Не судите

«Помни особенно, что не можешь ни чьим судиею быти. Ибо не может быть на земле судья преступника, прежде чем сам сей судья не познает, что и он такой же точно преступник, как и стоящий пред ним, и что он-то за преступление стоящего перед ним , может, прежде всех и виноват. Когда же постигнет сие, то возможет стать и судиею. Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы. Если возможешь принять на себя преступление стоящего пред тобою и судимого сердцем твоим преступника, то немедленно приими и пострадай за него сам, его же без укора отпусти. И даже если б и самый закон поставил тебя его судиею, то сколь лишь возможно тебе сотвори и тогда в духе сем, ибо уйдет и осудит себя сам еще горше суда твоего. Если же отойдет с целованием твоим бесчувственный и смеясь над тобою же, то не соблазняйся и сим: значит , срок его еще не пришел, но придет в свое время; а не придет, все равно: не он , так другой за него познает, и пострадает, и осудит, и обвинит себя сам, и правда будет восполнена. Верь сему, несомненно верь, ибо в сем самом и лежит все упование и вся вера святых.

Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: «Я не исполнил, что надо было», то немедленно восстань и исполни. Если кругом тебя люди злобные и бесчувственные не захотят тебя слушать, то пади пред ними и у них прощения проси, ибо воистину ты в том виноват, что тебя не хотят слушать. А если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в уничижении, никогда не теряя надежды. Если же все оставят тебя и уже изгонят тебя силой, то, оставшись один пади на землю и целуй ее, омочи ее слезами твоими, и даст плод от слез твоих земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя никто в уединении твоем. Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если вас таких двое сойдутся, то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите Господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда Его».

Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30 тт. Т. 14. Ленинград. 1976. С. 291.

«Когда считаешь себя в праве осудить какое-нибудь даже действительно возмутительное явление, поступок – проверь, нет ли в это время в тебе личной злобы, раздражения, ревности, зависти , враждебности к людям, желания унизить, осмеять: почти всегда найдешь, что есть. Выводы отсюда ясны».

Ельчанинов. А. Записи. М., 1992. С. 146.

«Людей от природы наделенных хорошим характером, часто совершенно невозможно подвести к сознанию того, что и они нуждаются во Христе, пока в один прекрасный день их прекрасные качества не изменят им, и все их самодовольство не рассыплется в прах. Иными словами, трудно богатым войти в Царство Небесное.

Совсем иначе дело обстоит с дурными людьми — маленькими, приниженными, застенчивыми, надломанными, хилыми, одинокими или чувственными, неуравновешенными. Стоит им только попытаться стать «хорошими», как они тут же обнаруживают, что нуждаются в помощи Христа. Для них — либо Христос, либо ничего. Либо взять крест и следовать за Ним, либо погибнуть от отчаяния.

Они-то и есть потерявшиеся овцы. Он пришел специально ради них. Они в подлинном ужасном смысле слова нищие, и Он благословил их. Они это то «ужасное сборище», в которое Он ходил, и, конечно же, фарисеи до сих пор говорят, как говорили с самого начала, что мол «будь христианство чем-то стоящим, эти люди не принадлежали бы к Нему».

Для каждого из нас здесь заключено либо предостережение, либо надежда. Если вы хороший человек, и вам легко быть добродетельным, — берегитесь! От тех, кому много дано, много и спросится. Если то, что Бог дал вам через природу, вы ошибочно считаете своей собственной заслугой, если вы удовлетворены тем, что вы просто «неплохой человек», то вы все еще мятежник: дар, полученный вами, сделает ваше падение еще более ужасным, вашу испорченность более глубокой, ваш дурной пример более губительным. Дьявол был когда-то архангелом; природными дарованиями он настолько же превосходил вас, насколько вы превосходите шимпанзе.

Но если вы — несчастное создание, изуродованное воспитанием в семье, где царила низкая ревность и бессмысленные ссоры; если вы страдаете от какого-либо отвратительного извращения, постоянно терзаемы комплексом своей неполноценности, который заставляет вас огрызаться на ваших лучший друзей, — не отчаивайтесь. Он все это знает. Вы — один из тех нищих, которых Он благословлял. Он знает, с какой никудышной машиной вам приходится справляться. Продолжайте делать, что можете. В один прекрасный день — может быть в ином мире, а может быть и гораздо раньше — Он выбросит ее на свалку и даст вам новую. И тогда-то вы, возможно, удивите всех нас, ибо вы прошли трудную школу. Кое-кто из последних будет первым, а кое-кто из первых окажется последним».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990.

С. 206, 207.