6.4. Семья, школа и Церковь в образовательном процессе

Одним из важнейших движущих факторов человеческого бытия является умножение знаний и обретение опыта. Человек учится всю жизнь, постигая природу вещей и событий — как путем умозрительного осмысления, так и посредством эксперимента. Непрерывное обучение, начатое в семье и продолжающееся в течение всей жизни, формирует не только разум и мышление, но и привычки, вкусы, поведение, пристрастия, характер. Обучение в образовательных учреждениях является частью этого непрерывного учебного процесса.

Воспитание как аспект образования

Церковь с удовлетворением отмечает тот факт, что в Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения». В данном определении воспитательный аспект образования поставлен на первое место. Приоритет воспитания над обучением является необходимым принципом образовательной стратегии как государства в целом, так и каждого образовательного учреждения в частности. Построенное на этом принципе образование выполняет функцию важнейшего инструмента в деле становления человеческой личности. Данный принцип особенно важен в современных условиях, когда общество переживает ценностно-нравственный кризис.

В последние годы произошли определенные позитивные изменения как в содержании образовательных программ, так и в рекомендуемых образовательных технологиях. Последние отличаются большей гибкостью, создают необходимый простор для познавательной активности учащихся. Однако на практике в современном образовательном процессе акцент все еще делается на профессионализацию и интеллектуализацию в ущерб воспитанию и формированию личностных качеств в человеке. Безусловно, существует и противоположная крайность: чрезмерное сосредоточение на воспитании и недооценка роли знаний, результатом чего является выпуск в самостоятельную жизнь благонравных, но при этом безграмотных людей. Такую опасность нельзя не учитывать, но все же проблемы, которые существуют в современной молодежной среде, указывают на то, что реален не кризис профессионализма, но кризис нравственности.

Роль семьи в воспитании и обучении

Признавая важную роль школы в воспитании личности, первое место в этом деле Церковь все же отводит семье. В Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6). Именно семья является тем первым миром, в который вступает человек. Здесь он учится любить, доверять, строить взаимоотношения с другими людьми. Нравственные и культурные ценности, культивируемые в семье, становятся основой мировоззренческой картины, формируемой в его сознании. По-прежнему актуальным остается призыв, звучащий со страниц Библии: «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притч. 6:20—23).Образование, получаемое ребенком, а затем молодым человеком в учебных заведениях разного уровня, не должно конкурировать с семейным воспитанием, тем более — подменять его. Авторитет преподавателя не должен быть выше родительского. Церковь полагает, что следует вести поиск таких образовательных технологий, которые позволяли бы максимально задействовать потенциал семьи как важнейшей воспитательной среды, содействовали бы укреплению связи между родителями и детьми, прививали уважение к институту семьи и брака, а также помогали бы юношам и девушкам понять их собственную роль, обязанности и ответственность как будущих родителей и воспитателей.

В семье формируются ценностные ориентиры человека. Заявления ряда современных педагогов о недопустимости оказания давления на личность в процессе воспитания и обучения, их апелляция к самостоятельному и ответственному выбору человеком области своих жизненных и профессиональных интересов, безусловно, заслуживают внимания. Действительно, человек уникален и неповторим, и эту уникальность необходимо всячески оберегать. Однако Церковь не может согласиться с позицией представителей постмодернистской педагогики, призывающих к отказу от воспитания в какой бы то ни было форме, к культивированию «спонтанной автономии ребенка». Такая позиция неизбежно приведет к релятивности этических принципов, к размыванию жизненных ориентиров. В современных условиях защититься от разнородных влияний вряд ли возможно посредством лишь просвещения. Посему добрые семейные традиции — единственная почва, на которой могут быть взращены добродетель, благородство и порядочность.

Семья призвана выполнять главенствующую роль в деле религиозного воспитания. Никакая образовательная система — как государственная, так и негосударственная — не вправе брать на себя эту функцию. Даже Церковь не может претендовать на первенство в этом вопросе. В сущности, призвание каждого из родителей и состоит в том, чтобы, как говорит Библия, заповедать «сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19).

Качество образования

Произошедшие в последнее время фундаментальные изменения в жизни российского общества требуют переосмысления содержания и качества образования. Образование должно не просто готовить людей к профессиональной деятельности, но и к тому, чтобы эта деятельность приносила им душевное удовлетворение, чтобы они с интересом относились к выполняемому делу, чувствовали собственную полезность.

Формирование человеческой личности — процесс сложный, двунаправленный. С одной стороны, человек развивается под влиянием наставников — в семье, школе, вузе, на производстве. С другой — чтобы быть воспринятым и усвоенным, всякое внешнее влияние должно быть самостоятельно пережито, должно пройти через внутренне «я». Особую ценность имеют те образовательные технологии, которые ориентированы на привитие учащимся живого интереса к предмету изучения, пробуждение у них стремления к пониманию глубинной сущности того или иного процесса или явления. Поэтому качество педагогической деятельности должно оцениваться не только по уровню теоретической подготовки преподавателя, но и по его умению раскрыть творческий потенциал учеников, по способности поощрять их инициативу в учебном процессе, пробуждать интерес, жажду познания неизведанного, содействуя тем самым формированию их духовного мира, этических ценностей и представлений. Государственная система образования должна создать именно такую образовательную среду. Только такое образование — через самораскрытие — поможет человеку найти свое место в социуме.

Первостепенное значение воспитания в образовательной деятельности требует также переосмысления роли педагога в учебном процессе. Тысячелетиями подтверждено правило: учитель более учит тем, кем он является, чем тем, что он говорит. Великий русский педагог К.Д. Ушинский совершенно справедливо отмечал, что в сознании учеников навсегда сохраняется «величественный образ их энергичного и добродетельного воспитателя, который учил их более собственным примером, всегдашним воодушевлением, всегдашней готовностью на самопожертвование для их блага, нежели словами» (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в б т. М., 1988. Т.1. С. 178). Квалифицированный педагог — это прежде всего высоконравственная личность, своей жизнью являющая пример высочайшей добродетели, самопожертвования и моральной чистоты. Это личность, искренне озабоченная судьбами учеников, их нуждами и переживаниями, а также горящая энтузиазмом и энергией в стремлении им помочь.

Социальная функция образования

Образование выполняет важную социальную функцию. Оно помогает человеку войти в общество, адаптироваться к его реалиям, стать его необходимой частью. Образование должно формировать личность, которая была бы устремлена к созиданию мира добра и уважительного отношения к людям разных религиозных убеждений, мировоззренческой ориентации и социально-политических взглядов. Оно должно помочь каждому научиться уважать права и свободы других людей, побуждать к защите несправедливо униженных и оскорбленных, к помощи малоимущим и социально незащищенным. Важно, чтобы образование было доступным каждому.

Духовное просвещение и воспитание

Особое место в целостном процессе образования занимает духовное просвещение и воспитание личности. Как писала Елена Уайт, «в высочайшем смысле слова дело воспитания и дело искупления — суть одно… Великие принципы воспитания неизменны, «тверды навеки и веки» (77с. 110:8), ибо это принципы Божьего характера. Помочь учащемуся понять эти принципы, помочь ему возобновить связь со Христом, которая станет для него руководящей силой в жизни, — вот к чему должен постоянно стремиться учитель» (Е. Уайт. Воспитание / Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 1995. С. 26). Ей как бы вторит Н. А. Бердяев: «Личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование духовного мира» (Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 62). Основанное на христианских принципах, воспитание способно сформировать в человеке богатый духовный мир, заложить потенциал для преодоления духовно-эмоциональных кризисов, для обретения уверенности в условиях нестабильности и кризиса.

Ценность осуществляемого Церковью духовного просвещения состоит в том, что оно направлено на удовлетворение духовных запросов личности и ее потребности в религиозном опыте. Подлинное счастье, в соответствии с учением Церкви, невозможно без установления духовной связи с Божеством. Содействие в установлении этой связи и есть задача духовного просвещения и воспитания.

Осознавая себя носительницей высоких этических норм и ценностей, Церковь активно участвует в деле духовно-нравственного просвещения общества, осуществляет программы религиозного обучения и воспитания детей и молодежи. Церковь организует субботние и воскресные школы, учреждения начального, среднего, средне-специального и высшего образования. Стремясь формировать здоровый духовно-нравственный мир у современного человека, Церковь осуществляет программы по профилактике вредных привычек, избавлению от алкогольной, наркотической и никотиновой зависимости.

Образование светское и духовное

Церковь с удовлетворением воспринимает основанную на Конституции РФ твердую позицию государства относительно четкого разделения религиозного и светского образования и сама последовательно выступает за такое разделение. Полное разделение светской и религиозной образовательных систем, являющееся одним из элементов отделения церкви от государства, позволит сохранить и межконфессиональное согласие в такой многоконфессиональной и многонациональной стране, как Россия.

Выражая свою поддержку этому принципу, Церковь не считает правильным внедрение христианской или какой-либо другой мировоззренческой модели в качестве основообразующей для духовной жизни всего российского общества. Государственная система образования в России должна оставаться светской, полностью независимой от влияния какой-либо одной или нескольких религиозных традиций или групп. Государственные органы управления образованием должны способствовать реализации права граждан на свободу выбора характера образования как элемента свободы совести и вероисповедания. В государственных образовательных учреждениях недопустимы ни пропаганда атеизма, ни насаждение религиозных воззрений, в том числе вероучения какой-либо одной конфессии.

Церковь с удовлетворением восприняла разработку государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Теология». Вместе с тем Церковь считает, что, поскольку всякая теология является узкоконфессиональной, всякая попытка сделать теологию над-или межконфессиональной в действительности ведет к завуалированной форме теологии отдельного религиозного направления. В силу этого Церковь выступает, во-первых, за то, чтобы теология преподавалась исключительно в учебных заведениях, учрежденных религиозными объединениями, и, во-вторых, чтобы Министерством образования РФ был выработан механизм лицензирования религиозных образовательных учреждений, где теология преподается в соответствии с государственным стандартом, с последующей государственной аккредитацией.

Церковь высоко ценит возможность осуществления религиозного просвещения детей и молодежи, обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях вне их обязательных программ, однако предостерегает от опасности теологизации образования, причем конфессионально односторонней, насаждающей единую веру, единое миропонимание, единую «истину». В условиях поликонфессионального общества подобное «единообразие» может вызвать рост религиозного экстремизма либо, по меньшей мере, углубление раскола между последователями различных конфессий. Кроме того, в школе может возникнуть ситуация, когда ребенок, исповедующий религию меньшинства, будет испытывать не; доброжелательное к себе отношение только пото,-му, что он не принадлежит к большинству. Нельзя также исключить попытки манипулирования доверчивыми умами детей с целью формирования у них «правильных» религиозных воззрений. Изучение мировых религий в государственных образовательных учреждениях если и может иметь место, но исключительно в рамках религиоведения или иных религиоведческих дисциплин.

Действующий Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» позволяет преподавать в государственных и муниципальных школах религиоведческие дисциплины в качестве факультативных (дополнительных), изучаемых вне рамок обязательной учебной программы. Однако требуется четкий механизм реализации этого положения закона. Такой механизм необходим не только в силу многоконфессиональности нашего общества, но еще и потому, что значительную его часть составляют люди, придерживающиеся нехристианских или нетеистических воззрений, чьи права и свободы также нельзя игнорировать. Церковь считает, что религиозное просвещение в образовательных учреждениях любого уровня должно осуществляться исключительно на добровольной основе, а учащиеся и их родители должны иметь право выбора конфессионального содержания религиозного обучения.

Церковь также выступает за уравнивание в правах и возможностях преподавания религии всех законно действующих на территории РФ конфессий. Она также предостерегает от опасности проникновения в светскую школу оккультных, неоязыческих, деструктивных обществ, исполь-зующих методы неосознаваемого воздействия на психику.

Религиозное образование детей является, как правило, частью учебных программ в школах и гимназиях, учрежденных религиозными организациями. Формируемая на принципах религиозной этики среда в таких учебных заведениях весьма благотворно влияет на развитие в детском характере благородства, волевых качеств, эстетического вкуса. Здесь легче прививаются высокие принципы морали и духовности, эффективнее действует система профилактики вредных привычек, выше степень доверительных отношений между педагогом и учеником. Поэтому Церковь призывает государственные органы управления образованием не только не препятствовать открытию церковных школ, но всячески содействовать получению ими государственной аккредитации и преодолению всевозможных трудностей, среди которых первое место занимает проблема оплаты труда учителя. Церковь полагает, что преподавание в церковных школах дисциплин, входящих в государственный образовательный стандарт, должно, в соответствии с законом, финансироваться из бюджетных средств, поскольку родители обучающихся в них детей являются такими же налогоплательщиками, как и остальные граждане государства. Дисциплины же религиозного цикла должны финансироваться за счет средств учредителей или родителей.

Взаимодействие светской и религиозной образовательных систем

Светская и религиозная образовательные системы могут и должны взаимодействовать, обогащая друг друга посредством обмена опытом, информацией, образовав тельными методиками и технологиями. Учебным заведениям, учрежденным религиозными организациями, следует стремиться к оптимизации содержания образовательных программ, к повышению качества методического обеспечения учебного процесса. Светские же учебные заведения могли бы ознакомиться с воспитательными технологиями, используемыми в религиозных образовательных учреждениях, а также методиками профилактики и борьбы с разрушающими физическое и психическое здоровье детей привычками. Взаимодействие религиозных и светских образовательных учреждений способствовало бы повышению эффективности их усилий в приобщении молодежи к здоровому образу жизни и высоким морально-этическим ценностям, в формировании здоровых привычек, в привитии вкуса к эстетическим ценностям и культурным традициям нации.