Мужество

Качеством, очень близким к уверенности в себе и столь же необходимым и важным для эффективного руководства, является мужество. Уверенность можно назвать отличительной чертой характера, которая позволяет руководителю действовать с оптимизмом. Обладание мужеством, с другой стороны, необходимо для руководителя, чтобы взяться за осуществление проектов и замыслов, сопряженных с большой степенью риска. Уверенность в себе является составной частью мужества, но мужество — это нечто большее, чем просто уверенность. Это способность идти на жертву, страдать, оставаться одиноким и идти против течения, защищая свои принципы.

До тех пор, пока с появлением ядерного оружия рукопашная война не отошла в область предания, признаком мужества была личная храбрость в сражении. Ничто так не символизировало мужество, как воин, рискующий своей жизнью и здоровьем в рукопашной схватке с противником. Но насколько изменились обстоятельства в настоящее время! Сейчас, думая о войне, мы представляем себе специалиста, отслеживающего мишени на экране радара и нажимающего кнопки, чтобы послать ракеты на врагов, удаленных на расстояние сотен или тысяч миль. В нашем воображении возникают роты солдат; они ползут позади танков, танки изрыгают напалм, уничтожающий и противника, и окружающую природу, и мы уже не представляем себе воинов, дерущихся один на один на залитых кровью полях сражений, веками вдохновлявших прозаиков, композиторов и поэтов.

Но потеря символа вовсе не означает потерю этого ценного качества характера. У нас более чем достаточно исторических примеров, повествующих нам, как храбрость побуждала к действию, и более чем достаточно причин, вдохновляющих наше мужество сегодня. В особенной мере это относится к христианскому свидетельству. Никакая организация так отчаянно не нуждается в мужественных воинах, как та, которая проповедует невидимого Бога обществу, признающему только видимое и осязаемое, которая предлагает воскресение после смерти, когда все кругом умирают и еще никто не воскрес, которая заявляет о неизбежности события, ожидаемого их предшественниками в течение 4000 лет, но так еще и не осуществившегося, а именно конца мира. На фоне мрачных исторических фактов само обладание благословенной надеждой требует большого мужества.

Что угрожает мужеству

Мужеству угрожает прежде всего самый страшный из всех людских пороков — моральная вседозволенность. Пророческие предсказания о «конце времени» как о днях, когда будет царить беззаконие и плотская распущенность, не являются преувеличением. Видимо, каждое следующее поколение всегда страдает большей распущенностью, чем предыдущее, но нынешнее поколение не только более распущенное — оно более наглое и беспринципное. Трагедия заключается в том, что регулярное обнажение пороков притупляет отрицательное к ним отношение. Поток безнравственности, в особенной мере наводнивший телевизионные передачи, провоцирует отношения и поступки, которые раньше вызывали омерзение, а теперь стали настолько общераспространенными, что в основном многие христиане спокойно созерцают то, что прежде их коробило.

Перед церковным руководством в настоящее время стоит грандиозная задача моральной реформы, именно поэтому руководителям нужно мужество, чтобы выступить против всепоглощающего потока зла, готовность открыто «высказаться», даже с риском произвести впечатление скучного и старомодного человека; им нужна сила, чтобы стоять на страже семейных ценностей, таких, как добрачная девственность, гетеросексуализм и моногамия, а также готовность отстаивать такие ортодоксальные понятия, как соблюдение субботы, уплата десятины, ношение определенной одежды, реформа здоровья и образования. Но в нашей атмосфере вседозволенности занять такую позицию чрезвычайно трудно. Тяжело представить себе, как можно изменить что-либо в такой ситуации, и, конечно, легко впасть в отчаянье или ожидание чудес и «лучших времен».

Акцент на единообразии

Акцент на единообразии, которое воспитывает наша культура, тоже мешает мужеству. Может быть, из желания сохранить нашу молодость навсегда мы перетаскиваем в более зрелый возраст стремление быть такими, как другие. А может быть, в век «конвейерной» продукции мы хотим, чтобы были похожими не только наши автомобили, дома, наши мебель и одежда, но и сами люди. Поэтому мы сопротивляемся проявлению индивидуальности и жаждем единомыслия; мы идем на поводу у условностей и склоняемся перед алтарем единообразия. Генри Сидгвик хорошо описывает эту пародию на человеческий дух, когда говорит: «Мы думаем так, потому что другие люди так думают, или нам велено думать так и мы должны так думать, или потому что однажды мы думали так и считаем, что еще так думаем, или потому что, подумав так, мы еще думаем так».

Ральф Вальдо Эмерсон в своем сочинении «Уверенность в себе» излагает эти мысли более образно:

«Общество повсюду пребывает в заговоре против индивидуальности каждого из его членов. Общество — это акционерная компания, члены которой согласились ради большей гарантии в куске хлеба для каждого акционера пожертвовать свободой и культурой едока…

Человек должен понимать, что эта игра в конформизм — все равно, что пропасть для слепого… Природа не замедлила наделить нас тюремной униформой группы, к которой мы принадлежим. Нам дано носить определенный профиль лица и фигуры и приобретать постепенно самое что ни на есть мягкое ослиное выражение».

Ясно, что Сидгвик и Эмерсон имеют в виду достаточно угнетающее состояние мышления, которое преобладает в наши дни. Для реализации большинства практических целей мы — лишь цифры на компьютерных экранах, а не личности — свободные и непосредственные. Мы — копии и копировщики, а не оригиналы и их создатели. Наше клишированное по виду, по мыслям и делам поколение слишком задавлено, чтобы выделить из своих рядов сильное духом, гибкое руководство.

Страх перед осуждением

В наше время мужеству руководителей препятствует еще один фактор, особым образом ассоциируемый с современным настроением, — страх перед юридической виновностью. Судебные разбирательства и кассационные жалобы в настоящее время являются нормой жизни, и решения суда, удовлетворяющие даже преступников в защите их «прав», шокируют. Свобода так энергично защищается судами, что нанесение телесного повреждения грабителю в целях самозащиты или отлучение членов Церкви за порочное поведение часто считаются незаконными. Наше поколение любит судебные разбирательства; и рядовые члены Церкви, и профессорско-преподавательский состав, и рабочий люд вообще довольно охотно привлекают своих руководителей (или целые организации) к суду, несмотря на увещевание, данное в 1 Кор. 6:1. Создается впечатление, что страх перед судебным преследованием скрыл больше доказательств, обошел больше вопросов, заглушил больше совестей, запугал больше руководителей и навредил в вопросах церковной дисциплины больше, чем что-либо другое. Поскольку руководители боятся быть привлеченными к суду, в браках дозволяется то, что не должно дозволяться, в Церкви остаются членами те, истинное качество жизни которых не соответствует принципам веры; на учебу зачисляются такие студенты, которым не место в учебном заведении; должности занимают люди, которые не должны их занимать, — все это вносит свой вклад в атмосферу распущенности, которая ослабляет достоинство Церкви и эффективность ее служения.

Оценка ценностей

О том, как наличие мужества влияет на повседневные дела христианских руководителей, можно судить по совершаемым ими поступкам. Ведь требуется мужество, чтобы стоять за правду, когда всем остальным на это наплевать; требуется мужество, чтобы превозносить перед толпой ценности, кажущиеся устаревшими; требуется мужество, чтобы защищать веру или свои действия перед судом. И большое мужество требуется, чтобы оценить сильные и слабые стороны помощников церкви или их детей. Процесс оценки затруднителен даже в светских кругах. Но в религиозных организациях, где дружба и эмоциональная привязанность очень сильны, где люди являются друг для друга, как правило, чем-то большим, чем просто случайными знакомыми, возникают свои осложнения. Эти соработники часто посещают те же общины, они принадлежат к тем же социальным кругам, их дети ходят в те же школы, их объединяют те же церковные дела, они делают покупки в тех же продуктовых магазинах. В результате возникает социальная близость, которая делает негативную оценку поступков равносильной предательству дружбы, фактическим отрицанием духовных уз. И все же для эффективности и целостности взаимодействия требуется откровенная и одновременно доброжелательная оценка, потому что даже верующие имеют свои слабости. Может быть, эти слова звучат иронически, но часто именно такое тесное общение предрасполагает к таким вольностям и расслабленности, что оценки намеренно частично корректируются.

Но разве христианам не дано увещевание прощать, быть добрыми и долготерпеливыми? Однако как же тогда администратору писать рапорт о недостатках служащих или, если он уполномочен, понижать их в должности и даже увольнять? Не является ли заинтересованность компании в повышении производительности труда важнее ее озабоченности судьбой отдельной личности или семьи, пострадавшей оттого, что кто-то из ее членов уволен? По-христиански ли поступают официальные лица в учебном заведении, если они исключают за плохие оценки старающихся изо всех сил студентов, за недостойное поведение или отсутствие денег на учебу? Нередко мне приходилось слышать от кого-либо из родителей: «Как вы можете быть христианином и отсылать моего ребенка домой? Я у нее одна; а город оказывает такое дурное влияние. Я пожертвовала всем, чтобы поместить ее в защищенную атмосферу христианского учебного заведения. Если она вернется домой, то навсегда погибнет в темном мире греха. Сэр, пожалуйста, дайте ей второй (третий, четвертый — фактически это не имеет значения для страдающей матери или отца) шанс».

Мужество сурово испытывается в водовороте таких душераздирающих решений. Иногда человек нуждается в мужестве, чтобы выполнять правила, жить по закону, справедливо вести дела. Подчас руководитель должен действовать, зная, что то или иное его решение полезно для организации, но может причинить боль отдельной личности, вызвать сердечный приступ или даже положить конец взаимоотношениям.

Затем снова ситуация может потребовать мужества, чтобы сделать исключение — проявить милость, дабы дать так сильно желаемый второй шанс. В таких случаях руководитель рискует вызвать осуждение за еще одну попытку спасти старающегося изо всех сил члена Церкви, или студента, или служащего. Решения о милости не легче решений о справедливости; фактически и те, и другие требуют большого мужества, чтобы перенести обвинение в кажущейся пристрастности, еще более тяжкое, чем осуждение в кажущейся бессердечности. Однако в ситуации, связанной с этим типом решения, осуждение неизбежно, а мужество обязательно.

Социальное развитие

Социальное развитие также самым настойчивым образом взывает к мужеству руководства. На эту истину намекал Джеймс Раселл Лоуэлл, когда писал: «Новые обстоятельства учат новым обязанностям, / Время делает ненужным то, что было принято в древности; / Кто хочет идти в ногу с истиной, должен двигаться вперед». Прежние цивилизации, реагируя на изменения, имели роскошную возможность — буфер времени. В прошлом требовалась буквальная смена поколений, чтобы одни представления заменились другими. Не так обстоит дело с нами. В течение нескольких десятилетий мы шагнули от изобретения Фултона до ядерных автоматов, от каминов, которые топили дровами, до самоочищающихся современных печей, от телетайпа до телевидения, от неуклюжих аэропланов с пропеллерами до сметающих все на своем пути реактивных летательных машин. С такой же головокружительной скоростью меняются и эталоны жизни. Теперь под словом «скромный» подразумевается нечто другое в сравнении с тем, что подразумевалось вчера, и «подходящий» будет соответствовать тому, что будет только завтра.

Это явление много раз всплывало на поверхность во время моей работы в колледже. Ясный тому пример — куча протоколов совета 1920-х годов, которые откопала моя жена, работая архивариусом этого же колледжа в середине 1970-х. В этих протоколах записано, что студентам и служащим запрещалось носить двухцветную обувь. Это правило, которого неукоснительно держалась администрация, с тех пор давно исчезло и подобно другим правилам прошлого кажется сейчас неразумным. Я не знаю, когда это указание было изменено. Среди протоколов нет записи об отмене правила «двух оттенков», но его исчезновение понятно. Так что подобные законы в конечном счете изменяются с течением времени, давая дорогу новым правилам, которые, в свою очередь, корректируются изменяющимися представлениями.

Другим примером неизбежного, видимо, изменения правил учебных заведений явилось снятие ограничений, касающихся внеучебной жизни: времени, до которого разрешались вечерние прогулки; сюда же входили преимущества, связанные с вождением автомобиля, посещением богослужения и различные указания по поводу одежды. Помню, как, будучи новичком в том же самом учебном заведении, я был вызван на ковер добросовестным администратором за то, что разговаривал средь бела дня с молодой девушкой (причем далее, чем на расстоянии вытянутой руки); как же я был встревожен, когда, возвратившись туда в качестве президента, увидел, что влюбленные держатся за руки! И на это существовало разрешение! Но меняется и тот вид социальных представлений, благодаря которым исчезли правила, запрещавшие (в то время, когда я был студентом) ездить в город девушкам и юношам в один и тот же день и произвольно разделявшие оба пола границей, которую никто не смел пересечь в прежние времена. Протесты тоскующих по прошлому бывших выпускников учебных заведений, грустные соображения озабоченных родителей, грозные проповеди стоящих на их стороне духовных пастырей не смогли остановить изменение этих и подобных им правил. Наконец, нам всем придется склониться перед мудростью Томаса Вольфа, который написал в сочинении «.Нельзя вновь возвращаться домой»: «Нельзя вновь возвращаться домой к старым формам и системам вещей, которые когда-то казались незыблемыми, но на самом деле меняются постоянно».

Перед лицом изменений

Для руководителей Церкви существенным является не вопрос, будут ли меняться представления общества, а то, когда и как руководитель должен реагировать на эти изменения. Игнорирование новых определений и представлений означает, в конечном счете, защиту законов, которые люди обязаны игнорировать. С другой стороны, внедрять изменения до того, как ваши подопечные будут к ним приготовлены, означает прослыть в лучшем случае легкомысленным человеком, а в худшем — отступником от веры. Но поскольку разные группы людей не достигают нужного понимания одновременно, то и руководители не могут избежать того или иного обвинения.

Для изменений не существует идеального момента времени; ни сигнальные огни, ни звон колокольчиков не дадут знать, что в данный момент времени критики можно избежать. Существуют благоприятные ситуации, когда обстоятельства складываются воедино так, что можно рассчитывать на формальное признание. Но руководители, заявляющие об официальном согласии с изменением, всегда будут либо слишком либеральными для консерваторов, либо слишком консервативными для либералов. Несмотря на это, от мужественного руководителя требуется, чтобы возможно в лучшее время и возможно лучшим путем он выступил вперед, и с ним будут считаться, люди, таким образом, возьмут на себя ответственность за свои действия.

Безусловно, каждый опытный руководитель знает множество других случаев, когда мужество подвергается испытанию. Можно привести целый ряд примеров: 1) когда он один выступает за или против деликатного предложения при общем голосовании словом или поднятием руки; 2) когда, по его мнению, он поступает правильно, а внешне кажется, что он не выдерживает давления критики; 3) когда он рискует потерпеть неудачу, призывая к очень рискованным действиям или поддерживая их; 4) когда он отказывается от привлекательного предложения перейти на новую работу, потому что страх причинить этим вред своей семье и людям, которым он служит, пересиливает заинтересованность в личной выгоде; 5) когда он отказывается предпринимать какое-либо действие, потому что, — если посмотреть с дальним прицелом, оно принесет больше вреда организации, чем сохранение существующего нежелательного положения; 6) когда он рискует быть обвиненным в мстительности, отказываясь поощрять людей (особенно критиков), чья работа заслуживает похвалы, а личная жизнь — нет; 7) когда он награждает друзей или родственников, которые заслужили поощрение, зная, что подобные действия навлекут на него обвинения в лицеприятии; 8) когда он награждает критиков, которые заслужили похвалу, зная, что подобное действие укрепит их в их правоте и, следовательно, даст им дополнительное оружие для достижения своих целей.

Кризисы, приходящие извне

Однако не всегда призыв к мужеству может быть вызван социальными недугами или негативными межличностными взаимоотношениями. Иногда мужество необходимо при неожиданных социальных или природных катаклизмах. Такие события, как угрожающие демографические сдвиги, несчастья, вызванные погодными условиями, экономическая депрессия или спад, подъем или падение деторождаемости, неожиданные изменения общественных ценностей, — все это может привести и приводит к кризисам, которые руководители Церкви должны встретить с отвагой и решительностью. Каждый руководитель может назвать целый ряд трудностей, вызванных такими обстоятельствами.

Мое наиболее тяжелое переживание подобного рода было вызвано, пожалуй, самой сильной ледяной бурей, разразившейся на северо-востоке Алабамы. Сильная буря покрыла территорию учебного заведения и фактически весь город Нантсвилл и его окрестности непроницаемым, непроходимым, невиданным ледяным одеялом. Словом, это был сплошной ужас. Порывы арктического ветра, потоки ливневого дождя оборвали линии электропередачи, согнули деревья, сорвали крыши, вывели из строя генераторы, из-за чего пять общежитий и все другие служебные помещения погрузились в холодную тьму. Сотни коров остались недоенными. Тысячи студентов должны были искать приют в общественных зданиях и церквах. Три дня не подавалось электричество, почти нулевая температура заставляла коченеть от холода, дороги были непроходимыми; и вообще, осада, которой подвергла нас природа, требовала стойкого терпения и, конечно, высочайшего мужества.

Обстоятельства требовали такого присутствия духа, чтобы призвать студентов, персонал, профессорско-преподавательский состав к необычным жертвам и терпению а также нужна была смелость, чтобы обратиться к мэру, полиции, электрической компании, нескольким соседним колледжам и двум десяткам семей в городе за серьезной помощью. Требовалось незаурядное воображение, чтобы организовать и провести массовую эвакуацию в морозной тьме, исключительная твердость, чтобы преодолеть все препоны и вернуться в нормальное состояние, и бесконечное терпение, чтобы успокоить сотни встревоженных родителей, живших на далеком от колледжа расстоянии. Пятнадцать наших коров погибли некоторые студенты воспользовались ситуацией, чтобы заниматься в городе своими делами; нужно было найти средства, которых у нас не имелось, чтобы восстановить поврежденные трубы и отопители в нескольких зданиях. Ко всему этому добавилась ругань в наш адрес около двух десятков разгневанных родителей. То была война — трагедия, которую не мы начали и которую мы не могли остановить. «Действие Бога» требовало проявления мужества. Такие физические кризисы могут посещать территорию колледжа чаще, чем большинство других мест, и каждому руководителю приходится иметь с ними дело, но он обязан встретить и преодолеть их, как и любой возможный .моральный кризис.

Ситуация с больницей Риверсайд может послужить другим примером, когда потребовалось большое мужество при столкновении с не поддающимися контролю обстоятельствами. Являясь членом совета попечителей этого учреждения, я гордился и горжусь его историей, его служением, его связями с нашим колледжем, расположенным в нескольких милях от него, его пациентами со всей Америки, которые находили там спокойный приют и исцеление. Но время привнесло свои изменения. Плотность населения в Нашвилле, где была расположена больница Риверсайд, стала очень большой, и правительство штата Теннесси издало законы, препятствовавшие расширению больницы, которое позволило бы ей приспособиться к меняющимся обстоятельствам. В результате Риверсайд потеряла колоссальное количество денег. После нескольких лет тяжелых финансовых потерь совет понял, что закрытие этого замечательного учреждения неизбежно.

Требовалось большое мужество, чтобы проститься не только с самим учреждением, но и с символом национальной гордости, и признать, что время и обстоятельства сделали его служение неприемлемым для современного общества и для пациентов по всей стране. Решение закрыть санаторий Риверсайд высвечивает одну из самых трудных обязанностей, которая ложится на плечи руководителей, — обязанность подавлять ностальгию и личное настроение и принимать решения головой, а не сердцем, настаивая, чтобы интересы дела были поставлены превыше целей одного или нескольких человек.

Каковы бы ни были личные эмоции, наше время нуждается в руководителях с твердым характером и огоньком; и если Церковь призвана разрешать современные насущные проблемы, связанные с христианским образованием, организационным развитием, ростом церкви, отступлением молодежи от веры, доктринальным плюрализмом и многим другим, вперед должны выступить люди побеждающей веры. Мужество должно объединиться с уверенностью.

Как поддерживать мужество

Как же приобрести и поддерживать такое ценное качество характера, как мужество? Главное для христианина — правильно относиться к Божественному одобрению. Воистину мужественные руководители «не заботятся ни о чем», то есть Божье одобрение для них настолько важно, что возможные неприятные последствия для них самих никак не влияют на их решение!

Мне нравится одна из иллюстраций такого целеустремленного посвящения: история о лейтенанте Хиру Онода, офицере разведки в старой императорской японской армии, который скрывался в филиппинских джунглях в течение тридцати лет, участвуя в войне и даже не подозревая, что она давно окончилась. Лейтенанта Оноду обнаружили на острове Любанг 10 марта 1974 года, но он отказывался сдаться до тех пор, пока не получил приказ от своего бывшего командира. Согласно сообщению двух японских еженедельных журналов, Онода был весьма разочарован, возвратившись обратно в Японию.

В отличие от своего соотечественника сержанта Шоиши Юкои, который был захвачен при подобных обстоятельствах двумя рыбаками вблизи его укрытия в джунглях на Гуаме в 1972 году после двадцати восьми лет личной партизанской войны, Онода отказался от обряда посвящения в рыцари и от благодарности правительства и народа. Японские журналы «Шукан Асахаи» и «Шукан Шинхо» поместили слова Оноды в ответ на восхваления в его адрес: «Я только выполнил свой долг и не принес бесчестья семье». Воспоминания лейтенанта под названием «Не сдаваться: мои тридцать лет войны» изображают вдохновляющую картину посвященного солдата, тридцать лет сражавшегося в войне, об окончании которой он и не подозревал, который был готов скорее страдать от одиночества, чем сдаться, и скорее умереть, чем подвергнуться бесчестью. Такое мужество, достойное, конечно, лучшей цели, может послужить хорошим примером для каждого работника в винограднике Господнем.

«Помышляя о небесном»

Во-вторых, руководители черпают мужество, «помышляя о небесном». Не заботящиеся ни о чем земном, эти люди уже сейчас живут будущим, то есть уже сегодня они руководствуются правилами «грядущего царства». Эти люди осознали, что царство благодати, в котором мы сейчас трудимся, управляется принципами, противоположными нашим плотским влечениям. Думающие о небесном царстве знают, что популярность — это не величие, что репутация — это не характер, что комфорт — это не счастье, что имущество не приносит удовлетворения, что, позволяя себе все, человек не находит мира и что честность и честь нужно ценить больше жизни. Об этом тоже учит Слово Божье. Другие источники и примеры могут быть полезными, но истинное мужество, проявляющееся в самой сути человека и в его делах, дается свыше. Лидер, который так же «верен долгу, как стрелка компаса верна полюсу», и который «будет стоять за правду, хотя бы небеса рухнули», достигает такого состояния, руководствуясь Божественной системой ценностей и подчиняя земное небесной мудрости. Жить по небесным законам в этом земном мире есть и проявление мужества, и средство для его достижения.

Достигая успеха

В-третьих, мы обретаем мужество, добиваясь успеха. Не все проекты реализуются успешно, но общее направление посвященной жизни человека, сознательно идущего на риск ради истины, будет успешным и эффективным. Каждая молитва, на которую получен ответ, каждое выигранное сражение, каждая завоеванная вершина, каждая преодоленная стремнина прибавят мужества и уверенности. Поскольку ранее приложенное усилие укрепляет мускулы, руководитель, помнящий вчерашние победы, будет обязательно иметь силы для выполнения обязанностей сегодняшнего дня. Мужество — это отношение к служению, рожденное верой и явленное в делах. Чувство благоговейного трепета по отношению к Богу укрепляется, если оно отражается в делах. Опыты с Богом, Его одобрение укрепляют и расширяют это чувство до тех пор, пока, закаленное и окрепшее в результате эффективного применения, оно не наполнит всю жизнь оптимизмом, целеустремленностью и кристально чистыми побуждениями, которые несут на себе печать одобрения Божьего.

Чистая совесть

Четвертым и решающим условием обретения мужества является чистая совесть. Христианский руководитель, который знает, что «все обетования Божьи содержат определенные условия» и что «все Его заповеди несут в себе возможности для их соблюдения», черпает ободрение в этих уверениях. Соглашаясь с условиями благословений, такой человек не только ожидает, но и достигает успеха в труде. Но никакой успех не является попыткой спасения посредством дел. Наши дела не зарабатывают благословения, однако они обретают их. Как иначе объяснить многие «если», встречающиеся в Писании? Только тогда, когда руководитель находится в гармонии с Божьими заповедями, он идет на битву, будучи уверенным, что «Бог всегда почтит праведных» и что «истина… восторжествует над всяким сопротивлением». Поскольку каждый христианский руководитель призван «испытать» Бога, то любая героическая поза без чистой совести, которая неотделима от послушания, является лишь самонадеянностью; за ней неизбежно последуют замешательство и провал. В любом случае человек, непослушный Богу, редко пытается достигнуть целей, связанных с большим риском. Христианские руководители бывают настолько наивны, что геройствуют без Божественного уверения; но, как правило, нечистая совесть основательно подавляет доблесть и ослабляет мужество.

Верно, что природа наделяет некоторых людей более сильным характером по сравнению с другими. Некоторые руководители таковы, как, к примеру, Илия, — смелые, твердые и сильные; другие подобны Елисею — более мирные и созерцательные. Ряды наших руководителей состоят и из вдумчивых, более пассивных Марий, и из энергичных, более активных Марф. Факт остается фактом, что даже застенчивые по природе люди могут силою Божьей исполниться мужеством, чтобы осуществить свое предназначение.

Слова Павла, обращенные к застенчивому по природе Тимофею, имеют особый смысл для тех, кто осуществляет руководство среди сложных и даже приводящих в смущение условий современного общества: «Преподаю тебе… такое завещание, чтобы ты воинствовал… как добрый воин» (/ Тим. 1:18}. И снова: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2:7). И наконец, некоторые из самых волнующих призывов к мужеству во всей Библии: «Бодрствуйте». Будь бдителен как человек, призванный бороться с разногласиями, ересями и бедами всякого рода, которые угрожают Божьей Церкви. «.Стойте в вере». Пусть ничто не умалит вашего доверия Божьей беспредельной способности помочь вам и Его народу. «Будьте мужественны». Будьте смелы. Используйте настойчивость в распространении истины Божьей. «Тверды». Не падайте духом, подвергаясь нападкам; держитесь, перенося страдания. «Все у вас да будет с любовью». Никогда не действуйте в гневе, из чувства мести, не говорите колкостей. Любовь — это центр всего. (См. А/к. 13:35; 1 Кор. 16:13; 1 Цар. 4:9; 1 Кор. 16:14.)

Истинное мужество, рожденное уверенностью и сознанием присутствия великой Божьей силы, побеждает все, ослабляющее его. Когда человек обретает мужество, он может повторить известные слова маршала Фоша, сказанные во время первой мировой войны: «Я разбит справа, сокрушен слева, отступаю в центре. Отличная ситуация. У меня только один путь — в атаку!»