Лука 24

Женщины (гл. 24) приходят, видят камень отваленным, а гробницу пустой. В ней нет тела Того, Кого они любили. В недоумении видят они подле себя двух ангелов, вопрошающих, зачем они пришли искать живого среди мертвых, и напомнили о том, что ясно сказал Иисус в Галилее. Они уходят и потом рассказывают об этом всем ученикам, которые не могут поверить их рассказу; но Петр прибегает к гробу, видит, что там все также, как и было до возложения туда тела Христова, и удаляется в недоумении к происшедшему. Во всем этом нет веры ни в слова Иисуса, ни в то, о чем говорилось в Писании. По дороге в Еммаус Господь изъясняет им Писание в сравнении со всем тем, что произошло с Ним и вразумляет их, все еще праздномыслящих о царстве земном, в том, что согласно явленным в этом Писании помыслам Божиим, Христу предстояло страдать и войти во Славу Свою — Христу отверженному и божественному. Он пробуждает жадное внимание и зажигает сердца. Затем Он являет себя в преломлении хлеба — знамении смерти Его, но не в плане причастия, а в том смысле, что это конкретное действие с тем событием связано. Тогда открылись у них глаза, а Он стал невидимым. Это был Сам Иисус; но в воскресении. Здесь он Сам изъяснил все, о чем говорилось в Писании и явил Себя в жизни с печатью смерти Своей. Эти двое учеников возвращаются в Иерусалим. Господь уже являлся Симону, но об этом явлении имеется мало подробностей. Павел также упоминает его первым, если говорить об апостолах. В то время, как те двое учеников рассказывали, что произошло с ними, Сам Иисус стал посреди их. Но разум их еще не был готов к этой истине, и Его присутствие тревожит их. Они не могут постичь идею воскрешения тела. Господь использует их смущение (вполне естественное в человеческом понимании) для благословения нашего, давая им самые осязаемые доказательства, что Он воскрес — это Он Сам, тело и душа те же, что и до Его смерти. Он просит их прикоснуться к Нему, Он ест на их глазах {Что может быть трогательнее того, как Он лелеет их уверование в то, что это — Тот, кого они знали, человек, истинно человек (хотя и с преисполненным духовности телом), каким Он был прежде! Осяжите Меня и увидьте, что это есть Я Сам. Да будет благословен и во веки веков человек — тот, кого знали в животворной любви посреди нашей немощи}. Это действительно Он. Остается важный момент — основа истинной веры: слова Христа и свидетельство писания. Это Он явил им. Однако требовалось, тем не менее, наличие еще двух вещей. Во-первых, им требовалось обладать способностью к пониманию слова. Поэтому Он им и дает разумение, с тем чтобы они могли понимать Писание и чтобы сделать их свидетелями, которые были бы способны сказать не только: «Это так, ибо мы видели это», но и «Сему надлежит быть так, ибо так изрек Бог в Своем слове» {Буквальный перевод с английского}; и в воскресении Христа завершалось свидетельство Его Самого. Но теперь благодати надлежало быть проповедуемой — теперь, когда Иисус, отверженный, казненный и воскресший во имя спасения душ, принес мир и дарует жизнь силою воскресения, когда завершилось служение во имя очищения от греха и даровано прощение. Быть благодати проповедуемой среди всех народов, то есть грешным — покаяние и прощение. И начинать должно с этого места, с которым многотерпеливая благодать Божия все еще была соединена через заступника Иисуса, но которого могла достичь только благодать всевышняя и в котором тягчайший грех взывал к непременному прощению через откровение, которое, нисходя с небес, должно обращаться с Израилем так же, как оно обращалось со всеми. Им предстояло проповедовать покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Иудей, чадо гнева, должен, как и прочие вступать на тех основаниях. Откровение имеет высшее начало, хотя и было сказано «во-первых Иудею». Но, во-вторых, отсюда проистекала потребность в чем-то еще ради завершения этой миссии, а именно — потребность во власти. Им предстояло пребывать в Иерусалиме пока им не будет дарована власть свыше. Иисус ниспошлет им Духа Святого, обетованного Им, и о Котором также говорили пророки. При благословении Своих учеников во благодати небесной, присущей Его с ними общению, Иисус отдаляется от них и возносится на небо; они же возвращаются в Иерусалим в великой радости. Отмечено, что повествование Луки обобщающе и содержит всякие примеры, на коих основываются учения и свидетельства о воскресении; неверие плотского сердца представлено как бы трагически в наиболее простых и трогательных местах, дана приверженность учеников их надеждам о Царствии и трудность, с которой учение о деле занимает их сердца согласно их же реализации, а их сердца открыты этому с радостью; явлена Личность Иисуса, человека Благодатного, Кого они знали; учение и все это принадлежит истине и вечному порядку вещей. Тем не менее, Иерусалим по-прежнему признавался в качестве первого объекта благодати на земле в согласии с промыслами Божиими в отношении его; и все же даже в качестве места он не был моментом общения Иисуса и его учеников. Он не благословляет их из Иерусалима, хотя в плане дел земных Бога им надлежало оставаться здесь в ожидании дара Духа Святого; во имя их самих и их причастности к Нему Он уводит их в Вифанию. Отсюда Он начал являть себя Царем Иерусалимским. Именно здесь состоялось воскресение Лазаря; именно здесь отечество, являющее сущность богоизбранного остатка, приобщенного к Его Личности и отвергаемого ныне, но питающего надежды на лучшие времена — восприняло Иисуса самым удивительным образом. Именно сюда удалился Он, когда пришло к концу Его откровение к евреям и именно здесь Его сердце могло сыскать покоя на некоторое время среди тех, кого Он любил, среди тех, кто через благодать возлюбили Его. Именно здесь Он обосновывал узы (по воле обстоятельств), связующие остаток верных, причастных к Личности Его, — и небо. Отсюда Он и возносится. Иерусалим есть не что иное, как признанная отправная точка их служения при том, что она являлась и последней сценой Его свидетельства. Для них же самих именно Вифания и небо состоялись единенными в Личности Иисуса. Отсюда суждено было явиться откровению для самого Иерусалима. Сие предстает удивительным тогда, когда справляемся об этом у Матфея. Там Он идет в Галилею — место единения с еврейским остатком, и там нет вознесения, а миссия обращена именно к народам. Сие есть донесение до них того, что тогда было ограничено кругом иудеев и воспрещено к вынесению за пределы его. Я строго придерживался текста, а сейчас я выскажу еще некоторые мысли о том, что связывает данное Евангелие с другими. В страданиях Христа есть два момента, подлежащие различению: первый — это то, что Он претерпел от сатаны как человек, пребывающий в конфликте с силой диавола, владыки смерти, но с пониманием того, что сие являло собой в глазах Бога и в общении с Отцом Его, предъявляющим Ему Свои требования; и второй — то, что Он страдал во искупление грехов наших, принимаемых Им на Себя, испивая чашу, поднесенную Ему волею Отца Его. При рассуждении над Евангелием от Иоанна, я более подробно остановлюсь на сути соблазнов; но я бы отметил здесь, что в начале Его мирской жизни искуситель пытался совратить Иисуса, являя Ему соблазнительность всего того, что, в качестве привилегии, принадлежало Ему — всего того, что могло быть приятно Христу как человеку, во имя которого могла быть призвана творить Его собственная воля. Искуситель был побежден безукоризненным послушанием Христа. Ему хотелось, чтобы Христос, пребывая Сыном, отказался от того места, что выбрано Им в пребывании рабом. Благословен будь Бог — искуситель обманулся. Христос простым послушанием связал сильного в сей жизни, а затем, возвратясь в силе Духа в Галилею, разметал его добро. Изгнание греха и подъятие наших грехов — это другой вопрос. Сатана тогда отошел от Него до поры. В Гефсимании он является вновь, чтобы через боязнь смерти посеять страдания в сердце Господа. Ему надобно пройти через смерть; а смерть являла собой не только силу сатаны, но и суд человеку, если тому суждено было быть от этого избавленным, ибо сие было участью человеческой; и только Он, нисходя в нее, мог сорвать ее цепи. Он стал человеком — человеком, который может снискать избавление и даже быть восславлен. Сердце Его было преисполнено печали. «Душа Моя скорбит смертельно». Душа Его, таким образом, являла собою то, что представляла душа человека перед лицом смерти, когда сатана пускает в ход всю свою силу, а чаша суда Божиего еще не испита; лишь Он безупречен в принятии смерти; сие являлось одной из сторон Его совершенства, проступающего через испытание всем тем, что могло быть возможным в применении к человеку. Но со слезами и мольбой Он обращается к Тому, Кто был властен избавить Его от смерти. В эту минуту Его страдание возрастает: являемое Богу, оно становится еще более тяжким. Таковое же бывает и в наших малых подвигах. Но вот так сие находит свое разрешение в плане безупречности перед Богом. Его душа объясняет это с Богом; Он молится более пылко. Теперь ясно, что чашу сию — которую Он являет взору Сына Своего, а сатана преподносит ее Ему как знак смерти во всей ее силе в душе Его — надобно испить. Он принимает ее с миром, ибо повинуется Отцу Своему. Испитие чаши сей есть именно совершенство послушания, а не знак сатаны. Но ее воистину надобно испить; и на кресте Иисус, Спаситель душ наших, вступает на новый этап своих страданий. Он идет на смерть, как на суд Божий, отторжение души от светлого лика Его. Все, что могла выстрадать душа, единственной радостью которой была причастность к Богу и которая лишилась этой причастности — все это выстрадал Господь в соответствии с той полной мерой причастности, которая была прервана. И все же Он воздал славу Богу. «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля». Чаша — ибо я умолчу о произволе и нападках со стороны людей: пощадим их — чаша была испита. Кто может поведать ужасы этого страдания? {Псалом 21 является Его обращением к Богу, вызванным человеческим насилием и нечестивостью. Он покинут, и лишь порок Он видит вокруг Себя, но Он здесь безупречен. Христос претерпел от человека все — неприятие, нечестивость, отречение, предательство, а затем был с верою в Бога оставлен. Но каково видеть этого единственного праведного Человека, действительно уповавшего на Него, говорящим в конце своей жизни во всеуслышание о том, что Он был оставлен Богом!} Истинные муки смерти, разумеемой так, как ее разумеет Бог, прочувствованной — в соответствии со значимостью Его присутствия — божественно, прочувствованной человеком, который в человеческом понимании от этого присутствия зависим. Но все свершилось; и то, к чему обязал Бог в отношении греха, исполнено целиком и полностью, и Он прославлен через это: Ему надобно лишь благословить тех, кто приходят к Нему чрез Христа, Который жив, но был мертв, Кто живет вечно жизнью человеческою, вечно пред Богом.