Глава 21. Члены церкви как служители

Каждый член церкви — служитель

Работниками являются все члены народа Божьего — включая пасторов. «Не только на рукоположенных служителях лежит ответственность продвигать вперед исполнение дела Божьего. Всякий, кто принял Христа, призван трудиться ради спасения своих собратьев» («Деяния Апостолов», с. ориг. 110).

План Христов. — После вознесения Иисус поручил Своей Церкви задачу, масштаб которой потрясает воображение: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Крохотной группке последователей Христа поручение это представлялось нереальным до тех пор, пока они не уяснили, как Иисус планировал его выполнить.

Вот этот план: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам»… И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:7-12).

Масштабы евангельского поручения огромны, но и возможности для его выполнения предоставлены в изобилии. Когда Иисус вознесся, Его последователям был дан Святой Дух, наделяющий всякого даром или дарами, необходимыми для служения, «разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Всякий, получивший Святого Духа, получает и дар к служению, который определен ему Духом для использования в служении ради Христа. Сказать, что в нас нет духовного дара, равносильно заявлению, что мы не имеем Святого Духа.

Предполагается, что этот духовный дар связан с теми способностями, которыми мы уже располагаем. И Святой Дух побуждает нас изыскать служение, в котором этот дар можно использовать ради служения людям и привлечения их ко Христу. В этом плане нет места иерархии. Всякий член Церкви является служителем, выполняя служение, для которого получил особый дар.

Пренебрежение планом Христовым. — Этот план не дает покоя дьяволу. Он непрестанно изыскивает возможности для того, чтобы сбить Церковь с верного пути. И его план основан на разделении. Проведено разграничение между служителями и рядовыми членами церкви. Служители исследуют Библию, поучают, выполняют церковную работу. Рядовые же члены после разделения уже не несут обязанности выполнять служение — служат им, но не они. А рядовые члены обязаны лишь молиться, вносить пожертвования и повиноваться.

Подобная схема получила широкое распространение. Она привлекательна для служителей, поскольку наделяет их престижем и авторитетом. Она нравится и членам церкви, поскольку они не вменяют более себе в обязанность служение. Но огонь Церкви угасает. Церковь, которой руководят только служители, стынет.

Мы склонны рассматривать церковь прежде всего как организацию или учреждение — но не как братство или общину, объединенную единой верой (а именно во втором значении понятие «церковь» используется в Новом Завете). Мы полагаем, что профессиональным служителям должны содействовать в их работе рядовые члены церкви, хотя фактически именно служители должны помогать рядовым членам.

К успеху может привести лишь план Христа. Каждый должен нести определенное служение. «Если бы пасторы более активно поощряли вовлечение в работу своей паствы, они добились бы более значительных результатов, имели больше времени для изучения Библии и религиозных посещений, а также избежали бы многих кризисных ситуаций» («Служители Евангелия», с. ориг. 198).

Пасторы должны понимать «принцип конуса». Если достаточно долго сыпать песок на стол, то постепенно он образует конус, которая будет становиться все выше и выше. Но в конце концов конус достигнет предельной высоты, после чего песок будет сыпаться уже мимо стола, и сделать конус еще выше можно, лишь увеличив площадь столешницы.

Стол в этом примере как бы символизирует административную основу церкви, а песок — выполняемую церковью работу. Практически невозможно предполагать, что церковная работа будет шириться, а пастор, имеющий поддержку лишь со стороны крохотной группы церковных служителей, сможет каким-то образом с ней управляться, продвигая дело церкви вперед. Для того чтобы работа ширилась, необходимо, чтобы в ней участвовало больше людей.

Не следует всем выполнять одну и ту же работу. План Христа заключается в том, чтобы всякий член Церкви имел Святого Духа. Всякий, получающий Духа, получает и дар для служения. Но не всякий получает один и тот же дар.

Каждый из нас несет ответственность лишь за тот дар, которым наделил его Бог, «дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор. 8:11, 12).

Церковная работа пойдет в неверном направлении, если исходить из предположения, что все должны выполнять одно и то же служение. Нельзя допустить, чтобы члены вашей церкви испытывали чувство вины за то, что не обладают вашим даром. Зачастую члены общины не испытывают радости от служения, поскольку пытались основывать его на даре, который им не дан. И это привело к неудаче.

Пастор печалится о том, что члены его общины более не желают свидетельствовать о своей вере. Но дело не в том, что они не хотят свидетельствовать. Они не хотят потерпеть неудачу. Помогите людям обрести такое служение, к которому они имеют дар, — и они преуспеют в нем. А добившись успеха один раз, люди пожелают свидетельствовать вновь и вновь.

План Христа завершит работу. «Работа Господа на нашей земле не будет завершена до тех пор, пока рядовые члены нашей Церкви не исполнятся стремления трудиться и не объединятся в своих усилиях со служителями и церковными руководителями» («Христианское служение», с. ориг. 68). Ваш успех в проповедовании Евангелия по-настоящему определяется не количеством приходящих на богослужение, но тем, сколь многие из них выходят из церкви, для того чтобы служить.

Искусство направлять деятельность добровольных работников

Руководство добровольными служителями церкви существенно отличается от руководства штатными работниками. Последние обязаны выполнять работу независимо от своих желаний. Поскольку будучи руководителем, вы прежде всего служите людям, то властью над добровольными работниками вы не обладаете. Они трудятся, поскольку желают этого. Максимального успеха в своем пасторском служении вы сможете добиться лишь в том случае, если овладеете искусством управлять деятельностью добровольных работников. Ниже изложены шесть рекомендаций, которые помогут вам в этом.

1. Проповедуйте вдохновенно. — Члены церкви работают для нее, как мы надеемся, по бескорыстным, духовным мотивам. Нет более глубоких побуждений, чем побуждения духовные. А вряд ли что-то может дать большее духовное ободрение, чем услышанная проповедь, опирающаяся на Библию, проповедь, в центре которой стоит Христос. Отдавая больше времени подготовке к проповедям, вы побуждаете своих служителей уделять больше времени работе для церкви.

2. Подключайте членов своей церкви к планированию работы. — Составление плана работы может оказаться более полезным, чем сами планы. План проясняет суть задачи и при разумном подходе позволяет вовлечь в работу членов церкви. Если в процессе обсуждения плана работы вам удастся пробудить у людей интерес к определенной программе, то возникший интерес, в свою очередь, поможет в руководстве ее реализацией.

3. Подготовьте перечень обязанностей добровольных работников. — Было бы несправедливым рассчитывать на помощь со стороны добровольных помощников и не знать круг их обязанностей. Важно четко обозначить их функции. И сделать это совсем нетрудно. Свои предложения могут подготовить те, кто в данный момент участвует в этой работе.

4. Сообщайте добровольным работникам церкви об их успехах. — Предприимчивость ваших помощников прямо связана с тем, как часто вы их хвалите, критикуете, сообщаете о том, хорошо ли они справляются со своими обязанностями, информируете об общем ходе работы и т. д. Изучение работы добровольных помощников показало, что третья часть оставивших свою деятельность в церкви поступила так, поскольку люди занимались второстепенным делом или ощущали равнодушное отношение к своему труду.

Вовсе не всегда добровольные помощники ожидают комплиментов, но они рассчитывают услышать — особенно со стороны своего пастора — какое-то суждение о своей работе; людям необходимо знать, что их труд ценят.

Если ваши помощники выполнили какую-то работу хорошо, тут же скажите им об этом. Но следует быть конкретным. Общие слова благодарности содержат оттенок лести и зачастую рассматриваются людьми как лицемерие или попытка манипулировать ими. К такому же отношению к добровольным помощникам приучайте и пресвитеров. Вы не в состоянии судить об успехах каждого. Необходимо так наладить работу, чтобы рядом с каждым работником всегда был человек, способный ободрить его и подсказать, если что-то не так.

5. Предупреждайте у работников срывы. — Анализ работы добровольных работников церкви показывает, что у четверти из них случались срывы. Большинство из них — люди чрезвычайно занятые: помимо церковной работы у них есть основная, а кроме того еще дела общественные и семейные. Исследования говорят о том, что в среднем добровольный помощник церкви проводит дома лишь семь вечеров в месяц. Большая загруженность способствует не только их переутомлению, зачастую они вовсе отходят от церковных дел.

6. Верьте в людей. — Бывают моменты, когда вам хочется, чтобы вас окружали только штатные работники. Работа с добровольными помощниками, когда нет возможности непосредственно руководить ими, может быть очень утомительной. Ошибки людей, их непоследовательность и т. д. могут вызвать у вас желание все сделать самому.

Однако не следует забывать о том, что каждый человек в какой-то мере является отражением образа Творца. В каждом есть что-то хорошее, и ваша работа состоит в том, чтобы помочь обнаружить и развить это доброе. Почти всем людям свойственно стремление соответствовать тому, чего вы от него ожидаете. Утратив веру в людей, вы как пастор потерпите крах. Помните о том, что, согласно намерению Христа, церковная работа есть дело членов церкви. Елена Уайт настойчиво напоминает: «Бремя церковной работы должно распределяться между ее членами» («Ревью энд Геральд», 9 июля 1895 г.).

Как подбирать служителей

Осознайте свою ограниченность. — Объем церковной работы слишком велик и требует разных специалистов. Ни один христианин, включая пастора, не обладает всеми качествами Христа. Это может быть дано лишь общине в целом.

Призма делит свет на составляющие части, демонстрируя таким образом весь его спектр. Духовные дары — это цвета Личности Христа, разделенные на составляющие. Ни один человек в одиночку не может быть олицетворением тела Христова, но каждый олицетворяет какую-то Его часть. Лишь община в целом олицетворяет Его тело полностью. Поэтому пастор должен признаваться себе в своей ограниченности и осознавать нужду в помощи со стороны остальных частей тела.

Когда вы, побуждаемые гордыней, чувством вины или долга, тратите время на то, чтобы выполнять работу, к которой у вас нет дара, от этого страдают все. Страдаете вы сами, поскольку работа не приносит вам радости, страдает и церковь, поскольку лишена возможности пользоваться плодами того, что вы умеете делать лучше всего. Очень многие пасторы тратят большую часть своего времени, занимаясь тем, в чем они далеко не сильны.

Елена Уайт подтверждает: «Я получила наставление о необходимости освобождать наших служителей от тех обязанностей, к выполнению которых более способны другие люди, специалисты в данной области… Ваша работа заключается вовсе не в распоряжении финансами… Выполняя дело, к которому вы не приспособлены, вы наносите ущерб проповедованию Слова Божьего… Те, кто проповедует пером или словом, должны поменьше вовлекаться в работу комитетов» («Свидетельства», т. 7, с. ориг. 246, 247).

Полагайтесь на пресвитеров. — Часто можно услышать мнение, что пасторы не должны доверяться кому-либо в своей общине. Такое мнение указывает на иерархический менталитет и является спорным с богословской точки зрения. Подобно всякому человеку, пастор нуждается в поддержке. В идеале такую поддержку он должен обретать со стороны общины, в которой служит, и особенно со стороны пресвитеров (см. «Церковное руководство», гл. 6).

«Церковное руководство» гласит: «Служитель не должен брать на > себя ответственность за все стороны работы. Он должен разделить ее с местным пресвитером… Пресвитер должен, с согласия служителя, выполнять значительную часть работы пастора» (глава 6).

Отношения между пастором и пресвитером можно уподобить отношениям, существующим между врачом-терапевтом и узким специалистом. Пресвитер (терапевт) может заботиться о повседневной работе церкви — он возглавляет комитеты, организует посещения и планирует проведение богослужений. Пресвитер может быть назначен наставником либо руководителем каждого из основных отделов и каждой из программ церкви. Пастор (специалист) в таком случае высвобождается непосредственно для работы служения евангелизации, а также для всякого рода консультирования и наставления.

Вместо того чтобы жаловаться на недочеты в работе пасторов, пресвитерам следует поощрять пасторов трудиться в тех сферах, где они сильны. А для служения в иных областях можно избрать работников, обладающих способностями выполнять именно то, в чем пасторы имеют затруднения. Безусловно, такая схема действий возможна лишь в том случае, если пастор и церковь доверяют этим служителям ответственность и полномочия.

Сопоставьте поставленную задачу и имеющиеся дары. — Планируя программу церковной работы, не следует концентрироваться лишь на том, чего церковь желает достичь. Нужно исходить из реальных даров членов вашей общины. Сопоставьте совокупность способностей, которыми вы располагаете, с программой деятельности, которую разрабатываете.

К работе следует привлекать и новообращенных. Не нужно, однако, спешить поручать им выполнение сложных и порою противоречивых заданий, сколь бы одаренными ни были эти люди.

Проявляйте мудрость в назначениях. — Работа с избирательным комитетом является одной из наиболее важных составляющих вашей деятельности. Перед заседанием комитета завершите составление планов на наступающий Год и описание функциональных обязанностей «тех должностей, на которые следует подобрать кандидатов. Они составит тот список лиц, е которым будет работать избирательный комитет.

Не позволяйте, чтобы церковный совет имел слишком много полномочий при выборах избирательного комитета: он не должен назначать членов комитета. Хотя совет может участвовать в этой процедуре, но решение принимает вся община в целом, а не какая-либо небольшая группа (см. «Церковное руководство», гл. 10.)

Незадолго до заседания избирательный комитет изучает мнение всей общины по поводу предстоящих назначений. Это можно сделать путем рассылки всем членам церкви перечня вакантных должностей. В этом списке члены общины могут обозначить те должности, которые они желали бы занять в соответствии со своими способностями, опытом или интересами.

На постоянные должности кандидаты могут назначаться при некоторых обстоятельствах на двухлетний срок. Это полезно в плане осуществления долгосрочных планов. Кроме того, подобная практика облегчит работу избирательного комитета.

Процедура назначений должна проводиться в официальной обстановке. — Процедура назначения рядовых служителей на должности, проведенная с соблюдением всех формальностей, подчеркивает серьезность предстоящего служения. Помимо этого, предоставляется возможность осуществить особое служение посвящения (как часть регулярного богослужения). Его можно провести примерно так:

Ведущий: Служению Богу и работе для Церкви…

Служители: Мы посвящаем себя.

Ведущий: Исполнению под водительством Божьим назначенных нам обязанностей, наставлению и руководству молодыми и пожилыми…

Служители: Мы посвящаем свое служение.

Ведущий: Стремлению быть истинным христианином дома, на работе и по отношению ко всем, кто нам встретится…

Служители: Мы посвящаем свою жизнь.

Ведущий (обращаясь к общине): Как вы слышали, ваши служители дают обещание верно исполнять свои обязанности. Обещаете ли вы помогать своим служителям содействием, поддержкой и молитвой в их совместном с вами труде по исполнению работы Христовой в Церкви?

Община: Обещаем!

Все вместе: Отец наш Небесный, перед Тобой и своими друзьями мы пообещали выполнять свою работу, будь мы руководителями или подчиненными. Помоги же нам, Господи, служить так, чтобы сказанное нашими устами не расходилось с тем, во что мы веруем сердцем, и с нашими поступками. Даруй нам мудрость для руководства Твоей церковью. Да будет наша любовь и совместное служение нашему Спасителю содействовать Его скорейшему пришествию. Аминь.

Подготовка служителей

«Каждая церковь должна стать местом обучения христианских работников. Ее члены должны научиться проводить библейские чтения и занятия в субботней школе, уметь действенно помогать бедным и заботиться о больных, работать с необращенными. В церкви должны быть курсы здорового образа жизни, правильного приготовления пищи и различных видов христианской поддержки. И это должна быть не только учеба, но и практическая работа под руководством опытных наставников» («Служение исцеления», с. ориг. 149).

Каким образом может обучать членов своей церкви обычный пастор, учитывая, что его подготовка и возможности ограничены? Вот несколько рекомендаций.

Используйте тех, кто уже обладает квалификацией. — Программа церковной работы должна быть составлена с учетом той квалификации, которую имеют члены церкви. Пусть вас не пугает то обстоятельство, что некоторые члены вашей общины имеют профессиональный опыт и высокий интеллектуальный уровень. Если вы ощущаете свою силу лишь тогда, когда служите слабым, то это может быть признаком вашей внутренней неуверенности. Не следует препоручать свои полномочия и власть лишь тем людям, которых вы, по вашему мнению, можете контролировать, то есть более слабым. Вы должны служить равным образом и сильному, и слабому.

Используйте материалы, имеющиеся в распоряжении конференции, а также привлекайте сотрудников конференции. — К обучению членов своей церкви привлекайте работников конференции/миссии, а также используйте имеющиеся там материалы. Зачастую церкви в недостаточной мере используют руководителей отделов. Между тем они являются специалистами и могут оказать ценное содействие в проведении семинаров и учебных занятий.

Учите членов своей церкви любить людей. — Специальная подготовка и развитие навыков в различных областях церковной работы важны. Но куда важнее быть неравнодушными. Истинно любящий людей ищет способы действенно помогать им. Все семинары и все дипломы мира бесполезны, если вы не умеете любить.

Учите людей вашей церкви принимать служение и от других членов общины. — Как ни прискорбно, но больные и обездоленные, одинокие и пребывающие в печали слишком часто считают церковным служением лишь служение пастора.

Пресвитеры и другие служители чувствуют себя неловко, когда, посещая людей, слышат от них сетования на то, что церковь забыла о них. А причина жалоб в том, что их давно не навещал пастор. Елена Уайт отмечала: «Наилучшим образом мы можем помочь людям, научив их работать ради Бога и полагаться на Него, но не на служителей» («Свидетельства», т. 7, с. ориг. 19). Помогайте своей общине в постижении того, что служение совершается совместным трудом всей общины, а не одним лишь пастором.