Глава 9. Пасторская этика

Пасторская ассоциация Генеральной Конференции на основании консультаций с пасторами и церковными руководителями всемирного миссионерского поля подготовила и рекомендует каждому адвентистскому служителю в своей жизни и деятельности следовать следующему нравственному кодексу.

Нравственный кодекс адвентистского служителя

Я осознаю и полагаю, что призван к служению благовествования Церкви адвентистов седьмого дня не для получения особого положения или привилегий, но для посвящения жизни и служения Богу, Его Церкви и миру. Я подтверждаю, что моя личная жизнь и профессиональная деятельность будут иметь своим основанием Слово Божье и подчинение Христу. Я всецело разделяю основы вероучения Церкви адвентистов седьмого дня.

Я подтверждаю, что стремлюсь соблюдать в своем служении строгие нравственные нормы и проявлять профессионализм. Я намерен строить отношения с людьми, основываясь на принципах, выраженных жизнью и учением Христа.

С Божьей помощью я хочу строить свою жизнь на следующих началах:

1. Строить личную жизнь и жизнь своей семьи, исполненной молитвы.

2. Все свое время и внимание отдавать служению.

3. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.

4. Поддерживать профессионально обогащающие отношения с собратьями-служителями.

5. Соблюдать строжайшую профессиональную конфиденциальность.

6. Поддерживать вышестоящую организацию и всемирную Церковь.

7. Честно распоряжаться церковными и личными средствами.

8. Воспринимать семью как первостепенную часть своего служения и соответственно к ней относиться.

9. Вести здоровый образ жизни.

10. Корректно вести себя с представителями противоположного пола.

11. Уважать личность каждого человека без предубежденности и предрассудков.

12. Любить тех, кому я служу, и посвятить свое служение их духовному росту.

Этика профессионального общения

Наши собратья. — Мы, служители, любим нашего Господа, любим свою работу, любим людей. Но еще нам следует больше любить друг друга. Иногда имеющий место среди нас дух соперничества необходимо сменить духом сотрудничества и поддержки; наши пасторские собрания должны стать не просто деловыми встречами, но местом нашего братского общения. Мы должны делиться с собратьями-служителями своими проблемами, находить у них понимание и в свою очередь быть отзывчивыми к их нуждам.

Наставник начинающего служителя. — Начинающий служитель обязан уважать и с пониманием относиться к старшим по возрасту пасторам-наставникам. Возможно, вы более образованны, вам присуще большее вдохновение, вы более талантливы, однако вы должны отдавать должное мудрости вашего наставника, которую он обрел за годы практической работы, и прислушиваться к его советам. В церкви всегда находятся люди, несогласные с пасторами-наставниками. Может быть, с некоторыми из них вам следует откровенно поговорить и выяснить отношения. Не доверяйте людям, которые превозносят вас и принижают вашего наставника.

Пасторской ассоциацией Генеральной Конференции подготовлено «Руководство для начинающих служителей и их наставников», которое окажет существенную помощь в становлении начинающих служителей.

Ваш предшественник. — Не торопитесь на новом месте отменять то, что было запланировано вашим предшественником. Ваш план работы не всегда лучше только потому, что он ваш. Проявите понимание и уважение к трудам другого человека, не торопитесь менять то, что уже оправдало себя в работе.

Ваш преемник. — Содержите в порядке церковную документацию, чтобы она облегчила работу вашему преемнику. Это координаты членов церкви, адреса территорий миссионерской работы, церковный справочник со списками служителей и комитетов, содержащими характеристики их евангелических интересов и т. д., а также списки финансовых поступлений.

Поделитесь со своим преемником нужной для него информацией о магазинах, врачах, больнице, книжном магазине и т. д. Вам следует руководствоваться правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Отношение к коллегам, подвергнутым наказанию. — Исключение служителей из Церкви не означает, что остальные служители должны исключить их из числа своих друзей. Не показывайте своего превосходства перед ними. Бывшие пасторы ощущают себя неудачниками, а это весьма болезненное состояние. Зачастую это сопряжено у них с осложнением семейной ситуации. Оказавшись вне круга своего общения, человек чувствует себя очень одиноким. Он нуждается в пасторе, в друге.

Отношение к коллегам-служителям, не принадлежащим к адвентистской Церкви. — С этими служителями у вас больше общего, чем может показаться. Познакомьтесь с ними. Если это уместно и возможно, вступите в местный союз или братство священнослужителей.

Профессиональная этика и продвижение по службе

Продвижение по службе не должно являться самоцелью. — Не допускайте, чтобы ваше усердие в служении обусловливалось соображениями карьеры. Служебные успехи в исполнении работы Господа — это забота Его, но не ваша, «ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74:7, 8).

Остерегайтесь жалости к самому себе. — Если вас обошли или забыли, будьте терпеливы, не нагнетайте ненужного напряжения, не поддавайтесь чувству, что вас не ценят. Вместо того чтобы подогревать свою обиду, лучше займитесь самооценкой, поразмышляйте, все ли хорошо в вашей работе. «Если кто-то достоин занять более высокое положение, Господь возложит бремя не только на него, но и на тех, кто испытывал его, кто знает его сильные качества, кто может со знанием дела побуждать его двигаться вперед» («Служение исцеления», с. ориг. 477).

Стремитесь к высокому уровню профессионализма, но не к высокому положению. — Ставьте перед собой все более сложные задачи, однако стремитесь к безукоризненности в их выполнении, а не к достижению очередной ступеньки карьеры. Установите для себя жесткие профессиональные критерии, преданно выполняйте свою работу, и вас оценят по достоинству при водительстве Божьем. Наилучший способ заявить о себе — это неизменно эффективно трудиться там, где вы находитесь. Усердно трудитесь и неустанно совершенствуйтесь там, где вы поставлены, предоставив Богу заботиться о вашем продвижении.

Этика и расовая принадлежность

Церковь адвентистов седьмого дня в настоящее время приобретает статус действительно всемирной Церкви. В настоящее время свыше 90 процентов ее членов живут вне территории Североамериканского дивизиона, где зародилось наше движение. Тех, кто опасается, что наша Церковь утратит свою миссию, этот факт должен послужить убедительным свидетельством того, что трехангельская весть воистину проповедуется «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6). Даже на территории Северной Америки отмечается высокий рост членства в Церкви, за счет этнических меньшинств. Раса людей, составлявших большинство первых адвентистов, становится наименее представленной. И требуется огромный запас христианской любви, чтобы с достоинством перейти из большинства в меньшинство.

Расизм — грех. Христианская любовь уничтожает разделяющие людей барьеры. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Если Иисус — наш с вами общий Брат, то братья друг другу и мы, независимо от цвета кожи, касты, племени или языка.

Этика и вопросы сексуальной жизни

Наставление, данное Павлом молодому Тимофею, должно быть наставлением и нам: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Среди служителей есть и женщины. Поэтому наше Руководство адресуется в равной мере представителям обоих полов. Однако, как представляется, служители-мужчины чаще совершают неэтичные поступки в сфере отношений между полами, и потому этот раздел в первую очередь адресуется им.

Специалисты-сексологи и психологи нарисовали портрет типичного служителя, наиболее подверженного опасности супружеской измены. Чаще всего это мужчина среднего возраста, который разочаровался в своем призвании, пренебрегает семейными отношениями, одинок, лишен контактов с коллегами-служителями. И вот этот человек встретил женщину, которой он нужен.

Такое происходит слишком часто. По данным исследования, проведенного среди протестантских служителей, 13 процентов из них имели внебрачные интимные связи, в том числе и с женщинами, являющимися членами Церкви. Эта цифра почти в два раза выше, чем этот же показатель, характеризующий представителей других профессий, также связанных с оказанием помощи людям. Подобные цифры позволяют предположить, что служители — особо уязвимые в этом плане люди. Давайте поговорим о некоторых причинах, которые способствуют возникновению среди пасторов этой нравственной проблемы.

Проблема. -Психологи, исследующие модели поведения мужчин, определили пять качеств — помимо привлекательной внешности, — которые делают их особенно притягательными для представителей противоположного пола. Безусловно, этими качествами обладают не исключительно только пасторы, и все же обратите внимание, как эти характеристики типичны для них.

1. Уверенность в себе. Безусловно, не все служители ощущают уверенность в себе, однако внешне они производят именно такое впечатление. А уверенность в себе всегда привлекает.

2. Сила. Людей привлекает не только сила, но и ее носители. Обычно пастор воспринимается в церкви как сильная личность. Это ощущение усиливается, поскольку он говорит как человек, наделенный авторитетом — а значимость того, что он говорит, идет от Бога и Писания.

3. Общественное признание. Пастор вольно или невольно — всегда известная личность в своей общине. Известность же человека является фактором, обусловливающим половое влечение к нему. Служители церкви в особой степени испытывают потребность быть любимыми. Если они не получают признания и любви со стороны своей общины, они могут поддаться искушению получить их от человека, проявляющего эти чувства.

4. Заинтересованность и неравнодушие. Предполагается, что пастор должен быть внимательным, заинтересованным и чутким слушателем. А ведь от интимной беседы до интимного поведения совсем маленький шаг. Наставление (или совет) будет действенным, если наставник искренне заинтересован в решении проблемы своей подопечной, а наставляемая в свою очередь ощущает, что получает именно то, в чем нуждается. И развитие любовных отношений представляется здесь почти естественной следующей ступенью.

Пасторы работают в основном с женщинами, добровольно выполняющими церковную работу. И этим предопределяется появление у двух людей противоположного пола и примерно одного возраста сексуального влечения.

5. Доброта. В возникновении романтических чувств большую роль играет отзывчивость и доброта. Для служителей же это профессиональное качество.

Итак, перечисленные пять качеств, усиливающих привлекательность человека для лица противоположного пола, свойственны в идеале каждому служителю. Вдобавок положение и призвание придают ему дополнительное обаяние. Часто романтические отношения развиваются и без осознанного умысла с обеих сторон.

Решения. — Вот несколько возможных решений.

1. Не следует скрывать, что вы влюблены в свою жену и пусть все видят это. Более того — этому надо научиться. Трава на газоне соседа не всегда зеленее, если поливать свою. В рамках допустимого выражайте привязанность к своей жене на людях.

2. Осознавайте свою слабость. Слишком многие из тех пасторов, которые говорили: «Со мной такого не произойдет», теперь уже бывшие пасторы. Это может случиться и случится, если вы полагаете, что можете позволить себе легкий флирт и сексуальные фантазии, и они не принесут вам вреда. Осознавайте силу полового влечения и предупреждайте развитие романтических отношений.

3. Анализируйте свои чувства и поведение. Выработайте привычку анализировать свое поведение и свои чувства. Пусть для вас будут сигналом опасности первые признаки влечения: обмен взглядами, желание побыть вместе, повышенный интерес к женщине, которая ищет у вас наставления.

Будьте в какой-то степени знатоком женской психологии. Вовсе не обязательно, чтобы ко внебрачным связям склоняли лишь коварные обольстительницы. Часто в этой роли выступают, напротив, женщины, недовольные собой, с низкой самооценкой, которые нуждаются в том, чтобы их выслушали и дали совет. Если у вас нет способностей психолога, доверьтесь своей жене. Если вы чувствуете серьезное влечение, расскажите об этом супруге. Облекая свои чувства в слова, вы одновременно анализируете их, а если учесть, что об этом знает ваша жена, вы постараетесь пресечь возникшие отношения.

4. Имейте духовного наставника. Работа пастора чревата всякими неожиданностями и даже опасностями. Порой опасность кроется в том, что вам приходится рисковать в тех ситуациях, которых стараются избежать светские консультанты. Профессиональные консультанты обычно должны периодически сообщать кому-нибудь о каждом из своих клиентов. Регулярно рассказывайте и вы кому-нибудь об отношениях, возникающих у вас с женщинами, которых вы наставляете.

Старайтесь не наставлять женщин наедине. Во многих странах пасторы остались единственными профессионалами, которым приходиться посещать прихожан на дому. Если вы пришли, чтобы выслушать женщину и дать ей совет, в доме должен кто-нибудь присутствовать. Не консультируйте в своем кабинете, если в здании больше никого нет. Во избежание такого рода неожиданностей нужно предусмотреть кабинет со стеклянной дверью. Конфиденциально все, что говорится во время наставления, но это не означает, что вас не должны видеть!

5. Избегайте консультаций по сексуальным вопросам. Мужчинам трудно беседовать с женщинами об их сексуальных проблемах, не испытывая при этом возбуждения. Было бы разумнее, если бы женщины обсуждали подобные проблемы с женщинами.

6. Будьте готовы к бегству. Мягко, но настойчиво избегайте ситуаций, в которых таится искушение. У женщины, пришедшей к вам за советом, не должно возникать ощущения, будто ее оттолкнули и не хотят помочь, однако вам следует организовать для нее консультацию у специалиста.

Безусловно, Соломон из своего опыта многое знал о том, как может искушать женщина. Он настаивает: «Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю» (Притч. 5:8, 9). Глупо променять свою семью и свою будущность на один миг удовольствия.

7. Укрепляйте духовную силу. Повышайте уровень духовной сопротивляемости. Помните о том, что заповедь «Не прелюбодействуй» обращена и к вам. Относитесь к этому так, как Иосиф: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9). Воспринимайте прелюбодеяние как грех не только перед собой и своей семьей, но и пред Богом.

Этика и закон

Судебные иски против церкви. — Отделение Церкви от государства не подразумевает невмешательство судебных властей в случае совершения пастором или иным служителем церкви правонарушений в сексуальной области. Общины, церковные руководители и сами жертвы всегда стремились защитить церковь, скрывая подобные случаи. Однако закон и общество проявляют все большую активность при защите лиц, не имеющих власти, от тех, кто властью обладает.

Закон рассматривает пастора как лицо, которое несет ответственность в плане инициирования интимной близости с наставляемой им женщиной независимо от того, насколько виновна в этом сама женщина. Учитывая положение пастора как человека, наделенного властью и, как предполагается, обладающего эмоциональной зрелостью, закон в подобных случаях налагает ответственность на него и нанимающую его организацию.

Кое-кто настаивает даже на том, что консультант, вступивший в половую связь с консультируемой, должен предстать перед судом по обвинению в изнасиловании, независимо от поведения женщины. Под изнасилованием понимается овладение силой. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что под овладением силой следует понимать как физическое, так и психологическое воздействие.

Против местных церквей и конференций также выдвигаются судебные иски, связанные с аморальными поступками работающих там служителей, в особенности с сексуальными преступлениями против детей. Подобные происшествия случаются во время слетов следопытов, дивизионных праздников субботней школы, в церковных школах и т. д. В случае подобных происшествий разгневанные родители могут подать в суд, и судьи отнесутся к ним с пониманием.

В целом закон возлагает на церкви ответственность лишь за тот ущерб, который понесен вследствие небрежного отношения церквей к своим обязанностям. Наиболее типичны иски, связанные с небрежностью при приеме на работу или отсутствием должного контроля над работниками.

Небрежность при приеме на работу. — Когда правонарушение совершается добровольным или штатным служителем церкви, иск против последней может быть выдвинут в том случае, если церковь приняла на работу данное лицо, не проверив его нравственный облик или не приняв меры в случае, если в прошлом работник совершал аморальные поступки. Вот две ситуации, которые часто имеют место во многих странах:

— если конференция или миссия переводит пастора в другую церковь, зная о том, что на предыдущем месте работы он совершил аморальный поступок, и если новую церковь об этом не уведомили, а пастору не оказали должной помощи наставлением и советом, то, согласно закону, конференция может быть признана виновной в случае совершения им правонарушений в будущем;

— если работник, ведающий делами с молодежью, ранее был виновен в аморальном поведении по отношению к детям, и церковь, где он теперь служит, ничего не предприняла, чтобы об этом узнать, в случае совершения им повторного правонарушения ответственность за это будет возложена на местную церковь и конференцию.

Отсутствие должного контроля над работниками. — Это означает, что церковь не надзирала за своим работником должным образом. Если это будет доказано, то по закону ответственность за аморальный акт может быть возложена на местную церковь и конференцию.