переходим к вопросу, как Божье отношение к греху и грешникам развивалось после события на кресте. Особенно важно то, что теперь, после Голгофы, сатана вернулся с новой силой к своему первоначальному аргументу — милость должна превосходить справедливость, а смерть Христа навсегда покончила с Законом.

Да, если взглянуть поверхностно, может показаться, что смерть Христа была таким впечатляющим и совершенным явлением милосердной любви, что, вполне возможно, теперь Бог будет склонен милостиво использовать заслуги искупительной смерти в любом человеческом случае. Но разве Божье милосердие вынуждает Бога мягче относиться к греху и злу?

Суд продемонстрирует (на всех своих этапах — до Второго пришествия, во время Тысячелетнего царства и в конце его), что Бог сохраняет равновесие. Исследование всех дел искупленных и погибших полностью докажет, что Божественная любовь Христа будет действовать справедливо и последовательно.

Таким образом, когда конфликт будет исчерпан, Бог сможет изгнать зло и всех его сторонников из Вселенной. Совершенная любовь в конце концов победит зло, оправдает верных Богу и полностью подтвердит принадлежащее Богу моральное право управлять Вселенной. Тогда и только тогда гармония будет восстановлена.

Остался последний вопрос: кто же одержит великую победу над силами зла? Будет ясно видно, что Бог во Христе достигнет этого результата благодаря силе бесконечной Божественной любви. И эта любовь есть сущность триединой природы Божества. Наконец, разумные существа по всей Вселенной будут объединены под властью Святой Троицы. Все творение будет жить в единстве и согласии, и все провозгласят, что Бог есть любовь!