Деяния 8

После смерти Стефана начинаются гонения. Победа, одержанная ненавистью, достижение цели которой было допущено провидением, дает волю гневу иудейских вождей, ненавистников евангелия. Рухнула преграда, сдерживавшая их, и волны страсти раскатились во все стороны. Люди нередко сдерживались только благодаря остаткам совести, привычкам, определенным признанием прав других. Но когда эти преграды сломлены, ненависть (дух убийства в сердцах) с Божьего позволения насыщается такими поступками, которые показывают, что такое человек, предоставленный самому себе. Но вся эта ненависть лишь исполняет волю Божью, которой бы в противном случае человек пренебрег, и в некотором отношении он не может ее исполнить, а именно волю Божью в суде Божьем. Осуждением Израиля явилось рассеяние собрания — приговор, который нелегко было вынести и исполнить даже ученикам, так как какими бы ни были благословения и сила в тех сферах, где действует благодать Божья, все в руках его, как и мы пребываем в его милости. За исключением апостолов рассеялось все собрание. То, что апостолы, оставшись, поступили верно — это является спорным вопросом, как и то, что более искренняя вера заставила бы их разойтись, что избавило бы собрание от многих конфликтов и трудностей в связи с тем, что Иерусалим оставался средоточием власти {Это ни коим образом не мешает проявлению высшей мудрости Божьей. Развитие учения о собрании в его единстве относительно тела Христова стало еще более совершенным и чистым благодаря учению Павла, который был призван из иудеев откровением небесного Христа. Все это ни коим образом не изменяет обязательств, данных людям. Однако эти пути высшей мудрости Бога ничего не меняют в ответственности человека. Кажущееся единство собрания было сохранено также благодаря этим средствам, благодаря связи, поддерживаемой с другими городами и Иерусалимом до тех пор, пока работа среди язычников за пределами влияния иудаизма не сделала эти связи чрезвычайно затрудненными и ненадежными. Но все это лишь более очевидно доказывало мудрость и милость Божью}. Господь, взирая на Израиль, сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». И после своего воскресения Он велит им идти научить все народы. И эта миссия постоянно осуществляется на протяжении всей истории Деяний и работы среди язычников. И, как мы видим в послании Галатам, эта работа на совершенно новой основе по особому соглашению в Иерусалиме переходит в руки Павла. Писание ничего не говорит нам об исполнении этой миссии двенадцати по отношению к язычникам за исключением слабого и расплывчатого намека в конце евангелия от Марка. Бог могуществен в Петре в отношении обрезания и в Павле в отношении язычников. Могут сказать, что вполне возможно то, что двенадцать не претерпели гонений; я не могу утверждать это однозначно. Но вполне очевидно то, что отрывки, которые я процитировал, не имеют завершения в библейской истории, и что вместо того, что предопределил Господь, установился другой порядок вещей и что иудейские предрассудки получили из-за своей распространенности в Иерусалиме большое влияние, от которых даже Петру было бы трудно освободиться. Рассеянные в других странах, до того как прибыть в Антиохию, апостолы проповедовали слово Божье везде, но только иудеям (гл. 11,19). Филипп, однако, пошел в Самарию, проповедовал там Христа и творил чудеса. Все единодушно внимали ему и даже крестились. Человек, который до того занимался волшебством, так что люди говорили, что он обладает великой силой от Бога, — даже он подчинился силе, затмившей его мнимые чудеса и убедившей его в своей реальности настолько, насколько он осознал мнимость собственной власти. В Самарии апостолы не встречали трудностей. История Христа просветила их. Более того, самаритяне не были язычниками. Однако благовествовал там эллинист. И отсюда, в связи с процессом развитии собрания, мы узнаем кое-что новое — а именно то, что апостолы передавали Дух Святой посредством молитвы и возложения рук, что является чрезвычайно важным в истории путей Божьих. Более того, Самария была территорией, завоевать которую при всем влиянии иудаизма было невозможно. Это было сделано лишь торжеством молитвы. Духовная энергия в покорении мира принадлежала и собранию. Иерусалим же в этом плане переживал свой закат. Пребывание в Петре силы Святого Духа предохраняет собрание от вмешательства лицемеров, орудий сатаны. Присутствие Господа разогнало ту тьму, за которой скрывались данные обстоятельства. Под влиянием сильного порыва разум Симона уступил власти Христа, чье имя было прославлено служением Филиппа. Но перед лицом того факта, что человек может передать Духа Святого, выявилось истинное состояние сердца Симона, его желание прославиться, резкое противоречие между его нравственным состоянием и законом Божьим, светом от Бога. Он желает купить эту силу за деньги. Какая чудовищная мысль! Таким образом, неверие, которое, казалось, было устранено, так что божественное было внешне воспринято, выдает себя чем-то таким, что для того, кто имеет Духа Святого, кажется находящимся в таком разительном противоречии с Богом, что истинный характер этого становится очевидным даже для ребенка, наученного самим Богом. Таким образом, была установлена связь, соединяющая Самарию с центром деятельности в Иерусалиме, где еще оставались апостолы. Святой Дух, дарованный самаритянам, явился огромным шагом в развитии собрания. Несомненно, самаритяне были духовно очищены, признавали закон, хотя храм как таковой в определенной степени потерял для них свое значение. Основная масса верующих была более сплочена, и это было их преимуществом, так как они все еще держались Иерусалима; итак, Самария, получив благословение, вступила в связь со своим древним противником, к каковым принадлежали сами апостолы. Возможно, что апостолы не посещали храм во время гонений. Бог широко открыл им двери во вне, ибо сила Духа была с ними, и тем самым способствовала их деятельности, остановленной правителями Израиля в Иерусалиме. Подытожив, скажем, что все представленное здесь — это свободное проявление силы Святого Духа в других людях — не в апостолах и не в Иерусалиме, который отверг эту силу; а также это связи, поддерживаемые с апостолами и Иерусалимом, благодаря их основной деятельности и авторитету, а также той силы и власти, которой они были наделены. Окончив свою работу и обратив несколько самаритянских селений, Петр и Иоанн возвращаются в Иерусалим. Работа вне Иерусалима продолжается, но уже другими способами. Филипп, который отличался быстрой исполнительностью, исполненный послушания в искренней вере, был призван оставить свою успешную деятельность, с которой была связана вся его личная слава (если бы он даже и добивался ее) и в которой он был окружен уважением и восхищением. «Иди, — сказал ангел Господень, — на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу». То была пустыня. В своем послушании Филипп думает не о разнице между Самарией и Газой, но только о воле Господней; его благовествование теперь уже достигает новообращенных из язычников в Абиссинии. Среди учеников Господних к крещению был допущен хранитель сокровищ царицы Ефиопской, чья вера была окончательно определена свидетельством пророка Исаии. И казначей продолжает свой путь, радуясь спасению, ради которого он предпринял столь утомительное путешествие из далекой страны в Иерусалим, чтобы найти его в обрядах и церемониях, но найти с верой в слово Божье. Какая прекрасная картина благодати евангелия! Он уносит на родину то, чем наделила его благодать в пустыне, — то, чего не дало ему трудное путешествие в Иерусалим. Жалкие иудеи, изгнавшие свидетельство из Иерусалима, оказались за дверьми. Дух Господа далеко уводит Филиппа, и он попадает в Азот, ибо вся власть Господня — в руках Сына человека для свидетельства его славы. И Филипп благовествует всем городам, пока не приходит в Кесарию.