Даниил 10, 11

В главе 10 мы возвращаемся на восток {Можно заметить, что в обоих случаях откровение, данное Даниилу в отношении того, что касается его народа, есть ответ на работу его души в заступничестве или в посте; откровения в главах 7, 8 относительно западной или восточной разрушительных сил таковыми не являются. Они даны тогда, когда угодно Богу. Это было во время Валтасара; два предыдущих — после того, как Вавилон был захвачен. Иудеи были тогда действительно в новом положении до того, как отвергли Христа, а затем было великое оставление, когда не идет счет времени, пока они в своей земле, и Бог начинает общаться с ними опять. Затем после проявления своего неверия, приняв силу зла и идолопоклонство, приходит последнее великое горе, а затем суд в лице Господа с небес}. Главы 10, 11 и 12 образуют одно пророчество: лишь глава 11 завершает историю язычников, а глава 12, как мы отметили в начале, посвящена состоянию остатка во время последнего периода власти язычников и их избавлению (завершая, следовательно, откровение о помыслах Бога в отношении остатка, который сохранен среди язычников). Даниил, всегда стремящийся к благоденствию своего народа, обратился с мольбой (ст. 2, 3, 12) к Богу с обновленным и упорным желанием понять его деяния. После трех седьмин поста и молитв ему послан ангел, открывая сопротивление врагов славы Бога осуществлению его намерений благословения своему народу и сообщению этих намерений для их одобрения. Но если вера проявлена, то Бог верен; и упорство Даниила приводит его духовно в такое состояние, чтобы оценить сообщение Бога, и это подтверждает, что он способен получить их. Ангел сообщает ему, что видение имеет отношение к иудеям и что оно относится к последним временам (гл. 10,14). Сила, которая есть у него, дает ему возможность получить сообщение. Говорится о персидских царях, во время царствования которых он имел видение, и сказано о нападении на Грецию одним из них. Это приводит к нападению Греции на Персию; устанавливается Греческая империя, но затем она делится на четыре части. Два из четырех этих царств будут более могучими, чем остальные. Они также территориально связаны с иудеями. На территории последних ведутся войны. История царей этих царств, конфликтующих на территории Израиля, показана со значительными подробностями под именами царя северного и царя южного. Я не вдаюсь в эти подробности. История продолжается до вмешательства римлян, кораблей киттимских {Их вмешательство на благо молодого царя Египета, которого Антиох Эпифан победил, привело к его возвращению и восстанию против иудеев, осквернению храма и запрещению иудейского поклонения}, и нападения на иудеев, и на храм, и на святой завет. Царь северный входит в соглашение с отступническими иудеями; он оскверняет святилище и устанавливает идола, он прекращает ежедневную жертву; он вводит нечестивых в отступничество (это выражено в ст. 32). Но те, кто знает Бога, будут сильными и будут действовать энергично. И разумные, наученные Богом, вразумят многих. Таким образом, далека преемственность первых царей и история маккавеев и Антиоха Эпифана. Результат до конца дан в общих выражениях — последняя часть предыдущей истории является прообразом того, что произойдет в последние времена. Люди опять попадают на время в руки своих врагов. Им немного помогут: некоторые притворно присоединятся к ним. Даже некоторые из разумных, которые, возможно, ожидали, что будут предопределенно сохранены Богом, также пострадают, чтобы испытать веру всех и очистить их до конца времени. Ибо это положение должно продолжаться до времени, определенного Богом. Это — положение иудеев, особенно в те времена, то есть Селевкидов и Лагидов, царей северного и южного, и в общем, до последних времен. Возможно здесь читателю будут полезны размышления о подробностях. В главах 9,27; 11,33; 12,3 слово «многие» имеет артикль в иврите и обозначает множество людей, что делает смысл этих стихов более простым. Читатель также заметит в противоположность множеству (гл. 11,33), «масхилим», слово, имеющееся в заглавиях многих псалмов. Разумные, наученные Богом, вразумят многих: и будет действие любви ради истины в эти времена испытания. В главе 12,3 мы опять видим разумных, соединенных с обращающими многих к правде. Сравните с главой 11,33. Они становятся жертвами, в стихе 35, насилия. Этот последний стих достигает, как мы видели, конца истории этого народа при господстве язычников. В отношении конца даны более положительные подробности. Представлен царь {Сравните с Ис. 30,33 (читая «и для царя») и 57,9. Он имеет титул «царя» в глазах иудеев — титул, который по праву принадлежит только Иисусу, настоящему Мессии и царю Израиля} — нечестивый, который будет осуществлять власть в Иудее в конце века; и будет преуспевать, пока гнев не кончится, — период, о котором мы уже говорили. Это — царь, который действует в иудейской земле; нечестивый, который следует своей разнузданной воле, превознося себя надо всем, отказываясь от религии своих отцов, не уважая ни Христа, ни какого-нибудь Бога, хуля Бога небес, устанавливая идолопоклонство по-своему; «и даст власть над многими, и землю раздаст в награду». Довольно трудно сказать, кто те, кому он даст власть, — я считаю, это его последователи, но общий характер этого своевольного, нечестивого и идолопоклоннического царя, который возносит себя надо всем, достаточно ясен. Мы находим по ходу главы, что царь южный сражается с ним, а царь северный опять устремляется, как буря, на него, наводняет страну и проходит в прекраснейшую из земель, Иудею. Но Едом, Моав и Аммон спасаются от его руки, будучи сохраненными (Ис. 11,14), чтобы быть покоренными самим Израилем. Однако он простирает свою руку на многие страны и грабит их. Не спасается и египетская земля, и те, кто обитают в Африке, тоже у ног его. Однако, встревоженный слухами с востока и севера, он устанавливает свои царские шатры между Иерусалимом {Таково правильное значение на иврите} и морем, приходит к своему концу, и никто не помогает ему. Здесь не показан конец царя. Говорится о северном царе, темой являются народы и земля Израиля и то, что произойдет с народом Даниила в последние времена. В земле будет нечестивый и презренный царь, на которого нападет царь южный. Царь северный затем грабит все страны вокруг, за исключением трех, и он погибает в земле Израиля.