Неожиданные встречи с бесами

Наиболее видное место в «Царстве бессмертных душ» занимает спиритизм. Его современная история началась в марте 1848 года, когда в городе Гайдсвилле, штат Нью-Йорк в одном из домов, принадлежащих некоему Джону Фоксу появились таинственные стуки, принадлежащие «гостям» из потустороннего мира. Уже всего через 2-3 года спиритические сеансы заполонили всю Америку, а затем весь мир. Популярность этого явления с тех пор только нарастает и в наши дни достигла поистине своего апогея. Чем же это вызвано?

Ложные маяки

1). Возможность встретиться и поговорить с умершими близкими и родными… Кто из людей не пережил чувства утраты, потеряв свою мать, отца, сына или дочь? Многие из людей не могут вообще пережить это. Любой человек, изведавший потерю, готов пожертвовать любым, чтобы вернуть или продлить жизнь своему ребенку, матери или жене. Другие готовы пожертвовать собой во имя жизни своего близкого человека, но это в большинстве случаев не может изменить ситуацию. И вот при таком горестном положении вещей спириты обещают встречу с вашими умершими близкими, при которой вы будете не только слышать, но и видеть ваших родных воочию. Вы сможете им задать вопросы, ответы на которые могут знать только они, и этим самым вы убедитесь, что это действительно ваши близкие, а не просто чье-то очень умелое шарлатанство.

2). Возможность загладить вину. Очень часто каждый из нас бывает несправедлив, неблагодарен, невнимателен, а порой и груб к членам своей семьи, друзьям. Нам кажется, что у нас еще будет время все загладить — но их смерть ставит точку в этой возможности, и тогда чувство вины перед ними вспыхивает с небывалой силой. Люди пытаются с опозданием проявить к ним свою любовь и внимание. Одни для этого ставят пышные надгробия, другие каждодневно посещают кладбища, изливая там душу пред могилой, третьи пишут воспоминания, прославляя умершего, четвертые ставят в церквях свечи и заказывают заупокойные службы, и т. д. Но все равно это не приносит чувства покоя и ощущения заглаженности вины. И тут на помощь приходят спириты, говоря: мы поможем вам встретиться с вашими родными и вы сможете у них попросить и получить прощение! Более того, вы сможете спросить их совета по той проблеме, что вас интересует и беспокоит. Ибо для многих людей, лишившихся родителей, даже и совета бывает часто спросить не у кого. Да и чей совет, кроме материнского, может быть более искренним, любящим и бескорыстным? А как бывает важно просто излить душу перед близким человеком! И как страшно и тяжело, когда нет никого, кто бы тебя выслушал, понял и дал совет. И вот спириты утверждают, что с их помощью все эти проблемы будут сняты. Вы получите совет от вашей умершей матери или отца, сможете в любой момент своей жизни, независимо от возраста, излить душу, просто побыть вновь с ними. И для всего этого от вас особо ничего и не требуется. Не надо ничем особо жертвовать, идти за тридевять земель. Нужно просто пойти к ближайшему от вашего дома спириту.

3). Живи — как хочешь, все равно ты бессмертен. Как религиозно-философское учение, спиритизм зиждется на небиблейском догмате о бессмертии души (который, к сожалению, вошел в учение и ряда христианских конфессий) [1]. Согласно этому догмату, вне зависимости от того, какую жизнь прожил человек на этой земле, грешную или праведную, он (его душа) все равно будет жить вечно. Такая теория устраивала и устраивает очень многих.

4). Открывая будущее, спириты утверждают, что с их помощью можно не только искупить прошлое, но и узнать будущее, а так же выслушать советы духов, как избежать тех или иных грозящих неприятностей и бед.

5). Встреча с интересным человеком. Сейчас большой популярностью на телеэкранах пользуются передачи под рубрикой «Встреча с интересными людьми», в которых принимают участие политики, актеры, певцы. Последние для многих, особенно для молодежи, являются кумирами, объектами для подражания. Исполнители многих групп сохраняют популярность целые годы, десятилетия. Однако смерть уносит и этих богов толпы, и поклонники их таланта могут лицезреть своих богов только на кадрах кинохроники. И тут вновь на помощь приходят спириты, обещая организовать встречу с тем, пред талантом которого ты преклоняешься. Ты можешь не только увидеть его, но и поговорить с ним, задать вопросы, поделиться мыслями. Недаром помощью спиритов пользовались и многие политические деятели, желавшие а трудные, ответственные для страны и себя минуты спросить совета у своих мудрых предшественников.

Часто, когда говорят о спиритизме, нам представляются сидящие вокруг стола люди, вызывающие дух Наполеона или Карла Великого, чтобы тот поведал им грядущие события. Такие спиритические сеансы мы можем видеть в фильмах, посвященных событиям XIX — начала XX века (к примеру, эпизод из фильма «Собачье сердце»). У нас в стране увлекались им многие дворяне, интеллигенция, поставленные за черту после Революции 1917 года. Смотря эти кадры, у нас часто возникает улыбка. В таком упрощенном виде большинство представляет спиритизм и сегодня, как безобидное явление. Другие верящие в спиритические сеансы не понимают, что в них плохого, если встретиться и поговорить со своими близкими людьми. И уж совсем мало кто понимает утверждения Библии, что в последнее время спиритизм станет одним из главных орудий в руках сатаны: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:13-14); «…и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13:13-14); «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). «Я видела [написано 24 авг. 1850 г.], что вскоре будет считаться кощунством говорить что-либо против «постукиваний», а сами эти явления получат все более и боле широкое распространение; силы сатаны умножатся, и некоторым из его преданных последователей будет дана власть творить чудеса вплоть до низведения огня с неба на землю пред людьми. Мне было показано также, что эти современные чародеи попытаются все чудеса, содеянные Господом нашим Иисусом Христом, объяснить все теми же «постукиваниями» и гипнозом, и многие поверят, будто все великие дела Сына Божьего на земле совершались той же силой, которая действует в них» [2]. «Посредством спиритизма сатана выставит себя как благодетеля человеческого рода, исцеляя болезни людей и как бы предлагая миру новую, более возвышенную систему религиозной веры, и в то же самое время он будет работать как губитель человеческих душ» [3]. И это действительно так. И сегодня сила спиритизма проявляется в следующих основных направлениях:

* Сатанинские секты. Служение в этих церквях сводится к призыванию злых духов и обращению за помощью к сатане. О распространении сатанизма в современном мире см. выше.

* Шаманизм. Основной обряд этой религии — камлание — представляет собой момент, когда в шамана после многочисленных призывов вселяется злой дух. Избрание нового шамана называется «пересотворение», то есть духи забирают его душу, и переродив ее по своему усмотрению возвращают шаману. В основе всей этой религии лежит поклонение вызываемым духам. Шаманизм сыграл страшную роковую роль в истории народов, его исповедующих [4]. Однако, эти грустные уроки ни кого и ни чему не научили. Сегодня происходит возрождение шаманизма и ту популярность, которую он имеет сегодня, он не имел уже много веков. Так, в Якутии виднейшие политические деятели заявляют: «Шаманизм — якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство» [5]. Сегодня регулярно проходят шаманские праздники, печатаются книги по даной тематике. Акционерные общества «Восточные ворота» и «Сантори» разрабатывают маршруты по святым (!) шаманским местам: Байкал с его Шамаш-камнем, гора Ердэ, остров Ольхон, привольная долина Селенги, Тункинские гольцы. Шаманы занимают места христианских священников и пасторов. Они имеют не только духовный, но уже и политический вес. Многие методы шаманизма проникли в разные сферы, и в частности даже в рок-музыку, которая построена с использованием тех же приемов. Так, «шаманом назвал Рей Манзарек, пианист вокального квартета «Дорз» рок-певца этого квартета Джеймса Дугласа Моррисона» [6].

* Языческие религии. Практически в каждой языческой религии одно из центральных мест занимает культ предков, основанный на вере в существование душ умерших родственников, вождей. Многие из этих обычаев вошли позже в некоторые христианские церкви и благополучно дожили до нашего времени. Это: понятие о 9 и 40 днях, обычай завешивать зеркала и оставлять пищу на могиле. В различных странах разработаны всевозможные обряды, связанные с общением с душами умерших, методами расположения их к себе, узнавания через них воли богов и будущего [7]. Сегодня спиритические сеансы распространены практически во всех языческих культах Африки, население которой в подавляющем большинстве до сих пор составляют язычники [8]. Только по официальным данным их придерживается 42% населения. А в таких странах, как Либерия, Мозамбик последователи традиционных культов составляют 70% населения, в Центрально-Африканской республике свыше 80%. «Некоторые западные авторы даже считают культ предков наиболее характерной религией тропической и южной Африки. Объектом почитания, как правило, бывают прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписываются сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло» [9]. Языческие культы продолжают жить и в Океании, составляя только по официальным данным: 15% населения Вануату, 7% — Папуа-Новой Гвинеи, практически все коренное население Австралии и племя маори Новой Зеландии, 5% Соломоновых островов. Есть язычники и среди полудиких племен индейцев Северной и Южной Америки. Однако было бы ошибкой считать язычество признаком отсталости населения. Напротив, сегодня его бурный всплеск и популярность наблюдается как раз в Европе. «Духовное возрождение общества и свобода вероисповедания сыграли в новом становлении оккультной друидической культуры ключевую роль. Все больше стало групп, чтящих древних друидских богов и традиции. Снова появляются мастера, пользующиеся приемами магии друидов и обучающие новичков. Многие группы оккультистов объединяет созданная в 1995 году Лига Свободных Обществ… Лига Свободных Обществ связывает некоторые города трех государств — России, Беларуси и Украины. Это Москва, Санкт-Петербург, Киев, Одесса, Минск, Гомель и другие… Друидические организации существуют сейчас во многих государствах Западной Европы. К примеру, на территории Великобритании официально зарегистрированы три такого рода организации, во Франции — две, существуют несколько в Италии, Германии, Норвегии, Швеции и Финляндии. И это не считая организаций, не зарегистрированных официально, каких, как известно, большинство» [10]. И это только по друидским организациям! Выше мы уже рассмотрели проблему возрождения язычества в России. В канун XXI века язычество вновь становится одной из крупных религий мира, неся учения спиритизма в широкие массы населения.

* Спиритические религии. Сегодня в мире существуют религии, которые ученые относят к группе спиритических, ибо это явление составляет до 90% всей их философии. Родоначальниками этих религий стали негры, вывезенные в свое время рабами в Америку. Там и зародились эти откровенно оккультные религии, вобрав в себя черты африканских культов, колдовства и европейского спиритизма. К таким религиям относятся умбанда и кандомбле в Бразилии, воду на Гаити, шанго на Тринидаде, покомания на Ямайке. Так, в культе воду (или вуду) существует такое явление, как зомби. Суть его состоит в том, что по поверьям последователей вуду тела мертвых людей можно вернуть к жизни при помощи магических обрядов. Воскресшие в результате этого мертвецы и есть зомби, выполняющие любой приказ колдуна. Последний пользуется непререкаемой властью и авторитетом, который возрастает от того, чем больше у него в повиновении зомби [11]. Поэтому массовые насильственные убийства до сих пор практикуются в этом культе. Религия умбанда сегодня является одной из главенствующих в Бразилии. Так, только в одном Рио-де-Жанейро постоянно посещают спиритические сеансы 667 тысяч человек! [12]. Умбанда представляет собой жесткую в административном плане организацию, ведущую активную миссионерскую деятельность. Так, конференция умбанда имеет Верховный совет и следующие отделы: культуры, юридический, лечебный, зубоврачебный, развлечений, социальной помощи, пропаганды, спирито-умбандистской доктрины, астрологической науки [13]. Спиритические сеансы, колдовство, приемы черной и белой магии составляют сущность умбанды. Ее медицинские учреждения основаны на принципах хилерства, парапсихологии и гипноза. Однако, спиритические церкви существуют и процветают не только в Латинской Америке, но и в ведущих экономически развитых странах мира. Сегодня насчитывается три основные спиритические церкви:

1) Международная генеральная ассамблея спиритов, основанная в 1936 году в г. Буффало, штат Нью-Йорк. В 1940 году она насчитывала 90 спиритических церквей и 1350 членов [14], в 1952 году уже 182 церкви и 157 тысяч членов [15]. В 1956 году уже 164072 человека регулярно посещали эту спиритическую церковь [16]. В настоящее время количество ее последователей составляет несколько миллионов.

2) Национальная спиритическая ассоциация церквей, которая определяет себя, как «организацию, которая состоит из верующих в то, что спиритизм есть наука, философия и религия; основанием веры являются факты контактирования представителей этого и иного миров». К 1989 году она насчитывала уже 142 церкви [17]. Члены этой церкви «имеют собственную семинарию, в которой проходят подготовку будущие служители. В церквах проводятся регулярные служения, во время которых соблюдаются привычные религиозные обряды: пение, молитвы и т. д. Все это сочетается с практикой «общения с духами». Ассоциация содержит лагеря, которые служат центрами инструктажа, церковных служений и медиумического общения» [18].

3) Национальный спиритический союз США — наиболее законспирированная из этих трех организаций, не дающая сведений о своем количественном составе и деятельности. Заявляя о себе лишь то, что их «церковь, основанная в 1913 году исповедует веру в сверхъестественные личностные и безличностные проявления иных миров, с которыми можно войти в контакт» [19].

* Харизматические церкви. Наиболее опасное и неожиданное проявление имеет спиритизм в христианских церквах харизматического толка. В предыдущей работе «Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета» (Харьков: Факт, 2001) мы подробно анализировали природу этих церквей, поэтому здесь приведем лишь некоторые высказывания о них, сделанные самими идеологами харизматического движения. «Харизматическое обновление общин — это духовное пробуждение внутри церкви. Оно рассматривает себя, как точку пересечения многих богословских и спиритических импульсов современного христианства» — так говорится в «Богословских директивах харизматического обновления общин в Евангельской церкви от 2 марта 1976 года» [20]. Один из идеологов харизматизма Мортон Кэлси ставит черту равенства между силой, которая проявляется в шаманизме и которой обладал Иисус Христос, находясь на нашей земле: «Иисус был могущественным человеком. Он был сильнее всех шаманов. Мои студенты начинают понимать значение Иисуса лучше, когда читают книги «Шаманизм» Мирсея Элиаде и «Путешествие в Икстланд» Карлоса Кастанеды… Это в точности тот же род пси-силы (сверхъестественной силы), которой владел и Сам Иисус» [21]. Таким образом сатанизм в служении шаманов и оккультные книги Кастанеды становятся в один ряд с Христом. Постулаты харизматии имеют чисто оккультные корни, даже в своих названиях. Так, там присутствуют явления визуализации, медитации, четвертого измерения, и даже йоги. По утверждению харизматов, «сны и видения — это основной материал, используемый Святым Духом для того, чтобы что-то создать для нас» — пишет один из известных проповедников этого движения Йонги Чо [22]. Цель харизмата получить, как они говорят, дары Святого Духа, чтоб Дух говорил и действовал через них. Для этого они приходят во время служения в совершенное исступление, молясь целыми часами, а так же используя вышеизложенные методы, что и в магии — медитация, визуализация и т. д. Проявление этих даров: бормотание на тарабарских языках, неудержимый хохот, повержение и катание по полу — так же очень ярко свидетельствуют о том, что их природа уходит в бездну. Харизматия, основанная на вызывании духов сегодня стала надконфессиональным явлением, имея в своих рядах католиков, баптистов, евангелистов, лютеран и т. д. Сегодня открываются в каждом городе харизматические церкви, а общая численность их приверженцев более 300 млн. по всему миру. И главная опасность состоит в том, что большинство людей считает, что получает и общается со Святым Духом, в действительности же идет прямой контакт с бесами [23].

* Спиритизм в традиционных христианских церквях. Несмотря на то, что спиритизм всячески осуждается официальными христианскими церквями (католичество, православие), в идеологии самих этих церквей явление спиритизма присутствует, и весьма широко. Этому в первую очередь конечно же способствует языческая доктрина о бессмертии души, совершенно противоречащая учению Христа, но принятая в этих церквях. Поэтому воспитанные в их лоне большинство населения земли воспринимает спиритический сеанс, как реальную возможность встретиться со своими умершими близкими. А ведь если бы эти церкви учили библейскому пониманию души (что она умирает вместе с телом и от тела неотделима — 1-Фесс. 5:23), то этим самым под спиритизмом была бы выбита его главное основание — догмат о бессмертии души. И люди бы понимали, что спириты вызывают на сеансах не души их умерших родственников, которых просто нет, а злых демонов. Однако, помимо этого и в учении многих государственных церквей присутствует спиритизм. По этому вопросу крупнейший этнограф XIX века Эдуард Тайлор замечает: «Хотя культ предков отсутствует в современном христианстве, тем не менее следы его сохранились совершенно отчетливо, хотя бы в виде «сонма» святых, которые были когда-то людьми, а теперь образуют класс низших божеств, принимающих деятельное участие в делах людей, которые обращаются к ним с молитвами и благодарностями…» [24]. При помощи специальных молитв верующие обращаются к святым, и те часто отвечают, являются им. Так, «интересно отметить пережитки, связанные с почитанием мертвых, в современной Европе. Широко распространен взгляд, что ведовство выродилось в образованных классах. Но можно привести примеры, показывающие распространение и поныне идей, подобных тем, которые господствовали тысячу лет назад. В церкви иезуитской коллегии в Риме погребено тело святого Алозия Гонзага, в день памяти которого существует обычай — в особенности между учениками этого заведения — писать ему письма, которые кладутся на его разукрашенный алтарь и потом сжигаются нераспечатанными. Чудесные ответы на эти письма описаны в книге: Beste. «Powadays at home and abroad», вышедшей в Лондоне в 1870 г. В заключение отметим, что и в наше время умершие пользуются еще поклонением большей половины человеческого рода» [25]. Описаны десятки чудес явления якобы девы Марии, святого Петра, плачущих икон, говорящих статуй. Мы не хотим обидеть чувств ни кого из верующих, но в контексте Библии и учения Христа мы должны отметить, что за многими из них, помимо махинаций священнослужителей, стоят и темные силы.

* Спиритизм в религиях мира. Практически в каждой из современных религий присутствуют явления спиритизма.

Так, в конфуцианстве «В Китае, как известно всякому, почитание предков есть преобладающая религия страны… Живые нуждаются в помощи духов предков, которые награждают добродетели и наказывают пороки… Духи Сан-ки-та-те и Чинг-юэн-тсе отправляются за дарами, приносимыми в их храмы, и возвращаются веселыми и раскрасневшимися от угощения. Дух Конфуция также присутствует в храме, где дважды в год император приносит ему жертвы… Гадание при помощи одержимых духами весьма распространено в Китае. Сюда относится, например, случай, когда женщина-медиум садится за стол и погружается в созерцательное состояние, пока в ее тело не войдет душа того умершего, от которого желают получить вести и который тогда через медиума начинает говорить с окружающими. Таковы же порицания медиума-мужчины, в которого после призывов и месмерических приемов входит божество, придавая ему при этом божественный вид и осанку» [26].

Синтоизм. «В Японии «путь ками», известный иностранцам более под именем религии Синто, … почитавших своих божественных предков ками, которых они молили о помощи и благодати» [27].

Буддизм. «В Сиаме низшие слои общества боятся молить великих богов, чтобы как-нибудь по своему невежеству не запутаться в сложном ритуале. Они предпочитают обращаться к «тепаракам», низшему разряду божеств, среди которых души великих людей занимают свое место после смерти» [28].

Индуизм. В «Индии… существуют целые разряды демонов, некогда бывших душами людей, преимущественно оставленных без погребения, умерших от чумы или насильственной смертью, а так же холостых мужчин и женщин, умерших во время родов. За это они обращают свою мстительность против живых. Их можно, однако, умилостивить постройкой храмов или жертвами, и, таким образом, они становятся особым классом местных божеств. В эту категорию попала и демоническая душа какого-то жестокого английского офицера, которого туземные почитатели в Тинневельском округе все еще стараются умилостивить, принося на его могилу водку и сигары, которые он любил при жизни» [29].

Спиритизм и эзотерика. Таким образом, спиритизм пронизал практически все сферы религиозной жизни современного человека в самых разнообразных проявлениях, порой как мы видели весьма неожиданных. Его жертвами являются сотни миллионов людей, попробовавших в своей жизни всего один раз вызвать джинна из бутылки, но будучи не в силах загнать туда его вновь.

* Собственно спиритические сеансы. Наконец, сегодня в каждом городе есть много спиритов, которые регулярно проводят для желающих встречи с духами. Они проводят свои сеансы в бывших домах культуры и театрах, на квартирах и в палатках на набережной.

Спиритизм открыл прямой доступ злым духам к людям, при котором сами люди идут навстречу с дьяволом, порой и не подозревая об этом. Такие регулярные встречи с бесами проводили виднейшие политики XX века, среди которых в частности И.В. Сталин (его личным медиумом был Вольф Мессинг), А. Гитлер, являвшийся сам медиумом, Г. Гиммлер. Что советовали бесы этим людям, видно по их деяниям. Услугами спиритов сегодня пользуются практически все мировые политики. Так что сегодня спиритизм весьма многолик, поражая своими щупальцами различные слои общества вне зависимости от возраста, национальности, социального положения. Спиритизм является так же одной из основ оккультизма, магии, астрологии, разных видов гаданий.

Осторожно, камнепад!

1). Самообман. Дело в том, что основной фундамент спиритизма — положение о бессмертии души — является ложью. Согласно Священному Писанию, бессмертной души не существует (см. Еккл. 9:5, 6, 10; 2-Царств 12:22-23). Этот страшный обман был сфабрикован сатаной еще в Едеме, а затем включен в догматы ряда христианских церквей, со времен римского императора Константина, когда произошло слияние христианства с язычеством (неотъемлемой частью которого была вера в бессмертную душу). Поэтому нужно помнить, что со своими умершими близкими, друзьями, знакомыми, деятелями политики или культуры прошлого мы встретиться не можем, ибо их нет! Они воскреснут только или при Втором Пришествии Христа, или после Последнего Суда, чтобы получить воздаяние — либо вечную жизнь, либо вечную смерть.

2). Прямой контакт с бесами. Поэтому, отправляясь на спиритический сеанс, люди должны понимать, что идут на прямой (!) контакт с бесами. Задумаемся над этим! Ибо многие сегодня идут на такие сеансы просто из-за любопытства, от скуки или чтобы потом посмеяться над всем происшедшим с друзьями за кружкой пива. Смех действительно будет, но не у вас, а у бесов, радующихся, что привели к себе еще одного человека.

3). Принятие сатанинского подданства. Участвуя в спиритических сеансах, люди тем самым открыто отвергают Бога и вступают на территорию царства зла, получая автоматически его гражданство. Ибо в отличие от современных стран, где на получение гражданства, порой, уходят годы, в империю Люцифера его оформляют сразу и без задержек. И с этого времени вы уже не принадлежите себе. Вступив в контакт с бесами, вы уже не откажетесь просто так от их руководства. Они подчинят себе вашу психику, мысли, чувства, превратив в послушное для себя орудие, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В следующей части мы узнаем о том, как нам выйти из современного Египта — духовного Вавилона, Царства бессмертных душ. Мы узнаем, что сегодня современным людям, если они хотят быть спасенными, необходимо, как и 3500 лет назад, перейти пустыню, взять Иерихон, остановить солнце. Мы узнаем, что это символизирует сегодня в нашей жизни, а так же через библейские пророчества увидим грядущие апокалиптические события.

Примечания к 8 главе

[1] См.: Опарин А.А. И камни возопиют… — Харьков: Факт, 2000, стр. 87-92.

[2] Уайт Е. Ранние произведения: Пер. с англ. — Заокский: Источник жизни, 1998, стр. 86-87.

[3] Уайт Е. Великая борьба: Пер. с англ. — Заокский: Источник жизни, 1993, стр. 588-589.

[4] См.: Опарин А.А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000, стр. 67-69

[5] Наука и религия. 1993, No12, стр. 26.

[6] Наука и религия. 1993, No12, стр. 31.

[7] Подробнее о культе предков в религиях мира см.: Фрезер Д. Золотая ветвь. — М.: АСТ, 1998.

[8] Шпажников Г.А. Религии стран Африки. — М.: Наука, 1966.

[9] Настольная книга атеиста. — М.: Политиздат, 1987, стр. 83.

[10] Тайны друидов (энциклопедия тайн и сенсаций). — Минск: Литература, 1998, стр. 438, 432-433.

[11] Религии мира: энциклопедия, в 2 т. — М.: Аванта+, 1996, том 2, стр. 599.

[12] Kloppenburg B.A. Umbanda on Brasil. Petropolis, 1961, p. 53.

[13] Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». — М.: Политиздат, 1983, стр. 268.

[14] Yearbook of American and Canadian Churches (1941).

[15] Ibid. (1953).

[16] Ibid. (1958).

[17] Ibid. (1973; 1974; 1989).

[18] «Spiritism», The New International Dictionary of the Christian Church, rev. ed. (1981), p. 926.

[19] Yearbook of American and Canadian Churches (1976).

[20] Kopferman W. Charismatische Gemeinde Erneuerung. Hamburg, 1981, s. 53.

[21] Hunt D. Die Verfuchrung der Christen heit. CLV, Bielefeld, 1987, s. 133.

[22] Cho Y. Erfolgreiche Hauszellarbeit. Christe Gemeinde, Koeln, 1987, s. 155.

[23] Брюне В. Игра с огнем (на рус. яз.). CLV, Bielefeld, 1992; Хазел Г. Дар языков. — Заокский: Источник жизни, 1994.

[24] Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. — Смоленск: Русич, 2000, стр. 314.

[25] Тайлор. Указ. соч., стр. 316.

[26] Тайлор. Указ. соч., стр. 312-314, 328.

[27] Там же, стр. 312.

[28] Там же, стр. 312.

[29] Там же, стр. 307.

Часть IV. Исход спустя 3500 лет