О совершенствовании

«Задача совершенствования есть в известном смысле основная задача и, можно сказать, само существо христианской жизни; ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», и в этом завете суммированы все заповеди Христова откровения. Стремление к совершенствованию, неустанная внутренняя работа совершенствования есть необходимый определяющий признак духовной жизни как таковой. Где их нет, где приостанавливается творческое усилие духа, где человек сполна удовлетворен достигнутым и не стремится к лучшему, там духовная жизнь не то что останавливается на определенном уровне, а уже искажена в самом своем существе и замерла. Ибо она по своему существу есть именно неустанное творчество, беспрерывное самоопределение через стремление к лучшему…

Основная заповедь Божия призывает нас совершенствовать не других людей и не мир в целом, а нас самих; и, как мы видели, она предписывает нам не какие-либо определенные действия, а определенное, именно максимально совершенное состояние души, некий строй внутреннего духовного бытия — что непосредственно для каждого из нас есть именно строй нашего собственного бытия. Но так как содержание этого внутреннего совершенствования есть любовь, то — как мы тоже видели — заповедь совершенствования совпадает с заповедью развития в себе благодатных сил любви. А сила любви, по самому своему существу будучи неким излучением вовне, конкретно выражается в нравственной активности, в любовной деятельности на благо ближнего, в излиянии добра в мир. Нравственная активность в мире, этот общий императив заповеди любви, совпадает, таким образом, с задачей совершенствования мира в самом широком и общем смысле этого понятия».

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

С. 435, 436.

«Прежде чем становиться христианами, заранее подсчитайте свои убытки. «Не обманывайтесь, — говорит Он. — Если вы дадите Мне возможность действовать, Я сделаю вас совершенными. Отдавшись в Мои руки, вы от Меня уже не уйдете. Не ждите ничего меньшего и ничего другого. У вас есть свобода воли, и если вы Меня не оттолкнете, знайте, что Я намерен довести дело до конца. Каких бы страданий это вам ни стоило в вашей земной жизни, какого бы непостижимого очищения это ни стоило вам после смерти, чего бы это ни стоило Мне, Я не успокоюсь и вам не дам успокаиваться, пока вы не станете буквально совершенными — пока Мой Отец не сможет сказать, что Он вполне доволен вами, как Он сказал, что доволен Мной. Я могу сделать это и сделаю. Но ни за что меньшее я не возьмусь».

Другая, столь же важная сторона дела состоит в том, что этот Помощник, Которого не удовлетворит никакой результат кроме совершенного, будет в восторге от первого же вашего слабого, неуверенного усилия, которое вы сделаете завтра же для выполнения какой-нибудь простейшей обязанности. Как говорил великий писатель Джордж Макдональд, каждый отец радуется, видя первые шаги своего ребенка, но ни один отец не удовлетворится ничем, кроме твердой, свободной мужественной поступи взрослого сына. Точно так же, — писал он, — Богу легко угодить, но Его трудно удовлетворить».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990.

С. 195, 196.

«Представьте себе, что вы — жилой дом. Бог берется отстроить его заново. Вначале вы, возможно, еще будете понимать его действия: Он исправляет водостоки, заделывает течи в крыше и т.д. вы знаете, что эти работы необходимы, и не удивляетесь. Но вот Он начинает трясти дом самым безжалостным и, как мы думаем, бессмысленным образом. Что это Он еще замыслил? Объясняется это тем, что Он строит совершенно иной дом, какого у вас и в мыслях не было: тут пристраивает новое крыльцо, там добавляет этаж, возводит башенки, расчищает дворы. Вы думали, что вас превратят в небольшую хорошенькую дачку, но Он строит дворец. Он намерен Сам поселиться в нем.

Заповедь «будьте совершенны» не идеалистическая пустая фраза и не повеление совершить невозможное. Он собирается превратить нас в создания, способные исполнить эту заповедь. Он сказал в Библии, что мы — «боги» и собирается сделать Свои слова реальностью. Если мы позволим Ему сделать это (ибо при желании мы можем и помешать), Он превратит самого слабого, самого отталкивающего из нас в бога или богиню — в бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, радостью, мудростью и любовью, каких мы теперь и представить не в состоянии, — в безупречное зеркало, в совершенстве (хотя, конечно, в уменьшенном масштабе) отражающее Бога, беспредельность Его могущества, радости и благости. Процесс превращения долог и временами весьма мучителен, но в нем — единственная цель нашего существования. Это то, что нам предстоит. Ничего меньше. То, что Он сказал, Он сказал всерьез».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990.

С. 198, 199

«Жизнь, воплощение Христово нам говорит вот о чем: человек, даже в его падшем состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что он может вместить в себя присутствие Божие, что он может быть местом Боговселения. Как говорит Апостол, вся полнота Божества обитала во Христе телесно(Кол. 2,9).

Это значит, что каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога; причем не как сосуд, который остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается причастной той влаге, которую в нее вливают; нет, мы можем быть пронизаны так, что — неслиянно, несмешенно, но- реально мы соединены с Божеством…

Это нас призывает к тому, чтобы вырасти трудом, подвигом или, вернее, открытостью Богу в такую меру, чтобы град человеческий постепенно вырос в меру Града Божия, то есть стал так глубок, так широк, так возвышен и так свят, что первым гражданином этого Града мог бы быть Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший сыном человеческим. Вот это наше призвание, это — цель мироздания, это- надежда наша.»

Сурожский А. Беседы о вере и Церкви.

М. 1991. С.302-304.