10.3. Экологическая этика

Церковь рассматривает экологическую этику как неотъемлемую часть этики христианской. Любовь к Творцу подразумевает и любовь ко всем Его творениям — даже к тем, кого любить, казалось бы, невозможно. Но ведь всех их создал и любит Бог! Благоговение перед Творцом должно проявляться и в благоговении перед сотворенной Им жизнью. Все живое достойно сохранения, независимо от «красоты» или «хозяйственно-промыслового значения».

Церковь не осуждает природопользование, но призывает сделать его как можно более щадящим. Например, охота с целью пропитания в ряде регионов России оправданна, но охота ради развлечения недопустима. Регламентирование природопользования имеет и библейские корни. «Если долгое время будешь держать в осаде город… то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей; ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20:19). «Если попадется тебе… птичье гнездо… и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (Втор. 22:6, 7). «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые» (Исх. 23:10, 11). Эти заповеди, по сути, говорят об одном: «Пользуйся, но не разоряй!»

Отношение к окружающему миру как к дару благости Божией побуждает к умеренности в потребностях и разумной бережливости. «Собирайте… каждый по стольку, сколько ему съесть», — предупреждал Бог, давая манну древним евреям (Исх. 16:16). Насытив несколькими хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12). Соблюдающий библейские принципы воздержания христианин не купит лишнее и не выбросит недоеденное. Нам следует, не впадая в накопительство, беречь и разумно использовать для дела Божьего все Его дары — как собственные силы, время и деньги, так и пищу, воду и электроэнергию.

Сознание постоянного присутствия Святого Духа, видение в природе храма Божьего должно проявляться в благоговении и чистоплотности не только нравственной, но и физической. Для христианина также неприемлемы развлечения, причиняющие страдания другим живым существам. Жестокость к животным ради азарта, уничтожение уникальных экосистем ради сиюминутной прибыли несовместимы с духом христианского милосердия. Грех против творения есть грех против Творца, и преступления против природы не менее тяжки, чем преступления против человека или общества. Чтобы следовать нормам экологической этики, необходимо внутреннее преображение личности, принятие Бога как Создателя всего живого. Поэтому проповедь Евангелия призвана возрождать любовь к природе. «Праведник печется и о жизни скота» (Притч. 12:10).

Ожидание обновления Земли

Сегодня стоит вопрос: сможет ли цивилизация преодолеть экологический кризис? Общество стремится к «устойчивому развитию», предпринимая определенные шаги по установлению баланса между экономическим ростом и сохранением природного богатства планеты. Однако, основываясь на Священном Писании и историческом опыте, построение «земного рая» Церковь не считает осуществимым. Пророчества гласят: «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12, см. 2 Тим. 3:1—5), а без любви невозможно «улучшить» даже себя и уж тем более обстановку на планете. Мы признаем, что без Божьего вмешательства экологическая катастрофа неотвратима. Но осквернение Земли не будет вечным. Божьи суды принесут долгожданную свободу и праведным людям, и природе (см. Пс. 95:10—13; Пс. 97:9, 1 Пар. 16:32, 33). «Тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божьих» (Рим. 8:19). Союз Бога со Своим народом станет также и союзом людей «с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» (Ос. 2:16—18, ср. Ис. 11:6), потому что все конфликты, в том числе и с окружающей средой, прекратятся.

Из этого, однако, не следует, что охранять природу бессмысленно. Ожидание «нового неба и новой земли» (2 Петр. 3:13, ср. Откр. 21:1) должно не приглушать, а усиливать заботу верующих о состоянии существующего мира. Из притчи о благоразумном рабе (Мф. 24:45—51; ср. Лк. 12:40—46) следует, что вера во Второе пришествие подразумевает ответственность человека за все доверенное ему свыше, а значит, и за природу. С другой стороны, со Вторым пришествием Христа наступит время гибели «губивших землю» (Откр. 11:18). В этом есть благо для природы (см. Иез. 39:17—19, Откр. 19:17—21) и предостережение для людей, так как Бог желает людям не смерти, а вечности. В век экологических проблем Церковь АСД несет миру особую весть: «Поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» (Откр.14:7). Всякий, искренне откликнувшийся на этот призыв, будет бережно относиться к жизни соседей по планете, радостно ожидая Спасителя.