Бытие 13, 14

После того (глава 13) мы находим в поведении Аврама бескорыстность и самоотречение в истинной вере. Это составляет контраст с поведением того, кто, хотя и будучи верующим, лишь следовал в своем пути вере другого. Лот теперь подвергается испытаниям в обстоятельствах, которые всплывают внезапно, и это, заметьте, в тот момент, когда они только что совместно разорвали неверные отношения с миром, у которого искали внешнего прибежища. Лот поступил так же, как Аврам, но в глубине души и по своей воле он любил удовольствия этого мира. Аврам же сознательно и чистосердечно, быть может, обладая большим опытом, вернулся к своему уделу странника в Ханаане. Но преимущества, которые у него были в этой стране, приводят к трудностям, ибо сокровище на земле – это не небеса, даже если обладатель этого сокровища стремится к небесному, и это очень важный урок! В то же время поведение Аврама прекрасно. Лот выбирает мир, показавшийся ему очень привлекательным; он не выбирает его как Египет, как таковой, но для собственного удовольствия и как то, что ему кажется Ханааном: мир, который очень скоро станет сценой и предметом того, чего еще не было видно – неизбежного суда Бога. Отрешение Аврама от настоящего удела здесь на земле позволяет ему более ясно понять масштабы наследия, в котором благословение, присовокупленное Богом к обетованию, обретает свою полноту, а также придает ему еще большую уверенность в незыблемости самого обетования. И когда он уступает Лоту все то, что тот пожелал выбрать, только тогда Бог говорит Авраму, чтобы он посмотрел оттуда, где находился, – «к северу, и к югу, и к востоку, и к западу», добавив, что Он отдаст ему «и потомству его навеки» всю страну, которую он видел. Одним словом, перед нами верующий, поступающий согласно духу небесного призвания, – истинно верующий, и, с другой стороны, верующий, стремящийся к миру. Аврам хранит теперь принадлежащий ему новый удел; он живет в Ханаане, пересекая его в длину и в ширину, подобно страннику, поднимает там свой шатер и воздвигает жертвенник, – это путь человека небес. Лот же возвел свой взор, побуждаемый своим желанием и похотью, и ему открылась долина Иорданская, обильно орошенная. Почему бы ему и не насладиться ее плодами? Бог заставляет поднять взор Авраама и показывает ему все величие обетования, и опять-таки через обетование Он ему велит пройти страну вдоль и поперек, чтобы на опыте обрести знание величия обетования, которое ему дано. И тотчас сцена меняется: то, что относится к миру, должно претерпеть превратности перемен (гл.14). Человек, верующий, пусть и непоследовательный, не может быть доволен злом. Лот страдает (2Петр.2,7-8) от нечестия, которым он окружен, и испытывает развращающее влияние со стороны сил мира, победитель которого – Аврам и от которого он ничего не хочет иметь ради обогащения; таковы одновременно уроки праведности и верный промысел Бога. Но это еще не все. Это то, что впоследствии дает место царственному Священнику, Царю правды и Царю мира (образ Христа, Царя тысячелетнего царствия), благословляющего Аврама, победителя, и со стороны Аврама благоволящего Бога Небесного, отдавшего в его руки врагов его. Эта картина представляет нам окончательное торжество Господа и рода веры над царем мира сего, достигнутое в Духе Церковью (и в конечном итоге в славе), в ее уповании на небеса и в ее союзе со Христом, что будет буквально воплощено на земле иудеями, для которых Иисус будет священником по чину Мелхиседека в Своем полностью достигнутом положении. Священник на Своем престоле, Посредник в этом качестве, благословляющий их и благословляющий Бога за них; следовательно, Сам Бог в полной мере принимает характер обладателя небес и земли. Всевышний Бог – вот Его надлежащее имя в тысячелетии. Обсуждение того, где обнаруживается имя Всевышний в связи с обетованиями Аврааму и Мессии, прекрасно раскрывается в Псалме 90, а Иегова, Бог Иудеев, признается как Сущий, это род диалога. Эти имена связаны с землей, мы находимся в отношениях с Богом через наше положение и божественное имя, каковые вне этого и принадлежат небесам. Сын явил Отца, и теперь Дух Божий, дающий нам осознание сыновства и показывающий человека, небесного Христа одесную Отца во славе, когда Он совершил Собою очищение наших грехов. Но контраст между теми, кто устремляется к небесному, не утверждается на земле и одерживает окончательную победу над миром, и теми, кто, утверждаясь на земле, испытывают влияние сил мира, затем царство Христа как Царя, Священника и Бога, державшего все в Своей руке посредством Его – все это ясно и прекрасно показано{Это завершает общую историю великих явлений промысла Божия: небесное – вне поля зрения, разве что мы за ту сферу, где разворачивается история веры Аврама. В то же время путь веры, искушения мира, нравственная победа бескорыстной веры, иногда в качестве своего удела Бога и Его обетования и ее подлинная и окончательная победа, Бог как повелитель небес и земли, – все это мы найдем здесь в полном и развернутом виде, завершающем эту сцену до конца}.