Второзаконие 8-11

В 8-й главе в самых назидательных и трогательных выражениях, напоминая израильтянам о том, как Бог заботился о них и в то же время держал их в зависимости, и о цели, которую Он преследовал при этом. Моисей пытается раскрыть и объяснить им их отношения с Богом, чтобы побудить их к послушанию {Смотри стихи 2-4; 15, 16}. Моисей напоминает израильтянам, как Бог смирял и испытывал их в пути, ведя в добрую землю, чтобы благословить их там, чтобы они не превозносились, ибо Он дал им нужные силы; в противном случае, если они забудут Бога, Он истребит их, как истребил другие народы. С другой стороны (глава 9), Он напоминает им об их постоянном упорстве, чтобы показать им, что не за праведность их, но за нечестие народов Господь изгоняет последних от лица израильтян {Это весьма важно помнить. Израиль был жезлом в руке Божией для удаления невыносимого зла, поэтому Бог призывает их не щадить эти народы}. С этими словами Моисей обращается к израильтянам (глава 10), напоминая им о том, что Бог заново начертал на скрижалях слова закона, и призывая их обрезать крайнюю плоть сердца своего и проявлять заботу о пришельце, напоминая им также, что и Бог сделал их многочисленным народом с тех пор, как они пришли в Египет и поселились там. Далее, в главе 11, Моисей напоминает израильтянам о том, что сделал Господь с войском египетским и как Он наказал Дафана и Авирона: Моисей заявляет израильтянам, что земля, в которую они собираются войти, прекрасна и замечательна, как никакая другая, и что взор Господа, Бога их, непрестанно пребывает на ней {Слова, которыми выражена эта мысль, представляют собой глубокий и замечательный контраст между попытками человека снискать благословение и благодатью, данной свыше}. Наконец, он ставит их перед выбором между благословением и проклятием, которые ожидают их в зависимости от их поведения, наказывая им строго соблюдать заповеди Господни и научать им сыновей своих. Вдобавок Моисей говорит, что, соблюдая заповеди Божии, они смогут, согласно полноте обетования, овладеть землей. Однако здесь все зависит от покорности и смирения израильтян, от их подчинения этому обусловленному завету, согласно которому они отделены для Господа, и только Ему одному они обязаны служить. О восстановлении высшей благодати говорится только в 30-й главе.