Человек

Человек — высочайшее и совершеннейшее из всех Божьих творений на земле, Его образ и подобие. Это означает, что человек появился не в результате эволюционного развития, а через целенаправленный творческий акт Создателя: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Библейское повествование о происхождении человека свидетельствует о достоинстве и многоценности каждой человеческой личности в глазах Божиих: «…Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя» (Ис. 43:4). Оно придает существованию человека истинный смысл и жизнеутверждающую уверенность: «…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его» (Пс. 8:5—10).

Согласно учению Священного Писания, человек представляет собой сложное и одновременно целостное существо, в котором его материальная составляющая (тело) неотрывна от духовной (душа). В свете этого неразрывного единства отдельное и самостоятельное существование души человека после его физической смерти (отражающее скорее платоновский дуалистический, нежели библейский взгляд на человека) невозможно. Человек — это свободная личность, способная сознательно устанавливать личные отношения с Творцом и с себе подобными. Эти отношения регулируются нравственным законом Божиим, в основу которого положена любовь: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:25—28; см. также Лев. 19:18; Втор. 6:5). Конкретным выражением этого нравственного закона являются известные Десять Заповедей, или Декалог {Иск. 20:1—17).

Будучи частью творения, человек несет ответственность за этот мир, вверенный ему для заботливого и разумного управления (см. Быт 1:28), а также за других людей, которые являются его братьями.

Подлинное предназначение человека во всей полноте раскрывается только в его связи с Богом.