Глава 3. Межличностные отношения

Всякий раз, говоря с кафедры, вы желаете привести своих слушателей к новым, более глубоким отношениям с Иисусом. Достичь этого вы можете или с помощью логики, или обращаясь к их чувствам. Но, нравится вам это или нет, ваш успех или неудача определяются отношением аудитории к вам во время проповеди. Если вы не нравитесь слушателям, то вряд ли вам удастся побудить их полюбить Иисуса.

Влияние межличностных отношений на служение

Если вы не умеете ладить с окружающими вас людьми, то вряд ли преуспеете в пасторском служении. Главным объектом вашего внимания должны быть люди. Если вам больше, чем общение с людьми, нравится чтение, руководящая работа или публичные выступления, вы никогда не станете действенным служителем Иисуса Христа. Работа с людьми — это суть вашей профессии.

В сорока семи деноминациях на протяжении шести лет проводилось исследование, в ходе которого были опрошены тысячи рядовых членов церквей. В результате этого опроса выяснилось, чего ждут члены общин от служителей. Оказалось, что на первое место люди ставят такие качества, как честность и душевность, — выше профессионального мастерства. Исследование выявило также, что в перечне негативных черт служителя церкви на втором месте стоит его неумение общаться: люди не приемлют служителя церкви, избегающего личного контакта, отталкивающего окружающих своим критическим и черствым отношением.

Успех служения определяется в большей степени отношениями с людьми, нежели одаренностью служителя. Елена Уайт писала: «Такт и благоразумие во сто крат повышают полезность служителя» («Служители Евангелия», с. ориг. 119).

Любовь к людям

Пастор должен любить людей. Предполагается, что служитель — это преданный ученик Иисуса, а Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему поют птицы? Потому что в них живет песня. Почему пасторы служат, и организуют, и проповедуют? Потому что в них живет любовь к людям.

Иисус так выразил эту мысль: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Ин. 10: 11-13).

Добрые пастыри отдают свою жизнь за овец. Каждому из последних находится место в сердце пастыря. Молодой или старый, руководитель или подчиненный — все они дороги истинному пастырю. «Наемник» же не радеет об овцах, для него быть пастырем — это просто выполнять работу.

Пасторы-«наемники» рассматривают окружающих их людей как главный фактор, помогающий им реализовать свои амбиции. Для подобных служителей люди — это всего лишь пешки в их игре ради достижения своих целей, которыми они манипулируют и управляют, вместо того чтобы понимать и любить их.

Моисей, возвращаясь с горы Синайской, показал идеал пастырской любви к людям. После того как Израиль стал поклоняться золотому тельцу, он выступил ходатаем за него: «…Робость его [Моисея] отступила перед глубокой преданностью и любовью, которые он питал к тем, для блага кого, будучи орудием в руках Божьих, он сделал так много… Его преданность Израилю истекала не из себялюбивых побуждений. Благоденствие избранного Божьего народа было ему дороже, чем личная слава, дороже, чем преимущество стать родоначальником многочисленного народа» («Патриархи и пророки», с. ориг. 319).

Любовь к несовершенным людям. — Любить людей вообще умеют многие, и это очень легко. Но уметь любить каждого конкретного человека — это одна из наиболее сложных задач пасторского служения. Пастор должен обладать способностью видеть людей такими, каковы они есть, со всеми их слабостями, при этом не забывая, однако, какими они могут стать благодатью Божьей. Для того чтобы быть служителем Иисуса, вы должны служить так, как это делал Иисус: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними*, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36). Сострадать так, как сострадал Иисус, означает перейти от сочувствия к облегчению страданий. Это значит не только терпимо относиться к несовершенствам людей, но и желать содействовать им в преодолении этих несовершенств.

Любовь к людям, которые не нравятся нам. — Даже дурные, плохие, склонные к грубости люди могут измениться, если вы сосредоточите свое внимание не на том, что они делают, но на побудительных причинах их поступков. Каждому человеку иногда приходится сталкиваться с оскорблениями, критикой, подвергаться ложным обвинениям. Способность искренне прощать тех, кто нанес вам обиду, является подлинным испытанием христианской любви.

Мы должны прощать даже тех, кто был неправ, когда мы были правы. «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу — как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Следует прощать других так же, как Христос простил нас. А как именно Он нас простил? Простил ли Он нас, потому что Он был неправ, а мы правы? Истинно христианским поступком будет простить того человека, который прощения не заслуживает.

Близкие друзья

Могут ли быть близкие друзья у пасторов? Безусловно. Иметь близкие, надежные, помогающие иногда облегчить душу дружеские отношения не только позволительно, но и свидетельствует об умении ладить с людьми и эмоциональной зрелости.

Каждый человек нуждается в близких друзьях. — Иисус нуждался в друзьях. Он избрал как наиболее близких Себе двенадцать учеников. Особо тесные отношения были у Него с Петром, Иаковом и Иоанном, и, может быть, наиболее близким Ему среди них и среди людей вообще был Иоанн (Мф. 17:1; 26:37; Ин. 13:23; 19:26; 20:2).

Друзья помогут вам обрести более трезвый взгляд на себя и на пределы своих возможностей. Близкий друг не только поддержит вас, но и откровенно скажет все, что о вас думает. В то время как мнимые друзья говорят лишь о том, что им в вас нравится, истинные друзья отметят то в вашем характере, что, на их взгляд, необходимо исправить. Вот почему пасторы, лишенные уверенности в себе, предпочитают окружать себя мнимыми друзьями.

Кого мы относим к близким друзьям? Мы надеемся, что для вас истинным другом является ваша жена. Близкий друг — это тот, с кем вы откровенны, с кем общаетесь свободно. Хотя вы любите друг друга и живете вместе, ваша жена не будет близка вам по-настоящему, если вы не будете посвящать ее в свою работу, в свои планы, делиться с нею своими опасениями, неудачами и разочарованиями.

Хорошо, конечно, если жена — ваш самый близкий друг. С другой стороны, если она — единственный человек, которому вы во всем доверяете, то это возлагает на нее слишком тяжелое бремя.

Неплохо, если вы можете назвать своим близким другом секретаря пасторской ассоциации. Более того, среди прочих рекомендаций пасторская ассоциация отличает как служебную обязанность секретаря пасторской ассоциации налаживание дружеских отношений с пастором. Проведенные исследования показывают, что большинство служителей и их жен не поддерживают тесных отношений с людьми, от которых зависит их перемещение или наложение на них взысканий.

А может быть, в качестве близкого друга и доверенного лица вы изберете своего коллегу-пастора? У других пасторов могут быть сходные с вашими проблемы, и поэтому они могут лучше других понять вас.

Дружеские отношения с членами общины могут осложнить ваше положение. — Тесные отношения с членами вашей общины могут быть сопряжены с тремя осложняющими моментами:

1. Для того чтобы утвердить среди членов вашей общины дух единства, вам не следует кого-либо выделять. Всеми силами воспитывайте в себе одинаковое отношение как к безразличным и безынициативным, так и к активным и стремящимся к сотрудничеству членам общины.

2. Излишняя открытость личной жизни может повредить вашему авторитету пастора и руководителя.

3. Возможность обсуждать свои проблемы с членами общины ограничивается тем, что ваша работа требует конфиденциальности. Все эти причины вынуждают многих пасторов и руководителей конференций/миссий избегать слишком тесных дружеских отношений с членами общины.

Однако богословское толкование смысла духовных даров и индивидуального священства учит нас тому, что служителем является каждый член общины, а также предполагает, что все служат друг другу, устанавливая отношения взаимности. Если, будучи пастором, вы служите церкви, но не практикуете взаимное служение, которое позволило бы церкви также служить вам, то вы не можете в полном смысле слова считаться членом церковной общины. Первым источником помощи для любого из членов общины должна быть сама община.

Итак, может ли пастор иметь близких друзей в своей общине? Вот две рекомендации.

1. Это возможно хотя бы отчасти, если вам удастся провести четкую грань между дружбой и служением. Что касается вашего служения, вы должны служить всем членам церкви одинаково. Не следует никого выделять ни среди членов церковного совета, ни среди других служителей церкви.

Однако в свое личное время вы можете поддерживать дружеские отношения с кем-либо. Эту дружбу не следует скрывать, однако не следует и подчеркивать ее. В основе вашего поведения должен лежать принцип, согласно которому никто не должен ощущать себя пренебрегаемым.

2. Обычно никому не приходит в голову упрекать пастора за дружбу с пресвитерами, которые являются помощниками в вашем служении. Однако, поскольку вы являетесь пастором также и для них, могут возникнуть такие обстоятельства, которые вам не хотелось бы обсуждать с ними. Подобные отношения нельзя назвать близкой дружбой в полном смысле слова, но в то же время они в достаточной мере удовлетворяют потребность в дружеском общении.

Отношения с общественностью и священнослужителями других вероисповеданий

Адвентисты седьмого дня в целом и адвентистские пасторы в частности иногда склонны в значительной степени отгородиться от общественной жизни, а также от деятельности других общин и братств того города или поселка, где они живут. Мы склонны целиком посвятить себя своей миссии и ограничиться поддерживанием своих собственных стандартов в жизни. Общественность же зачастую воспринимает это как недружелюбие и духовный снобизм. Вы должны принимать участие в общественной жизни в той мере, в какой позволяют ваши убеждения и наличие свободного времени.

Вы должны охватывать своим служением также служителей других вероисповеданий. Если это возможно, вступите в местную ассоциацию священнослужителей. Вы не только получите возможность оказывать влияние на ее членов, но и найдете в их среде профессионально полезных друзей.

Мы любим цитировать: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Мы ждем того времени, когда привлечение священнослужителей других вероисповеданий к христианству под воздействием раннего дождя будет повторено в привлечении к себе священнослужителей под воздействием трехангельской вести при позднем дожде.

Но мы не можем ожидать, что служители других вероисповеданий присоединятся к нам, если не будем служить им. Иисус в Своем служении общался с другими религиозными лидерами и священниками иных вероучений. Например, с Никодимом, как мы читаем об этом в 3-й главе Евангелия от Иоанна. Совершенно очевидно, что если бы не было третьей главы Евангелия от Иоанна, то не была бы написана и шестая глава Книги Деяний.