Лука 10,38 — 11,13

На этом заканчивается часть проповеди Господа. Новый ее предмет явлен в стихе 38. Начиная от этого стиха и заканчивая стихом 13 в главе 11, мы прослеживаем, как Господь наставляет Своих учеников в двух великих путях благословения — славе и молитве . Что касается слова, то Господу придана сила с тем, чтобы восприять ее от Него, и которая заставляет забыть обо всем, чтобы услышать слово Его, ибо душа охвачена общением с Богом в благодати. Мы можем заметить, что эти обстоятельства сопряжены с той переменой, что состоялась в этот торжественный момент. Слушание и восприятие слова Его отнесли на второй план те знаки внимания, что полагались быть уделенными Мессии. Эти знаки внимания обусловливались пребыванием Мессии на земле; однако, если иметь в виду то состояние, в котором пребывал человек (ибо он отвергал Спасителя), то он нуждался в слове; и Иисусу, в Его совершенной любви, не будет дано ничего более. Ибо человеку, во имя славы Божией, требовалось только одно, и это есть именно то, чего желает Иисус. Что до Него Самого, то Он обойдется без всего ради этого. Но в заботливости Марфы в отношении Господа, бывшей наверняка уместной и само собой разумеющейся, просматривается слишком много самое себя, ибо ей не по душе были все эти хлопоты. Молитва, которой Он учил Своих учеников (глава 11), имеет также отношение к тому положению, к которому они пришли прежде, чем был явлен дар Духа Святого {Желание употребить молитву в том виде, в котором ее дал Господь, привело здесь к искажению текста, что признается всеми, кто серьезно занимался этим вопросом (целью являлось согласовать эту молитву с той, что дана у Матфея). Текст же гласит следующее: «Отче наш, да светится имя Твое, да придет Царствие Твое, хлеб насущный дай нам на сей день, и прости нам грехи твои, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение»}. Сам Иисус молился, как человек зависимый на земле. Он не получил еще обетования от Отца, с тем чтобы посвятить в него Своих учеников, и не сможет этого сделать до Своего вознесения на небо. Они же, однако, состоят во взаимоотношении с Богом как Отцом их. Слава Его имени, приближение Царствия Его должны были быть в их помыслах в первую очередь. Они подвластные Ему в плане их хлеба насущного. Они искали прощения и спасены от искушения. Молитва вмещала в себя желание сердца, верного Богу; потребность плоти, преданной попечению Отца их; благодать, требуемую для их пути, когда они грешны и, чтобы плоть не проявляла себя, дабы спастись им от власти дьявола. Далее Господь говорит о неотступности, о том, что просьба не должна исходить от сердца, безразличного к результату ее. Он заверяет их, что молитвы их не будут напрасны, и Отец их Небесный даст Духа Святого просящим у Него. Он приобщает их к Своему родству на земле с Богом. Прислушиваться к Богу, относиться к Нему, как к Отцу — такова на практике суть жизни христианской.