В пустыне Нью-Йорк

На географических картах мира обозначены великие пустыни: Сахара, Гоби, Каракумы… Целые океаны песка, несущие смерть всему живому. Пустыни, их прогрессирующее увеличение стали проклятием нашего времени, показателем глубокого экологического кризиса, в который погружена сегодня наша Земля. Пески таят под собой целые города и некогда блистательные империи. Они хранят миллионы костей несчастных, не сумевших их преодолеть. Однако ни на одной карте мира не найти пустыни Нью-Йорк, Москва или Лондон. А между тем эти пустыни есть, и они по своему коварству и опасностям не уступают Сахаре или Каракумам. Наша современная духовная жизнь весьма сходна с событиями, описанными в Исходе, который пережил израильский народ. Мы так же, подобно ему, если хотим быть спасены, должны выйти из своего Египта — Духовного Вавилона. А затем, пересеча пустыню, дойти до Ханаана, но Ханаана Небесного. Пустыня была для иудеев временем испытания их веры, духовного совершенствования. Так же и сегодня пустыня в нашей жизни символизирует наш жизненный путь из Вавилона в Ханаан, путь со своими скорбями, невзгодами, соблазнами, которые таятся в пустынях Нью-Йорк, Москва, Киев. Древний Израиль не смог пересечь пустыни, и весь народ кроме двух человек лег костьми в необъятных песках. Почему пал Древний Израиль? Что помешало ему перейти пустыню? Не мешают ли эти факторы сегодня и нам на нашем пути к Небесному Ханаану, к вечности, к Богу?

Итак, Израиль погиб вследствие восьми основных причин.

1). Ропот на жизненные трудности. Исследуя книгу Исход, мы видели, что весь путь иудеев по пустыне можно было бы назвать историей нескончаемого ропота. Они были свидетелями силы Божией, явленной в Египте в виде десяти казней, чуда на Красном море и т. д. Но, несмотря на все это, встретив на пути любую мало-мальски сложную ситуацию, народ начинал стенать на трудности в их жизни. «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16:2-3). И подобное повторялось не раз. Вместо того, чтобы обратиться к Богу за помощью в молитве, они начинали сразу же роптать. «Все плохо! Все плохо, что же делать?! Как жить?! Что же будет с нами?!..» Не бывает ли так, что и в нашей жизни встречается нечто подобное? Вместо того, чтобы доверить ситуацию Богу, попросить Его помощи и защиты, мы начинаем роптать и стенать. Мы забываем при этом обо всем на свете. Перед нами стоит только наша проблема, и больше ничего. Мы зацикливаемся на ней. У нас нет даже сил посмотреть вокруг и подумать о путях ее разрешения. Господь долго терпел ропот народа, но чаша Его долготерпения была, наконец, переполнена и милость уступила место суду. Так и наш нескончаемый ропот на жизненные трудности, постоянные недовольства могут привести к тому же плачевному результату.

2). Недоверие Божьим обетованиям. Обращаясь к народу, Господь многократно говорил им о том, что если они будут верны Ему — войдут в Ханаан и сокрушат всех его языческих властителей, какими бы те ни были сильными. Великими чудесами, явленными народу Господь показал неизменность Своих обетований. Но вместо того, чтобы довериться Богу, поверить Его обещаниям, народ постоянно сомневался в их правдоподобности, при каждом удобном случае выражая к ним свое недоверие. Не бывает ли так и у нас, что мы не верим в Божью способность разрешить наши проблемы и трудности, не верим Его обетованиям, записанным в Библии, ставим под сомнение изложенные в ней события. Но со страниц Священного Писания Бог, обращаясь к нам, говорит: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19). Сегодня Бог обращается к каждому жителю земли, обещая прощение и спасение, если человек придет к Нему и доверится всем сердцем. Израиль не поверил в свое время Божьим обетованиям и погиб. Верим ли мы сегодня Божьим словам?

3). Ропот на Бога. Ропот на жизненные трудности, недоверие Божьим словам привели, наконец, израильский народ к ропоту на Самого Господа. «И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Числ. 14:3). Это было прямым оскорблением Творца. И этот при том, что на протяжении очень долгого времени Бог являл им постоянно доброту и любовь, снисходя к их слабостям. Он постоянно проявлял о них самую нежную заботу. И в ответ на это народ отплатил черной неблагодарностью, бессовестным ропотом. Но ставить все точки над «i» над Древним Израилем легко. Тяжелее спросить самих себя, не бываем ли и мы подобны Израилю. Не бывает ли и так, что встретившись в жизни с испытанием, мы начинаем роптать на Бога, говоря — зачем это Он допустил то или иное в нашей жизни? Мы забываем при этом слова апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Ропща на Бога, мы этим самым показываем, что знаем лучше Своего Создателя, что нам нужно. Этим мы ставим себя выше Самого Бога, идя тем самым по пути Люцифера, которого гордыня превратила из светоносного херувима в дьявола. Ропот против Бога и Его постановлений привел к восстанию против Моисея, приведя к гибели целого народа. Эта участь может постигнуть и каждого из нас, если пойдем по пути ропота против Творца.

4). Страх перед трудностями и испытаниями. Когда Израиль подошел к Обетованной Земле, Моисей выслал 12 соглядатаев осматривать землю. Десять из них, вернувшись назад, сказали: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые…» (Числ. 13:32-33). Объективно они были правы; взять своими силами Ханаан Израиль не мог. Но этого и не требовалось. Ибо Господь сказал, что Сам будет воевать с отступившими от всяких нравственных норм хананеянами. Но эти соглядатаи, а за ними и весь народ «вывели» Бога из игры. И поэтому страх перед предстоящими трудностями и испытаниями заставил их отречься от намерения войти в Ханаан, отказаться от того, что говорит сделать Бог, обещая при этом Свою помощь. Не бывает ли так и у нас, что, идя Божьим путем, следуя Закону, встретив на пути трудность мы вместо того, чтобы обратиться за помощью к Богу, отказываемся от намерения идти путем Христа в воспитании своего характера, следовании заповедям? Не отступаем ли мы порой от истины, встретив испытание? Не идем ли на компромисс с совестью всякий раз, когда встречаем трудности на пути следования за Богом? Пусть, когда у нас возникнет такой соблазн, мы вспомним горький опыт Израиля и его преждевременную гибель в пустыне.

5). Соблазны этого мира. Во время своего странствования иудеи при Ваал-Фегоре встретились лицом к лицу с мерзкими обычаями языческого мира (Числа 25 глава). Обольстительные моавитские женщины ввели народ в грех. Причем народ впал в этот грех с удовольствием, буквально бросившись ему на встречу. А ведь он знал о том, что VII заповедь говорит о прелюбодеянии. Он знал, как Господь ненавидит этот грех. Следствием потакания своим похотям стала гибель 24 тысяч израильтян. Соблазны этого мира предлагает сегодня сатана и каждому из нас, соблазны, подобранные индивидуально под каждого из нас. Это и алкоголь, табак, наркотики, проститутки, «плохо» лежащие деньги, нечистые зрелища, развращающая литература и т. д. Не имеют ли эти и подобные им грехи власти над нами? И, если да, то будем чаще вспоминать смерть нескольких тысяч израильтян.

6). Смешение истины с ложью. Когда Моисей долго отсутствовал на Синае, народ призвал Аарона соорудить золотого тельца, который бы им был символом Бога, который вывел их из Египта. Заметим, иудеи допустили здесь один из первых в истории церкви компромиссов между истиной и ложью. Они соорудили тельца — типично языческий идол, стали ему служить со всеми отвратительными подробностями, что отличали языческие культы (см. главу «Когда звездам стыдно» данной книги). Но при этом связали тельца и культ с именем Истинного Бога. Подобное произошло спустя 1800 лет, когда в IV веке х. э., принимая христианство как государственную религию Древнего Рима император Константин, дабы удовлетворить как христианскую, так и языческую часть населения, взял и смешал христианское учение с языческой философией и культом. Так многочисленных языческих богов сменили святые, богиню Исиду назвали девой Марией, празднование субботы было перенесено на языческий день солнца (только в русском языке имеющий название воскресенье), вошло и лжеучение о бессмертии души. Вместо скромных молитвенных домов стали строить роскошные храмы в языческом духе и стиле, и т. д. Поэтому, когда мы, считая себя христианами поклоняемся иконам, молимся святым, признаем бессмертие души, не соблюдаем субботу, то мы идем по пути древних израильтян, соорудивших тельца — смесь истины с ложью. Христос, как и две тысячи лет назад, говорит каждому человеку: «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). Спросим себя, не относятся ли эти слова Христа к нам? Не чтим ли мы более воли Бога предания и человеческие постановления? Будем так же помнить о судьбе тех, кто, зная истину, все же соорудил тельца.

7). Сомнение в истине. Идя по пустыне, израильтяне часто начинали сомневаться в том, действительно ли Бог сказал Моисею, что надо идти в Ханаан, что они идут верной дорогой. Т.е. они не восставали открыто, не отвергали обетований, а начинали сомневаться в них. Точно ли? Так ли? Потом же растущее сомнение приводило к открытому ропоту и восстанию. Подобное сомнение сатана роняет в сердце человека и сегодня, начав еще со времен Евы, сказав ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Заметим, дьявол не отверг Божьих слов, а в начале только зародил в сердце Евы сомнение. Так и нам он сегодня говорит: «точно ли надо святить субботу, может быть можно воскресенье? Какая разница, какой день праздновать». Или: «а разве нельзя курить, ведь в Библии нет прямых мест, воспрещающих делать это». Словом, при желании и помощи сатаны человек всегда может поставить под сомнение ту или иную истину и оправдать свои действия. Вопрос только в том, что это приведет к гибели и несчастьям.

8). Самонадеянность. После открытого восстания Бог сказал, что Израиль войдет в Ханаан только спустя 40 лет. Но народ решил поступить по-своему: «Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы» (Числ. 14:44-45). Они вступили в бой без Божьего согласия и даже вопреки ему. Пожав при этом полное поражение. Так и мы в своей жизни очень часто совершаем те или иные поступки без Божьего согласия или не спросив Его совета по этому вопросу. Нам кажется, что мы знаем, как надо поступить. Даже, делая что-то доброе на первый взгляд, нам необходимо спросить совета у Бога. Ибо только Он знает конечные последствия и исход дела и то, что в начале кажется добром, в конечном счете оборачивается во зло. В книге Деяния апостолов описан случай, когда апостолы хотели идти проповедовать в Асию, но Святой Дух запретил им делать это. Ибо обстоятельства в этой местности были сейчас неблагоприятны для проповеди (Деян. 16:6-7).

Итак, мы увидели, что факторы, приведшие израильский народ к гибели в пустыне, могут погубить и к сожалению губят нас на нашем пути к Небесной Отчизне. Но как же нам дойти и не погибнуть в пустыне? В этом помогут нам восемь правил, следуя которым, мы можем быть уверены, что дойдем до Небесной Отчизны:

1). Не оглядываться назад. Идя по пустыне, израильский народ постоянно оглядывался назад в сторону Египта, страны своего рабства и греха. Подобно им в древности с грустью обернулась назад жена Лота, посмотрев на оставляемый Содом. Ей было жаль оставлять этот город, свое имущество, друзей, образ жизни. Точно так же и мы, выйдя сегодня из греховного Вавилона и вступив на путь праведности, часто оглядываемся назад, сожалея о своих излюбленных грехах, которые нам пришлось там оставить. Мы хотим кое-что сохранить из всей прежней греховной жизни, хотя бы маленькую частичку. И часто, оглянувшись на миг, мы поворачиваем назад и возвращаемся к прежнему образу жизни во грехе и пороке. Однако, если мы все же хотим спастись, мы должны научиться не оглядываться с сожалением назад на прежнюю оставленную греховную жизнь, но забывая заднее, простираться вперед (Флп. 3:13-14).

2). Научиться благодарить за все Бога. Израильский народ, как мы видели, попадая в трудные ситуации не только не обращался к Богу в молитве, но и открыто роптал против Него, в результате чего пал в пустыне. Чтобы не повторить их участи, нам нужно научиться благодарить Господа за все, что Он допускает в нашей жизни. Благодарить, когда нас предают, когда мы теряем близких и друзей, когда физический недуг постигает нас. Этому очень тяжело научиться, да и человеку самому, пожалуй, и нельзя достичь этого. Только прося у Бога помощи возможно научиться этому. Мы должны понимать, что если мы вверяем свою жизнь в руки Творца, то все, что бы не происходило с нами, будет нам во благо (Рим. 8:28). Наверное, в своей жизни каждый может вспомнить ни один случай, когда вначале неприятное происшествие затем оборачивалось во благо. Так, одна семья опоздала на теплоход «Адмирал Нахимов», в результате чего пропали большие деньги за путевки и был испорчен отдых. Однако затем, когда пришла весть о трагической гибели этого корабля, найти людей более счастливых, чем эта семья, было трудно. Когда мы страдаем, Господь страдает при этом больше нас. И Он допускает это только к нашему же добру, желая очистить наш характер, приготовив его к вечности. Попробуйте от чистого сердца поблагодарить Бога за допущенные в вашей жизни проблемы и неприятности, вручите их Творцу, и вы почувствуете облегчение и радость в душе.

3). Не смешивать истину с ложью. Мы уже говорили, что Израиль в своем служении Богу многократно допускал смешения правды и лжи, учения Господа и язычества, следствием чего стала их гибель. Поэтому мы в своей духовной жизни не должны допускать подобного смешения, соединения учения Христа, Библии с преданиями и традициями. Наша религия должна быть освобождена от языческих наложений в виде икон, святых, веры в бессмертие души и т. д.

4). Взирать не на предстоящие трудности, а на Бога. Древние иудеи, сталкиваясь с проблемами и невзгодами, заостряли на них свое внимание, забывая о Боге. Они видели неприступные ханаанские крепости и в ужасе отступали на своем духовном пути. Чтобы не повторить их ошибок, нам нужно научиться взирать на Бога в любых обстоятельствах, какими бы сложными они ни были. Мы должны научиться верить, что если мы доверимся Создателю, то перед нами падут любые крепости, воздвигнутые сатаной. Мы сможем победить любой грех.

5). Иметь терпение. Пожалуй, наиболее характерной чертой израильского народа было полное отсутствие терпения. Встретив испытание на пути и не решив его в короткие сроки, народ начинал роптать и стенать. Терпения не хватает сегодня и нам, людям, живущим в 2002 году. Нам нужно получить все, что мы хотим сразу и в полном объеме, чего бы это ни касалось. Будь то вопросы материальной или духовной жизни. А между тем терпение является одним из необходимых качеств для нашего спасения: «…но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…» (Рим. 5:3-4).

6). Научиться ободрять других. Библия нам рассказывает, что когда праведные дети Божьи попадали в трудные ситуации, они не только не паниковали, не теряли терпения, а ободряли других людей, поддерживая их веру. Это и Халев с Иисусом Навином (Числ. 14:9), и Моисей, и царь Езекия (2-Пар. 32:7-8). Поэтому и нам нужно научиться в сложных ситуациях не замыкаться в себе и на себе, а помогать другим людям словом и делом. И, помогая другим, мы почувствуем, что наши собственные силы не только не убавились, а наоборот увеличились.

7). Уметь благодарить Бога за Его благословения нам. Мы уже подчеркнули о необходимости научиться благодарить, находясь в трудных обстоятельствах. но нужно так же уметь благодарить Бога и за Его благословения нам. В книге Исход мы читаем о многочисленных чудесах и благословениях, данных Богом Израилю. Переход через Красное море, столбы огненный и облачный, манна и т. д. Но мы ни разу не читаем о том, чтобы иудеи хоть раз поблагодарили за это Бога. Нет, они воспринимали это все, как должное. И даже боле того, после этих знаков любви и заботы дальше отходили от своего Творца. Так и мы в своей жизни очень часто являемся неблагодарными людьми. Мы вспоминаем о Господе только тогда, когда нам плохо или что-то нужно от Него. Когда же нам хорошо, то мы предпочитаем жить своим умом. Но еще более страшно, когда на словах мы благодарим Бога, проявляя при этом полную неблагодарность к людям, которые что-то сделали для нас. Мы считаем, что все люди нам обязаны. На это апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-Ин. 4:20). Только научившись благодарить ближнего мы научимся быть благодарными и Богу.

8). Помнить свой путь. Исследуя книгу Исход, мы видели, что порой падение израильтян вызывалось одними и теми же причинами. Это было связано с тем, что народ не анализировал свою жизнь, свои взаимоотношения с Богом. Он забывал уроки, данные ему Господом и обжигался вновь и вновь на тех же грехах. Так и мы часто согрешаем одним и тем же грехом, забывая или не желая вспоминать тех последствий, которые уже у нас были после согрешения. Царь Давид пишет: «…ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5). Моисей развивает эту же мысль: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:2). Если мы хотим быть в числе спасенных, мы должны помнить свой путь.

Итак, следуя этим правилам, мы можем быть уверены, что достигнем конца своей духовной пустыни. Но, пересеча ее, перед нами, как когда-то и перед Израилем, вырастут неприступные стены Иерихона. Конечно, уже не того, что брал Навин, но не менее грозного и мощного. Чтобы спастись, каждому человеку необходимо взять штурмом свой Иерихон. О том, что является сегодня в нашей жизни Иерихоном и как его победить, мы узнаем в следующей главе.