Укропный холм

Находка доктора Макалистера в Гезере, как мы уже упоминали, стала первой, поведавшей миру о духовном состоянии хананейских народов, рисовавшихся в трудах атеистической литературы безобидными ягнятами, простыми детьми природы по сравнению с жестокими и коварными израильтянами, пользующимися наивностью хананеев. После 1902 года во всех древних городах Палестины стали находить зверские следы языческих культов Ханаана в виде человеческих, в основном детских, жертвоприношений [1]. Но поистине подлинное лицо духовного состояния этих народов было раскрыто, когда была обнаружена библиотека жреца бога Ваала, относящаяся примерно к XVI в. до х. э., т. е. насчитывающая свыше 3500 лет! В 1928 году на северном побережье Сирии, вблизи Латакии, почти на самом берегу моря один крестьянин, обрабатывая землю, наткнулся на ряд равномерно обтесанных камней, которые составляли часть входа, ведущего в какую-то подземную усыпальницу, выстроенную, как потом оказалось, в стиле микенской архитектуры. Весть о необычной находке вскоре достигла центра митрополии — Парижа, где была встречена с большим интересом. Директор Луврского отдела Восточных древностей доктор Дюссо снаряжает на место раскопок археологическую экспедицию во главе с молодым ученым профессором Клодом Ф. А. Шеффером. Прибыв в 1929 году на место находки древней подземной гробницы, ученый обнаружил, что почти в километре от нее, в труднодоступном месте в излучине реки, высится явно искусственный холм. Последний местные жители называли Рас-эш-Шамра, т. е. Укропный холм, потому, что на нем рос укроп. Учитывая выгодное географическое положение места, искусственную природу холма, а так же наличие поблизости весьма внушительной гробницы археологи решили приступить к раскопкам Рас-эш-Шамра. Буквально почти при первом ударе лопаты в землю на свет появились статуэтки богов и клинописные таблички. В ходе последовавших затем раскопок было установлено, что город этот Угарит и существовал он уже в III-IV тысячелетиях до х. э. В XVI веке до х. э. городом завладевают финикийцы, превратив его в один из центров средиземноморской торговли. Жизнь в нем резко обрывается около 1200 г. до х. э., видимо вследствие сильного землетрясения [2]. В ходе раскопок был найден дворец — крепость местного властителя, с большим количеством залов и колодцем, на дне которого до сих пор имеется пригодная для питья вода. Были раскопаны так же многочисленные склады для хранения товаров, целые кварталы улиц бедняков и знати. Но более чем все это обрадовало исследователей обнаружение глиняных табличек, которые рассказывали о истории города, его взаимоотношениях с Египтом, хеттами, а «также описи фиксированных налогов… записи об уплате дани… мобилизационные списки лиц «Управления призывного района»… списки населения и… многочисленные указания по совершению ритуалов. Прежде всего и во всех деталях изложены правила обрядов культа плодородия, приверженцами которого были финикийцы» [3]. «Между двумя храмами, один из которых был посвящен Баалу, а другой — Дагону, археолог обнаружил среди богатых купеческих домов одно жилище, некогда принадлежащее верховному жрецу Угарита. Верховный жрец владел внушительной библиотекой: в его доме хранилось множество табличек с текстами… которые… повествуют о богах и религиях древнего Ханаана, с которыми столкнулся народ Израиля, впервые вступив на землю обетованную… Принято считать, что всякое более или менее цивилизованное общество следит за нравственностью своих граждан. но в Ханаане тех дней культ чувственности считался формой служения богам. Торгующие своим телом мужчины и женщины именовались «священными» служителями религии, а вознаграждение за их услуги пополняло храмовую казну, как «жертвоприношение божеству». Так что пророки и авторы хроник ничего не преувеличивали. Правда о том, насколько серьезно мотивированы их суровые обличения, мы узнали только после великих открытий в Рас-Шамра» [4]. Вчитаемся в финикийское описание богинь и богов, которым они сами поклонялись. Вот, к примеру, что написано о богине Анат, богине войны: «Она прикрепила головы у себя на груди, крепко привязала руки к своему поясу, она погружала колени в кровь сильных, бедра — в сгустки крови бойцов» [5]. Согласно угаритским представлениям, у Анат был брат бог Ваал, с которым она регулярно вступала в половые отношения, описанные с откровенным бесстыдством: «Ваал лег голый и схватил нижнюю часть ее живота, Анат легла голой и схватила его яички…» [6]. Но эти отношения были не только поэмой, но и руководством к действию: «…беря пример со своего бога, его подданные ради «содействия плодородию» вступали в «священные» сексуальные отношения. Если сами жрецы занимались развратом, то тем более рядовые хананеяне не считали зазорным удовлетворять свою похоть и постоянно нарушать верность в супружестве. Сохранилось изображение, на котором Ваал занимается любовью с… телкой» [7]. «Наряду с Ваалом величайшим почитанием окружали в Ханаане богиню плодородия Астарту… В культе Астарты подчеркивается сексуальность как главный аспект жизни, что нашло выражение в освященном религией распутстве» [8]. А вот биография верховного бога финикийцев Эла. Он женился на трех своих сестрах. Убил своего брата Атланта и своего родного сына Садида; дочери своей Шеол он отрезал голову, отца Небо оскопил; более того, он оскопил сам себя и заставил своих товарищей поступить так же [9]. Даже атеистические ученые, ненавидевшие все, связанное с Израилем, выступающем против Ханаан, вынуждены констатировать: «Выступающие в нем боги и богини одержимы всеми страстями, присущими обыкновенному смертному: они любят, ненавидят, борются между собой, страдают и умирают. Разумеется религия не провозглашала высоких моральных принципов» [10]. Однако она из не только не провозглашала, но напротив боролась с ними. И как иначе можно объяснить массовые сексуальные оргии, благословленные религией, в которых принимало участие все население, вступая в связи и с ближайшими родственниками и животными? А как назвать добровольную во имя бога кастрацию, бывшую наравне с оргиями, проституцией отличительной и весьма распространенной чертой финикийской религии? [11]. Но, как мы уже упоминали, самой главной отличительной чертой, пользующейся наибольшей популярностью было человеческое жертвоприношение. Даже Косидовский по этому поводу пишет: «В плеяде финикийско-ханаанских божеств все-таки был один бог, который мог вызывать возмущение… Мы его знаем под именем Молоха… Самая изуверская сторона этого культа состояла в том, что его последователи приносили в жертву своему божеству людей, и особенно младенцев… Детей, принесенных в жертву, затем клали в кувшины, головой внутрь, и закапывали в землю» [12]. Статуя бога Молоха представляла собой истукан с большой головой и человеческими протянутыми руками, который нагревали до раскаливания и на эти руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался музыкой [13]. Говоря об этом финикийском культе профессор В. Авдиев пишет: «в дни больших праздников или в годины бедствий людей умерщвляли тысячами» [14]. Карфаген был, как и Угарит одним из городов финикийцев, но пережил своих собратьев на несколько столетий, как финикийское владение. Здесь стоит отметить, что с культом Молоха и его последователями боролись не только евреи, но и римляне. Многие ученые пишут, что мы, современные люди должны быть благодарны Риму за то, что он уничтожил Карфаген, претендующий во главе со своими богами на мировое господство. «В самом деле, каким зловещим выглядел бы греко-римский мир, признай он культ финикийского Молоха» [15]. Изуверские обычаи, извращения, проституция финикийцев заставила содрогнуться даже железных, далеко не мягкосердечных римлян, которые после разгрома Карфагена создали полицию, отлавливающую жрецов Ваала, совершающих уже в тайне человеческие жертвоприношения [16]. Римляне жестоко преследовали все связанное с финикийской религией. Исследуя таблички с Укропного холма, повествующие об этом ученых поразило то, что сами финикийцы — авторы этих табличек восхищаются всеми этими обычаями, весьма мудрыми по их мнению. Общество, в котором грех перестает быть грехом, находя себе не только оправдание, но и поощрение, приходит к гибели. История знает много цивилизаций, изживших себя, благодаря исповедуемой ими религии. Это особо видно на примере доколумбовых цивилизаций Америки. Потомки великих майя, инков, ацтеков превратились сегодня в полностью деградированные племена [17]. Видно это и на многих племенах Африки, Индии, островов Тихого океана. Именно исповедуемая религия определяет судьбу государства и народа [18]. Не стала исключением и ханаанская цивилизация. Уничтоженная морально своей собственной религией, она не могла уже просто существовать. Поэтому если бы даже Израиль не положил ей конца, то она все равно бы погибла, но при этом не только измучив свой народ оргиями и кровью, но и разнесла бы подобно умершему от чумы смертоносную инфекцию греха на другие народы. И история подтвердила это. Ибо не выполнив Божьего предписания — не до конца истребив хананеев иудеи стали со временем жертвой их учений, сохранившихся в Палестине, что привело к духовному кризису само израильское общество. Однако, раскопки Укропного холма помимо того, что раскрыли причины морального разложения хананеев, объяснив жестокие, на первый взгляд, преследования войсками Навина всего связанного с этими народами, но и подтвердили библейские сообщения о богах Ваале, Астарте и т. д., которые до этого были известны лишь из Писания. Таковы были интереснейшие результаты раскопок не привлекательного по названию Укропного холма.

«Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны» (Нав. 11:23).

В следующей части мы узнаем о необычайном Царстве бессмертных душ, охватывающем сегодня весь мир, и подданными которого люди часто становятся, не подозревая об этом. Эта империя несет рабство и смерть для всех своих подданных. И поэтому каждому человеку, если он хочет быть свободным и спасенным, необходимо выйти из нее подобно тому, как древний Израиль покинул Египет — страну своей неволи.

Примечания к 9 главе

[1] Тураiв Б.А. iсторiя Стародавнього Сходу, в 2 т. — Харкiв: ДВРШ, 1938, стр. 164.

[2] Майбаум Х. Сирия. — М.: Наука, 1982, стр. 55.

[3] Майбаум. Указ. соч., стр. 56.

[4] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, стр. 313-314, 312.

[5] Цит. по: Бейер Р. Царь Соломон. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, стр. 274-275.

[6] Бейер. Указ. соч., стр. 275.

[7] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 160.

[8] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 235.

[9] Циркин И.Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: АСТ, 2000, стр. 140.

[10] Косидовский. Указ. соч., стр. 234.

[11] Тураiв Б.А. iсторiя Стародавнього Сходу, в 2 т. — Харкiв: ДВРШ, 1938, стр. 164.

[12] Косидовский. Указ. соч., стр. 236.

[13] Нюстрем. Библейский справочник. — СПб.: Библия для всех, 1997, стр. 260.

[14] Авдиев В. И. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок. ВДИ, 1962, No3, стр. 131-132.

[15] Светлов Э. На пороге Нового Завета. — Брюссель, 1983, стр. 417.

[16] Там же, стр. 417.

[17] Опарин А.А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997.

[18] Подробнее см.: Опарин А.А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000.

Часть III. В Царстве бессмертных душ