Глава 6. Пример Учителя

Однажды с одним знакомым пастором я говорил об индуктивном подходе к проповедованию. Я поделился с ним некоторым соображениями, которые собирался включить в эту книгу, и после того как мы поговорили, он решил, не предупредив меня, прочитать индуктивную проповедь перед своей сельской общиной.

Он читал серию проповедей на Евангелие от Матфея, и вот, никому не сказав о задуманном эксперименте, в одно воскресное утро где-то в середине этой серии он начал проповедовать по индуктивному принципу. Желая быть объективным и будучи по натуре пуристом, он прочитал проповедь, которая, по его словам, была “чистой индукцией без всяких примесей, добавлений и без остановки от начала до конца”.

Во время нашей следующей встречи, испытывая смешанное чувство восторга и ужаса, он рассказал, что из этого получилось. “Я был почти на краю пропасти, — сказал он. — Огонь пробежал по всем собравшимся. Видели бы вы с каким интересом и увлечением эти фермеры начали прислушиваться и вникать в суть: в их головах зароились новые соображения, новое понимание проблемы. Они наклонились вперед, и можно было почти физически ощущать, как меняются их лица, обычно весьма непроницаемые. “А, так вот что Иисус имел в виду”. “Да, конечно, это относится к тому-то и тому-то”. “Я всегда этим интересовался…”

“Картина была такая, что как будто зрители встали со своих мест и двинулись на сцену, — говорил пастор. — Правда, меня так заинтриговала их реакция, что я просто не мог сосредоточиться на самой проповеди”.

В следующее воскресенье, вернувшись к знакомому дедуктивному подходу, он смог сосредоточиться на том, как и чему учить собравшихся. “Ведь в Библии так много всего, чего они не знают”, — рассудил он.

Я рассказал эту историю потому, что, на мой взгляд, такое могло произойти в тысячах общин, если бы служители захотели обратиться к индуктивной проповеди. Однако я рассказал ее еще и потому, чтобы обратить внимание на то, как мой приятель объяснил свой возврат к старой привычке дедуктивного проповедования. “Ведь в Библии так много всего, чего они не знают”, — с такими словами согласились бы и другие служители. Слово Божие имеет ответ на любую проблему, с которой наши люди сталкиваются в этот суматошный век. И слишком мало проповедников полагаются на силу этого Слова, чтобы обогатить свое служение и усилить воздействие своих проповедей.

Как бы там ни было, я убежден, что в Библии есть решения, которые касаются не только повседневных проблем современного человека, но и проблем, связанных с характером проповедованием в 20-м веке. Если же мы утверждаем, что традиционная проповедническая дедукция по-прежнему остается основным руслом, по которому Божие Слово доходит до людей, его не знающих, мы, как мне думается, лишь показываем, что в Библии есть много такого, чего не знаем и мы сами.

Почему проповедники так неохотно исследуют первоисточники, чтобы отыскать в них образцы своего ремесла? В предыдущей главе мы сделали краткий обзор того, как Бог общается с людьми в Библии. Ну а как же это делает Его Сын? Почему Иисуса так редко упоминают в перечнях книг по гомилетике? Почему, стремясь построить свое богословие, соорудить свою этическую систему или философскую теорию, мы охотно обращаемся к жизни и словам Христа, усматривая в них кирпичи и строительный раствор для наших построений, — и в то же время не торопимся изучить Его метод и идеи, касающиеся проповедования? Быть может, потому, что проповедь Иисуса не слишком согласуется с нашей традиционной формой построения проповеди?

Однако, учитывая, что слова Иисуса составляют около двадцати процентов всего содержания Нового Завета (36 450 слов из общего количества, составляющего 181 253 слова), мы имеем возможность кое-чему поучиться, более обстоятельно исследовав этот материал. И поскольку Сын Божий является высочайшим образцом всего христианского, думается, что Его пример должен стать мерилом качества современной христианской проповеди.

Весть Иисуса

Итак, начнем с проповедей Иисуса. О чем Он говорит?

Вновь и вновь Он как бы ворошит воспоминания Своих слушателей. Постоянно обращаясь к всеобщим человеческим желаниям, потребностям и переживаниям, Он пробуждает у слушателя интерес и увлекает его. Его проповеди — это не академические упражнения в каких-то интеллектуальных построениях и не просто нравственные советы. Он как бы идет вглубь жизни. Он “нащупывает” наши чувства. Он вникает в самые сокровенные связи, характерные для Его слушателей. Складывается впечатление, что сама жизнь и ее конкретный опыт (обычная, здоровая, простая жизнь и переживания) определяют Его разговор с народом. Обратите внимание, сколь широк Его подход и как актуальны перечисленные темы в приведенном ниже неполном списке:

прелюбодеяние, гнев, тревога, жадность, смерть, долги, сомнения, вечность, вера, пост, сознание вины, даяние, честность, лицемерие, радость, доброта, знание, закон, законничество, жизнь, похоть, брак, деньги, клятвы, родительские отношения, молитва, обман, уважение, ответственность, награда, правители, пол, клевета, речь, домоуправительство, налоги, доверие, недружелюбие, добродетель, мудрость, рвение.

Если бы мы только прочитали эти темы с нашей кафедры, наверняка община пришла бы в волнение. Ряд проповедей, основанных на темах, взятых из этого “горячего” списка, наверное, сделал бы больше, чем целых три чашки кофе, и заставил бы дюжину наших дьяконов взбодриться и слушать с неослабным вниманием. Однако, когда толпы людей вновь приходили к Иисусу, причиной этому была не просто Его трактовка перечисленных актуальных тем.

Иисуса можно назвать Мастером рассказа. Проповедуя, Он обычно рассказывал ту или иную историю, большинство из которых были притчами. В Новом Завете насчитывает от тридцати трех до семидесяти семи притч (в зависимости от того, что вы под этим подразумеваете). Он использовал названные темы не просто как ловушки, как какие-то блестящие вступления, предназначенные для того, чтобы увлечь своих слушателей и заставить их выслушать то, что Он на самом деле собирался сказать. Нередко они составляют саму суть Его вести.

Небольшие рассказы Иисуса связаны с весьма серьезными идеями. Притча о добром самарянине представляет собой проповедь, посвященную идее сострадания. Притча о блудном сыне учит прощению. Притча о талантах учит нас личной ответственности. Когда Иисус проповедует, в немалой степени акцент приходится на само повествование.

Другим излюбленным приемом, которым Он пользуется, является аналогия. Он говорит о свете и соли, о доме, построенном на камне, и доме, который был воздвигнут на песке, о пастырях и овцах, об иге и бремени, о живой воде, хозяевах и слугах, винограднике, виноградной лозе и ее ветвях, о дверях. И, пользуясь этими и другими аналогиями, Он сравнивает между собой или противопоставляет друг другу знакомые образы: мудрые и неразумные строители и девы, овцы и козлы, свет и тьма, узкий и широкий путь, богатые и бедные, молодые и старые.

Своими отсылками Иисус постоянно возвращает слушателей к общеизвестному опыту: сорок девять раз Он упоминает об овцах, двадцать семь — о сеянии, двадцать два — о жатве урожая, девять раз — о воде. Все эти образы указывают на повседневные и весьма важные занятие, характерные для той сельскохозяйственной культуры, в которой Он жил.

Известные, знакомые слова — это средства передачи абстрактных идей. Говоря о доверии, Он использует всем знакомый образ лилии, в то время как образы бревна и сучка символизируют большую и малую вину. Идея служения передается образом кувшина с водой.

Писание насчитывает сто пятьдесят три вопроса, с которым Иисус обращается к Своим слушателям. Он постоянно беседует с теми, кто толпится вокруг Него, желая послушать, что Он скажет. По сути дела, все те компоненты индукции, о которых мы говорили в 3-й главе (повествование, притчи, аналогия, беседа, вопросы и отсылки к общеизвестному опыту), постоянно заявляют о себе в проповедях Иисуса.

Его Нагорная проповедь, насчитывающая две тысячи триста двадцать слов, служит идеальной моделью для изучения Его проповеднического стиля. В этой проповеди, которая занимает около двадцати минут и которую можно назвать “Счастливый, умиротворенный человек”, Иисус анализирует жгучую потребность Его слушателей — их желание узнать, как можно стать счастливым и умиротворенным. Он со всех сторон рассматривает этот универсальный вопрос, обращаясь к примерам блаженства и некоторым аналогиям (порой довольно тонким, а порой весьма прямым), однако все, что он использует, отличается простотой, общеизвестностью и силой воздействия.

Традиция тяготеет к тому, чтобы не усматривать в Нагорной проповеди каких-либо элементов индукции. Очень часто мы читаем заповеди блаженства как некие повеления, указы или авторитетные возвещения. Однако присмотревшись внимательнее, мы увидим, что на самом деле Иисус так их не выражает.

Вовсе не стремясь к авторитарности, в этой проповеди Он задает девятнадцать вопросов, в результате чего у слушателей возникает ощущение интересной беседы. Вся проповедь просто изобилует аналогиями и упоминаниями о том опыте, который хорошо знаком слушателям. Ее анализ показывает следующее:

1. Аналогии — 5:3-16

Нищие, плачущие, кроткие, милостивые, миротворцы, гонимые, соль, свет в конкретном человеческом опыте.

2. Установки — 5:17-48

Самоправедность, ненависть, вожделение, почтение, честность, месть, любовь, даяние, молитва, пост, алчность, тревога, суд, вера, выбор.

3. Действия — 6:1-7:23

Милостыня, молитва, пост, труд, служение, призыв не заботиться.

4. Альтернатива — 7:24-29

Врата, плоды, деревья, основания.

Общее количество слов……………..2 320 (18-20 минут)

Образы, картины, примеры, иллюстрации……. 348 слов

(или 1/6)

(волки, овцы, плод, свет, камень, песок, буря, дом и т. д.)

Сравнения……………………….. 142 слова (1/16)

Глаголы действия…………………. 404 слова (1/6)

Пояснительные и соотносительные местоимения… 320 слов

(1/7)

Местоимение второго лица, употребляемое для непосредственности общения…………………. 221 слово

(1/10)

Настоящее время (для создания актуальной, реальной картины)……………………….. приблизительно 65 %

Будущее время…………………… приблизительно 30 %

Прошедшее время ………………… 5 % (149 слов в Переводе короля Иакова — не традиция, не авторитет)

Различные точки зрения…………… 42 различных аспекта возможного блаженства.

Начиная Нагорную проповедь, Иисус не возвещает о том, что очень важно выслушать Его слова, и не угрожает тем, кто Его не слушает. Он начинает не с вывода, но, давая разумные и обоснованные заповеди блаженства и аналогии, сравнения и противопоставления, вводит слушателей в ситуацию выбора. В конце проповеди Он призывает их принять решение, стать осторожными и мудрыми или позабыть о Его словах и впасть в безрассудство. Как только достигнуть уровень, когда надо принимать решение, Иисус дает собравшимся возможность самим сделать выводы.

Как в Нагорной проповеди, так и в других Иисус начинает с известного, конкретного, личного, чтобы затем подвести к неизвестному, абстрактному и всеобщему.

Вновь и вновь на протяжении всего Своего служения Он использует индуктивную, последовательно логическую структуру изложения Своего учения, которое начинает с простого и идет к сложному. Весь путь можно разделить примерно на следующие шаги:

1. Вступительная идея

2. Пояснение — простая иллюстрация

3. Обоснование — призыв к разуму

4. Конкретное соотнесение — “иди и делай”

В своих проповедях Иисус как бы противопоставляет две сферы: конкретное “приди”, “посмотри”, “послушай” противостоит отвлеченному “подумай” и даже “уверуй”. Если мы сложим все компоненты Его вести с учетом используемой Им структуры, результат ошеломит нас: Иисус проповедует по индуктивному принципу.

Он почти бесконечно варьирует поднимаемые Им проблемы, увлекая слушателей Своей вестью. “Знаете ли притчу сию?” “Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите”. “Кому уподоблю род сей?” “Видишь ли ты эту женщину?” “Кто верный и благоразумный домоправитель?” “Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали?” “Ибо кто больше: возлежащий или служащий?” “Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?” “Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились”.

Однако если вы вспомните, о чем мы говорили в 3-й главе, вы припомните и то, что сама весть составляет лишь третью часть от всего процесса общения. Если мы хотим по достоинству оценить индуктивный подход Иисуса, нам надо выяснить, какова была Его роль как оратора, какой была установка и как Он и его весть относились к тем, кто Его слушал.

Иисус и народ

На основании Нагорной проповеди во многом можно судить о том, как Иисус понимал свою аудиторию и как к ней относился. Если фарисеи и другие духовные вожди того времени требуют, чтобы люди шли к ним, то Иисус сам идет к людям, как в прямом смысле (то есть физически), так и в смысле Своей установки, которая выражается в Его вести.

Он идет на гору, окруженный толпами народа, однако в Своей проповеди Он стремится говорить лично к каждому из собравшихся. Кроме используемых Им вопросов, которые превращают проповедь в открытую беседу, Он прибегает к таким словам, как “вы” и “ваши”, которые используются Им (или подразумеваются) двести двадцать один раз. Итак, Иисус напрямую обращается к Своей аудитории.

Быть может, именно тот факт, что Иисус сам шел к людям, а также то, как Он с ними говорил, заставляло их толпами идти к Нему, чтобы послушать, что Он скажет. Кроме того, похоже, что Его слушатели не сидели тихонько где-то сзади. Согласно евангельским повествованиям Иисус беседовал с людьми около ста двадцати пяти раз, и приблизительно 54 % от этого числа приходились на те случаи, когда Его слушатели сами начинали разговор.

Складывается интересная картина: Сын Божий, который пришел на землю, чтобы сообщить самую важную весть всех времен и который имел кристально чистую связь с Богом и глубочайшее понимание несомой Им вести, более чем в половине случаев позволял собравшимся самим определять, о чем надо говорить. Он не возвышался над другими и не возвещал Свою весть в одностороннем порядке, потому что знал, что людям надо и отвечал на их вопросы, сомнения и возражения. Он с самого начала поощрял их к живой, увлеченной беседе и приветствовал ее.

Получалось так, что не очень-то образованный Иисус и Его неграмотные ученики своими проповедями буквально переворачивали города вверх дном. Духовные вожди, запутавшиеся в своем древнем учении и бесконечных пояснениях к нему, никак не могли понять, почему простые люди внимают Иисусу с такой радостью. “Что это за новое учение?” — спрашивали они.

Многое из того, чему Он учил, было обусловлено тем временем, которое Он потратил, живя с народом и деля его заботы. Он знал и уважал простой люд и его жизненный опыт. Он входил в их ситуацию, касаясь того, в чем они нуждались и что их интересовало.

Я слышал, что некоторые проповедники, стремясь

как-то объяснить отсутствие увлеченности и живого интереса со стороны членов их общины, говорят, словно мученики: “Иисуса ведь тоже не слушали”.

Как раз наоборот. Время и расстояние исказили реальную картину: на самом деле простые люди толпами шли к Иисусу, неся Ему свои болезни, сомнения и тяготы. Противились Ему люди религиозные.

Простые грешники толпились вокруг Него. Целые города пустели, когда простой люд устремлялся в пустыню, где Он проповедовал. Оскорбленными себя чувствовали так называемые “хорошие” люди.

Духовные “грешники” были встревожены, сбиты с толку и рассержены на Иисуса. Они обвиняли Его в том, что Он дружит с мытарями и другими грешниками, а неученый народ собирался вокруг Него, чтобы послушать Его истории, притчи, Его увлекательные проповеди.

Конечно, случилось и так, что богатый юноша отошел от Него с тяжелым сердцем, однако официальные представители иудейской религии источали открытую вражду и неприязнь по отношению к Нему. Противление, мятеж и неприятие, — вот что исходило от них. И тем не менее их было очень немного.

Мы можем сказать, что грешные люди чувствовали себя задетыми, потому что они были “грешниками”. Однако если мы используем эту мысль как оправдание нашей ситуации и объяснение того, почему на нашу “богоданную весть” нет никакого ответа, мы, таким образом, упускаем из виду более широкую картину, которая как раз и была истинной. Вернемся на две тысячи лет назад и снова посмотрим, как все было.

Подавляющее большинство грешников (различный сброд, люди без образования и воспитания, непосвященные) толпами шли слушать Иисуса. Они залезали на деревья, протискивались сквозь толпу, взывали к Нему без страха и смущения.

Элита приходила в бешенство, привилегированные слои замышляли недоброе, социальное меньшинство протестовало против его доброжелательного общения с низами. Ученые мужи относились к Нему с пренебрежением, однако толпы простых людей почти теснили Его, чтобы только послушать Его проповедь.

К Нему идут грешники. Так называемые “святые” хотят, чтобы Он был догматичен, чтобы пользовался дедуктивным подходом и доктринальными утверждениями. Однако вместо этого Он рассказывает истории. Он говорит притчи. Приводя загадочные сравнения, Он просто очаровывает их. Свои вероучительные повеления Он приберегает для верующих, а догматические тезисы — для духовных вождей.

Он относится к грешникам как к друзьям и товарищам. Он посещает свадьбы, присутствует на похоронах и праздниках, чтобы разделить с народом его радость и горе. Его проповеди начинаются с того, что известно всем — с повседневного, общеизвестного опыта.

Он проповедует уверенно и дает народу возможность учиться на своем опыте, используя не столько те или иные повеления, сколько индуктивный подход. Он подводит слушателей к тому моменту, когда они сами делают выводы или свободно соглашаются с Его заключениями. Он не заставляет их соглашаться, независимо от того, готовы ли они к этому или нет. Только после того, как они сами приходят к определенным решениям и заявляют о своем согласии, Он соотносит эти идеи с действительностью и соответствующими возможностями. Его весть ориентирована на собравшихся.

Иисус-проповедник

Во 2-й главе, когда, говоря об ораторе, мы увязывали его с одним из трех слагаемых общения, выведенных Аристотелем, мы, в частности, говорили, что в самой жизни проповедники, равно как и в его проповедях должна отражаться его внутренняя установка на самоотверженное служение ближнему. Такая установка, осуществленная на практике, и становится собственно индуктивной проповедью. Она не столько рассказывает, сколько показывает.

Индуктивный подход присущ Иисусу в силу самой Его природы. Само воплощение представляет собой однозначно индуктивную идею. Вместо того, чтобы просто говорить, что Он любит нас, Бог приходит к нам в человеческом облике, чтобы жизнью возвестить Свою весть.

Этот индуктивный подход и индуктивное действие Павел описывает так:

“Ибо в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп.2:5-8).

Если мы остановимся и как следует подумаем, мы увидим, что само Его служение было построено по индуктивному принципу. Свою природу, авторитет и замысел как Сына Божия (то есть ту абстрактную весть, которую Он пришел возвестить людям) Иисус лишь постепенно, поступательно являет деяниями и событиями Своей жизни (то есть конкретно иллюстрируя эту весть).

Свое великое Воплощение Бог не начинает с разъяснения этой идеи ожидающему миру. Он не говорит: “Когда Я пошлю Своего Сына в этот мир, Я тем самым собираюсь сделать то-то и то-то” и не дает никаких подробностей относительно рождественских яслей, отвержения Иисуса и креста. Вместо этого Он делает так, что конкретное предшествует абстрактному. Конкретные детали предваряют общее приложение, жизнь предшествует теории подлинно индуктивным образом.

В качестве иллюстрации рассмотрим последовательное развитие откровения об авторитете Иисуса. Все это можно усмотреть в любом из евангельских повествований, но ради простоты и в целях соблюдения хронологии быстро перелистаем Евангелие от Марка и посмотрим, как в конкретном жизненном опыте Иисусе раскрывается Его божественный авторитет (а именно в этом, как известно, и заключался основный импульс и основная весть Его пришествия).

Событие| Проявление авторитета| Отсылка|

Призвание учеников В привлечении людей 1:16-20

Проповедь в капер-

наумской синагоге В учительстве 1:21-22

Изгнание бесов Над духовным миром 1:23-28

Исцеление тещи

Петра Над недугами 1:29-31

Обвинение в нарушении

поста Над обычаями 2:18-20

Срывание колосьев

в субботу Над субботой 2:23-28

Исцеление сухорукого Над субботой 3:1-5

Избрание двенадцати В избрании

кого угодно 3:13-21

Научение притчами В избрании

метода обучения 4:1-34

Усмирение бури Над природой 4:35-41

Воскрешение дочери

Иаира Над смертью 5:35-43

Послание двенадцати В наделении силой 6:7-13

Насыщение хлебами Над материальными нуждами 6:32-44Неумытые руки Над традицией 7:1-23

Благословение детей Родительский авторитет 10:13-16

Оседлание необъезженного

осла Над животным миром;

над собственностью 11:1-11

Очищение храма Священнический авторитет 11:15-19

Беседа на Елеонской

горе Пророческий авторитет 13

Распятие Над Своей смертью 15:24-41

Воскресение Над могилой 16:1-8

Великое Поручение Над всемирной евангелизацией 16:15-18

Вознесение Обретение полноты авторитета 16:19-20

Иисус не пытается “давить” Своим авторитетом и божественной природой. Он не рассказывает о Своей силе, но просто показывает ее. Конкретный опыт — вот то доказательство, которое он предлагает собравшимся вокруг Него людям.

Однако Иисус, следуя индуктивному принципу, не только воздерживался от декларативного проявления Своего авторитета и ждал, пока тот сам не заявит о себе в жизни, но и как оратор не торопится опираться на Свою власть во время проповедей толпе. Мы уже видели, как Он приводит примеры из конкретной человеческой жизни, обращается к повседневному опыту и участвует в конкретных взаимоотношениях. Мы отмечали, что Он использует повествование, притчи, беседу и вопросы, стремясь (и опять же следуя индуктивному принципу) в своих призывах не выставлять себя как наиболее авторитетную фигуру в религиозном сообществе.

Более того, Иисус не опирался даже на традиционный авторитет. Причина, по которой религиозная, образованная элита противилась Ему проповедям и негодовала на них, крылась прежде всего в том, что Иисус не подстраивался под их систему взглядов. Он не опирался на их почтенные комментарии, не цитировал их авторитетов и не рассматривал повседневный человеческий опыт как нечто неактуальное и неважное для жизни и обучения.

По-видимому, в Своих проповедях Иисус признавал то, что имел в виду Бог, когда вынашивал идею воплощения: убедительный авторитет основывается на опыте, человек должен постичь истину и уверовать в нее. Проповедь, ориентированная на идею воплощения, как в 1-м веке, так и в 20-м требует того, чтобы слово стало плотью. И лучше всего это происходит тогда, когда авторитет оратора и сама истина воспринимаются слушателями на уровне конкретного и убедительного опыта.

“Все так, — подумает кто-нибудь из читателей, — но разве Писание не говорит, что Иисус учил как власть имеющий, а не как книжники?” Да, говорит, однако я убежден, что, приводя эти слова, Матфей имел в виду, что Иисус источал настоящий, реальный авторитет, а не тот искусственный, который подкреплялся позицией, традицией или установлениями духовных вождей того времени. Даже когда Он авторитетно цитировал Писание, Он поступал так только по отношению к горделивому духовному вождю, который утверждал, что верен ему, а также когда наставлял тех, кто уже уверовал. Иоанн приводит слова Иисуса, который утверждает, что говорит не из своего собственного авторитета.

Основательно исследовав все, что Иисус говорит в Новом Завете, мы обнаружим тот ясный и точный образец, который должен иметь важное значение для нашей современной проповеди. В зависимости от ситуации и аудитории Иисус использовал два стиля общения. Иногда Он прибегал к дидактике и дедукции, однако только в том случае, если обращался к Своим ученикам или другим верующим. Когда же Он разговаривал с народом, с собравшимися вокруг Него толпами, Его подход всегда был косвенным и индуктивным.

Для ясности обозначим один стиль общения проповедованием, а другой — поучением. Рассмотрев оба, мы обнаруживаем длинный перечень интересных различий.

Его проповедь в основном Его поучение в основном

индуктивна: дедуктивно:

1. Для “народа”, то есть для 1. Для учеников, то есть

многих для немногих

2. Иногда для целых толп; 2. Для небольших воспита-

публичных характер общения тельных групп; частный

характер общения

3. На основании реальной 3. На основании Писания,

жизни (притча, опыт, история текста.

аналогия, примеры, Библия)

4. Основана на опыте, жизни 4. Основано на библейской

вере

5. В первую очередь соотносится 4. В первую очередь

со слушателями соотносится с верой

6. Ведет к вере, Библии, Богу 6. Основывается на вере

в Библию и Бога

7. Ведет к формированию убежде- 7. Подготавливает верую-

ний и постижению учения щего к дедуктивной пропо-

веди

8. Акцент на повествовании 8. Акцент на дидактике

9. Примеры предшествуют доводам 9. Примеры следуют за

доводами

10. Примеры предваряют веру 10. Примеры следуют за

утверждениями и предположениями

11. Предполагает несколько 11. Достаточно одного при-

примеров мера

12. Указывает на вероятное, 12. Предполагает согласие,

разумно обоснованное веру, убежденность

13. Опирается на здравый смысл 13. Опирается на формально-

и жизнь логическую последовательность

14. Начинается с вопросов 14. Начинается с ответов,

слушателей решений

15. Начинается с пробуждения 15. Начинается с выводов

интереса слушателей и затем оратора и затем побуждает к

ведет к совместному принятию их конкретному соотнесению

решения с действительностью

16. Призыв быть внимательным 16. Может предполагать

и проявлять заинтересованность внимание и заинтересован-

ность слушателей

17. Ищет общую почву и 17. Предполагает взаимопо-

взаимопонимание нимание и единую веру

18. Стремится обрести 18. Предполагает уважение

уважение и авторитет и авторитет

19. Ведет к вере и 19. Ведет к служению и

основам наставления проповеди

20. В первую очередь 20. В первую очередь

имеет характер благовестия имеет образовательный и

воспитательный характер

21. Предназначена в первую 21. Предназначено в первую

очередь для неверующих, для очередь для верующих

молодежи

22. Начинается с учетом той 22. Начинается с той

ситуации, в которой находится ситуации, в которой

неверующий слушатель пребывает оратор, то есть

с веры

23. Предназначена для 23. Предназначено для

необращенных, непосвященных обращенных, посвященных

24. Имеет более описательный 24. Имеет более

характер увещевательный характер

25. Возвещает 25. Утверждает

26. Никаких строгих правил, 26. Упор на логику,

лишь доводы рассудка порядок, последовательность

27. Приводит исторические 27. Опирается на логические

аналогии сентенции, на традицию

28. Сравнивает и противопос- 28. Следует за выводами и

тавляет различные виду опыта утверждениями оратора

29. Акцент на конкретном 29. Преобладание абстракций

30. Никакого авторитета: 30. Предполагает авторитетную

только жизнь и опыт позицию

31. Не подкрепляется 31. Опирается на логические

доказательствами доводы, авторитет

32. Дружелюбная позиция 32. Вызывающе-оборонительная

позиция

33. Пророческий акцент на 33. Священнический акцент на

необходимости изменений существующем порядке вещей

34. Призыв принять решение 34. Предполагает согласие

35. Не дает отсрочки 35. Предполагает какое-то

время

36. Проповедник не медлит 36. Учитель повторяет и

настаивает

37. Проповедник обращает 37. Учитель подготавливает

в веру обращенных к служению

38.. Подготавливает народ к 38. Готовит верующих к

принятию учения индуктивной проповеди

39. Призывает сделать выбор, 39. Призывает к духовному

проявить послушание возрастанию, зрелости

Проповедь и наставление (поучение) могут идти рука об руку (как это видно в Евангелии от Марка: 5:1 и 7:28-29. Однако позднее Иисус проводит определенное различие по мере того, как Его учение становится более тайным и предполагает небольшие группы верующих. Совершая вероучительное служение, Он готовит Своих последователей к проведению индивидуальной индуктивной проповеди и тем самым предвосхищает бесконечное христианское делание (проповедь, поучение и служение).

Тот стиль, который Иисус использовал в Своих проповедях и отличительные черты которого были показаны в предыдущей диаграмме, вызывал вражду со стороны книжников и фарисеев. Их подход представлял собой нечто прямо противоположное:

Они: Он:

Прошедшее время Настоящее время

Теория Практика

Ориентация на институт Ориентация на индивида

Пояснение за счет Пояснение за счет показа

определения и действия

Опора на традицию Опора на современность

Акцент на абстрактной Акцент на внутреннем чувстве

мысли

Опора на авторитет Опора на опыт

Безличный подход Обращенность к личности

Доверие к правилам Доверие к взаимоотношениям

Управление народом Уважение народа

Перечень выводов Сначала свидетельства,

потом выводы

Установка на образец Индивидуальный подход

Косность Мобильность

Акцент на рационалистском Акцент на природе взаимо-

подходе отношений

Акцент на чужих словах Акцент на Своих словах

и делах

Мне думается, что нам, проповедникам 20-го века, надо как следует рассмотреть различия между проповедью Иисуса и Его поучением, а также между Его проповедью и проповедями современных Ему духовных вождей. Нам надо решить, какой модели авторитета мы будем придерживаться в своих проповедях: Иисусовой или книжников (то есть акцентировать внимание на самобытном опыте или на монотонном повторении).

Для книжника в благовестии не было ни благости, ни вести: для него это был не столько звучный гимн свободе, сколько старый свод запретов. Книжник и его единомышленники не возвещали, а заявляли, не возносили весть, а напыщенно ораторствовали, не побуждали, а декламировали, не зажигали, а угашали.

Кого мы возьмем в качество примера? Надо делать выбор. Если Иисус при всем Своем авторитете решил проповедовать индуктивно, делать это в дружелюбной манере и не спешить с повелениями, то кто мы такие, чтобы тяготеть к авторитетным, дедуктивным возвещениям? Давайте еще раз посмотрим, как Он проповедует.

Иисус не отвоевывает, не “выколачивает” Себе место под солнцем. Обращаясь к народу, Он делает так, что Его рассказы несут Его весть без напыщенности и помпезных деклараций. Деля с простыми людьми их заботы, направляя их и шествуя с ними по одному и тому же пути, Он не возносит никаких безусловных возвещений. Он стремится не столько подталкивать, сколько вести, не столько понуждать, сколько просто сопровождать. Он не ставит перед проблемой, не понуждает, не утверждает, а просто советует.

Он доверительно рассказывает о добром пастыре, который ведет своих овец в овчарню. Он разоблачает волков, напяливших на себя овечью шкуру и клеймит продажность. Будучи Сам Добрым Пастырем, Он предостерегает от воров и разбойников. Овцы знают Его голос, Его доброту, видя, как Он ведет их в безопасную и преизбыточествующую жизнь.

Иисус доверяет людям и полагается на индуктивный процесс обучения, предусматривающий обращение к личному опыту человека; Он акцентирует внимание на повседневной жизни, с уважением принимая человека и становясь наставником, другом, становясь тем, кому можно доверять. Он не деспот, не заносчивый хозяин, не горделивый глашатай своих собственных утверждений, Он не отдает свои личные приказы, не основанные на достаточном опыте.

Иисус приглашает людей к соучастию в этом процессе. Он никогда не понуждает их, не “вбивает” в них свои предложения. Он ненавязчиво водительствует, наставляет, поучает и воспитывает.

Подводя итог всему сказанному, можно заключить, что Иисус уважает Своих слушателей, усматривая в них Божий образ. Можем ли мы поступать иначе? Если Он — наш пример, то, быть может, и нам надо доверять Его ненавязчивому методу индукции?

В изумлении качая головой, Его враги были вынуждены признать, что никто никогда не говорил так, как Он.

Быть может, пришла пора попробовать нам?