Стены, павшие наружу

В Библии есть несколько мест, которые пользуются особой популярностью как у верующих, видящих в них проявление Божьей любви и могущества, так и у атеистов, высмеивающих их как явные антинаучные сообщения. Среди них, наряду с проблемой происхождения земли и человека, двойным днем, поражением ассирийцев под Иерусалимом и т. д. стоит, безусловно, и событие, связанное с падением Иерихона, так величественно описанное в книге Иисуса Навина. Именно Иерихон (в переводе — «город пальм») был первой крепостью, которая предстала пред израильтянами, когда они перешли Иордан. Иерихон был расположен прямо на пути подъема в горы. Еще выше находилась другая крепость — Гай. Подъемы и спуски проходили по руслам высохших рек, которые когда-то стекали с крутых гор… Чтобы овладеть горной местностью, откуда можно было бы захватить всю остальную часть территории, израильтяне должны были взять Иерихон, который контролировал земли, расположенные ниже, подняться еще выше и взять Гай. Оттуда они уже могли бы развивать наступление и взять под свой контроль различные области страны [1]. «Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых… Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5:1, 15). Волнение в городе усилилось еще больше, когда они увидели странные действия евреев, которые вместо того, чтобы копать рвы, строить осадные башни, штурмовать город стали ходить раз в день вокруг него, неся впереди себя Ковчег Завета и трубя в трубы. Так продолжалось в течении шести дней, в седьмой же они обошли город семь раз. Заканчивая седьмой круг, народ воскликнул «громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, истребили мечом» (Нав. 6:19, 20); «А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Нав. 6:23). Итак, в библейском рассказе о взятии хананейского града бросается в глаза несколько моментов: во-первых, конечно же, необычайные обстоятельства падения города, а во-вторых, не менее странное действие иудеев, разрушающих взятый ими Иерихон вместо того, чтобы воспользоваться его богатствами. В-третьих, сообщается о наличии в городе домов в крепостной стене (Нав. 2:15), и в-четвертых, зловещее проклятие-пророчество в адрес грядущих потомков в случае их попытки восстановить город (Нав. 6:25). Поэтому неслучайно внимание к раскопкам города всякий раз встречало живейший интерес не только в научном мире, но и среди общественности. Ибо в случае признания верности библейских утверждений трудно было бы отрицать и само зримое присутствие Господа в земной истории. В случае же не подтверждения Писание превращалось в книгу, содержащую небылицы, плохо завуалированные исторической действительностью. Итак, в 1907 году первые лопаты воткнулись в землю холма Телль-эс-Султана, под которым скрывался Иерихон. Эту первую археологическую экспедицию по раскопкам Иерихона возглавили немецкие профессора Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Уже вскоре после начала работ ученые «наткнулись на две параллельно идущие крепостные стены из высушенного на солнце кирпича. наружная стена имела толщину 2 метра и высоту 8-10 метров, а толщина внутренней стены достигала 3,5 метра» [2]. Стены высились на мощнейшем фундаменте циклопической кладки. Последующие за тем раскопки повергли в шок, и даже ученые-атеисты не могли удержать своего удивления. «Неужели же такие стены могли упасть? И всего только то трубных звуков, заклинаний при помощи «ковчега Господня» и магического числа семь? Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства Бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе. Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних — внутрь. Значит, все-таки чудо!» [3]. Опубликование результатов экспедиции, закончившей работу в 1909 году вызвало бурную дискуссию со стороны противников авторитета Библии, требовавших дополнительных раскопок. Однако разыгравшаяся вскоре I Мировая война не дала это осуществить. Лишь в 1930 году работы на холме Телль-эс-Султан вновь возобновляются, на этот раз английскими археологами под руководством доктора Джона Гарстанга. Однако вместо опровержения Библии, которого так ждали определенные круги, наука получила новые несомненные доказательства ее правоты в описании судьбы города. После шести лет исследований доктор Гарстанг подтвердил результаты раскопок Зеллина и Ватцингера, а также установил факты, имеющие прямое касательство к библейскому рассказу. Во-первых, было установлено, что стены были разрушены около 1400 года до х. э. Во-вторых, город был не только взят около 1400 г. до х. э., но и подвергся страшному разрушению в результате пожара. Вот как сам археолог описывает это: «Пространство между двумя стенами заполнено обломками и щебнем. Видны четкие следы чудовищного пожара, спекшиеся кирпичи, потрескавшиеся камни, обугленная древесина и пепел. Дома, стоявшие вдоль внутренней стороны стены, сожжены дотла, крыши их обрушены» [4]. В-третьих, «Критики говорят, что если сгорел весь город, то должен был сгореть и дом Раав с семейством, Гарстанг открыл, однако, что… некоторые части внутренней иерихонской стены остались неповрежденными. Кроме того, есть доказательства того, что на внутренней стене строились дома» [5]. В-четвертых, «Критики библейской истории подвергали сомнению соответствие действительности со сказанным у Иисуса Навина. Они предполагали, что город пал от разрушения стенобитными машинами подобно Тиру. Гарстенг опроверг подобные аргументы критиков» [6]. Он подтвердил выводы Зеллина и Ватцингера, что стены города пали необычным образом, без всякого внешнего искусственного вмешательства, будь-то стенобитные машины или подкоп [7]. Видимо падение стен было результатом землетрясения. В-пятых, Гарстангом были обнаружены развалины кладовых, буквально забитые пшеницей, ячменем, финиками и чечевицей, которые от высокой температуры превратились в уголь. Эта находка говорила о том, что победители оставили их нетронутыми. Результаты раскопок были вновь убийственны для критиков Библии. Поэтому, когда в 1952 году на холме Телль-эс-Султан начала работать англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон внимание научного мира и общественности было буквально приковано к ним. Когда же и эта экспедиция завершила свою работу, то ученым в бывшем СССР не осталось ничего другого, как до неузнаваемости перекрутить результаты экспедиции, заявив, что все они противоречат Библии [8]. Это была откровенная ложь, как и большинство того, что писалось в те годы. На самом же деле результаты и выводы Кеньон были следующие (кстати цитировано по польскому ученому-атеисту, писавшему под заказ в коммунистическое время): «Британская» экспедиция подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разбитые части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Дату установили на основе найденных скарабеев и характерных рисунков на керамических черепках» [9]. В главе, посвященной датировке выхода евреев из Египта, мы уже говорили, что ряд ученых (среди которых есть и некоторые теологи) считает, вопреки библейской хронологии, что Исход был не в XV, а в XIII в. до х. э. Так вот, раскопки в Иерихоне однозначно показали, что город пал на рубеже XV-XIV веков, крайние даты падения отстоят друг от друга, по данным различных ученых, не более чем на 10-15 лет, что равнозначно при такой древности памятника, фактически, полному совпадению. Раскопки К. Кеньон как раз и подтвердили, что город пал около XV в. до х. э., в XIII же веке до х. э., как было установлено, на месте города поселения не существовало вообще [10]. Более того, Кеньон подтвердила выводы предыдущих археологов о том, что в течении примерно от XV до IX вв. до х. э. город был необитаем [11], что так же подтверждает библейское сообщение, согласно которому Иерихон после его разрушения Навином был восстановлен спустя более чем 500 лет при царе Ахаве: «В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина» (3-Цар. 16:34). Таким образом, «твердо установлено, что между культурнымии слоями времен Навина и Ахиила нет промежуточного пласта поселения, который доказывал бы «функционирование» Иерихона в этот период» [12]. В напластовании же времен царя Ахава в каменной стене ворот был найден сосуд с детскими костями и два таких же сосуда в основании большого дома, относящегося так же ко временам Ахава [13]. Многочисленные археологические находки, добытые К. Кеньон в ходе экспедиции, стали на многие годы предметом пристального изучения ученых всего мира. Наиболее полный их анализ дал один из ведущих современных археологов доктор Брайент Вуд, выводы которого сводятся к следующему: «Во-первых, результаты четырех использовавшихся методов: датировка по керамическим предметам; датировка по геологическим слоям земли; находки скарабеев — атрибутов власти египетских фараонов; радиоуглеродный метод датировки, равно как и Библия, указывают на одну и ту же дату разрушения города — примерно 1410 г. до Р. Хр. Во-вторых, обнаружены свидетельства сильного землетрясения, во время которого городская стена в буквальном смысле обрушилась до своего основания (Нав. 6:19), образовав вокруг города откосы, по которым израильтяне могли войти в город каждый со своей стороны (Нав. 6:19). В-третьих, было найдено подтверждение существования многих домов, подобных тому дому Раав, расположенных между нижним основанием и верхней частью стены, сделанной из ракушечника. Таким образом, дом был как бы «в городской стене» (Нав. 2:15). В-четвертых, обнаружено доказательство полного истребления города огнем, как об этом сказано в Нав. 6:23. Наконец, было найдено много кувшинов, наполненных зерном, а это указывает на то, что: а) штурм города произошел весной, вскоре после сбора урожая (как и описано в Нав. 2:6; 3:15; 5:10); б) осада была непродолжительной (только 7 дней — Нав. 6:11-19) и в) вопреки ближневосточному древнему обычаю, прежде чем произошло ограбление города он был предан огню» (Нав. 6:16, 17) [14]. Как видим, сегодня наука, вплоть до мельчайших деталей, подтверждает библейское описание необыкновенного падения Иерихона.

Примечания к 2 главе

[1] Frensis A. Shaeffer. Joshua and the Flow of Biblical History. London, England. Hodder and Stoughton, 1975, p. 93.

[2] Майбаум Х. Сирия. — М.: Наука, 1982, стр. 11.

[3] Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, стр. 278.

[4] Келлер. Указ. соч., стр. 183.

[5] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 165

[6] Бойд. Указ. соч., стр. 165

[7] Церен. Указ. соч., стр. 278, 280

[8] Крывелев. Указ. соч., стр. 142-143

[9] Косидовский. Указ. соч., стр. 146

[10] Келлер. Указ. соч., стр. 185; Kenyon K.M. Digging in Jericho. London, 1957.

[11] Kenyon. Указ. соч.

[12] Бойд. Указ. соч., стр. 167.

[13] Геллей Г. Библейский словарь. — СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 205; Бойд. Указ. соч., стр. 165, 167.

[14] See Bryant Wood «Did the Israelites Conquer Jericho? A New Look at the Archaeological Evidence», Biblical Archaeology Review 16 (March-April, 1990), pp. 45-47.