Глава 32. Христианское образование

Значение христианского образования

О Микеланджело говорили, что ему достаточно было бросить на мраморную глыбу один взор, чтобы увидеть в ней ангела, жаждущего освободиться. Пасторы должны обрести способность подобным же образом смотреть на детей своей общины.

Все, что делает община для своих детей, представляет чрезвычайную важность для Христа. Он учил: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42).

Елена Уайт писала церкви: «В высочайшем смысле работа по обучению и работа по искуплению едины» («Воспитание», с. ориг. 30). «Как только образуется даже небольшая община соблюдающих субботу, родители должны объединиться, чтобы найти место для дневной школы, где могли бы учиться их дети» («Свидетельства», т. 6, с. ориг. 198). Неудивительно, что Адвентистская церковь основала свыше 5000 учебных заведений в более чем 100 странах — и занимает по этим показателям одно из ведущих мест среди протестантских церквей.

Практические рекомендации

1. Ежегодно посвящайте одну из суббот христианскому образованию. — Незадолго до начала школьного года проведите богослужение, целиком посвященное теме христианского образования. Пригласите на сцену учителей вашей церковной школы и совершите для них специальную молитву посвящения. Если есть такое желание, то в молитву благословения можно включить детей церковной школы и их родителей. Вы можете совершить молитву благословения для молодых людей, уезжающих учиться в другие учебные заведения. И даже не располагая своей церковной школой, вы имеете возможность подчеркивать значение христианского образования.

2. Поддерживайте учителей. — Пасторы и учителя — соработники в служении на ниве Божьей. Пасторам следует участвовать в работе школы, но они не должны вмешиваться в методы работы учителя или отвергать их.

Иногда родители детей, обучающихся в церковной школе, полагают, что у них есть особая власть над учителями. Их плата за обучение детей идет и на зарплату учителям. Некоторые из них являются членами попечительского совета, нанимающего учителей. И, будучи членами церкви, эти родители считают себя чуть ли не хозяевами школы. Пастору, как и совету церкви надлежит защищать учителей в случае необоснованных притязаний родителей. Это вдвойне относится к пастору, у которого есть дети.

Если какая-то школа-интернат отчислила ученика в порядке наказания и отправила его домой, не принимайте на веру рассказ ученика или его родителей о том, что произошло в школе. Прежде, чем составить окончательное мнение о происшествии, подождите, пока не придет письмо из школы.

3. Уделяйте школе больше внимания. — Предложите примерно раз в неделю совершать в школе богослужение. Спланируйте его так, чтобы вы имели возможность провести какое-то время вместе с детьми на игровой площадке, где можно поближе познакомиться с учителями и учениками. Если вы обладаете спортивными способностями, то авторитет, завоеванный вами на спортивной площадке, прибавит веса тому, о чем вы будете говорить в классной комнате и с кафедры. Отношение людей к Иисусу в значительной мере формируется не благодаря вашим словам о Нем, а благодаря тому, что люди думают о вас, когда вы эти слова говорите.

4. Продумайте вопрос о детском саде. — Многие работающие родители ищут возможность устроить своих детей в детский сад. Возможно, ваша церковь располагает пригодными для этой цели помещениями, а может быть, детский сад можно совместить с вашей школой. Эта программа имеет большое значение и в работе благовествования Евангелия — установив дружеские отношения с родителями, вы можете приобрести их для Христа. Кроме того, дети из детского сада имеют возможность перейти непосредственно в церковную школу.

5. Рассмотрите возможности дополнительного религиозного обучения. — Адвентисты предпочитают иметь свои школы. Там, где это не представляется возможным, найдите возможность собирать детей во внеучебное время или в выходные дни для наставления в Слове Божьем и духовного воспитания;— такого, которое они получили бы в церковной школе.