Часть 5: Десять практических шагов

«Качественные признаки «, «Фактор минимум «, «Биотические принципы» и «Новая структура мышления « — являются основными компонентами процесса естественного роста общины, которые дают ответ на следующие 4 вопроса по теме построения общины: «Что?», «Когда?», «Как?» и «Почему?» Красной нитью через все предыдущие главы книги прошёл принцип под названием «само собой «. В заключительной части будут рассмотрены 10 шагов применения четырех основных компонентов в развитии общины. Итак, в этой части речь пойдёт не о новых принципах, а о практическом применении старых.

Как разработать собственную программу?

Все «программы», упоминавшиеся в этой книге, рассматривались несколько критически. Каждый раз я пытался обратить внимание читателей на то, что различного рода «программы» действенны только в рамках какой-либо ситуации, тогда как «принципы» универсальны. Программа, которая преподносится в качестве образца, может стать причиной больших недоразумений.

Однако это утверждение не направлено против программ вообще Никому бы в голову не пришла идея отказаться от тренировки мышц руки только потому, что этой же рукой можно ударить человека. Поэтому нам не следует отказываться от разработки новых программ развития общины только по причине их неправильного применения некоторыми людьми.

Технократические программы составлены по принципу «быстрой чистки», тогда как процесс естественного роста общины как и все органическое, требует продолжительной затраты времени Наивно полагать, что с помощью принятия всего лишь одной единственной меры (напр., выявления профиля общины, консультационной беседы, ночной молитвы, семинара, чтения книги) можно добиться существенных результатов. Только «комплексные действия» могут привести к значительным изменениям. На примере 10-ти шагов мне хотелось бы показать, как каждая община на основе принципов естественного роста может разработать свою собственную «программу». Опыт показывает, что задействование в этом процессе «сотрудника со стороны», имеющего опыт работы в области естественного роста общины (напр., консультант, пастор), может иметь значительный успех.

Формулировка десяти шагов намеренно остается открытой в связи с учетом различных ситуаций общин. В некоторых ситуациях упоминание слов «рост общины» может вызвать достаточно острую реакцию. В других ситуациях мы сталкиваемся с общинами, которые положительно относятся к процессу роста, однако недовольны фактом снижения посещаемости богослужений.

В третьей ситуации речь идет о быстрорастущей общине, которая занимается поиском структур дальнейшего роста церкви. Четвертая община носится с мыслью основать дочерние церкви, пытаясь найти соответствующие принципы. Пятая была недавно основана, поэтому нуждается в помощи для дальнейшего процесса развития. В вышеперечисленных и бесчисленных других ситуациях следующие десять шагов могли бы оказать неоценимую услугу (очень кстати пригодится).

Мы не должны верить в то, что процесс развития общины ограничивается только проповедью о биотических принципах. Принципы всегда необходимо применять по определенной программе, если этого не происходит, то опасения относительно расхождения слов с делом могут оказаться слишком существенными. В 4-х предыдущих главах книги мы рассмотрели вопрос о роли Бога и о нашем практическом участии в процессе развития общины. Отдавая предпочтение учению о 10 шагах и роли человека в этом процессе, это еще не значит, что тем самым мы умаляем значение Бога.

Истинная причина того может показаться слегка банальной: данная книга является руководством для людей, а не для Бога. Было бы абсурдным полагать, что Бог нуждается в этих знаниях, чтобы выполнить свою работу. Итак, в этой главе приведены рекомендации, которые могут служить практическим руководством в разработке программы роста общины согласно Божьей воли.

Шаг 1: Укреплять духовную мотивацию

Какие аргументы доказывают ошибочность следующего утверждения: «Единственное, что мы можем сделать для развития общины, это молиться»? Как мы уже видели, такое предложение является ошибочным с точки зрения теологии и противоречит практическим результатам В Библии приводится достаточно примеров, доказывающих, что мы можем и должны не только молиться. Такого рода утверждения, несмотря на кажущуюся «духовность», типичны для «спиритуалистической» структуры мышления.

Лучше всего было бы разобраться, а в чем, собственного говоря, заключается истинный смысл этого вопроса. Здесь не имеется в виду, что наше служение мы должны ограничить только молитвой Смысл вопроса состоит в следующем. «Если в центре нашего служения не будут стоять молитва, преданность Иисусу и наше тесное общение с Богом, то всю нашу работу можно считать лишь напрасной тратой времени»

Мотивация для процесса построения общины никоим образом не должна полностью перерасти в сам процесс. Основной целью является не построение общины, а прославление Бога. Согласно этой цели процесс построения общины можно рассматривать как вспомогательное средство обращения людей в учеников Иисуса для совместного прославления Небесного Отца.

Принципы, лежащие в основе процесса развития общины, мы назвали «Божественными» принципами «Божественный» — значит созданный Богом Однако не следует отождествлять эти принципы с самим Богом, то есть нельзя относиться к творению Божьих рук как к чему-то непостижимому, о чем можно только мечтать.

Необходимо избегать поклонения «твари вместо Творца» (Рим 1.25), поэтому мы должны «проповедовать славу Божию и о делах рук Его вещать твердь» (Пс. 19 2).

Эти основополагающие теологические знания ведут к практическим результатам. Я неоднократно уже сталкивался с людьми, которые были просто в восторге от биотических принципов построения общины. Это только радует. Однако никогда нельзя путать отношение к принципам с нашим отношением к Богу. Нам не удастся надолго заинтересовать людей программой построения общины, если в ее основе будет лежать не абсолютная преданность Иисусу Христу, а нечто другое.

Этот первый шаг определяет весь дальнейший процесс. Другими словами это значит, что естественный рост общины не является стратегией выработки духовной мотивации, а служит для её укрепления.

Итак, что должно быть сделано в общине для улучшения ситуации в этой области?

Принятие таких мер, как, например, выявление фактора-минимум церкви, постановка целей качественного роста, применение биотических принципов, организация обучения штатных сотрудников и т д. может привести к определённым результатам, однако это не решает основной проблемы Самое главное заключается в том, чтобы люди по-новому стали доверять Иисусу. Как этого можно достичь практически? Ответов на этот вопрос может быть столько, сколько всего христиан существует на земном шаре, для некоторых толчком может стать посещение большой церкви, для других участие в евангелизации, для третьих христианская конференция, некоторые христиане ошибаются, считая эти мероприятия началом процесса построения общины. Благодаря им человек может по крайней мере задуматься и спросить самого себя. «Как можно применить то, что я пережил, в повседневной жизни нашей церкви?»

Шаг 2: Выявить фактор-минимум!

Для многих церквей практический процесс развития общины начинается с выявления их «фактора минимум» — то есть наиболее слабо развитых качественных признаков, которые препятствуют росту общины.

У всех общин без исключения есть «фактор-минимум», который не является недостатком общины, а в некоторых случаях даже может служить примером «фактора-минимума» для других общин В конечном итоге это значит, что остальные семь качественных признаков лучше развиты, чем фактор-минимум, от работы над которым зависит дальнейший рост общины.

Опыт последних лет показывает, что нельзя полагаться на интуицию в определении фактора-минимум общины Зачастую общины фактором-минимум считают свое самое большое преимущество!

Причина в том, что такие общины все свое внимание сосредоточивают на самой проблеме и на поисках путей ее решения, результатом чего является предъявление высоких требований к качественным показателям общины. Наряду с этим они не осознают всю важность некоторых сфер жизни церкви Для объективного выявления фактора-минимум я рекомендую общинам с помощью научных методов установить специфику их развития.

Одной из целей наших исследований последних лет была разработка метода, позволяющего с минимальной затратой сил установить фактор-минимум общины Для этого 30-ти прихожанам и пастору церквей было предложено заполнить опросный лист, который должен был выявить реальный уровень отношений между членами общины (например, «Как часто за последние два месяца я приглашал членов своей церкви к себе на чашку чая?») После компьютерной обработки ответов на этот вопрос, которые были сопоставлены с 4 миллионами прежних ответов, компьютер установил «профиль общины» По графическому изображению результатов можно увидеть недостатки и преимущества общины (см илл. сверху)

Подведение итогов тестирования может происходить как через институт, занимающийся устройством общин, так и с помощью метода самоанализа Во втором случае община получает компьютерную программу, составленную по результатам предыдущих вопросов Данная программа проходит дальнейшую обработку в соответствии с новейшими методами исследовании.

Все показатели, заключенные в данной программе, тщательно пронумерованы и поэтому являются легко сопоставимыми. Основная формула, заключенная в программе, была разработана на основе результатов исследования, проведенного в более чем 1000 церквей. За первые годы нашей работы я научился с минимальной затратой сил добиваться определенных результатов. Однако для основательного процесса планирования нужны только точные данные. Если Вас интересует вопрос выявления профиля Вашей общины, обратите внимание на рекомендации на стр 128

Шаг 3: Наметить качественные цели.

Что такое «качественная цель»? К качественным целям относятся конкретные, практически обоснованные цели, направленные на повышение качественного показателя общины. «Качественными целями» нельзя назвать утверждения следующего плана: «Я хочу стать более преданным Богу христианином» или «Отношения между прихожанами нашей общины должны стать более теплыми и доверительными в следующем году». Ничего плохого нет в этих желаниях, однако их нельзя назвать целями. В таблице справа я привожу некоторые примеры качественных целей.

Наши цели должны быть выполнимыми. Зачастую цели, направленные на увеличение числа прихожан, не соответствует этому требованию (ср. стр. 44-45). Улучшение качественных показателей во многом зависит от нашей работы в общине.

Именно эта основная цель должна определять весь процесс планирования в общине. Или же мы хотим пустить на самотек решение таких важных вопросов, как открытие христианами своих духовных даров, межличностные отношений в церкви, обмен духовным опытом, участие христиан в евангелизации?

У меня уже вошло в привычку на моих семинарах после обсуждения 8-ми качественных признаков задавать участникам следующий вопрос: «Что произойдет, если показатель качества по всем 8-ми качественным признакам за 12 месяцев увеличится в 2 раза?» Даже без досконального знания всех принципов естественного роста общины совершенно ясно, что произошли бы значительные изменения в жизни церкви.

Затем я задаю еще один вопрос: «Что конкретно должны мы сделать для улучшения качественных показателей общин?» Проблема многих общин состоит в том, что они не способны четко и логично сформулировать цели дальнейшего развития их общины.

 

Сферы

Примеры качественных целей

Руководство

До конца года наш пастор должен быть освобожден от 20% своих обязанностей, чтобы это время посвятить работе со своими штатными сотрудниками»

Сотрудничество

«По истечении 9 месяцев 90% прихожан должны открыть свои духовные дары и 50% должны быть вовлечены в деятельность, которая соответствует их дарам.»

Духовность

«До первого февраля мы решим, кто из 3-х предложенных кандидатур наших сотрудников будет заниматься молитвенным служением в церкви»

Структуры

До конца декабря этого года у нас будет в каждой из семи установленных нами сфер деятельности нового устройства церкви один общественный лидер.

Богослужение

«С начала следующего года раз в квартал у нас будет проводиться богослужение для нехристиан.»

Малые группы

«В течении шести месяцев следующего года мы разделим нашу домашнюю группу. Помощник лидера возглавит новую группу.»

Евангелизация

«До конца апреля лидеры церкви должны выявить 10% христиан, которым Бог дал дар евангелизации и провести беседу с каждым из них»

Отношения

«Каждый член нашей домашней группы после трёх месяцев должен сказать: ‘Теперь общение с вами мне доставляет больше радости, чем раньше.

Шаг 4: Установить препятствия

Многие качественные цели, рассмотренные нами в последней главе, можно достичь с помощью определенных практических мер Однако некоторые христиане считают, что эти цели невозможно осуществить «человеческими усилиями» Что касается меня, я не согласен с данной точкой зрения Я вижу сущность проблемы в том, что отдельные христиане просто не желают заниматься этим вопросом.

Препятствия, стоящие на пути естественного роста общины, существовали еще во времена земной жизни Иисуса Христа и не потеряли своей актуальности до сегодняшних дней. В процессе развития общины всегда идет речь о конкретных людях со своим внутренним миром, своими обидами, страхами и непониманием. Далеко не все, что хорошо с духовной точки зрения, приемлемо также для общины. Если мы не учтем этого факта, наши размышления останутся лишь пустыми мечтами.

На одной пасторской конференции, где я читал доклад о естественном росте общины, я также изложил свою точку зрения на проблему выявления фактора-минимума в церквах. Вдруг один из пасторов поднялся и сказал «Вовсе необязательно знать свой фактор-минимум. Существует масса причин, свидетельствующих против его выявления». Я поблагодарил за замечание, затем взял чистую фолию, положил на проектор, предварительно написав на ней слова «Причины, говорящие против выявления фактора-минимум» и попросил этого пастора назвать 3 самые важные, по его мнению, причины. После этого я сел на стул и стал ждать. В течение 2-х минут в зале воцарилась мертвая тишина. По прошествии этого времени, я встал, подошел к пустой фолии и сказал «На этой фолии Вы видите причины, говорящие против выявления профиля общины»

Сегодня мне уже стыдно за свое поведение, несмотря на то, что я раньше, как и теперь, считаю мои комментарии вполне уместными. Я до сих пор не нашел ни одного разумного довода, говорящего против этого исследования. Самое худшее, что может произойти, так это то, что руководство церкви сочтет профиль общины в корне ошибочным и выбросит его в мусорную корзину. В таком случае бы то бы просто жаль денег, потраченных на никому ненужный проект (Однако даже этот факт не вызывает серьезных опасений, так как мы в любом случае смогли бы возместить убытки)

Итак, с рациональной точки зрения мои доводы вполне оправданы. Моя ошибка была в том, что я не увидел настоящей проблемы пастора. Только после семинара в беседе с ним, я понял, что этот человек панически боялся такого исследования, так как оно могло бы выявить все ошибки, допущенные им в работе. Поэтому мои рациональные доводы не только не помогли ему, но еще больше усугубили ситуацию!

Говоря о препятствиях, мешающих росту общины, необходимо учитывать не только «рациональные» проблемы их возникновения В большинстве случаях причиной является ошибочное мышление, о котором мы так много говорим в этой книге.

Теологические структуры мышления всегда включают в себя систему ценностей и основных положений веры, поэтому неудивительно, что дискуссии на эту тему зачастую проходят очень эмоционально.

Технократов и спиритуалистов больше интересует стратегический подход к данным вопросам Самой важной для них является проблема «сущности веры»

Шаг 5: Применять биотические принципы

Самое позднее тогда, когда мы столкнемся с препятствиями, блокирующими рост общины, мы по-настоящему поймем, какую важную роль играют биотические принципы в повседневной жизни церкви. В третьей части книги мы уже говорили, что преимущество биотических принципов наряду с остальными заключается в том, что они помогают найти выход из самых непредвиденных ситуаций.

Авторы современных книг на тему рост общины с некоторым недоверием относятся к нашей программе роста общин. Однако мы считаем, что прежде всего пасторы церквей, совершенно независимо оттого, к какому типу личности они относятся и по какому пути развития идет их церковь, должны со всей ответственностью подойти к этому вопросу. Они должны сделать выбор между биотическими принципами и другими факторами.

«Шесть биотических принципов» являются отправной точкой принятия любого решения, имеющего отношение к служению в церкви. Это утверждение я попытался проиллюстрировать на основе следующего примера, рассмотренного на 115 стр.: в церковь должен быть принят новый штатный сотрудник. Как будет оплачиваться его работа?

Во второй колонке (решение 1) представлено решение этой проблемы без учета биотических принципов. В третьей колонке записано решение руководства, принятое из расчета биотических принципов. Несмотря на то, что этот пример представлен в форме таблицы в несколько упрощенном виде, он наглядно иллюстрирует различные виды мышления: прагматическое и биотическое. Данную схему можно использовать при принятии практически любого решения в рамках общины.

Так как на моих семинарах мне часто приходится использовать подобные образцы, я заметил, что у значительной части теологов чаще возникают проблемы с этой структурой мышления, чем у людей, не изучавших теологию. По-видимому, теологическое образование направлено на то, чтобы научить «ограниченному», а не «комплексному» мышлению! Возможно большинству из нас для начала было бы неплохо попытаться применить этот вид мышления при составлении плана работы, а затем уже переходить к принятию конкретных решений.

 

Проблема

Решение 1
(технократическое)

Решение 2
(биотическое)

В помощь лидерам домашних групп должен быть взят новый штатный сотрудник.

Существующий бюджет церкви должен быть перераспределен таким образом, чтобы найти средства для выплаты зарплаты новому сотруднику. При этом сокращение денежных средств в других местах становиться неизбежным.

20% денег на зарплату будет идти из бюджета церкви, оставшаяся сумма должна выплачиваться за счет пожертвований тех, кто будет получать пользу от новой должности. Сначала следует качать с полставки, после того как работа и вместе с тем финансовый базис увеличатся, можно будет перейти на полный рабочий день.

Сплетение

Слабой стороной данного решения является проблема финансирования, которая рассматривается в данном случае изолированно от общего развития здорового организма церкви. Не исключена возможность принятия неверного решения «Раз нет денег, нужно экономить в других местах»

Решение проблемы финансирования
должно быть связано с другими аспектами жизни церкви воздействие на мотивацию и образ мышления членов церкви, на готовность каждого давать, на сознание новых штатных сотрудников.

Размножение

Решение данной проблемы предполагает, что постоянное увеличение объема работы (по крайней мере штатных сотрудников) практически исключено, а денежные средства будут сокращаться до тех пор, пока не иссякнут.

Если работа нового штатного сотрудника в известной степени окупает себя, тогда процесс мультипликации может протекать практически неограниченно. Не существует никаких видимых причин, по которым нельзя было бы нанять 2, 3 или 4 новых штатных сотрудников.

Преобразование энергии

Зачастую не принимается во внимание тот факт, что люди значительно охотнее дают пожертвования для конкретных людей, чем для организаций.

Люди, однажды осознавшие пользу пожертвований, чаще всего и в будущем продолжают финансировать проекты.

Многоразовое использование

Данное решение едва ли оказывает положительное воздействие на другие сферы Даже наоборот нужно опасаться того, что сокращающиеся денежные средства могут настроить церковь скептически по отношению к новой должности оказывая негативное влияние на работу домашних групп в целом.

Посредством работы, новый штатный сотрудник вносит свой вклад в самофинансирование. При таком подходе меняется отношение к новой должности как со стороны жертвующего, так и со стороны штатных сотрудников.

Симбиоз

Слабая сторона данного решения заключается в том, что вместо использования симбиозного действия различных систем, финансирование в этом случае происходит по единственной системе финансирования.

Решение данной проблемы представляет собой комбинацию различных систем (бюджет церкви +пожертвования + будущие возможности расширения), которые оказывают благотворное влияние друг на друга (эффект синергии)

Функциональность

Из вышесказанного следует, что это решение, если оно даже и дает возможность создать новое рабочее место в короткий срок, вовсе не способствует в будущем дальнейшей перспективе роста. Такой образ мышления подразумевает остановку роста церкви на определенном этапе развития.

Проект бюджета перекликается с жизненным законом, когда каждая органическая система на определенном этапе своего развития должна создать свои, необходимые ей для дальнейшего существования субсистемы. Результаты данного проекта бюджета могут быть вполне проверены вторично!

Шаг 6: Задействовать свои сильные стороны

Мы уже говорили о том, что работа, направленная только лишь на устранение недостатков в церкви, является лишь жалкой карикатурой на стратегию «фактор-минимум», включающую в себя также другие аспекты. Девизом всего процесса развития общины могли бы быть следующие слова: «Выяви свои сильные стороны, развивай их, наслаждайся ими. Для чего? Для того, чтобы знать фактор-минимум». В чем же заключаются сильные стороны Вашей церкви? При ответе на этот вопрос постарайтесь учесть следующие аспекты:

1. Наиболее сильно развитые качественные признаки («факторы-максимум»): независимо от того, о чем идет речь — о «руководстве», «евангелизации», или «богослужении» — спросите себя: «Как мы можем использовать свои сильные стороны для устранения недостатков9 Такая постановка вопроса включает в себя то, что Бог уже сделал для этой церкви и по какому пути развития он поведет общину в будущем. Тогда как рассмотрение фактора-минимум изолированно может привести к нежелательным последствиям, его использование в работе над сильными сторонами может иметь положительный результат».

2. Стиль служения: каждой общине свойственны свои особенности в служении Иисусу Христу Говоря о стиле служения, необходимо учитывать прежде всего практическую работу, проводимую в церкви. Именно благодаря самобытности стиля служения, мы можем привлечь в нашу церковь новых людей.

3. Контекстуальные факторы: каждой общине свойственны особенности, обусловленные ее социальным окружением. Это зависит от расположения церкви (в городе или деревне), от социальной ситуации населения и даже от используемых зданий. Во всем мире невозможно найти еще одну церковь с совершенно идентичным социальным окружением!

4. Духовные дары: самой большой сильной сторой общины являются духовные дары, данные Богом ее прихожанам. Говоря в этом случае о духовных дарах, я не имею в виду качественный принцип «основанное на дарованиях сотрудничество». Даже несмотря на слабое развитие этого признака в какой-либо общине, ее члены могут обладать всеми духовными дарами, необходимыми для служения. Проблема лишь в том, что эти дары еще не были открыты. Мы рекомендуем людям, которые систематически рассматривают концепцию «биотического потенциала общины», подробнее изучить библейское учение о духовных дарах. Мы сами не можем «наделять себя» духовными дарами. Мы должны лишь начать применять то, что нам уже дано Богом. Как только мы начнем действовать по этому плану, остальное пойдет «само собой».

Независимо от того, над каким качественным признаком мы работаем, концепция духовных даров является определяющей. Чем же еще должны заниматься «наделяющие полномочиями» руководители, как не помогать другим христианам в открытии заложенного в них Богом потенциала? Как же тогда будет функционировать принцип «Основанное на дарованиях сотрудничество» без знания христианами своих духовных даров? Разве можно представить себе действие принципа «страстная духовность» в общинах, где большинство прихожан недовольны своим служением? В чем же еще заключается сущность «целесообразных структур», как не в соответствии служения духовным дарам прихожан? Благодаря чему же еще богослужение может стать «вдохновляющим», как не через духовные дары членов служителей? Чем же еще могут заниматься христиане в «целостных малых группах», как не служить друг другу своими дарами? Разве можно применять принцип «ориентированная на потребности евангелизация», не зная, кто из прихожан обладает даром евангелизации? И, наконец, можем ли мы говорить «о преисполненных любовью отношениях», пока мы не поможем членам общины найти их место в служении Иисусу? Все альтернативные варианты принципа, ориентированного на дарования, с моей точки зрения, мягко говоря, не совсем приемлемы.

Шаг 7: Использовать биотические учебные пособия

Все размышления на тему естественный рост общины останутся интеллектуальной игрой до тех пор, пока большая часть членов церкви не начнет применять эти принципы на практике Поэтому по каждому из 8-ми качественных признаков мы разработали практические учебные пособия для общин (см илл справа)

Чем же отличаются эти «биотические учебные пособия» от других материалов?

1 Все учебные пособия разработаны на основе биотических принципов и написаны без применения специальных терминов Ни в одной из этих книг Вы не найдете таких слов как «автоматические механизмы роста», «преобразование энергии», «стратегия минимум», хотя эти понятия занимают важное место в контексте книг.

2 В отличие от многих других материалов на тему рост общины «Биотические пособия» могут быть использованы в работе как отдельными прихожанами, так и в малых группах или во всей общине. В основном они рассчитаны на применение в малых группах. К каждой книге прилагается справочник руководителя, который должен помочь в разработке 3-х, 6-ти или 12 ти руководств по соответствующей теме.

3 При написании этой книги я намеренно ограничился лишь описанием принципов, тогда как данные книги служат практическим руководством в их программном применении. Их можно рассматривать как «воспроизводящие системы», которые предназначены для внештатных сотрудников (также без поддержки руководства общины). В отличие от некоторых других «программ» (которые всех христиан стригут под одну гребенку), биотические учебные пособия направлены на развитие индивидуальности, спонтанности и творческих качеств христиан.

4 При разработке материалов мы старались учитывать опыт других авторов Мы использовали самую различную литературу всего мира с целью выявления общепринятых принципов Таким образом, к каждому из 8 ми качественных признаков возникли приложения, которые отражают специфику отдельных стран.

Вы можете себе представить, что произойдет, если 60% прихожан начнут в малых группах в течение 12 недель упражняться, напр , в искусстве любить? Этот процесс может вызвать как в слезы, так и веселы смех, а также может обострить нерешенные конфликты, что в конечном итоге приведет к новому пониманию Божьей любви Совсем необязательно при этом произносить слово «рост общины» И все же влияние этого процесса на рост общины достаточно велико, значительно больше, чем об этом говорится на проповеди пастора.

Уже несколько последних лет я пытался выяснить, как физический закон «критической массы» сказывается на повседневной жизни общины. До тех пор, пока большинство членов церкви не признают процесс естественного развития общины определяющими в структуре ее развития, вся ситуация выглядит несколько удручающей. В том случае, если удастся больше 50% прихожан убедить в необходимости проведения такого рода преобразований в общине, это прведет к высвобождению еще одного элемента «духовной самоорганизации». Многое из того, о чем так мечтали руководители, вдруг станет происходить «само собой»

Шаг 8: Следить за прогрессом

Как установить, какие из мер, принятых для улучшения фактора-минимум общины, действительно оказались эффективными? Для ответа на этот вопрос я рекомендую вторично установить специфику развития общины (см стр 108-109) По результатам вторичного исследования и прежде всего после их сопоставления с данными 1-го исследовательского проекта, можно будет легко определить, насколько улучшился качественный показатель церкви по всем 8-ми признакам В том случае, если фактор-минимум остался прежним, то общине необходимо более интенсивно продолжать над ним работать Если же результаты оказались положительными (в 90 % исследуемых общин это было именно так), то община может сосредоточить свои усилия на работе над ее новым фактором-минимумом.

Как мы уже видели, выявленная специфика развития общины представляет собой общую картину ее роста в определенный момент времени. Некоторые пасторы ошибочно принимают эту картину роста за «сущность общины». Мне хотелось бы оградить церковь от такого статичного подхода к вопросу о специфике общины. В действительности же показатели по всем 8-ми признакам достаточно быстро изменяются, особенно тогда, когда в церкви ведется работа по их улучшению!

На иллюстрациях, которые Вы видите перед собой, представлены сравнительные характеристики 2-х различных профилей одной из церквей. На иллюстрации слева изображены прежние показатели (голубые полосы) по сравнению с новыми (желтые полосы). Очевидно, что минимум-фактор церкви («целесообразные структуры») значительно улучшился (+14)

Больший интерес представляет собой рассмотрение тенденции развития каждого из восьми качественных признаков, чем анализ их абсолютных показателей (см илл справа). Большинство признаков претерпели большие позитивные изменения, прежде всего в области «структур» (4) и «сотрудничества» (2), однако в 2-х других областях «духовность» (3) и «отношения» (8) наблюдался заметный регресс, что послужило сигналом к возможному возникновению проблематичных ситуаций в общине в данных сферах.

Это графическое изображение наглядно показывает как позитивные, так и негативные тенденции развития всех 8-ми признаков.

Постоянное наблюдение за развитием признаков качественного роста церкви играет важную роль в процессе построения общин.

Через какой промежуток времени рекомендуется вторично составлять профиль общины? Все зависит от того, насколько интенсивно ведется работа в церкви над улучшением фактора-минимум. В некоторых церквах уже спустя несколько недель нам удалось обнаружить значительные изменения, однако в большинстве случаев на улучшение качественных показателей требуется несколько месяцев.

Обычно мы рекомендуем церквам проводить вторичное выявление их профиля развития спустя полгода, чтобы сравнить прежние результаты с новыми. Этого времени вполне достаточно на то, что достичь позитивных результатов в работе над фактором-минимум. Мы не занимаемся более долгосрочным планированием, так как стремимся как можно быстрее перейти к практическим мерам.

Шаг 9: Выявить фактор минимум

Работа над «фактором-минимум» не является единовременной акцией, а перерастает в долговременный непрерывный процесс Как правило, по крайней мере один из 8-ми качественных признаков нуждается в особом внимании со стороны руководства церкви. Не исключено, что все усилия, затраченные на улучшение этого признака, могут позитивно сказаться на развитии всей общины.

На иллюстрации справа я изобразил графически процесс развития одной из общин за последние два года Очевидно, что развитие церкви во всех 8-ми сферах претерпевало взлеты и падения, однако общая тенденция развития однозначно может быть названа позитивной. Не во всех случаях работа над одним из 8-ми качественных факторов сказывается на качественном росте. Иногда необходимо проводить работу над двумя, тремя или более факторами-минимум одновременно, чтобы добиться качественных результатов.

Мы уже подчеркивали всю важность рассмотрения процесса качественного развития церкви в рамках продолжительного периода времени. Положительная тенденция общего процесса развития через некоторое время непременно скажется на качественном росте. Решающим фактором является выбранное направление качественного роста церкви, а не его количественные и скоростные показатели (какими бы важными они на первый взгляд ни показались).

Куда же ведет это направление? Каждый шаг на пути повышения качественного показателя церкви является также решающим в общем процессе развития общины, даже тогда, когда она не растет в количественном отношении. Я считаю, что нецелесообразно измерять «успех» церкви по показателем ее количественного роста.

Спад в росте всех восьми качественных показателей церкви, несмотря на её стремительный рост, свидетельствует о серьезных трудностях, с которыми община может столкнуться в будущем. Если не будут приняты экстренные меры для их устранения, то вскоре эта церковь окажется в числе медленно растущих общин.

Постоянное наблюдение за изменениями показателя качества церкви может послужить незаменимым вспомогательным средством измерения коэффициента «успешности» в процессе развития церкви. Качественные показатели общины более объективно отражают ситуацию роста церкви, чем статистические данные посещаемости богослужений.

С помощью разработанной нами в ходе проведения исследовательского проекта специальной компьютерной программы, практически любая церковь имеет возможность составить свой профиль развития и постоянно контролировать изменение своего качественного показателя.

В том случае, если руководству церкви необходимо иметь достоверные данные, без особых на то затрат оно может получить графически представленную реальную картину роста своей общины в определенный момент времени, что в значительной мере облегчит планирование дальнейших шагов работы. Я очень надеюсь, что в будущем проведение такого рода анализа больше не будет являться чрезвычайной мерой, направленной на выявление ошибок и поэтому вызывающей чувство страха, а станет обычной повседневной работой церкви. Я также надеюсь, что регулярная проверка качественного показателя церкви станет таким же обыденным занятием в общине, как напр., ведение учета за численностью прихожан или за сбором пожертвований.

Шаг 10: Давать новую жизнь

Как мы уже заметили, в Божьем творении рост не является безграничным. Здоровый организм не может расти бесконечно. Достигнув определенной черты, он начинает воспроизводить себе подобных. Биотический принцип, лежащий в основе внутриобщинной жизни (напр., преумножение малых групп, штатных сотрудников, творческих сил) относится также к общине как целостному организму. Отличительной чертой быстрорастущей церкви является воспроизведение дочерних общин. Некоторые христиане считают «основание новых общин» еще одним качественным признаком быстрорастущей церкви В общем-то они правы, однако со своей стороны я считаю, что с точки зрения методики было бы правильнее рассматривать вопрос об основании новых общин не в качестве нового составляющего нашего «хеликса общины», а в качестве перспективы его рассмотрения как изначально возник целостный организм, состоящий из 8-ми качественных признаков9 При каких условиях возможно возникновение аналогичного организма сегодня?

Каждая община была когда-то основана (см ил справа) (исключения составляют технократическим путем возникшие искусственные образования) Консультант по вопросам основания общин Роберт Логан различает 4 фазы процесса возникновения общин фаза воспроизведения, фаза зачатия, фаза образования общины и фаза ее основания Основной целью каждой из этих фаз является задействование всех 8-ми качественных признаков.

Давайте рассмотрим одну из этих фаз подробнее, а именно фазу образования. В фазе воспроизведения и фазе зачатия на первый план выступает планирование основания новых церквей (то есть разработка практического плана развития во всех 8-ми сферах), тогда как основной задачей 3-ей фазы является практическая реализация наших 8-ми признаков как правило, все начинается с руководителей (качественный признак 1), которые подыскивают нужных людей для воплощения проекта основания общин (качественный признак 2)

С самого начала в основе совместной работы должны лежать страстная духовность (качественный признак 3) и тесное общение (качественный признак 8). И то, и другое должно происходить в рамках малой группы (качественный признак 6). Уже на данной ступени проявляется вся важность евангелизации (качественный признак 7). Начинают вырисовываться изначальные структуры будущей церкви (качественный признак 4). И, наконец, проведение первых богослужений указывает на переход к новой фазе, а именно фазе основания (качественный признак 5).

С момента проведения первого богослужения можно говорить о рождении новой церкви, что свидетельствует об окончании проекта и появлении «самостоятельной общины», которая должна заботиться о своем здоровом развитии, количественном и качественном росте. Молодой церкви необходимо уделять особое внимание укреплению духовных мотивов, выявлению фактора-минимум, постановке целей качественного роста, устранению препятствий, задействованию биотических принципов, применению биотических учебных пособий и т.д. Что же произойдет после того, когда эта община спустя некоторое время достигнет качественного и количественного роста? В результате весь процесс возобновится, возникнет еще одна новая община В этом и заключается структурный закон, лежащий в основе жизненных процессов Божьего творения Остается только удивляться насколько часто эта закономерность не принимается во внимание в процессе построения общины Иисуса Христа.

Построение общины в силе Святого Духа

Некоторые христиане считают рассматриваемые в этой книге принципы «недостаточно духовными». Они не выражают открыто свое недовольство этими принципами, иногда даже успешно их используют, однако делают это без особого энтузиазма. Такие христиане считают, что действие Святого Духа не имеет никакого отношения к закономерностям, описанным в этой книге.

Я надеюсь, что после прочтения вышеизложенных глав, данная точка зрения, как бы широко она ни была представлена, будет восприниматься как порождение спиритуалистической структуры мышления, не отражающей истинной сущности Святого Духа. Построение общины в силе Святого Духа не противоречит Божественным принципам. Прежде всего, это означает последовательное применение Божественных принципов, независимо от того, насколько необычно, трудно или даже болезненно ни проходил бы этот процесс.

Естественный рост общины исключает всякие попытки, направленные на построение церкви Иисуса Христа собственными силами. Я не имею в виду дешевую полемику, которая ведется против христиан, провозглашающих примерно следующее: «Для чего мне нужен Святой Дух? Вполне достаточно разработанных нами методов!» Откровенно говоря, я еще ни разу не сталкивался с подобным безумством.

Говоря о «построении общины собственными силами», я имею в виду христиан, желающих работать в силе Святого Духа, которые, однако, на практике полагаются на собственные усилия, а не на могущество Бога. Тогда, когда мы получаем основополагающие принципы построения общины, описанные в Библии и установленные на практике, когда пренебрегаем автоматическими механизмами роста, с помощью которых Бог строит свою общину, когда мы стремимся применять неэффективные, требующие много усилий методы (либо ввиду нашего незнания, либо нашего высокомерия) — во всех этих случаях мы полагаемся на собственные усилия, какими бы благими мотивами мы при этом ни руководствовались.

Красной нитью через всю книгу прошло утверждение, что принципы естественного роста общины являются Божественными принципами, что вовсе не означает, что данная книга претендует на авторство Бога. Это было бы абсурдно Термины, используемые нами для описания принципов, далеко не совершенны. Методы исследования, с помощью которых были установлены эти принципы, как и все научные методики, не безошибочны. Практические пособия, разработанные нами по этой теме, нуждаются в доработках. Однако все эти обстоятельства не могут опровергнуть факта Божественного происхождения всех этих принципов, выявленных несовершенными методами и изложенных несовершенным способом. Я хочу попросить у читателей прощения за то, что некоторые аспекты этого вопроса представлены в данной книге в несколько сокращенном варианте. Моя задача заключалась в том, чтобы в этой публикации материал о естественном развитии общины, занимающий по объему около 2000 книжных страниц, изложить в более упрощенном виде.

В заключение книги я еще раз хотел бы вернуться к примеру, который мы уже использовали в введении для того, чтобы с его помощью наглядно показать попытки управления общиной собственными усилиями (см. картинку слева). Что же тогда означает построение общины в силе Святого Духа?

Прежде всего, это значит, что мы должны прекратить постоянно толкать и тащить на себе церковь. Во-вторых, это указывает на необходимость замены квадратных «колес» на круглые. И, в-третьих, нам необходимо поднять спрятанные на дне нашей тележки паруса и попросить Бога о благословении. Затем мы можем забраться в тележку и ждать ответа на нашу молитву, на которую Бог ответит с большой охотой. Однако чтобы это произошло, нам необходимо хорошо потрудиться.