4.2. Принципы государственного устройства

Формы государственного управления

Церковь не считает себя правомочной делать какие-либо заявления по поводу государственного строя, форм государственного управления или ведения государственных дел. Та или иная модель государства формируется исторически и зависит от традиций народа, времени и политических обстоятельств. Христианская Церковь за всю свою историю пережила разные формы правления — императорскую власть рабовладельческого Рима во времена Христа и апостолов, средневековую феодальную монархию, республики в западных демократиях Нового времени, коммунистические и фашистские тоталитарные режимы XX века. Однако во все времена она призывалась Богом исполнять поручение Христа — проповедовать Евангелие и стоять на защите достоинства человека. Ее подлинная миссия не имела ничего общего с политикой, свержением режимов и революциями, но всегда была обращена к человеку, защите его прав и достоинства. Апостол Павел, например, жил в то время, когда рабство считалось вполне естественным и христианство с его свободолюбием менее всего вписывалось в этот строй. Однако он никогда не призывал к свержению власти, которая поощряет рабство, но всегда выступал в защиту человеческого достоинства, ожидая лучших времен, когда общество вырастет до понимания более высокого предназначения человека.

Вместе с тем Церковь всегда оставляла за собой право проявлять заботу о человеке и возвышать свой пророческий голос против форм государственного правления, унижающих человеческое достоинство. Церковь АСД приветствует демократические преобразования общества и российской государственности, осуществленные за последние неполные два десятилетия, поскольку многие демократические и гуманистические ценности — достоинство человеческой личности, права и свободы человека, личная ответственность и человеческая солидарность — близки и созвучны христианским. Однако Церковь не обольщается внешними переменами. Более всего ее заботит внутреннее состояние умов общества, его духовный, моральный и интеллектуальный потенциал, ибо подлинная демократия начинается не сверху, а снизу, с человека, с его готовности воспользоваться своим гражданским правом для того, чтобы реально влиять на формирование и деятельность органов власти. Демократия — это власть народа. Но она должна возвышаться до осознания Божественных принципов, один из которых состоит в признании и высокой ценности каждой человеческой личности как образа Божия. Это осознание должно реализоваться в деятельности политических структур современных демократий, направленной прежде всего на обеспечение прав и свобод человека.

Говоря о формах правления, Церковь также памятует и о том, что Россия в силу определенных исторических и географических условий сложилась как федеративное государство. В федеративном устройстве заложены благодатные возможности для проявления подлинно христианских ценностей: свободы, инициативы, ответственности, солидарности — всего того, что заложено Творцом в социальной природе человека. Поэтому и от субъектов федерации, и от федеральной власти требуется высокая ответственность и четкое понимание своей роли в обеспечении всеобщего блага.

К вопросу о мессианстве нации

Гражданским властям весьма опасно полагать, что именно их страна пользуется особым благорасположением Бога (благодаря той или иной религии или другим обстоятельствам). В свое время Бог избрал древний Израиль народом завета, через который в мир пришел Спаситель. Однако после того как Израиль отверг Его, Божий завет простирается на каждого верующего, принимающего Иисуса Христа своим Господом и Спасителем независимо от страны проживания.

Апостол Петр проясняет этот вопрос, утверждая, что теперь вся христианская Церковь — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Поэтому ни один из народов не может претендовать на особое Божие расположение как результат их исключительного статуса в глазах Божьих. Необходимо опасаться подобных религиозно-политических заблуждений. Они порой используются для обоснования предпочтения, оказываемого той или иной религии, в том числе и через установление соответствующего законодательства. Библия учит, что «праведность возвышает народ» (Притч. 14:34), а не какие-либо законодательные прерогативы. Адвентисты поддерживают положение Конституции РФ (ст. 19), которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности или отношения к религии.

Права и обязанности государственной власти

Государственная власть — в определенном смысле Божий дар, и потому она должна осуществляться подобно власти Божией — не в унижении и своевольной тирании, а в отеческой заботе о всеобщем благе и благе каждой личности. Однако падшее человечество нуждается в упорядочивающей функции государства, в институтах, обеспечивающих равные возможности всем гражданам, во власти, призванной заботиться о том, чтобы законы, учреждения и управление способствовали гармонизации отношений между человеком и обществом.

Церковь признает безусловной прерогативой государства:

■ формирование структуры законодательной, исполнительной и судебной властей, а также учреждение связанных с ней и подконтрольных обществу пенитенциарных институтов;

■ заботу о социальном благополучии граждан, которая выражается в социальной политике государства;

■ формирование внешней политики государства;

■ ведение военных действий исключительно оборонительного характера.

Государственная власть должна быть подконтрольна гражданскому обществу, которое, в свою очередь, должно уважать демократические права других людей. Государство не должно брать на себя функции Церкви, а также принимать ту или иную религию в качестве официальной государственной.

При этом Церковь АСД осуждает всякие попытки религиозных организаций брать на себя какие-либо функции государства и использовать методы принуждения, используемые государственной властью, для достижения своего или общего блага. Церковь в своей деятельности движима исключительно любовью и миром.

Границы государственной власти

Несмотря на то, что Господь наделил гражданские правительства широкими полномочиями, Он не облек их властью безграничной, иначе это неизбежно подчинило бы работу Божью на земле, проповедь Евангелия, служение Церкви независимому от Бога человеческому правлению. Как сказал Иисус, только то, что «кесарево», принадлежит кесарю (см. Мф. 22:21).

Существует сфера личного отношения человека к своему Создателю, вмешиваться в которую гражданское правительство права от Бога не получило. Совесть человека, его нравственные обязанности перед Богом находятся за пределами влияния земных властей. Духовной сферой управляет один Господь. При этом Церковь признает, что свобода одних должна сочетаться с уважительным отношением к свободе и правам других людей, что закреплено и Конституцией РФ.

Ограничения власти государства над личностью обусловлены тем, что назначение человека по сути своей духовно и выходит за пределы земной жизни; с христианской точки зрения, человек принадлежит не только конкретному времени, но и вечности. Основная же задача государственной власти — создание благоприятных условий для жизни людей на земле.

Социальная политика государства

Сегодня Россия нуждается в продуманной социальной политике государства. Прежние, «социалистические», подходы в этой области отвергнуты, новые — либерально-рыночные встречают у многих, по меньшей мере, непонимание. Быстрое построение государства всеобщего благоденствия оказалось невозможным. В поисках путей выхода из современного кризисного состояния нашего общества важно учитывать, что в его основе лежит кризис нравственный, духовный. Церковь также переживает это трудное время поиска и самоопределения вместе с людьми, обществом и государством. Она осознает, что сейчас от всех требуется колоссальное терпение и уважение друг к другу. Поэтому она призывает всех проявлять выдержку, мудрость и заботу друг о друге.

В связи с поиском новых ориентиров развития нашего общества необходимо помнить следующее:

1. Существующие в различных странах модели и методы социальной политики по сути своей несовершенны и не могут претендовать на универсальность, даже если в той или иной стране благодаря им достигнуты значительные успехи.

2. Модели социальной политики не могут быть искусственно перенесены из одного общества в другое без учета исторически сложившегося уклада жизни и культурных традиций. Обычно такие попытки заканчиваются их отторжением. Это, однако, не означает, что чужой опыт вообще не заслуживает внимания.

3. Поиск оптимальной модели общественного развития и государственного строительства должен вестись открыто. Важно, чтобы были созданы благоприятные условия для открытого диалога государственной власти и граждан. Пока же Церковь озабочена растущей в людях апатией к общественной жизни, их непониманием и нередко недоверием к государственной власти, а государственная власть, со своей стороны, порой преподносит свои реформы в виде неожиданных «сюрпризов». Церковь призывает всех к открытости и развитию ответственной инициативы во имя всеобщего блага. В этой связи Церковь высоко оценивает развитие местного самоуправления, с помощью которого человек может преодолеть отчуждение и осознать свою значимость и достоинство.

Сегодня необходим не столько экономический и политический, сколько глубокий нравственный и духовный поиск и переосмысление нами, россиянами, себя как общества. Ибо, согласно историческому опыту, именно внутренние, духовные силы народа определяют его экономическое и политическое процветание.

Церковь смотрит в будущее российского общества с подлинным христианским оптимизмом, лишенным слепой веры во всемогущество человека, но основанным на всемогуществе Бога.