11.2. Глобализация: ее объективный характер и противоречивые тенденции

Экономический рост и обнищание народов.

Церковь обращает внимание на проблемы бедности и голода, острота которых не ослабевает. В то время как одни народы и государства умножают свою мощь и богатство, другие едва выживают. Это порождает нестабильность и социальную напряженность в мире. Церковь призывает страны, обладающие значительными экономическими ресурсами, проявить добрую волю и оказать солидарную помощь тем, кто сегодня находится в бедственном положении. Причем так, чтобы она не унижала их и не ставила в позорную зависимость от эпизодической благотворительности, но была направлена на поддержание их собственного экономического и культурного развития. Сегодня всем пора осознать, что мы нуждаемся друг в друге, ибо глобализация породила экономическую, экологическую, культурную зависимость стран и народов друг от друга. Экономический кризис, затронувший в последнее время все мировые рынки, еще раз показал, что на нашей планете нет «чужих» проблем.

В условиях глобализации и взаимопроникновения культур Церковь видит свой долг в том, чтобы вновь и вновь указывать на величие Божественного замысла о единстве человеческой семьи, а также выступать в защиту достоинства людей и наций.

Культурный обмен и укрепление национального самосознания

Церковь поддерживает развитие деловых отношений и культурный обмен между народами и государствами, поскольку они обогащают всех, позволяют ощутить себя частью большой всемирной семьи народов. В то же время Церковь с тревогой замечает, что нередко эти процессы сопровождаются стремлением отдельных, наиболее богатых и могущественных государств навязать другим собственные нормы жизни, возбуждая тем самым у них подъем национализма и шовинизма. События последних десятилетий на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии, а также во вновь возникших независимых государствах на территории бывшего Советского Союза служат явным тому подтверждением. Церковь призывает все страны к мирному культурному обмену, к уважению и признанию достоинства всех народов планеты, в том числе и России, к признанию их прав на достойное существование.

Предостережение истории

Хотя библейское видение будущего дарует надежду на торжество справедливости, на победу добра на нашей планете, тем не менее оно предостерегают от неоправданного оптимизма в отношении современного и грядущего мироустройства. Исторический опыт свидетельствует: агрессивность человеческой природы, возникшая как результат грехопадения, выливается в стремление к мировому господству и жажду обогащения. Эти тенденции нашли свое воплощение в создании в эпоху древности Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой и Римской «мировых» империй. Эстафету тиранического управления народами, когда человек был скован узами государственного деспотизма и беспредельным господством государственных религий, приняли такие средневековые империи, как Византия, Арабский халифат, Священная Римская империя. В новейшую — секулярную пострелигиозную эпоху аналогичные по своей агрессивной природе тенденции с такой же силой проявились в нацистских и коммунистических проектах мирового господства. Предупреждение об этом мы находим на страницах пророческих книг Даниила и Откровения.

Опасности современной глобализации

Сегодня чрезвычайно важно осмыслить складывающуюся в мире ситуацию, объективно оценить процесс, в который вовлечено все человечество, — процесс глобализации. За последние два десятиле-тия он охватил все сферы человеческой жизни — политическую, экономическую, социальную, культурную. Создание единого информационного пространства во всем мире, расширение экономических, научных и культурных связей — все это ускоряет ход истории. Подталкивают род людской к объединению и негативные факторы — угроза экологического кризиса, международная преступность и терроризм, новые болезни, поражающие целые континенты, и многое другие. Все это свидетельствует о необходимости срочных и скоординированных усилий всех народов (см. Рим. 8:19, 22). Естественно, такая великая многонациональная держава, как Россия, не может оставаться в стороне от происходящего. Ее роль в международных экономических и политических процессах, несомненно, весьма значительна.

Понимая объективный характер процесса глобализации, Церковь считает, однако, своим долгом привлечь внимание к ряду сопровождающих его негативных тенденций. Это:

■ Нарастающая материализация интересов современного человечества. В ее основе лежит извращенный взгляд на человеческую природу. Теория эволюции, внедренная в систему образования, искажает высокое предназначение человека как образа и подобия Божия, представляя его как продукт развития животного мира, которому свойственна внутри- и межвидовая борьба, порождающая жестокую экономическую конкуренцию, фашизм и вандализм.

■ Глобальная власть капитала, контролирующего мировую экономику. Глобальная власть капитала, проникающая во все сферы жизни, ставит наемных работников не просто в производственную, экономическую подчиненность работодателю, но и полную личную зависимость от него. В развитых странах творческий потенциал, талант — вся жизнь человека-профессионала подпадает под власть корпорации, а в странах третьего мира полуфеодальные методы эксплуатации обрекают его на отсталость и полуголодное существование.

■ Манипулирование интересами и запросами населения с помощью средств массовой информации. Формируя вкусы, запросы, взгляды современного человека с помощью СМИ, оказывая на его сознание давление посредством целенаправленно подбираемой информации, государство получает возможность идеологически манипулировать людьми и программировать их поведение в нужном ему направлении.

■ Попытка реконструирования религиозно-государственных союзов. Несмотря на секулярную жизненную позицию большинства населения земли, в современном мире сохраняется опасность возрождения религиозно-государственных союзов, создаваемых якобы для спасения от духовной деградации. Библейские пророчества (см. Откр. 13,14) ясно указывают на потенциальную опасность таких союзов в эпоху глобализации.

Что может укрепить человека и общество?

Нужно иметь не просто гражданское мужество, но и глубокую веру в окончательную победу добра, гарантом которого является Бог. Предупредив мир о грядущих опасностях, Господь не оставил человечество без надежды на Свою помощь в настоящей жизни и в будущем. В условиях глобализации Церковь АСД видит свою задачу в укреплении таких мировоззренческих и нравственных основ, как:

■ вера в библейскую концепцию сотворения мира и человека по образу Божию, которая помогает противостоять животному началу в человеке;

■ понимание реальности греха и опасности подвергнуться искушению, особенно сребролюбию и чувственным порокам, широко и настойчиво насаждаемым массовой культурой;

■ вера в живую связь со Христом, Который ныне ходатайствует о человеке в Небесном храме и оказывает помощь всякому, кто обращается к Нему;

■ активная жизненная позиция и участие во всех созидательных процессах современного общества;

■ ответственность перед семьей и обществом; Церковь молится о даровании мудрости и успеха

российским государственным мужам в области глобальной политики. Она призывает сограждан не участвовать в экстремистских акциях антиглобалистов — радикалов.