Христианское миссионерское движение: время перемен

Вступая в третье тысячелетие, необходимо по-новому взглянуть на христианское миссионерское служение, опираясь не только на незыблемые устои Слова Божьего, но и учитывая реалии нашего времени. Мы живем в новую эпоху мировой истории. В период становления современного миссионерского движения, между 1800 и 1950-ми годами, западный мир был по большей части христианским, и его культура отражала влияние христианских традиций. «Поле деятельности» миссионеров в Азии и Африке находилось под влиянием огромных колониальных империй Британии, Франции, Германии, Нидерландов, Португалии и Испании.

Сегодня ситуация изменилась. В западных странах возобладали секуляристские тенденции, а европейские империи ушли в прошлое. Именно поэтому христианские миссионеры за рубежом не должны быть в стороне от того, что происходит у них на родине. И здесь особое значение для миссионерской работы во всем мире приобретает необходимость отстаивать уникальный характер христианской веры.

После Второй Мировой войны миллионы людей из бывших колоний устремились в западноевропейские страны. Благодаря изменениям в иммиграционном законодательстве Канады и США, население Северной Америки сегодня представлено большим этническим многообразием, чем когда-либо. Такой мощный сдвиг в общемировом масштабе требует пересмотра стратегии работы христианских миссий. Миллионы мусульман из Индии, Северной Африки и Ближнего Востока обосновались в Северной Америке и Европе. Они пользуются свободами принявших их стран не только для того, чтобы свободно исповедовать свою веру, но и чтобы обращать в нее своих соседей.

В этой главе я расскажу о глобальной проблеме ислама, делая особый акцент на том, что ислам — больше, чем религия. Среднему жителю Северной Америки нелегко признать эту реальность, поскольку его понимание данного предмета ограничено индивидуалистической концепцией религии, что подразумевает систему взглядов и этический кодекс в рамках жизни отдельного человека, его семьи и его церкви.

В отличие от европейцев, у жителей Северной Америки совсем небольшой опыт знакомства с исламом и мусульманами. На протяжении современной эпохи несколько европейских стран колонизировали огромную часть мусульманского мира и, таким образом, на собственном опыте узнали, что такое ислам. До этого, в начале и в конце Средневековья, некоторые европейские страны были завоеваны мусульманами, которые в течение нескольких веков удерживали там колониальное господство. Вспомните, к примеру, Испанию. Арабо-исламское завоевание началось там в 710 году и продолжалось до 1492 года! Сотни лет большая часть Центральной и Восточной Европы находилась под властью ислама. Невероятно, но даже в 1912 году город Салоники в Северной Греции по-прежнему оставался под властью османских турков.

Прежде всего необходимо помнить, что независимо от того, работаем мы с мусульманами или с последователями иных мировых религий, мы не действуем самостоятельно. Мы — посланники Того, кто направляет распространение Благой Вести и создание Вселенской Церкви. Библия учит теоцентрическому пониманию миссионерского служения. Нашей главной задачей должно стать правдивое изложение Слова Божьего на языке народа и в согласии с исторической христианской верой, основы которой мы находим в изложении общих Символов Веры и Катехизисов Реформации. Мы должны помнить миссионерскую заповедь Павла: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Основанию христианских церквей в новых странах предшествует живая и правдивая проповедь Слова Божьего.

К сожалению, вместо того, чтобы опираться в своих взглядах на богатое наследие прошлого, некоторые миссионеры на протяжении последних десятилетий выступали с серьезной критикой современного миссионерского служения, упрекая его в недостаточном внимании к культуре других народов. Они охотно брали на вооружение новые теории и методы, которые, как ожидалось, должны были сделать работу миссий успешной. Например, большое внимание уделялось тому, чтобы особым образом преподнести Евангелие мусульманину и тем самым помочь ему принять христианство.

Отдельные сторонники контекстуализации поддержали радикальные теории, противоречащие учению Библии. Их вдохновение черпало свой источник не в христианских традициях, а в увлечении культурной антропологией. Эти взгляды вызвали тревогу среди тех миссионеров, которые придерживаются библейских принципов миссионерской работы.

О влиянии духа времени на характер мышления говорят не только богословы. Многие христиане больше не желают или не способны отстаивать уникальность христиан ства. Они не решаются говорить об уникальном характере христианской веры своим новым соседям, приехавшим из стран, исповедующих ислам, индуизм или буддизм, опасаясь задеть их чувства. Слушая рекламу по радио в выходные дни, они скорее всего не раз услышат рекламный лозунг: «Наша сила — в нашем многообразии». В более широком контексте политкорректности эта фраза означает нечто большее, чем этническое многообразие. Она проповедует многокультурность, стирающую религиозные различия, вытесняя их безликой духовностью.

Приведу три главных довода, объясняющие, почему плюрализм приобретает все большую популярность на западе.