15. Вавилон и население мира

Библейская демография и языкознание

В изучении библейской антропологии наше внимание до сих пор было сосредоточено преимущественно на природе самого человека, показывающей, что человеческие существа сотворены по образу Божию и удивительно отличаются от сотворенных животных. Происхождение человека никак не связано с эволюционным развитием обезьяноподобных существ; он был сотворен особым творческим актом и предназначен для вечности.

То же можно сказать о человеческом обществе и отношениях между людьми. Человеческие семьи, народы и так называемые расы должны рассматриваться не в эволюционном контексте, как если бы они чем-то напоминали рои пчел или стаи шакалов, — а в свете особых намерений Божиих. Бог сказал первым людям:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). После потопа Он повторил Ною Свое первое повеление, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши Руки отданы они» (Быт. 9:1-2).

Поэтому в двух следующих главах мы хотим обратиться к наукам, связанным с человеческим обществом, а особенно с его историческим развитием. Обсуждение должно до некоторой степени коснуться общественных наук (они не относятся к теме данной книги). Их рассмотрение будет ограничено известными фактами различных исторических наук (культурной антропологии, этнологии, археологии и т.д.), так или иначе связанных с библейскими или эволюционными взглядами на развитие человеческого общества. Прежде всего, уместно будет рассмотреть рост численности населения всего человечества и основные группы, на которые оно разделяется. Последнее, как мы увидим, по сути является разделением скорее языковедческим, чем расовым.

Библейская демография

Первая область, к которой мы обратимся, — демография, изучение народонаселения. В сущности, именно исследования народонаселения, проведенные Томасом Мальтусом в начале XIX века, натолкнули Чарльза Дарвина на мысль о естественном отборе и выживании сильнейших. Мальтус утверждал, что численность человеческих популяций обычно возрастает в геометрической прогрессии, или по экспоненте (удваивается через определенные одинаковые промежутки времени), тогда как снабжение продовольствием и другими необходимыми вещами может увеличиваться только в арифметической прогрессии (то есть линейно, когда прирост в единицу времени — постоянная величина). Таким образом, население увеличивается быстрее, чем снабжение продовольствием, а отсюда следует, что множеству людей приходится прозябать в бедности и было бы лучше позволить им умереть. Такую же позицию и сегодня занимают многие экологи и специалисты по окружающей среде, которые считают, что в настоящее время население мира слишком велико по отношению к имеющимся ресурсам и продолжает быстро увеличиваться. Дональд Манн говорит: «Все больше людей склонны полагать, что дальнейший рост населения в нашем слишком перенаселенном мире угрожает давней мечте человека о всеобщем благосостоянии, свободе от материальных затруднений. … Не чуждающиеся статистики люди все более и более убеждаются, что единственное возможное решение — остановить и повернуть вспять рост населения; тогда численность людей в конце концов можно будет стабилизировать на уровне небольшого разумного процента от сегодняшнего количества людей».[274]

В настоящий момент (на 1983 год) численность населения Земли составляет приблизительно 4,6 миллиарда человек, хотя есть повод сомневаться в точности этих подсчетов. Более того» ведутся споры, действительно ли «оптимальная вместимость» Земли около двух миллионов человек (так думал Манн) или же она намного превышает даже теперешнее население. Многие утверждают, что мир вполне может прокормить более 50 миллиардов человек.

Однако здесь разговор пойдет не о тенденциях роста населения, а прежде всего об историческом приросте. Достаточно трудно объяснить, почему численность людей стала резко увеличиваться только в последнее время, если люди прожили на Земле уже около миллиона лет. Почему планета только сейчас испытывает кризис перенаселения, а не сто тысяч лет назад, вскоре после появления человека на Земле?

По сути, это сильный аргумент в пользу короткой библейской хронологии. На первый взгляд может показаться, что тех не-сколькил тысяч лет человеческой истории, прошедших с момента появления Адама и Евы (хотя лучше считать со времен Ноя и его жены), совсем недостаточно, чтобы объяснить существование целых три миллиардов человек в настоящее время. Однако, в действительности, главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, почему население после столь длительного времени составляет всего пять миллиардов!

Хотя мы и не располагаем достаточно надежными данными о населении прошлых лет, на которых можно было бы строить расчеты, мы, тем не менее, можем изучить рост населения по какой-нибудь приемлемой модели и сравнить полученные результаты с современными тенденциями, а затем экстраполировать их в прошлое. Существует несколько моделей, применяемых для этой цели, и все они подтверждают обоснованность короткой хронологии. Статистику роста населения можно растянуть на эволюционную хронологию, только прибегнув к чрезвычайно изощренным моделям. Обычно здесь вместо рациональной модели, хоть как-то соответствующей статистическим данным, используют модель, созданную специально для эволюционной хронологии. Все это можно проиллюстрировать математическими расчетами скорости роста населения.[275]

Быстрый рост населения в мире

Будем исходить из того, что первоначальное население Земли — это два человека, которые готовы принять на себя обязанности супругов, а затем и родителей. Предположим также, что среднее количество детей в семье (достигавших зрелости и вступавших в брак) было 2с — с мальчиков и с девочек. Тогда в первом Поколении будет с семей (и человек плюс двое родителей, которые еще живы). Во втором поколении, исходя из тех же Предположений, население будет с х 2с, или 2с2 человек. В третьем поколении будет 2с8 человек и так далее. Общее число людей в мире в конце n-го поколения при условии, что никто не умер, можно вычислить таким образом:

Sn = 2 + 2с + 2с2 + 2с3 + … + 2cn (1)

Значение суммы Sn можно вычислять непосредственно. Умножим обе части уравнения 1 на с:

Snּс = 2с + 2с2 + 2с3 + 2с4 + … + 2сn + 2cn+l.

Вычитая первое уравнение из второго, получим:

Snc — Sn = 2cn+l — 2, или Sn(c—l) == 2cn+l — 2.

Разделив обе части уравнения на (с—1), получаем следующее значение для Sn:

Таким образом,

 (2)

Однако чтобы получить реальную численность населения, следует уменьшить количество людей, представленное суммой 8д, на количество людей, умерших за время, прошедшее после первого поколения. Пусть средняя продолжительность жизни составляет х поколений. Тогда ко времени n-го поколения умрут те, кто принадлежал к n—х поколению или жил ранее. Вот количество умерших:

 (3)

Таким образом, соединяя уравнения 2 и 3, мы получаем общую численность л-го поколения:

Тогда

 (4)

С помощью уравнения 4 определяется численность n-го поколения после появления первой семьи при средней продолжительности жизни x поколений и при среднем количестве детей не семью, достигающих зрелого возраста и создающих свою семью.

Уравнение ясно показывает, насколько быстро может расти население при благоприятствующих обстоятельствах. Например, предположим, что с=2 и х=2, то есть средняя семья имеет четырех детей, которые позднее создают собственные семьи, и каждый из родителей в жизни успевает увидеть всех своих внуков. Построенная на основании этих предположений, которые нельзя назвать необоснованными, таблица приводит вычисленное по формуле 4 количество человек в конце указанного числа поколений.

Таблица 8. Численность населения для семей из 6 человек.

Поколения

Население

5

96

10

3.070

15

98.300

20

3.150.000

30

3.220.000.000

Последнее практически равняется численности населения современного мира, следовательно, при этих условиях будет достаточно лишь тридцати поколений, чтобы получить население, почти равное современному. Численность населения в 31-м поколении будет составлять 6,5 миллиардов.

Следующий очевидный вопрос: какова длительность жизни поколения? Опять же разумно предположить, что в среднем люди женятся на 25-м году жизни и к 35 годам имеют 4-х детей. Тогда внуки появятся к тому времени, когда родители проживут отпущенные им 70 лет. Таким образом, возраст поколения — 35 лет. Многие считают, что возраст поколения равен только 30 годам.

Это означает, что люди могут заселить мир до современного Уровня приблизительно за 30 х 35, или за 1050 лет!

А поскольку в действительности потребовалось гораздо больше времени, чтобы население мира достигло нынешнего, значит, в средней семье рождалось меньше четырех детей, или средняя продолжительность жизни была менее двух поколений, или и то и другое. Давайте предположим для сравнения, что средняя семья имеет только трех детей, а продолжительность жизни — одно поколение (то есть с = 1,5 и х = 1). Тогда уравнение 4 дает нам значения, указанные в таблице 9.

При этих условиях потребуется 52 поколения, чтобы достичь современной численности населения. Если длительность жизни поколения 35 лет, на это все равно потребуется только 1820 лет. Очевидно, что даже три ребенка на семью — слишком много, чтобы как-то состыковаться с историей человечества.

Однако в среднем в каждой семье должно быть больше двух детей, иначе уровень населения не будет увеличиваться. Становится совершенно очевидным, что человечество не может быть очень старым! Традиционная библейская хронология намного реалистичнее, чем миллионы лет истории человечества, предлагаемые эволюционистами. Если, исходя из очень скромных величин == 1 и с = 1,5), провести расчет для 28.600 поколений, сменивших друг друга за предполагаемый миллион лет существования человека на Земле, получится, что население Земли должно было бы сейчас составлять 105000 человек! Число, которое можно написать в виде единицы с 5.000 нулей, немыслимо велико. Далее если мы когда-нибудь сможем колонизировать другие миры и усеять межзвездное пространство космическими городами, все равно в известной нам Вселенной можно будет разместить максимум 10100 человек!

Таблица 9. Численность населения для семей из 5 человек.

Поколения

Население

10

106

20

6.680

30

386.000

52

4.340.000.000

С другой стороны, по хронологии Ашера, основанной на буквальном понимании библейской истории, потоп произошел около 4300 лет назад.[276] Население нынешнего мира восходит к трем сыновьям Ноя (Быт. 9:19). Из сверхосторожности предположим, что жизнь поколения длится 43 года, а следовательно, от Ноя нас отделяют 100 поколений. Чтобы получить население в 4,6 миллиардов человек (по-прежнему принимая х = 1), уравнение решается относительно с следующим образом:

4.600.000.000 = 2с100, откуда с = 2.300.000.0000,01 = 1,24.

Таким образом, чтобы произвести сегодняшнее население за 100 поколений, в семье в среднем должно быть 2,5 детей. Это совершенно разумный, хотя и полученный с запасом результат, который свидетельствует по крайней мере в пользу точности хронологии Ашера. Однако крайне маловероятно, чтобы историй человечества значительно превосходила по длительности библейскую хронологию после потопа, именно вследствие фактора народонаселения. За миллион лет даже при таких условиях прироста появится население в 102700 человек.

Влияние болезней и войн

Но какова вероятность того, что великие эпидемии и войны прошлого могли воспрепятствовать росту численности населения указанными темпами? Могла ли численность населения долгое время оставаться на одном уровне и только в последнее время начать расти?

Конечно, мы не можем ответить на эти вопросы с фактами в руках, поскольку данные о населении в древние времена отсутствуют. Мы можем сказать только, что все наши знания о росте населения основаны на истории двух последних веков. У нас нет никаких достоверных результатов переписи земного населения, кроме как за последнее время.

Если население Земли составляло два человека 4300 лет назад, оно должно было увеличиваться всего на полпроцента каждый год, чтобы достичь уровня сегодняшнего населения. Это значительно ниже современной скорости роста населения, составляющей 2% в год. Таким образом, имеется вполне достаточный запас, позволяющий допустить существование длительных периодов, когда рост населения был меньше, чем в среднем полпроцента в год.

Опять же нет реальных свидетельств того, что рост населения замедлялся вследствие войн и эпидемий. Уходящий век, переживший бурный рост населения, стал также свидетелем самых разрушительных войн в истории, самых страшных эпидемий и голода.

Интересно отметить и другой момент. Лучшие из ученых-нехристиан, высчитывавших численность населения во времена Христа, называют приблизительный результат около 200 миллионов человек. Применив нашу формулу и проведя сверхскромные подсчеты (в среднем 2,75 ребенка на семью; средняя длительность жизни поколения 40 лет; в 2340 году до Р.Х. население состояло из двух человек), мы также получим на момент прихода Христа на Землю численность населения в 210 миллионов человек.

Вот еще пример. Народ Израиля берет свое начало от патриарха Иакова (около 3700 лет назад). Несмотря на ужасные гонения в течение долгих веков и на жизнь большей частью за пределами родины, евреи сохранили свою национальную индивидуальность, и в настоящее время их около 14 миллионов.

Такое население можно получить за 3.700 лет, если предположить, что в семье в среднем лишь 2,4 ребенка (вместо 2,5 с Учетом потерь от вышеуказанных факторов), а продолжительность жизни поколения по-прежнему 43 года. При расчете с этими Допущениями мы получаем, что нынешняя численность всех израильтян в мире около 13.900.000 человек.[277]

Таким образом, мы приходим к выводу, что фактически все Данные о прошлой или настоящей численности населения можно очень разумно и логично объяснить, предположив, что первый человек появился 4.300 лет назад, и при этом сделав большой запас на войны и разнообразные бедствия. Что касается предположения эволюционистов, будто бы человек появился миллион или более лет назад, оно абсурдно в свете статистики народонаселения.

Народонаселение до потопа

Согласно родословиям Бытия 5, Адама от потопа отделяет 1.656 лет. Однако константы народонаселения в то время значительно отличались от настоящих. Люди жили долго и имели, по всей видимости, большие семьи. За исключением Еноха, который был взят на небо до смерти в возрасте 365 лет (Быт. 5:23-24), средний возраст девяти допотопных патриархов был 912 лет. Их возраст на момент рождения детей колебался от 65 лет (Малелеил — Быт. 5:15; Енох — Быт. 5:21) до 500 лет (Ной — Быт. 5:32). Известно, что у каждого из них были «сыны и дочери», следовательно, в каждой семье было по крайней мере 4 ребенка, а возможно, и больше.

Предположим (с невероятным запасом), что c=3, х:=5 и n = 16,56, то есть что в средней семье 6 детей, средний возраст поколения 100 лет и средняя продолжительность жизни 500 лет. При этих условиях численность населения мира к моменту потопа должна была составлять 235 миллионов человек. И это число явно занижено по сравнению с числом людей, действительно погибших во время потопа.

Вероятно, люди размножались гораздо быстрее, чем предполагает этот расчет, особенно в первые века допотопной эпохи. Например, если принять среднее число детей не 6, а 8, время жизни поколения — 93 года, а не 100, то численность населения ко времени смерти Адама, через 930 лет после его сотворения, уже была 2.800.000 человек. При таких темпах численность населения во времена потопа была бы 137 миллиардов человек! Даже если бы темпы прироста соответствовали нашему времени = 1 и с = 1,5), на Земле во времена Ноя вполне могло бы оказаться более 3 миллиардов человек.

Из этих вычислений вытекают два очевидных вывода. Во-первых, Каин, сын Адама, вполне мог взять себе жену, построить город и бояться мстителей (Быт. 4:14-17).[278] Во-вторых, потоп действительно должен был оказаться мировой катастрофой, чтобы достичь своей цели — уничтожить все человечество.

Тот факт, что во время потопа могли погибнуть многие сотни миллионов людей, не означает, конечно, что мы должны найти хоть какие-то их останки. Нет сомнений, что когда уровень воды при потопе стал повышаться, люди, взобравшиеся на ближайшие холмы, утонули последними из живых творений после того, как туда добралась вода. Поэтому-то их и не находят в осадочных породах потопа.

Могло, конечно, быть так, что некоторые люди случайно оказались в ловушке, были занесены осадочными отложениями и в конце концов превратились в окаменелости, но они, в большинстве своем, никогда не будут найдены. Окаменелости, предположительно принадлежащие допотопному человеку, уже находили ранее; может быть, в будущем разыщут подобные им, но, в любом случае, такие находки — большая редкость.

Для креациониста отсутствие допотопных окаменелых останков человека, конечно, представляет менее серьезную проблему, чем для эволюциониста. Если человек как вид действительно живет миллион или более лет, то на Земле жили и умерли несметные миллиарды миллиардов человек. Но пока археологами найдена лишь ничтожная горсть останков доисторического человека! Несомненно, при таком огромном количестве людей, если они действительно жили, их кости должны были хоть где-нибудь сохраниться.

Рост численности населения от Ноя до Авраама

На протяжении некоторого времени после потопа людям было свойственно прежнее долголетие, но продолжительность их жизни постепенно уменьшалась. Ной прожил 950 лет (350 из них после потопа — Бытие 9:28-29). Написано, что у трех сыновей Ноя было 16 сыновей и, вероятно, столько же дочерей, то есть в каждой семье было около 10 детей. Написано, что со времени потопа до рождения Авраама прошло 292 года и 8 поколений.

От потопа до ухода Авраама в Ханаан прошло около 400 лет. К этому времени на Земле, очевидно, существовали уже довольно большие города и многочисленные народы, на что указывает Бытие 12 — 25 (Египет, Халдея, Филистия и т.д.). Авраам умер в возрасте 175 лет, оставив после себя восемь сыновей (Быт. 25:1-8).

Вполне разумным будет предположить, что во время этого 400-летнего периода жило 10 поколений, причем в средней семье было восемь детей, средняя продолжительность жизни — пять поколений по 40 лет, иначе говоря 200 лет. Параметры нашей формулы в этом случае будут: c=4, n=10 и x=5. Численность населения Земли во времена Авраама (если пренебречь возможными пропусками в родословии Бытия 11), таким образом, равняется 2.800.000, что как нельзя лучше соответствует библейским и археологическим фактам об этом периоде истории.

Вавилонская башня строилась, по-видимому, незадолго до рождения Фалека (через 101 год после потопа), поскольку Евер назвал сына «разделение» (Быт. 10:25) в ознаменование смешения | языков. Если использовать прежние константы, численность населения на то время составит только 85 человек (по уравнению 2). Вполне возможно, как минимум одно поколение отсутствует в родословии Фалека (Быт. 10:21-25 и 11:10-16). В параллельном тексте Луки 3:35-36 между именами Арфаксада и Салы стоит имя Каинана.

Если предположить, что при переписывании текстов Ветхого Завета имя Каинана было каким-то образом пропущено, но сохранилось в той версии Септуагинты, которой пользовался Лука, между потопом и Вавилоном добавится еще одно поколение. С такой поправкой численность населения будет 340 человек.

Вероятно, это число все еще слишком мало, но и предполагаемый размер семьи также может быть слишком мал для первых веков после потопа. Если в средней семье было 10 детей, тогда численность населения во времена столпотворения составит около 700 человек. Если их было 12, то 1250 человек. Оба результата получены для сорокалетних поколений, то есть для случая, когда со времени потопа до Вавилона жило 3,5 поколения.

Поскольку в Бытии 10 упоминаются 70 народов, образовавшихся после «разделения» в Вавилоне, разумно будет предположить, что в Вавилоне жило 70 семей и семьи эти, по-видимому, состояли из внуков и правнуков Ноя. Семьдесят семей, в общей сложности насчитывавшие 800 или 1.000 человек, довольно точно соответствуют описанию случившегося в Вавилоне.

Таким образом мы приходим к выводу, что библейские хронологии замечательно точны в свете статистики народонаселения и что любые значительные отклонения от этих хронологий, требующиеся эволюционистам для их выкладок, в высшей степени неоправданны и неправдоподобны.

Общее количество людей с момента сотворения

Хотя точно вычислить общее количество людей невозможно, все же интересно приблизительно подсчитать, сколько людей родилось с момента их появления. В данном случае уместно будет использовать формулу 2, если мы сможем достаточно точно указать п и с. Мы отмечали, что если хронология Ашера правильна, то нынешнее население мира образовалось от двух первых людей при п = 100 и с == 1,25. Если подставить эти значения в уравнение 2, то общее количество людей, родившихся в мире после потопа, составит около 16 миллиардов человек.

Сюда необходимо прибавить людей, живших до потопа, но их количество мы можем определить лишь приблизительно. Вполне разумно принять, что л = 11 (продолжительность жизни поколения 150 лет) и с = б (среднее количество детей 12). Тогда сумма S будет равна 870 миллионам. Еще мы должны учесть людей, которые умерли бездетными. Здесь мы также не располагаем точными данными, но, вероятно, можно будет увеличить названные цифры на 20 процентов.

Таким образом, общее количество людей, живших на свете с тех пор, как Бог сотворил Адама, составит около 20 миллиардов человек.

Конечно, мы предполагаем, что хронология Ашера в основном точна. Как мы уже отмечали, в родословиях Бытия 5 и 11 могут оказаться пропуски, однако они не должны быть чрезмерно большими. Самый крайний случай — когда творение состоялось около 10.000 лет назад, а большая часть пропусков пришлась на период после потопа. Если мы примем, что потоп произошел 8.000 лет назад, а длительность жизни поколения 40 лет, то га == 200. Тогда нынешнюю численность населения можно получить при с лишь около 1,11, то есть когда в средней семье 2 2/9 ребенка.

Подставив эти значения (n = 200 и с = 1,11) в уравнение 2, мы получим, что после потопа родилось около 30 миллиардов человек, и, по-видимому, эту сумму следует увеличить по упомянутым выше соображениям до 38 миллиардов.

Теперь посмотрим, что получается, если человек появился в ходе эволюции и обрел статус человека около миллиона лет назад. При длительности жизни поколения в 40 лет уравнение 4 дает нам значение с, равное всего 1,001 или меньше. Таким образом, чтобы получить нынешнюю численность населения мира за миллион лет, в средней семье должно быть всего 2,002 ребенка. Очевидно, что население совсем не будет расти, если в средней семье будет ровно 2 ребенка. И даже при этих условиях общее число людей, живших в течение миллиона лет, будет фантастически большим — три тысячи миллиардов!

Эволюционисты возражают, что скорость роста значительно Увеличилась лишь в последние несколько столетий. Поэтому Давайте считать, что «нормальная» скорость роста даст ко времени Христа население в 200 миллионов человек. Это самый Ранний период, когда население можно исчислить, опираясь на более или менее разумные предположения.

Тогда значение с, необходимое для того, чтобы произвести 200 миллионов людей за 25.000 поколений, будет равно 1,0007, а число людей, живших на Земле за это время, все равно будет превышать 300 миллиардов.

Таким образом, по самым скромным подсчетам, которые мы в состоянии хоть как-то оправдать, получается, что если теория эволюции человека истинна, то на Земле жило по крайней мере 300 миллиардов человек и почти все они жили задолго до того, как Христос пришел в этот мир, и до того, как человек получил любое другое откровение о Боге!

Перед нами встают вопросы: где все они похоронены и что стало с их костями? И еще более волнующий вопрос: что случилось с их душами?

Конечно, можно заявить, что все эти вычисления фактически ничего не доказывают, поскольку ни у кого нет возможности узнать, какими в действительности были смертность и рождаемость и какова была численность населения в доисторические времена. Безусловно, это все так, но известные факты о росте численности населения хорошо согласуются с библейской хронологией и совсем не согласуются хронологией эволюционистской.

Ученые оперируют «моделями», они оценивают каждую предлагаемую модель определенного процесса по степени ее соответствия известным данным. И мы можем сделать совершенно оправданный вывод, что креационистская модель с короткой хронологией соответствует известным данным статистики народонаселения гораздо лучше, чем миллионолетняя эволюционистская модель. С точки зрения общепринятых научных способов оценки это может означать только то, что по крайней мере в данном случае креационизм более «научен», чем эволюционизм.

Конечно, можно использовать и другие модели народонаселения, но неизвестно, какая из них лучше и были ли постоянными принятые скорости роста. Более простой подход (использовавшийся Мальтусом и Дарвином) заключается в предположении, что население растет в простой геометрической прогрессии и что в одно и то же время живет только одно поколение, то есть в уравнении = 1. Тогда оно приобретает простой вид:

Рn= 2сn. (5)

При больших п результат уравнения 5 практически не отличается от результатов уравнения 4.

Если вам хочется представить прирост населения в виде ежегодного процента, уравнение численности может быть записано так:

 (6)

где G — ежегодный прирост населения в процентах, а Ру — численность населения спустя Y лет. С помощью этого уравнения можно определить, что G должно быть примерно полпроцента, чтобы получить нынешнюю численность населения за предполагаемые 4300 лет после потопа. Это составляет лишь четвертую часть наблюдаемого прироста населения 2% в год.

Можно, конечно, при желании установить изменяющиеся темпы роста размера семей произвольным образом, чтобы получить любое нужное значение. Именно так и приходится делать эволюционистам, чтобы объяснить столь малую численность современного населения по истечении столь долгого периода эволюционной истории. Тем не менее, самые простые и прямолинейные модели численности населения, в основе которых лежат все известные на сегодняшний день реальные статистические данные, явно соответствуют библейской хронологии, отражающей ход человеческой истории.

Все население мира давно уже разделилось на разные народы и другие общности, хотя первые люди составляли одну небольшую группу. Когда и по какой причине произошло такое разделение? Этим вопросом занимается этнология.

Происхождение языка

Прежде чем рассмотреть происхождение различных культур, народов и рас, мы должны обратиться к замечательному явлению — существованию различных человеческих языков, поскольку первое зависит от второго. Эволюционисты-теоретики не в состоянии выработать внушающую доверие модель происхождения как человеческого языка вообще, так и различных языковых групп в частности. В этом отношении библейское повествование гораздо реалистичнее всего, что когда-либо предлагали эволюционисты.

В предыдущей главе, говоря о природе человека и своеобразии его сознания, мы уже кратко обсуждали специфические особенности человеческого языка, которые отличают его от звуков, издаваемых животными. Единственный разумный способ объяснения этой не имеющей аналогов в природе способности человека думать и общаться с помощью абстрактной, символической, понятийной речи заключается в том, что она — сотворенный дар Божий. Человек сотворен по образу Божию, а это предполагает, что должно быть соответствующее средство общения между человеком и Богом, а следовательно, и между самими людьми.

Бог намеревался разговаривать с человеком, а потому Он ожидает, что человек ответит Ему хвалой и разделит свидетельство и общение с другими людьми. Такой возвышенной целью и таким назначением наделил Бог сотворенный дар человеческой речи и языка. «Господь сказал: кто дал уста человеку? …не Я ли Господь? Итак пойди; и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4:11-12).

Каким же образом человек, по эволюционному сценарию, обрел способность говорить? Этот самый важный из всех выдуманных эволюционистами этапов совсем недавно, с точки зрения геология, превратил обычное животное в человеческое существо. Для эволюционистов он до сих пор окружен покровом тайны. Даже такой убежденный эволюционист, как Джордж Гейлорд Симпсон, признал:

Человеческий язык коренным образом отличается от любой системы общения у других животных. На это ясно указывает его сравнение с темя похожими на слова звуками, которые издают животные и которые поэтому нередко называют речью. По сути «речь» животных состоит из междометий. Они отражают физическое или, чаще, эмоциональное состояние особи. В них нет номинации, обсуждения, абстрагирования, символики, как в настоящих языках.[279]

Довольно во многих исследованиях изучалась природа криков человекообразных и других обезьян и предпринимались попытки найти ключ к тому, как из этих звуков мог развиться человеческий язык. Попытки оказались тщетными. Один из ведущих специалистов в этой области заявил: «Создается впечатление, что чем больше становится известно об этих системах, тем меньшую помощь в понимании человеческого языка они оказывают.[280]

..ложно было бы предположить, что если речь человека действительно развилась из звуков, которые издают животные, то самые «примитивные» из племен до сих пор говорили бы самым простым языком, напоминающим звуки животных. Но это не так. Миссионеры-лингвисты, например из Института переводов Библии Уиклифа,[281] а также практически все антропологи, занимающиеся культурой, однозначно утверждают, что языки таких племен всегда имеют не менее сложную структуру, чем языки более цивилизованных народов мира. Сам Симпсон признал: «Даже народы с самой простой культурой имеют разработанные языки со сложной грамматикой и большим словарным запасом».[282]

То же можно сказать и обо всех известных древних языках. Ни малейшего свидетельства об эволюции языка не было ни в прошлом, ни сейчас. «Древнейший из языков, который можно с достаточной точностью реконструировать, уже является современным, сложным и законченным с эволюционной точки зрения».[283]

Некоторые авторы пытались анализировать происхождение языка, сравнивая строение челюсти человека и человекообразной обезьяны и используя знаменитую теорию рекапитуляции. Столь наивные попытки только подчеркивают бессмысленность подобного способа объяснения.

Происхождение осмысленной речи зависит от мозга и центральной нервной системы, но никак не от формы челюсти и твердого неба, а окаменелости позволяют изучать лишь последнее. Не только млекопитающие, но даже птицы способны издавать звуки, похожие на человеческие слова, но они не в состоянии понять их.

Что касается теории рекапитуляции, то представление, будто бы ребёнок, учась говорить, в развитии своей речи повторяет эволюцию языка своих предков, не заслуживает даже опровержения. Вот что пишет Симпсон:

Еще одна попытка, которая сейчас представляется весьма наивной, — изучение речи в онтогенезе, в процессе ее становления у детей. Она основана на широко известном, но, как это бывает, полностью ошибочном утверждении, будто бы в онтогенезе повторяется филогенез. В действительности, ребенок не эволюционирует лингвистически и не изобретает примитивный язык, а учится конкретному современному языку, уже оформившемуся и …отличному от любого возможного примитивного языка.[284]

Таким образом, какой бы подход к изучению происхождения языка ни предпринимался, он заводил в тупик. Достоверных свидетельств или все объясняющей теории просто не существует.

Разумеется, за одним исключением! Представление о том, что человек был изначально сотворен уже как человек, с уникальной способностью лично общаться с Творцом и другими людьми, хорошо отвечает всем фактам, объясняя их просто и прямо. Согласно слову Библии, человек был не только сотворен с уникальной способностью говорить с Творцом и своей женой; ему, помимо того, было поручено дать имена всем животным. Таким образом, человек, единственный из живых существ, был способен идентифицировать их свойства и понять, что ни одно из них не в состоянии быть «помощником, подобным ему» (Быт. 2:20).

Смешение языков

Быстрому увеличению числа различных языков Библия также дает единственное удовлетворительное объяснение. Если все люди произошли от одних предков, как считает сегодня большинство эволюционных антропологов, изначально они все должны были говорить на одном языке. Пока они жили вместе и продолжали общаться друг с другом, возникновение явных различий в языке было невозможным. Следовательно, если антропологи настаивают на эволюционном объяснении различий в языках, то они должны также предполагать существование чрезвычайно долгих периодов изоляции и инбридинга различных племен, практически столь же долгих, как и сама история человечества. Это, в свою очередь, означает, что каждая из основных языковых групп должна соответствовать одной из основных расовых групп. Следовательно, каждая «раса» должна иметь долгую эволюционную историю, и естественно будет предположить, что некоторые расы развились в большей степени, чем другие. Такое естественное сочетание расизма с эволюционной философией весьма показательно, оно стало псевдонаучной основой широкого спектра расистских политических и религиозных философий, которые в течение долгих лет приносили неисчислимый вред и страдания людям.

С другой стороны, кажется очевидным, что все народы, племена и языки, как бы они ни различались, действительно имеют общие корни в не столь отдаленном прошлом. Представители разных народов могут вступать в смешанные браки, обладают равными умственными способностями и одинаковой способностью к обучению. Даже аборигены Австралии вполне способны получить докторскую степень, а некоторые из них действительно получили ее. И хотя языки очень отличаются друг от друга, все их можно классифицировать по лингвистическим категориям и их может выучить человек, говорящий на другом языке, — что свидетельствует в пользу одного общего источника. Фактически существует только один род людей, а именно род человеческий! И только одна раса — раса людей.

Происхождение различных языков нельзя объяснить с позиций эволюции, хотя существование разных диалектов и сходных языков в пределах основных групп, безусловно, объясняется постепенным развитием от общего исходного языка. Но основные группы настолько сильно отличаются друг от друга, что это различие невозможно объяснить никакой натуралистической схемой.

Только Библия дает полноценное объяснение. Изначально, после великого потопа, «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1). Но когда люди восстали против Бога, отказались рассеяться по миру, как Он велел, и собрались в окрестностях Вавилона, «смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:9).

Если принять в расчет, что в потомстве сыновей Ноевых из Бытия 10 упоминаются семьдесят семей, то это «рассеяние» предположительно началось с семидесяти исходных групп, положивших начало разным народам и языкам. Всего их было около тысячи человек, разделенных на три большие родовые группы:

сынов Иафета, сынов Хама и сынов Сима. «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (Быт. 10:32).

Нет ничего невозможного в том, что жители Вавилона воспротивились Господу и захотели построить своими руками башню, чтобы достигнуть небес, как следует из Бытия 11:4 в Переводе короля Иакова (King James Version). Слова «достигнуть» нет в оригинале; изначальный смысл отрывка, очевидно, подразумевает возведение огромной башни для поклонения «воинству небесному» — своего рода храма, который объединил бы все человечество в поклонении и служении твари, а не Творцу (Рим. 1:25). Самым эффективным способом не допустить святотатства и заставить людей исполнить повеление Бога распространяться по Земле было смешение языков.

Поскольку люди теперь не могли общаться друг с другом, им трудно было и работать вместе. Первобытным смешением языков подчеркивается факт, который не осознают современные люди:

истинное различие между ними проведено не по расовому, не по физическому и не по географическому, а по лингвистическому признаку. Когда люди перестали понимать друг друга, у них не осталось другого выбора, как только разделиться.

Если кто-то склонен подвергать сомнению такую причину возникновения глубоких различий между языками, пусть он предложит натуралистическую версию, которая объяснила бы все факты лучше. До сих пор это не удалось никому. Очевидно, здесь замешано чудо, ибо серьезность посягательств вынудила Бога вмешаться особым образом.

Хотя основные языковые группы так отличаются друг от друга, что трудно представить себе, как они образовались от одной исходной языковой группы (если не предполагать — об этом мы говорили выше, — что они прошли очень длительный период расовой отделенности, вследствие которого расы и оказались на разных ступенях эволюционного развития), сам факт, что все языки можно классифицировать на основе лингвистической теории и что человек способен выучить иностранные языки, предполагает их происхождение из одного источника. Один из ведущих языковедов мира Ноам Хомский убежден, что языки, пускай сильно различающиеся внешне, проявляют глубинную общность, связанную с фундаментальной Уникальностью самого человека.

Доктор Гюнтер Стент, профессор молекулярной биологии в Калифорнийском университете (Беркли), так обобщенно выражает взгляды Хомского:

Хомский считает, что грамматика языка — это система трансформационных правил, устанавливающая соотношение между звуком и смыслом. В вес входят синтаксический, семантический и фонологический компоненты. Поверхностная структура содержит информацию, относящуюся к фонологическому компоненту, тогда как глубинная структура содержит информацию, относящуюся к семантическому компоненту, а синтаксический компонент устанавливает связь между поверхностной в глубинной структурами. Следовательно, только фонологический компонент подвергся значительной дифференциации в ходе истории человека, или, по крайней мере, со времени постройки Вавилонской башни.[285]

Конечно, для Стента, как и для Хомского, Вавилонская башня — не более чем фигура речи, но она уместна именно потому, что чудесное смешение языков в Вавилоне действительно дает единственно осмысленное объяснение феномену человеческих языков.

Таким образом, «фонологический компонент» речи (или ее внешняя форма) — это набор звуков, которые передают определенный смысл и с помощью которых люди одного племени могут общаться друг с другом. Каждому племени присуща свойственная только ему фонология, поэтому одна группа не может понять Другую. Тем не менее на семантическом уровне, в глубинной структуре, в «универсальной грамматике» (внутренний человек!) мысли обеих групп, находящие выражение в словах, по существу одинаковы. Именно фонологические уровни, или внешние формы языков, были сверхъестественным образом разъединены в Вавилоне, поэтому, несмотря на то, что обычная логика и осознание действительности остались прежними у всех, люди уже не могли работать вместе и в конце концов рассеялись просто потому, что больше не понимали друг друга.

Важно, что предания, подобные истории о вавилонском столпотворении, существуют у различных древних народов и даже у примитивных племен. Хотя они встречаются не так часто, как предания о великом потопе, многие народы все-таки сохранили память о временах, когда все люди говорили одинаково, пока разгневанные боги не смешали их языки.

Таким образом, есть все основания считать библейский рассказ о смешении языков в Вавилоне достоверным описанием того, как в мире появились крупные языковые группы. Эволюционисты, безусловно, не имеют лучшего ответа, и современные ученые отвергают эту версию только потому, что она была чудом. Однако говорить, что это невозможно было сделать, означает не только отрицать всемогущество Бога, но и утверждать, что ученые знают о природе языка гораздо больше, чем они знают на самом деле.

Никто еще не понял до конца, как работает мозг и как он управляет человеческой речью. Следовательно, никто не понимает, какие физиологические изменения в мозге и в центральной нервной системе были необходимы, чтобы заставить различные группы людей связать с определенными понятиями различные звуки. Возможно, будущие исследования прольют свет на эту проблему, но пока нет объяснения лучше того, которое дал Бог, сказавший: «Смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7).

Языки, расы и теория эволюции

В противоположность широко укоренившемуся среди христиан мнению, три сына Ноя — Сим, Хам и Иафет — были основателями не » рас», а трех групп народов. В каждой из них имеются, к примеру, и светлокожие, и темнокожие люди. Племенные или национальные (но не расовые) особенности могли появиться довольно быстро, так как племена разделились и вынуждены были размножаться в основном посредством внутриплеменных браков.

Разумно предположить, что Бог заложил в первых мужчине и женщине информацию, которая обеспечила широкое разнообразие физиологических признаков у их потомков. Эти признаки распределялись среди всего населения более или менее случайно, как в описанных Менделем статистических закона наследственности, пока представители единой общности могли свободно вступать в брак друг с другом. Те признаки, которые генетики называют доминантными, обусловили внешнее сходство всех людей, унаследовавших соответствующие гены. Рецессивные признаки генов обычно не проявлялись, хотя и сохранялись потенциально в генофонде.

Однако когда люди были разделены на очень небольшие группы посредством созданного Богом в Вавилоне языкового барьера, многие рецессивные гены в первый раз получили возможность открыто проявиться в разных физических признаках, унаследованных отныне каждым племенем.

На самом деле, из опыта известно, что очень маленькие популяции изменяются гораздо быстрее и основательней, чем большие, по крайней мере, судя по наблюдениям за животными. В частности, такой феномен подтвердился изучением плодовой мухи дрозофилы. Один из высших авторитетов в этой области Феодосии Добжанский сказал:

Принцип основателя — это «образование новой популяции несколькими особями… которые несут в себе лишь малую часть полной генетической изменчивости родительской популяции». Появление основателя предполагает дальнейшее скрещивание на протяжении одного или нескольких поколений… Естественный отбор в опытных популяциях при небольшом числе основателей дал гораздо большее разнообразие результатов, чем в контрольных популяциях, появившихся от многих основателей.[286]

Человек, конечно, испробовал это на многочисленных видах растений и животных при искусственном отборе и репродуктивной изоляции. К примеру, совершенно очевидно, что огромное количество пород домашних собак было выведено посредством методов селекционного разведения от одной собаки-предка только в течение последних нескольких тысяч лет. А если этому огромному разнообразию пород собак позволить свободно скрещиваться в естественных условиях, вскоре появятся признаки возврата к более или менее однородной «помеси». То же самое можно сказать и о других «чистых породах» растений или животных. Феномен быстрого изменения при близкородственном скрещивании в малой популяции гарвардский биолог и таксономист Эрнст Майр назвал (причем вполне заслуженно) «принципом основателя». «Фундаментом, на котором строилась вся моя теория, является эмпирический факт того, что, когда в сверхвидовых или видовых группах существует высокодивергентная популяция, или таксой, он обязательно обнаруживается и в периферийных изолированных местах… Мой вывод состоял в том, что любую крупную реорганизацию генофонда гораздо легче осуществить в маленькой популяции основателя, чем в какой-либо другой».[287]

Такое быстрое изменение, или «реорганизация генофонда», -это, конечно, не эволюция, а просто новое сочетание уже имеющихся генетических признаков и, фактически, часть сотворенного Богом генетического потенциала изменчивости для отдельного вида. Небольшой размер популяции каждого «рода» животных после потопа, без сомнения, обусловил быстрое появление многих его разновидностей. Точно так же небольшие изолированно развивающиеся группы людей, покинувших Вавилон, могли быстро приобрести особые физические характеристики — даже так называемые «расовые» признаки, которые стали характерными для их отдаленных потомков. «Строго говоря, у нас все больше и больше свидетельств тому, что при прочих равных условиях скорость видообразования обратно пропорциональна размеру популяции. Вот почему видообразование может быть таким быстрым в популяциях основателей, тогда как виды в больших популяциях могут вообще оказаться инертными в эволюционном плане».[288]

Таким образом, в генетическом коде человека есть достаточный запас изменчивости, чтобы, благодаря тому самому механизму, который описан в Бытии 11, — через вынужденное разобщение вследствие смешения языков — у людей всего лишь через два поколения появилось большое количество новых признаков.

Если, однако, вам нравится эволюционная точка зрения на происхождение «рас»,[289] вам придется признать долгую эволюционную историю отдельного развития рас, мутации и естественный отбор, чтобы объяснить закрепление набора расовых признаков.

Нетрудно отнести человека к той или ивой группе расовых подразделений: смуглые, с прямыми волосами народы Востока, темнокожие, с вьющимися волосами африканцы, светлокожие, с гладкими волосами кавказцы. Детальный анализ ваших впечатлений покажет, что мы узнаем происхождение на основе внешних качеств: по цвету кожи, по цвету и форме волос, по морфологии лица, по разрезу глаз, форме носа и губ.[290]

Очевидно, это довольно поверхностные различия, и их можно легко объяснить в свете библейского свидетельства о маленьких разобщенных после вавилонского столпотворения группах людей, вступавших в близкородственные браки. Их признаки таились в сотворенном генофонде человечества, но чтобы они проявились и стали доминантными в каждом племени, понадобилось всего

несколько поколений жизни в разобщении.

Видоизменение же каждого племени в ходе типично дарвиновского развития, то есть путем мутаций, борьбы и отбора, в свою очередь, требовало бы исключительной длительности подобного разобщения. По оценкам ученых авторитетов — по крайней мере 50.000 лет[291] изоляции, а такой огромный период (в десять раз больший известного времени существования цивилизации и достоверных письменных документов), несомненно, означал бы, что эволюционировать будут не только физические черты, но и умственные способности, и нравственность, так что образовавшиеся в конечном итоге «расы» обязательно должны будут отличаться по уровню интеллекта и нравственности.

Поэтому теорию эволюции — особенно в ее дарвиновской и Ламарковой разновидностях — давно уже используют как якобы научную основу расизма. Действительно, все эволюционисты XIX века — Дарвин, Гексли и остальные, вплоть до первой четверти XX века, — были убежденными сторонниками превосходства белых людей.

Однако самой грязной из взрощенных на эволюционизме расистских философий был, по-видимому, нацизм Адольфа Гитлера. Корнями он уходит в работы немецкого популяризатора теории Дарвина и его современника Эрнста Геккеля, который был, возможно, самым влиятельным эволюционистом в континентальной Европе. «Вместе с последователями Дарвина в эволюционизации общественных отношений, он [Геккель] намеревался Продемонстрировать «аристократический» и недемократический характер законов природы… Вплоть до смерти в 1919 году Геккель вносил свою лепту в то направление немецкой мысли, которое служило питательной средой для национал-социализма. Он стал одним из главных германских идеологов расизма, национализма и империализма».[292] Когда появился Гитлер, он положил так называемый научный эволюционизм Геккеля в основу своей расистской философии. «[Гитлер] выделял и превозносил идею биологической эволюции, считая ее самым сильным оружием против традиционной религии; он неоднократно порицал христианство за сопротивление эволюционному учению… Для Гитлера эволюция была отличительным признаком современной науки и культуры, и он защищал ее достоверность так же ревностно, как и Геккель».[293]

Эволюционная теория настолько очаровала Гитлера, что он готов был пожертвовать жизнью своих соотечественников ради борьбы за расовое превосходство. «Гитлер рассматривал борьбу за существование как дарвинистский принцип человеческой жизни, заставляющий каждый народ пытаться взять верх над всеми другими; ведь без борьбы этот народ загнил бы и погиб… Даже в момент явного поражения в апреле 1945 года Гитлер не усомнился в выживании сильнейшего и заявил, что славяне оказались сильнее».[294] Гитлеровская кампания уничтожения евреев была, по его мнению, всего лишь добротным научным подходом, приложением дарвинизма на практике. Представитель еврейства, профессор биологии в университете Пердыо, дает следующий комментарий: «Я не утверждаю, что в Катастрофе виноваты Дарвин и его теория эволюции, но и не могу отрицать, что теория эволюции и порожденный ею атеизм создали нравственный климат, который сделал Катастрофу возможной».[295]

Поскольку гитлеровский расизм повсеместно вызывает нравственное отвращение, современные дарвинисты, за редким исключением, изъяли расистские мотивы из теории дарвиновской эволюции, что явилось немаловажным фактором недавнего возрождения веры в теорию катастроф и быструю эволюцию, заместившей веру в униформизм и постепенную эволюцию. Эта смена лозунгов, как мы уже выяснили, не опирается на факты, а является просто попыткой объяснить их отсутствие без обращения к Библии. Однако библейский текст, непосредственно повествующий о частном сотворении, о потопе и рассеянии народов из Вавилона, вполне удовлетворительно объясняет все известные языковые феномены и различия в физическом облике, по ошибке раздутые до эволюционистской теории различных человеческих рас.