Глава 5. Крест — безумие!

«А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

В этом разделе мы подробно рассмотрим значение слов: «А мы проповедуем Христа распятого… для еллинов безумие».

В начале семнадцатой главы Книги Деяний святых Апостолов мы читаем краткое описание проповеди апостола Павла иудеям и эллинам, которые были иудейскими прозелитами. Метод проповеди Павла похож на метод Петра (Деян. 2)

«Прошедши через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало» (Деяния, 17:1-4).

Очевидно, что главной идеей его проповеди было то, что Иисус есть Христос — иными словами, Мессия. Кроме того, Павел говорил с ними из Писаний. Как и Петр во второй главе Книги Деяний, Павел, стремясь донести до своих слушателей истину, предполагал, что они уже подготовлены к принятию Евангелия. Иудеи и язычники, к которым он обращался, знали и понимали Писания Ветхого Завета. Говоря более современным языком, Павлу было достаточно сказать: «В Библии сказано…»

Однако в Книге Деяний, 17:18-34, нам описывается проповедь Павла, обращенная к представителям совершенно другой культуры и произнесенная в совершенно иной обстановке:

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как-бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждою из нас: ибо мы им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни, насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.

Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деяния, 17:18-34).

Поистине пленительный отрывок из Писания! Очень многому мы можем научиться из описанного здесь метода Павла, чтобы затем применить эти знания при евангелизации неверующих.

Давайте тщательно проанализируем эту проповедь.

1. К кому здесь обращается Павел? Он обращается к греческим философам-эпикурейцам и стоикам. Каково было их мировоззрение? Отличалось ли оно от мировоззрения иудеев? Документально подтверждено, что греческие философы мыслили эволюционно. Позвольте объяснить.

Многие люди сегодня неверно представляют происхождение теории эволюции. Они думают, что эта теория — изобретение Чарльза Дарвина. Но это совершенно неверно. Дарвин популяризировал конкретный взгляд на эволюцию, но эволюционные идеи берут свое начало в далеком прошлом.

Эпикурейцы учили, что все на земле эволюционировало из самой материи земли. Они не видели никакого смысла в жизни. Для них чувственное наслаждение являлось наивысшим благом бытия. Стоики же были пантеистами. Пантеизм по сути есть лишь иная форма эволюционизма. Таким образом, греческая культура, в основном, базировалась на теории эволюции. Однако в то же время в этой культуре было широко распространено идолопоклонство. Они верили в богов, но даже их боги появились из какой-то первобытной материи.

Здесь нужно отметить одну важную деталь: в греческой культуре не было представления о Том Боге, в Которого верили Иудеи — личностном бесконечном Боге — Творце всего сущего, стоящего над ним и держащего все в Своих руках. В этой культуре никто даже не думал о Таком Боге.

Можно сказать, что Павел, проповедуя в этой культуре, обращался к обществу, принявшему за основу эволюционную концепцию. Никто ничего не знал об истинном Создателе.

2. Греки не были знакомы с иудейскими Писаниями. Павел не мог говорить с ними из Писаний, как он (и Петр) делал это, обращаясь к представителям иудейской культуры. Ситуация в греческой культуре усложнялась еще и тем, что разные философы имели совершенно различные, противоречащие друг другу концепции. Видя реальность «греха» и «зла», признавая важность порядка и закона, они не имели ни малейшего понятия об абсолютной власти, абсолютной истине и врожденной греховности человека.

3. Греки ничего не знали о самом первом своем предке, Адаме, и о концепции первородного греха; не было у них и закона Моисея. Поэтому эти люди не могли ни понять, ни принять абсолютную власть Бога-Творца и Законодателя.

Рассмотрим еще раз три основных элемента Евангелия на этом примере. Греки, слушавшие Павла на Марсовом холме в Афинах, не имели знаний, необходимых для понимания Евангелия. Используя нашу аналогию из предыдущей главы, скажем, что попытка объяснить грекам Евангелие схожа с попыткой построить небоскреб на фундаменте для небольшого домика на одну семью. Греческая культура изначально была построена на неверном основании. Если строитель желает построить дом, вначале ему придется убрать неподходящий фундамент, затем заложить новый, а уж затем начинать возводить здание.

Эта концепция «неверного фундамента» четко проявляется в реакции греков на рассказ о воскресении:

«Одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое?» (Деяния, 17:18-20).

Их реакция была примерно следующей: «Что за глупость? Что за странный вздор несет этот человек? Ну и несуразица!» Вспомним утверждение в Первом послании к Коринфянам, 1:23 о том, что проповедь о кресте — безумие для эллинов. Тут очень важно заметить, что реакция греков была совершенно непохожа на реакцию иудеев. Конечно, не все иудеи приняли Иисуса как Мессию, но большинство все же приняло. Остальные по крайней мере прекрасно понимали, что говорят им Павел и другие. Греки же совершенно не представляли себе, что это за странная весть о воскресении. И Павел не мог обратиться к Писаниям, чтобы объяснить им это. Итак, как же он собирался донести до них весть о Кресте — самую суть Евангелия?

В Послании к Римлянам Павел говорит нам следующее: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим, 1:20).

«Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим, 2:15).

Хотя греческие философы-язычники, в общем и целом, упразднили из своей культуры знание об истинном Боге, Павел знал, что сможет начать рассказ о Боге-Творце, воззвав к их рассудку.

И он начал прекрасную апологетическую проповедь, объясняя основы христианства с самых истоков. Давайте обратим особое внимание на следующие четыре элемента в проповеди Павла:

1. Павел, указав на один (или более) из их жертвенников, напомнил грекам, что они посвятили его (или их) неведомому Богу. Он начал с того, что было знакомо им из их культуры. Затем он стал объяснять им, что этот «неведомый бог» и есть Бог истинный. Он четко определил природу истинного Бога, подчеркивая, что это Бог-Творец, сотворивший все и держащий все Своей силой.

Это, конечно же, противоречило мировоззрению греков, основанному на эволюционной концепции и политеизме. Павел проповедовал о всемогущем Боге, сотворившем все сущее. (Это напоминает мне рассказ моего японского переводчика о том, как ему приходилось объяснять смысл слова «Бог», когда я произносил его перед японской аудиторией, не знакомой с основами христианства.) Хотя для греков это была и чуждая концепция, Слово Божие говорит нам, что их рассудок, и совесть, и само творение свидетельствуют о ее истинности. Кроме того, их очень интересовала логика и логические аргументы. Бог мог использовать это мощное свидетельство, чтобы открыть их сердца истине.

2. Чтобы люди поняли, что они грешники, им нужно прежде понять, что все мы являемся потомками первого человека, Адама, чем и связаны с ним. Из-за его греха все мы грешны: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим, 5:12). Так Павел объяснил грекам, что все мы родственники (одной крови), происходящие от одного человека, и что Бог правит потомками этого человека — всеми народами. Любая страна, любой народ целиком и полностью находится в Его власти. Значит, и греки тоже в Его руках.

3. Павел также выступал против ложной религии греков, против их идолов, объясняя, что Бог-Творец правит всем и судит все, и что день суда грядет. Он предлагал им покаяться, сойти с неверного пути и уверовать в истинного Бога.

4. И, наконец, Павел снова возвратился к Воскресению, центральной части Евангелия. Он не остановился на рассказе о сотворении мира, потому что этого недостаточно для спасения. Однако чтобы греки поняли весть о спасении, он начал с проповеди о Боге как о Творце-Вседержителе.

Так, заменив основу, на которой строилось мировоззрение греков, верным и надежным фундаментом, апостол Павел принялся возводить на нем здание Евангелия, чтобы души этих людей могли получить вечное спасение.

Но принес ли метод Павла обильные плоды? В книге Деяний, 17:34, нам говорится, что лишь немногие уверовали. Конечно, с первого взгляда — это трудно назвать удачной евангелизацией. Однако на самом деле Павел достиг огромного успеха, особенно если учесть, в каких обстоятельствах он находился. Именно такой успех необходим сегодня. Результаты проповеди Павла грекам были просто поразительны.

Как же такое стало возможным?

В октябре мы с детьми посещали Ваш семинар в Сиэтле. После занятий для детей начальной школы мы представились Вам, и Вы спросили, понял ли мой четырехлетний сын Тимоти хоть что-то из лекции. Я сказал, что не знаю. Сейчас я хочу сказать Вам, что позже мы обнаружили, как много он понял на самом деле. Мои старшие дети и я задавали ему самые каверзные вопросы, и оказалось, что он знает ответ на каждый из них!

В течение двух часов после лекции он показал свою книгу «Д — это динозавр» троим людям, двое из которых были неверующими, и свидетельствовал о Христе в парке неверующей женщине с малышом, вручив ей подаренную Вами брошюру «Динозавры и Библия». Дома, после семинара, мы читали ему книги о динозаврах, которые приобрели у Вас. И в результате Тимоти уверовал в Иисуса как в своего Господа и Спасителя. Я уверен, что он все понимает и на самом деле спасен! .

Б.К., Вашингтон.