Доказательство No1

Когда речь заходит о достоверности Библии, ее Боговдохновенности, то обычно вспоминают чудеса, описанные в Писании и подтвержденные современной наукой. Говорят об удивительно точно исполнившихся библейских пророчествах, предсказавших за много веков судьбу царств и народов, от древности до наших дней. Говорят об удивительных археологических открытиях, вплоть до мелочей подтверждающих библейское повествование. И это все верно. Однако, самое яркое и неопровержимое доказательство, доказательство No1 Боговдохновенности Писания состоит в характере Господа и Его Закона, описанных в Библии, явленных во всемирной истории и жизни отдельно взятого человека. Великие принципы любви, провозглашенные на Синае 2500 лет назад остаются и сегодня непререкаемым нравственным кодексом, к которому безуспешно стремится человечество на протяжении всей своей истории. Безуспешно, потому что исключает Бога и полагается на себя. Открытие характера Бога и Закон, явленный на Синае, являются наивысшим доказательством божественного происхождения Библии, ибо никакой человеческий разум никогда бы не смог сформулировать что-либо подобное. Более того, если сегодня с основными принципами Божьего Закона согласны многие, то 2500 лет назад фактически все, что Моисей провозгласил после сошествия с Синая, переворачивало все духовные представления людей. Предложенные истины вступали в полнейшее противоречие с религиозными постулатами современных им религий. В данной главе мы проведем небольшое сравнительное исследование нескольких основных положений религии израильтян и окружающих их народов.

Характер Бога. «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7). Теперь посмотрим, как представлены боги в религиях того времени.

* Финикия. «Анату — госпожа земного плодородия, рождения земных плодов и в то же время богиня земной любви и воплощение женской красоты. Но одновременно она очень воинственна и кровожадна, готова всегда сражаться. Порой кажется, что насилие нравится ей само по себе вне связи с какими-либо угрозами ей или тем, кого она защищает или кому покровительствует. Даже вернувшись в свой дворец после очередного избиения людей, она, все еще не успокоившись, начинает крушить собственную мебель, как будто это ее живые враги. Анату — мстительная богиня, сурово карающая за малейший отказ ей в ее притязаниях. Боги знают это и боятся ее гнева» [1]. Верховный бог финикийцев Ваал предстает в виде весьма аморального существа, регулярно прелюбодействующего со своей родной сестрой [2]. Другой главный бог финикийцев Эл — убивает своего сына и дочь, оскопил своего отца, сбрасывает в глубь земли родного брата [3]. Не отличались от них и другие боги финикийского пантеона — Асирату, соблазняющая собственного брата [4]. Бог Илу весьма любил сильно выпить: «Встав из-за пиршественного стола, направился он к своим покоям. Но не мог идти сам. Шукамуну и Шунаму поддерживали его, а бог Хаббайу с рогами и хвостом помогал им. Так добрался Илу до своих покоев и упал там замертво, и голова его раскалывалась от боли. И лишь позже, выпив сок ранних олив, излечился Илу» [5]. Бог Йариху часто выступает просто как шут. «И сошлись все боги в жилище Илу и заняли свои места за пиршественными столами. Только Йариху не сел за стол. Схватил он кусок мяса и, как собака, потащил его под стол. Рассмеялись боги, и те, кто видели его, бросали ему мясо, а кто не видел, думая, что это действительно собака, били его палкой» [6]. Другой бог, Молох, чей культ пользовался особой популярностью, был настолько жесток и прожорлив, что требовал себе сжигать в жертву детей. Подробнее об этом культе и религии финикийцев будет рассказано в главах «Страшная находка доктора Макалистера» и «Укропный холм» данной книги.

* Древняя Греция. Из мифов нам известны боги Олимпа, отличавшиеся коварством, развращенностью, жестокостью, мстительностью, завистью.

* Древний Египет. Мы уже писали о том, что египтяне изображали свои божества в виде того или иного животного. Причем характер бога часто соответствовал характеру данного животного. Говорили мы уже и о развращенном характере Исиды. Поэтому здесь коснемся лишь некоторых божеств. Дочь бога Ра богиня Сехнет однажды «в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести» [7]. Бог Сет ненавидел бога Осириса, и в конце концов убивает его. Однако боги Исида и Гор воскрешают Осириса и побеждают Сета [8]. Другая египетская богиня Нут ежедневно поедает своих детей [9]. Богиня Хатхор очень любила пить вино, под влиянием которого меняла свои решения [10].

* Государство Митанни. Мифология древних хурритов полна рассказов о борьбе за власть между богами. Вот один из них: «В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстает против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет» [11].

«Бог Ану бежал от Кумарби,

Взлетая все выше на небо.

Кумарби, его настигая,

Схватил его за ноги крепко,

Вниз с неба он Ану стащил.

И он укусил Ану в ногу,

Откусил ему силу мужскую,

И стала, как бронза, литьем

Она у Кумарби во чреве.

Когда проглотил бог Кумарби

Всю силу мужскую врага,

Он радостно захохотал» [12].

Между тем Ану был отцом Кумарби. В свою очередь Кумарби свергает бог Тешуб и так далее. Богиня Шавушка для победы над своими врагами жертвует всякой стыдливостью, обнажаясь и завлекает их своими непристойными действиями в погибель [13].

* Хетты. В мифологии хеттов также имеется целый цикл, посвященный борьбе богов за престол, сопровождающийся заговорами, оскоплениями богами друг друга, всевозможными непристойностями [14]. Богиня же Инара использовала для борьбы со своими врагами людей: «Богиня Инар задумала несложную хитрость. Она приготовила большой пир с бочонками всяческого питья. Затем она пригласила на помощь человека по имени Хупасия. Тот ответил: «Если ты позволишь мне поспать с тобой, я приду и сделаю, что ты захочешь». И она спала с ним» [15].

* Древний Вавилон. Одной из популярнейших богинь Вавилона была Иштар. «Соблазнительно прекрасная женщина, она очаровывала мужчин, часто навлекая при этом на них несчастья. В одном из древневавилонских гимнов она воспевается следующим образом: …Будь воспета, Иштар, особо почитаемая среди богинь! Она преисполнена силы, очарования, плодовитости, соблазнительной прелести, пышной красоты. Сладки, как мед, ее губы, уста ее — жизнь, облик ее рождает радость» [16]. Первоначально Иштар была наложницей бога Ану, сделавшись затем его супругой. Много легенд посвящено связи Иштар с ее любовником Таммузом [17].

* Индия. Религия древней Индии всецело построена на сочетании мистики и эротики в самых отвратительных проявлениях. Полное описание приключений индийских богов и служения им не может быть приведено по причине их крайнего неприличия, шокирующего нравы даже нашего весьма раскрепощенного XXI века. Священные книги древних индусов (Камасутра и другие) являются фактически руководствами по сексуальной жизни. Поведение индусских богов настолько безнравственно, что говорить о какой-либо духовной основе религии не приходится. Приведем лишь один из наиболее «нравственных» эпизодов жизни индусских богов: «бог Сива (Шива. — прим. А.О.), слышавший много о красе этих жен, решил покорить их с пути истины… Сива… отправился к женщинам. Он шел среди них, пел песню нищих, и по обычаю нищих, нес сосуд с водой. Обаятельное пение его скоро собрало вокруг него всех женщин; красота молодого певца довершила успех. Смятение было так велико, что многие, преследуя певца, теряли свои драгоценности и даже одежды — не замечая этого. Пройдя со всем роем женщин всю деревню, он сделал вид, будто хочет скрыться от них в соседний лес, женщины бросились за ним, он добился от них желаемого… [мужья] в гневе за то, что их честь опозорена, они, не имея возможности отомстить, решили прибегнуть к крайнему средству — единодушно вознести все молитвы против Сивы. Решительное действие этих молитв было ужасно, и сам бог не мог противостать им. Его половые органы были точно охвачены огнем, и они отделились от туловища. В страшной злобе Сива решил предать весь мир пламени, сжечь его своим пылающим половым членом. Пожар готов уже был истребить весь мир, когда Брама и Вишну, на обязанности которых лежал надзор за сохранением жизни на земле, придумали средство остановить огонь. Брама принял вид пьедестала, а Вишну — вид женского полового аппарата, который соединился с горящим членом Сивы, и всеобщее бедствие было таким образом прекращено. Всеобщие мольбы умилостивили Сиву, который обещал не предавать мир огню, если люди снова будут воздавать его половым органам прежние божеские почести» [18].

Отношение людей к богам. Итак, боги соседних с Израилем стран в своей повседневной жизни ничем не отличались от людей. Они ненавидели и любили, убивали и прелюбодействовали, предавали и воровали. Вышеописанные языческие боги не внушали своим людям ни любви, ни уважения. Они относились к своим богам, как к своего рода деловым партнерам по бизнесу.

* Хетты. «Для хеттов было характерно то, что они без колебаний приписывали своим богам и богиням такое поведение, которое, с нашей точки зрения, надо было бы признать неприличным. Бог для его почитателей был тем же, чем господин был для его рабов. Его полагалось кормить, обслуживать, умиротворять и льстить ему. Но даже при всем этом нельзя было уповать, что он будет на страже интересов своих слуг; часть своего времени он проводит в развлечениях, или в путешествиях, или во сне, либо занимается другими делами, и в это время мольбы его почитателей остаются тщетными… Даже тогда, когда он выполнял свои обязанности, его действия порой не отличались мудростью и могли повлечь за собой непредвиденные последствия; в таких случаях его верный слуга должен был указать ему на это, и можно было ожидать, что бог исправит свою ошибку… «Что же вы наделали, о боги? (молится царь Мурсили). Вы впустили мор, и вся страна Хатти, вся она, умирает, так что никто не готовит приношений еды и питья. И вы приходите к нам, о боги, и вините нас за это… и что бы мы ни делали, мы перед вами не правы». Здесь царь откровенно заявляет богам, что такой недосмотр с их стороны в конце концов вредит им же, поскольку боги лишаются услуг своих почитателей» [19].

* Вавилон. «Представляя богов в облике людей, им приписывали человеческие качества. Хотя они считались бессмертными, они могли все же умереть… Подобно людям, они любили вкусно поесть, сопровождая еду вином и другими опьяняющими напитками, пили при этом сверх меры и качались, как пьяные. Они пользовались удобными кроватями и стульями. На ночь служители раздевали и укладывали в постель статуи богов, а по утрам их чисто умывали и причесывали. Между богами возникали ссоры, которые должен был улаживать верховный бог. Им не были чужды зависть, высокомерие и другие человеческие качества. Они постоянно пытались перехитрить друг друга и вовсе не были вездесущими» [20].

* Митанни. «Человек подчинен божеству, как раб своему господину… и должен делать все необходимое для его благополучия. Однако лежащая в основе жертвоприношения идея do ut des («даю, чтобы и ты мне дал») может превратить его в средство давления на божество — ведь без культовых действий людей богам пришлось бы самим заботиться о своей пище, и их владычеству был бы тем самым нанесен ущерб… Если бы вы уничтожили человечество, оно перестало бы чтить богов, и некому стало бы приносить вам в жертву хлеб и питье. И дойдет еще до того, что бог Бури, могучий царь Куммии, сам возьмется за плуг; и дойдет еще до того, что Иштар и Хепат сами возьмутся за зернотерки. Отсюда вытекает, что отношения человека и божества — это отношения дающего и берущего» [21].

* Египет. «Боги и души людей рассматривались египетской религией как нечто вполне материальное, хотя и невидимое, неосязаемое, — боги могли болеть, стареть, умирать» [22].

Итак, отношение древних людей к богам строилось на страхе, расчете и презрении.

Отношение Бога к человеку. «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Исх. 34:6); «Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Псалтирь 85:15). Во всех же древних религиях, как мы уже отметили, люди для богов были рабами, удовлетворяющими их нужды, прихоти, а часто и похоти. Боги из-за прихоти убивали людей, мучили их, смеялись над ними. Боги насиловали женщин, а богини преследовали мужчин.

Служение истинному Богу основано на добровольном принципе любви и признательности, и невозможно без подобного отношения человека к человеку (Лев. 19:18). Религии других народов, современных Израилю, строили свое служение богам на прямо противоположных принципах жестокости и разврата.

* Финикия. Служение богу Молоху (правильнее Баал-Хаммону), одно из самых популярных и распространенных, вселяет ужас даже сегодня. «Особенно известна практика принесения в жертву детей, главным образом первенцев — мальчиков, но часто и девочек… Большинство приносимых в жертву были младше шести месяцев, нередко это были новорожденные, но иногда возраст таких несчастных достигал и четырех лет. Ребенка… сжигали на бронзовых руках статуи бога. Происходило это ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир. Финикийцы считали, что в результате этого душа жертвы поднималась непосредственно к богу» [23]. Крупнейший ученый XIX века, доктор «Пьер Дюфур признает главным элементов культа Ваала (верховный бог финикийцев. — прим. А.О.) священную проституцию. Относительно сопровождавшей жрецов свиты (аколиты) он говорит: это были красивые безбородые юноши, которые для удаления волос со всего тела натирались благовонными маслами; они занимались в святилище гнусным противоестественным развратом… Они принимали более или менее активное участие в постыдных таинствах; они продавались почитателям своего бога и отдавали храму все, что зарабатывали проституцией. Но это не все: у них были собаки, дрессированные для той же преступной цели и то, что они выручали от продажи или от отдачи этих собак, «плату собак», они тоже отдавали храму. Наконец, во время некоторых проходивших ночью церемоний, когда сами звезды прятались от стыда и смущения, жрецы и посвященные хватались за ножи и покрывали друг друга рубцами и неглубокими ранами; потом, изможденные от порока, до крайности возбужденные своей музыкой, они падали в лужи собственной крови. Женоподобные, говорит тот же автор, составляли секту, имевшую особый ритуал и свои тайны: происхождение этой секты стоит в очевидной связи с распространением венерических болезней, которые портили кровь женщин и делали близость с этой сектой очень опасной. Помимо этого, с целью увеличить доходы культа, при храмах были также группы женщин, которые занимались проституцией в пользу алтаря… На ночных празднествах «Доброй Богини» проституция носила характер сатириазиса и нимфомании; разнузданность этих оргий не поддается описанию. Мужчины и женщины под звуки музыки и тамбура доходили до крайних пределов разврата, причем церемониями руководили жрецы» [24]. «Богиня Астарта требовала от своих жрецов и прислужников самооскопления и некоторой женственности» [25]. «В Гелиополе, или Бальбеке (Сирия), славящемся великолепием своих полуразрушенных храмов, обычай предписывал каждой девушке отдаваться иностранцу в храме Астарты; таким же образом показывали свою преданность богине и замужние женщины… В финикийских храмах женщины занимались проституцией за плату, пребывая в уверенности, что добиваются таким образом благосклонности богини… По закону Аморреев девушка на выданьи должна была семь дней вступать во внебрачные половые связи у ворот храма» [26].

* Фригия. Центральное место среди богов Фригии занимал культ богини Кибелы и Аттиса, который затем получил широчайшее распространение и популярность в Древнем Риме [27], да и по всей территории Римской империи, сохраняя популярность несколько веков. Вот что собой представляло служение этого культа: «В Провансе, Лангердоне и Лионе пользовался большим почетом Св. Футэн, последователь Приапа. Св. Футэну приписывалась сила наделять плодовитостью… Согласно ритуалу ему подносили изображения ослабленных или больных членов. В Puyne-Valay почитание Св. Футэна продолжалось до XVIII века. Статуя его имела вид громадной фаллической ветви» [28]. «В культе Великой Богини-Матери существовал один изуверский культ — оскопление… на третий день великих весенних празднеств в честь Кибелы и Аттиса первосвященник вскрывал себе вены на руке, а жрицы более низкого ранга, возбужденные необузданной, дикой музыкой, с трясущимися головами и развевающимися волосами кружились в танце до тех пор, пока, наконец, приведя себя в состояние экстаза и потеряв чувствительность к боли, не начинали наносить себе раны глиняными черепками и ножами, забрызгивая кровью алтарь. Этот день назывался Кровавым. Доведя себя до наивысшей степени религиозного возбуждения, жрецы оскопляли себя и бросали отрезанные части тела в статую жестокой богини» [29]. Оскопляли себя не только жрецы, им подражал также постой народ. Участвовавшие в этих торжествах люди до того возбуждались сладострастной музыкой и ужасными картинами страданий Аттиса, что без всяких колебаний шли на оскопление. «Один за другим они сбрасывали с себя одежды и с сердцем, бешено бьющимся от музыки, с блуждающим от зрелища льющейся крови взором выпрыгивали из толпы, хватали приготовленные специально для этой цели мечи и при всех оскопляли себя. Новопосвященный пробегал через весь город, держа в руке окровавленный кусок мяса, а потом запускал им в один из домов» [30].

* Древний Рим. Очень часто в учебниках по истории религия римлян изображается очень аскетической и нравственной, главными принципами которой были любовь к семье и отечеству. Однако это было далеко не так. Вот как описывает один из древних культов, посвященных Бахусу, крупнейший древнеримский историк Тит Ливий: «Сначала в его таинства были посвящены немногие, но затем доступ к ним становился все шире и для мужчин и женщин, а чтобы вовлечь еще больше людей, обряды стали сопровождать попойками и пиршествами. И так как вино разжигало желания, а смешение под покровом ночи мужчин с женщинами и подростков со взрослыми позволяло забыть о стыдливости, стал набирать силу всевозможный разврат, в зависимости от вкусов и склонностей каждого. Но дело не ограничивалось растлением женщин и благородных юношей; из той же мастерской порока стали распространяться лжесвидетельства, поддельные печати и завещания, клеветнические доносы, отравления и убийства родных — такие, что подчас не оставалось для захоронения даже трупов… Как только туда вводят посвященного, его, словно жертвенное животное, передают жрецам, а те отводят его в помещение, где отовсюду звучат вопли и завывания, пенье и музыка, кимвалы и тимпаны, чтобы заглушить крики насилуемого… Участие в обрядах и мужчин и женщин, да еще под покровом ночи, с неизбежностью повлекло за собой распутство, и все гнусности, какие только можно представить. Мужчины там больше занимались друг другом, чем женщинами, а тех, кто уклонялся от этих мерзких объятий или идет на них неохотно, таких убивают как жертвенных животных. Терпимость к любым преступлениям и кощунствам у них считается верхом благочестия» [31]. А вот, что собой представляли празднества в честь богини Флоры: «Куртизанки выходили из своих домов целым кортежем, предшествуемые трубачами, одетые в просторные одежды на обнаженном теле, украшенные всеми своими драгоценностями; они собирались в цирке, где их окружал со всех сторон теснившийся народ; тут они сбрасывали с себя одежду и показывались совершенно обнаженными, с готовностью выставляя на показ все, что угодно было зрителям, и вся эта бесстыдная выставка сопровождалась самыми непристойными телодвижениями… вдруг на арену при звуках труб бросалась толпа обнаженных мужчин; тут же, публично, при новых восторженных криках толпы происходила ужасающая оргия разврата» [32].

* Греция. Культ богини Афродиты, пользовавшийся среди греков огромной популярностью, включал в себя в первую очередь священную проституцию и празднества по типу описанных выше. Празднества в честь Венеры и Адониса были тождественны по проведению с культом Кибелы и Аттиса, описанных выше.

* Вавилон. «Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться за деньги чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с толпой остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища… Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросит ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине она уходит домой» [33].

* Древний Египет. См. главу «Когда звездам стыдно» данной книги.

* Индия. Служение индусским богам неразрывно связано со всевозможными половыми проявлениями. В индусских храмах «групповые, реже индивидуальные скульптуры являют нескончаемую череду мыслимых и немыслимых проявлений эротической практики… При этом эротическая скульптура в индуизме не связана с какой-то специфической религиозной сектой, она встречается в храмах практически всех индийских божеств — Шивы, Дэви, Вишну, Сурьи… довольно часто встречаются изображения страстного совокупления, группового секса и даже связи с животными… Фигуры некоторых аскетов и женщин запечатлены в состоянии аутоэротики и демонстрации своих гениталий» [34]. Неотъемлемой частью культа являются священные танцы, исполнявшиеся обнаженными девушками. Процветала при храмах и священная проституция.

Пути к спасению. Безнравственные по своей сути религии древнего мира предлагали и соответствующие пути к спасению для своих приверженцев. Это регулярные принесения жертв богам от человеческих до животных, строгое соблюдение религиозных праздников и обрядов. Ни о каких нравственных требованиях нет и речи. Вообще сама жизнь спасенных рисовалась древними религиями как возможность удовлетворения всех желаний и похотей. Итак, религия древнего Израиля противоречила всем нормам и понятиям, принятым в те времена. Провозглашенные ею возвышенные духовные критерии пережили все древние языческие царства и империи, являясь эталоном нравственности и сегодня. И действительно, достаточно простого взгляда на религии древности с одной стороны, и религию Израиля с другой, чтобы увидеть в последней Божественное, а не человеческое происхождение. Религия Древнего Израиля по мнению выдающегося ученого академика Тураева Б.А. была поистине революционной для своего времени. «Итак, Иегова — Бог всего мира и всех народов. Он требует не обрядов культа, которые иногда могут даже быть для него мерзостью, а правды. Этика выше культа; Иегова — не столько естественный защитник Израиля, сколько правосудный и благой Владыка мира, который не остановится пред уничтожением Своего народа, если последний окажется недостойным Его. Это были совершенно новые идеи, и тем более для нас непонятно, как мог Амос и следовавшие за ним пророки так смело идти с ними, по-видимому, совершенно не предполагая, что они возвещают не что-либо разумеющееся само собой, а нечто неслыханное и неприемлемое. Проповедь Амоса может быть с полным правом названа ступенью к христианству» [35].

В следующей главе мы узнаем, что иногда бывает стыдно не только людям, но и звездам.

Примечания к 8 главе

[1] Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. — М.: Астрель, АСТ, 2000, стр. 52.

[2] Там же, стр. 106.

[3] Там же, стр. 140.

[4] Там же, стр. 108.

[5] Там же, стр. 111-112.

[6] Там же, стр. 111.

[7] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1980, т. 1, стр. 425.

[8] Там же, стр. 425-426.

[9] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 98.

[10] Там же, стр. 155.

[11] Мифы народов мира. Указ. соч., т. 2, стр. 608.

[12] Вильхельм Г. Древний народ хурриты. — М.: Наука, 1992, стр. 101.

[13] Там же, стр. 103.

[14] Герни О. Хетты. — М.: Наука, 1987, стр. 167-169.

[15] Там же, стр. 160.

[16] Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. — М.: Наука, 1979, стр. 164-165.

[17] Там же, стр. 164-165.

[18] Дюпуи Е. Проституция в древности. — Кишинев: Logos, 1991, стр. 11-12.

[19] Герни. Указ. соч., стр. 140-141.

[20] Кленгель-Брандт. Указ. соч., стр. 170-171.

[21] Вильхельм. Указ. соч., стр. 107.

[22] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 380.

[23] Циркин. Указ. соч., стр. 247-248.

[24] Дюпуи. Указ. соч., стр. 24, 30.

[25] Смирнова И. Магия как она есть. — М.: ФАИР, 1997, стр. 248.

[26] Фрезер. Золотая ветвь. — М.: АСТ, 1998, стр. 313.

[27] Фрезер. Указ. соч., стр. 373-374.

[28] Фреймарк Г. Магия и сексуальность. — М.: 1992, стр. 47-48.

[29] Смирнова. Указ. соч., стр. 247.

[30] Фрезер. Указ. соч., стр. 329.

[31] Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 томах. — М.: Наука, 1994, книга 39, 8, 10, 13, стр. 324-327.

[32] Дюпуи. Указ. соч., стр. 123-124.

[33] Геродот. История. — М.: Ладомир, АСТ, 1999, книга 1, 199, стр. 87-88.

[34] Религии мира: энциклопедия, в 2 т. — М.: Аванта+, 1996, стр. 582-583.

[35] Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. — Л.: ОГИЗ, 1935, т. 2, стр. 68-69.