Бытие 28

Иаков предстает здесь в качестве изгнанного и скитающегося Израиля, как наследник обетований, которого Бог хранит, но изгоняет. Странствия Авраама проходили в земле обетований, а Иакова вне ее; это далеко не одно и то же. Без сомнения, Бог оставался с Иаковом и никогда его не покидал. Но Авраам ходил с Богом, являвшимся ему; он воздвигал свой жертвенник в разных местах, где останавливался во время странствий; у Иакова же совсем не было жертвенника во время его пути, вдали от земли обетования, ибо подобный путь отдаляет нас от общения с Богом, от того, чтобы Бог, в Своей глубокой преданности, шел с нами, ведь Он преследует единственную цель – чтобы мы были с Ним. Но как только Иаков склоняется под наказанием, бедный, одинокий, имея только посох и камень под голову, Бог открывается ему и подтверждает все обетования. Бог является ему не в полном откровении общения, но во сне, и здесь повторяются все обетования, но с примечательным отличием, от предыдущих: обетование благословения народов дается Иакову и его семени, ибо этот символ вводит нас в связь с народом Израиля и благословением земли; итак, это не просто единое семя, Христос, подразумевающийся здесь, но семя Израиля, владеющего страной, владеющего землей во время тысячелетнего царства. И еще одно обетование, ценное и важное, дано Иакову, уверяя его в том, что, хотя он изгнан и скитается, Бог будет хранить его повсюду, куда бы он ни пошел, Он вернет его в страну и не оставит его, не исполнив всего того, что сказал ему ранее; Бог пребывал наверху небесной лестницы; Иаков был предметом обетования и благословения земли, но вся земля управлялась провидением с небес, и Ангелы заботились об Иакове, поднимаясь и спускаясь, чтобы исполнить волю Бога {Христос рассматривается в Иоан.1; лестница служит лишь для связи двух частей сцены}. Проснувшись ото сна, Иаков предается Иегове как своему Богу, ибо Иегова, находясь на верху лестницы, стал по пророчеству Богом восстановленного Израиля, в котором, пусть и в удалении от неба, было обиталище Бога на земле, в связи с небом. Это было желание по закону, праведное и со всех точек зрения соответствующее пророчествам. Иаков теперь становится странником и во многом представляет собой Христа, страдающего в страданиях Своего народа.