Раздел II. Стратегия роста общины через малые группы

Глава 5. Видение пастора и его роль в организации малых групп

Понятие «малая группа» или «домашняя церковь» не является чем-то новым для пастора, работающего на территории Евро-Азиатского отделения Церкви АСД. Во многих общинах этот метод был опробован, и в некоторых местах не единожды, но, к сожалению, результат не всегда себя оправдывал. Что же делать: пробовать еще раз или отказаться от этого метода совсем? Нужна ли нам модель ячеечной церкви и какова в этом служении роль пастора?

Исследования показывают, что у всех успешных церквей неизменно присутствует одна общая характеристика — пастор-лидер1. Чтобы ответить на поставленные вопросы, а также осветить ту роль, которую должен взять на себя пастор, если он хочет увидеть плоды своих трудов, осуществляя программу малых групп, необходимо познакомиться с важностью видения и с тремя основными категориями домашних церквей.

Видение пастора

«Есть только два вида церквей… живые или мертвые» (Дейл Галлоуэй)

Что такое видение?

Видение, мечта, цель — эти три слова связаны одной идеей — принести изменение, создать что-то новое, двигаться дальше к еще неведомым горизонтам. Видение — это маяк, сияющий сквозь тьму неизвестности и влекущий нас в будущее к желаемой цели. Это мотивация сегодня созидать наше «завтра». «Видение — это картина, которая является как бы ориентиром для вашего мозга: что делать и кем стать. Видение — это песня, которую вы постоянно слушаете. Видение — это задача, которую вы перед собой поставили и которую стараетесь выполнить. Видение — это реальность, которую вы хотите увидеть в ближайшем будущем. И эта реальность, эта мечта, эта песня, эта задача, эта картина становится для вас навязчивой идеей. Вы засыпаете и просыпаетесь с мыслью о ней. Вы неотступно ей следуете»2. Можно сказать, что «видение — это способность или Богом данный дар видеть то, чего еще нет, как бы уже воплощающимся в реальность»3. Видение и вера очень тесно связаны. Парафраз Евр. 11:1 гласит: «Вера есть видение, а видение — это значит видеть задолго до того, как что-то осуществиться».

Все большие свершения начинаются с малого. Бедный сапожник Уильям Кери повесил карту мира в своей мастерской, чтобы молиться о своей мечте — стать миссионером. «Когда Бог захочет обратить язычников, Он сделает это без твоей или моей помощи», — сказал ему один служитель. Но Кери верил в истинность изречения: «Ждите великого от Бога; пытайтесь делать великое для Бога». С этой идеей он ложился и вставал, спал, ел, работал. И в конце концов, отплыв в Индию, он стал всемирно известным «отцом современных миссий»4.

Какой идеей должен «заболеть» пастор, чтобы его церковь стала преуспевающей? Четко видна разница между пастором с видением и его церковью и пастором без видения и его общиной. Пастор без видения воспринимает свои обязанности как задания. Он не является двигателем и не ведет за собой общину, потому что ему некуда вести. Он может предлагать различные программы, но, даже те из них, которые неплохо реализуются, остаются всего лишь разного рода программами. Они не объединены в одно целое, в одну грандиозную картину его видения. У него также могут быть успехи и победы, но они не меняют реальности в корне. Церковь стоит на месте, церковь поддерживает свое состояние, церковь не движется вперед.

Видение дает руководителю силу двигаться к цели, невзирая на трудности и вcтpeчaющиecя препятствия и неудачи. Оно подобно мощному магниту, и никакие преграды на пути не могут противостать его притяжению. Видение делает из руководителя лидера, который не только способен повести за собой массы народа, но и выстоять, во что бы то ни стало до победного момента, когда не только он, но и каждый сомневающийся сможет увидеть это видение во всей его красоте воплощенным в реальность.

Это чем-то напоминает болезнь, поразившую руководителя, а затем со страшной скоростью и силой распространяющуюся от него к членам церкви и ко всем, с кем он общается. Она перерастает в эпидемию, и вот уже десятки «заболевших» говорят то же, что говорит пастор, верят в то же, во что верит он, готовы делать то же, что делает он. У них те же симптомы. И это действительно уже целая «эпидемия»

Пастор, «заболевший» видением о малых группах, будет испытывать то же, что и автор следующих строк: «Я женат на этом видении! Я сплю с мыслью об этом, и поэтому же теряю сон. Моя жена знает это. Мои сыновья знают это. Все те, кто близко знает меня, также уверены в том, что проповедь через малые группы есть вся моя жизнь» . И неудивительно, что позже тот же пастор мог сказать, что «Бог наградил это видение потрясающими результатами»6. Обладать видением — великая сила. И хотя обязательно будут трудности и разочарования, «инфекция» непременно перейдет к другим, и люди пойдут за своим пастором.

Однажды ученый ботаник решил исследовать всю красоту горного вереска в его натуральном контексте. Для этого, взяв с собой микроскоп и поднявшись высоко в горы, он опустился на колени, приспособив аппарат таким образом, чтобы не срывать это нежное растение. Сколько он стоял так на коленях, застыв в изумлении от открывшейся красоты, никто не знает, но затем заметил, что бывшее, по его мнению, тенью от тучи, не двигается и не исчезает. Подняв глаза, он увидел молча наблюдавшего за ним старого пастуха. Не говоря ни слова, ученый сорвал цветок, положил его на стекло микроскопа и протянул пастуху. Прильнув к аппарату, старик на мгновение замер. А затем по его морщинистым щекам потекли обильные слезы. «Лучше бы вы мне этого не показывали, — сказал он. — Лучше бы я этого никогда не видел!» «Но почему?» — удивился ботаник. «Теперь нестерпимо думать, как много из них я затоптал своими сапогами». Видение открывает новую картину для человека. Открывшаяся панорама изменяет мышление и жизнь самого человека.

Каждый человек. а секулярный в особенности, испытывает потребность посвятить себя чему-то великому. Замечено, что «в высокотехнологическом обществе секулярные люди, как правило, испытывают потребность посвятить себя какому-нибудь делу или преклониться перед какой-нибудь личностью, которая заведомо выше, чем они сами»7. Это может быть каким-то делом, но важно, чтобы оно выходило за рамки обыденного. Это может быть какой-либо человек или Божественная

Личность, но при этом также важно, чтобы посвященность ей оправдалась, чтобы она принесла новый смысл жизни, чувство глубокого удовлетворения и отдачу вложенным усилиям.

Члены церкви, посвятившие себя Христу, обретя «небесный смысл жизни» страстно желают, чтобы нашелся пастырь, который повел бы их за собой по неведомым тропам, показав то, как они могут сегодня обрести и земной смысл своего существования. Они хотят увидеть то, каким образом они могут быть задействованы в самом великом проекте мира: «Делании учеников из всех народов». Открывая все новые непокоренные высоты этого великого проекта, данного Христом на все времена, человек нико-гда не пожалеет, что прожил свою жизнь напрасно.

Каждый пастор знает, как важно, чтобы в церкви был дух единства. Совместное видение и участие в едином проекте объединит церковь вокруг общей цели. Мы читаем, что это как раз и было отличительной характеристикой первой церкви, которая, объединившись вокруг общей задачи и личности Иисуса Христа, обрела совместное видение и дух единства. Подобно сводкам хроник, звучат эти удивительно похожие друг на друга строки из Нового Завета: «Все они единодушно пребывали в мо-литве и молении» (Деян. 1:14); «при наступлении дня

Пятидесятницы все они были единодушно вместе»; «и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:1,46); «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32); «и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» (Деян. 5:12) Это же стремле ние было и у апостола Павла, когда он писал к Коринфской церкви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

Почему именно малые группы?

Допустим, что пастор согласен с тем, как важно обрести видение, способное мобилизовать всю общину на достижение общей цели. Предположим, что он также убежден в том, что у метода малых групп есть достаточная поддержка и в Писании, и в трудах Е. Уайт. Может быть, он даже видит, что история в определенном смысле доказала эффективность домашних церквей. Но все же, почему именно этот метод? Чем он превосходит другие?

Сохранение. Анализ роста Церкви в Евро-Азиатском отделении за последние десять лет вскрывает печальные факты, которые Церковь не может игнорировать. За прошедшее десятилетие (1990-2000 гг.) ЕСД АСД вырос численно с 37388 членов (1990 г.) до 139 869 членов (2000 г.). За этот период Церковь приобрела 205768 человек, но потеряла (без учета умерших и переехавших) — 69667 членов. Большая часть из них была потеряна потому, что у церкви не было общей стратегии сохранения и работы с новообращенными членами. Их не укрепляли в вере, о них не заботились, их не организовали на евангельскую работу.

Вероятно, и в вашей церкви за последнее время также было немало потерь.

Предположим, что ваша община существует пять или более лет. Чтобы лучше представить реальное положение дел, проделайте хотя бы следующий краткий анализ:

1. Общее кол-во членов пять лет назад:

2. Общее кол-во членов на настоящий момент:

3. Общее кол-во принимавших последнюю Вечерю:

4. Общее кол-во приобретенных за последние 5 лет:

5. Общее кол-во потерянных и отпавших за последние пять лет:__________

6. Среднее кол-во приобретаемых в год:

7. Среднее кол-во переводимых по письму в год:

Потери новообращенных всегда велики, если в общине не создана структура, организующая заботливую опеку новых членов и их дальнейший духовный рост.

Кроме того, процент потерь увеличивается, когда используется метод общественной евангелизации без последующей ассимиляции в малых группах. Это типично для всех церквей. Так, например, опыт одной ячеечной общины показывает, что самый большой процент отпадений приходится на тех, кто никогда не посещал малые группы8.

«Забота после крещения так же жизненно необходима, как и само рождение. Если о них не будут заботиться, новорожденные младенцы во Христе умрут от голода»9. «Многие служители гасят свой пыл, как только добиваются какого-то видимого успеха. Они не понимают, что эти новообращенные младенцы нуждаются в уходе, в неусыпном внимании, помощи и ободрении»10. «Неудивительно, что некоторые из новообращенных падают духом, задерживаются на обочине и становятся легкой добычей хищных волков… Должно быть больше отцов и матерей, которые всем сердцем полюбят их, будут обод-_ рять их и молиться о них, чтобы их вера не ослабела»11.

Евангелизация. Перед каждым пастором в плане евангелизации стоит две первоочередные задачи: найти метод, который бы приводил ко Христу достаточно большое количество людей, и вовлечь каждого члена в эту работу.

Несомненно, есть много других методов, которые хорошо зарекомендовали себя на практике. Пожалуй, самыми популярными на сегодняшний день в нашей Церкви являются евангельские программы и благовестие при помощи продажи духовной литературы. В этом нет ничего предосудительного. Вопрос в другом. Пастор может использовать евангельские программы или что-то другое для обращения душ, но есть опасность, что при этом миссионерская работа становится скорее его личным делом, или делом ограниченной группы активистов. А станет ли этот метод той миссионерской деятельностью, в которой сможет принимать активное участие вся община? Ведь именно это должно быть главной заботой пастора: найти миссионерский метод, приемлемый для всей общины, и обучить ему членов церкви.

Последнее десятилетие было для нашей Церкви периодом открытых возможностей и публичной евангелизации. Никогда еще на территории нашего дивизиона не проводилось таких грандиозных евангельских кампаний, как в эти годы, когда люди обращались сотнями и тысячами.

И хотя постепенно уровень интереса упал и возможности во многих местах далеко уже не те, пасторы по инерции остаются вооруженными в основном, именно этим методом. Крупномасштабные и небольшие кампании, евангельские программы, библейские курсы — это все разные грани одного и того подхода. Это связано с довольно большими финансовыми затратами, отсутствием мобилизации всей общины, трудностями в сохранении новообращенных. По каждому из этих трех пунктов метод общественной евангелизации уступает методу малых групп. Почему же тогда многие используют его как приоритетный? Потому что за сравнительно небольшой отрезок времени достигается обращение сразу большого количества человек.

Елена Уайт пишет: «Eсть много рукоположенных служителей, которые, однако, никогда не проявляют пастор скую заботу о Божьем стаде, которые никогда не бодрствуют над душами как люди, обязанные дать отчет, Вместо того чтобы развиваться, церковь заброшена, постепенно, становясь слабым зависимым неэффективным телом. Члены церкви, привыкшие надеяться на проповедование, мало что делают для Христа.. Подобное состояние ослабленности не должно больше продолжаться. В церкви необходимо проводить организованную работу, чтобы ее члены поняли, как нести свет ближним и таким образом укреплять свою собственную веру и умножать знания… Действующая церковь — это живая церковь… Представление о том, что служитель должен нести все бремена и де лать всю работу, является большой ошибкой… Братья, способные учить работников следовать за Христом и работатъ так, как работал Он, могут и должны распределять это бремя и проводить образовательную работу в церкви»12.

При правильно организованной работе малых групп, когда перед общиной ставится цель, чтобы каждый верующий работал над обращением одного человека в год, результаты публичных кампаний меркнут. Вот небольшой расчет. Представим, что у вас община численностью в 100 человек. Рассмотрим два варианта: предположим, пастор проводит одну кампанию в год на протяжении пяти лет, обращая при этом в среднем по 100 человек. Или второй вариант: допустим, община организована по методу малых групп, и каждый член обращает по одному человеку в год. А теперь сравним результаты:

 

 

Пастор

Община

1-й год

Приобретение

100

100

 

Общее количество

200

200

2-й год

Приобретение

100

200

 

Общее количество

300

400

3-й год

Приобретение

100

400

 

Общее количество

400

800

4-й год

Приобретение

100

800

 

Общее количество

500

1600

5-й год

Приобретение

100

1600

 

Общее количество

600

3200

Какой метод вы хотели бы взять на вооружение в евангелизации? А если соединить оба?

Что же делать с другими методами? Неправильно думать, что со смещением приоритета на малые группы все другие средства должны быть оставлены. Напротив, все они могут быть реализованы с еще большим успехом, если в их осуществление будут вовлечены все члены малых групп.

Эффективность и численное умножение неизбежны там, где это основано на умножении или работе каждой отдельной частички или клеточки всего организма.

Интересно отметить, что изобретение микроволновой печи было связано с установлением факта, что волны определенной частоты вызывают колебание каждой капельки жидкости в данном продукте. Вибрация каждой отдельной капельки приводит в считанные секунды к нагреванию всего продукта

Церковь может только тогда быть успешной в евангелизации, когда каждый из ее членов будет «ловцом человеков». Переходя на метод малых групп, пастор включает цепную реакцию, которая может продолжаться до пришествия Христа. «Каждый может сосчитать все зернышки в одном яблоке, но только Бог может сосчитать все яблоки в одном зернышке», — гласит мудрое изречение.

Духовное возрастание. Сегодня примерно 80% от общего количества членов нашей Церкви те, кто обратился к Господу в течение последнего десятилетия. Эти люди остались в церкви, но они также нуждаются в духовном возрастании и организованной миссионерской работе.

Невозможно на общих собраниях ответить на их вопросы и помочь обрести им духовную зрелость. Но «как они найдут ответы, если не задают вопросы? Как они найдут направление, если не признают себя потерянными? Как они найдут решения, если не разворачиваются к своим проблемам лицом? Как они могут найти помощь, если не говорят о своих нуждах?»13

«Уча их соблюдать все, что Я заповедал вам», — сказал Христос. Малые группы — один из самых простых, но действенных методов, помогающих каждому достичь «полного возраста Христова». Не секрет, что наставление во время проповеди часто уподобляется наливанию воды из ведра в массу бутылок с узкими горлышками. Члены церкви «не возрастают «в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18). Поэтому они слабы в вере, несовершенны в познании и имеют детский опыт. Они не утверждены и не укорены в истине. Если они останутся в таком положении, то многие обольщения последнего времени непременно постигнут их, потому что они не имеют духовного зрения, помогающего отличить истину от заблуждения» 4. «Что мы можем ожидать, кроме ухудшения духовной жизни, когда люди слушают проповедь за проповедью, но не воплощают наставления в жизнь?»15

Другие преимущества. Мы кратко рассмотрели только самые главные задачи, стоящие перед пастором: сохранение новообращенных, евангелизация, духовное возрастание членов. Преимущества малых групп можно было бы перечислять и дальше. Ниже предлагается перечень дополнительных преимуществ, разделенный на две группы характеристик: чем этот метод может помочь церкви и в чем он может быть полезным для каждого отдельно члена.

МГ лучше, чем какой-либо другой метод, помогают церкви:

* «делать людей учениками Христа»,

* делать Библию живым Словом Божьим для каждого верующего,

* регулярно приобретать для Христа большое количество новых людей,

* сохранять новообращенных,

* знать нужды каждого члена и заботиться о них,

* управлять большим количеством людей

* организовывать служение в церкви,

* охватывать неохваченные районы города,

* создавать дочерние церкви,

* воспитывать новых лидеров,

* создать в церкви атмосферу семьи и поддерживать личный контакт с каждым,

* сделать каждого члена церкви и саму Церковь успешным свидетелем миру,

* укреплять единство,

* сохранить церковь во время преследования,

* приготовить церковь и мир к пришествию Христа,

* создать структуру в церкви для принятия и оказания опеки большому количеству новообращенных,

* создать условия для достижения этнических меньшинств,

* организовать целенаправленное служение для особых групп населения,

* создать необходимые условия для пробуждения и излития Святого Духа,

* экономить средства, достигая значимых результатов — один из самых дешевых методов, достигающий всех этих целей без большой затраты средств.

МГ лучше, чем какой-либо другой метод, помогают членам церкви:

* избежать одиночества,

* обрести друзей и духовную семью,

* укрепиться и возрастать в вере и истине,

* качественно изменить христианскую жизнь,

* бороться с искушениями,

* служить своими дарами,

* найти свое место в церкви,

* не стать безликой единицей в церкви.

* стать активными миссионерами,

* почувствовать свою личную ответственность за V погибающих людей,

* обрести тесные взаимоотношения с Богом,

* знать нужды своих братьев и сестер и заботиться о них,

* достигать духовной и личностной зрелости,

* легко приглашать своих близких и друзей на встречи в узком кругу.

Обретение веры. Наверное, сколько существует лидеров, столько и будет историй о том, каким образом они озарялись идеями. Видение может прийти случайно, но может быть и результатом долгого и кропотливого исследования или поиска. Видение может озарить как вспышка молнии, оно может даже присниться во сне. Можно также услышать ключевую мысль в словах другого человека во время относящегося или не относящегося к делу разговора, прочитать в книге, вдохновиться, слушая какой-то семинар. Но не каждая вспыхнувшая идея становиться видением.

«Есть большая разница между людьми с видением и теми, у кого просто богатое воображение. Первые говорят мало, делают много, вторые говорят много и ничего не делают», — мудро заметил некто. В определенном смысле, видение — эта та идея, которая явилась для вас ответом на какую-то доселе мучавшую вас или известную вам проблему. Посетив вас, она может пройти «сквозь строй» ваших или чужих сомнений, но отличительная ее сторона будет в том, что она выживет. Лидеру-христианину очень важно получить уверенность в том, что Господь стоит за его видением. Эта уверенность может прийти только в результате молитв, исследования Писания и себя лично. Можно сказать, что видение проверяется, обретает жизнь или умирает на коленях. Ни люди, ни книги, ни обстоятельства не могут дать того, что дарует Господь, хотя Он может и использовать их на этом пути. Но только Господь может указать ту дорогу, которая выведет ваше видение в реальную жизнь Только Он может послать уверенность, что благословляет это видение и дает ему будущее. Только Он может скорректировать его именно таким образом, чтобы оно принесло верные плоды.

Подобно тому как Моисей увидел показанный Господом образец скинии на горе, так и пастор может увидеть картину будущего своей церкви. Видение, которое приходит свыше, замечательно еще и тем, что помимо уверенности в Божьем руководстве, вы можете получить все необходимые инструкции в нужное время. Подобно тому как Моисею было открыто в деталях какой должна быть скиния, Ною каким должен быть ковчег, так и ищущему ответа у Господа придет дополнительная ин формация. Но, подобно народу израильскому, мы часто должны сначала войти в воду, показав нашу веру, прежде, чем она расступиться.

Обретая видение роста церкви через малые группы, пастору, конечно же, необходимо знать, какую цену придется заплатить за это. Ответом может послужить рассмотрение трех систем малых групп, а также той роли, которую придется играть в этом служении пастору.

Роль пастора и три системы малых групп

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2)

Несомненно, быть пастором в современных условиях очень нелегко. Стараясь ответить на запросы времени, используя предоставляющиеся церкви возможности и обращая новых людей, пастор, конечно же, ищет наиболее эффективные пути приобретения и сохранения новых членов.

Видя многообещающие преимущества работы в малых группах, многие пасторы стали решительно внедрять их в свои общины. Но со временем многие из них охладели к этому методу, не видя его результативности, так как из-за своей сверхзагруженности передавали ответственность за малые группы другому лицу. Во многих общинах и поныне действуют домашние церкви, не принося ожидаемых результатов.

Чтобы понять, насколько решающей должна быть вовлеченность пастора в организованную систему малых групп, обратимся к исследованию, проведенному Карен Херстон. Проработав несколько лет штатным сотрудником самой большой в мире ячеечной церкви в Сеуле, она была озадачена вопросом: почему не все общины, практикующие метод работы в малых группах, достигают такого же успеха, какого достигла их церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, она в течение семи лет изучала особенности различных домашних церквей в США, проводила семинары и консультировала пасторов по вопросам организации и деятельности малых групп. В результате проведенного анализа она обнаружила, что многие малые группы не умножаются, что рост их в значительной степени зависит от того, какая система поддержки этому служению была организована в общине. Херстон пришла к выводу, что в зависимости от того, какую позицию по отношению к малым группам занимает пастор, в церквах складываются в основном три системы поддержки, которые она назвала так: придаточная система, система инкорпорации, система интеграции16.

Придаточная система

У придаточной системы есть еще и другое название — система «аппендикс». Это название было выбрано Херстон не случайно. Тот путь, которым идет внедрение и развитие малых групп в общине, как бы предопределяет значение этой системы не более, чем малого придатка, «аппендикса», общей церковной жизни. Другими слова ми, программа работы в малых группах является не основной, а второстепенной. Что же это за система?

Придаточная система практикуется в 10-20% церквей, где есть малые группы. Обычно все начинается с рядового члена церкви, который подходит к пастору, рассказывает о своей мечте — чтобы в общине были организованы домашние церкви — и о своем желании принимать участие в этом служении. Как правило, пастор дает «зеленый свет» этому добровольцу и поручает организовать первую группу.

Роль пастора при этом минимальна: разрешить действовать, объявить в общине о первой встрече и месте собрания, представить руководителя, а затем время от времени справляться о результатах работы. Основной груз ложится на плечи рядового члена-инициатора, который автоматически становится координатором деятельности домашних церквей, если число их начинает расти. В этом случае он отбирает лидеров малых групп из круга своих друзей и знакомых, разделяющих его взгляды на это служение, и обучает их, как может. Встречи с лидерами регулярно не проводятся. Рекомендации часто даются лишь по необходимости, на ходу, по телефону или в фойе после богослужения. Отсутствуют оценка и анализ. Как правило, лидеры сами планируют, что будет изучаться в их группе.

При таком подходе члены домашних церквей в основном сосредоточиваются на общении между собой и на изучении Библии. Им может быть очень хорошо вместе, но миссионерская работа при таком подходе либо совсем отсутствует, либо ведется только отдельными членами этих малых групп и приносит минимальные результаты.

Отклик со стороны общины бывает незначительным — менее 20% членов вовлекаются в организованные малые группы, так как воспринимают это служение как придаток, «аппендикс», более важных мероприятий и программ церкви. Они не видят прямой заинтересованности и вовлеченности ни самого пастора, ни церковного актива и соответственно оценивают его значимость. Замечено, что придаточная система домашних церквей держится и прогрессирует до тех пор, пока у руля ее стоит тот рядовой член-инициатор, который и организовал их деятельность. Если он отстраняется от этого служения в силу каких-то причин и на его место не приходит адекватный лидер, система постепенно распадается.

Итак, каковы же положительные и отрицательные стороны этой системы? Положительный духовный рост и сплоченность между собой тех членов общины, которые были вовлечены в деятельность малых групп. Отрицательными характеристиками являются: отстраненность пастора; незначительный процент вовлеченности членов общины; отсутствие плана деятельности малых групп; минимальная миссионерская работа и, следовательно, малый рост; сосредоточенность малых групп на себе; краткий срок жизни домашних церквей, их обреченность на застой и умирание; и в конечном итоге негативное представление общины о деятельности малых групп. Этот лимитированный и по многим параметрам негативный опыт может сослужить плохую службу для общины: в будущем может оказаться невозможным повторение эксперимента с организацией домашних церквей, даже если будет предлагаться другая, более прогрессивная модель.

Система инкорпорации

Суть этой системы отражена в ее названии, так как одно из главных значений слова «инкорпорация» — это «включение в свой состав, присоединение»17. Таким образом, предполагается, что малые группы, действующие по этой системе, расцениваются как одна из программ церкви, включенная советом общины в план своих мероприятий и более-менее равноправная по сравнению с другими. Как же это происходит?

Нужно отметить, что система инкорпорации является наиболее распространенной. Среди церквей с малыми группами примерно 80-90% общин следуют этой модели. Здесь все начинается с пастора, который, вдохновившись новой идеей, решил внедрить в своей общине малые группы, объявил это членам церкви, но руководство над домашними церквами и ответственность за их функционирование возложил на координатора.

При такой модели более развита регулярная подотчетность пастору, который продолжает интересоваться тем, как идут в малых группах дела. Также поставлена на более высокий уровень подготовка лидеров, чем, как правило, занимается координатор, проводя семинары с начинающими руководителями. Кроме того, координатор регулярно встречается с лидерами групп на первой стадии развития этой системы или с районными лидерами, курирующими лидеров малых групп, — на второй стадии. Занятия в домашних церквах проводятся по разработанным урокам, хотя допускается и проведение занятий по программе, самостоятельно избранной группой. Главное внимание на собраниях уделяется общению и изучению Библии.

Отклик общины на эти занятия, как правило, бывает более положительным, чем при придаточной системе: от 20 до 50% членов вовлекаются в домашние церкви, но обычно половина общины — это «потолок» системы инкорпорации.

Модель инкорпорации имеет несколько сильных сторон: организованность, подотчетность и анализ, регулярная подготовка лидеров. Она способствует повышению духовного роста и успешному ассимилированию новообращенных, которые окружаются дружеской опекой. Эта система позволяет развить целую сеть групп по нуждам или интересам различного направления: группы для людей, ранее страдавших какой-либо зависимостью; группы, нацеленные на преодоление семейных проблем; молодежные группы и т. д.

В то же время у этой системы есть серьезные недостатки. Как мы уже упоминали выше, только половина членов общины откликается на это служение. Из-за отстраненности пастора от прямого руководства прихожане склонны считать малые группы одной из программ церкви, может быть, и не самой важной. Координатор воспринимается как руководитель одного из многочисленных отделов общины. И каждый, кто не горит энтузиазмом, может легко успокоить себя — ведь члены церкви не обязаны принимать участие в деятельности всех отделов одновременно.

Как правило, эта модель малых групп успешно начинает действовать, но, достигнув определенной стадии, начинает топтаться на месте. Координатор испытывает недостаток информации и не знает, куда идти дальше. Так как пастор занимается другими, как ему кажется, более важными делами, а без его прямого участия в этом служении судьбу общины решать трудно, координатор постепенно становится скорее администратором, чем главным «двигателем» этой программы. Со временем занятия в малых группах приобретают тенденцию превращаться в скучную рутину. Но, пожалуй, главный недостаток состоит в том, что, как и при придаточной системе, наблюдается либо полное отсутствие миссионерской деятельности, либо незначительный успех. Таким образом, малые группы не приносят общине ощутимого численного роста.

Система интеграции

Слово «интеграция» означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов»18. Судя по названию, малые группы при такой модели становятся не просто придатком или одной из программ общины, но ее неотъемлемой частью. Херстон, описывая эту систему, подчеркивает, что теперь малые группы прочно входят в жизнь каждого члена церкви, становятся одним из обязательных аспектов его христианской жизни, так как вся община переходит на два вида еженедельных собраний: общие собрания и собрания в малых группах19. Другими словами, община полностью переходит на модель ячеечной церкви.

Как показывает анализ деятельности малых групп, именно система интеграции приносит самый большой процент вовлеченности членов — 80-90% и выше. Сравнительно небольшое количество церквей, внедривших эту систему, с каждым годом растет. Именно эта система реально испытывает тот грандиозный численный рост, умножение групп и все прочие преимущества, о которых пишут книги и о которых, возможно, слышал читатель. В чем же особенность этой категории?

Прежде всего, инициатива исходит от пастора, и он же остается у руля вызванной им к жизни программы. Он отвечает за организацию и дальнейшее развитие этой системы. Неправильно было бы думать, что пастор в одиночку справляется с этим нелегким делом. Напротив, создается отлаженный механизм управления, но пастор всегда играет в нем ключевую роль. Фактически, разветвленная сеть управления, в которую вовлечен весь актив церкви, является одной из отличительных характеристик этой системы.

При системе интеграции особое значение придается хорошо разработанным урокам. Все группы следуют одному плану, за исключением групп, посвященных особым нуждам, у которых есть свои разработки. Встречи с лидерами и подотчетность еженедельны. Обучение лидеров также проводится регулярно. Кроме дружеского общения, совместного поклонения и изучения уроков в этой модели большое значение придается миссионерской работе.

Подводя итог, можно сказать, что, сохраняя все положительные стороны, свойственные придаточной системе и системе инкорпорации, система интеграции имеет четыре отличительные особенности: непосредственная вовлеченность и прямое руководство пастора; разветвленная сеть управления с участием всего церковного актива; наибольший отклик общины, воспринимающей малые группы как имеющие приоритетное значение для пастора и совета церкви в силу их прямой вовлеченности; четко спланированная миссионерская работа и численный рост.

Слабые стороны этой системы в том, что требуется время (примерно 1-3 года), чтобы перевести всю общину, численностью в 100 и более членов на «новые рельсы». Это может вызывать уныние из-за отсутствия быстрых результатов. Кроме того, пастор должен обладать определенными качествами, то есть иметь определенного рода дар: терпеливо следовать своему видению, а также уметь зажечь своим энтузиазмом общину и постоянно поддерживать ее стремление к достижению цели.

Роль пастора

Вышеприведенное описание трех категорий домашних церквей показывает, что вовлеченность пастора в развитие малых групп определяет то, по какой системе будет развиваться это служение. Именно руководящая роль пастора предопределяет вовлечение членов в малые группы, а также численный рост и эффективность работы. В противном случае, избрав первую или вторую систему, пастор сам оказывается виноватым в том, что вера в метод малых групп лопается как мыльный пузырь. В утешение можно добавить, что, конечно же, при этом все минусы достаются методу, а не пастору.

Интересно отметить, что наблюдая за крушением многих домашних церквей в общинах, перенявших его опыт, Йонги Чо заметил, что очень часто главная причина заключалась именно в отстранении от работы с малыми группами самого пастора. «Я знаю много общин, — писал он, — которые попытались организовать домашние церкви без того, чтобы пастор взял на себя ответственность за руководство ими. Все они боролись за выживание без какого-либо реального успеха. Если пастор настолько убежден в необходимости малых групп для церкви, что рассматривает их как вопрос жизни или смерти своей общины, — только в таком случае малые группы будут успешны»20. Там, где ответственность за малые группы была передана координатору, также начинался застой и терялся интерес к работе21.

«Руководство пастора и его поддержка в процессе организации и функционирования малых групп — это вопрос успеха или посредственности в служении. Хотя верно, что лидерство и участие в малых группах — это ответственность рядовых членов, вовлечение пастора жизненно необходимо»22.

Хотелось бы добавить, что Елена Уайт, говоря о необходимости вовлечения пастором рядовых членов церкви в работу, сравнивает рядовых членов с солдатами, а служителей — с генералами, как процитировано в предыдущей главе. В этой связи она также упоминает и офицеров, но сама иллюстрация никоим образом не подразумевает отстраненности генерала от работы и передачу инициативы этому промежуточному звену. Напротив, подчеркивается непосредственный контакт генерала с офицерами и его полная вовлеченность в эту деятельность23. «Мудрый генерал направляет офицеров, чтобы те учили и тренировали каждого солдата для активной службы… Люди, осуществляющие духовное руководство церковью, должны разрабатывать планы и изыскивать средства, чтобы каждому члену церкви была предоставлена возможность выполнить какую-то часть в деле Божьем»24.

Таким образом, мы видим, что вовлечение пастора в организацию и деятельность домашних церквей определяют, быть или не быть им в общине, принесут они успех или нет. Сосредоточенность на определенном методе евангельской работы решает, станет ли этот метод миссионерской деятельности методом всей общины или только избранной группы активистов. И то, и другое решение фактически принимается пастором, и поэтому от него в огромной мере зависит, будут ли работать и умножатся малые группы и станет ли община могущественной армией спасения погибающих людей.

Кристаллизация цели

Видение не должно оставаться в зачаточном состоянии, оно должно развиваться. Оставаясь путеводной звездой, к которой пастор ведет общину, оно должно дать импульс к составлению четкой стратегии для его достижения. Чем конкретней определится конечная цель, тем реальнее будут и краткосрочные цели, тем осязаемей станут результаты.

Если цель, к которой пастор ведет общину, — это живая церковь, исполняющая Божье предназначение быть «агентством» по спасению людей, в которой каждый член мобилизован на это служение, тогда этой церкви будут присущи следующие характеристики:

* Господь Иисус Христос — главное средоточие вести и жизни церкви,

* ожидание Его скорого Второго пришествия — главный стимул всей деятельности,

* исполнение Великого поручения Христа: «сделать учениками» все народы — главное занятие, в которое вовлечена вся община и каждый в отдельности,

* постоянное духовное возрастание в меру полного возраста Христова всех крестившихся и уверовавших — неотъемлемая часть жизни,

* забота и служение друг другу и обществу — неотъемлемая часть свидетельства,

* две взаимодополняющие формы поклонения: в общих собраниях и малых группах — неотъемлемое условие здоровья общины,

* присутствие силы Святого Духа, являющее себя в видимых ответах на молитвы и многочисленных обращениях людей — это живая реальность.

Важно отметить, что главная цель должна измеряться не количеством численного прироста, а качественным изменением жизни общины. Численный рост должен стать естественным следствием и ответом на правильно построенную духовную жизнь церкви.

«Все живые организмы растут — вам не надо заставлять их расти. Это естественно для живых организмов расти, если они здоровы… Точно так же, это естественно для церкви расти, если она здорова, так как церковь является живым организмом. Церковь — это Тело, это не бизнес. Это организм, а не организация. Она живая. И если церковь не растет, она умирает. Задача церковного руководства — обнаружить и удалить препятствия и болезни, сдерживающие ее рост, чтобы естественный и нормальный рост имел место»25.

Обратим внимание, что нигде первоапостольская Церковь не ставила себе количественных целей, это не было приоритетом, это было результатом. Она просто констатировала факт обращений. А на чем сосредоточено повествование о ней? На описании качества ее жизни:

* «постоянно пребывали в учении Апостолов… и в молитвах» (Деян. 2:42); «и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога…» (Деян. 2:46, 47).

* «Постоянно пребывали.,, в общении и преломлении хлеба» (Деян. 2:42); «все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44, 45); «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа… все у них было общее» (Деян. 4:32); «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:35).

* «И каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2:46); «и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» (Деян. 5:12); «и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).

* «И находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:47); «а народ прославлял их» (Дея н. 5:13).

* «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса… Так-что выносили больных на улицы… дабы тень проходящего Петра осенила кого из их. Сходились также… многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5:12, 15, 16).

* «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47); «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:33); «верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5:14).

«Не фокусируйтесь на росте церкви через программы, фокусируйтесь на росте народа через процесс»26. Многие приходят к выводу, что «ключевым вопросом для церквей XXI века будет здоровье церкви, а не ее рост»27, который станет естественным результатом правильно построенной церковной жизни.

Если ваша община построит свою жизнь согласно первоапостольской модели, тогда те характеристики, о которых мы упоминали выше, могут стать для нее реальностью. Вы сможете увидеть умножающееся число малых групп в каждом районе города, на основе которых будут вырастать все новые и новые дочерние церкви. Массы людей будут приходить на встречи в особых группах, отвечающих на различные нужды общества. Каждый квартал, улица, район города будут не только знать эту церковь, но и реально ощущать на себе плоды ее заботы и любви. Многие станут последователями Христа и друзьями этой общины. Сотни молодых сердец обратятся ко Христу в раннем возрасте и отдадут свои жизни Ему на служение.

Не об этом ли писала Е. Уайт: «В ночных видениях мне было показано большое реформаторское движение среди народа Божьего. Многие люди славили Бога. Больные исцелялись, и совершались всякие чудеса. Возносились ходатайственные молитвы подобно тому, как это происходило накануне дня Пятидесятницы. Сотни и тысячи людей навещали другие семьи и открывали перед ними Слово Божье. Сердца людей испытывали на себе убеждающую силу Святого Духа, людьми овладевал дух подлинного обращения. Повсюду открывались двери возвещению истины. Казалось, весь мир осветился небесным влиянием»28.

В заключение хотелось бы сказать, что, конечно, это не будет достигнуто за один месяц или может быть даже за год. Пастор должен знать, что цена претворения этого видения в реальность тоже велика. Он должен посвятить этому всего себя на многие годы, правильнее было бы сказать, на всю жизнь. Его будут критиковать, у него появится множество проблем, которые могут быть разрешены только в молитве, он будет совершать ошибки, часто будет казаться, что все пойдет прахом, если Господь не совершит чуда, потому что это выше человеческих сил. Многие будут не понимать его, а некоторые Присваивать себе его заслуги.

Но ведь ничто ценное на этой грешной земле не достигается без кропотливого труда и посвященности выбранному пути. И что может быть отраднее для пастора, чем духовно живая община, каждый член которой трудится для спасения своего ближнего? Будем помнить, что «дело Божье на земле не будет окончено до тех пор, пока входящие в церковь мужчины и женщины не возьмутся за него и не объединят своих усилий с усилиями служителей и церковных руководителей»29. Быть или не быть малым группам в вашей общине? Принесут они успех или нет? Ответ остается за вами, пастор.