Вступление

Наши предшественники в руководстве церкви были благородными людьми. Трудно представить себе более посвященных людей: они учреждали миссии милосердия в процветающей, но испорченной Америке и не только рисковали, но и жертвовали своей жизнью на далеких враждебных берегах.

Результаты их служения нагляднее всего проявляются в том, что Церковь — абсолютно добровольная структура — преодолела капризы времени или, лучше сказать, безжалостную злобу сатанинского сопротивления и сегодня представляет собой растущую, процветающую организацию с искренними приверженцами по всему миру. В лучшем случае Церковь можно назвать самой достойной и самой нравственной организацией общества — домом молитвы для всех народов; а в худшем — о ней можно сказать так, как образно выразился Эдлай Стивенсон об Организации Объединенных наций:

«Дом… сломан. На стенах трещины, а внутри в окна и двери со всех сторон планеты неистово дуют холодные ветры войны, опасности и вражды. И… никто не спешит брать в аренду этот дом. Но он еще стоит».

Несмотря на героизм прежних лидеров, мы можем с уверенностью сказать, что современное состояние общества требует от церковных руководителей еще более исключительных качеств. Подобно тому, как христианская молодежь сегодня сталкивается с особыми искушениями, неизвестными ее родителям, так и церковному руководству, несомненно, угрожают искушения, неизвестные или, по крайней мере, менее заметные в прошлом. Технический гений дал нам сотовый телефон, лазерный скальпель, микроволновые печи, ракеты, реактивные самолеты и защиту от болезней, прежде косивших население, но он же и породил окружение, враждебное всякому авторитету, — в том числе и христианскому.

У нас не должно быть никаких сомнений, что решающим условием успеха Церкви остается авторитет ее руководства. Верно, что Церковь является «священством верующих» и что христианская Церковь, особенно со времени Реформации, не только допускает индивидуальность своих членов, но и поощряет ее. Однако ни новозаветная теология, ни действительность двадцатого столетия не избавляют руководство от тех обязанностей, которые Писание называет «назиданием» за стадом и заботой о нем.

Мы также должны согласиться, что церковное руководство, как, к примеру, современные бизнесмены, должно владеть новейшими и наилучшими методами управления, чтобы успевать за всеми стремительными изменениями, которые вносит жизнь в нашу Церковь. За короткий промежуток в несколько десятков лет, прошедших со времени правления президента Линкольна до наших дней, культура и стиль жизни изменились больше, чем за тысячелетия между Авраамом из Халдеи и Авраамом Линкольном. Изобретения компьютерного века плодятся настолько быстро, что не успеем мы приспособиться к одним новшествам, как появляются другие, более удивительные. Наша способность приспособиться не успевает за развитием нынешней технологии. Наша система не может догнать нашу науку. Но мы должны пытаться делать это, ибо в Церкви, как и в светских учреждениях, происходит следующее: организация становится слабой, если в ней используются устаревшие методы. Если Церковь желает процветать, то хорошие идеи должны внедряться наряду с применением соответствующих технических средств.

К счастью, современная высокоразвитая наука управления, если, конечно, она используется, помогает руководству действовать более эффективно. Принципы планирования, исполнения и оценки, которые эта система предлагает, оказывают незаменимую помощь в организации продуктивной работы. Посещение рабочих мест, коллоквиумов, собраний, семинаров, где служащие познают современную методику управленческой деятельности, — обычно это не зря потраченное время. Не стоит также пренебрегать книгами, описывающими, «как» следует трудиться, ибо в них содержатся ценные советы, помогающие осуществлять руководство на высоком уровне и организовывать работу. Умные люди зарабатывают большие деньги, просто рассказывая желающим, как добиться успеха, и хотя поначалу создается впечатление, что такого рода консультации — просто лишняя трата денег, но в большинстве случаев эти расходы оправдываются.

Данная книга — не о методах и технических приемах руководства. По всему миру на полках книжных магазинов и библиотек легко можно найти издания, в которых содержится множество советов на эту тему. Но мне хотелось бы подчеркнуть параллельную идею, которую всегда обходят стороной в современных трактатах об управлении, идею, пренебрежение которой крайне опасно для нас; суть ее — в соотношении между личной порядочностью и организационной эффективностью.

Из моего личного опыта я могу поведать, что порядочность работника (то лучшее, что есть в характере), а не технические приемы, больше, чем обычно считается, влияет на его продуктивность. Легче научить пользоваться техническими приемами, чем привить принципы нравственности. По крайней мере в церковной практике я обнаружил, что компетентность служителя без посвящения — менее безобидное сочетание, чем наоборот. И еще: в большинстве случаев эффективности в служении можно научиться, можно даже перенять приемы ее повышения, наблюдая за работой других, но качества, делающие работника заботливым, бескорыстным, честным, внимательным, общительным и, что очень важно, способным трудиться рука об руку с другими, редко приобретаются в процессе работы. Другими словами, что толку в знании специфики управления, нулевого бюджета, принципов развития организации, стилей руководства, мотивационной психологии, если под ними нет фундамента личной порядочности? Применение одних только приемов управления может дать эффективные результаты в промышленной компании «Дженерал Моторс», где об успехе предприятия судят по финансовой прибыли, но этого никогда не случится в христианской церковной организации, где эффективность зависит от Божественного присутствия. Но разве не выявлено в той же промышленной сфере, что самая совершенная технология, самые лучшие технические приемы не гарантируют прибыли, если руководители лишены такого качества, как личная порядочность. Коль скоро слова Эдвина Маркхама справедливы в светских делах, тем более они справедливы в делах духовных:

Для чего строятся города, Если человек остается неустроенным? Напрасно строится мир, если Строитель не растет вместе с ним.

Еще лучше выразился псалмопевец:

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Не будет преувеличением сказать, что большинство передовых технических методов не было реализовано, а масса благороднейших целей, направленных на сотрудничество, потерпела крах из-за отсутствия личных моральных качеств у тех, от кого зависело воплощение их в жизнь, и если дом — любой дом и в особенности дом Божий — стремится к процветанию, его руководство должно прежде всего обладать высокими нравственными качествами.

Опыт подсказывает нам, что такие качества характера нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся: ни исповедание веры, ни диплом христианского колледжа, ни даже само обращение не гарантируют всей полноты христианских качеств характера, обеспечивающих действенное руководство. Обращение делает человека послушным воле Бога, и это укрепляет его взаимоотношения с людьми, но оно не всегда наделяет человека качествами, необходимыми для эффективного руководства. Моя идея такова: христианская Церковь, руководимая христианскими работниками, преуспевает или страдает в зависимости от наличия или отсутствия у ее руководства христианских качеств характера, и на сегодняшний день Церковь стоит перед лицом нравственного кризиса, который непременно должен быть разрешен, если мы желаем выполнить Божью цель.

В последующих главах мы будем исследовать эту идею, рассматривая главные ее вопросы: 1. Какие особенности жизни современного общества затрудняют руководство церковью и в какой мере? 2. Какие черты руководителя особенно необходимы в этих обстоятельствах? 3. Что может быть сделано, если вообще возможно что-то сделать, чтобы развить качества, необходимые в таких обстоятельствах?

Если вы являетесь руководителем, то последующие главы дадут вам возможность быть откровенным с самим собой и осмыслить способы улучшения качества вашего руководства. Если вы не руководитель, у вас есть возможность побыть во святом святых храма тех, кто является таковыми, и, следовательно, понять то, что поможет вам поддерживать их.