6. Небесное воинство

Библейская астрономия

«Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2). Библейские авторы часто упоминают звездные небеса, неизменно благоговея перед их красотой, совершенством и величием. Мы можем и не знать, каково особое божественное предназначение каждой из мириадов звезд Вселенной, но главная их цель — прославить своего Творца. В предыдущей главе мы показали, что, согласно Библии, Вселенная обрела современную форму не в процессе эволюции; она имела ее с момента сотворения! В этой главе будут рассмотрены различные объекты небесной Вселенной в свете библейского повествования. Зачем Бог сотворил такое количество и такое разнообразие звезд? Существуют ли в космосе другие звездные системы с планетами, подобными нашей? Что говорит Библия о нашей Солнечной системе с ее Солнцем и Луной, планетами и кометами, астероидами и метеоритами? Говорится ли в Библии о внеземной жизни? Подкрепляются ли научными фактами из современной астрономии различные библейские стихи, рассказывающие о небесах? Эти и другие вопросы мы сейчас обсудим.

Количество звезд

Первое, что хочется спросить о звездах, — сколько же их? Взглянув на небо в ясную ночь, мы будем потрясены огромным количеством светил, рассыпанных по всему небосклону. Но без телескопа увидеть можно лишь около четырех тысяч звезд, и маловероятно, чтобы это количество послужило причиной многочисленных странных на первый взгляд утверждений Библии об их числе. Например: «…Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17). «Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего…» (Иер. 33:22).

Как бы ни истолковывалось слово «семя», упоминаемое в этих стихах (в смысле духовного семени, или в смысле невозможности физически сосчитать многократно увеличивающееся число потомков, или как-нибудь еще), основанием такой связи является возможность привести соответствующий эквивалент в виде меры количеством звезд и количеством песчинок. Поскольку насчитать четыре тысячи (или сколько их получится) видимых звезд довольно легко, это сравнение может означать только, что количество звезд на небе (в том числе и неизвестных человеку в древности) сосчитать так же невозможно, как все песчинки. Бог говорил и Аврааму, что сосчитать потомков его будет так же трудно, как счесть звезды (Быт. 15:5)[63] или сосчитать песок земной (Быт. 13:16).

Итак, хотя никто не может с уверенностью назвать эти числа, они по крайней мере сравнимы по величине. С помощью существующих ныне гигантских телескопов (см. рис. 7) астрономы статистическим путем определили, что количество звезд в известной части Вселенной приблизительно равно 1025 (то есть десяти миллионам миллиардов миллиардов). Можно подсчитать также, что это число сравнимо с количеством песчинок в мире.[64] Во всяком случае, сосчитать по порядку до этого числа невозможно. Даже если считать со скоростью двадцать чисел в секунду, все равно потребуется по крайней мере 100 миллионов миллиардов лет, чтобы досчитать до 1025!

Вполне возможно, что количество звезд действительно бесконечно! Поскольку Бог бесконечен и Он — Творец Вселенной, нет никаких оснований полагать, что наши телескопы или наша релятивистская математика когда-нибудь достигнут ее границ. Что, кроме пространства, может находиться за «границей пространства»? «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). Здесь уже Сам Бог утверждает, что размер Вселенной неизмеримо превосходит размеры Земли и в той же степени Его всеведение превосходит человеческую мудрость.

Рисунок 7. Количество звезд.

Эта типичная фотография участка звездного неба, полученная с помощью мощного современного телескопа, ярко подтверждает библейское учение о многочисленности звезд, опередившее современную астрономию на три тысячелетия.

Таблица 3. Семь спектральных классов звезд.

Спектральный класс

Цвет

Типичная температура

О

Голубовато-белый

35.000 К

В

Голубовато-белый

21.000

А

Белый

10.000

F

Желтоватый

7.200

G

Желтый

6.000

К

Оранжевый

4.700

М

Красный

3300

Хотя ни один человек не может сосчитать все звезды, это, несомненно, может сделать Бог. Действительно, Он даже дал имя каждой из них. «[Бог] Исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс. 146:4, ср. Ис. 40:26). Как Адам дал имена животным по их отличительным качествам (Быт. 2:19,20), так и Бог дал имена звездам. Это может означать только то, что, несмотря на их бесчисленность, каждая звезда была создана с определенной целью и наделена присущими только ей отличи- тельными чертами и свойствами, которые обнаружатся или откроются в нужное Богу время.

Разнообразие звезд

Непрофессиональному или невооруженному человеческому глазу все звезды кажутся практически одинаковыми, если не считать различий в яркости, которые вполне можно объяснить их разной удаленностью. Даже через телескоп звезды кажутся всего лишь светлыми точками на небе. Однако Библия указывает, что все они различаются. Они не только получили от Бога различные имена. «Звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Слово, переведенное как «слава» (греч. doxa), обозначает также «достоинство», «честь», «хвала» или «поклонение». То есть нельзя отнести это слово только к яркости звезды; оно указывает еще и на то, что каждая звезда занимает отведенное Богом особое место в небесной структуре для исполнения своей конкретной. Богом предопределенной функции.

На различие звезд указывает тот научный факт, что каждая из них занимает свое положение на стандартной астрономической диаграмме, известной под названием диаграммы Герцшпрунга — Ресселла (ГР). Горизонтальная ось ГР-диаграммы (рис. 8) — температура звезды (уменьшается слева направо). Вертикальная ось — светимость (относительно Солнца, возрастает снизу вверх).

Рисунок 8. Диаграмма Герцшпрунга — Ресселла и разнообразие звезд.

Считается, что ГР-диаграмма подтверждает эволюционное развитие звезд. На самом деле она подкрепляет библейское учение о бесконечном разнообразии звезд, поскольку каждая звезда занимает на диаграмме свойственное только ей место.

Хотя каждая звезда занимает на диаграмме свое собственное место, астрономы сделали попытку для удобства сгруппировать звезды, дав каждой группе название в зависимости от ее расположения. Большая часть звезд оказалась в пределах широкой полосы, которая на диаграмме плавно спускается вправо. Они получили название звезд главной последовательности. Яркие, горячие звезды обычно больше и массивнее остальных. Кроме того, при движении вниз по полосе главной последовательности спектральный тип звезд имеет тенденцию меняться от голубовато-белого слева (яркие, горячие звезды) до красного справа (холодные звезды с низкой светимостью). По особенностям спектра звезды были условно разбиты на семь классов, показанных в таблице 3.

Большую часть информации о звездах дает спектральный анализ идущего от них света (что и показано в таблице). Путем анализа звездного спектра можно узнать температуру поверхности звезды, ее химический состав, характер ее магнитного поля и многие другие свойства.

Эти семь категорий охватывают далеко не все типы звезд. Сюда не входят, например, красные гиганты, сверхгиганты, белые карлики, переменные звезды, пульсары, двойные звезды, планетарные туманности, нейтронные звезды, (предположительные) черные дыры и др. Различают также звезды первого поколения (состоящие почти исключительно из легких элементов — водорода и гелия) и второго поколения (содержащие значительное количество тяжелых элементов).

Крупные звездные системы называются галактиками. Они подразделяются на различные типы: эллиптические туманности, нормальные спиральные туманности, пересеченные спирали, карликовые галактики, «неправильные» галактики. Наша Солнечная система входит в Галактику Млечный Путь, которая непосредственно относится к спиральным галактикам. В пределах одной галактики, например. Млечного Пути, существуют различные звездные скопления, которые классифицируются на рассеянные и шаровые. Помимо этого, сами галактики объединяются в различные галактические скопления. Млечный Путь и более двадцати других галактик объединяются в скопление, называемое Местной группой галактик. Кроме того, существуют скопления скоплений, или сверхскопления.

Поскольку наша книга — не учебник астрономии, а также поскольку Библия ничего не говорит обо всей этой массе звезд и галактик (фактически ни одну из галактик, кроме Млечного Пути, нельзя даже разглядеть без телескопа), мы не будем касаться классификации и обсуждать эти небесные элементы. Библия подчеркивает только факт почти бесчисленного количества и бесконечного разнообразия громадных небесных тел, которые должны побудить нас возрадоваться могуществу и величию их Творца. «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис. 40:26). И хотя мы не знаем, почему Бог создал такое огромное количество разнообразных звезд, мы можем быть уверены, что на то имелись веские причины. Как указывалось в предыдущей главе, звезды были созданы навечно, так что в грядущих веках будет еще много времени, чтобы найти ответы на эти вопросы.

Солнечная система

Из всех 1025 звезд неба наиболее важной, по крайней мере при существующем порядке вещей, является Солнце. В том, что касается размеров и яркости, это довольно обычная звезда, но задача Солнца — «отделять день от ночи» и «светить на землю» (Быт. 1:14,15) — ставит его на особое место среди воинства небесного. В сотворенном Богом мироздании и в Его божественном замысле Земля является не только местом обитания созданных по образу Божию людей; в новом Иерусалиме грядущих веков ей предназначено стать домом Самого Бога. Солнце своим мощным потоком излучаемой энергии подпитывает все физические и биологические процессы Земли. С физической точки зрения оно — «свет миру» (Ин. 8:12), и на земле «ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:7).

В Библии о Солнце конкретно говорится не менее 175 раз, почти в три раза чаще, чем обо всех остальных звездах, вместе взятых. Следующее по значимости после Солнца (из-за связи с Землей) небесное тело — Луна, которая непосредственно упоминается в Библии сорок раз (не считая многочисленных ссылок на месяцы). С точки зрения и Бога, и человека (Кем и для кого, соответственно, было открыто Слово Божие), самым важным физическим объектом во Вселенной является Земля, за ней следуют Солнце и Луна, за ними — звезды. И потому первой была сотворена Земля (Быт. 1:1), затем два великих светила для управления днем и ночью (Быт. 1:16) и, наконец, звезды (Быт. 1:16).

Совсем по-иному представляют себе хронологический порядок и степень значимости эволюционисты, согласно которым первой возникла Вселенная, затем в ней появились галактики из звезд и, наконец, Солнечная система, а в процессе ее развития Земля и Луна каким-то образом отделились от Солнца. Несмотря на очевидную невозможность научно доказать, какая из этих точек зрения правильна, библейский порядок представляется гораздо более логичным. Насколько известно. Земля — наиболее сложное тело в физической Вселенной. Луна гораздо проще Земли, а Солнце (состоящее в основном из гелия и водорода) — значительно проще Луны. Различные звезды (поскольку нет никаких свидетельств того, что у них есть планетные системы), вероятно, еще проще. Сложность объекта, конечно, оценивается степенью его организации — количеством «информации», а не просто размером.

Книга Бытия показывает, что в изначальном акте творения обрела существование Вселенная пространства, массы и времени (Быт. 1:1), причем пространство называется «небом», материя — «землей», а время — «началом». Второй акт творения произвел живых существ, или жизнь (Быт. 1:21), третий — человека «по образу Божию» (Быт. 1:27). Помимо основных актов творения (когда что-то вызывалось к существованию), Бог много раз «создавал» и «производил» сложные системы на основе уже сотворенных сущностей. Очевидно, это означает, что вся материя Вселенной изначально была частью «земли». Из этой материи Бог образовал на Земле сложные физические и химические системы, включая даже самовоспроизводящиеся химические системы, называемые растениями. Затем из оставшейся в изобилии материи Он создал Солнце и звезды и воспламенил их обширные хранилища источников света каким-то чудесным и непонятным образом. Возможно, Луна, а также планеты и их спутники были образованы из наиболее сложных оставшихся неорганических систем Земли.

Библейская последовательность Земля — Солнце — Луна — звезды, безусловно, шокирует эволюционистов, но в ней нет ничего невозможного или нелогичного в контексте творческой силы и намерений Божиих. Следует помнить, что Божие сотворение и создание всего совершилось в течение шести дней (Быт. 2:1-3) и, таким образом, современные природные процессы отличаются от процессов периода творения. Следовательно, попытка определить порядок или протяженность событий периода творения экстраполяцией современных процессов неправильна и фактически невозможна. Земля — центр интересов Бога во Вселенной, а Солнце, Луна и звезды только выполняют различные необходимые функции обслуживания Земли и ее обитателей.

Конечно, Библия ничего не говорит о Солнечной системе как о структуре, поскольку до изобретения телескопа невозможно было узнать, что планеты — это планеты. Невооруженному глазу планеты кажутся обычными звездами, которые, как другие звезды, а также Солнце и Луна, служат «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1:14). Однако Библия, по-видимому, несколько раз косвенно упоминает отдельные планеты, которые называются «звездами блуждающими» (Иуд. 13) в сравнении с другими, обычными звездами, перемещающимися по небосводу медленнее.

В библейские времена можно было увидеть лишь пять планет (само слово «планета» имеет греческое происхождение и означает «скитальцы»). Это три планеты «земной группы» — Меркурий, Венера и Марс, называемые так из-за их подобия Земле (размер, плотность), и две ближайшие планеты-гиганта Юпитер и Сатурн. Расположенные далее планеты — Уран, Нептун и Плутон — не были обнаружены до относительно недавнего времени.

Пять планет были хорошо известны древним астрологам; в различных системах языческого политеизма древности их связывали с важными божествами. Библия несколько раз в неявном виде ссылается на них, но называет не планетами, а именами богов и богинь, олицетворяющих эти планеты. Самый яркий объект на небе после Солнца и Луны — это Венера, называемая также «утренней звездой» и «вечерней звездой». Поскольку она — единственная «звезда», достаточно яркая, чтобы ее можно было видеть днем, ее называют еще и «дневная звезда».

Эта прекрасная планета упоминается в Писаниях как символ Христа не менее трех раз. Христос назван «утренней звездой» во 2 Петра 1:19 и «светлой и утренней звездой» в Откровении 2:28 и 22:16. В каждом случае восход утренней звезды, очевидно, считается символом возвращения Христа.

Сатану, великого бунтовщика и обманщика, который хотел сместить Христа и сделаться царем Вселенной, также сравнивают с этой звездой, когда называют денницей (=Люцифером). В Исаии 14:12 написано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» Слово «денница»[65] означает «дневная звезда» и так переводится в некоторых версиях. Возможно, именно эта лжезвезда сатаны восходит в нашу эпоху, но истинной дневной звездой является Христос. В конце концов денница окажется падшим светилом (Отк. 9:1), а не истинно восходящим утренним.

Для астронома-натуралиста Земля — всего лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Однако в Библии Земля важнее всех планет, вместе взятых, важнее самого Солнца. После нового ее сотворения в новом Иеруфлиме не будет «нужды в солнце» (Отк. 21:23).

Однако в настоящее время Солнце абсолютно незаменимо. Все биологические процессы на Земле, как и неорганические, в конечном итоге получают энергию от Солнца. Хвала, которой в Библии удостаивается Солнце, вполне заслужена. Классический пример — псалом 18. «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:5-7). В этом отрывке слово «исход» относится не столько к восходу Солнца, сколько к тому, что постоянно «исходит» от Солнца — то есть к теплоте, свету. То же слово используется в псалме 64:9: «Утро и вечер возбудишь к славе Твоей». Им обозначается биение воды из источника и тому подобные явления.

Природа испускаемых Солнцем лучей, лишь ничтожный процент которых достигает Земли и поддерживает все ее процессы, до сих пор остается малопонятной для ученых. Большинство астрофизиков считает, что эти лучи образуются при высвобождении энергии в ходе термоядерного синтеза в глубине солнечного ядра. Однако это объяснение вызывает множество вопросов, наиболее важный из которых такой: нейтрино Солнца, которые должны бы образовываться в ходе синтеза, по всей видимости, не образуются совсем, что подтверждают сложные опыты с целью обнаружить нейтрино. Это почти наверняка означает, что солнечное тепло вырабатывается в результате гравитационного коллапса газов в глубине Солнца. Действительно, тщательные измерения, проводившиеся в последние годы, подтвердили теорию коллапса, показав, что диаметр Солнца, по-видимому, на самом деле уменьшается. Из чего, в свою очередь, должно следовать, что возраст Солнца никак не может измеряться миллиардами лет!

Луна, безусловно, была сотворена «для управления ночью» (Быт. 1:16), что она и делает, отбрасывая свет Солнца на те участки Земли, куда не попадают ночью прямые солнечные лучи. По космическим исследованиям и высадкам на Луну теперь известно, что Луна совершенно лишена жизни (как постоянно указывала Библия), но при этом состоит из тех же скальных пород и минералов, что и Земля. Однако строение Луны, а также соотношение составляющих ее пород и минералов настолько отличаются от земных, что можно почти не сомневаться в отсутствии у них общих эволюционных корней.

Примечательно, что диаметр Солнца почти в четыреста раз превосходит диаметр Луны, а находится оно примерно в четыреста раз дальше от Земли, чем Луна. Это означает, что для земного наблюдателя размер диска Луны во время полного солнечного затмения будет точно закрывать собой диск Солнца. Почему Бог сделал именно так — неизвестно, но соответствие слишком точное, чтобы быть случайным.

Скептики нередко утверждали, что Библия учит докоперниковской астрономии, в которой Земля занимает неподвижное положение в центре Вселенной, а Солнце, Луна и звезды постоянно вращаются вокруг нее. Действительно, в Библии неоднократно упоминаются восходы солнца и закаты, но так говорится и по сей день — это «язык наблюдающего». Подобные выражения используются в обиходе даже астрономами, топографами и навигаторами, которым доподлинно известно, что Земля вращается вокруг своей оси и что только кажется, будто небесные тела вращаются вокруг нее. А в их науках (астрономии, топографии, навигации) принимается, что Земля находится в центре небесной сферы, по поверхности которой движутся Солнце, Луна и звезды. Измерения и вычисления, основанные на этом допущении, позволяют достаточно точно определить широту, долготу, солнечное и звездное время в любой точке Земли. И лишь самые изощренные задачи астрономии требуют других, более сложных допущений и вычислений.

Даже сегодня оказывается достаточно трудным доказать, что гелиоцентрическая теория верна, и небольшое количество ученых, включая компетентных астрономов, призывают вернуться к геоцентрической теории. Что касается Библии, то она говорит о геоцентрической теории не больше, чем современные учебники по навигации- Просто принятая и первой, и вторыми концепция небесной сферы построена на научном принципе относительности движения, и его рациональнее всего, с «научной» точки зрения, использовать в подобных вычислениях и описаниях, раз так удобнее. Известно, что, поскольку Вселенная бесконечна по размерам, в ней невозможно найти неподвижный центр. Как вообще можно найти центр бесконечно большого пространства? В качестве центра можно использовать любую точку, а лучше всего ту, которая благодаря доступности описаний и простоте вычислений позволяет быстрее всего получить желаемый результат. В большинстве случаев для этого лучше всего подходит точка, где находится наблюдатель. Таким образом, не только наиболее желательно, но и наиболее научно будет использовать (как это делают библейские авторы) в качестве точки отсчета то место земной поверхности, где располагается наблюдатель, и все передвижения измерять относительно нее.

Уже приведенный выше стих (Пс. 18:7) вполне можно воспринимать даже в духе Коперника, если угодно. В нем говорится о пути Солнца: «От края небес исход его, и шествие его до края их». В настоящее время полагают, что Солнце движется по гигантской орбите вокруг центра Млечного Пути, и чтобы совершить один оборот. Солнцу требуется 230 миллионов лет при тангенциальной скорости относительно центра Галактики 600.000 миль в час. Более того, считается, что наша Галактика также движется относительно других галактик. Можно сказать вполне буквально, что Солнце шествует от одного края небес до другого. Солнце неподвижно в той же мере, что и Земля. Хотя познания Давида в современной астрономии были ничтожны, Святой Дух помог ему выбрать такие слова, которые бы не противоречили и повседневному бытовому языку, и самым научным концепциям галактической астрономии.

У Иова 38:14 косвенно говорится даже о вращении Земли: «.. .земля изменилась, как глина под печатью». Эта фигура речи в контексте сопоставляет вращение глиняного сосуда на гончарном круге, в процессе которого на сосуд с помощью печати или печатки наносится узор, с Землей, которая, поворачиваясь навстречу рассветному Солнцу, постепенно открывает сложный рельеф своей поверхности. Итак, в современной астрономии Солнечной системы нет таких наблюдаемых фактов, которые противоречили бы слову Библии; напротив, многие факты замечательно соответствуют Писанию.

Эволюция звезд

В предыдущей главе кратко обсуждались доминирующие теории эволюции космоса и указывалось, что сегодня ни одна из них не имеет под собой прочного основания. От теории неизменного состояния отказались почти все, даже ее автор, сэр Фред Хойл, а теория большого взрыва в настоящее время во многом сомнительна, хотя большинство до сих пор придерживается ее. Нет никаких причин не верить в то, что Вселенная не была вызвана к жизни Богом, как учит Библия.

Помимо соображений об изначальном возникновении Вселенной, современные астрономы-натуралисты выдвинули ряд гипотез об эволюции звезд, пытаясь вписать великое разнообразие звезд и галактик в некую эволюционную иерархию. Делается попытка составить сценарий, который показал бы, каким образом из мешанины изначальных атомов водорода, образовавшихся в результате большого взрыва, и высвободившейся энергии появились первые звезды, которые, претерпевая различные фазы изменений, прошли весь путь от молодой растущей звезды до старой умирающей. Считается, что каждая звезда и галактика, в зависимости от типа, проходит определенную фазу движения по ступеням этого умозрительного эволюционного процесса, а не представляет собой индивидуальное, божественно сотворенное тело, как учит Библия.

В межзвездном пространстве находится большое количество газа и пыли, и астрономы думают, что звезды образовались каким-то образом в процессе сгущения подобных облаков. Предполагают, что звезды первого поколения, почти целиком состоящие из водорода и гелия, образовались из облаков газа. А звезды второго поколения, по мнению эволюционистов, не могли появиться до тех пор, пока в результате взрывов сверхновых не образовались облака межзвездной пыли, состоящей из более тяжелых элементов, возникших, как думают, в ходе термоядерного синтеза в раскаленном ядре звезд. Таким образом, получается, что содержание тяжелых элементов в составе межзвездной среды повысилось за какое-то астрономическое время по ходу эволюции. Однако это чисто эволюционистское предположение, поскольку нет никаких данных о том, что такое изменение состава действительно имело место. Существует множество «молодых» и * старых» звезд, состав которых в сущности идентичен, поэтому трудно установить, изменилась ли вообще межзвездная среда, из которой они образовались, за время с момента возникновения старых звезд до возникновения молодых.

Так же голословна и предполагаемая последовательность фаз звездного развития. Считается, что звездное скопление начинает формироваться из облака водорода и каждая звезда в нем становится все горячее по мере того, как она сжимается собственной силой гравитации. Протозвезда (которую, как полагают, можно узнать по окружающему ее газовому облаку) становится звездой главной последовательности, когда ее ядро разогревается достаточно, чтобы часть водорода преобразовалась в гелий. Под «старость» звезда начинает выгорать и становится «красным гигантом». После этого она может стать планетарной туманностью и, наконец, настолько охладиться и сжаться, что превращается в «белого карлика».

Иногда старая звезда, если она достаточно велика, взрывается и становится сверхновой. Из нее, в свою очередь, может образоваться чрезвычайно малое и тяжелое тело, называемое нейтронной звездой. Если степень сжатия такой звёзды превысит гравитационный радиус, она становится странным объектом под названием «черная дыра», который, ввиду того, что его крайне большая масса сжата практически в точку, поглощает все, что оказывается вблизи, даже свет, а само время в нем останавливает ход. Реально такое явление или нет — вопрос спорный, поскольку о нем судят исключительно по расчетам релятивистской математики.

Все это чистой воды голословные выводы, поскольку никто еще не наблюдал, чтобы звезда поменяла свой тип с одного на другой. Никто тогда не наблюдал какие бы то ни было эволюционные изменения в звездах вообще, если не считать быстрого коллапса, в результате которого время от времени появляется новая или (очень редко) сверхновая звезда.

Уже самая первая ступень этого воображаемого процесса — сжатие атомов водорода в силу гравитационной неустойчивости и образование протозвезды — кажется просто невозможной. Почему атомы, рассеянные изначально большим взрывом, должны были изменить направление движения и собраться вместе? По термодинамическим расчетам, энтропия в таком формирующемся газообразном теле обязательно должна будет уменьшаться, а это невозможно. Давление в газообразном теле, направленное радиально наружу, побуждает его расширяться и всегда превосходит силы гравитации, способствующие сжатию, так что этот процесс не может даже начаться.

Самое яркое созвездие неба — Орион — нередко приводят как пример активного процесса формирования новых звезд из межзвездного газа, которым насыщена окружающая их область пространства. В действительности же Орион на протяжении всей человеческой истории выглядел одинаково, так что никакие эволюционные изменения в нем не происходили. Более того, недавние исследования подвергают большим сомнениям истинность традиционной интерпретации. Стало известно, что яркие молодые протозвезды Ориона не притягивают к себе окружающее их пылевое облако, а, наоборот, отдают ему свою массу!

Открытие того, что по крайней мере некоторые из инфракрасных источников, считавшихся ранее протозвездами, скорее всего, являются очень молодыми массивными звездами, быстро теряющими массу, вносит важные коррективы в понимание процесса формирования новых звезд. Прежде всего, это означает, что астрономам, возможно, придется искать других предков для типичных звезд главной последовательности. Во-вторых, ветер от большой яркой звезды может сильно влиять на процесс образования звезд меньшего размера, подобных, например. Солнцу… ветер может так сильно разбросать окружающее их облако, что дальнейшее формирование звезды станет невозможным… В-третьих, если сильный ветер является особенностью периода эволюции всех звезд, а не только массивных, это может неблагоприятно повлиять на образование планетных систем.[66]

Рисунок 9. Туманность Ориона и эволюция звезд.

Яркое созвездие Ориона особо упоминается в Писании; астрономы-эволюционисты считают его лучшим примером эволюции в действии. Однако последние исследования показали, что эта «эволюция» является, скорее всего, дезинтеграцией.

Исследование лучшего примера так называемой небесной эволюции звезд — могучей туманности Ориона (рис. 9) — показывает, что, по-видимому, массивные звезды скорее теряют, чем приобретают массу, а образование молодых звезд меньшего размера крайне затруднено и что если даже процесс образования звезды и начнется, она не будет иметь планетной системы. Судя по всему, звездная эволюция взяла неверный курс, если он у нее вообще был!

Нет никаких данных и о том, как протекает эволюция галактик, хотя предполагается, что она тоже должна происходить. «…Поэтому, хотя мы и не может наблюдать за развитием галактики так, как наблюдаем за ростом цветка, насущный вопрос не в том, эволюционируют галактики или нет, а в том, как они это делают. Как образуются и как изменяются галактики — вот один из основных вопросов астрофизики».[67]

В действительности же нет никаких свидетельств того, что эволюция звезд и галактик вообще идет. Единственное удовлетворительное объяснение возникновению прекрасного звездного неба — частное сотворение.

Возникновение Солнечной системы

Если, как мы сказали, не обнаружено никаких свидетельств того, что Вселенная эволюционирует, что галактики или звезды также эволюционируют, то нет сомнений и в том, что Солнечная система не могла возникнуть эволюционным путем. Солнце — звезда, и, как любая другая звезда, оно не могло образоваться из соответствующей протозвезды, которая, в свою очередь, возникла из какого-то межзвездного газового облака. Уже один второй закон термодинамики делает невозможным такое развитие событий, при котором из холодного облака изолированных молекул образовался бы огромный пылающий шар с чудовищной энергией. Еще в большей степени невозможно образование — из газового облака или из самого Солнца — в ходе любых естественных процессов исключительно сложного единства химических и физических систем, называемого планетой, и прежде всего Земли.

С тех пор как Лаплас и Кант предложили свою знаменитую «небулярную гипотезу», появилось немало других умозрительных предположений о возникновении Земли, но все они — гипотеза малых планет Чемберлина, космогоническая гипотеза Джинса, гипотеза пылевого облака Уипла и другие — рано или поздно сталкивались с непреодолимыми препятствиями, и поиск приемлемой модели ведется до сих пор.

Тщательно изучив все эти модели, один астроном тридцать лет назад пришел к выводу, что ни одна из них не является удовлетворительной. «Задача формулирования приемлемой теории возникновения Солнечной системы до сих пор не решена»[68]

Солнечная система наполнена таким количеством сложных и разнообразных явлений, что придумать объясняющую все эволюционную схему, по-видимому, не удастся никогда. Вот некоторые из этих явлений:

1. Расстояния от планет до Солнца подчиняются замечательному математическому правилу, известному как закон Воде.[69]

2. На планеты приходится 98% углового момента системы («количества вращения» в системе), хотя 99% массы Солнечной системы приходится на Солнце.

3. Некоторые планеты вращаются в одном направлении, другие — в противоположном, то же можно сказать и о спутниках планет.

4. Химический состав Солнца, планет и их спутников резко отличается друг от друга.

Существует великое множество других проблем, характерных для всех теорий, а также множество частных проблем у каждой теории в отдельности.

Предполагалось, что предложенная NASA программа исследования космоса поможет разрешить их, но сделанные в ходе ее выполнения открытия только усугубили положение. Один из величайших геофизиков мира сэр Гарольд Джеффрис пришел к выводу: «Вообще, я думаю, что все предложенные теории возникновения Солнечной системы вызывают серьезные возражения. При нынешнем уровне понимания вопроса допустимо заключить, что такая система не может существовать».[70]

Чуть позже астроном Уильям Мец сказал:

В течение последних трех столетий многие теории касательно возникновения Солнечной системы выдвигались, уточнялись, предавались забвению и возрождались. По-видимому, лучшей из предложенного до сих пор осталась «небулярная гипотеза» Лапласа, который предполагал, что Солнечная система образовалась при сжатии облака межзвездной пыли. Но законы механики небесных тел, гидродинамики, современной химии и термодинамики требуют, чтобы бесформенное облако прошло немало ступеней развития, прежде чем из него смогла образоваться система с Солнцем и многими тяжелыми планетами.[71]

Каждая из этих ступеней представляет собой препятствие в виде закона физики или термодинамики, обойти который до сих пор не удается. Мец подводит итог: «При всем многообразии предположений, моделей и пристрастий тех ученых, которые упорно пытаются угадать направление эволюции туманности, появившейся задолго до всех нас, главное, что необходимо, — это побольше сдержанности».[72]

В официальном сообщении NASA приведены подобные же выводы: «Важно сознавать, что ни одной общепризнанной теории возникновения и последующей эволюции Солнечной системы не существует. В каждой из теорий строится модель, которая учитывает некоторые известные сегодня факты, но не все».[73] А еще через некоторое время великий астроном Герман Бонди сказал: «Как бывший космолог, я с болью сознаю тот факт, что теории возникновения Вселенной опровергнуты современными эмпирическими данными, и та же участь постигла теории возникновения Солнечной системы».[74]

Итак, нет абсолютно никаких научных данных, которые показали бы, что хоть один объект во Вселенной, являвшийся прежде более простой структурой, обрел современную форму и структуру в ходе какого-либо естественного эволюционного процесса. Земля, Луна, планеты. Солнце, звезды, галактики и Вселенная — все они возникли по существу в том виде, в котором мы их видим сейчас, благодаря частному сотворению, именно как об этом сказано в Библии. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:6,9).

Расширяющаяся Вселенная

Одно из самых удивительных положений астрономии — это концепция расширяющейся Вселенной. Большинство астрономов считают, что далекие галактики отдаляются от нас или, лучше сказать, все галактики космоса отдаляются друг от друга. Согласно их точке зрения. Вселенная, будучи единым целым, быстро расширяется, причем скорость удаления галактик возрастает пропорционально степени удаленности от нас.

Об этом замечательном явлении свидетельствует знаменитый эффект Доплера, «красное смещение» светового спектра отдаленных галактик. Источник света, движущийся навстречу нам, будет испускать более короткие световые волны, чем источник света, удаляющийся от нас. В первом случае свет будет более голубым, во втором — более красным по сравнению с неподвижным источником. Практически это проявляется в смещении спектральных линий элементов в сторону голубой части спектра в первом случае и в сторону красной части во втором.

Иногда расширение Вселенной объясняют даже тем, что расширяется само пространство, как бы туманно это ни звучало. Удивительно, но некоторые стихи Писания не противоречат этому предположению. Например:

Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер (Пс. 103:2).

Он распростер небеса, как тонкую ткань, н раскинул их, как шатер для жилья (Ис. 40:22).

Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я (Ис. 45:12).

…Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его… (Зах. 12:1).

Смотрите также Иов 26:7; Исаия 42:5; 44:24; 51:13; Иеремия 10:12; 51:15 и др.

Конечно, такие стихи не обязательно подразумевают расширение Вселенной, но эта концепция, если она — реальное физическое явление, может быть связана с ними. То же касается «тверди» в Бытии 1:6-8, которую Бог назвал «небом». В древнееврейском здесь стоит слово raqia, означающее «протяжение», или, скорее, «распростертая тонкая поверхность», или просто «пространство». Под «протяжением» вполне может подразумеваться расширение пространства.

С другой стороны, все подобные стихи и слова могут предполагать статическое, но безграничное пространство, которое Бог «распростер» во время творения. Идея расширения Вселенной вызывает ряд вопросов, и некоторые астрономы их прямо ставят. Трудно вообразить, как бесконечная, безграничная Вселенная может увеличиваться.

Более же значительным является тот факт, что скорости удаления некоторых квазаров (звезд с исключительно мощным излучением) настолько велики, что позволяют усомниться в самом истолковании Доплерова смещения. Помимо квазаров, много других явлений не вписываются в теорию красного смещения. Есть, например, галактики, расположенные, друг от друга так близко, что их фактически соединяют светящиеся нити газа. Несмотря на это, их красные смещения существенно отличаются. Есть также двойные звезды с различающимся красным смещением.

Эти и другие проблемы делают по крайней мере сомнительной концепцию расширяющейся Вселенной. По предположениям некоторых ученых, красное смещение вызвано тем, что свет теряет часть своей энергии, пересекая огромные пространства. В любом случае, концепцию расширения Вселенной (а значит, и связанную с ней теорию большого взрыва) следует считать по меньшей мере надуманной.

Даже если Вселенная действительно расширяется, все равно правдоподобнее, что Бог в одном из Своих деяний сотворил ее расширяющейся, как можно понять и приведенные выше стихи. Нет никаких оснований полагать, что Вселенная возникла во взрыве первобытного космического яйца, как любят говорить современные космологи. Здесь снова полезно вспомнить, что с тех пор, как человек начал наблюдать за звездами, они всегда выглядели точно так же, как сейчас, и так же, как они описаны в библейском повествовании об изначальном частном сотворении.

Высоко ли звезды?

Писание неоднократно сообщает нам об обширности пространства и об огромных расстояниях, разделяющих Землю и звезды, отнюдь не изображая небо в виде нисходящего свода, к которому на сравнительно небольшом расстоянии от Земли прикреплены звезды, как думали многие народы древности и что приписывали Библии многие ее критики.

Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать? (Иов 11:7-8).

Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22:12).

Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:9).

Поскольку сила Бога неизмерима, разумно будет предположить, что пространство и время созданной Им Вселенной также будут бесконечны. Наше сознание фактически устроено (от творения) так, что мы не можем вообразить себе иное. Что может лежать за границами пространства, кроме пространства? Что, кроме времени, может быть после времени? Релятивистская математика может оперировать такими понятиями, как искривленное пространство и время, но реальный мир человеческого опыта и наблюдений — это мир безграничного трехмерного пространства и бесконечного одномерного времени. И, как подразумевают указанные выше стихи, это пространство столь же велико, сколь велика бесконечность Самого Бога.

Таким образом, библейская космология вполне согласуется с представлением, что некоторые из отдаленных галактик могут находиться в миллиардах световых лет от Земли. С другой стороны, астрономы не располагают средствами непосредственного измерения таких расстояний. Наибольшее расстояние, которое можно измерить непосредственно с помощью метода триангуляции, используя в качестве концов базовой линии противоположные точки земной орбиты, составляет около трехсот световых лет.

Большие расстояния вычисляют на основании эзотерических предположений, связанных с цефеидами, или пульсирующими переменными звездами, в частности, соотнося частоту их пульсации с фотографической и визуальной светимостью. Для вычисления еще больших расстояний подобные предположения требуется распространить на новые звезды. Расстояния до отдаленных галактик определяются по красному смещению, хотя здесь вводятся и новые допущения.

Все эти предположения весьма сомнительны, но нет никакого смысла критиковать их, поскольку мы не противоречим Писанию, считая, что многие звезды находятся на практически бесконечно большом расстоянии от Земли.

Далее мы сталкиваемся с совершенно очевидным вопросом: если некоторые звезды находятся на расстоянии миллиардов световых лет (световой год — расстояние, которое проходит свет за один год, двигаясь со скоростью около 300.000 км/с), то из этого по определению следует, что свет должен был лететь в пространстве миллиарды лет. А раз так, то возраст Вселенной должен исчисляться миллиардами лет, несмотря на то, что Бытие свидетельствует о другом. Это весьма распространенное возражение тех, кто подвергает сомнению библейское учение о недавнем сотворении.

Креационисты предлагали различные ответы на этот вопрос. Согласно одному из них, свет движется в искривленном пространстве, которое названо римановым, тогда как геометрическое пространство остается плоским.[75] Вычисления для искривленного пространства показывают, что свет, идущий от бесконечно удаленного источника, достигнет Земли менее чем за шестнадцать лет. К этому выводу после проведенных исследований пришли почти тридцать лет назад два очень компетентных астрофизика и специалиста по электродинамике, сторонники эволюционизма П.Мун и Д.Э.Спенсер, работавшие в то время в Массачусетском технологическом институте. Однако большинство астрономов отвергли эту идею, потому что она согласуется с концепцией молодой Вселенной.

Другое предположение заключается в том, что с момента сотворения света его скорость постепенно уменьшалась, пока не стала такой, как сейчас (которая, по-видимому, постоянна), в сравнительно недавнее время. Австралийский астроном-любитель Барри Сеттерфилд отметил, что в некоторых измерениях столетней давности значение скорости света было выше, чем в более поздних. Путем экстраполяции он показал, что несколько тысяч лет назад, в момент сотворения, скорость света могла быть почти бесконечной. И опять лишь немногие астрономы признали эти рассуждения, поскольку соответствующие научные данные были слишком скудны и двусмысленны, чтобы оправдать вывод, что скорость света действительно уменьшается.

Во всяком случае, сам факт, что компетентные ученые могут выдвигать такие предположения, означает научную осмысленность последних, по крайней мере в контексте исходного частного творения. Чтобы звезды могли исполнять назначенную им роль — показывать знамения, дни и годы (Быт. 1:14), — они должны были появиться на небе к моменту сотворения Адама и Евы. Поскольку даже ближайшая к Солнечной системе звезда находится на расстоянии четырех световых лет, было необходимо, чтобы Бог каким-нибудь образом сделал этот свет видимым на Земле практически сразу после сотворения. Возможно, Он сделал это, придав свету чрезвычайно большую скорость, или заставив его двигаться изначально в римановом пространстве, или каким-нибудь другим способом.

Все подобные объяснения в конечном итоге приводят к тому простому выводу, что Вселенная, вероятно, была изначально сотворена уже полностью функционирующей. Адам и Ева были сотворены взрослыми людьми, плодовые деревья были сотворены плодоносящими, свет звезд уже пронизывал пространство. Вселенная была полностью сформировавшейся, соответствующей намерениям и замыслу Творца. Так, Адам и Ева заметили свет всех видимых звезд в первую же ночь, которую они провели вместе, хотя звезды появились на небе всего на два дня раньше.

Против такого вполне разумного объяснения выдвигались два основных возражения. Первое заключалось в том, что нехорошо со стороны Бога вводить нас в заблуждение, заставляя Вселенную выглядеть «старой», в то время как на самом деле она молодая. Однако приводить такое возражение означает подменять один вопрос другим, поскольку тогда вообще ничто не могло быть сотворено. Если Бог действительно когда-нибудь создал хоть что-то, то есть вызвал к жизни из ничего, этот объект должен был выглядеть так, будто он существовал и раньше, словно имеющий возраст. Говорить, что Бог не мог сотворить что-то, что не имело бы возраста, равносильно утверждению, что Он ничего не мог сотворить. А таким утверждением уже расписываются в атеизме. Более того, обвинение, будто подобный поступок «вводит нас в заблуждение», совершенно необоснованно, поскольку Бог в Своем вдохновенном Слове открыл нам, что именно Он сделал, и сказал, что Ему потребовалось шесть дней, чтобы сотворить и создать все во Вселенной (см. Исх. 20:8-11). Он ввел бы нас в заблуждение, если бы высказал это недвусмысленное утверждение о недавнем творении, зная, что в действительности Вселенная стара.

Совершенно очевидно заблуждение тех, кто пытается понять случившееся в течение недели творения, униформистски экстраполируя на прошлое современные процессы (даже такие, как движение света в пространстве), в то время как Бог неоднократно говорил, что Он «почил» после того, как совершил за эти шесть дней Свои деда по сотворению всего во Вселенной. Те процессы протекали не так, как сегодня, на что ясно указывают слова Самого Бога (Быт. 2:1-3). Поверим мы Ему или назовем лжецом? Вот в чем вопрос!

На второе возражение ответить труднее. В различные периоды человеческой истории яркость некоторых звезд резко увеличивалась и они становились новыми или сверхновыми. Некоторые из них появлялись в отдаленных галактиках, и их вспышку обычно толковали как событие, произошедшее, возможно, миллионы лет назад, весть о котором лишь теперь дошла до Земли. Но если Вселенная молода, в то время этих звезд еще просто не было. Как объяснить такой парадокс?

Одно из объяснений предлагает упомянутая выше концепция риманова пространства, другое — концепция об уменьшении скорости света со времени сотворения. Кроме того, следует помнить, что астрономические расстояния более трехсот световых лет в принципе невозможно изменять прямыми геометрическими методами, ведь даже самые большие звезды (за исключением Солнца) кажутся точками света даже через мощнейшие телескопы. Эволюционисты могут считать разумным предположение, что яркость какой-то из этих точек увеличилась при взрыве звезды, но, строго говоря, это лишь предположение. Нет никаких причин думать, что резкое увеличение яркости обязательно следует связывать с самими звездами, а не с потоками .фотонов, исшедших от звезд. Природа этих явлений, а также выяснение, относятся они к периоду творения или связаны каким-то образом с лучами, движущимися в пространстве, может стать предметом будущих исследований. В любом случае, мы не должны из-за нерешенной второстепенной проблемы со светом далеких звезд отвергать ясное и недвусмысленное библейское учение о недавнем частном сотворении.

Созвездия

Наблюдая за звездами, люди объединили их в различные группы, которые назвали созвездиями. Но что удивительно, хотя расположение звезд мало напоминало или не напоминало вообще существ, имена которых созвездия получили (Весы, Козерог, Телец и т.д.), создается впечатление, будто и эти созвездия, и эти существа были известны в древнем мире повсеместно. Астрономы современности и астрологи всех времен выделяют созвездия одинаково. И что еще более удивительно, об этих созвездиях говорит Библия, указывая тем самым на их божественное происхождение.

Существует множество стихов, где говорится о созвездиях, как например:

Он один распростирает небеса, и ходит по высотам моря; сотворил Ас [Арктур], Кесиль [Орион] в Хима [Плеяды] и тайники юга (Иов 9:8-9).

От духа Его — великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона (Иов 26:13).

Можешь ли ты связать узел Хима [Плеяды] в разрешить узы Кесиль [Орион]? Можешь ли выводить созвездия [Mazzaroth] в свое время и вести Ас [Арктур] с ее [его] детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на небе? (Нов 38:31-33).

[В свете Господа] звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Ис. 13:10).

Кто сотворил семизвездие и Орион, в претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? Господь — имя Ему! (Ам. 5:8).

Кроме этих явных упоминаний существует множество мест, образность которых основана на конфигурациях созвездий (например, Ис. 27:1; Отк. 12:1-4,15). И еще важнее, что имена многих из этих странных небесных фигур, по всей видимости, библейского происхождения. Например, протоевангельское пророчество о борьбе между змеем и семенем женщины (Быт. 3:15), похоже, нашло отражение в некоторых названиях созвездий.

Создается впечатление, что такое положение вещей весьма определенно указывает на божественное происхождение созвездий и странных фигур людей и животных, с которыми они отождествляются. В то же время астрологическая практика предсказания по звездам резко осуждается в Библии, к примеру, в таком стихе: «Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени» (Ис.47:13-14). Бессилие астрологов в понимании путей Божиих подчеркивается у Даниила (1:20; 2:27; 4:7; 5:7-8 и др.). Существует также множество мест из Писания, которые осуждают поклонение «небесному воинству» (см. Вт. 4:14-19 и др).

Это выражение — «небесное воинство» — весьма любопытно используется в Писании, обозначая одновременно и воинство ангелов, и множество звезд, с явной взаимозаменяемостью. К звездам, несомненно, относятся такие стихи, как 4 Царств 23:5:

«И отставил жрецов… которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному». А к ангелам — несомненно, 2 Паралипоменон 18:18: «И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его». В Неемии 9:6 слово «воинство» передает оба значения одновременно: «Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются». При первом использовании этого слова (в конце сотворения) оно, вероятно, также передавало оба значения: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт.2:1). Ангелов, как и звезды. Бог сотворил в первую неделю творения, ангелов, возможно, в первый день (Пс. 103:1-5), а звезды — в четвертый.

Причина такой двузначности выражения «воинство небесное» вполне очевидна: древние поклонялись и звездам, и ангелам. Ваал, например, был просто богом и в то же время богом солнца. Ангелы (или боги, как их также называли) отождествлялись со звездами. Юпитер, Сатурн и Венера были планетами и в то же время считались богами. Эта связь слишком непосредственна, чтобы быть случайной, она прослеживалась у всех древних народов. Библия также нередко отождествляет звезды и ангелов. О звездах с неба из Откровения 12:4 говорится как об ангелах в Откровении 12:7-9.

Мы не можем сказать с абсолютной точностью, но вполне вероятно, близость значений существует потому, что царство звезд — это царство ангелов. И о тех и о других говорится, что они неисчислимы (Иер. 33:22; Евр. 12:22).

Конечно, ангелы были сотворены, чтобы быть «служебными духами» (Евр. 1:14), а не «богами». Новый Завет в не меньшей степени, чем Ветхий, осуждает поклонение ангелам (Кол. 2:18;

Отк. 22:8,9), но многие ангелы под водительством сатаны «не сохранили своего достоинства» (Иуд. 6). Сатана, высший из всех ангелов, «помазанный херувим» (Иез. 28:14), восстал против Бога, стремясь вознести свой престол выше престола Божьего (Ис. 14:13), и увел за собой треть ангелов (Отк. 12:3-9).

Именно они. Ангелы, Начала и Силы (Рим. 8:38), которые стремятся отстранить человека от Бога и еще сохраняют в нашу эпоху сферу своей власти на небесах, — они и есть «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Именно эти падшие ангелы, или бесы, стремятся обратить к себе поклонение, предназначенное Богу, и склонить людей поклоняться твари, а не Творцу (Рим. 1:25).

Зная о тех чудовищных силах, которые прячутся за кулисами невидимого мира, можно понять, почему астрология оказывала такое большое влияние на сознание и жизни людей во все времена. Не физические звезды своим расположением и «эманациями» влияли на человечество, а могущественные духи, скитающиеся в небесах и отождествляемые со звездами. Тленные люди, и птицы, и четвероногие, и пресмыкающиеся (Рим. 1:23), чей образ виделся человеку в звездах и созвездиях, воссоздавались и на «земле в идолах, которых уже другие духи зла воспламеняли своей энергией, так что весь чудовищный комплекс астрологии, пантеизма, политеизма, идолопоклонства, анимизма и спиритизма стал чрезвычайно сильной и всеохватывающей системой, которая веками порабощала множество заблудших людей.

Рисунок 10. Древние зодиакальные созвездия.

На основании Библии можно заключить, что знаки зодиака имеют божественное происхождение Они были известны всем древним народам. Хотя сейчас сатана через астрологию извратил их смысл, есть основания считать, что изначальным их предназначением было открывать людям Благую Весть. Смотрите таблицу 4.

Благая Весть в звездах

Библейская точка зрения на звезды и созвездия содержит, на первый взгляд, противоречие. С одной стороны. Библия недвусмысленно осуждает астрологию, идолопоклонство, а также все связанное с поклонением небесному воинству. С другой стороны, многие стихи Писания указывают, что Бог не только сотворил звезды, чтобы прославить Себя (Пс, 18:2), но еще образовал и назвал различные созвездия, связав их с именами и символами, которые никак не походили на физическое расположение звезд. Действительно, одним из первых предназначений звезд было служить «знамениями» (Быт. 1:14). То же древнееврейское слово используется, когда говорится о «знамении» Каину (Быт. 4:15) и когда радуга делается «знамением» завета с Ноем (Быт. 9:13). Оно нередко используется в выражении «знамения и чудеса» (например, Исх. 7:3). Таким образом, у этого слова более глубокий смысл, чем просто пометка в астрономическом календаре.

Здесь очень важен стих из Иова 38:32: «Можешь ли выводить созвездия [Mazzaroth] в свое время?» Безусловно, это риторический вопрос, единственный ответ на который: «Нет, только Бог может выводить созвездия в Свое время».

Древнееврейское Mazzaroth, скорее всего, буквально соответствует нашему «созвездия», но все исследователи согласны, что оно, в частности, относится к зодиакальным созвездиям, двенадцати так называемым знакам зодиака. Очевидно, Сам Бог придал этим созвездиям исходный вид и определенный смысл. Известные с древних времен знаки зодиака изображены на рисунке 10.

Однако если это так, их нынешний, астрологический смысл в значительной мере отходит от изначального, особенно в свете того строгого осуждения, которому Библия подвергает астрологические толкования. Это не удивительно, поскольку сатана — «лжец и отец лжи», он «обольщает всю вселенную» (Ин. 8:44; Отк. 12:9). Умелым ударом двуликий Люцифер переиначил истину оригинального откровения в соблазнительную ложь, отвращающую людей от истинного Творца — Бога.

Признавая, что современная астрологическая система, построенная на толковании знаков зодиака, является разрушительной ложью, можем ли мы вернуться к их изначальному смыслу? Следует помнить, что, каким бы ни было исходное послание, теперь мы не нуждаемся в нем. Теперь у нас есть полное Слово Божие, в письменном виде, которое наставляет нас во всем, что необходимо знать для веры и жизни сегодня.

Безусловно, так было не всегда. По крайней мере, всю первую треть человеческой истории, от Адама до Авраама, единственным письменным словом Откровения, доступным человечеству, оставались краткие записи первых патриархов, сохраненные для нас Моисеем как первые одиннадцать глав Бытия. За исключением еврейского народа, пророкам которого была открыта остальная часть Ветхого Завета, народы земли не имели письменных откровений, по крайней мере, на протяжении двух третей человеческой истории.

Таблица 4. Благовесте в звездах.

В приложении 5 кратко излагается возможный смысл знаков зодиака.

 

Знак

Тема

1

Дева

Обетованное Семя Женщины

2

Весы

Чаши божественной справедливости

3

Скорпион

Наказание, предназначенное обетованному Семени

4

Стрелец

Растление человечества сатанизмом

5

Козерог

Полная распущенность человечества

6

Водолей

Уничтожение древнего мира водой

7

Рыбы

Появление истинного народа Божьего

8

Овен

Заместительная непорочная Жертва за грехи

9

Телец

Закланный Овен воскресает могучим Быком

10

Близнецы

Двойственная сущность правящего Царя

11

Рак

Собрание искупленных всех времен

12

Лев

Поражение уползающего змея великим Царем

Поэтому вполне может быть, что «знамения», данные Богом в небе, «проповедующем славу Божию», изначально должны были стать для народов мира образным посланием, дополняющим древнее протоевангельское обетование о грядущем Искупителе, Семени Жены, Которое в конце концов поразит змея в голову (Быт. 3:15). Такому посланию не страшны ни катастрофа великого потопа, ни последующее смешение языков в Вавилоне, поскольку оно нанесено несмываемой краской небесных светил. Следует отметить, что самые важные созвездия, те двенадцать, которые шествуют месяц за месяцем по небесной эклиптике (видимому пути Солнца), или двенадцать знаков зодиака, были известны всем народам на заре истории так же хорошо, как нам сейчас.

Хотя сами великие символические образы не поменялись, заключавшееся в них послание было совершенно искажено. Крупицы исходного смысла, вероятно, еще можно собрать, поскольку, как представляется, многие созвездия отражают библейские сюжеты. На эту тему было написано несколько книг, состоявших в основном из умозрительных заключений, где, тем не менее, было показано, что небеса очень даже могут содержать древнее откровение. Автор кратко проанализировал эту тему в книге «Множество неопровержимых доказательств» (Many Infallible Proofs, San Diego: Creation-Life, 1974, p. 334-43), и его выводы о возможном содержании исходного откровения двенадцати созвездий приведены в таблице 4.

Независимо от того, верны они или нет, сейчас правильное понимание небесных знамений, безусловно, не так важно, как в древнем мире. Тем не менее, благовестие звезд вносит в какой-то мере реальный вклад в копилку христианских свидетельств и позволяет более полно понять взаимоотношения Бога и народов на протяжении истории.

Небесный катастрофизм

Космическая программа NASA открыла одно важное явление, которое, как может показаться, ставит перед библейским креационизмом проблему. Фотографии поверхности Луны, Меркурия, Марса и спутников различных планет показали, что их поверхность испещрена многочисленными кратерами, и все указывает на то, что эти кратеры возникли в результате однократной или многократной бомбардировки метеоритами, астероидами или кометами в прошлом. Открытия NASA стимулировали более тщательное изучение земной поверхности в поисках подобных следов, которые действительно были найдены, трудноразличимые из-за растительности и эрозии поверхности, но свидетельствующие о происходивших когда-то столкновениях Земли с большими метеоритами. Это ясно говорит о небесном катастрофизме.

Более того, само существование метеоритов и астероидов, по-видимому, служит свидетельством катастрофизма. Особенно показательны астероиды, представляющие собой разрозненные остатки планеты, орбита которой находилась раньше между Марсом и Юпитером.

Вопрос состоит в том, как согласовать подобное явление с библейским учением о звездах и планетах. В конце периода творения все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31) даже среди небесного воинства (Быт. 2:1), поэтому трудно поверить, что Бог сотворил эти небесные тела в таком состоянии. А если нет, значит, что-то должно было случиться после их сотворения. Однако в Библии нет прямых указаний на такую небесную катастрофу. Библейским авторам все небесные тела, за исключением Солнца и Луны, казались звездами, и они называют их так. Планеты называли «блуждающими звездами», а метеориты — «падающими звездами», но они, наряду с относительно «неподвижными звездами», исполняли одну и ту же роль, служили для «знамений, и времен, и дней, и годов».

Хотя Библия не упоминает конкретно никакие звездные катастрофы,[76] она, тем не менее, предсказывает будущие катастрофы подобного рода, когда звезды будут падать с небес (например, Мф. 24:29; Отк. 6:13; 8:8,10,12; 16:21). Предсказывается, по-видимому, столкновение метеорита, астероида или кометы с Землей в последние дни.[77]

Совершенно независимо от Библии, многие светские авторы изучали возможность будущих (или прошлых) катастрофических столкновений Земли с метеоритными потоками или другими телами. Например, два астронома из Королевской обсерватории в Эдинбурге недавно опубликовали книгу,[78] в которой утверждают, что Земля подвергается бомбардировке каждые несколько тысяч лет и что эти периодические катастрофы играли ключевую роль в эволюции жизни. Они считают, что последнее из столкновений произошло уже в период человеческой истории. «Современное суперизобилие планетарных частиц, активность светящихся метеоров и метеоритные потоки на орбитах Аполлона свидетельствуют, что в последние несколько тысяч лет на небе происходило немало событий. Сегодня мы видим следы того, что раньше было, вероятно, более крупными и впечатляющими обломками распавшейся кометы… Большинство имеющихся данных объясняются взрывом огромной кометы на орбите, пересекавшейся с орбитой Земли, в середине третьего тысячелетия до Р.Х., который, по-видимому, и стал водоразделом в развитии человечества» .[79]

Какова бы ни была природа объектов, сталкивающихся с Землей, геологических свидетельств подобных столкновений достаточно много.[80] Более того, поскольку орбиты всех планет лежат по сути в одной плоскости, вполне возможно, что они столкнулись с обломками гигантской кометы или другими летящими объектами приблизительно в одно время.[81] Таким образом, большинство метеоритных кратеров на планетах и их спутниках, а также на Земле вполне могли появиться одновременно, в период великой катастрофы, произошедшей несколько тысяч лет назад.

Почему же тогда в Библии не упоминается о таком потрясшем Землю событии? По-видимому, потому, что оно случилось до того, как была написана большая часть Библии, в самом начале существования человечества.

Первые главы Бытия, безусловно, описывают гигантский всемирный катаклизм, великий потоп. Неопровержимые свидетельства в пользу потопа мы обсудим позже. Хотя Библия не упоминает в связи с потопом падения звезд, она все же говорит об отворившихся окнах небесных (Быт. 7:11; 8:2). Разумеется, этот оборот относится главным образом к ливневым дождям, выпавшим с неба, но им вполне могут обозначаться и другие объекты, падавшие с неба как дождь. В действительности, прохождение облака осколков кометы через защитный слой водяного пара вполне могло положить начало конденсации и выпадению небесной влаги на землю в виде осадков.

Существует и другая возможность. Писания (на первый взгляд, символически) время от времени говорят о падении сатаны и его ангелов с небес как о падающих с неба звездах (см. Ис. 14:12; Лк. 10:18; Отк. 9:1; 12:4). Но просто ли это символ? Не сопровождалось ли изгнание сатаны и его ангелов с небес разрушительным потоком небесных тел, пронесшимся через Солнечную систему? Если да, то это должно было произойти вскоре после сотворения, до того, как Адам и Ева согрешили, и, следовательно, затронуть лишь планеты и их. спутники, но не саму Землю.

Безусловно, немало вопросов связано с небесными катастрофами древности, и существует огромная необходимость в дальнейших исследованиях. Однако все известные научные факты отлично согласуются с библейской точкой зрения на астрономию, поэтому мы можем быть уверены, что на все эти второстепенные вопросы со временем будет найден ответ, полностью соответствующий всему, о чем пишет вдохновенное Слово.