О гордости

«О гордости же сатанинской мыслю так: трудно нам на земле ее и постичь, а потому столь легко впасть в ошибку и приобщиться ей, да еще полагая, что нечто великое и прекрасное делаем. Да и многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле не можем постичь. Не соблазняйся и сим и не думай, что сие в чем-либо может тебе служить оправданием, ибо спросит с тебя судия вечный то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог; сам убедишься в том, ибо тогда все узришь правильно и спорить уже не станешь».

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 290.

«Ты не возгордишься душой, если испытаешь самого себя, если все, что есть в тебе великого, красивого и прекрасного, станешь считать даром Божиим, а не собственным своим добром и, напротив, если все низкое, грязное, плохое отнесешь только к себе одному. Если ты вспомнишь, каким ты родился, каким голым, беспомощным, неразумным, сколь достойным жалости появился ты на этот свет; скольким болезням, случайностям, бедствиям было предоставлено несчастное твое тело, какая малость способна внезапно уничтожить этого огромного великана, раздувающегося от чрезмерной заносчивости!»

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. С. 210.

«Гордость перевешивает все немощи. Она или скрывает их, или если и обнаруживает, то тщеславится их сознанием. Среди всех наших слабостей, заблуждений и пр. она так от природы сильна в нас, что мы с радостью отдаем самую жизнь, лишь бы только о нас говорили…

Познай же, гордец, какой парадокс ты сам для себя представляешь. Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек — существо, бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога .»

Блез Паскаль. Мысли. М., 1994. С. 81, 115.

«Гордость в своей крайней степени есть вознесение личности выше всех и выше всего, что существует и что возможно. Абсолютно гордое существо живет и действует, руководясь сознательно или безотчетно следующими положениями: мое решение устанавливает или даже творит ценности; поэтому моя воля должна господствовать над всем, что совершается; все, что происходит, должно следовать моему плану и указанию; никто не смеет меня порицать и даже хвалить, т.е. оценивать; даже неличные ценности, нравственное добро, красота, истина не смеют покорять меня себе, я не обязан подчиняться им. Да и обусловлены они моею волею, а не существуют объективно сами по себе».

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 138.

«Согласно учению христианских наставников, самым главным пороком, самым страшным злом является гордость. Распутство, гнев, жадность, пьянство и тому подобное — мелочи по сравнению с ним. Именно гордыня сделала дьявола дьяволом; она-то и приводит ко всем прочим грехам — это абсолютно враждебное Богу состояние духа…

Гордыня, гордость довольствуется не просто обладанием чем-либо, но обладанием чем-то большим, что есть у другого.

Гордиться заставляет нас сравнение — приятное сознание, что мы выше или лучше других…

Почти все зло в мире, приписываемое жадности или эгоизму, на самом деле является результатом гордости…

Гордости органически присущ дух соперничества. Вот почему она не знает удовлетворения. Если я горд, то пока есть в мире хоть один человек, который могущественнее, богаче или умнее меня, он мне соперник и враг.

Христиане правы: с начала мира гордость — это главная причина несчастий каждого народа и каждой семьи. Другие пороки могут порой объединять людей: чувство товарищества, веселье и дружба могут процветать среди пьяниц и распутников, но гордость всегда чревата враждой; она и есть вражда — вражда не только меду людьми, но и меду человеком и Богом.

Тут возникает труднейший вопрос: как могут люди, насквозь проеденные гордостью, как ржавчиной, говорить, что верят в Бога и считать себя глубоко верующими? Боюсь, это означает, что они поклоняются воображаемому богу. На словах они признают себя ничтожно малыми перед лицом этого призрачного бога, но в действительности убеждены в том, что он одобряет их и считает, что они гораздо лучше прочих людей. За грош воображаемого смирения перед ним они берут на рубль гордости перед своими собратьями. О них-то, возможно, и думал Христос, когда говорил, что некоторые будут проповедовать о Нем и изгонять бесов Его именем, а в конце мира поймут, что Он никогда их не знал».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990.

С. 123, 126.

«Сущность самолюбия и этого человеческого я в том, чтобы любить только себя и сообразоваться только с собой. Но что же выходит? Оно не может помешать своему предмету избавиться от множества его недостатков и немощей: человек хочет быть великим, а видит себя малым; хочет быть совершенным, а находит себя полным несовершенств; хочет стать предметом любви и уважения людей, а убеждается, что недостатки его заслуживают лишь их отвращение и ненависть. Такое затруднительное положение производит в нем самую несправедливую и самую преступную страсть, какую только можно представить себе: он начинает смертельно ненавидеть истину, которая укоряет и убеждает его в его недостатках. Он хотел бы уничтожить ее, но, не будучи в силах разрушить ее самое, он, сколько может, разрушает ее в сознании своем и других, т.е. прилагает все усилия скрыть свои недостатки и от других, и от себя самого и не терпит, ни чтобы их указывали ему, ни чтобы видели сами.

Быть полным недостатков, без сомнения, дурно; но еще хуже того не хотеть сознавать их, так как этим мы прибавляем зло произвольного обмана. Мы не хотим, чтобы другие нас обманывали, находим несправедливым желание их пользоваться нашим уважением в большей мере, чем они заслуживают; поэтому несправедливо и с нашей стороны обманывать их и желать, чтобы они уважали нас превыше наших заслуг.

Таким образом, открывая в нас действительно присущие нам несовершенства и пороки, они ни малейше не обижают нас, ибо не они виной тому; напротив, они делают доброе дело, помогая нам избавиться от зла, состоящего в неведении этих недостатков. Мы не должны сердиться, что они знают их, ибо мы таковы на самом деле, и пусть они презирают нас, если мы достойны презрения.

Такие-то чувства должны бы родиться в правдивом и искреннем сердце. Что же сказать нам о нашем, видя в нас совсем противоположные наклонности: разве не верно, что мы ненавидим правду и тех, которые ее высказывают; любим, когда они ошибаются в нашу пользу, и желаем от них большего уважения, чем то, которое они к нам питают?»

Блез Паскаль. Мысли. М., 1994. С. 83, 84.

«Горделивых Бог не любит».

Гурамишвилли Д. Стихотворенния.

Ленинград.1980.С.49.