О благочестии

«Важна не «праведность» сама по себе, — праведны были и фарисеи, но ложной праведностью (основанной не на том, на чем надо, т.е. на любви, вере), праведностью наружной, надменной, ложной, трижды неправильной. Все добродетели без смирения ничто.

Какова наша праведность, поскольку она у нас есть, — не совмещается ли она с грехом? Не формальна ли она, не тщеславна ли?»

Ельчанинов. А. Записи. М., 1992. С. 50.

«Мы приучились брать за жизненный образец святых мужей, только если они сделали что-то, чему не следует подражать. Прелюбодеи и убийцы льстят себе примером Давида. Те, которые засматриваются на кошельки, приводят в пример богатого Авраама. Почему мы переводим взгляд с Христа на них? Осмелюсь сказать, что нам не следует подражать ни пророкам, ни даже апостолам, если у них существует какое-то расхождение с учением Христовым. Я не против, если грешники хотят подражать святым, только пусть они подражают во всем! Ты последовал Давиду в прелюбодеянии, следуй больше в покаянии! Ты взял пример с Магдалины-грешницы, возьми в пример и ее любовь, ее слезы, то, как она бросилась Иисусу в ноги. Ты преследовал Церковь Божью вместе с Павлом, лжесвидетельствовал вместе с Петром; подставь вместе с Павлом свою шею за благочестие, не устрашись креста вместе с Петром. Бог терпит, когда великие люди допускают некоторые ошибки, чтобы и мы, допустив их не отчаивались, но как были мы товарищами в заблуждении, так станем товарищами в исправлении ошибок».

Эразм Роттердамский . Оружие христианского воина.

С. 185.

« Маладушие и страсть Бог может простить, но можно ли простить благочестие, превращающееся в привычку?…В злое сердце спасение может ударить, как молния. Но привычное благочестие исключает все, кроме вечерних молитв, встреч с членами приходских обществ и робкого прикосновения губ к твоей одетой в перчатку руке».

Грэм Грин. Сила и слава. М., 1995. С.177.