Глава 27. Наставление и совет

Как показывает практика, от 40 до 50 процентов людей, испытывающих эмоциональное напряжение, за помощью обращаются прежде всего к пастору или духовному руководителю (в зависимости от культуры). Среди людей, посещающих церковь, это число, конечно, выше. Обычно пастор может оказать реальную помощь примерно в 80 процентах случаев.

Ограниченность возможностей

Рукоположение на служение не наделяет пастора ни вездесущностью, ни всезнанием. Мы, будучи служителями, должны учитывать обстоятельства, ограничивающие возможности нашего служения.

Ограниченность времени. — Наша основная работа заключается в проповедовании Евангелия. Все остальное, включая индивидуальное наставление и консультации, должно стоять на втором плане. Действительно, пасторы должны признавать важность проблем, возникающих у их паствы, и помогать им разрешать связанные с этим эмоциональные сложности. Но следует понимать, что проповедование, основанное на Библии, ставящее в центр Христа, подчеркивающее важность упования, надежды и прощения, сможет предотвратить возникновение многих сложных ситуаций. Именно таких, попав в которые, люди стремятся получить совет.

Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Пасторы занимаются профилактикой болезней, когда в центр своего служения помещают проповедь уверенности в спасении через Христа. Церкви занимаются профилактикой, работая над укреплением семьи, потому что крепкая семья предотвращает возникновение сложных ситуаций или помогает справиться с ними.

При служении наставления пасторам следует учитывать следующее. В большей мере, чем другие консультанты, пасторы сталкиваются с хроническими жалобщиками. Этим людям требуется, в сущности, сочувствие и внимание, а не практическая помощь. Они приходят к пастору, поскольку тот готов проявить сочувствие — и этого достаточно. Другие же ходят от пастора к пастору в поисках человека, который взял бы на себя проблемы их совести. Если они найдут того, кто готов их намерения одобрить, то эти люди будут ссылаться на такого пастора до конца жизни, оправдывая свое поведение. Иногда пасторы бывают излишне податливы — в силу своей доброты, недостатка опыта или потребности быть нужным (а оборотная сторона этой потребности — эгоцентризм, сосредоточенность на себе).

Проявляйте любовь к ищущим сочувствия или желающим заручиться вашим одобрением, но не позволяйте им забирать ваше время. Необходимо ограничить число консультаций четырьмя-пятью встречами, чтобы ваше время и опыт принадлежали как можно большему числу людей.

Ограниченность знаний. — Знайте, в каких случаях стоит посоветовать человеку обратиться к специалисту. Претендуя на то, что можете дать совет в области, где вы знаниями не располагаете, вы рискуете не только нанести вред ищущему у вас совета, но даже навлечь юридические осложнения на себя и на церковь.

С целью определить свои возможности взвесьте следующие факторы: насколько сильны у пришедшего к вам человека чувства скорби, гнева, ревности, вины, одиночества, обиды или замешательства? Может быть, он настолько обуреваем этими чувствами, что не способен вести себя сообразно обстоятельствам? Или все трудности и впрямь заключаются в той ситуации, которую пытается преодолеть этот человек, а сам он вменяем и в остальном ведет себя совершенно нормально? Возникла ли проблема внезапно или это результат каких-то длительно развивавшихся обстоятельств?

Не упускайте из поля зрения несоответствия в поведении пришедшего к вам человека. Ими могут быть: нелогичное изложение мыслей, крайняя угнетенность, неконтролируемость чувств, невнимательный или отсутствующий взгляд, депрессия, неспособность к принятию простых решений, убежденность в том, что вокруг враги, утрата самоконтроля в процессе еды и другие штрихи. Они могут быть симптомами психического заболевания, и людей с этими симптомами следует направлять к профессиональному консультанту или психиатру, имеющему специальную подготовку для действий в подобных нерядовых обстоятельствах.

Вы должны заранее знать, каковы пределы ваших возможностей, чтобы не давать советов в тех сферах, где не имеете должной квалификации. Обычно в ситуациях из разряда перечисленных выше вы можете получить помощь, обратившись в местную психиатрическую клинику.

Наставление в кризисных ситуациях

Большинству пасторов следует ограничиваться советами по узкому кругу вопросов или консультациями в кризисных ситуациях. Относительно консультирования в кризисных ситуациях следует учитывать следующие рекомендации.

1. Учитесь слушать. — Человеку лестно, когда его слушают. Это показывает, что вы небезразличны к возникшим у него сложностям. Возможность высказаться и быть выслушанным проясняет проблему самому говорящему и является для него прекрасной терапией. Выражая свои ощущения словами, люди переходят от чувств к логическому анализу, находя таким образом выход из возникшей ситуации.

Выслушивая, пастор проясняет суть проблемы для себя. Пока вы говорите, вы не узнаете ничего. Излишне сосредоточившись на поисках ответов, вы можете неверно понять некоторые из вопросов. Если вы время от времени произносите: «Так-так», то это слово приносит в разговоре больше пользы, чем все остальные вместе взятые. Это восклицание показывает, что вы слушаете, поощряя говорящего продолжать.

Полностью принимайте все, что вы слышите, и пусть ничто вас не шокирует. Не пытайтесь судить, и пусть примером в этом будет для вас поведение Иисуса с женщиной, уличенной в прелюбодеянии.

Стремитесь к объективности. Пытаясь понять суть проблемы, связанной с человеческими отношениями, не воспринимайте сказанное одной из сторон ни как абсолютно точную информацию, ни как преднамеренную ложь. Скорее всего, каждая сторона права по-своему. Лестное ощущение того, что именно вас избрали в качестве консультанта, располагает вас к говорящему и мешает воспринимать его слова непредубежденно. В конце концов, если человек имел достаточно здравого смысла, чтобы обратиться к вам за советом, он не может быть совершенно неправым! Но не пытайтесь выносить суждения, не выслушав обе стороны.

2. Сосредоточьтесь на решении проблемы. — Постарайтесь основное время затратить не на обсуждение самой проблемы, но на ее решение. Есть люди, которые вновь и вновь будут возвращаться к изложению возникших сложностей. Они стремятся лишь вызвать сочувствие, не желая в то же время обсуждать пути выхода из ситуации. Уладив свой конфликт, они тут же утратили бы ощущение собственной значимости. И у них не было бы больше повода прийти к вам. Вы не просто даром тратите свое время с этими людьми, но еще и наносите им вред своим излишним сочувствием. Вы превращаетесь для них в подобие костыля, который может помешать им вновь пойти самостоятельно.

Не пытайтесь решать человеческие проблемы. Помогите людям определить, в чем состоит суть их сложностей, а пути выхода из них пусть они ищут сами.

3. Помогите человеку выработать план действий. — Пришедшему к вам за советом легче сосредоточиться на решении проблемы, если перед ним несколько вариантов. Помогите определить, который из них наилучший, и вместе разработайте план реализации. Некоторые специалисты-консультанты на этой стадии составляют фактический письменный контракт. Задача пастора иная — она по большей части заключается в том, чтобы побудить человека к выполнению собственного решения. Если тот не осуществляет им же выработанный план, нужно поставить под сомнение необходимость тратить на этого человека дополнительное время.

4. Умейте определить, когда человека нужно направить к специалисту.

5. Соблюдайте строжайшую конфиденциальность. — Для пасторов это является как нравственным, так и юридическим требованием.

Молитесь вместе с человеком, пришедшим к вам за советом. Молитва обращает его к вернейшему, непреходящему источнику помощи — к Богу.

Рядовые члены церкви в качестве наставников

Как ни удивительно, но данные исследований показывают, что исполненные заботы рядовые члены церкви — независимо от того, обучены они или нет, — оказываются столь же полезными наставниками, как профессионалы.

Жена. — Прекрасные консультанты получаются из жен пасторов. Зачастую они понимают сложности человеческих взаимоотношений тоньше, чем их мужья. Договоритесь со своей женой о том, что если она будет помогать вам в попечении о людях, то вы будете столько же времени помогать ей в семейных делах.

Профессионалы. — Иногда в вашей общине есть люди определенных профессий — медики, юристы, психологи, — обладающие специальной подготовкой, которая в некоторых ситуациях необходима для того, чтобы дать компетентный совет. Пастор должен пользоваться их опытом, не позволяя при этом возникнуть между ним и этим профессионалом чувству зависти или соперничества. Используйте таких специалистов не только для того, чтобы перенаправлять к ним людей, обращающихся к вам за помощью, но также и для обучения тех членов общины, которые готовы разделить с вами бремя наставничества.

Община. — Помогать окружающим разобраться в каких-то проблемах является христианской обязанностью каждого: «Несите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Пасторы могут организовать «клинику» исцеления, основываясь на предположении, что в общине есть люди, уже прошедшие через трудности, с которыми теперь сталкиваются другие. Они прошли через трудности и победили их. Если пастору удается найти таких людей, то нужно дать им самую элементарную подготовку и свести с теми членами общины, которые в настоящем переживают сходные затруднения. И люди, победившие обстоятельства, не только помогут нуждающимся, но и превратят церковь в истинную общину исцеления.

Можно организовать группы поддержки, в которых люди со сходными нуждами не только обсуждают их и ищут пути решения, но также молятся и поддерживают друг друга. Церковь может организовать небольшую библиотеку по вопросам борьбы с жизненными невзгодами. Чрезвычайно полезно, если в ней будут книги и брошюры с практической информацией и рекомендациями о том, как преодолевать типичные проблемы.